Геоурбанистика
§
транспортно-географическое
– положение относительно морских путей, других магистральных путей,
транспортных узлов;
§
сбыто-географическое -
положение относительно рынков сбыта товаров производственного назначения (угля,
черных металлов), рынков сбыта потребительских товаров;
§
демо-географическое –
положение относительно трудовых ресурсов, научно-технических кадров;
2.
Отношение к ареалам:
§
внутриареальное
(центральное, эксцентричное, периферийное) - положение относительно
административных ареалов, интегральных экономических ареалов, прочих ареалов (угольных
бассейнов, ареалов определенной с/х специализации, расселения определенной
национальности и т.п.);
§
межареальное - положение
относительно тех же объектов, что и внутриареальное положение.
Б. Производные территориальные отношения – отношения к линиям и фокусам:
§
на грузопотоках -
положение относительно внутрирайонных связей, межрайонных связей,
внешнеэкономических связей;
§
на пассажиропотоках –
преимущественно внутренних;
§
взаиморасположение -
положение относительно своей локальной системы городов (в том числе пригородной
зоны), своей территориальной системы городов, городов других территориальных
систем (особенно столиц).
В. Интегральные территориальные отношения (отношения отношений) – отношение к
территориям различного масштаба (с учетом интенсивности связей с ними):
§
микроположение – положение
относительно одного или нескольких административных районов, планировочного
микрорайона;
§
мезоположение – положение
относительно крупного экономического района;
§
макроположение - положение
относительно экономического региона или нескольких экономических районов;
§
мегаположение - положение
относительно группы экономических регионов, государств, континента.
2.2. Системы расселения
2.2.1. Иерархия систем расселения
Система расселения - это территориально целостная и
функционально взаимосвязанная совокупность поселений, которая характеризуется
как параметрами входящих в нее поселений, так и составом и интенсивностью социально-экономических
связей между ними. Иерархическая организация расселения очень сложна и многослойна.
Следует отметить формирование двух взаимосвязанных иерархий расселения: 1)
Иерархия интегральных систем расселения, соответствующая иерархии интегрального
экономического районирования; системы расселения здесь выступают подсистемами
экономических районов и как таковые являются главным объектом проектирования ,
планирования и управления.
Иерархия систем расселения, формирующихся на основе
качественно иных системообразующих связей (транспортная доступность для
некоторых деловых и эпизодических культурно-бытовых передвижений населения, для
некоторых производственных связей, плотность размещения населенных мест и
инфраструктуры и т.п.). Иерархия этих систем и сами системы расселения этого
типа мало исследованы. Но факт их существования можно считать установленным.
Это ареалы высококонцентрированного развития производства и расселения с
различными наименованиями («урбанизированный район», «урбанизированная зона» и
т.п.)[8]. Они привлекают к себе все большее внимание исследователей.
2.2.2. Идеальные системы расселения
Поиски закономерностей в пространственном размещении
человеческих поселений и создание моделей географии городов начались в первой
половине 20 века. Модели этого класса нацелены на поиск оптимального размещения
географических объектов в однородном пространстве - на бесконечной равнине, с
одинаковой плотностью и покупательной способностью населения, одинаковым для
всех транспортным сообщением, т.е. на идеальной территории, где влияние
географических факторов рельефа, климата, социально-экономических условий элиминировано.
Сравнение реально существующего размещения с модельным
позволяет сделать заключения о важнейших закономерностях
социально-экономического развития территории - результате деятельности людей,
деятельности, подчиняющейся объективным экономическим и пространственным
законам.
Было выявлено, что поселения людей размещаются не
случайно, а на основании общих правил и закономерностей, образуя сложную
структуру соподчинения от городов-гигантов до деревень, которые связаны в
единый комплекс «город и районы его тяготения». Фактическое размещение крупных,
средних и малых городов является результатом взаимного действия экономических,
природных, исторических факторов.
Одним из первых русских ученых, подошедших к созданию
моделей географии городов был В.П. Семенов-Тян-Шанский [1]. В
работе «Город и деревня в Европейской России», опубликованной в 1910 г. он
выявил «географический закон», согласно которому город как бы представляет
собой центр планетарной системы, ибо вокруг него по радиусам, на известных расстояниях
возникают вспомогательные к нему городов меньших размеров, находящиеся в
экономической зависимости от главного города.
2.3. Территориально-отраслевые системы городов
Территориально-отраслевые системы городов- компактные
группировки городов, градообразующая база которых создана немногими профилирующими
и взаимосвязанными отраслями хозяйства. Роль этих «дирижирующих» отраслей в
функциональной структуре городов проявляется очень отчетливо. Все остальные
виды деятельности подчинены ведущей отрасли и образуют с ней взаимосвязанное
сочетание[4].
Характерные признаки такой системы:
1.
Подобие функциональных
структур и сочетаний производств; участие в формировании градообразующей базы
ограниченного числа профилирующих отраслей.
2.
Соподчиненность городов-промышленных
центров в рамках производственной иерархии.
3.
Выдвижение города-лидера,
являющегося центром системы. Его командное положение объясняется и высоким
производственным централитетом, и повышенной долей производств, дающих конечную
продукцию, и развитостью сопутствующих отраслей, и развитием социальной сферы.
Необходимо отметить, что в городской политике,
осуществляемой в различных городах, должны учитываться не только особенности
тех или иных типов городов, но и своеобразие систем городов, в том числе и территориально-отраслевых.
Глава 3. Мировой процесс урбанизации
Города нужно строить в деревне,
где воздух гораздо лучше.
Анри Мурье
Урбанизацией называется рост городов, повышение удельного веса городского населения
в стране, регионе, мире, возникновение и развитие все более сложных сетей и систем
городов. Следовательно, урбанизация представляет исторический процесс повышения
роли городов в жизни общества, постепенное преобразование его в преимущественно
городское по характеру труда, образу жизни и культуры населения, особенностям
размещения производства[10]. Урбанизация – одна из самых важных составных
частей социально-экономического развития.
3.1. Исторические этапы
урбанизации
Создание урбанистического ковра Земли
имеет глубокие исторические корни. Первые города появились, по мнению
большинства исследователей, около 5000 лет назад в Месопотамии, несколько позже
- в Египте, затем - в Индии. Специалисты до сих пор спорит относительно того,
возникли ли перечисленные выше древнейшие городские цивилизации независимо друг
от друга или же несколько более поздние очаги урбанизации в долине Нила и на
Индостане испытали непосредственное воздействие месопотамских традиций.
Но в мировой истории есть бесспорный пример
независимого появления древнейших городских цивилизаций в до Колумбовой
Америке – в Мексике и Перу. В силу закономерностей исторического развития
американские аборигены, хотя и со значительным отставанием во времени,
самостоятельно пришли и к государственности, и цивилизации. При этом, несмотря
на всю свою специфику, древнейшие города Старого и Нового Света поразительно
близки между собой по важнейшим признакам: планировке, структуре, функциям, форме
политической организации и т.д.
Первые года на нашей планете были, конечно, не похожи
на современные. Потребовались тысячелетия исторического развития, чтобы к XIX веку
стали складываться контуры современной сети больших городов. В начале прошлого
столетия самым значительным городом мира стал Лондон (865
тыс. жителей); вторым в Европе был Париж (550 тыс.), третьим Неаполь
(340 тыс.); за ними шли Петербург (330 тыс.) и Вена (230 тыс.).
Между Лондоном и Парижем по величине – находились азиатские города Пекин,
Кантон (по 800 тыс. жителей) и Константинополь (570 тыс.).
Концентрация населения в городах, увеличение их роли в
жизни общества происходили на протяжении всей истории. Но только с начала XIX века
наблюдается значительное усиление этого процесса. С 1800 по 1900 года при общем
росте населения Земли в 1,7 раза городское население увеличилось в 4,4 раза, в
XX веке – соответственно в 3,7 и 13,3 раза [10].
Особенно резкий перелом в динамике городского
населения мира, а в более широком плане – в развитии самого процесса
урбанизации наступил во второй половине нашего столетия. Он получил название «городской
революции».
Высокие темпы роста городского населения во второй
половине XX века связаны с совмещением нескольких факторов. Два из
них наиболее значительны. Миграция сельского населения в городе в середине
нашего столетия приняла такие масштабы, что ее иногда называют великим
переселением народов XX века. Это огромное увеличение миграции в города
совпало в развивающихся странах с демографическим «взрывом», что также способствовало
небывалым темпам роста городского населения. В 1991 – 1995 г.г. горожан в мире
ежегодно в среднем становилось больше на 61 млн. человек (сельских жителей – на
25 млн.) (см. рис. 1).
Рис. 1. Доля городского населения в %, середина 1990-х
гг.
(по материалам с сайта #".?1879053312@0809355520">миграцией
городского населения в сельские поселения
и переносом форм хозяйственной деятельности,
характерных для городов, в
сельскую местность.
3.5. Перспективы мировой урбанизации
Объективный
процесс постоянного укрупнения обширных городских структур в XX веке,
особенно усилившийся в последние десятилетия, стал убедительным аргументом в
многолетней дискуссии между сторонниками больших и малых городов о перспективах
мировой урбанизации. Под его влиянием позиции сторонников «контрурбанизации»,
представлений, что «большой город – плохо, а малый или деревня – хорошо»,
заметно пошатнулись. Немалый вклад в это внесли и исследования географов (Ж.
Готманн) и градостроителей (К. Доксладис) за рубежом и в нашей стране (В.М.
Гохман), которые уже в 60-70-х г.г. увидели в сверхкрупных урбанистических
образовании начало нового этапа в организации территории, деятельности человека
и всей городской жизни [11]. В пользу больших городов свидетельствует негативный
опыт авторитарных режимов по запрещению (Индонезия) или ограничению миграции
сельского населения в крупные города, выселению миллионов горожан в сельскую
местность (Китай, Куба).
Таким
образом, и объективные процессы саморазвития населения, и опыт науки и практики
говорят о том, что перспективы расселения необходимо связать с дальнейшим
развитием урбанизации и крупных урбанистических структур, а «певцы» села
и малого города заблуждаются. Состоявшаяся в 1996 г. в Стамбуле
представительная Вторая Конференция ООН по проблемам среды обитания
поддерживала концепцию дальнейшего развития крупных городов. В итоговом
документе участники конференции вполне ясно высказались за урбанизацию. Города,
сказано в нем, способны облегчить жизнь людей оказывать им больше услуг,
ликвидировать бедность, увеличить продолжительность жизни и успешнее справляться
с постоянным ростом населения нашей планеты. Большинство людей стремятся в
города по той причине, что как бы ни была трудна там жизнь, она все же лучше,
чем сельская.
Поэтому
вместо того чтобы всеми средствами сдерживать приток сельской бедноты в крупные
города, нужно сосредоточить усилие на том, чтобы сделать эти города более
пригодными для жизни. На конференции отмечали, что крупные и сверхкрупные
города и городские агломерации – это наше будущее, и мы должны быть готовы
принять его как естественное следствие современного развития. И столь же
естественно желание людей жить в них. В подготовленном к конференции огромным
международным коллективом специалистов капитальном докладе «Урбанизирующийся
мир» подчеркнуто, что люди перебираются в города по вполне разумным и
объяснимым причинам и было бы безумием ставить им препоны.
Из
сказанного следует и практические выводы. На конференции в Стамбуле решено
направлять основной поток международной финансовой помощи не в сельские районы,
а в города «третьего мира». Установлено, что у сверхкрупных городских
образований, даже если они расположены в разных частях планеты, больше общего
друг с другом, чем с сельскими регионами своих стран. Проблемы, осложняющие их
жизнь, будь то рост преступности или заторы в «час пик». Если и будут
когда-либо решены, то не в глубинке своего государства, а в одном из гигантских
собратьев, переживающих те же трудности. Так, принятая властями Нью-Йорка
программа борьбы с загрязнением воздушного бассейна была разработана в
Сан-Паулу. И таких примеров усиления международного сотрудничества крупных городов
множество.
Но
сверхкрупные городские агломерации, конечно, не резиновые. Ограничение роста
заложено в них значительно. Оно отражает саморазвитие городских систем и в
определенной мере воздействие проводимой властями политики. В развитых странах,
как только 70-75% их населения концентрируется в городах, рост городов
замедляется или даже останавливается. Так, самая крупная городская агломерация
мира Токио (26,8 млн. жителей в 1995 г.) все более теряет привлекательность для
мигрантов; годовой прирост населения там в результате снизился
до 50%.Замедление темпов роста наблюдается и в некоторых крупнейших городских
агломерациях развивающихся стран, например в Мехико и Сан-Паулу.
Однако
это не означает снижение темпов урбанизации в целом, как интерпретируют процесс
сторонники «контрурбанизации». Население по- прежнему переезжает из сельской
местности в города. Просто все чаще люди выбирают города поменьше, других типов
и функционального профиля. В результате урбанистический ковер планеты
становится разнообразнее и интенсивнее, но его главные «узоры» доминанты все
более определяют крупные и сверхкрупные городские агломерации и мегалополисы.
Глава 4. Тенденции урбанизации в России
4.1. Этапы урбанизации в России в ХХ веке
Как известно, урбанизация представляет сложное
комплексное явление, измерить которое с помощью одного показателя практически
невозможно. Но можно рассмотреть тенденции урбанизации в Российской Федерации в
1959- 1997 гг. с демографической точки зрения и использовать при этом только
один показатель - процент городского населения по административным территориям
России [14]. Важно отметить, что для России в целом доля городского
населения за последние сорок лет выросла весьма существенно - с 52,4% до 73,1%.
По отдельным территориям эти изменения были также весьма значительны. Существуют
следующие уровни урбанизации:
1 -
очень низкая степень урбанизации (12,0-31,9% городского населения),
2 -
низкая степень урбанизации (32,0-42,9%) городского населения,
3 -
пониженная степень урбанизации (43,0-55,9% городского населения),
4 -
средняя степень урбанизации (56.0-61.9% городского населения),
5 -
повышенная степень урбанизации (62,0-69,9% городского населения),
6 -
высокая степень урбанизации (70,0-75,9% городского населения),
7 -
очень высокая степень урбанизации (76,0-100,0% городского населения).
Распределение регионов России по приведенным градациям
в 1959 и в 1997 гг. значительно отличалось. Так, если в 1959 г. 21 территорию
согласно вышеприведенной классификации можно было отнести к категории очень
низко урбанизированных, то в 1997 г. только 4 территории - остались в этом
списке. В 1959 г. 20 территорий относились к категории низко урбанизированных,
а в 1997 г. таких территорий осталось 5
[19]. К категории «пониженная
степень урбанизации» в 1959 г. относились 18 территорий, а 1997 г. - 7; к категории
средне урбанизированных, соответственно, в 1959 и 1997 гг. относилось 11 и 8
территорий, повышенная степень урбанизации была характерна для 6 и 26
территорий, высокая степень - для 3 и 14 , а очень высокая степень - для 7 и 26
территорий, соответственно.
Так, к 1997 г. только 4 территории остались в группе
наименее урбанизированных регионов. Это Республика Алтай (24,3% городского
населения), Корякский (25,0%),Эвенкийский (30,0%) и Коми-Пермяцкий (30,8%) автономные
округа, а на трех территориях (конечно, не считая гг. Москвы и
Санкт-Петербурга) процент городского населения оказался выше 90%. Это
Магаданская (90,0)и Мурманская (90,8) области, а также Ханты-Мансийский
автономный округ (92,1).
Если интервал 1959-1997 гг. разбить на отдельные
промежутки, представляющие интерес с сточки зрения собственно процесса
урбанизации, то можно выделить особенности процесса урбанизации в отдельных
регионах. Так в 1959-1979 гг. максимальное увеличение процента городского населения
наблюдалось в Ханты-Мансийском автономном округе - на 36,1 процентных пункта (с
26,6% до 62,7%); в Республике Мордовии - на 18,4; в Кировской области - на 17,4;
в Тюменской области - на 17,3; в Рязанской области - на 17,1; в Ульяновской
области - на 16,2; в Смоленской области - на 15,8; в Белгородской области - на
15,6 процентных пункта и т.п. Но, если резкое повышение доли городского
населения в Ханты-Мансийском округе и Тюменской области было связано с началом
освоения нефтегазовых месторождений, то аналогичный подъем для других областей
был связан со строительством и началом эксплуатации крупных промышленных
объектов (авиационные заводы, автозаводы, металлургические комбинаты). Если
построить график зависимости между процентами городского населения по различным
административным территориям России в 1959 и 1970 гг., то легко видеть, что все
административные территории (точки на графике) расположатся близко от прямой
линии (см. рис. 2). Это означает, что в рассматриваемый период
тенденции урбанизации проявлялись достаточно сильно практически во всех регионах
России.
Рис.2 .
Тенденции урбанизации по территориям России с 1959 по 1970 гг.
(по
материалам демографического ежегодника России 1997 (электронная версия). - ГК
РФ по статистике)
На следующем графике (см. рис. 3) представлена
зависимость между процентами городского населения по различным административным
территориям России в 1970 и 1979 гг. Только в одной Еврейской автономной области
процент городского населения несколько уменьшился за этот период (уменьшение на
0,2 процентных пункта с 68,6% до 68,4%), а по остальным административным
территориям этот процент значительно увеличился. Наибольшее увеличение наблюдалось
в Белгородской области (17,5 процентных пункта), в Орловской области (16,3), в
Ханты-Мансийском автономном округе (15,7) и в Курской области (14,7). Общая
тенденция урбанизации продолжала проявляться достаточно сильно.
Рис. 3.
Тенденции урбанизации по территориям России с 1970 по 1979 гг.
(по
материалам демографического ежегодника России 1997 (электронная версия). - ГК
РФ по статистике)
На следующем рисунке (см. рис.
4) представлены тенденции
урбанизации на последний из рассматриваемых периодов: 1989-1994 гг.
Рис. 4.
Тенденции урбанизации по территориям России с 1989 по 1994 гг.
(по
материалам демографического ежегодника России 1997 (электронная версия). - ГК
РФ по статистике)
Последний рисунок (см. рис. 5)может дать представление о динамике городского
и сельского населения в 1990-е гг.
Рис. 5. Динамика городского и сельского населения в 1990-х
годах, тыс. человек
(по
материалам с сайта #"1.files/image006.jpg"> |