Географическое положение и история Афганистана
К племенному
объединению каррани (ок. 1,5 млн. чел.) принадлежат племена афридии, моманды,
шинвари, оракзаи, джаджи, или дзадзи, чакмани, джадраны и др. Они населяют
преимущественно территорию на юго-востоке страны, в районе Джалалабада,
Хайберского прохода и по обе стороны границы с Пакистаном. Другие крупные
племена: мангалы, тани, тури и др.
Кочевники
Афганистана – кучи (или кучаи), которых обычно относят к пуштунам, образуют
самостоятельную этническую группу и по действующей афганской конституции
пользуются особым положением в государстве. По разным оценкам, в Афганистане живет
от 2,5 до 6 млн. кучи, но речь идет не только о кочевых пуштунских племенах,
как ахмадзаи, но также о многочисленных кочевых народах региона (аймаки,
белуджи, арабы и др.). В значительной степени из-за войн кучи вынуждены
отказываться от своего сложившегося веками кочевого образа жизни и переходить к
оседлости.
На втором
месте по численности (более 7 млн., 2005) стоят таджики, относящиеся к числу
коренных жителей этого региона. К нач. 13 в. они населяли все крупные оазисы к
северу и югу от Гиндукуша, теперь они населяют главным образом северные и
северо-восточные районы (прежде всего Герат и Бадахшан), долины рек Панджшера и
Горбенда, а также г.Кабул. Как народ иранского происхождения, они пользуются
языком дари (или фарси-кабули), сходным с персидским. Среди таджиков
преобладают мусульмане-сунниты, но немало и шиитов-исмаилитов. Основные занятия
таджиков – земледелие, ремесленничество и торговля. Многие из них, получив
образование, стали чиновниками и государственными деятелями. Президент
Афганистана в 1992–1996 Бурхануддин Раббани и командующий правительственными
войсками Ахмад Шах Масуд (которого прозвали "панджшерским львом") –
таджики. К таджикам иногда относят афшарей (ок. 5 тыс. чел.) и кызылбашей (10
тыс. чел.), потомков персидских воинов, переселенных в Афганистан в 18 в.
Надир-шахом Афшаром. Они расселены в Кабуле и Кандагаре, а также в Герате,
кызылбаши говорят только на дари, а афшары – на одном из диалектов
азербайджанского языка (азери).
В степях в
бассейне р.Амударья (северо-запад Афганистана) проживают несколько групп,
говорящих на тюркских языках – туркмены, узбеки и др. Первые населяют северные
районы Афганистана, прежде всего Фарьябе и Бадгисе, вторые достаточно компактно
живут в северных предгорьях Гиндукуша, на территории Чар-Вилайет (четыре
области), где до их завоевания афганцами в серед. 19 в. существовали узбекские
ханства Меймане, Ахча, Балх и Кундуз. Сегодня это районы Герата, Фарьяба,
Джоузджана, Балха, Тохара, Кундуза, Баглана и Бадахшана. И те, и другие тоже
относятся к мусульманам-суннитам, сохраняют строго патриархальную социальную
структуру. Их основные занятия – земледелие и скотоводство, а туркмены слывут
также искусными ковроделами. Часто узбеки и туркмены живут в одних деревнях
вместе с таджиками и афганцами, не смешиваясь при этом. Небольшими группами
среди узбекского населения расселены казахи (ок. 2 тыс. чел., 2003, район
Кундуза и Ханабада) и каракалпаки (ок. 2 тыс. чел., 2003, район Джалалабада и
Мазари-Шарифа). Лидер афганских узбеков Рашид Достум до 2005 возглавлял "Национальное
исламское движение Афганистана", которое противодействовало талибам.
Хазарейцы –
народ монгольского происхождения, исповедующий ислам шиитского толка, хотя на
севере и северо-востоке страны имеются группы хазарейцев-суннитов и исмаилитов.
Предположительно, предки хазарейцев пришли в Афганистан в 13–14 вв. из Китая
или Монголии. Сегодня в стране живет ок. 5 млн. хазарейцев, не считая беженцев
в Иране (ок. 200 тыс. чел.). Они сконцентрированы в центральной части
Афганистана, прежде всего, в Хазараджате (область между Кабулом и Гератом), но
поселения хазарейцев есть и в других районах страны (Кабуле, Бадахшане,
Нангархаре, Кундузе и Кандагаре). Хазарейцы говорят на архаичном диалекте
персидского языка. Среди них преобладают земледельцы и овцеводы, в городах они
образуют большую прослойку наемных рабочих. Основные племена: бесуд, джагури,
дайзанги, дайкунти, урузгани, шейхали, фулади и якауланг. Как религиозное
меньшинство, хазарейцы всегда подвергались дискриминации и угнетению со стороны
пуштунов и таджиков, но особенно жестокие гонения на них были при талибах, что
вынудило многих хазарейцев бежать в Иран (он издавна оказывал политическую и
военную поддержку шиитским группам в Афганистане). Основной политической
организацией хазарейцев является ПИЕА – "Партия исламского единства
Афганистана" ("Хезбе вахдат").
В горах на
северо-западе и севере Афганистана, вдоль афгано-иранской границы, живут
чараймаки (или аймаки) – полукочевые народы смешанного этнического
происхождения, сформировавшиеся несколько столетий назад в результате слияния
местного таджикского населения с тюрко-монгольскими племенами. По оценкам, их
численность в Афганистане составляет от 600 тыс. до 1,2 млн. чел. Обычно в
состав аймаков включают джамшидов (92 тыс. чел.), хазараи-калайинау (аймаки-калайинау,
162 тыс. чел.), фирузкухов (125 тыс. чел.), таймани (416 тыс. чел.), а также
теймуров (104 тыс. чел.), которых, однако некоторые исследователи относят к
таджикам (данные за 2003). По своему происхождению чараймаки близки к
хазарейцам, имеют одинаковые с ними названия племенных объединений, но
исповедуют ислам суннитского толка и говорят на диалектах, близких к языку
дари.
Белуджи (290
тыс. чел., 2003) и брагуи (ок. 250 тыс. чел., 2003) населяют некоторые
местности на юго-западе страны, к югу от р.Гильменд, хотя отдельные группы
белуджей живут и севернее. Оба народа имеют много общего: в большинстве своем
они давно перешли на оседлость, занимаются земледелием, скотоводством и
ковроткачеством. Но белуджи принадлежат к индоиранской группе, а брагуи по
некоторым признакам относятся к дравидийским народам. Основные племенные группы
брагуи – захри-менгал, раисани и сарпара. Племена делятся на кланы (таккары), а
кланы – на роды (фалли). Живя в близости с белуджами, брагуи настолько переняли
многие их обычаи и языковые особенности, что часто называют себя белуджами,
считая себя их особой ветвью.
В дополнение
к основным этническим группам по всему Афганистану, особенно к северу от
Гиндукуша, рассеяны множество небольших народностей, которые насчитывают от
нескольких тысяч до нескольких сот человек. В западных районах страны, в
Джувейне и долине Хашруда, проживают персидские народности (ок. 25 тыс. чел.,
2003), исповедующие ислам шиитского направления. На границе с Ираном, на
юго-западе страны, расселены небольшие общины курдов. К северу-востоку от
Чарикара и к северу от г.Кабул живут парачи (5–6 тыс. чел.), а к югу и востоку
от него – ормури (2–5 тыс. чел.), также принадлежащие к иранской группе.
Исследователи считают их потомками древнейшего населения Афганистана, жившего
здесь до появлений пуштунов. Другие народности (нуристанцы, киргизы, казахи,
пашаи и др.) – немногочисленны. Нуристанцы, включающие племена кати (св. 15
тыс. чел., 1994), паруни (ок. 1 тыс. чел., 2000), вайгали (1,5 тыс. чел., 2000)
и ашкуни (ок. 1,2 тыс. чел., 2000), а также трегами (ок. 1 тыс. чел., 1994), до
насильственного обращения в ислам афганским эмиром в 1895–1896 назывались
кафирами ("неверными"). Они живут довольно замкнуто в высоких горах к
северо-востоку от долины р.Кабул, говорят на множестве диалектов, в их культуре
много общего с культурой припамирских таджиков. На юго-востоке Афганистана в
горных долинах притоков рек Кабул и Кунар (по соседству с нуристанцами) живут
группы небольших народов (тирахи, джати, кохистанцы, гуджары), говорящих на
диалектах, которые выделяются в особую дардскую подгруппу индоарийских языков.
Наиболее крупные среди них – пашаи или лагманцы (ок. 124,2 тыс. чел., 2003), по
образу жизни и обычаям близкие к афганцам. Памирские народы в Афганистане насчитывают
ок. 100 тыс. чел. и представлены дарвази (ок. 10 тыс. чел., 2003), шугнанцами
(ок. 20 тыс. чел., 1994), мунданцами (3,7 тыс. чел., 2000) и ишкашимцами (ок. 1
тыс. чел., 1990), а также близкими к ним зебакцами и сангличцами. Несколько
тысяч ваханцев (ок. 18 тыс. чел., 1990), которые также принадлежат к памирским
народам, сконцентрированы в пределах узкого Ваханского коридора. На крайнем
северо-востоке страны, на Памирском нагорье и в Бадахшане, продолжают жить
киргизы (ок. 0,7 тыс. чел., 2000). В 1978 большая их часть перекочевала в
Гилгит и Хунзу (Пакистан), а затем переселилась в Турцию (окрестности оз.Ван).
Уйгуры живут в нескольких деревнях Бадахшана и Аби-Барика. Арабы (по разным
оценкам, от 10 до 35 тыс. чел.) живут в нескольких деревнях на севере страны:
вблизи Даулетабада, Балха, Шибиргана и южнее Талукана. Несколько тысяч монголов
живут вблизи Герата.
При всем
национальном многообразии население Афганистана можно объединить в четыре
этнолингвистические группы – иранскую, тюркскую, нуристанскую и индоарийскую.
На юге, в центре страны и северо-востоке преобладают ираноязычные народы
(пуштуны, таджики, хазарейцы, аймаки и др.), тогда как на северо-западе, на
обширной Бактрийской равнине, издавна живут тюркские народы (узбеки, туркмены,
киргизы). На востоке страны, в труднопроходимых горных районах, расселены
народы индоарийской (пашаи, панджабцы) и нуристанской групп.
Языки. По
оценке, в Афганистане насчитывается более 20 языков и 200 различных диалектов.
Согласно действующей конституции, официальными языками в Афганистане признаны
пушту (афганский язык) и дари (фарси-кабули, афганский диалект персидского
языка). Наряду с этим, статус официального имеют еще пять языков (узбекский,
таджикский, балучи, нуристани и пашаи), но только в тех районах, где ими
пользуется большинство населения
С момента
основания Афганистана и до 1936 единственным государственным языком был дари,
имеющий давние литературные традиции еще со средневевековья. К 1964 все
официальное делопроизводство было переведено на пушту (пашто) – язык пуштунов.
Он принадлежит к индоевропейской семье языков и насчитывает ок. 20 племенных
диалектов, объединенных в две основные ветви: восточную, или пахто (с
гильзайским, пешеваро-момандским и афридийским диалектами) и западную, или
пашто (с кандагарским (или дурранийским), вазирским, хаттакским и др.
диалектами). Наибольшее распространение пушту имеет в пуштунских областях, где
на нем говорит ок. 13 млн. чел., и попытки правительства повысить его статус до
сих пор терпели неудачу.
Дари
(восточный фарси), относящийся к западно-иранской группе языков, выступает не
только как язык государственного управления и экономики, но почти повсеместно
(кроме провинции Кандагар и восточных районов провинции Газни, где доминируют
пушту) служит языком межнационального общения. Считается, что больше половины
населения Афганистана предпочитают говорить на дари. Наряду с литературной
формой дари, в Афганистане имеют распространение его местные диалекты и говоры
(кабульский, гератский и др.). Говоры дари Бадахшана, Панджшира, Кохистана и
района Кабула сходны говорам таджикского языка в Средней Азии. Оба языка имеют
письменность, созданную на базе арабской графики.
На одном из
диалектов курдского языка говорят на границе с Ираном в районе Герата.
Хазарейцы пользуются одним из архаичных диалектов (хазараджи) персидского
языка, с которым связаны также балучи (белуджский) и таджикский языки. К одному
из диалектов дари иногда относят язык чараймаков (аймак), имеющий много
заимствований из тюркских языков. Узбеки, туркмены и киргизы принадлежат к
тюркоязычным народам. Нуристанцы говорят на языках кати, вайгали, ашкун,
прасун, вамайи, паруни и др., представляющих обособленную древнюю ветвь
(дардские языки), которая выделилась из иранской и индийской языковых групп.
Брагуи говорят на языке, принадлежащем к дравидийской семье, он сходен с
языками народов Южной Индии. Из семитских языков известен таджикский диалект
арабского. В южных районах Афганистана можно услышать урду, а в некоторых
городах – западный панджаби и синдхи, которые относятся к индийской группе
языков.
Сельское и городское население. Население Афганистана –
преимущественно сельское. До начала военных действий 1980-х ок. 76% населения
страны занимались в основном оседлым земледелием, 9% были скотоводами и вели
кочевой или полукочевой образ жизни. К 2003 в сельской местности жили ок. 77%
населения. В стране насчитывается более 22 тыс. сельских населенных пунктов ("карья").
По разным оценкам, от 2,6 млн. до 5 млн. афганцев ведут кочевой и полукочевой
образ жизни.
В серед.
1980-х в столице и административных центрах провинций было сосредоточено ок.
20% населения страны. Беженцы из деревень пополнили население ряда крупных
городов, в первую очередь Кабула (ок. 2 млн. чел., 1989) и Джалалабада. Однако
из-за военных действий 1990-х, вспыхнувших в непосредственной близости от
некоторых крупных городов, произошел отток населения, прежде всего из Кабула и
Мазари-Шарифа. Только на улицах Кабула в 1992–1996 погибли свыше 50 тыс.
жителей. В результате тяжелых боев 1992–1994 численность населения столицы и ее
окрестностей сократилась и, по оценке 1996, составляла всего 647,5 тыс. чел. (в
нач. 1990-х – 2 млн. чел.). Большинство других городов, включая Герат и
Кандагар, также значительно пострадали от военных действий.
К 2003 доля
городского населения выросла до 23%, при этом приблизительно половина всех
горожан проживало в г.Кабул – столице и самом крупном городе страны. В 2005
число его жителей составляло 3,04 млн. чел., а в городской агломерации – 4,9
млн. чел. В Кабуле можно встретить представителей разных этнических групп,
населяющих Афганистан, но большинство жителей составляют таджики, хазарейцы
(ок. 25%) и пуштуны (ок. 20%). Кабул населяют также небольшие общины сикхов,
индусов и узбеков.
На юге
Афганистана, у подножия отрогов Западного Гиндукуша расположен г.Кандагар –
второй по величине город страны (359,7 тыс. жителей, 2004) и важнейший центр
торговли, связанный транспортной сетью с Пакистаном. Издавна Кандагар считался
центром пуштунского Афганистана. При Ахмад-шахе Дуррани (1748–1774) город был
первой столицей Афганистана, в 1818–1855 – центром Кандагарского княжества, а в
1994–2001 – центром движения "Талибан".
На западе
Афганистана в крупном оазисе на р.Герируд и пересечении торговых путей между
Ираном, Афганистаном и Туркменистаном расположен г.Герат (254,8 тыс. чел.,
2003). Город был столицей Афганистана в 1797, 1818, а затем стал центром
Гератского княжества, борьбу за который вели Афганистан и Иран. В 1990 Герат
стал вотчиной Исмаил Хана (один из полевых командиров моджахедов). В 1995 город
был захвачен талибами, а в ноябре 2001 перешел под контроль Северного альянса.
К числу
наиболее значительных городов относятся также Джалалабад (192 тыс. жителей) и
Газни (136,3 тыс. чел.), которые расположены к востоку и югу от Кабула, а также
города на севере страны: Мазари-Шариф (291,9 тыс. чел.), Кундуз (161,9 тыс.
чел.), Бамиан (119,5 тыс. чел.), Баглан (105,1 тыс. чел.), Балх (104,3 тыс.
чел., все данные за 2005), Чарикар (33,9 тыс. чел.) и Файзабад (14,1 тыс. чел.,
данные за 2003). Несмотря на рост населения, восстановление городов идет
медленно, а инвестиции в инфраструктуру минимальны. Большинство городов
испытывают необходимость в системе очистительных сооружений, водонасосных
станций и общественном транспорте.
Миграции. Внутренние миграции традиционно были невелики и связаны с перемещением
кочевых племен или переселением из сельской местности в города и оазисы. С кон.
1970-х резко возросли внешние миграции. По оценкам, к нач. 1980-х в пограничных
районах Пакистана и Ирана оказалось до 4,5 млн. афганских беженцев, в т.ч. ок.
3 млн. в Пакистане и 1,5 млн. в Иране. Кроме того, не менее 150 тыс. беженцев
из Афганистана приняли другие страны, в т.ч. Австралия, США и Канада, страны
Западной Европы и Ближнего Востока. К 1987 в Пакистане и Иране находилось 5,5–7
млн. беженцев. Их количество несколько сократилось к кон. 1992, когда в
Афганистан из Пакистана возвратились ок. 1,5 млн. чел. Новые потоки беженцев хлынули
в соседние страны в 1995–1998 и 2001–2002. По оценкам ООН, к серед. 1990-х
количество беженцев из Афганистана возросло до 6,5 млн. чел., из которых ок.
2,9 млн. чел. находились в Иране. На территории России к кон. 1990-х проживало
не менее 100 тыс. афганцев. В кон. 2001 после падения режима талибов многие из
них начали возвращаться в Афганистан. К кон. 2004 в страну вернулись более 1,5
млн. беженцев из Пакистана и свыше 1,46 млн. из Ирана. По предварительным
подсчетам, в 2005 в Пакистане оставалось от 2 до 4 млн. афганских беженцев.
Религия. Государственной
религией Афганистана является ислам. Согласно конституции, приверженцы других
верований (сикхи и индусы) обладают равными с мусульманами правами.
Подавляющее
большинство населения Афганистана (80%) исповедует ислам. Наиболее
распространен суннизм ханафитского толка, которого придерживаются ок. 80% всех
афганцев. Суннитами являются пуштуны и узбеки, туркмены, белуджи, а также часть
чараймаков и таджиков. Одними из последних ислам приняли нуристанцы, которые
еще в кон. 19 в. придерживались местных верований. На территории страны до сих
пор действуют ряд крупных суфийских орденов – Чиштийя, Накшбандийя и Кадырийя (См.
СУФИЗМ).
Небольшая группа населения относится к секте ахмадие. Шиизм исповедуют ок. 19%
жителей страны, среди них хазарейцы, кызылбаши и персы, а также некоторые
горные пуштунские племена (афганцы-дзадзи) и часть теймуров. Общины шиитов
имеются в районе Кабула, Герата, Газни и Хазараджата. Народы Бадахшана и часть
таджиков в большинстве своем принадлежат к исмаилитам (ок. 2% мусульман
Афганистана), главным центром которых является город Пули-Хумри (провинция
Баглан). Из религиозных меньшинств наиболее многочисленны общины сикхов и
индуистов (ок. 3,7 тыс. чел., 2005), проживающих преимущественно в крупных
городах. В Афганистане остаются также парсы (зороастрийцы), действует
католическая миссия. В 1948 в Афганистане (в основном в Герате, Кабуле и Балхе)
жили ок. 5 тыс. евреев, к 1973 их осталось всего ок. 200 чел. Большинство
еврейских семей покинуло страну, выехав в Израиль.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА
Государственное устройство. В соответствии с принятой в 2004 конституцией Афганистан является
Исламской Республикой с президентской формой правления. Высшая исполнительная
власть принадлежит президенту, избираемому на всеобщих, прямых и тайных выборах
сроком на 5 лет. Президент может быть избран не более двух раз. С 9 октября
2004 этот пост занимает президент Хамид Карзай, избранный на выборах, но в
условиях иностранной оккупации. Президент также возглавляет кабинет министров.
Он является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, назначает
министров и других высших государственных чиновников с одобрения парламента. У
него есть два заместителя (вице-президента), которые избираются параллельно с
ним.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|