рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Европейский Север рефераты

Озёра на территории города: Онежское (Петрозаводская губа), Логмозеро, Ламба, Денное, Четырёхвёрстное.

На карте Абрахама Ортелиуса, опубликованной в 1592 г., примерно на месте современного Петрозаводска обозначено поселение Онегаборг (Onegaborg). По мнению учёных, это, скорей всего, ошибка — так могло именоваться поселение на Белом море (Онежская губа). Первые поселенцы на территории современного города появились около 9000 лет назад.

Город основан 29 августа 1703 года как поселение при Петровском (изначально — Шуйском) заводе. В 1734 году завод был закрыт, но поселение продолжало существовать.

В 1773 году был основан новый завод — Александровский пушечный. В 1777 году указом Екатерины II слобода была преобразована в город Петрозаводск.

В 1781 году Петрозаводск стал центром Олонецкой провинции, а с 1784 — Олонецкой губернии. В 1784—1785 гг. губернатором был русский поэт Державин, Гавриил Романович

В октябре 1941 г. город был оккупирован финляндской Карельской армией и переименован в Äänislinna (русская транскрипция использовалась такая: «Яанислинна», что означает «Крепость на Онего», также в последнее время используются варианты «Энислинна», «Ээнислинна»); в Петрозаводске были созданы и действовали органы военного управления на оккупированных Финляндией территориях Восточной Карелии. 14 октября 1941 г. в Петрозаводске был образован первый финский концентрационный лагерь времён Второй мировой войны, заключению в который подлежали русские мужчины 18911924 гг. рождения. Всего в городе было создано 7 концлагерей. В феврале 1943 года многие названия улиц были переименованы на финский манер. В 1944 г. с усилением давления Красной Армии на Свири войска финской Олонецкой группы (Aunuksen ryhmä) практически без боёв отошли за советско-финскую границу, установленную Тартуским договором 1920 г. Красная Армия вступила в город 28 июня 1944 г.

Наиболее крупные промышленные предприятия города: АО «Онежский тракторный завод» (тракторы для лесной промышленности); Судостроительный завод «Авангард» (рыболовные суда); Завод «Петрозаводскмаш» (бумагоделательное оборудование) и многие другие.

Пищевая промышленность: Петрозаводский молочный комбинат Славмо, Холод-Славмо (отделенное от Славмо производство мороженого), Карельский мясокомбинат, Петрозаводский ликеро-водочный завод «Петровский», Карельский рыбокомбинат и многие другие.


4.5. Вологда


Во́логда —административный центр Вологодской области (с 23 сентября 1937 года).

Вологда — один из немногих российских административных центров субъектов федерации, уступающих как по численности населения, так и по промышленному потенциалу другому городу региона, второй (после Череповца) по размеру город области.

Город расположен на берегу реки Вологды. Численность населения — 293 900 человек.

Отсчёт своей истории город Вологда ведёт с 1147 года. В житии преподобного Герасима повествуется, что именно в этот год «на великий лес на средний посад Воскресения Христова Ленивыя площадки малого торжку» пришёл на Вологду из Киева монах Герасим и основал на Кайсарове ручье Троицкий монастырь. Это наиболее ранняя дата упоминания о городе в письменном источнике. Она и считается датой основания Вологды. Самое популярное объяснение связывает происхождение названия Вологда со словом «волок», так как новгородцы двигали свои ладьи в бассейн Сухоны и Северной Двины именно по волокам.

Но есть и другие версии происхождения названия Вологда. Местность, занимаемая Вологдою, издревле была заселена различными финно-угорскими племенами, последними представителями которых здесь остаются ныне зыряне.

Возможно, слово Вологда происходит от угрофиннского «волок», — «большой лес», среди которого был основан этот город; другие объяснение наименования видят в зырянском «волоква», — «лесная вода» или «ясная вода». Корень имени Вологда может иметь Славянское или старо-Русское происхождение, возможно от имени какого-либо князя или княгини построивших город или владевших им, так как среди первых Российских князей были Всеволоды, а раньше бывали Рогволды и Рогволгды. В других летописях есть упоминания о древних народах, обитавших около реки Вологды и Кубенского озера, которые до крещения Руси именовались Волоты, потому что почитали за богов Волотов — Великанов от имени которых и произошло название реки и города Вологды.

Есть у Вологды и другое название — Насон-город, известное по песням и преданиям. Оно произошло от имён святых апостолов Иасона и Сосипатра в день которых царём Иваном Грозным проведена закладка каменной крепости 28 апреля 1565 года.

Выгодное положение города Вологды на перекрёстке водных путей сделало город в XIIIXV веках местом междоусобных войн Новгорода и Москвы. Лишь в конце XIV века Московский князь Василий Дмитриевич присоединил Вологду к своим владениям и с этого времени город — удел московских князей.

В ту пору Вологда видела Галицкого князя Дмитрия Шемяку, великих князей Василия Тёмного, Ивана III, Василия III. Из дерева строились городские укрепления и мосты, жилища и церкви, торговые и производственные помещения. Ленивая площадка с церковью Воскресенья оставалась центром древнего города почти пять веков. Лишь в 1565 году Иван Грозный начал строить на нижнем Посаде каменный город с Софийским собором.

С правлением Ивана IV Грозного связан значительный период расцвета и укрепления Вологды. Прежде всего, город становится одним из важнейших транзитных центров во внешней торговли России с Англией, Голландией и другими западными странами по Беломорскому пути и в торговле с Сибирью по Сухоне и Вычегде. В Вологде был построен государев кладовой двор на берегу реки. Англичане открыли в городе свою торговую контору.

Торговый агент Гасс в 1554 году писал о Вологде, что это большой город в центре России, окружённый многими и хорошими городами; здесь изобилие хлеба и нет города в России, который бы не торговал с Вологдой.

Иван Грозный неоднократно наведывался в Вологду. Чувствуя себя здесь в большей безопасности, он решил создать здесь свою новую резиденцию. Существует легенда, что Иван Грозный хотел превратить Вологду в столицу, но этому помешал якобы упавший с потолка недостроенного Софийского собора осколок кирпича «как из своду туповатова упадала плинфа красная», который чуть-чуть не пришиб царя. Но это легенда, историки же утверждают, что Иван IV горел желанием превратить Вологду в столицу опричнины. Последовавшая вскоре ликвидация опричнины, очевидно, изменила замыслы Грозного в отношении Вологды.

В смутное время Вологда и её окрестности подверглись сильному опустошению. В 1605 году город охватила эпидемия чумы. 22 сентября 1612 года город был взят поляками и литовцами, которые уничтожили практически все его население, включая монахов Спасо-Прилуцкого монастыря. Как свидетельствовал вологодский архиепископ Сильвестр: «22 сентября, за час до восхождения солнца, разорители православной веры пришли на Вологду безвестно изгоном, город взяли, людей всяких повысекли, церкви Божии поругали, город и посады выжгли до основания».

С воцарением на престоле династии Романовых вновь на землю вологодскую возвращается былая жизнь. По указу царя Михаила Фёдоровича возрождается новая, более мощная деревянная городская крепость.

С середины XVI до конца XVIII века город располагался по обоим берегам реки Вологды на протяжении пяти километров. Состоял он из кремля (укрепления шли в пределах современных улиц Мира, Октябрьской, Ленинградской) и трёх посадов: Верхнего, Нижнего и Заречного. Кремль являлся военным, административным и торговым центром города и уезда.

Вологда XVII — начала XVIII веков не только административный центр, но и город через который шла внешняя торговля Московского государства с Западными странами. Это был один из главных рынков торговли хлебом, солью, продуктами животноводства. Развивались здесь: переработка льна, кожевенное производство, переработка древесины, кузнечное дело.

При Петре I Вологда становится одной из главных государственных военных баз страны. Здесь хранилось военное и техническое снаряжение для строящихся крепостей, военных кораблей. В городе строились суда для доставки припасов в Архангельск.

Продукция вологодских предприятий пользуется спросом не только в России, но и за рубежом. Она экспортируется в США, Финляндию, Голландию, Германию, Англию и другие страны.

Традиционные народные промыслы представлены ЗАО «Кружевная фирма „Снежинка“», ООО «Надежда» и другими предприятиями.






4.6. Нарьян-Мар



На́рьян-Мар—административный центр Ненецкого автономного округа.

Население 19,0 тыс. чел.

Был образован 15 июля 1929 года постановлением Президиума ВЦИК и стал первым национальным округом на Крайнем Севере. 7 октября 1977 года он переименован из национального в Ненецкий автономный округ. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года, стал равноправным субъектом в составе РФ. Территориально входит в Архангельскую область.

Территория Ненецкого автономного округа является исконной землей проживания ненцев, которые  относятся к так называемой тундровой группе.
Ненецкий язык относится к уральской языковой группе. Языковые наречия тундровых ненцев подразделяются на канинский, большеземельский, малоземельский и колгуевский говоры.

Численность ненцев немногим превышает 7 тыс. человек, или 16,7% от общего населения округа.
За тысячи лет обитания народы региона создали яркую и самобытную культуру, максимально приспособленную к природным условиям суровой Арктики.

Основной сферой деятельности ненцев являются традиционные отрасли хозяйства – оленеводство, охотпромысел и рыболовство.
Ненецкий народ представлен в органах государственной власти и местного самоуправления. В штатное расписание окружной администрации введена должность заместителя главы по делам народов Севера, работает комитет по делам народов Севера.

Сохранение и развитие традиционных видов занятости, культуры, традиций аборигенного населения НАО являются одними из приоритетных направлений деятельности окружной власти. В округе реализуется целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера» на период до 2011 года, также законом НАО создан целевой бюджетный фонд поддержки и развития малочисленных народов Севера.




VIII. Приложение

Север с его затяжной снежной зимой обусловил и специфику крестьянского жилища. Это классическая русская деревянная изба, но на Севере она поднималась на высоком цокольном этаже-подклете или была двухэтажной. Избу ставили под одной крышей с хозяйственным двором, в котором располагались пристройки для скота (хлевы), места для хранения сельскохозяйственного инвентаря и сена. Разливы северных рек вынуждали строить сооружения на столбах-сваях. Рационализм в строительстве сочетался с художественным началом. Созданные северными плотниками-зодчими постройки соответствовали окружающим пейзажам, украшались резьбой и росписью. Северная изба имела особый присущий только ей интерьер. Ее внутрений план определялся положением печи и красного угла, в котором находились иконы. Печь ставили сбоку от входа в избу и обращали устьем к фасадной стене, красный угол располагался по диагонали от печи. В этом же углу помещался стол, который, по народным представлениям, был "престолом", "божьей дланью", символизировавшим начало и конец жизненного пути. Противоположная от красного угла сторона избы рядом с печью (бабий кут) имела хозяйственное назначение; около печи устраивали из досок вход в подпол (голбец), часто украшенный росписью или резьбой. В стены врубали лавки и полки, а над задней половиной избы устраивали полати, на которых спали.

Кроме жилых и хозяйственных строений, в деревнях воздвигали церкви, часовни. Они были не только религиозными храмами, центрами сельских приходов. Значение их в деревенской жизни было гораздо шире: это как бы своеобразный духовный очаг, собирающий и сплачивающий всю деревню. Там была возможность обсуждения насущных жизненных проблем и даже "скрещения" крестьянских взглядов.

Своеобразием отличался и северный народный костюм, который шился из домотканных льняных или шерстяных тканей. Эта форма культуры была многофункциональна. Кроме своего прямого назначения – предохранения человека, его здоровья от воздействий внешней среды (экологическая функция), она имела статус повседневной, рабочей, праздничной одежды, неся практические, эстетические и социальные функции. Костюм имел знаковый характер, поэтому становился и обрядовой одеждой, в элементах которой отразились народно-эстетические и религиозно-магические представления.

Мужская одежда имела мало отличий с общерусским мужским костюмом, состоявшим из штанов и подвязанной поясом рубахи, которая в более раннее время была длинной, туникообразной, с разрезом ворота посередине груди, а позднее сменилась короткой косовороткой с разрезом ворота слева. Женский северный наряд имел много локальных особенностей, но его основу везде составлял сарафан и рубаха. Ранний сарафан – новгородский был косоклинным, его сменил московский прямой сарафан, сборчатый, на лямках. Длинная рубаха имела плечевые вставки-пoлики на рукавах и собранный в сборку ворот, украшавшиеся вышивкой. Поверх сарафана надевали душегрею – кофту с рукавами или без них и фартук, имевший в разных районах свой покрой и украшения.

Традиционным головным убором у мужчин была валяная из шерсти шапка, позднее сменившаяся картузом. Древними женскими уборами были покрывала и платы, со временем появились у северянок высокие кокошники, украшенные жемчугом, носившиеся чаще по праздникам, а мягкие шапочки-повойники надевали в будни. Девушки на головах носили венцы-коруны или тканевые повязки и платки.

Обувью на Севере служили лыковые лапти разного плетения (в основном это рабочая обувь) и кожаные башмаки-поршни. Праздничными были сапоги у мужчин и кoты в виде галош у женщин. Зимой носили валенки. Костюм, обувь и головные уборы имели территориальные и сословные различия у всех категорий сельского населения.

На Русском Севере, как и в других русских землях, была богатая празднично-обрядовая культура. Прежде всего бытовали общерусские праздники и обряды, определяемые церковным календарем (Святки, Рождество, Крещение, Пасха, Семик, Троица и т.д.). Кроме них, было множество местных праздников и связанных с ними обрядов и обычаев – это праздники престольные, обетные (по обязательству), съезжие (гостинные, гулевые, званые), уличные гулянья, деревенские, особенно на Севере так называемые пивные праздники, связанные с интереснейшим явлением социального значения – пивоварением и др. Кроме них важное значение имели обычаи и обряды семейного цикла – свадебные, родильно-крестильные, похоронно-поминальные  обряды и обычаи, не приуроченные к календарю.

Народное художественно-прикладное искусство, развивавшееся на Русском Севере, как и общерусское искусство, восходит к искусству Древней Руси, вобравшему в себя художественные традиции славян и других народов и даже стран. Для Севера было характерно развитие узорного ткачества и вышивки с разнообразными орнаментами, преимущественно красного цвета на белом или сером фоне. Преобладали геометрические орнаменты, мотивы растительные (деревья, цветы), зооморфные (изображения животных) и антропоморфные (людей, преимущественно женщин, всадников). Знаменитыми на всеь мир стали "Вологодские кружева" с их тонким узором, с изображением Древа жизни, птицы Сирина, цветов, оленей и др.

Известно было ювелирное искусство – чернение по серебру в Великом Устюге; изготовление художественной керамики (каргопольская глиняная игрушка). Во многих северных центрах развилась резьба по дереву. Ею украшались дома, предметы быта, орудия труда. В орнаменте резьбы сформировались разные локальные стили. Несколько менее развилась роспись по дереву: шенкурская (цветы на красном фоне), мезенская (бегущие кони, олени на краснокоричневом фоне), северодвинская с жанровыми сценками, сложившаяся под влиянием иконописи. Обработкой бересты, изготовлением из нее различных предметов занимались в Великом Устюге, в селах по р. Шемоксе, в архангельских селениях. Резьбой по моржевой и мамонтовой     кости славились Холмогоры.      

В нравственный мир северян включалась вся природа, земля и животный мир; в основе всего этого лежала их любовь к своей родине, к дому и к предкам – своему прошлому, к детям – будущему, к родителям – настоящему. Все эти основы нравственности передавались из поколения в поколение, и осуществлялось это во время труда, досуга, совместных дел, в которых участвовали все поколения, а дети видели пред собой пример старших. Авторитет старших людей, трудолюбивых, заботящихся о своих ближних, о мире и ладе в доме и во всей деревне, был высок.




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5