рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Европейский Север рефераты

В Белом море находятся Соловецкие острова, один из старейших духовных центров России. В 1974 г. острова объявлены историко-архитектурным и природным заповедником.

Вологодская область

Из полезных ископаемых есть лишь торф, который добывается для местных нужд (500 тыс. т).







III. Хозяйство

3.1. Развитие хозяйства


Длительное время промышленное развитие Европейского Севера определялось преимущественно экспортом леса из Архангельска. В 30-е годы ХХ века началось освоение природных ресурсов, главным образом крупнейших запасов апатито-нефелиновых руд, которые были обнаружены экспедициями под руководством А.Е.Ферсмана. В Хибинах был создан комбинат «Апатит», который снабжал все суперфосфатные заводы страны апатитовым концентратом. Частично продукция направлялась на экспорт. На базе этого комбината был построен город Кировск. На основании медно-никелево-кобальтовых руд был создан металлургический комбинат «Североникель» в городе Мончегорске.

Другое важное направление развития – формирование в Мурманске рыбного порта и большой рыболовной флотилии. Кроме того, была создана база Северного морского флота. В годы войны на Европейском Севере построена Печорская железнодорожная магистраль для снабжения Ленинграда и других городов углем, который начали добывать в Печорском бассейне.

В послевоенный период экономика Европейского Севера пополнилась крупным предприятием черной металлургии – Череповецким комбинатом («Северсталь»). Этот завод использует руды Кольского полуострова и коксующиеся угли Печорского бассейна. Несмотря на огромные расстояния перевозок сырья и топлива, производство металла здесь выгодно, так как комбинат находится вблизи крупнейших потребителей металла – Санкт-Петербурга и Москвы, получая из них дополнительно металлолом.

Промышленное строительство в районе Воркуты обходится в 2 раза дороже, чем в Центральной России. Поэтому в угольной промышленности эффективны только новейшие высокомеханизированные шахты (Воргашорская). На многих старых шахтах, несмотря на реконструкцию, производительность труда низкая. Это влечет за собой безработицу шахтеров, миграцию населения в другие районы. Более эффективно развитие нефтегазовой промышленности, которая имеет огромные перспективы в связи с открытием многочисленных, в том числе сверхкрупных месторождений (Штокмановское в Баренцевом море). Но и оно требует значительных затрат, в том числе и для создания нефтегазовых платформ, решения проблем транспортировки. Для перевозки нефти с морских месторождений создаются специальные танкеры с ледовой защитой, а в перспективе могут быть использованы грузовые атомные подводные лодки.


3.2. Лесная промышленность

Одной из важнейших отраслей экономики Европейского Севера была и остается лесная промышленность. Исторически заготовка древесины велась по берегам сплавных рек – Северной Двине, Онеге и др., а с постройкой железных дорог – зонах, тяготеющих к ним. Поэтому, именно в этих зонах, запасы леса сильно истощились. Крупнейший центр переработки древесины – Архангельск. Основная его продукция идет на экспорт. Помимо Архангельска на Европейском Севере построено много лесопромышленных комплексов и целлюлозно-бумажных комбинатов. (Сыктывкар, Кондопога и Сегежа). Эти комбинаты стали крупными загрязнителями рек и воздуха, так как имеют несовершенные очистные сооружения.



3.3. Топливно-энергетический комплекс

На реках Европейского Севера построены системы и каскады небольших, но эффективных гидроэлектростанций. Кроме того, созданы тепловые электростанции на базе печорских углей. Построена Кольская АЭС близ озера Имандра. Энергией Кольский полуоcтpoв снабжают ГЭС, построенные на крупных ре­ках - Туломе, Ковде, Вороньей, Ни­ве, Пазе. В Кислой губе действует первая и единственная в России станция, использующая энергию морских приливов - Кислогубская ПЭС. В го­роде Полярные Зори работает Коль­ская АЭС. Стабильность природной среды в этих условиях без преувеличения является залогом жизни на полуострове, ведь основная часть населения Мурманской области сосредоточена в районах добычи полезных ископаемых и на побережье Кольского залива.



3.4. Металлургия

Важная отрасль специализации Европейского Севера – металлургия. В Кольско-Карельском подрайоне работают комбинаты, производящие медь, никель, кобальт («Североникель» и «Печеганикель»). Они используют руду, привозимую Северным морским путем из Норильска. Два алюминиевых завода построены на юге Кольского полуострова в Карелии (Кандалакша и Надвоицы). Особое значение имеет крупнейший завод черной металлургии – Череповецкий («Северсталь»). Он занимает 1 место в России по производству листового проката, который направляется на автозаводы, судостроительные предприятия Санкт-Петербурга и трубопрокатные заводы. Гигантский комбинат в то же время является одним из крупнейших загрязнителей природы.


3.5. ВПК

Северо-Запад – важная база российского ВПК. Здесь в многочисленных центрах расположена сложная система производств, обслуживающих военно-морские базы Северного флота (Североморск, Полярный, Снежнегорск, Гаджиево, Заозерск, Островной). В городе Северодвинске помимо строительства и ремонта атомных подводных лодок, создаются мощные платформы для добычи газа и нефти в Баренцевом море. Другие важные военные объекты Европейского Севера: космодром у станции Плесецк и полигоны для испытания ядерного оружия на Новой Земле. Со сверхмощной системой ВПК связаны сложные экологические проблемы.


3.6. Транспорт


Республика Карелия

Через территорию республики проходят магистральные пути , железная дорога на Мурманск, Беломорско-Балтийский канал. Протяженность железных дорог - свыше 2000 км.

В ХХ в. лес валили преимущественно зимой. Сани и машины, груженные лесом, передвигались по зимникам - проложенным в снегах дорогам – к единственной железнодорожной линии, пересекающей Карелию с севера на юг. Дорога эта, построенная в 1916 г., долгое время была одноколейной и не могла пропускать много грузов. Только в середине 70-х гг. к ней добавилась вторая колея. В то же время первая шоссейная трасса (Ле­нинград - Мурманск) разрезала густую чащу с юга на север. С тех пор леса Карелии стали ещё доступнее для вырубки, а кроме того, появилось много автотуристов и сборщиков грибов и ягод.


Республика Коми

Во многом республика своим экономическим развитием обязана транспорту. Постройка в 1941 г. железной дороги на Воркуту позволила подключать к единому народнохозяйственному комплексу страны богатейший край (в дальнейшем путь был продлен до Лабытнанги в устье Оби  с перспективой развития Полярной магистрали до Норильска и далее). До революции часть территории Коми входила в Архангельскую, другая часть  в Вологодскую губернии. В настоящее время протяженность железных дорог составляет 1262 км. Проектируется железнодорожная связь от Сыктывкара до Перми через Усть-Кулом и Чердынь. На втором месте - трубопроводный транспорт (по грузообороту на первом); здесь начинаются международный газопровод "Сияние Севера" (от г. Вуктыл) и нефтепровод на Ярославль. На третьем месте водный транспорт (судоходные реки  6,1 тыс. км). Автомобильный транспорт обслуживает местные перевозки.


Архангельская область

Протяженность железных дорог  1,7 тыс. км, стержень сети составляет магистраль на Москву с ответвлениями на Воркуту и на Мурманскую дорогу. Длина судоходных участков рек - 3,8 тыс. км, сплавных путей - свыше 9 тыс. км. Здесь находится пока единственный в России космодром вблизи г. Плесецка.

Важнейшие промышленные центры: Архангельск (здесь сосредоточен комплекс деревообработки , мебель, целлюлоза, бумага, продукция лесохимии; судостроение и производство оборудования для лесной индустрии); Северодвинск (250,0) (крупнейшая военно-морская верфь); Котлас (61,2) и соседняя Коряжма (43,1) (ЦБК, судостроение и обслуживание предприятия). Старейший центр художественных промыслов - Сольвычегодск (4,0) - ныне известен как бальнеологический курорт.


Вологодская область

Транспортная сеть определена промежуточным положением области между индустриальными районами Центра, Северо-Запада и ресурсными районами, а также морскими портами Европейского Севера. Водные пути связывают область с бассейнами Белого и Балтийского морей и Волги (через Волго-Балтийскую систему); судоходные пути - 11 тыс. км. Общая протяженность железнодорожных магистралей (на Москву, Архангельск, Воркуту, Петербург, через Буй на Урале) составляют 739 км; автомобильных дорог - 10 тыс. км, из них важнейшие - на Белозерск-Вытегру и на Великий Устюг. Общая обеспеченность территории современным транспортом остается низкой.

Рост промышленного производства, развитие торговли, в том числе и международной, вокруг Скандина­вии по Белому морю, а далее через Архангельск и Вологду потребовали надёжных транспортных путей, прежде вcего водных. Первый 250-метровый канал невдалеке от Вологды был прорыт ещё в 1237г. Сyдoxодныe пути, соединявшие бассейны Cухоны и Волги, прокладывались в эпоху Ивана Грозного. В начале XIX в. была сооружена Тихвинская водная система, связавшая бассейн Волги с Балтикой, а затем вступила в строй более cовершенная Мариинская водная система (ныне Волго-Балтийский водный путь). Более скромная по размерам Северо-Двинская водная система в 1828г. открыла проход между реками Сухона и Шексна.

В 1872 г. рельсы соединили Вологду с Ярославлем (продолжение железной дороги Москва – Ярославль), а в 1905 г. - с Петербургом и Вяткой. После создания надёжной транспортной сети стали возникать крупные предприятия по переработке древесины. На пересечении железной дороги с лесосплавной Сухоной, где сейчас стоит город Сокол, уже в 1900 г. быстро выросли бумажная фабрика и лесопильные заводы.


Мурманская область

Транспорт - один из ключевых факторов хозяйственного развития области, особенно после проведения железной дороги в 1916 г. В настоящее время протяженность стальных путей 903 км, 341 км электрифицирован, проектируется строительство ветки в Норвегию. Протяженность автомобильных дорог - около 2 тыс. км. Но главное, конечно, это морской транспорт внешнеторгового назначения. Кроме того, Мурманск является начальным пунктом Северного морского пути по обслуживанию российского побережья Северного Ледовитого океана.

В стране область выделяется своими портовыми функциями, изделиями рыбной промышленности и цветной металлургии, а на апатито-нефелиновом сырье работают практически все глиноземные и алюминиевые заводы и заводы фосфатных удобрений Европейской России. Улов рыбы составляет 14% российского производства, рыбных консервов - 8%.

IV. Крупные города

4.1. Архангельск


Арха́нгельск (до 1613 Новохолмого́ры) —административный центр Архангельской области.

Население 351,6 тыс. чел. (2005). Мужчин: 45,0 %, женщин: 55,0 %.

Город расположен в устье реки Северная Двина в 40-45 км от места впадения её в Белое море.

Территория городского округа «Город Архангельск» составляет 29442 га, также в городе находится административный центр другого муниципального образования области Приморского муниципального района.

Городские набережные протянулись вдоль речных рукавов на 35 км.

Первые русские поселения на мысе Пур-Наволок, на излучине болотистого правого берега Северной Двины, были основаны новгородцами ещё в XII веке. К тому же времени, по преданию, относится возникновение в этом месте Михайло-Архангельского монастыря, названного так по имени Архангела Михаила. Однако впервые монастырь упоминается в летописи только в 1419 году. Около обители располагались поморские селения Низовской волости — Лисостров, Княжостров, Уйма, Лявля и другие.

В середине XVI века английский моряк Ричард Ченслер открыл путь по Белому морю до Архангельска. С этого времени начинается торговля с англичанами и голландцами в устье Северной Двины. Вскоре после этого вокруг монастыря уже стояли многочисленные иностранные фактории, а также склады, амбары и избы купцов из Холмогор, Вологды и Москвы, приезжавших сюда на сезон навигации. Образовавшееся поселение получило название Новые Холмогоры и на полтора века стало единственным морским портом России. В связи с угрозой нападения Швеции Иван IV Грозный принимает решение об экстренных мерах по обороне Поморья. 4 марта 1583 года он подписывает указ, предписывавший московским воеводам Петру Афанасьевичу Нащокину и Алексею Никифоровичу Залешанину-Волохову в кратчайший срок построить на мысе Пур-Наволок крепость: «…город делать на том месте и по той мере, по росписи и чертежу, какову есть роспись и чертеж к вам прислали, наспех, теми посошными людьми, которую посоху к тому городовому делу есмя указали…» (C.Ф. Огородников Очерк истории г. Архангельска в торгово-промышленном отношении. — СПб.: 1890. с.48.).

В 1584, который и считается годом основания города, воеводы спешно, «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря» («Двинской летописец», запись под 1584 г.):острог с двойными рублеными стенами, башнями и воротами на север, запад и юг, окруженый рвом с тыном в нем и надолбами перед ним. Напротив крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань, укрепив берег бревенчатым обрубом. Помимо резиденции воеводы и Михайло-Архангельского монастыря, в крепости находились холмогорские и московские стрельцы. Под ее стены были переведены на пристань торговые фактории англичан и голландцев. В 1587 г. сюда же были принудительно переселены 130 семей «из Двинских посадов и волостей», образовавших Новохолмогорский посад. 26 марта 1596 г. новый город на Двине впервые был назван Архангельским городом (по находившемуся в нем монастырю), а с 1 августа 1613 г. это название было утверждено в связи с официальным установлением административной самостоятельности, независимости от Холмогор города Архангельска.

С конца 80-х XVI века Архангельск стал центром русской внешней торговли, приносившим до 60 % доходов государственной казны. Рост торговли сопровождался и ростом города. Плотная деревянная застройка была причиной множества пожаров, в одном из которых, в 1637 году, сгорел давший название городу монастырь. Но город быстро отстраивался заново. В 1684 году был построен обширный каменный Гостиный Двор, значительная часть которого хорошо сохранилась до настоящего времени. Здание Гостиного двора, помимо торгового имело и важное оборонное значение ввиду вновь назревавшей войны со Швецией. Плоские верхи угловых и центральной башен являлись площадками для пушек (раскатами). Благодаря этой выгодной позиции можно было держать под обстрелом главное направление вражеского приступа — реку. Активная деятельность международного торгового порта преобразовала во второй половине XVII в. традиционную структуру того древнерусского города, каким Архангельск был в течение первого столетия своего существования. Его центром сделался порт. Прежний город—деревянный острог—оказался как бы отодвинутым в сторону и потерял часть своих административных функций, поскольку приказная изба была выведена из него в «каменный город». Первооснова города — восстановленный Михайло-Архангельский монастырь — еще ранее был перемещен на его южную периферию. Иностранная слобода потеснила русский посад. В городе появились здания лютеранской и реформаторской церквей. К концу XVII в. и в последующее столетие город продолжал расти вдоль Двины. Таким сложился Архангельск к эпохе Петра I.

Интерес Петра Великого к единственному в то время русскому морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве флота. Петр I впервые прибыл в Архангельск 30 июля 1693 года. Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми». Свыше двух месяцев царь провёл в Архангельске, познакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей и отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи. С середины 18 века верфь, имевшая к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством. После окончания Северной войны верфь была закрыта, но в 1733 году строительство судов на ней возобновилось. За полтора века здесь было построено около 700 больших и малых судов. 18 сентября 1693 года Петр I собственноручно заложил здесь торговый морской корабль «Св. Павел», а в свой следующий приезд в город, 20 мая 1694 года, подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду. Тогда же Петр совершил морское путешествие к Соловецкому монастырю.

Петр I в третий раз приехал в Архангельск 30 мая 1702 года, взяв с собой сына Алексея, большую свиту и пять батальонов гвардии.

Он поселился в специально срубленном для него домике на острове Маркове напротив строившейся Новодвинской крепости, чтобы лично руководить строительством крепостных сооружений. 6 августа царь во главе эскадры отбыл к Соловецким островам, а затем к пристани деревни Нюхча. Отсюда гвардейцы вместе с Петром начали легендарный переход к Онежскому озеру. Вырубленная в лесах и вымощенная в болотах дорога, по которой волоком были протащены два построенных в Архангельске фрегата, получила название «Государевой». Поход окончился взятием Нотербурга (Орешка). В 1708 году в числе 8 губерний Российской Империи была образована Архангелогородская губерния, и Архангельск стал губернским городом. Первым губернатором назначен двинской воевода П. А. Голицын. Начиная с 1713 года царь Петр I своими указами начал стеснять торговлю через Архангельск, фактически жертвуя его интересами в пользу нового балтийского порта — Санкт-Петербурга. В Архангельск он разрешил ввозить только такое количество товаров, которое было необходимо «для прокорма населения». В 1718 году Петр издал указ, запрещавший экспорт хлеба и импорт большей части заграничных товаров через Архангельск. Число кораблей, приходивших в Архангельск, резко сократилось. Если в 1715 году в порт пришло 230 судов, то в 1724 — уже 19.

Герб (1781)

В 1762 году Екатерина II сняла ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск, все же сохранив более высокую торговую пошлину, но город уже не вернул себе статус главного порта России, хотя в период наполеоновских войн и в связи с так называемой континентальной блокадой Великобритании в 1807—1813 гг. Архангельск испытал новый экономический подъем, так как был в то время единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары. Город продолжал оставаться одним из крупных кораблестроительных центров. Так, на его верфях под контролем М. П. Лазарева, его будущего капитана, в 1826 году был построен 74-пушечный линейный корабль «Азов», первым в российском флоте получивший Георгиевский флаг и вымпел за героическое участие в Наваринском сражении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5