рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Эстетика урбанизированного ландшафта рефераты

Таким образом, работает сложный механизм, образованный за тысячелетия существования человечества. Благодаря этому механизму в области бессознательного сформировались древние инстинкты, позволяющие человеку автоматически реагировать (относиться) на различные внешние явления. В дальнейшем в этой работе эстетическое освоение объясняется как одно из проявлений данного механизма.

Таким образом, эстетическое постижение действительности признается нами как вторичное явление (т.е. как результирующее отношение, формирующееся после восприятия и некоторых других психологических операций). Это в свою очередь подтверждает мнение, что природа эстетически нейтральна и наполняется эстетическими качествами лишь при появлении субъекта восприятия (человека).



2.2 Ландшафт как база формирования эстетической модели



2.2.1 Основное положение (парадигма)



Основное положение, которое мы намерены обосновать в последующих разделах главы, можно сформулировать так:

Эстетическое восприятие возникло в процессе многотысячелетнего приспособления человечества (как представителя животных) к среде обитания как оптимальная (и очень сложная) система отношений представителей человеческого рода к визуальным проявлениям явлений (прежде всего) неживой и (вторично) живой природы, закрепившаяся в сфере бессознательного (например, в виде инстинктов). Мозг обращается к бессознательному за информацией о цвете и форме и получает архаичную информацию об их значении в природе. Она никак не интерпретирована, часто не осознается человеком в жизни и сформирована предками за тысячелетия жизни человечества. Проявляется данный механизм на архаичном (инстинкты), древнем (мифологемы) и современном (архетипы и ассоциации) плане бессознательного.

Мифологема (мифема) – это структурная единица мифа; исходная модель отдельных событий, явлений и ситуаций в жизни, зафиксированных в мифологиях и преподанные в концентрированной образной форме. С такой моделью типологически соотносятся сходные события и явления жизни. Существуют мифологемы устойчивых типов человеческого поведения, мифологемы повторяющихся в литературе персонажей и т.д. Мифопоэтическая модель мира содержит множество таких моделей, т.е. первообразов (мифологем или мифем), обладающих чрезвычайно сильным эмоциональным зарядом и связанных в значительной степени с бессознательными реакциями  [28, с.112, 204].

Архетипы – одно из явлений «коллективного бессознательного» (более подробно явления архетипов и «коллективного бессознательного» описаны у Карла Юнга, швейцарского психолога и философа, основателя аналитической психологии [например, 14, с.577]). «… архетип – еще не образ, а лишь потенциальная возможность этому образу оформиться в соответствии с изначально заданной в сознании «кристаллической решеткой». Однако по мере того, как такие образы и представления оформляются, восприятие их сопровождается <…> необычайно оживленными эмоциональными тонами, они способны впечатлять, внушать, увлекать. Подобно тому, как насыщенный раствор какого-либо вещества порождает кристалл лишь определенной конфигурации, так же и образ формируется в нашем сознании по законам содержащихся в нем архетипов. Но для окончательного оформления этих образов, для выхода их на поверхность сознания необходим «насыщенный раствор» жизненных впечатлений, предоставляющих образному мышлению свой материал» [28, с.110] «Архетип — формирующийся в фило- и онтогенезе феномен восприятия, определенные свойства которого все же могут быть выявлены по его хроматическим функциям» [31].

Ассоциация – способ достижения художественной выразительности, основанный на психологическом эффекте узнавания, сравнения, проецирования художественного образа, ситуаций, ощущений и т.п. на собственные представления, хранящиеся в памяти, а также закрепленные в культурно-историческом опыте [20, с.18].

Таким образом, среда обитания (ландшафт) является исторической базой, на которой в качестве надстройки сформировалось восприятие человека, в том числе эстетическое. Более популярно объясняет В.Н. Невский: «Мировоззрение человека «питается» окружающей средой» [27, с.21].

Подтверждением этого также является хорошо известный факт влияния среды обитания на нрав, быт и физиономические черты тела этнических групп (см. например, Ю.Н.Голубчиков, «География человека», с.60-70, 111-123). Соответственно, понимание красоты данной этнической группой, находящее отражение в быту и искусстве, также отвечает этому постулату. Например, у некоторых племен Африки распространено представление, что косоглазие является признаком красоты, в то время как европейские представители, напротив, считают это дурным вкусом. В средневековых племенах острова Пасхи членам племени с детства расширяли специальными пластинами мочки ушей, преследую этим также индикацию населения по социальному статусу. Эти и многие другие примеры явно указывают на относительность и зависимость эстетического восприятия.

Для подтверждения приведем интересные сведения о зависимости характера от морфологии среды обитания из статьи Г.Ф.Уфимцева [27, с.103]: «Русская идея идеального для жизни морфологического ландшафта и обустройства в Мире человека существенно отличаются от таковой в Западной Европе. Русскому необходим простор <…>. И все это воплощено в реалиях русской жизни: раскидистые посады и пригороды с обширными дворами и огородами, быстро выходившие за пределы городских оборонительных сооружений. Именно такое мироощущение и стремление русских жить в просторе потянуло их ватаги и обозы по радиальным направлениям от Москвы и в особенности в необъятную, хотя и малопривлекательную, с точки зрения обывателя с запада, Сибирь. А на западе другое: плотная городская застройка, и даже сейчас в ней проглядываются прошлые оборонительные линии. В этих разных взглядах на Мир, на идеальное обустройство человека в морфологическом ландшафте нельзя не видеть весьма любопытных противоречий. В России – свободное размещение в ландшафте и общинная организация человеческих сообществ, столь необходимая и полезная в суровом климате. На Западе – скученность и индивидуализм».

Исследования Л.А.Некрасовой подтверждают аналогичное [27, с.37]: «Установлено, что особое влияние на формирование эстетических предпочтений и местного, и сезонного населения оказывают геоморфологические условия местности. Результаты эколого-геоморфологических исследований и данные социологического опроса показали, что характеристики геоморологических условий расположения древних поселений могут служить показателем их рекреационной ценности. При этом эстетические качества местоположения сельского населенного пункта, наряду с доступностью, имеют часто определяющее значение при выборе места для сезонного проживания».

«Архаический человек воспринимал мир целостно и не вычленял себя из этого мира, отстраненная позиция наблюдателя – плод более позднего сознания. Эмоционально включенный в среду человек, полностью адаптированный к этой среде, переживает ее как естественное продолжение себя. Полнейшая «растворенность» его в среде распространяется на все аспекты восприятия, то есть в основе «средового» восприятия лежит мифологический тип сознания, до сегодняшнего дня сохраняющий свою актуальность» [28, с.108].

Столь глубокое усложнение человеческой психологии объяснимо и в рамках эволюционистского течения, причем той его части, которая признает направленность эволюционного процесса. «…в русском космизме, продолжающем линию русской философии в целом, было введено фундаментальное понятие – направленной эволюции, а потом и активной эволюции. Под ней подразумевается направленность вектора эволюции в сторону развития разума, причем разума нравственного». [36, с.49] В русском космизме направленная эволюция признается как процесс постоянного усовершенствования и усложнения [37, с.92].



2.2.2 Гармонические законы цветоведения. Природный диктат цвета

Прежде чем перейти к обсуждению психофизического влияния цвета, необходимо рассмотреть определение этого понятия. Этому вопросу много внимания уделял Н.В.Серов [30; 31], поэтому кратко ознакомимся с его данными. Большинство представлений о цвете, по его мнению, сводится к трактовке опытов Ньютона: цвет – это свойство спектрального состава излучения (пропускания, отражения), вызывающее у человека особые зрительные ощущения. Однако это определение весьма ограниченно, т.к. понимает цвет только с позиции физики и физиологии. После исследований Бюффона и И.В.Гете трактовка цвета чаще стала вмещать и ньютоновское понимание, и эстетическое: «… цвет — это определенный вид психических переживаний, возникающих благодаря как поступающему в глаза внешнему излучению (пропусканию, отражению), так и механическому воздействию на глаза (удар, давление), или внутреннему представлению этого вида переживания в полной темноте (с закрытыми глазами, в воображении, во сне)» [31]. Наиболее современная трактовка определяет цвет следующим образом: «цвет – характерная функция восприятия, передающая выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте» [31]. Далее Серов Н.А. отмечает, что «… как эстетические, так и хроматические представления о цвете связаны не с конкретикой каждого из предыдущих определений (физическими параметрами красочного отражения, видом того или иного ощущения, или воздействия и т.п.), а с его триадным отношением к метатеоретическим (философским и эстетическим) категориям с обобщением всех вышеперечисленных определений и возможностью их конкретизации: цвет – это характерный компонент хроматической триады, представляющий идеальное, связанное с материальным через чувство как их эстетическое отношение. В хроматизме понятия идеального и материального планов имеют онтологический смысл, то есть являются относительными друг друга в конкретной системе анализа» [31].

Таким образом, цвет признается как один из важнейших эстетических элементов. Его психофизическое влияние на человека довольно глубоко изучено в медицине, практической психологии, искусствоведении.

Научные основы цветоведения заложил И.В.Гете. Революционными в этом направлении оказались исследования Люшера. В настоящее время активные дискуссионные работы на тему психосемантики цвета ведут выдающиеся последователи Люшера: Базыма Б.А., Бреслав, Клар Г., Петренко В.Ф., Собчик, Яньшина и др. [30]

Рассмотрим кратко концептуальную основу цветоведения. Характеристики всех (ахроматических и квазимонохроматических) цветов принято изображать на примере так называемого цветового тела, содержащего цветовой круг с максимально насыщенными («яркими») цветами по периметру и средне-серым в центре (рисунок 3). Условно крайние точки этого круга – синий, желтый, красный, зеленый.


Цветовое тело [31]

Рисунок 3


Выделяют три группы цветов по сочетанию:

1.     Родственные располагаются в одной четверти круга и имеют хотя бы один общий цвет. Существует 4 группы родственных цветов:

a.      желто-красные;

b.     красно-синие;

c.     сине-зеленые;

d.     зелено-желтые.

2.     Родственно-контрастные цвета расположены в двух соседних четвертях цветового круга и имеют один общий (главный) цвет, два других составляющих цвета являются взаимодополняющими. Существует 4 группы родственно-контрастных цветов:

a.      Желто-красные и красно-синие;

b.     Красно-синие и сине-зеленые;

c.     Сине-зеленые и зелено-желтые;

d.     Зелено-желтые и желто-красные.

3.     Контрастные цвета расположены в противоположных четвертях круга.

Основной фактор цветовой гармонии – это равновесие цветовых тонов. Считается, что можно сочетать любые цвета по принципу контраста, родственного контраста или родства цветов. Два родственных цвета уравновешиваются равным количеством присутствующего в них одного цвета. Для их гармонизации необходимо ослабить насыщенность одного из цветов. Например, чтобы чистый желтый и желто-красный цвета были гармоничны, необходимо ослабить насыщенность желтого смесью белого в таком количестве, сколько в желто-красном красного цвета. Гармоничные сочетания родственных цветов неактивны, спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и сближены по светлоте.

Гармоничные контрастные цвета расположены на концах диаметров цветового круга. См. пример гармонизации контрастных цветов на рисунке 4:


Рисунок 4


Говоря о воздействии цвета на человека, следует прежде отметить, что «… выбор [человеком] цвета – адекватный индикатор эмоций, возникающих у человека в процессе решения задач, т.е. в процессе мышления» [1]. «Проведя анализ цветовых модальных характеристик эмоциональных процессов, Вундт указывает на различие физических основ эмоциогенного действия цветов и звуков. Пространственная симультанность зрительных модальных компонентов эмоций в отличие от временной сукцессивности слуховых компонентов дает первым определенное преимущество за счет своей пространственной стабильности и симультанной данности. Поэтому цвет как экстерорецепторный раздражитель не только вызывает ту или иную эмоцию, но и является исключительно удобным средством для объективации эмоциональных переживаний человека» [3].

Отношение к цвету (предпочтение или отвержение) определяется двумя факторами:

- «предметным» (цвет получает свое эмоциональное значение по ассоциациям с теми предметами, с которыми он связан);

- «эмоциональным» (цвет оценивается как определенная неразложимая целостность).

И первый, и второй фактор можно интерпретировать как следствие приспособления человека к окружающей его действительности (в том числе среде обитания). Однако различными методами были установлены общие для людей эмоционально-цветовые соответствия: серому соответствуют эмоции грусти или утомления, красному – радости или гнева, что свидетельствует об эмоциональной амбивалентно­сти красного цвета. [1] Известно, что красный, оранжевый и желтый цвета действуют наступательно, возбуждают, активизируют. Синий, голубой, фиолетовый цвета считают успокаивающими, умиротворяющими. Зеленый занимает промежуточное положение, положение эмоционального равновесия [23, с.88].

Символообразование цветов формируется по двум аналитическим принципам: сгущение (в каждом образе или элементе изображения одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время) и амбивалентность (у одного и того же символа существует прямо противоположные значения).

Именно поэтому при анализе символики цвета выделяют два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета (таблица 1), что помогает сделать затем необходимые диагностические выводы.

Таким образом, данные цветоведения можно сопоставить с реально существующими природными компонентами с целью выявления их зависимостей. Воспользуемся собственно географическим подходом: оценим каждую природную зону по преобладанию в ней цветовых отношений (таблица 2).

Из таблицы видно, что семиотический статус цвета в природе сменяется закономерно (в соответствии законами вертикальной зональности и поясности) и отвечает определенным условиям обитая. Ближе к полюсам преобладают цвета «холодного» спектра, ближе к экватору – «теплого». Таким образом, смыслообразование цветов формируется путем накопления целыми поколениями (на генетическом и архаическом уровне бессознательного) информации об ассоциативности цвета и явлений природы. Там, где природные условия суровые (высокая степень эрозии, низкие температуры, некомфортная погода, вечная мерзлота и другие разрушительные силы природы), преобладают цвета снежного, каменистого и грязно-земляного характера. Ближе к экватору, где условия обитания более приемлемы для человека (а стало быть, увеличивается и численность населения), преобладают цветовые сочетания земляного и растительного характера – это цвета, считающиеся в медицине цветами жизнерадостными для человека – желтый, оранжевый, зеленый, каштановый. Психофизическое воздействие этих цветов уже отмечалось выше.


Таблица 1 – Символизм основных цветов [по 25]

Позитивный смысл

Цвет

Негативный смысл

любовь, страсть

эротическое начало

вдохновение

красный

агрессия

ненависть

опасность

разум

дисциплина, порядок, верность

синий

безумие

иррациональность

Открытость,

активность

свобода, слава, сила

желтый

ревность, зависть

жадность, лживость

мания, бред

Зрелость личности

радость

энергия, сила

оранжевый

вытесняет другие цвета

страсть борьбы и войны

витальное начало, рост, надежда

зеленый

яд , болезнь, незрелость

равновесие

мистика, колдовские чары

сокровенное знание

покаяние

фиолетовый

внутреннее беспокойство

тревога, отречение

меланхолия

материнство

плодородие

земля

коричневый

грязь

гной

кал

Достоинство, торжественность

черный

Смерть, траур, грех

Чистота, гармония

белый

Привидение, траур

---

серый

Неясность, туман, депрессия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5