Эстетика урбанизированного ландшафта
Таким образом, работает сложный механизм, образованный
за тысячелетия существования человечества. Благодаря этому механизму в области
бессознательного сформировались древние инстинкты, позволяющие человеку
автоматически реагировать (относиться) на различные внешние явления. В
дальнейшем в этой работе эстетическое освоение объясняется как одно из
проявлений данного механизма.
Таким образом, эстетическое
постижение действительности признается нами как вторичное явление (т.е. как
результирующее отношение, формирующееся после восприятия и некоторых
других психологических операций). Это в свою очередь подтверждает мнение,
что природа эстетически нейтральна и наполняется эстетическими качествами лишь
при появлении субъекта восприятия (человека).
2.2 Ландшафт как база формирования
эстетической модели
2.2.1 Основное положение (парадигма)
Основное
положение, которое мы намерены обосновать в последующих разделах главы, можно
сформулировать так:
Эстетическое
восприятие возникло в процессе многотысячелетнего приспособления человечества (как
представителя животных) к среде обитания как оптимальная (и очень сложная) система
отношений представителей человеческого рода к визуальным проявлениям явлений
(прежде всего) неживой и (вторично) живой природы, закрепившаяся в сфере
бессознательного (например, в виде инстинктов). Мозг обращается к бессознательному за
информацией о цвете и форме и получает архаичную информацию об их значении в
природе. Она никак не интерпретирована, часто не осознается человеком в жизни и
сформирована предками за тысячелетия жизни человечества. Проявляется данный
механизм на архаичном (инстинкты), древнем (мифологемы) и современном (архетипы
и ассоциации) плане бессознательного.
Мифологема
(мифема) – это структурная единица мифа; исходная модель отдельных событий,
явлений и ситуаций в жизни, зафиксированных в мифологиях и преподанные в
концентрированной образной форме. С такой моделью типологически соотносятся
сходные события и явления жизни. Существуют мифологемы устойчивых типов человеческого
поведения, мифологемы повторяющихся в литературе персонажей и т.д. Мифопоэтическая
модель мира содержит множество таких моделей, т.е. первообразов (мифологем или
мифем), обладающих чрезвычайно сильным эмоциональным зарядом и связанных в
значительной степени с бессознательными реакциями [28, с.112, 204].
Архетипы – одно
из явлений «коллективного бессознательного» (более подробно явления архетипов и
«коллективного бессознательного» описаны у Карла Юнга, швейцарского психолога и
философа, основателя аналитической психологии [например, 14, с.577]). «…
архетип – еще не образ, а лишь потенциальная возможность этому образу
оформиться в соответствии с изначально заданной в сознании «кристаллической
решеткой». Однако по мере того, как такие образы и представления оформляются,
восприятие их сопровождается <…> необычайно оживленными эмоциональными
тонами, они способны впечатлять, внушать, увлекать. Подобно тому, как
насыщенный раствор какого-либо вещества порождает кристалл лишь определенной
конфигурации, так же и образ формируется в нашем сознании по законам
содержащихся в нем архетипов. Но для окончательного оформления этих образов,
для выхода их на поверхность сознания необходим «насыщенный раствор» жизненных
впечатлений, предоставляющих образному мышлению свой материал» [28, с.110] «Архетип —
формирующийся в фило- и онтогенезе феномен восприятия, определенные свойства
которого все же могут быть выявлены по его хроматическим функциям» [31].
Ассоциация –
способ достижения художественной выразительности, основанный на психологическом
эффекте узнавания, сравнения, проецирования художественного образа, ситуаций,
ощущений и т.п. на собственные представления, хранящиеся в памяти, а также
закрепленные в культурно-историческом опыте [20, с.18].
Таким образом, среда
обитания (ландшафт) является исторической базой, на которой в качестве
надстройки сформировалось восприятие человека, в том числе эстетическое.
Более популярно объясняет В.Н. Невский: «Мировоззрение человека «питается»
окружающей средой» [27, с.21].
Подтверждением
этого также является хорошо известный факт влияния среды обитания на нрав, быт и
физиономические черты тела этнических групп (см. например, Ю.Н.Голубчиков,
«География человека», с.60-70, 111-123). Соответственно, понимание красоты
данной этнической группой, находящее отражение в быту и искусстве, также
отвечает этому постулату. Например, у некоторых племен Африки распространено
представление, что косоглазие является признаком красоты, в то время как
европейские представители, напротив, считают это дурным вкусом. В средневековых
племенах острова Пасхи членам племени с детства расширяли специальными
пластинами мочки ушей, преследую этим также индикацию населения по социальному
статусу. Эти и многие другие примеры явно указывают на относительность и
зависимость эстетического восприятия.
Для подтверждения
приведем интересные сведения о зависимости характера от морфологии среды
обитания из статьи Г.Ф.Уфимцева [27, с.103]: «Русская идея идеального для жизни
морфологического ландшафта и обустройства в Мире человека существенно
отличаются от таковой в Западной Европе. Русскому необходим простор <…>.
И все это воплощено в реалиях русской жизни: раскидистые посады и пригороды с
обширными дворами и огородами, быстро выходившие за пределы городских
оборонительных сооружений. Именно такое мироощущение и стремление русских жить
в просторе потянуло их ватаги и обозы по радиальным направлениям от Москвы и в
особенности в необъятную, хотя и малопривлекательную, с точки зрения обывателя
с запада, Сибирь. А на западе другое: плотная городская застройка, и даже
сейчас в ней проглядываются прошлые оборонительные линии. В этих разных
взглядах на Мир, на идеальное обустройство человека в морфологическом ландшафте
нельзя не видеть весьма любопытных противоречий. В России – свободное
размещение в ландшафте и общинная организация человеческих сообществ, столь
необходимая и полезная в суровом климате. На Западе – скученность и
индивидуализм».
Исследования
Л.А.Некрасовой подтверждают аналогичное [27, с.37]: «Установлено, что особое
влияние на формирование эстетических предпочтений и местного, и сезонного
населения оказывают геоморфологические условия местности. Результаты
эколого-геоморфологических исследований и данные социологического опроса
показали, что характеристики геоморологических условий расположения древних
поселений могут служить показателем их рекреационной ценности. При этом
эстетические качества местоположения сельского населенного пункта, наряду с
доступностью, имеют часто определяющее значение при выборе места для сезонного
проживания».
«Архаический
человек воспринимал мир целостно и не вычленял себя из этого мира, отстраненная
позиция наблюдателя – плод более позднего сознания. Эмоционально включенный в
среду человек, полностью адаптированный к этой среде, переживает ее как
естественное продолжение себя. Полнейшая «растворенность» его в среде
распространяется на все аспекты восприятия, то есть в основе «средового»
восприятия лежит мифологический тип сознания, до сегодняшнего дня сохраняющий
свою актуальность» [28, с.108].
Столь глубокое
усложнение человеческой психологии объяснимо и в рамках эволюционистского
течения, причем той его части, которая признает направленность эволюционного
процесса. «…в русском космизме, продолжающем линию русской философии в целом,
было введено фундаментальное понятие – направленной эволюции, а потом и
активной эволюции. Под ней подразумевается направленность вектора эволюции в
сторону развития разума, причем разума нравственного». [36, с.49] В русском
космизме направленная эволюция признается как процесс постоянного
усовершенствования и усложнения [37, с.92].
2.2.2 Гармонические законы
цветоведения. Природный диктат цвета
Прежде чем перейти к обсуждению
психофизического влияния цвета, необходимо рассмотреть определение этого
понятия. Этому вопросу много внимания уделял Н.В.Серов [30; 31], поэтому кратко
ознакомимся с его данными. Большинство представлений о цвете, по его мнению, сводится
к трактовке опытов Ньютона: цвет – это свойство спектрального состава излучения
(пропускания, отражения), вызывающее у человека особые зрительные ощущения.
Однако это определение весьма ограниченно, т.к. понимает цвет только с позиции
физики и физиологии. После исследований Бюффона и И.В.Гете трактовка цвета чаще
стала вмещать и ньютоновское понимание, и эстетическое: «… цвет — это
определенный вид психических переживаний, возникающих благодаря как
поступающему в глаза внешнему излучению (пропусканию, отражению), так и
механическому воздействию на глаза (удар, давление), или внутреннему
представлению этого вида переживания в полной темноте (с закрытыми глазами, в
воображении, во сне)» [31]. Наиболее современная трактовка определяет цвет
следующим образом: «цвет – характерная функция восприятия, передающая
выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте» [31].
Далее Серов Н.А. отмечает, что «… как эстетические, так и хроматические
представления о цвете связаны не с конкретикой каждого из предыдущих
определений (физическими параметрами красочного отражения, видом того или иного
ощущения, или воздействия и т.п.), а с его триадным отношением к
метатеоретическим (философским и эстетическим) категориям с обобщением всех
вышеперечисленных определений и возможностью их конкретизации: цвет – это
характерный компонент хроматической триады, представляющий идеальное, связанное
с материальным через чувство как их эстетическое отношение. В хроматизме
понятия идеального и материального планов имеют онтологический смысл, то есть
являются относительными друг друга в конкретной системе анализа» [31].
Таким образом, цвет признается как
один из важнейших эстетических элементов. Его психофизическое влияние на человека
довольно глубоко изучено в медицине, практической психологии, искусствоведении.
Научные основы цветоведения заложил
И.В.Гете. Революционными в этом направлении оказались исследования Люшера. В
настоящее время активные дискуссионные работы на тему психосемантики цвета
ведут выдающиеся последователи Люшера: Базыма Б.А., Бреслав, Клар Г., Петренко
В.Ф., Собчик, Яньшина и др. [30]
Рассмотрим кратко концептуальную
основу цветоведения. Характеристики всех (ахроматических и
квазимонохроматических) цветов принято изображать на примере так называемого
цветового тела, содержащего цветовой круг с максимально насыщенными («яркими»)
цветами по периметру и средне-серым в центре (рисунок 3). Условно крайние точки
этого круга – синий, желтый, красный, зеленый.
Цветовое тело [31]
Рисунок 3
Выделяют три
группы цветов по сочетанию:
1. Родственные располагаются в одной
четверти круга и имеют хотя бы один общий цвет. Существует 4 группы родственных
цветов:
a.
желто-красные;
b. красно-синие;
c. сине-зеленые;
d. зелено-желтые.
2. Родственно-контрастные цвета расположены в двух соседних
четвертях цветового круга и имеют один общий (главный) цвет, два других
составляющих цвета являются взаимодополняющими. Существует 4 группы
родственно-контрастных цветов:
a.
Желто-красные
и красно-синие;
b. Красно-синие и сине-зеленые;
c. Сине-зеленые и зелено-желтые;
d. Зелено-желтые и
желто-красные.
3. Контрастные цвета расположены в
противоположных четвертях круга.
Основной фактор
цветовой гармонии – это равновесие цветовых тонов. Считается, что можно
сочетать любые цвета по принципу контраста, родственного контраста или родства
цветов. Два родственных цвета уравновешиваются равным количеством
присутствующего в них одного цвета. Для их гармонизации необходимо ослабить
насыщенность одного из цветов. Например, чтобы чистый желтый и желто-красный
цвета были гармоничны, необходимо ослабить насыщенность желтого смесью белого в
таком количестве, сколько в желто-красном красного цвета. Гармоничные сочетания
родственных цветов неактивны, спокойны, мягки, особенно если цвета слабо
насыщены и сближены по светлоте.
Гармоничные
контрастные цвета расположены на концах диаметров цветового круга. См. пример
гармонизации контрастных цветов на рисунке 4:
Рисунок 4
Говоря о
воздействии цвета на человека, следует прежде отметить, что «… выбор
[человеком] цвета – адекватный индикатор эмоций, возникающих у человека в
процессе решения задач, т.е. в процессе мышления» [1]. «Проведя
анализ цветовых модальных характеристик эмоциональных процессов, Вундт
указывает на различие физических основ эмоциогенного действия цветов и звуков.
Пространственная симультанность зрительных модальных компонентов эмоций в
отличие от временной сукцессивности слуховых компонентов дает первым
определенное преимущество за счет своей пространственной стабильности и
симультанной данности. Поэтому цвет как экстерорецепторный раздражитель не
только вызывает ту или иную эмоцию, но и является исключительно удобным
средством для объективации эмоциональных переживаний человека» [3].
Отношение к
цвету (предпочтение или отвержение) определяется двумя факторами:
- «предметным»
(цвет получает свое эмоциональное значение по ассоциациям с теми предметами, с
которыми он связан);
-
«эмоциональным» (цвет оценивается как определенная неразложимая целостность).
И первый, и
второй фактор можно интерпретировать как следствие приспособления человека к
окружающей его действительности (в том числе среде обитания). Однако различными
методами были установлены общие для людей эмоционально-цветовые соответствия: серому соответствуют эмоции грусти или
утомления, красному – радости или гнева, что свидетельствует об эмоциональной
амбивалентности красного цвета. [1]
Известно, что красный, оранжевый и желтый цвета действуют наступательно,
возбуждают, активизируют. Синий, голубой, фиолетовый цвета считают
успокаивающими, умиротворяющими. Зеленый занимает промежуточное положение,
положение эмоционального равновесия [23, с.88].
Символообразование цветов формируется
по двум аналитическим принципам: сгущение (в каждом образе или элементе
изображения одновременно проявляются символические отражения множества
различных событий, происшедших с пациентом в разное время) и амбивалентность
(у одного и того же символа существует прямо противоположные значения).
Именно поэтому при анализе символики
цвета выделяют два основных полюса в спектре символических значений каждого
цвета (таблица 1), что помогает сделать затем необходимые диагностические выводы.
Таким
образом, данные цветоведения можно сопоставить с реально существующими
природными компонентами с целью выявления их зависимостей. Воспользуемся
собственно географическим подходом: оценим каждую природную зону по
преобладанию в ней цветовых отношений (таблица 2).
Из таблицы видно,
что семиотический статус цвета в природе сменяется закономерно (в соответствии
законами вертикальной зональности и поясности) и отвечает определенным условиям
обитая. Ближе к полюсам преобладают цвета «холодного» спектра, ближе к экватору
– «теплого». Таким образом, смыслообразование цветов формируется путем
накопления целыми поколениями (на генетическом и архаическом уровне
бессознательного) информации об ассоциативности цвета и явлений природы. Там,
где природные условия суровые (высокая степень эрозии, низкие температуры,
некомфортная погода, вечная мерзлота и другие разрушительные силы природы),
преобладают цвета снежного, каменистого и грязно-земляного характера. Ближе к
экватору, где условия обитания более приемлемы для человека (а стало быть,
увеличивается и численность населения), преобладают цветовые сочетания
земляного и растительного характера – это цвета, считающиеся в медицине цветами
жизнерадостными для человека – желтый, оранжевый, зеленый, каштановый. Психофизическое
воздействие этих цветов уже отмечалось выше.
Таблица 1 – Символизм основных цветов [по 25]
Позитивный смысл
|
Цвет
|
Негативный смысл
|
любовь,
страсть
эротическое
начало
вдохновение
|
красный
|
агрессия
ненависть
опасность
|
разум
дисциплина,
порядок, верность
|
синий
|
безумие
иррациональность
|
Открытость,
активность
свобода,
слава, сила
|
желтый
|
ревность, зависть
жадность, лживость
мания, бред
|
Зрелость
личности
радость
энергия,
сила
|
оранжевый
|
вытесняет другие цвета
страсть борьбы и войны
|
витальное
начало, рост, надежда
|
зеленый
|
яд , болезнь, незрелость
|
равновесие
мистика,
колдовские чары
сокровенное
знание
покаяние
|
фиолетовый
|
внутреннее беспокойство
тревога, отречение
меланхолия
|
материнство
плодородие
земля
|
коричневый
|
грязь
гной
кал
|
Достоинство,
торжественность
|
черный
|
Смерть, траур, грех
|
Чистота,
гармония
|
белый
|
Привидение, траур
|
---
|
серый
|
Неясность, туман, депрессия
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|