рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Элементы региональной миграционной политики в Оренбургской области рефераты

Сложившаяся в области социально-экономическая ситуация усугубляет решение проблем обустройства переселенцев: обеспечение жильем, трудоустройство, получение гражданства Российской Федерации. Сегодня в общей очереди на получения жилья стоят 920 семей вынужденных переселенцев, в льготной очереди – 994 семьи.

По мнению аналитиков, продолжающееся ухудшение жизненного уровня населения приграничных районов Казахстана, будет способствовать увеличению притока как русскоязычного, так и казахского населения из этой страны. Это предположение основывается на том, что в приграничной Актюбинской области уже наблюдается увеличение числа китайце. В первую очередь это связано с продажей пакета акций АО «Актюбнефть» Китайской национальной нефтяной компании, а также планирующимся строительством нефтепровода Актюбинск-Урумчи через территорию Казахстана.

В 2002 году число прибывших в Оренбуржье составило 29228 чел., а число выбывших 33317 чел. Эмигрирующих стоит разделить на две группы: выезжающие за пределы области в другие субъекты России и выезжающие в другие государства.  Основной поток выбывающих из Оренбуржья приходиться на соседние субъекты Российской Федерации. Так в Самарскую, Челябинскую области и республики Татарстан и Башкирия уехало в 2002г. 40% населения из всего потока. Остальная же доля внутрироссийских миграций приходиться на Москву и Московскую область (21%), Санкт-Петербург и Ленинградскую область (13%), Свердловскую, Пермскую, Нижегородскую, Тюменскую области (24%).

Заграницу же выехало 1087 человека (3%). В основном в экономически развитые страны. Такие как: США (28%), ФРГ (25%), Франция и Великобритания (21%), а также в страны восточной Европы (11%) и в другие государства.

Причины, по которым жители Оренбуржья покидают свой регион, разнообразны, но все же главным в этом перечне является трудовая миграция (60%). И из числа выбывающих преобладают граждане в возрасте 20-45 лет (76%), чем и обусловлен высокий уровень трудовых миграций.  

2.2. Внутренние миграции в Оренбуржье

Масштабы внутренних переселений. Этот вид миграции заслуживает более подробного рассмотрения. Оно предполагает, что миграция осуществляется между поселениями разных типов, расположенными в разных регионах страны. Так, если взять миграционную активность по четырем основным направлениям: город-город, село-город, город-село и село-село, видно, что динамика миграционной активности по каждому из них в отдельности имела определенную специфику.

В 90-е годы наибольшему сокращению подверглась миграция село-село (рисунок 4). Ее масштабы снизились с 53,5 тысячи прибывших в 1991 году до 32 тысяч в 2001 году, т.е. в 1,4 раза. Когда в 1994-1995 годах наблюдалось увеличение общей миграционной активности, потоки из села в село, а также из города в село не увеличились, а лишь на некоторое время прекратили сокращаться. В то же время миграция город-город и село-город росла - в 1995 году к 1993 году на 12% и 37% соответственно.

Если в 1991 году на миграцию село-село приходилось 14% всех прибывших, то в 2001 году - только 10%. Напротив, доля миграции город-город увеличилась с 41% до 44%, село-город - с 23% до 25% (рисунок 5). Все это говорит не об изменении миграционной активности городского и сельского населения, а о снижении роли села в качестве места назначения миграции, снижении его привлекательности для мигрантов как из города, так и из села. Если в 1991 году 38,5% сельских жителей при миграции направлялись в село, то в 2001 году их доля снизались до 28,7%.


Рисунок 5. Структура миграции (число прибывших) по основным направлениям в России в 1991 и 2001 годах (%)

Основные миграционные потоки в Оренбургской области в последние десять лет совершались между городскими поселениями, и со временем роль этих потоков немного росла. Но все же следует отметить, что ни городское, ни сельское население в последнее десятилетие, что называется, не замкнулись в себе, между городом и селом идет миграционный обмен населением, менее интенсивный, чем ранее. Конечно, в сравнении с началом прошлого века, да и с его 60-70-ми годами миграционный потенциал и активность сельского населения сильно сократились.

Вообще сокращение миграционной активности населения Оренбургской области за 90-е годы не вызвало адекватного снижения масштабов его перетока между частями области и отдельными районами. Сократились масштабы встречных потоков, но не их результативность. С позиций эффективности миграции это может рассматриваться как позитив. Но между количественной эффективностью миграции и социально-экономическим ее значением существует большое несоответствие.















3. Современные факторы и перспективы динамики миграционной активности населения Оренбуржья.

Снижение объемов внутренней миграции в Оренбуржье и России в последние годы рождает все больше вопросов. Помимо того, что сокращение идет одинаковыми год от года темпами, не очень понятно, почему оно вообще сокращается. За сокращение внутренней миграции выступают следующие факторы:

- Отсутствие устойчивых точек роста и внятных экономических перспектив развития регионов не дает явных стимулов экономической миграции. Даже достаточно богатые и динамично развивающиеся нефте- и газодобывающие Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа испытывали серьезные трудности в 1998 году в связи с падением цен на энергоносители, что немедленно поставило под вопрос рентабельность многих добывающих предприятий, и, как следствие - возможность сокращения рабочих мест, невыплаты заработной платы и т.п. В других регионах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, перспектив для экономической миграции не просматривается.  Явным тому примером в Оренбуржье являются главные предприятия «Газпром», «ТНК-BP», «Уральская сталь». В последнее время они отличаются стабильностью, но не являются магнитами экономических миграций.

- Постепенно идущее изменение возрастной структуры населения области (России) в сторону сокращение доли молодежи и роста доли населения в предпенсионном и пенсионном возрастах ведет к сокращению контингентов наиболее активных в миграционном отношении групп населения. (Особенно остро этот процесс протекает в сельской местности.)

- Несмотря на рост числа высших учебных заведений и доли студентов среди молодежи, учебная миграция теряет значение рычага межрегионального перераспределения населения, все больше студентов переориентируются на учебу в своем городе или областном центре. Снижение для большинства семей возможности содержать студента вдали от дома, даже при условии бесплатного его обучения, является жестким лимитирующим фактором развития учебной миграции. Другой, ранее часто практиковавшийся путь миграции - служба в рядах вооруженных сил с последующим "закреплением" по месту прохождения службы сейчас также имеет, видимо, меньшее распространение.

- Сохраняется ненормальная, почти крепостная привязанность человека к жилью, давно изжитая в развитых странах. Действующая де-факто система прописки (ныне - регистрации), служит ощутимым препятствием при приеме на работу лиц, этой регистрации не имеющих, как из числа иностранных граждан, так и россиян.

Кроме того, наличие работы, даже нормально по российским меркам оплачиваемой, не дает возможности людям арендовать жилье или делать сбережения с целью его приобретения.

- Развитие форм временной, коммерческой, "челночной" миграции, которая позволяет части семей получать средства к существованию путем работы на временной основе в другом городе или регионе. Это ведет к определенным сложностям в жизни трудовых мигрантов, но позволяет им осуществлять трудовую деятельность, избегая затрат на переезд всей семьи. Трудовая миграция, в отличие от переселения, не предполагает смены постоянного места жительства, по крайней мере, на первоначальном этапе. Пока временные трудовые миграции в определенной степени сдерживают переселения (и работник, и работодатель имеют определенные выгоды от такого положения дел), но в перспективе они могут послужить толчком к переселению на новое место жительства, ближе к работе, уже на постоянной основе.

- Государство резко сократило свое вмешательство в сферу регулирования миграции, в том плане, что больше не выступает в качестве субъекта экономического стимулирования перемещения населения и трудовых ресурсов. Правда, в последние годы как федеральные, так и региональные власти все чаще выдвигают инициативы по введению ряда административных ограничений миграции, что также вряд ли будет способствовать усилению миграционной активности граждан (а тем более неграждан), особенно регистрируемой ее части.

Что заставляет усомниться в снижении миграционной активности населения области и России?

Прежде всего, то, что в стране сохраняется достаточно сложная система регистрации граждан по месту жительства, на которой основан учет, причем она касается не только иностранцев, но и граждан России. В настоящее время основное внимание властей приковано к проблеме нелегальной иммиграции, высказываются даже дикие предложения введения уголовной  ответственности для незаконных мигрантов.

Усложнение процедуры оформления законного пребывания мигрантов в России, хотя и направлено на улучшение их учета, на деле оборачивается увеличением числа незарегистрированных мигрантов, де-факто проживающих в стране длительное время.

В настоящее время в России на фоне волны борьбы с "незаконной" миграцией и "нелегалами" проблемы внутренней миграции вновь отходят на задний план. А между тем, есть основания утверждать, что в России неизбежен рост миграционной активности населения, и, быть может, он уже идет в латентной форме. Причины тому видятся в следующем:

- В условиях развала (или слома) социалистической системы экономики и формирования совершенно новой системы хозяйствования необходимое межотраслевое и региональное перераспределение рабочей силы не завершено, основные причины этого упомянуты выше. В результате миграции сократилось население многих северных регионов, но есть большие сомнения, что перенаселенность российских "северов" ликвидирована. Износ производственных фондов, необходимость в недалеком будущем платить настоящую цену за потребляемые энергетические ресурсы могут с новой остротой поднять этот вопрос.

Большие излишки рабочей силы в настоящее время есть в селе. Даже два подряд относительно урожайных года (2001 и 2002) не привели ни к росту доходов занятых в сельском хозяйстве - средняя заработная плата в нем находится ниже уровня прожиточного минимума, ни притоку серьезных инвестиций в отрасль. Тысячи сельских семей, занимаются по сути натуральным хозяйством, что не соответствует реалиям нынешнего столетия. Выезд из села сейчас сдерживает только бедность населения и отсутствие хорошо оплачиваемой работы в городах.

Неблагополучно положение во многих малых городах, в том числе с моноотраслевой экономикой. Ведущийся под руководством Министерства труда и социального развития мониторинг городов и других населенных пунктов с моноэкономической структурой и высоким уровнем безработицы показывает, что во многих монопрофильных поселениях без больших вложений средств в перепрофилирование производств, развитие малого бизнеса, будет сохраняться слабая конкурентоспособность производств, чрезвычайно низкая (даже по российским меркам) оплата труда, скрытая безработица. Многие малые города и поселки деградируют, но население, в них проживающее, с этим мириться не обязано, и оно находит и будет находить возможности смены приложения труда.

С другой стороны, экономический рост в скором времени вызовет нехватку рабочих рук. Резервы роста производительности труда, по-видимому, будут исчерпаны, что сделает труд дефицитным, а значит – значительно более ценным ресурсом в экономике. За труд станут больше платить, и это создаст «благоприятные возможности» для многих мигрантов из российской глубинки. Спрос на труд будет превышать возможное предложение, что потребует привлечения иммигрантов из-за пределов страны, так что активизируется и внешняя миграция.

Можно возразить, что спрос на рабочую силу может удовлетворяться за счет роста маятниковой миграции, что вовсе не обязательно для мигранта менять место жительства: в западных странах человек может жить в 150-200 километрах от места работы и совершать ежедневные поездки. В российских условиях для этого есть ряд серьезных ограничений, среди которых прежде всего стоит упомянуть слабое развитие дорожной сети и транспортных средств. Кроме того, вряд ли рабочая сила подорожает настолько, что сделает рентабельными для работника ежедневные длительные поездки на личном автотранспорте, как это происходит в экономически развитых странах. Этот резерв может быть реализован только в условиях крупных городских агломераций (Москвы, Санкт-Петербурга, Самары) и в любом случае радиус поездок будет меньше, чем в США и Западной Европе.

Конечно, миграционная активность населения Оренбуржья (России) не может сокращаться бесконечно. Между районами (регионами страны) должен осуществляться миграционный обмен населением, иначе это, помимо всего прочего, приведет к усилению замкнутости и оторванности одних районов (регионов) от других, консервации неблагоприятных тенденций развития региональных рынков труда.




4. Инструменты развития и регулирования миграционной политики в Оренбуржье

Главными компонентами в регулировании миграционной политики области являются:

• предоставление мигрантам правового статуса
• правоприменительные и надзорные требования и права по отношению к мигрантам
• контроль соблюдения законодательства в области занятости, защиты рынков труда, социальной защиты и др.
• регламентирование иммиграции
• адаптация к международному и федеральному миграционному законодательству

Также для наилучшего достижения результатов миграционной политики и реформ необходимо:

• формирование положительного общественного мнения о мигрантах
• доведение правил въезда, пребывания и обустройства в России
• содействие СМИ для лучшей адаптации мигрантов
• мониторинг миграционной обстановки
• автоматизация сбора, обработки и доведения информации в миграционной системе

А для эффективного обеспечения миграционной политики и реформ необходимо развитие: 

• финансовой базы
• научной базы
• паспортно-визовых процедур   
• таможенного контроля
• жилищных фондов
• социальных услуг
• реализация государственных гарантий по обустройству на МПЖ
• выдворение незаконных мигрантов


















5. Приоритеты демографического развития в области миграции и расселения

В области миграции и расселения определены следующие приоритеты:

  • привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы, Эстонии;
  • создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации;
  • проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в Российской Федерации;
  • совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.

Необходимо разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения Российской Федерации, к стимулированию иммиграции в Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов с учетом их возрастно-половых характеристик, уровня здоровья, профессиональной квалификации.

Необходимо также обеспечить сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, в том числе путем привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе, создания условий для возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, являющихся высококвалифицированными специалистами.

В целях регулирования внутренней миграции должны быть разработаны меры, направленные на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития субъектов Российской Федерации.

 Информационное обеспечение реализации Концепции

Реализация Концепции предполагает использование данных текущего учета населения, итогов переписи населения, выборочных обследований и данных создаваемого Государственного регистра населения Российской Федерации. Важную роль в реализации информационного обеспечения демографического развития должны играть средства массовой информации.

Регулярное подробное освещение в средствах массовой информации таких тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в различных жизненных ситуациях, а также повышение общественного престижа устойчивой семьи с несколькими детьми, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи - важнейшая составляющая успешной реализации Концепции.

Необходимо также развивать систему информирования населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах предупреждения вредных воздействий на здоровье человека, в том числе с использованием образовательных программ.

Эта работа должна постоянно и последовательно проводиться средствами массовой информации, федеральными и региональными информационными структурами органов государственной власти.

 

Вывод

Уже отмечалось, что в ближайшие годы миграционные процессы претерпят существенные изменения. Рассматривая складывающиеся тенденции, можно выделить наиболее характерные:

1.     Сокращение под влиянием экономического кризиса интенсивности и географии миграционных потоков.

2.     Уменьшение численности иммигрантов из бывших республик СССР.

3.     Сохранение значительной доли числа беженцев и вынужденных переселенцев в общей структуре миграционных потоков.

4.     Рост в России численности иностранных рабочих.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5