рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Элементы региональной миграционной политики в Оренбургской области рефераты

0

Приволжский

14

1

6

6

1

Уральский

4

0

1

2

1

Сибирский

12

3

4

3

0

Дальневосточный

7

7

0

0

0

Итого

72

14

24

26

8

Десять из 14 субъектов с наиболее сильным сокращением числа прибытий расположены на востоке страны, тогда как регионов с наименьшим сокращением этого показателя среди них всего 1 (Тюменская область с автономными округами). Среди регионов Дальневосточного округа нет ни одного, где число прибытий превышало бы 37% от уровня рубежа 90-х годов. Напротив, у регионов Центрального округа этот показатель превышает 42%, а в большинстве и 50%. Кроме того, в Москве и Белгородской области число мигрантов из других регионов страны возросло за последние десять лет на 8% и 3% соответственно.

Соответственно, изменялась и интенсивность прибытий по субъектам Федерации (таблица 2). Если в 1989-1991 годах наибольшие значения этого показателя были характерны исключительно для регионов восточной части страны, то в 1999-2001 годах ситуация была иной. В регионы-лидеры по данному показателю переместились Белгородская область и г. Москва, Краснодарский и Ставропольский края, заменив собой почти все регионы Дальневосточного округа. Последние ранги по-прежнему занимают регионы Европейской части, но перечень их также изменился.

Таблица 2. Перечень субъектов Российской Федерации, имеющих максимальную и минимальную интенсивность прибытий в миграции с другими субъектами Российской Федерации в 1989-1991 и 1999-2001 годах

Ранги*

1989-1991 годы

на 1000

1999-2001 годы

на 1000

1

Магаданская область

34,9

Ленинградская область

16,3

2

Амурская область

23,3

Тюменская область

13,8

3

Хабаровский край

23,2

Магаданская область

13,2

4

Республика Калмыкия

22

Мурманская область

11,1

5

Камчатская область

21,9

Белгородская область

10,2

6

Тюменская область

21

Республика Калмыкия

10

7

Сахалинская область

20,9

г. Москва

9,3

8

Ленинградская область

20,7

Краснодарский край

9,3

9

Республика Саха

19,6

Хабаровский край

9,2

10

Мурманская область

19,1

Ставропольский край

9,1


Россия

12,5

Россия

7

63

Тульская область

9,8

Оренбургская область

4,9

64

Брянская область

9,8

Пермская область

4,8

65

Пермская область

9,8

Курская область

4,8

66

Курская область

9,5

Нижегородская область

4,5

67

Московская область

8,9

Удмуртская Республика

4,2

68

Пензенская область

8,7

Республика Дагестан

4,1

69

Республика Мордовия

8,3

Республика Тыва

4

70

г. Москва

8,3

Кабардино-Балкарская Республика

3,9

71

Республика Татарстан

8,3

Архангельская область

3,7

72

Нижегородская область

7,5

Республика Мордовия

3,6

·          в перечень не вошли автономные округа, республики, область, данные по которым в 1989-1991 годах были включены в состав соответсвующих краев и областей, а также Чеченская и Ингушская республики.

Какой-то географической закономерности динамики абсолютных объемов числа выбытий в 1999-2001 гг. в сравнении с 1989-1991 гг. не прослеживается. В наибольшей степени сократились выбытия из Тывы и Магаданской области (составив 24% и 40% от уровня рубежа 90-х), а из Мурманской, Московской и Курской области сокращение выезда было минимальным.

Межрегиональная дифференциация показателя интенсивности выбытий, как и прибытий, за последнее десятилетие изменилась, однако, в отличие от последних, перечень регионов, имеющих наибольшую интенсивность выезда, за десятилетие претерпел мало изменений (см. таблицу 3). По-прежнему его возглавляют субъекты Федерации, расположенные на востоке и севере страны. Среди замыкающих список, практически все входят в Приволжский и Центральный округа. По-прежнему среди них - Москва, Нижегородская, Белгородская области и Республика Татарстан.

Таблица 3. Перечень субъектов Российской Федерации, имеющих максимальную и минимальную интенсивность выбытий в миграции с другими субъектами Российской Федерации в 1989-1991 и 1999-2001 годах

Ранги*

1989-1991 годы

на 1000

1999-2001 годы

на 1000

1

Магаданская область

53,6

Магаданская область

34,5

2

Республика Тыва

29,7

Мурманская область

21,4

3

Республика Калмыкия

28,4

Камчатская область

19,9

4

Амурская область

23,3

Республика Саха (Якутия)

17,3

5

Республика Саха (Якутия)

22,4

Республика Калмыкия

16,3

6

Мурманская область

21,3

Сахалинская область

15,6

7

Камчатская область

21,3

Тюменская область

13,8

8

Хабаровский край

21,2

Республика Коми

13,5

9

Тюменская область

20,9

Амурская область

11,8

10

Сахалинская область

19

Читинская область

11,3



 


 

63

Кабардино-Балкарская Республика

8,5

Белгородская область

5,2

64

Ярославская область

8,5

Чувашская Республика

5,1

65

Липецкая область

8,2

Вологодская область

4,9

66

Курская область

8,1

Липецкая область

4,8

67

Республика Татарстан

8,1

Республика Татарстан

4,6

68

Пензенская область

7,9

Удмуртская Республика

4,6

69

Белгородская область

7,3

Пермская область

4,6

70

Нижегородская область

7

Ярославская область

4,6

71

Московская область

6,6

г. Москва

3,7

72

г. Москва

5,6

Нижегородская область

3,5

* в перечень не вошли автономные округа, республики, область, данные по которым в 1989-1991 годах были включены в состав соответсвующих краев и областей, а также Чеченская и Ингушская республики.

Если сравнить между собой ежегодные показатели интенсивности прибытий и выбытий по субъектам федерации, занимающим соответственно первый и последний ранги, видно, что разброс интенсивности выбытий был во все годы существенно больше, особенно значительные различия отмечались в середине 90-х годов. Картина была бы еще контрастнее, если включить данные по Чукотскому АО с очень высокой интенсивностью выезда населения, но, т.к. в 1989-1991 годах данные по округу отдельно в доступной нам статистике не выделялись, а входили в состав Магаданской области, сравнение с ним не производилось. В последние два года дифференциация регионов по интенсивности выбытий несколько ослабевает.

Рисунок 3. Отношение максимального и минимального значений интенсивности прибытий и выбытий по субъектам Российской Федерации в 1989-2001 годах

Такая поляризация субъектов Российской Федерации по интенсивности выбытий указывает на кризисный характер межрегиональной миграции в последнее десятилетие, ведь есть немало регионов, откуда в отдельные годы выезжали 3-10% населения. Это вело к резкому сокращению численности населения, изменению региональных пропорций расселения, нарастанию контраста заселенности в России по оси запад-восток.

Выявляются два противоположных типа динамики миграционной активности населения: с одной стороны, как наиболее яркие представители - Москва и Белгородская область, которые, за десятилетие сохранив низкую интенсивность выбытий, стали одними из лидеров по интенсивности прибытий, фактически не снизив за десятилетие их объем; с другой стороны - практически все регионы Дальнего Востока, сохранили высокую интенсивность выезда, но частота въезда в них сократилась в три раза, опустившись до среднего по стране уровня. В первой группе субъектов федерации динамика показателей прибытия и выбытия максимизировала выигрыш, эффективность миграции, во второй - максимизировала потери, также с большей эффективностью.




 









2. Миграционные процессы на территории Оренбургской области

2.1 Миграционная ситуация в Оренбуржье

Проблема миграции для Оренбуржья – фактор, который в любой момент может стать конфликтогенным. Общее состояние экономики в стране отражается на финансировании миграционных структур. За 10 месяцев 1998г. Куплено только 68 квартир для социально незащищенных вынужденных переселенцев, выплачено 1176 единовременных пособий, материальную помощь получили 135 чел., что значительно меньше, чем в 1997г.           

По территории области мигранты распределяются неравномерно. Основная масса в 2002г. Размещена в городах: Оренбург – 1234, Орске – 386, Соль-Илецке – 334, а также в районах: Оренбургском – 313, Соль-Илецком - 251, Первомайском – 367 человек. Увеличивается удельный вес прибывших в Красногвардейском, Переволоцком, Беляевском и других районах области. Именно в вышеперечисленных городах и райцентрах, где сосредоточены крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, обстановка с трудоустройством крайне тяжелая и отсутствует свободное жилье.

В Оренбуржье разработана миграционная программа, но ее выполнение в 1998г. Было затруднено из-за недостаточного финансирования. Из федерального бюджета поступило 22553,3 тыс. рублей, что составило лишь 65,4% от запланированной суммы. В связи со снижением объемов производства, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве из областного бюджета средств на обустройство мигрантов не поступало. В месте с тем в прошлом году было выдано 223 ссуду на сумму 8443,5 тыс. рублей. 193 ссуды (86,5%) были использованы на приобретения жилья, 16 (7%) на строительство, 14 (6,5%) на ремонт жилья.

Усиливается нелегальная миграция через Оренбуржье: если в 1997г. На территории области было задержано 546 человек, нелегально прибывших из Афганистана, то в 1998г. – более 700; заметно увеличилась численность иммигрантов из Шри-Ланки (1997г.-3 чел., 1998г.-98 чел.) и Пакистана (1997г.-7 чел., 1998г.-45 чел.). Наблюдаются тенденции к увеличению мигрантов из Китая, Австралии, Бангладеш и других стран.

За 2002г. В Оренбуржье зарегистрированы и получили статус вынужденных переселенцев 5477 человек. Основная масса прибывших выходцы из постсоветских среднеазиатских республик, в том числе 66% из соседней республики Казахстан. До 80% среди иммигрантов составляют русские и украинцы, до 10% татары, остальные представители других (более 30) национальностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


 © 2010 Все права защищены.