рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Экономика Японии рефераты

 

Машиностроение


Машиностроение   Японии  довольно разнообразно,   в    нем сохраняется большая    роль    модернизированных отраслей массового экспортно-ориентированного производства,  занимавших лидирующие позиции в 60—70-х годах, и активно развиваются новые наукоемкие от­расли.

В отраслях машиностроительного комплекса в настоящее время выпускается почти 46% всей промышленной продукции (по стоимости), в том числе почти 20% — в радиоэлектронной и электротехнической промышленности, 15% — в транспортном машиностроении, менее 10% — в общем машиностроении.

Судостроение, специализировавшееся на стро­ительстве крупнотоннажных танкеров и сухо­грузов, испытало глубокий кризис в середине 70-х годов в связи с сокращением заказов на суда таких типов. Несколько крупных про­грамм реорганизации привели к значительному скрапированию производственных мощностей. Оживление отрасли началось с конца 80-х годов. В 2001 г. общий тоннаж построенных в Японии судов составил около 15 млн т дедвейт, что дало примерно 42% общемирового объема. Судост­роительные предприятия размещены по всей территории страны, главные центры судострое­ния — крупные портовые города: Иокогама, Кобэ, Нагасаки.

Предприятия автомобильной промышлен­ности в последние годы несколько снижают вы­пуск машин: в 2001 г. — около 10 млн (второе место в мире), обеспечивая примерно 15% стои­мости экспорта. При этом быстро и неуклонно нарастает производство на филиальных заводах за рубежом, в том числе в США, Англии, Герма­нии и др. Важнейшими центрами автомобиле­строения в стране являются Тоёта (район Нагоя), Хиросима, ряд городов в столичной агло­мерации Кэйхин.

Развито в Японии общее машиностроение, нацеленное как на экспорт, так и на обеспече­ние машинами и оборудованием собственной экономики. Основные предприятия отрасли со­средоточены в пределах Тихоокеанского про­мышленного пояса, но отдельные его районы имеют определенную специализацию. В Токий­ском районе преимущественно развит «верхний эшелон» общего машиностроения — производ­ство наиболее сложных видов оборудования (станки с программным управлением, промыш­ленные роботы), в Осакском заметно преобладание заводов по выпуску тяжелого металлоемкого оборудования (горные машины, промышленные агрегаты и т. п.). Нагойский район специализи­руется на производстве относительно простых станков и прессов для автомобилестроения, текстильной промышленности. Заметны и не­которые другие центры общего машиностро­ения — Хиросима, Фукуока.

 

Радиоэлектронная и электротехническая промышленность


Размещение предприятий радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориенти­ровано на крупнейшие города Тихоокеанского побережья, которые обеспечивают сбыт продук­ции как внутри страны, так и за ее пределами, квалифицированную рабочую силу, транспорт­ные коммуникации для кооперационных связей. Важнейшим фактором стано­вится ориентация на научно-технический по­тенциал крупных городов. Ведущие предприя­тия отрасли сосредоточены в Токио, Осака, Иокогама, Фукуока и других городах.

Предприятия прочих промышленных отрас­лей (легкой, деревообрабатывающей, пищевой) распределены по территории Японии относи­тельно равномерно, ориентируясь как на мест­ное, так и на привозное сырье. Они в основном обслуживают внутренний рынок, причем опре­деленная часть производств традиционна для Японии и имеет выраженный национальный ха­рактер.

 

Сельское хозяйство


В сель­ской местности проживает 22% населения стра­ны, однако лиц, для которых сельскохозяйст­венный труд является основным источником дохода, насчитывается только 2,9 млн человек, или около 4,5% общего количества занятых. В сельском хозяйстве создается 1,1% ВВП. Численность занятых и доля отрасли в ВВП по­стоянно сокращаются(Приложение 7).

В сельском хозяйстве используется 16% земельного фонда, наиболее крупные равнины — Канто, или Токийская, на Хонсю, Исикари на Хоккайдо — почти сплошь возделаны (Приложение 22,23). Подавляющее большинство хозяйств — мелкотоварные, 3/4 из них основной доход получают от несельскохозяйственной деятельнос­ти. Исключение составляют кооперативы и сель­скохозяйственные фирмы, большая часть кото­рых работает в пригородном животноводстве.

Основную часть продукции дает растениеводство (Приложение 13). Ведущая культура — рис, хотя его производство постепенно снижается, а производство пшеницы возрастает (Приложения 15,16). Преобладает мелкое землевладение (участки преимущественно до 1,5 га).

Японское сельское хозяйство имеет ярко вы­раженную продовольственную направленность, обеспечивая более 90% потребления риса и 65— 95% овощей, фруктов, рыбы, морепродуктов и мясомолочной продукции в стране. Напротив, подавляющая часть кормовых и особенно техни­ческих культур ввозится из-за рубежа. Товарная структура определяет особенности размещения сельского хозяйства, для которого характерны, во-первых, концентрация в пригородных зонах крупных агломераций, во-вторых, наличие тра­диционных, специализированных на том или ином виде продукции периферийных сельскохо­зяйственных районов.

Для первых характерно распространение пти­це- и свиноферм и огородов, они расположены на всех крупных равнинах Японии (Приложение 14). Среди вто­рых выделяются крупнейший район выращива­ния риса на равнине Этиго на северо-западе Хонсю, районы молочно-мясного пастбищного скотоводства на Хоккайдо, субтропического земледелия на Кюсю и Сикоку, шелководства во внутренних долинах Центрального Хонсю и не­которые другие.

Большое значение в жизни японцев имеет потребление рыбы и других морепродуктов. Морское рыболовство дает в настоящее время 6—7 млн. т морепродуктов в год — страна стоит на четвертом месте в мире по улову морепродук­тов (Приложение 20). Япония располагает большим рыболовным флотом, который ведет промысел во всех районах Мирового океана. До 1/4 улова обеспечивают прибрежные воды, главным об­разом вокруг Хоккайдо и Северного Хонсю. Довольно значительное количество рыбы и мол­люсков (20%) дает их разведение в морских прибрежных водоемах (лагунах), а также в пре­сноводных водоемах (Приложение 21).

Несмотря на высокий показатель лесистости Японии, более половины потребностей в древе­сине покрывается за счет импорта; в лесном хо­зяйстве занято всего 0,2% ЭАН (Приложения 17,18,19).

 

Транспорт


Достижения японской промышленности были бы невозможны без адек­ватного развития транспорта. Его техническая ба­за в целом находится на высоком уровне. Как по объему грузов, так и по перевозке пассажиров в 70-е годы на первое место выдвинулся автомо­бильный транспорт: около 70% пассажиро- и бо­лее   50%   грузоперевозок  (1997).  Автодорожная сеть в Японии хорошо развита. Все города с населением более 500 тыс. человек соединены сетью скоростных автомагистралей. По показа­телю плотности автодорожной сети (3 км на 1 км2) Япония занимает одно из первых мест в мире. Автомобильный парк страны в 1998 г. превысил 70 млн автомобилей (второе место в мире), при этом на легковые приходится почти 70%, на грузовые — 30, на автобусы — 1%.

Очень важную роль в интенсивном экономи­ческом развитии и урбанизации Японии сыграл железнодорожный транспорт. Он занимает вто­рое место по объему пассажироперевозок (27%). ежегодный объем которых превышает около 400 млрд пассажиро-километров. Однако для перевозки грузов железные дороги в Японии ис­пользуются мало, на них приходится лишь 4,3% всех грузовых перевозок. Японские железные дороги, общая протяженность которых состав­ляет 20 тыс. км, отличаются высоким уровнем технической оснащенности и управления — здесь внедрена электронно-вычислительная и информационная техника, 98% вагонов оснащено воздушными кондиционерами.

В Японии действует уникальная железнодо­рожная система сверхскоростных суперэкспрес­сов Синкансэн. Скоростной поезд Синкансен, «поезд-пуля», курсирует между Мориока на севере Фукуока на юге страны.

В настоящее время все четыре главных остро­ва страны соединены между собой непрерывными транспортными путями, автомобильными и железнодорожными — через систему мостов и тоннелей.

Второе место по объему грузоперевозок зани­мает морской каботаж — на него приходится более 40%. В то же время значение морского транспорта в перевозке пассажиров ничтожно маю — 0,4%.

Торговый флот Японии, обслуживающий ее внешнеторговые связи, занимает второе место в мире по тоннажу (почти 87 млн бр.-рег. т в 1996 г.), но 73% этого тоннажа ходит под «удобными флагами».

В стране насчитывается несколько десятков крупных морских портов. Крупнейшие (2000 г.) — Йокогама, Токио, Нагоя, а также Кобэ, Осака, Кавасаки, Хакодате, Тиба.

Хотя удельный вес авиаперевозок невелик (в 1997 г. 5,2% пассажиров и 0,2% грузов), объем их постоянно растет.

При этом если в 1980 г. внутренние авиапе­ревозки пассажиров составляли в Японии почти 90% всех пассажирских авиаперевозок, то в сере­дине 90-х годов доля международных авиапере­возок пассажиров увеличилась до 15% за счет туризма со второй по­ловины 80-х годов. Что касается грузовых авиа­перевозок, то за тот же период доля междуна­родных возросла с 42 до 52%. Доля японских авиакомпаний в международных перевозках пассажиров за это время упала с 38 до 33%, а грузов весьма стабильна — около 40%.

Наиболее крупные аэропорты — Нарита и Ханэда в Токио, Кансай в Осака, а также в Сап­поро, Фукуока, Окинава.

 

Связь


К концу 80-х годов Япония вышла на второе место в мире после США по уровню развития средств связи. Новые виды электронных комму­никаций — кабельное телевидение, факсимиль­ная, мобильные телефоны, электронная почта и другие — очень быстро завоевывают японский рынок. В 90-е годы отмечался стабильно высо­кий и даже растущий спрос на компьютеры, поскольку очень быстро растет популярность элек­тронной почты и Интернета.

Наряду с прогрессом в области информаци­онно-вычислительной техники появление но­вых видов связи оказало огромное влияние на развитие и размещение различных отраслей японской экономики. В промышленности их использование значительно повысило опера­тивность и эффективность управления произ­водством, позволив полнее учитывать измене­ния на рынке и быстрее на них реагировать. Так, в сфере оптовой и розничной торговли на их основе были созданы системы автомати­зированного управления складскими запасами; в сфере обслуживания — автоматизированные системы заказов номеров в отелях и авиаби­летов; на транспорте — системы автоматизи­рованного управления доставкой грузов. В банковской сфере были автоматизированы опе­рации с вкладами, внедрена система автома­тизированных расчетов с населением через кредитные электронные карточки, создана меж­банковская электронная сеть взаимных расче­тов и обмена финансовой информацией, орга­низованы новые виды информационно-консультационного обслуживания клиентов на основе двусторонней электронной связи.

 

Внешнеэкономическая торговля

 

Япония — одна из крупнейших торговых держав мира. По объе­му внешней торговли она занимает третье место в мире, и на ее долю приходится 6% мирового импорта и около 8% мирового экспорта. Внеш­няя торговля играет очень большую роль в эко­номическом развитии Японии. Однако степень зависимости Японии от внешней торговли (отношение суммы экспорта и импорта стра­ны к ее валовому продукту) составляет менее 20%, что намного ниже, чем аналогичные пока­затели для европейских развитых стран. При этом на современном этапе в Японии более важную роль внешние связи играют в плане реализации промышленной продукции: ее эк­спортная квота составляет 10—12% ВВП, а доля импорта во внутреннем конечном потребле­нии — около 8%. В структуре импорта/экспорта преобладает продукция обрабатывающей промышленности. Среди видов продукции преобладают автомобили и транспортное оборудование(Приложения 24,25).

Характерной чертой внешней торговли Япо­нии является то, что на протяжении многих лет торговый баланс сводится со значительным по­ложительным сальдо, которое в 2001 г. состави­ло 86 млрд долл. (экспорт — 466, импорт — 380 млрд долл.).Почти 50% внешнеторгового оборота Японии приходится на развитые страны. Кроме Австра­лии и Канады, практически все они имеют от­рицательный баланс в торговле с Японией. Это серьезно обостряет торговые противоречия западных партнеров с Японией, проводящей протекционистскую   политику   в   отношении   собственного рынка, и в последнее время служит причиной определенных уступок с ее стороны. Основным торговым партнером Японии яв­ляются США.  Неуклонно растет и торговля с азиатскими, странами. В числе ведущих внешнеторговых партнеров Японии, правда, с большим отрывом от США, можно назвать Китай, Тайвань и Южную Корею. По разным торговым позициях в географии японского импорта выделяются, кроме того, такие страны, как Индонезия, Авст­ралия, Германия, Малайзия, а в географии экс­порта — Сингапур, Германия, Таиланд, Малай­зия, Великобритания. Важнейшим поставщиком нефти в Японию остается Ближневосточные регион и, прежде всего, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия (Приложение 26).

 

 

Структура экспорта.


В послевоенный период существенные изменения претерпела структура экспорта. До 60-х годов преобладающее место в ней занимали потребительские товары: радиоприемники, телевизоры, текстильные изделия. Затем ведущие позиции заняли продукция черной металлургии, суда, автомобили — свыше 60% экспорта. В 80-е годы произошел новый сдвиг в структуре экспорта. При увеличении доли автомобилей и бытовой электротехники, значительно возросла доля продукции общего машиностроения (13,9% и 24,1%), электромашиностроения (9,9 и 25,6%), научного оборудования, оптики (3,7% и 4,5% за 1980— 1995гг.).

По отдельным видам продукции на долю Японии приходится весомая часть мирового экспорта: полупроводники — 50%, легковые автомобили — 22%, конторское и телекоммуникационное оборудование — 22,6%, сталь — 17,4%. Превращение Японии в одного из главных мировых экспортеров продукции машиностроения и наукоемкой продукции стало итогом ее промышленного и научно-технического развития.

 

Структура импорта


Отражает процессы международной специализации промышленности, интернационализации хозяйства и бедность минеральной базы. Японию отличает самая низкая среди промышленно развитых стран степень самообеспеченности сырьем и топливом, страна почти полностью зависит от ввоза многих видов минерального и сельскохозяйственного сырья. По многим видам минерального сырья она выступает крупным покупателем на мировых рынках. На нее приходится свыше 30% мирового импорта железной руды, свыше 19% руд цветных металлов, каменного угля, хлопка и шерсти.

 

Обмен технологий


Начиная с 80-х годов Япония предпринимает усилия для расширения сотрудничества в области науки и техники. Научно-технические связи базируются на осуществлении международных исследовательских проектов. В 1986 г. Япония выдвинула крупномасштабную программу под названием «Человеческие границы», которая сравнивается самими японцами с американской «СОИ» и европейской «Эврикой». Цель ее — поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от других стран Запада в области фундаментальных исследований, а также обеспечить себе лидирующие позиции на наиболее перспективных направлениях НТП, в частности механизма живых организмов. При этом исходят из того, что это направление станет ключевым в создании принципиально новых технологий, способных преодолеть трудно разрешимые в настоящее время проблемы (энергии, природных ресурсов и т.д.). Программа рассчитана на 20 лет, в течение которых предполагается израсходовать 6—7 млрд. долл., половину из них за счет Японии.

С 70-х годов начал усиливаться экспорт японской технологии. По стоимости ввозимых технологий Япония превосходит ведущие западноевропейские страны. При этом следует иметь в виду, что долги по технологиям во многом определяются наследием прежних периодов, когда страна полностью зависела от зарубежных технологий. В 1993г. было достигнуто положительное сальдо (ввоз<вывоза) по обмену технологии в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4