Экономика Японии
Машиностроение
Японии довольно разнообразно, в нем сохраняется большая
роль модернизированных отраслей массового экспортно-ориентированного производства,
занимавших лидирующие позиции в 60—70-х годах, и активно развиваются новые наукоемкие
отрасли.
В отраслях машиностроительного комплекса в настоящее время
выпускается почти 46% всей промышленной продукции (по стоимости), в том числе
почти 20% — в радиоэлектронной и электротехнической промышленности, 15% — в
транспортном машиностроении, менее 10% — в общем машиностроении.
Судостроение,
специализировавшееся на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов,
испытало глубокий кризис в середине 70-х годов в связи с сокращением заказов на
суда таких типов. Несколько крупных программ реорганизации привели к значительному
скрапированию производственных мощностей. Оживление отрасли началось с конца
80-х годов. В 2001 г. общий тоннаж построенных в Японии судов составил около 15
млн т дедвейт, что дало примерно 42% общемирового объема. Судостроительные предприятия
размещены по всей территории страны, главные центры судостроения — крупные
портовые города: Иокогама, Кобэ, Нагасаки.
Предприятия
автомобильной промышленности в последние годы несколько снижают выпуск машин:
в 2001 г. — около 10 млн (второе место в мире), обеспечивая примерно 15% стоимости
экспорта. При этом быстро и неуклонно нарастает производство на филиальных заводах
за рубежом, в том числе в США, Англии, Германии и др. Важнейшими центрами
автомобилестроения в стране являются Тоёта (район Нагоя), Хиросима, ряд
городов в столичной агломерации Кэйхин.
Развито в Японии общее машиностроение, нацеленное как на экспорт,
так и на обеспечение машинами и оборудованием собственной экономики. Основные
предприятия отрасли сосредоточены в пределах Тихоокеанского промышленного
пояса, но отдельные его районы имеют определенную специализацию. В Токийском
районе преимущественно развит «верхний эшелон» общего машиностроения — производство
наиболее сложных видов оборудования (станки с программным управлением, промышленные
роботы), в Осакском заметно преобладание заводов по выпуску тяжелого
металлоемкого оборудования (горные машины, промышленные агрегаты и т. п.).
Нагойский район специализируется на производстве относительно простых станков
и прессов для автомобилестроения, текстильной промышленности. Заметны и некоторые
другие центры общего машиностроения — Хиросима, Фукуока.
Размещение
предприятий радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентировано
на крупнейшие города Тихоокеанского побережья, которые обеспечивают сбыт продукции
как внутри страны, так и за ее пределами, квалифицированную рабочую силу, транспортные
коммуникации для кооперационных связей. Важнейшим фактором становится
ориентация на научно-технический потенциал крупных городов. Ведущие предприятия
отрасли сосредоточены в Токио, Осака, Иокогама, Фукуока и других городах.
Предприятия
прочих промышленных отраслей (легкой, деревообрабатывающей, пищевой)
распределены по территории Японии относительно равномерно, ориентируясь как на
местное, так и на привозное сырье. Они в основном обслуживают внутренний
рынок, причем определенная часть производств традиционна для Японии и имеет
выраженный национальный характер.
В сельской местности проживает 22% населения страны, однако лиц,
для которых сельскохозяйственный труд является основным источником дохода, насчитывается
только 2,9 млн человек, или около 4,5% общего количества занятых. В сельском
хозяйстве создается 1,1% ВВП. Численность занятых и доля отрасли в ВВП постоянно
сокращаются(Приложение 7).
В сельском хозяйстве используется 16% земельного фонда, наиболее
крупные равнины — Канто, или Токийская, на Хонсю, Исикари на Хоккайдо — почти
сплошь возделаны (Приложение 22,23). Подавляющее большинство хозяйств —
мелкотоварные, 3/4 из них основной доход получают от несельскохозяйственной
деятельности. Исключение составляют кооперативы и сельскохозяйственные фирмы,
большая часть которых работает в пригородном животноводстве.
Основную часть продукции дает растениеводство (Приложение 13). Ведущая
культура — рис, хотя его производство постепенно снижается, а производство
пшеницы возрастает (Приложения 15,16). Преобладает мелкое землевладение
(участки преимущественно до 1,5 га).
Японское сельское хозяйство имеет ярко выраженную продовольственную
направленность, обеспечивая более 90% потребления риса и 65— 95% овощей,
фруктов, рыбы, морепродуктов и мясомолочной продукции в стране. Напротив,
подавляющая часть кормовых и особенно технических культур ввозится из-за
рубежа. Товарная структура определяет особенности размещения сельского хозяйства,
для которого характерны, во-первых, концентрация в пригородных зонах крупных
агломераций, во-вторых, наличие традиционных, специализированных на том или
ином виде продукции периферийных сельскохозяйственных районов.
Для первых характерно распространение птице- и свиноферм и
огородов, они расположены на всех крупных равнинах Японии (Приложение 14).
Среди вторых выделяются крупнейший район выращивания риса на равнине Этиго на
северо-западе Хонсю, районы молочно-мясного пастбищного скотоводства на
Хоккайдо, субтропического земледелия на Кюсю и Сикоку, шелководства во
внутренних долинах Центрального Хонсю и некоторые другие.
Большое значение в жизни японцев имеет потребление рыбы и других
морепродуктов. Морское рыболовство дает в настоящее время 6—7 млн. т морепродуктов
в год — страна стоит на четвертом месте в мире по улову морепродуктов (Приложение
20). Япония располагает большим рыболовным флотом, который ведет промысел во
всех районах Мирового океана. До 1/4 улова обеспечивают прибрежные воды,
главным образом вокруг Хоккайдо и Северного Хонсю. Довольно значительное
количество рыбы и моллюсков (20%) дает их разведение в морских прибрежных
водоемах (лагунах), а также в пресноводных водоемах (Приложение 21).
Несмотря на высокий показатель лесистости Японии, более половины потребностей
в древесине покрывается за счет импорта; в лесном хозяйстве занято всего 0,2%
ЭАН (Приложения 17,18,19).
Достижения японской промышленности были бы невозможны без адекватного
развития транспорта. Его техническая база в целом находится на высоком уровне.
Как по объему грузов, так и по перевозке пассажиров в 70-е годы на первое место
выдвинулся автомобильный транспорт: около 70% пассажиро- и более 50% грузоперевозок
(1997). Автодорожная сеть в Японии хорошо развита. Все города с населением
более 500 тыс. человек соединены сетью скоростных автомагистралей. По показателю
плотности автодорожной сети (3 км на 1 км2) Япония занимает одно из
первых мест в мире. Автомобильный парк страны в 1998 г. превысил 70 млн автомобилей (второе место в мире), при этом на легковые приходится почти 70%,
на грузовые — 30, на автобусы — 1%.
Очень важную роль в интенсивном экономическом развитии и урбанизации
Японии сыграл железнодорожный транспорт. Он занимает второе место по объему
пассажироперевозок (27%). ежегодный объем которых превышает около 400 млрд
пассажиро-километров. Однако для перевозки грузов железные дороги в Японии используются
мало, на них приходится лишь 4,3% всех грузовых перевозок. Японские железные
дороги, общая протяженность которых составляет 20 тыс. км, отличаются высоким
уровнем технической оснащенности и управления — здесь внедрена
электронно-вычислительная и информационная техника, 98% вагонов оснащено
воздушными кондиционерами.
В Японии действует уникальная железнодорожная система сверхскоростных
суперэкспрессов Синкансэн. Скоростной поезд Синкансен, «поезд-пуля», курсирует
между Мориока на севере Фукуока на юге страны.
В настоящее время все четыре главных острова страны соединены
между собой непрерывными транспортными путями, автомобильными и железнодорожными
— через систему мостов и тоннелей.
Второе место по объему грузоперевозок занимает морской каботаж —
на него приходится более 40%. В то же время значение морского транспорта в перевозке
пассажиров ничтожно маю — 0,4%.
Торговый флот Японии, обслуживающий ее внешнеторговые связи,
занимает второе место в мире по тоннажу (почти 87 млн бр.-рег. т в 1996 г.), но 73% этого тоннажа ходит под «удобными флагами».
В стране насчитывается несколько десятков крупных морских портов.
Крупнейшие (2000 г.) — Йокогама, Токио, Нагоя, а также Кобэ, Осака, Кавасаки,
Хакодате, Тиба.
Хотя удельный вес авиаперевозок невелик (в 1997 г. 5,2% пассажиров и 0,2% грузов), объем их постоянно растет.
При этом если в 1980 г. внутренние авиаперевозки пассажиров
составляли в Японии почти 90% всех пассажирских авиаперевозок, то в середине
90-х годов доля международных авиаперевозок пассажиров увеличилась до 15% за
счет туризма со второй половины 80-х годов. Что касается грузовых авиаперевозок,
то за тот же период доля международных возросла с 42 до 52%. Доля японских
авиакомпаний в международных перевозках пассажиров за это время упала с 38 до
33%, а грузов весьма стабильна — около 40%.
Наиболее крупные аэропорты — Нарита и Ханэда в Токио, Кансай в
Осака, а также в Саппоро, Фукуока, Окинава.
К концу 80-х годов Япония вышла на второе место в мире после США
по уровню развития средств связи. Новые виды электронных коммуникаций — кабельное
телевидение, факсимильная, мобильные телефоны, электронная почта и другие —
очень быстро завоевывают японский рынок. В 90-е годы отмечался стабильно высокий
и даже растущий спрос на компьютеры, поскольку очень быстро растет популярность
электронной почты и Интернета.
Наряду с прогрессом в области информационно-вычислительной
техники появление новых видов связи оказало огромное влияние на развитие и
размещение различных отраслей японской экономики. В промышленности их использование
значительно повысило оперативность и эффективность управления производством,
позволив полнее учитывать изменения на рынке и быстрее на них реагировать.
Так, в сфере оптовой и розничной торговли на их основе были созданы системы
автоматизированного управления складскими запасами; в сфере обслуживания —
автоматизированные системы заказов номеров в отелях и авиабилетов; на транспорте
— системы автоматизированного управления доставкой грузов. В банковской сфере
были автоматизированы операции с вкладами, внедрена система автоматизированных
расчетов с населением через кредитные электронные карточки, создана межбанковская
электронная сеть взаимных расчетов и обмена финансовой информацией, организованы
новые виды информационно-консультационного обслуживания клиентов на основе
двусторонней электронной связи.
Внешнеэкономическая торговля
Япония — одна из
крупнейших торговых держав мира. По объему внешней торговли она занимает
третье место в мире, и на ее долю приходится 6% мирового импорта и около 8%
мирового экспорта. Внешняя торговля играет очень большую роль в экономическом
развитии Японии. Однако степень зависимости Японии от внешней торговли
(отношение суммы экспорта и импорта страны к ее валовому продукту) составляет
менее 20%, что намного ниже, чем аналогичные показатели для европейских
развитых стран. При этом на современном этапе в Японии более важную роль
внешние связи играют в плане реализации промышленной продукции: ее экспортная
квота составляет 10—12% ВВП, а доля импорта во внутреннем конечном потреблении
— около 8%. В структуре импорта/экспорта преобладает продукция обрабатывающей
промышленности. Среди видов продукции преобладают автомобили и транспортное
оборудование(Приложения 24,25).
Характерной
чертой внешней торговли Японии является то, что на протяжении многих лет
торговый баланс сводится со значительным положительным сальдо, которое в 2001 г. составило 86 млрд долл. (экспорт — 466, импорт — 380 млрд долл.).Почти 50% внешнеторгового
оборота Японии приходится на развитые страны. Кроме Австралии и Канады,
практически все они имеют отрицательный баланс в торговле с Японией. Это
серьезно обостряет торговые противоречия западных партнеров с Японией,
проводящей протекционистскую политику в отношении собственного рынка, и
в последнее время служит причиной определенных уступок с ее стороны. Основным
торговым партнером Японии являются США. Неуклонно растет и торговля с
азиатскими, странами. В числе ведущих внешнеторговых партнеров Японии, правда,
с большим отрывом от США, можно назвать Китай, Тайвань и Южную Корею. По разным
торговым позициях в географии японского импорта выделяются, кроме того, такие
страны, как Индонезия, Австралия, Германия, Малайзия, а в географии экспорта
— Сингапур, Германия, Таиланд, Малайзия, Великобритания. Важнейшим поставщиком
нефти в Японию остается Ближневосточные регион и, прежде всего, Объединенные
Арабские Эмираты и Саудовская Аравия (Приложение 26).
Структура экспорта.
В послевоенный
период существенные изменения претерпела структура экспорта. До 60-х годов
преобладающее место в ней занимали потребительские товары: радиоприемники,
телевизоры, текстильные изделия. Затем ведущие позиции заняли продукция черной
металлургии, суда, автомобили — свыше 60% экспорта. В 80-е годы произошел новый
сдвиг в структуре экспорта. При увеличении доли автомобилей и бытовой электротехники,
значительно возросла доля продукции общего машиностроения (13,9% и 24,1%),
электромашиностроения (9,9 и 25,6%), научного оборудования, оптики (3,7% и 4,5%
за 1980— 1995гг.).
По
отдельным видам продукции на долю Японии приходится весомая часть мирового
экспорта: полупроводники — 50%, легковые автомобили — 22%, конторское и
телекоммуникационное оборудование — 22,6%, сталь — 17,4%. Превращение Японии в
одного из главных мировых экспортеров продукции машиностроения и наукоемкой
продукции стало итогом ее промышленного и научно-технического развития.
Отражает
процессы международной специализации промышленности, интернационализации
хозяйства и бедность минеральной базы. Японию отличает самая низкая среди
промышленно развитых стран степень самообеспеченности сырьем и топливом, страна
почти полностью зависит от ввоза многих видов минерального и сельскохозяйственного
сырья. По многим видам минерального сырья она выступает крупным покупателем на
мировых рынках. На нее приходится свыше 30% мирового импорта железной руды,
свыше 19% руд цветных металлов, каменного угля, хлопка и шерсти.
Начиная
с 80-х годов Япония предпринимает усилия для расширения сотрудничества в
области науки и техники. Научно-технические связи базируются на осуществлении
международных исследовательских проектов. В 1986 г. Япония выдвинула крупномасштабную программу под названием «Человеческие границы», которая
сравнивается самими японцами с американской «СОИ» и европейской «Эврикой». Цель
ее — поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от других стран Запада
в области фундаментальных исследований, а также обеспечить себе лидирующие
позиции на наиболее перспективных направлениях НТП, в частности механизма живых
организмов. При этом исходят из того, что это направление станет ключевым в
создании принципиально новых технологий, способных преодолеть трудно разрешимые
в настоящее время проблемы (энергии, природных ресурсов и т.д.). Программа
рассчитана на 20 лет, в течение которых предполагается израсходовать 6—7 млрд.
долл., половину из них за счет Японии.
С 70-х
годов начал усиливаться экспорт японской технологии. По стоимости ввозимых
технологий Япония превосходит ведущие западноевропейские страны. При этом
следует иметь в виду, что долги по технологиям во многом определяются наследием
прежних периодов, когда страна полностью зависела от зарубежных технологий. В
1993г. было достигнуто положительное сальдо (ввоз<вывоза) по обмену
технологии в целом.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|