рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Экономика Сибирского Федерального Округа рефераты

В экспорте сибирской продукции учитывается тот факт, что все сибирские ресурсы очень транспортоемки: руда, уголь, нефть, газ требуют высоких затрат на перемещение. Эго утяжеляет продукцию по стоимости. Конкурентоспособность сибирских ресурсов, несмотря на их востребованность, достигается с большим трудом - в основном, путём снижения издержек за счет больших объемов. При этом, чем меньше будет транспортная составляющая в цене этих ресурсов, тем они будут конкурентоспособнее. Таким образом, экспортерам СФО приходится ориентироваться со временем все больше не на рынок США, Европы или Японии, а на значительно более близкий Китай - страну с растущей экономикой, которая нуждается в угле, лесе, нефти и полезных ископаемых.


2. Проблемы Сибирского федерального округа


Экологическая обстановка на территории целого ряда регионов Сибирского федерального округа остается неблагополучной, а степень загрязнения природной среды - высокой, Следствием загрязнения окружающей среды является снижение плодородия почв, деградация и опустынивание земель, гибель растительного и животного мира, ухудшение качества атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод. В совокупности это приводит к исчезновению с лица Земли целых экосистем и биологических видов, ухудшению здоровья населения и уменьшению продолжительности жизни людей.

Проблема загрязнения атмосферного воздуха - одна из наиболее острых экологических проблем округа, т.к. основная часть населения проживает в районах, где концентрации загрязняющих веществ в воздухе регулярно превышают предельно допустимые уровни. Загрязнение атмосферы во многих городах округа является результатом чрезвычайно высокой концентрации различных производств. Концентрация промышленных предприятий вблизи жилых районов, часто повторяющиеся метеорологические условия, неблагоприятные для рассеивания выбросов, обуславливают высокий уровень загрязнения атмосферы. По данным специалистов госконтроля в области охраны окружающей среды ДГК по СФО в течение ряда лет отмечается высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в 28 городах округа, среди которых: Братск, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Омск, Улан-Удэ, Чита и др.

В условия дальнейшего наращивания объемов промышленного производства, преимущественно, на морально и физически устаревшем технологическом оборудовании в базовых отраслях экономики, а также неуклонно растущего количества автомобилей следует ожидать дальнейшего ухудшения качества атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах округа.

И все же на территориях республик, краев и областей ведется работа по разработке и внедрению природоохранных мероприятий, направленных на сокращение объемов выбросов - осуществляется реконструкция и модернизация золоуловителей, а также технологические мероприятия по подавлению образования выбросов вредных веществ в атмосферу. Проводятся мероприятия по переводу стационарных источников и автотранспорта на альтернативные и менее экологически опасные источники топлива (газ, газомоторное топливо, неэтилированный бензин).

Одной из крупных экологических проблем региона является загрязнение природной среды продуктами разведки, добычи, транспортировки и переработки нефти. Как известно, потери нефти и продуктов ее переработки при добыче, транспортировке и использовании в течение года достигают 2% от общего объема. Крайне напряженная экологическая ситуация сложилась и усугубляется на территории, пересекаемой магистральными нефте- и продуктопроводами из-за высокой аварийности их линейной части и вспомогательного оборудования, выработавших нормативные сроки эксплуатации. Массовый характер приобрели случаи преднамеренного разрушения оборудования трубопроводов, с целью врезок для хищения топлива. При этом, по утверждению специалистов, устранение таких нарушений как загрязнение земель, невыполнение обязанностей по улучшению и охране земель, порча и уничтожение плодородного слоя почвы зачастую требует длительного времени и значительных средств на проведение восстановительных мероприятий.

Проблема экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления представляется одной из наиболее серьезных в области охраны окружающей среды на территории Сибирского федерального округа. Практически весь объем образующихся в округе токсичных отходов (свыше 90%) имеет промышленное происхождение. Общей проблемой обращения с отходами является отсутствие многоцелевых полигонов размещения (захоронения) опасных промышленных отходов (за исключением Омской и Томской областей).

В округе ни одна из многочисленных свалок не имеет проекта, который должен предусматривать целый комплекс мер по обеспечению экологической безопасности. Как следствие- полный набор отрицательных для окружающей среды факторов: заражение подземных вод, выделение неприятного запаха, разброс отходов ветром, самопроизвольное возгорание отходов. По заключениям специалистов Департамента наиболее распространенными нарушениями законодательства в области обращения с отходами производства и потребления являются деятельность без разрешительных документов, нарушение требований по обращению с отходами, предоставление недостоверных данных об отходах и др.

Из всего следует, что для снижения загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами необходимо оснащение предприятий природоохранным оборудованием, технологическое перевооружение и постепенный вывод из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием, сокращение удельного водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработке отходов и, конечно, гражданская ответственность каждого за сохранение окружающей среды.

Демографические проблемы - низкая плотность населения, неравномерность размещения населения (в основ-ном вдоль Транссибирской магистрали, на юге округа), недостаток трудовых ресурсов для освоения природных богатств региона, сильное отставание социальной сферы, что не способствует закреплению здесь мигрантов, высокая подвижность населения, недостаточный уровень квалификации кадров для развития сложных производств.

Другая проблема - неравномерность размещения производственного потенциала (85% сосредоточено на юге региона), внутри- и межотраслевые диспропорции, слабое внедрение ресурсосберегающих технологий (в настоящее время от 30 до 50% вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов безвозвратно теряется), очень низкие темпы обновления основных фондов, необходимость технической модернизации производств. Кризисные явления обусловлены и низким уровнем комплексности производств, неразвитостью отраслей, дополняющих комплекс, и инфраструктуры. Недостаточно развита и местная продовольственная база для обеспечения потребности населения (представляется возможным за счет собственных ресурсов удовлетворять потребности в овощах на 70%, молоке - на 80, мясе - на 85, зернопродукции и картофеле - на 100%).

Возможности внешнеэкономических связей для укрепления экономического потенциала Сибирского федерального округа используются неполно; необходимы дальнейшее привлечение иностранных инвестиций, организация совместных предприятий, развитие строительства предприятий на компенсационной основе.

В условиях перехода к рыночным отношениям и хозяйственной самостоятельности регионов положение Сибирского федерального округа представляется относительно стабильным. Сложившаяся специализация эффективна. Регион может обеспечивать свое дальнейшее социально-экономическое развитие за счет финансов, формирующихся на его территории. В качестве основных направлений дальнейшего развития производительных сил можно выделить: углубление специализации на топливно-энергетической, черной, цветной металлургии и лесной промышленности, улучшение их структуры за счет развития «верхних» этажей, внедрения достижений научно-технического прогресса.

Необходимость вовлечения уникальных природных богатств Сибирского федерального округа в хозяйственный оборот обостряет проблемы охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов, сохранения экологических систем в Сибири, особенно в районах Севера.

Природные комплексы Сибири отличаются повышенной ранимостью, что обусловлено замедлением процессов восстановления и самоочищения в условиях низких температур, слабой циркуляцией и нисходящими воздушными потоками при преобладающем антициклональном режиме погоды с температурными инверсиями, характерными для горно-котловинного рельефа. Мощное очаговое промышленное освоение территории имеет негативные последствия для природы региона, ведь с увеличением концентрации производства резко возрастает антропогенное давление на окружающую среду.

Таковы основные проблемы Сибирского Федерального Округа, пути их решения, задачи и перспективы развития округов в условиях перехода России к рыночным отношениям лежат «на плечах» нашего правительства.


3. Политика правительства РФ в отношении субъектов СФО


29 марта 2006г в Иркутске состоялось совместное заседание Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Совета законодателей Сибирского федерального округа и Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».

На Совете округа была представлена концепция разработки федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Сибири» на 2008-2020 годы.

Социально-экономическая ситуация в Сибири сегодня характеризуется рядом негативных факторов. Это растущая сырьевая направленность экономики, износ производственных фондов, неэффективное использование высокого научно-технического потенциала. Сибирский федеральный округ по темпам экономического развития и уровню доходов населения отстает от среднероссийских показателей. В Сибири продолжается сокращение численности населения. Причем покидают регион в первую очередь трудоспособные люди, квалифицированные специалисты.

Динамичное развитие, привлекательность сибирских регионов для жизни имеют большое значение.

В силу географического положения и огромного ресурсного потенциала Сибири, ее роль - быть на востоке страны мощным и многосторонне развитым экономическим форпостом, достойно представляющим Россию во взаимоотношениях с быстроразвивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В послании 2005 года Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ Владимир Путин подчеркнул необходимость концентрации государственных ресурсов в приграничных регионах с целью формирования опорных зон сотрудничества России с сопредельными государствами.

В настоящее время уровень участия государства в развитии Сибири по-прежнему остается низким. За последние три года доля регионов СФО в общем объеме финансирования федеральных целевых программ ниже 5%, а финансирование ФЦП «Сибирь», принятой в 1998 году, с 2003 года прекращено полностью.

Правительством России 7 июня 2002 года утверждена «Стратегия экономического развития Сибири». Стратегия в целом определила долгосрочные ориентиры развития Сибирского федерального округа и основные принципы экономической политики государства в отношении Сибири. Однако на практике положения этого документа не были реализованы ввиду отсутствия соответствующих механизмов. Таким механизмом и призвана стать новая федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Сибири» на 2008-2020 годы.

На Совете Сибирского федерального округа будет представлена концепция разработки новой ФЦП, подготовленная аппаратом полномочного представителя Президента РФ в СФО, представителями органов власти сибирских регионов, учеными СО РАН, специалистами ассоциации «Сибирское соглашение».

Цель разработки программы - государственная финансовая поддержка инфраструктурного и институционального развития Сибири. Кроме того, ФЦП должна обеспечить комплексную координацию всех экономических планов и программ, которые затрагивают Сибирский федеральный округ. Это планы развития субъектов Федерации, бизнес-проекты крупнейших компаний, а также отраслевые федеральные целевые программы.

Концепция отмечает необходимость соответствия новой федеральной целевой программы основным направлениям государственной региональной политики – опора на «регионы-локомотивы», поиск «точек роста» в отстающих регионах и в целом создание условий для комфортного проживания граждан России и ведения бизнеса на востоке страны.

Новая программа должна учесть основные направления ФЦП «Сибирь» от 1998 года, «Стратегии экономического развития Сибири», утвержденной в 2002 году, а также основные положения документа «Стратегия Сибири: партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого роста», утвержденного решением Высшего экономического совета СФО в прошлом году.

Внешнеэкономические связи субъектов СФО, согласно данным таможенной статистики, по-прежнему расширяются в основном за счет импорта зарубежной продукции. В то же время эксперты отмечают растущий интерес к Сибири со стороны зарубежных инвесторов, несмотря на специфичные для этой территории проблемы. Выступивший перед членами заседания помощник полномочного представителя президента РФ в СФО Владимир Псарев отметил, что при разработке концепции использовались несколько основных подходов. Учитывалась необходимость создания масштабной, значимой и комплексной программы экономического развития регионов Сибири, координирующей все экономические планы и программы, которые затрагивают Сибирский федеральный округ. Согласно концепции ФЦП будет ориентирована, прежде всего, на существенное ускорение экономического развития Сибири, создание особых экономических зон, технопарков. При этом основная часть финансирования программы будет основываться на привлечении внебюджетных средств. Частные инвестиции в федеральную программу предусмотрены принципом государственного и частного партнерства. Остальная часть средств – за счет распределения затрат между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами. Планируется, что в будущей программе значительное место займет инновационный блок, согласно которому будут предусмотрены мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, переквалификации специалистов. Особое внимание будет уделено строительной отрасли, что необходимо для реализации будущих инновационных проектов в Сибири. Как было отмечено на заседании, правительство России 7 июля 2002 года утвердило «Стратегию экономического развития Сибири». Стратегия в целом определила долгосрочные ориентиры развития Сибирского федерального округа и основные принципы экономической политики государства в отношении Сибири. Однако на практике положения этого документа не были реализованы ввиду отсутствия соответствующих механизмов. Таким механизмом и призвана стать новая федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Сибири» на 2008-2020 годы.

Концепция ФЦП была подготовлена аппаратом полномочного представителя президента РФ в СФО, представителями органов власти сибирских регионов, учеными СО РАН, специалистами ассоциации «Сибирское соглашение».

В настоящее время социально-экономические показатели Сибири ниже общероссийских. Сибирь отстает по показателям экономического развития, уровню жизни населения, рождаемости, здесь выше численность безработных. Аналитики отмечают, что происходит фактическая деиндустриализация Сибири, одновременно растет доля экспорта необработанного сырья. С 1995 по 2003 годы доля Сибирского федерального округа в валовом внутреннем продукте России снизилась с почти 15% до 10,93%. Из Сибири выезжает население, и огромные территории с крупнейшими запасами природного сырья остаются без трудовых ресурсов. По прогнозам, инерционный путь развития приведет к тому, что к 2020 году население Сибири будет составлять уже менее 18 млн человек (19,9 млн в настоящее время.

Такие факты привел полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин 29 марта 2006г в Иркутске на совместном заседании Совета при полномочном представителе Президента РФ в СФО, Совета законодателей округа и Совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". На Совете округа был представлен проект концепции федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Сибири" на 2008-2020 годы.

Полпред заявил, что федеральная целевая программа социально-экономического развития Сибири необходима и обязательна, с учетом как внутреннего социально-экономического положения регионов СФО, так и интересов России на мировой арене. Цель федеральной программы развития Сибири – силами государства создать условия для экономического роста, привлечения инвестиций и создания комфортных социальных условий для жизни людей.

"Вопрос о необходимости отдельной федеральной программы по развитию сибирских регионов ставит все возрастающая роль Сибири в экономическом развитии России, а также несоответствие между теми задачами, которые ставит перед Сибирью федеральный центр и нынешним состоянием экономики и демографии в Сибири", – заявил помощник полномочного представителя Президента РФ в СФО Владимир Псарев. Одна из важнейших особенностей предлагаемой к разработке федеральной целевой программы по развитию Сибири – опора на принцип государственно-частного партнерства. Программа должна учитывать планы крупнейших компаний и стимулировать частные инвестиции в Сибирь за счет государственных вложений.

Концепция ФЦП предполагает четкое разграничение затрат – финансирование коммерческих проектов за счет частных инвестиций, а целевые вложения за счет федерального бюджета и региональных источников – в социальные и инфраструктурные проекты. При этом доля федеральных средств в общем объеме инвестиций в рамках ФЦП – менее 10%.

"Уникальность России и Сибири заключается в том, что здесь, на один рубль, вложенный государством, частный инвестор вкладывает семь. В Европе эта пропорция – один к двум", – подчеркнул губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

Эту же особенность отметил председатель Президиума Сибирского отделения Российской Академии наук Николай Добрецов. "Новая федеральная целевая программ – это не столько форма целевого распределения бюджетных средств, сколько инструмент привлечения внебюджетных ресурсов. ФЦП обеспечит крупномасштабные вложения частного капитала при условии реализации государством крупномасштабных инфраструктурных проектов", – считает Добрецов. Руководитель СО РАН также подчеркнул, что ФЦП является масштабной и значимой программой не только для Сибири, но и для России в целом. "Предлагаемая к разработке федеральная программа по развитию Сибири носит прорывной характер", – считает председатель Законодательного собрания Омской области Владимир Варнавский. Он отметил, что в проекте концепции ФЦП четко расставлены приоритеты и акценты и сделаны оценки последствий принятия и не принятия государственной программы развития Сибири.

"Федеральная целевая программа развития Сибири – это не региональный, это национальный проект, – заявил губернатор Омской области Леонид Полежаев, – Если мы не привлечем к ней внимания Правительства, федеральных министерств, служб как к программе, которая имеет значение для всей страны, то судьба этой ФЦП не будет значимее других наших программ по развитию Сибири".



Заключение


Можно сделать вывод, что в настоящее время экономическая политика РФ уделяет очень мало внимания развитию СФО, несмотря на то, что значение Сибирского федерального округа очень значимо для всей страны благодаря своему геополитическому положению, в силу которого регион является не только интегрирующим звеном между Дальневосточным экономическим районом и европейской частью страны, но и «мостом» между зарубежной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Таким образом, Федеральная программа развития Сибири необходима не только для СФО, но и для России в целом.

Участники заседания Совета Сибирского федерального округа высказали ряд замечаний к проекту ФЦП. Председатель Государственной думы Томской области Борис Мальцев отметил, что через программу власть должна определить основные параметры демографической и миграционной политики в Сибири. Губернатор Томской области Виктор Кресс подчеркнул, что помимо значимости ФЦП для федеральной власти, программа должна быть значимой для каждого региона, а не ориентироваться только на территории-локомотивы. Заместитель губернатора Новосибирской области Василий Юрченко считает, что необходим учет производственной и экономической специализации каждого региона. Юрченко также подчеркнул, что необходимы серьезные усилия по лоббированию ФЦП в федеральных органах исполнительной власти. "Целесообразность участия государства в инвестиционной деятельности, в развитии инфраструктуры, реализации инновационных проектов не вызывает сомнения, – заявил Василий Юрченко. – Отстаивать интересы жителей Сибири, не останавливаться, несмотря на трудности с продвижением предыдущих программ развития Сибири, – единственно верный путь".

Совет Сибирского федерального округа решил одобрить общие подходы и основные положения проекта концепции федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Сибири" на 2008-2020 годы. Концепция после доработки будет внесена на рассмотрение Правительства Российской Федерации.


Список использованных источников


1. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика; 2002 г.;

2. География России: Энциклопедический словарь. А.П. Горкин1999 г.;

3. Дружинин А.Г. География (экономическая, социальная и политическая) -2005г.;

4. Регионы России: социально-экономические показатели. Статистический сборник. / 2004г.;

7. Статья газеты «Континент-Сибирь» - интервью с послом по особым поручениям, представителем МИД РФ в СФО Виктором Самойленко, феврвль 2008г.

8. Статья газеты «БайкалИнфо», 31 матра 2006г.

9. Информация с официального сайта СФО www.sibfo.ru


Страницы: 1, 2