рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Экономика республики Куба рефераты

В 2000г. произошло изменение позиции кубинского руководства в отношении инвестирования в сектор недвижимости. С 1998г. в этой сфере наблюдался резкий всплеск активности иностранного капитала. Сохраняя уже созданные совместные проекты, руководство страны временно приостановило допуск зарубежных инвесторов в данный сектор. Существует 17 эконом. ассоциаций, осуществляющих проекты в жилом секторе и сооружении крупного делового центра в Гаване.

Происходит расширение сфер иноинвестирования: были созданы первые совместные структуры в банковской сфере (испанский партнер Caja de Madrid) и в страховании (с британской фирмой Lambert Fenchurch).

Наряду с ростом объемов прямых инвестиций в экономику Кубы вложенных иностранных компаниями, отмечается заметная активность со стороны зарубежных инвестиционных фондов, создающих специализированные структуры для обслуживания кубинского рынка. К их числу относятся британские Beta Gran Caribe и Commonwealth Development, имеющие на Кубе свои представительства и совместные с кубинцами фирмы, управляющие финансами фондов на Кубе.

Важнейшим элементом создания поля правой стабильности для иноинвесторов является курс Кубы на заключение соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций. На конец 2000г. у Кубы было подписано 51 подобное соглашение и по соглашениям с 10 странами осуществляется переговорный процесс.

Одновременно кубинское руководство ведет работу по расширению договорно-правовой базы инвестиционной сферы.

В этой связи, другим элементом стимулирования притока иностранных капвложений являются соглашения об избежании двойного налогообложения. К настоящему времени у Кубы имеются подобные соглашения с Испанией, Италией и Барбадосом. Соответствующее соглашение с Россией было подписано в дек. 2000г. во время визита президента РФ В.В. Путина на Кубу.

Положительный эффект для развития внешней торговли и иноинвестиций ожидается в связи с развитием на Кубе свободных зон. В 1997г. начали функционировать первые три свободные зоны в гаванском регионе: Город Гавана, Вахай и Мариэль. Концессионерами этих образований являются корпорация CIMEX и компания Almacenes Universales. В указанных свободных зонах зарегистрировано более 240 иностранных операторов, 66%[3] из которых действуют в сфере торговли, остальные – в производстве и сфере услуг. Наиболее представлены в этом бизнесе фирмы Испании, Панамы, Италии, Канады и Мексики.

Свободные экономические зоны.       

В политике кубинского руководства по привлечению в страну иностранного  капитала  заметная  роль  отводится  свободным экономическим зонам (СЭЗ). Предполагается, что в условиях сохранения государственного характера экономики Кубы и острой недостачи финансовых  средств,  указанная   форма     позволит  сделать инвестиционный рынок страны более привлекательным для зарубежных компаний. Отмечается, что одним из стимулирующих моментов в пользу работы в свободных экономических зонах             Острова является выгодное географическое положение Кубы в Карибском регионе и близость к рынкам стран Латинской Америки.
        Разрабатывая и реализуя концепцию создания свободных экономических зон, кубинское руководство преследует достижение следующих целей:
        ускорение социально-экономического развития страны в целом;
        стимулирование и интенсификация внешней торговли, в первую очередь в рамках упрочения региональной экономической интеграции со странами Латинской Америки и Карибского региона, равно как и привлечение иностранных капиталов и расширение возможностей для иностранного инвестирования;
        создание новых рабочих мест и качественное повышение квалификационного уровня кубинских трудящихся;
повышение  степени  национальной  составляющей  в добавленной стоимости конечной продукции, производимой в СЭЗ, за счёт использования национального сырья и полуфабрикатов;

 развёртывание в стране новых производственных процессов на основе ассимиляционного заимствования передовых иностранных технологий с целью качественного совершенствования структуры национального производства и экспорта.
        Кроме   того,   ставится   задача   создания   постоянных производственных связей между предприятиями фирм-операторов СЭЗ и национальными предприятиями с последующим интегрированием производственных процессов и торговых операций, т.е. фактически создания как вертикальных, так и горизонтальных производственно коммерческих связей. В этих целях в 2000г. была разработана  Программа экономического сотрудничества предпринимателей, реализация которой началась в конце прошлого года.
 
        Порядок создания и функционирования свободных экономических зон и промышленных парков определяется Декретом-Законом №165 от 3 июня 1996г. Данный Декрет-Закон был принят в развитие базового Закона № 77 «Об иностранных инвестициях» в целях привлечения иностранных капиталовложений в экономику Кубы на основе создания льготных условий для иностранных инвесторов.
        Указанные нормативно-правовые акты устанавливают для компаний-операторов  свободных  экономических  зон  льготный налоговый и таможенный режим и разрешают проведение ими СЭЗ разнообразной производственной деятельности (в том числе, в сфере сборки продукции из ввозимых полуфабрикатов, узлов и сборочных единиц и доводки конечной продукции), торговых и банковских операций, услуг в сфере страхования, деятельности в области организации производств на базе передовых технологий, проведение научно-исследовательских работ и внедрение опытно-конструкторских разработок.
        Операторы СЭЗ имеют право на сооружение на территории зон зданий и необходимых строительных объектов в целях создания производственных цехов, складов, офисных и других служебных помещений. Они могут арендовать участки территории в пределах зон, создавать необходимую инфраструктуру электрического, газового, и водоснабжения, связи и систем обеспечения безопасности. Им предоставляется право пользования аэропортовой, портовой и грузовой железнодорожной сетью зон, а также соответствующей инфраструктурой объектов перевалки грузов.
        Срок действия концессии на право деятельности в СЭЗ установлен в 50 лет, а прерогатива выдачи разрешений на концессию отнесена к компетенции Исполкома Совета Министров Республики Куба. Органом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью СЭЗ, является Национальное управление свободных экономических зон Министерства иностранных инвестиций и экономического развития Кубы (Oficina nacional de zonas francas).
        Компании-операторы СЭЗ, занимающиеся производственной и торговой деятельностью, имеют право направлять для реализации на местном рынке до 25% продукции, производимой ими в зонах; в данном случае они освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин. Также действует положение об освобождении компаний-операторов СЭЗ, занимающихся производственной деятельностью, от уплаты налогов на прибыль и на рабочую силу в течение первых 12-ти лет их деятельности в зонах, с последующим предоставлением 50%-ной скидки с уплатой данных налогов в течение следующих 5-ти лет. Схожая схема действует и для операторов, занятых в сфере оказания услуг, с единственным исключением - срок освобождения от уплаты налогов для них установлен в 5 лет, а последующий льготный период составляет 3 года.
        Курс кубинского руководства на привлечение иностранных технологий  и  инвесторов   посредством   создания   свободных экономических зон дал определённые результаты. С 1997г., когда начали функционировать три СЭЗ, созданные в гаванском регионе («Мариэль», «Город Гавана» и «Вахай»), число иностранных операторов в них превысило 250 фирм. Однако, около 70% из них действуют в сфере торговли, а остальные — в сфере услуг и производства. Основными операторами СЭЗ Кубы являются компании Испании, Панамы, Италии, Канады и Мексики. (Следует отметить, что данные об объёмах операций операторов СЭЗ отсутствуют, что косвенно свидетельствует о неполной реализации задач, возложенных на зоны).
        В связи с тем, что деятельность СЭЗ лишь отчасти смогла обеспечить потребности страны в привлечении передовых технологий и оказалось в превалирующей степени ориентирована на торговые операции, важным направлением деятельности кубинского руководства стала концепция создания индустриальных парков.
        В течение 2000г. шла разработка проекта организации индустриального парка, представляющего собой территорию, в рамках которой небольшие предприятия и фирмы могли бы при иностранном участии и технологическом содействии развивать высокотехнологичные производственные процессы. Курирующей организацией этого проекта является Министерство науки и технологии Кубы. Как указывается в материалах концепции, хотя планируемый проект индустриального парка открыт для любой промышленной деятельности, его основной профилирующей сферой должны стать такие производственные процессы, как информатика, электроника и биотехнология.  Успех деятельности парка связывается прежде всего с имеющимися кадрами квалифицированных специалистов. В этой связи, в качестве места расположения  индустриального  парка намечается  использовать территории в непосредственной близости от Высшего Политехнического Института г. Гаваны в целях установления прямых связей с этим учебно-исследовательским центром.
        Проект создания другого индустриального парка предполагает его размещение в провинции Сантьяго-де-Куба. Основной сферой деятельности данного парка должны стать традиционные отрасли промышленности в целях индустриального развития региона Сантьяго-де-Куба и создания новых рабочих мест.
        Краткие характеристики свободных экономических зон и современное состояние их инфрастуктуры приводятся ниже.
        Свободная экономическая зона «МАРИЭЛЬ» находится в крупном портовом и индустриальном центре страны, расположенном в 30 км. к западу от г.Гавана. Территория зоны составляет 553 га. В настоящее время зона располагает 7 тыс.м2 площадей крытых складских помещений и 600 м3 площадей, занятых под помещения офисов, демонстрационных и конференц-залов. На территории зоны имеется небольшой аэропорт для обслуживания лёгких и средних самолётов (бетонная взлётно-посадочная полоса длиной 1800 м и шириной 45 м), а также причал, способный обеспечить погрузочно-разгрузочные работы одновременно двух среднетоннажных судов (длина причала - 450м, глубина водного пути - 13м).
        Зона географически удачно расположена с точки зрения обработки грузов двух соседних торговых партнёров Кубы - Мексики и Канады.
        Внутренняя инфраструктура зоны включает также дорожную сеть протяженность 8,5 тыс.м, ёмкости для хранения ГСМ, объёмом 1000 м3 автозаправочную станцию и станцию технического обслуживания автотранспорта, ангар площадью 1447 м2, припортовую зону, оборудованную для проведения погрузо-разгрузочных работ площадью 47 тыс.м2 и 2 пассажирских причала для малых судов.
        Свободная зона «Город Гавана» расположена в восточном пригороде г.Гавана (долина Берроа) в 10 км. от Гаванского морского порта. Решение о создании свободной зоны в данном районе было принято ввиду удобного географического расположения и имевшейся здесь ранее базы фирмы «Habana in Bond», которая с 1992г. осуществляет обслуживание иностранных компаний, действующих на Кубе, предоставляя им складские помещения и услуги по таможенной обработке грузов.
        Зона расположена на территории 158 га, 92 из которых застроены производственными  и  административными  зданиями.   Крытые производственные цеха и складские помещения насчитывают 14,5 тыс.м2 площадей, служебные помещения и помещения, занятые под офисы составляют 4,6 тыс.м2, сельскохозяйственные территории - 52,2 тыс.м2 контейнерный терминал расположен на площади 4,2 тыс.м2. В настоящее время в непосредственной близости от данной СЭЗ ведётся создание индустриального парка, территория которого составит 110,5 тыс.м2
         Зона располагает  развитой  внутренней  инфраструктурой. Протяженность подъездных и внутренних автомобильных дорог составляет 1844 м. Имеются автозаправочная станция и станция технического обслуживания автотранспорта. Задействованы надёжные системы телевизионного слежения, охраны и противопожарной безопасности.
        Деловая инфраструктура зоны включает коммерческий центр, оборудованный   необходимыми   помещениями   для   проведения переговоров и организации демонстрационных показов образцов, филиал банка «Banco Financiero Internacional» и систему телефонного и телевизионного обслуживания.
        Свободная экономическая зона «ВАХАИ» расположена в пригородном районе г. Гавана на расстоянии 1,5 км. от грузового терминала Гаванского международного аэропорта имени Хосе Марти. Площадь зоны составляет 21,47 га, из которых 13,4 га застроены зданиями и сооружениями. Крытые производственные склады и складские помещения занимаю территорию 13 тыс.м2, помещения под офисы - 1,1 тыс.м2.
      К услугам иностранных фирм-операторов сооружены погрузочно-разгрузочные площадки, промышленные полигоны, на которых может быть размещено любое оборудование. Протяженность внутренних автодорог составляет 2000 м, имеется автозаправочная станция.
        Кроме того, зона располагает деловым центром, имеющим специально оборудованные помещения для проведения переговоров, деловых встреч и семинаров общей площадью 240 м2.
        Специалисты зоны предоставляют консультации по юридическим и технико-экономическим вопросам, транспортные и таможенные услуги.
        Административное управление зонами «Мариэль» и «Вахай» осуществляется акционерным обществом «Almacenes Universales S.A.», a зоны «Город Гавана» (Берроа) - корпорацией «СIМЕХ S.A.».
        Российские   организации   и   коммерческие   структуры, аккредитованные на Кубе, стали также обращаться к практике использования в своей коммерческой деятельности свободных экономических зон. В частности, российские компании «Элерс ЛТД» и ВАО «Автоэкспорт» осуществляют поставки запчастей к различным маркам автомобилей российского производства со складов в свободной зоне «Город Гавана» (Берроа).  

Банковская система.

На Кубе действует банковская система, состоящая из Центр. Банка, 8 комбанков, 13 небанковских фин. учреждений, 13 представительств иностранных банков и 4 представительства иностранных финансовых организаций.

  В течение последнего десятилетия банковская система Кубы претерпела существенные изменения, развиваясь и совершенствуясь в соответствии с требованиями новой экономической ситуации. В январе 1994г. развернулась реформа банковской системы страны. Ее началом стало создание частного по форме, но со 100% государственным капиталом финансовых учреждения – Banco internacional de comercio (BICSA), задачей которого является развитие торговли товарами и услугами путем финансирования подобных операций за рубежом. BICSA проводит все типы банковских операций, включая открытие текущих счетов частным лицам, а также активно участвует во внутреннем финансировании в конвертируемой валюте производства процессов и услуг, предназначенных на экспорт и для реализации внутри страны. За пять лет существования банка, его клиенты воспользовались кредитами на 800 млн. долл.

  С появлением BICSA в кубинской банковской системе было положено начало созданию целого ряда негосударственных банковских и финансовых учреждений, объединенных в 1996г. в Группу АО «Новый Банк» ( El Grupo de Nueva banca). В эту Группу кроме BICSA входят еще пять банковско-финансовых организаций.

  – Financiera nacional (FINCA), цель, которой финансировать экспорт и импорт продуктов, оборудования и услуг, используя такие механизмы как, аренда, лизинг, факторинг, предоставление торговых скидок и ряд других операций, а также осуществление краткосрочного финансирования предприятий. Показатели основной деятельности в 2000г.: финансирование организаций – 90 млн. долл., из них 65 млн. долл. в виде рабочего капитала, 6,5 млн. долл. – фин. аренда и 8,5 млн. долл. – факторинг и коммерческие скидки.

  – Casa de cambio (CADECA). В связи с легальным хождением в стране двух валют- кубинс­кого песо и долларов США, CADECA предоставляет услуги по обмену валюты в сфере межд. туризма и для населения страны.

  – Banco metropolitanо. Оказывает специализированные услуги дип. корпусу и иностр. физ. лицам, постоянно или временно проживающим в стране, а также кубинским гражданам, имеющим СКВ. В 2000г. банк оказал своим клиентам услуг на 70,2 млн. долл., а также национальными организациям на 15 млн. кубинских песо.

  В Группу АО «Новый банк» входят также Banco de inverciones, который ориентирован на предоставление специализированных услуг в области внутренних и внешних инвестиций (в 1996-99гг. предоставлено финансирования на 20,2 млн.долл.) и фин. организация Compania Fiduciaria, занимающаяся управлением доверительной собственностью юр. и физ. лиц. Компания осуществляет управление собственностью национальных поручителей на 200 млн.долл. что вместе с другими поручениями и услугами (180 млн.долл.) составляет 380 млн.долл.

  Появившаяся гибкая и эффективная банковская система страны, в общих чертах отвечающая межд. требованиям в этой сфере эконом. деятельности, потребовала, создания Центр. банка Кубы (Banco central de Cuba), функции которого до мая 1997г. выполнял Национальный банк Кубы.

Страницы: 1, 2, 3