Экономический потенциал и география базово-межотраслевого топливо-энергетического комплекса страны
Решать
поставленную задачу можно за счет освоения не вовлеченных в разработку новых
месторождений Пур-Тазовского газового региона, полуострова Ямал и ускоренного
создания Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса.
На Восточной
Сибири и Дальнем Востоке следует сосредоточить особые усилия, так как
потенциальные возможности этих регионов очень велики. Так, по оценке институтов
Сибирского отделения Академии наук РФ, начальные извлекаемые ресурсы
углеводородов здесь составляют 21-22 млрд. т нефти, 1,7-2,0 трлн. куб. м
нефтяного газа, 58-61 трлн. куб. м природного газа и 4-5 млрд. т конденсата.
Россия -
евразийская страна, однако до сих пор ее экономика обращена на Запад, и это
направление продолжает усиливаться, несмотря на то, что в последнее время в
мировой экономике постоянно возрастает роль стран Азиатско-Тихоокеанского
региона (АТР). Промышленность этих государств успешно развивается, в связи с
этим высокими темпами увеличивается и потребление углеводородного сырья.
Особенно быстро растет использование нефти в Китае.
В то же время
усиливается конкуренция на энергетических рынках Европы в связи с их
либерализацией и ожидаемым увеличением в ближайшем будущем поставок туда газа
из Алжира, Ирана, Ирака. Поэтому "восточный вектор" транспортирования
российского природного газа и нефти приобретает особое значение, так как
позволит уменьшить исторически сложившуюся определенную зависимость от
европейского направления и укрепить энергетическую и экономическую устойчивость
России.
С учетом
благоприятной конъюнктуры мирового рынка углеводородного сырья, наличия
значительных ресурсов нефти и газа в Восточной Сибири, близости этого региона к
потенциальным потребителям в АТР представляется целесообразным в кратчайшие
сроки сформировать программу создания Восточносибирского нефтегазового
комплекса.
Основными целями
реализации этой программы должны стать следующие: создание нового
высокоэффективного энергетического и промышленного центра страны, обеспечение
ускоренного экономического и социального развития региона, укрепление
евразийского положения России, масштабное развитие долгосрочных экономических
связей с Китаем, Японией и другими странами АТР.
Проблемы
формирования Восточносибирского нефтегазового комплекса и варианты сооружения
экспортных маршрутов поставок углеводородного сырья в Китай, Корею и другие
страны АТР обсуждаются уже длительное время.
Открытые
месторождения нефти и газа в Восточной Сибири разбросаны по большой территории,
удалены от существующих магистральных трубопроводов, принадлежат различным
недропользователям. Сложные природно-климатические условия, слабая изученность
региона, полное отсутствие транспортной и промышленной инфраструктуры
сдерживают потенциальных инвесторов в принятии решений по обустройству
месторождений и строительству трубопроводов.
Имеются факторы,
осложняющие освоение газовых месторождений Восточной Сибири. Прогнозируемые
здесь дебиты скважин относительно невысокие. В газе восточносибирских
месторождений содержится большое число компонентов, являющихся ценным сырьем
для газохимической промышленности, и этот газ нельзя использовать в качестве
топлива без их отбора и переработки. Следовательно, кроме обустройства
промыслов, необходимо строить мощные газохимические производства. Нужны
специальные хранилища для гелия. Все эти факторы обусловливают высокие удельные
капиталовложения при освоении месторождений и не позволяют наращивать добычу
газа высокими темпами.
Характерной
особенностью месторождений Восточной Сибири и Якутии является то, что
большинство из них является нефтегазовыми или нефтегазоконденсатными.
Следовательно, их разработка должна быть комплексной и обеспечивать добычу как
газа, так и нефти. Соответственно от месторождений должны строиться и
газопроводы, и конденсатопроводы, и нефтепроводы.
Поэтому ключевым
вопросом определения стратегии и тактики создания Восточносибирского
нефтегазового комплекса является выбор наиболее целесообразных направлений
строительства газопроводов и нефтепроводов.
Уже рассмотрены
варианты строительства трубопроводов с месторождений Красноярского края,
Иркутской области и Якутии, разрабатываемые в разное время различными
организациями. Их общим недостатком является то, что в них не ставилась задача
ускоренного масштабного и комплексного развития нефтяной и газовой промышленности
всего региона.
Опираясь на
потенциальную ресурсную базу Восточной Сибири и Дальнего Востока, можно и
целесообразно ставить задачу выйти к 2020 г. в восточных регионах страны на добычу 160-180 млрд. куб. м газа в год. В этом случае 20-30 млрд. куб. м следует
направить на газификацию районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, 15-20
млрд. куб. м уйдет на переработку и получение ценных химических продуктов,
материалов и изделий, а до 130 млрд. куб. м может быть направлено на экспорт в
Китай, Корею и другие страны АТР.
В целях ускорения
освоения нефтегазоконденсатных месторождений Восточной Сибири и быстрого
решения вопроса по формированию ресурсной базы для поставки нефти в Китай и
другие страны АТР, а также получения части средств на развитие нефтяной и
газовой промышленности Восточной Сибири было бы целесообразно в короткие сроки
построить газопровод производительностью до 45 млрд. куб. м газа с
месторождений северо-восточной части Пур-Тазовского газового региона. Сначала
для этой цели можно было бы использовать газ Южно-Русского и Берегового
нефтегазовых месторождений, которые начинают разрабатываться, а в дальнейшем
подключать более северные месторождения. Газопровод предлагается построить из
труб диаметром 1420 мм на давление 10 МПа по трассе: месторождение Заполярное -
зона Юрубчено-Тохомского месторождения - Усть-Кут и далее по трассе
Байкало-Амурской железнодорожной магистрали севернее озера Байкал выйти через
Читу на границу с Китаем в районе Забайкальска. К этой магистрали подключить
газ с месторождений Красноярского края, Якутии и Иркутской области.
По нашим оценкам,
протяженность газопровода от Заполярного до Забайкальска составит 3700-3900 км. Стоимость одной нитки оценивается до 12 млрд. долл. США. Продолжительность строительства
составит 3 года. К осуществлению проектов сооружения газопроводов из
Пур-Тазовского региона на восток могли бы быть привлечены и независимые
отечественные производители газа, чтобы решить тем самым их проблему доступа к
экспортной трубе. Предпочтительным следует считать сооружение через территорию
нефтегазовых месторождений Восточной Сибири (Юрубчено-Тохомское и др.)
первоначально газопровода и уже затем нефтепровода, так как это позволит с
самого начала разработки нефтяных пластов не допустить потерь нефтяного газа. С
учетом того, что ОАО "Газпром" приняло стратегическое решение
заняться масштабной разработкой нефтяных месторождений, "восточный
вектор" окажется весьма эффективным и для развития нефтяного сектора. Как
известно, Правительством принято решение о строительстве нефтепроводной системы
"Восточная Сибирь - Тихий океан".
Диаграмма 4.
Доля России в мировой добыче нефти и газа
Безусловно, этот
нефтепровод подтолкнет развитие нефтяной промышленности Восточной Сибири и
позволит расширить экономические связи со странами АТР. У этого нефтепровода
есть предыстория. В начале 1973 г. между правительствами СССР и Японии была
достигнута договоренность о поставках Советским Союзом в Японию до 40 млн. т
нефти в год. Для этой цели намечалось построить нефтепровод из Западной Сибири
до бухты Ольга на берегу Охотского моря. Проект нефтепровода широко обсуждался,
и я принимал в этих обсуждениях активное участие. В начале стоимость
нефтепровода оценивалась в 2,5-3,5 млрд. руб., а срок строительства в 3,0-3,5
года. При более тщательном изучении пришли к выводу, что нефтепровод будет
стоить 5-6 млрд. руб., а на его строительство уйдет примерно 5 лет, так как
строители не имели возможности в тот период сосредоточить на нем необходимые
силы. В это же время обсуждался проект строительства БАМа. Естественно, вставал
вопрос, а что строить вначале? БАМ создавал условия для разработки
месторождений многих полезных ископаемых, на 600 км сокращал расстояние транспортирования грузов с Дальнего Востока в Центр страны, решал ряд стратегических
задач. При этом стоимость и сроки строительства БАМа оказались одинаковыми с
аналогичными показателями по нефтепроводу. В конечном счете в 1974 г. было принято решение строить БАМ и по завершении его строительства поставлять по железной
дороге в Японию до 20 млн. т нефти, а по мере открытия в Восточной Сибири
нефтяных месторождений, построить на Восток и нефтепровод.
Сегодня для
исполнения ранее принятых решений необходимо организовать поставку нефти Японии
и другим странам АТР по БАМу и приступить к сооружению нефтепровода. Но так как
ресурсы открытых в Восточной Сибири нефтяных месторождений пока невелики, то,
для того чтобы обеспечить загрузку нефтепровода до 80 млн. т, необходимо
осуществить крупномасштабные геологоразведочные работы.
Для быстрого и
надежного решения ресурсной проблемы, предлагается построить нефтепровод из
восточной части Пур-Тазовского нефтегазового региона до соединения с восточным
нефтепроводом в районе Усть-Кута.
Головные
сооружения такого нефтепровода можно было бы разместить в районе нефтяного
месторождения Русское. На этот нефтепровод целесообразно ориентировать
разработку Ванкорской группы месторождений, Русского нефтяного и ряда других
нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений восточной части Пур-Тазовского
региона. Кроме того, ресурсной базой нефтепровода будут Юрубчено-Тохомское,
Собиновское, Куюмбинское, Пайгинское и другие месторождения Красноярского края
и Иркутской области, прилегающие к нефтепроводу. По оценке геологов, ресурсная
база в зоне нефтепровода позволит обеспечить добычу 80-100 млн. т нефти в год,
а в дальнейшем, после проведения геологоразведочных работ на прилегающих к нему
территориях, ее объемы существенно возрастут.
Строительство
газопроводов и нефтепровода из Пур-Тазовского региона позволит реально ускорить
освоение открытых месторождений восточной части Пур-Тазовского региона,
Красноярского края и Иркутской области, стимулировать геолого-разведочные
работы в Восточной Сибири и создаст большие возможности по экспорту нефти и
газа в страны АТР, благодаря использованию новой мощной ресурсной базы. Недопустимо
и дальше ориентироваться главным образом на экспорт нефти и газа. Ведущие
государства мира, в результате использования внутри своих стран этих
углеводородов и продуктов их переработки, получают экономический эффект в 8-10
раз больше, чем страны, которые только продают нефть и газ. Во второй половине
XX века страны "большой семерки" и ряд других государств добились
больших успехов в своем экономическом и социальном развитии во многом именно
благодаря автомобилизации и химизации своих экономик. Химизация и
автомобилизация мировой экономики продолжается высокими темпами и сейчас. Мы же
в этом направлении практически ничего не предпринимаем и даже не обсуждаем эту
тему, из-за чего продолжаем все больше отставать по производству современных
химических продуктов от других стран мира. Так, в 2000 г. мы произвели химических волокон на душу населения меньше США в 19 раз, Китая - 4,5 раза,
Болгарии, Польши, Румынии, Венгрии - в 3-7 раз.
Также требуются
большие затраты и значительное время для проведения в Восточной Сибири
геолого-разведочных работ. Возможности поставки больших объемов нефти из
Западной Сибири по многим причинам ограничены. Месторождения Восточной Сибири -
в основном нефтегазоконденсатные - требуют комплексной разработки. При этом
опережающее развитие добычи газа позволит эксплуатировать месторождения
эффективнее и одновременно ускорить их разработку. С другой стороны, ускоренное
развитие нефтяной промышленности Восточной Сибири и выход на большие объемы
добычи нефти неминуемо приведут и к добыче больших объемов газа. Поэтому
необходимо увязать вопрос о возможных поставках в Китай больших объемов
восточносибирской нефти с условием одновременной покупки в значительных
количествах газа и продукции его переработки. Если такие договоренности
состоятся, то они должны быть закреплены долгосрочными межправительственными
соглашениями.
Для
финансирования восточной газопроводной системы и нефтепровода из Пур-Тазовского
газового региона до Усть-Кута целесообразно создать консорциум с российским и
зарубежным участием. При этом контрольный пакет должен быть у государства и
муниципальных органов. Если бы государство приняло участие в консорциуме частью
средств Стабилизационного фонда, то это сделало бы проект исключительно
привлекательным для отечественных и зарубежных инвесторов. Привлечение в
консорциум компаний Китая, Индии, Японии, Кореи и других стран АТР позволило бы
быстро построить трубопроводы и подвести мощный фундамент под ускоренное развитие
Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса.
Безусловно, для
создания мощной нефтяной, газовой и нефтегазохимической промышленности
Восточной Сибири требуется хорошо проработанная комплексная программа. Ранее
такую работу быстро и квалифицированно проделал бы Госплан СССР. Сейчас,
казалось бы, это должно сделать
Минэкономразвития,
но такой работы практически не ведется. Потребуется серьезный координирующий
орган по реализации программ.
В настоящее время
в стране, по нашему мнению, есть единственная структура, которая смогла бы
сформировать такие программы и успешно их реализовать - это ОАО
"Газпром". Именно Газпром имеет опыт реализации крупных
государственных программ в газовой промышленности. Сейчас, когда Газпром
объединяет такие структуры, как Роснефть и Сибур, он сумеет сформировать и
эффективно реализовать в Восточной Сибири программы комплексного развития
нефтяной, газовой и нефтегазохимической промышленности и в дальнейшем успешно
осуществлять внешнюю экономическую деятельность со странами АТР.
У России есть
исторический шанс для быстрого развития экономики страны, и его никак нельзя
упустить.
Заключение
Итак,
я думаю, что состояние и потенциал развития ТЭК — важнейшие факторы внутренней
экономической стратегии и инструмент внешнеполитической деятельности страны.
Сегодня
Россия занимает первое место в мире по суммарной добыче нефти и газа.
Необходимо
сохранить и значительно укрепить роль России на мировом рынке минерального
сырья, что диктуется как текущими финансово-экономическими обстоятельствами,
так и долгосрочными интересами отечественной экономики и государства в целом,
включая геополитические.
Предприятия
топливно-энергетического комплекса — один из главных источников накоплений
федерального бюджета России: в 1999 году их налоговые платежи составили 33,5
процента от всех налоговых поступлений в федеральный бюджет.
ТЭК
России — одна из основных бюджетообразующих отраслей экономики России, поэтому,
не решив ее проблемы, невозможно выйти из кризиса.
Доля
российского экспорта в общемировом торговом балансе минерального сырья держится
на уровне 7—8 процентов, в том числе нефти — 8 процентов, газа — 36 процентов.
В стоимостном балансе экспорта России на углеводородное сырье приходится 40—45
процентов, а в целом объем экспорта основных видов углеводородного сырья в
торговом балансе России многократно превышает объем импорта.
Целевые
задачи отрасли: обеспечение качества электроэнергии, снижение удельных расходов
на ее выработку и оптимизация управления работой энергосистем.
Намечаются
дальнейшее развитие и совершенствование теплоснабжения страны. Этот сектор
самый большой по объему потребляемых энергоресурсов — более 400 миллионов тонн
условного топлива в год, или 45 процентов от общего их потребления в стране. В
системах централизованного снабжения производится более 71 процента, а
децентрализованного — около 29 процентов всего тепла. Электростанции отпускают
более 34 процентов всего тепла, котельные — почти 50.
Прогнозируемый
суммарный рост теплопотребления в стране в 2020 году по сравнению с 1999-м — не
менее чем в 1,3 раза (до 2650 миллионов гигакалорий), снижение удельной
теплоемкости экономики — более чем в 2,1 раза. При этом доля
децентрализованного теплоснабжения вырастет с 28,6 процента в 1999 году до 33
процентов в 2020-м.
Нетрадиционные
возобновляемые энергоресурсы (дрова и другая биомасса, солнечная, ветровая,
геотермальная энергия) способны с избытком обеспечить внутренний спрос страны.
Однако экономически оправданное их применение пока будет составлять лишь малую
часть от общего расхода энергоресурсов.
Очевидно,
что развитие ТЭК невозможно без:
· разработки и внедрения
технологий, обеспечивающих перевооружение действующих и создание новых объектов
энергетики;
· обеспечения безопасности
действующих атомных станций и создания нового поколения безопасных ядерных
энергетических установок;
· создания энергосберегающего
оборудования и установок малой энергетики, в том числе с использованием
гидроэнергетических ресурсов, солнечной, ветровой, геотермальной энергии и
других возобновляемых источников энергии и организации их серийного
производства;
· повышения эффективности работ
по поиску, разведке и разработке месторождений топливно-энергетических ресурсов
с учетом экологических требований;
· глубокой переработки и
комплексного использования топливно-энергетических ресурсов.
Российский
ТЭК — потенциально сильный конкурент на мировом рынке, обладающий достаточно
мощной инфраструктурой добычи, переработки и транспортировки нефти, а главное —
интеллектуальной базой для создания высоких технологий.
Целью реализации
последних научно-технических достижений должно стать не только снижение
себестоимости продукции, но и формирование опережающих мероприятий,
предотвращающих возникновение отрицательных антропогенных изменений и снижающих
тем самым экологический риск в региональном и планетарном масштабах.
Устойчивое
развитие энергетического комплекса России, базирующееся на создании
экологоэнергоэффективных систем, решительно ускорит экономическое возрождение
страны и позволит повысить качество и уровень жизни населения.
1.
Базылев
Н.И., Бондарь А.В., Гурко С.П., Экономическая теория: Учебник. 2-е издание БГЭУ
- 2001
2.
Баталин
Ю. Bосточный вектор развития. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 19
3.
Видяпин М.В., Степанов М.В., ред.
Экономическая география России. ИНФРА-М., 2006
4.
Гребцова
В.Е., Экономическая и социальная география России, - Ростов-на-Дону. Феникс,
2000
5.
Ильичев
А.И. Экономические проблемы развития и функционирования
топливно-энергетического комплекса – Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1987
6.
Материалы
Петербургского экономического форума-98 / Аналитический вестник Совета
Федерации ФС РФ. - 1998. - № 14 (81)
7.
Мазур
И.И. Топливно-энергетический комплекс – основа развития экономики России XXI в./
Альманах "Государство Российское. Природные
ресурсы.", 2001, АСМО-пресс
8.
Морс К., Страйк Р.,
Пузанов А., Эффективные решения в экономике переходного периода: аналитические
инструменты, разработки и реализации социально-экономической политики.
Айрис-Пресс - 2007
9.
Проблемы
развития топливно-энергетического комплекса: экономика, политика, история.
Тезисы докладов и сообщений международной научно-практической конференции.
Москва РГГУ. 2000.
10.
Морозова
Т.Г. и др. Экономическая география России: учебное пособие для вузов. – М.:
ЮНИТИ, 2000
11.
Российский
статистический ежегодник. – М.: 2005
12.
Экономическая география
России. / Под ред. В.И. Видяпина, М: ИНФРА-М, 1999.
13.
ТЭК России. Ежемесячный
бюллетень. 2005
Страницы: 1, 2, 3, 4
|