рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Экономический потенциал и география базово-межотраслевого топливо-энергетического комплекса страны рефераты

Решать поставленную задачу можно за счет освоения не вовлеченных в разработку новых месторождений Пур-Тазовского газового региона, полуострова Ямал и ускоренного создания Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса.

На Восточной Сибири и Дальнем Востоке следует сосредоточить особые усилия, так как потенциальные возможности этих регионов очень велики. Так, по оценке институтов Сибирского отделения Академии наук РФ, начальные извлекаемые ресурсы углеводородов здесь составляют 21-22 млрд. т нефти, 1,7-2,0 трлн. куб. м нефтяного газа, 58-61 трлн. куб. м природного газа и 4-5 млрд. т конденсата.

Россия - евразийская страна, однако до сих пор ее экономика обращена на Запад, и это направление продолжает усиливаться, несмотря на то, что в последнее время в мировой экономике постоянно возрастает роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Промышленность этих государств успешно развивается, в связи с этим высокими темпами увеличивается и потребление углеводородного сырья. Особенно быстро растет использование нефти в Китае.

В то же время усиливается конкуренция на энергетических рынках Европы в связи с их либерализацией и ожидаемым увеличением в ближайшем будущем поставок туда газа из Алжира, Ирана, Ирака. Поэтому "восточный вектор" транспортирования российского природного газа и нефти приобретает особое значение, так как позволит уменьшить исторически сложившуюся определенную зависимость от европейского направления и укрепить энергетическую и экономическую устойчивость России.

С учетом благоприятной конъюнктуры мирового рынка углеводородного сырья, наличия значительных ресурсов нефти и газа в Восточной Сибири, близости этого региона к потенциальным потребителям в АТР представляется целесообразным в кратчайшие сроки сформировать программу создания Восточносибирского нефтегазового комплекса.

Основными целями реализации этой программы должны стать следующие: создание нового высокоэффективного энергетического и промышленного центра страны, обеспечение ускоренного экономического и социального развития региона, укрепление евразийского положения России, масштабное развитие долгосрочных экономических связей с Китаем, Японией и другими странами АТР.

Проблемы формирования Восточносибирского нефтегазового комплекса и варианты сооружения экспортных маршрутов поставок углеводородного сырья в Китай, Корею и другие страны АТР обсуждаются уже длительное время.

Открытые месторождения нефти и газа в Восточной Сибири разбросаны по большой территории, удалены от существующих магистральных трубопроводов, принадлежат различным недропользователям. Сложные природно-климатические условия, слабая изученность региона, полное отсутствие транспортной и промышленной инфраструктуры сдерживают потенциальных инвесторов в принятии решений по обустройству месторождений и строительству трубопроводов.

Имеются факторы, осложняющие освоение газовых месторождений Восточной Сибири. Прогнозируемые здесь дебиты скважин относительно невысокие. В газе восточносибирских месторождений содержится большое число компонентов, являющихся ценным сырьем для газохимической промышленности, и этот газ нельзя использовать в качестве топлива без их отбора и переработки. Следовательно, кроме обустройства промыслов, необходимо строить мощные газохимические производства. Нужны специальные хранилища для гелия. Все эти факторы обусловливают высокие удельные капиталовложения при освоении месторождений и не позволяют наращивать добычу газа высокими темпами.

Характерной особенностью месторождений Восточной Сибири и Якутии является то, что большинство из них является нефтегазовыми или нефтегазоконденсатными. Следовательно, их разработка должна быть комплексной и обеспечивать добычу как газа, так и нефти. Соответственно от месторождений должны строиться и газопроводы, и конденсатопроводы, и нефтепроводы.

Поэтому ключевым вопросом определения стратегии и тактики создания Восточносибирского нефтегазового комплекса является выбор наиболее целесообразных направлений строительства газопроводов и нефтепроводов.

Уже рассмотрены варианты строительства трубопроводов с месторождений Красноярского края, Иркутской области и Якутии, разрабатываемые в разное время различными организациями. Их общим недостатком является то, что в них не ставилась задача ускоренного масштабного и комплексного развития нефтяной и газовой промышленности всего региона.

Опираясь на потенциальную ресурсную базу Восточной Сибири и Дальнего Востока, можно и целесообразно ставить задачу выйти к 2020 г. в восточных регионах страны на добычу 160-180 млрд. куб. м газа в год. В этом случае 20-30 млрд. куб. м следует направить на газификацию районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, 15-20 млрд. куб. м уйдет на переработку и получение ценных химических продуктов, материалов и изделий, а до 130 млрд. куб. м может быть направлено на экспорт в Китай, Корею и другие страны АТР.

В целях ускорения освоения нефтегазоконденсатных месторождений Восточной Сибири и быстрого решения вопроса по формированию ресурсной базы для поставки нефти в Китай и другие страны АТР, а также получения части средств на развитие нефтяной и газовой промышленности Восточной Сибири было бы целесообразно в короткие сроки построить газопровод производительностью до 45 млрд. куб. м газа с месторождений северо-восточной части Пур-Тазовского газового региона. Сначала для этой цели можно было бы использовать газ Южно-Русского и Берегового нефтегазовых месторождений, которые начинают разрабатываться, а в дальнейшем подключать более северные месторождения. Газопровод предлагается построить из труб диаметром 1420 мм на давление 10 МПа по трассе: месторождение Заполярное - зона Юрубчено-Тохомского месторождения - Усть-Кут и далее по трассе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали севернее озера Байкал выйти через Читу на границу с Китаем в районе Забайкальска. К этой магистрали подключить газ с месторождений Красноярского края, Якутии и Иркутской области.

По нашим оценкам, протяженность газопровода от Заполярного до Забайкальска составит 3700-3900 км. Стоимость одной нитки оценивается до 12 млрд. долл. США. Продолжительность строительства составит 3 года. К осуществлению проектов сооружения газопроводов из Пур-Тазовского региона на восток могли бы быть привлечены и независимые отечественные производители газа, чтобы решить тем самым их проблему доступа к экспортной трубе. Предпочтительным следует считать сооружение через территорию нефтегазовых месторождений Восточной Сибири (Юрубчено-Тохомское и др.) первоначально газопровода и уже затем нефтепровода, так как это позволит с самого начала разработки нефтяных пластов не допустить потерь нефтяного газа. С учетом того, что ОАО "Газпром" приняло стратегическое решение заняться масштабной разработкой нефтяных месторождений, "восточный вектор" окажется весьма эффективным и для развития нефтяного сектора. Как известно, Правительством принято решение о строительстве нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан".


     Диаграмма 4. Доля России в мировой добыче нефти и газа


Безусловно, этот нефтепровод подтолкнет развитие нефтяной промышленности Восточной Сибири и позволит расширить экономические связи со странами АТР. У этого нефтепровода есть предыстория. В начале 1973 г. между правительствами СССР и Японии была достигнута договоренность о поставках Советским Союзом в Японию до 40 млн. т нефти в год. Для этой цели намечалось построить нефтепровод из Западной Сибири до бухты Ольга на берегу Охотского моря. Проект нефтепровода широко обсуждался, и я принимал в этих обсуждениях активное участие. В начале стоимость нефтепровода оценивалась в 2,5-3,5 млрд. руб., а срок строительства в 3,0-3,5 года. При более тщательном изучении пришли к выводу, что нефтепровод будет стоить 5-6 млрд. руб., а на его строительство уйдет примерно 5 лет, так как строители не имели возможности в тот период сосредоточить на нем необходимые силы. В это же время обсуждался проект строительства БАМа. Естественно, вставал вопрос, а что строить вначале? БАМ создавал условия для разработки месторождений многих полезных ископаемых, на 600 км сокращал расстояние транспортирования грузов с Дальнего Востока в Центр страны, решал ряд стратегических задач. При этом стоимость и сроки строительства БАМа оказались одинаковыми с аналогичными показателями по нефтепроводу. В конечном счете в 1974 г. было принято решение строить БАМ и по завершении его строительства поставлять по железной дороге в Японию до 20 млн. т нефти, а по мере открытия в Восточной Сибири нефтяных месторождений, построить на Восток и нефтепровод.

Сегодня для исполнения ранее принятых решений необходимо организовать поставку нефти Японии и другим странам АТР по БАМу и приступить к сооружению нефтепровода. Но так как ресурсы открытых в Восточной Сибири нефтяных месторождений пока невелики, то, для того чтобы обеспечить загрузку нефтепровода до 80 млн. т, необходимо осуществить крупномасштабные геологоразведочные работы.

Для быстрого и надежного решения ресурсной проблемы, предлагается построить нефтепровод из восточной части Пур-Тазовского нефтегазового региона до соединения с восточным нефтепроводом в районе Усть-Кута.

Головные сооружения такого нефтепровода можно было бы разместить в районе нефтяного месторождения Русское. На этот нефтепровод целесообразно ориентировать разработку Ванкорской группы месторождений, Русского нефтяного и ряда других нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений восточной части Пур-Тазовского региона. Кроме того, ресурсной базой нефтепровода будут Юрубчено-Тохомское, Собиновское, Куюмбинское, Пайгинское и другие месторождения Красноярского края и Иркутской области, прилегающие к нефтепроводу. По оценке геологов, ресурсная база в зоне нефтепровода позволит обеспечить добычу 80-100 млн. т нефти в год, а в дальнейшем, после проведения геологоразведочных работ на прилегающих к нему территориях, ее объемы существенно возрастут.

Строительство газопроводов и нефтепровода из Пур-Тазовского региона позволит реально ускорить освоение открытых месторождений восточной части Пур-Тазовского региона, Красноярского края и Иркутской области, стимулировать геолого-разведочные работы в Восточной Сибири и создаст большие возможности по экспорту нефти и газа в страны АТР, благодаря использованию новой мощной ресурсной базы.  Недопустимо и дальше ориентироваться главным образом на экспорт нефти и газа. Ведущие государства мира, в результате использования внутри своих стран этих углеводородов и продуктов их переработки, получают экономический эффект в 8-10 раз больше, чем страны, которые только продают нефть и газ. Во второй половине XX века страны "большой семерки" и ряд других государств добились больших успехов в своем экономическом и социальном развитии во многом именно благодаря автомобилизации и химизации своих экономик. Химизация и автомобилизация мировой экономики продолжается высокими темпами и сейчас. Мы же в этом направлении практически ничего не предпринимаем и даже не обсуждаем эту тему, из-за чего продолжаем все больше отставать по производству современных химических продуктов от других стран мира. Так, в 2000 г. мы произвели химических волокон на душу населения меньше США в 19 раз, Китая - 4,5 раза, Болгарии, Польши, Румынии, Венгрии - в 3-7 раз.

Также требуются большие затраты и значительное время для проведения в Восточной Сибири геолого-разведочных работ. Возможности поставки больших объемов нефти из Западной Сибири по многим причинам ограничены. Месторождения Восточной Сибири - в основном нефтегазоконденсатные - требуют комплексной разработки. При этом опережающее развитие добычи газа позволит эксплуатировать месторождения эффективнее и одновременно ускорить их разработку. С другой стороны, ускоренное развитие нефтяной промышленности Восточной Сибири и выход на большие объемы добычи нефти неминуемо приведут и к добыче больших объемов газа. Поэтому необходимо увязать вопрос о возможных поставках в Китай больших объемов восточносибирской нефти с условием одновременной покупки в значительных количествах газа и продукции его переработки. Если такие договоренности состоятся, то они должны быть закреплены долгосрочными межправительственными соглашениями.

Для финансирования восточной газопроводной системы и нефтепровода из Пур-Тазовского газового региона до Усть-Кута целесообразно создать консорциум с российским и зарубежным участием. При этом контрольный пакет должен быть у государства и муниципальных органов. Если бы государство приняло участие в консорциуме частью средств Стабилизационного фонда, то это сделало бы проект исключительно привлекательным для отечественных и зарубежных инвесторов. Привлечение в консорциум компаний Китая, Индии, Японии, Кореи и других стран АТР позволило бы быстро построить трубопроводы и подвести мощный фундамент под ускоренное развитие Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса.

Безусловно, для создания мощной нефтяной, газовой и нефтегазохимической промышленности Восточной Сибири требуется хорошо проработанная комплексная программа. Ранее такую работу быстро и квалифицированно проделал бы Госплан СССР. Сейчас, казалось бы, это должно сделать

Минэкономразвития, но такой работы практически не ведется. Потребуется серьезный координирующий орган по реализации программ.

В настоящее время в стране, по нашему мнению, есть единственная структура, которая смогла бы сформировать такие программы и успешно их реализовать - это ОАО "Газпром". Именно Газпром имеет опыт реализации крупных государственных программ в газовой промышленности. Сейчас, когда Газпром объединяет такие структуры, как Роснефть и Сибур, он сумеет сформировать и эффективно реализовать в Восточной Сибири программы комплексного развития нефтяной, газовой и нефтегазохимической промышленности и в дальнейшем успешно осуществлять внешнюю экономическую деятельность со странами АТР.

У России есть исторический шанс для быстрого развития экономики страны, и его никак нельзя упустить.


Заключение


Итак, я думаю, что состояние и потенциал развития ТЭК — важнейшие факторы внутренней экономической стратегии и инструмент внешнеполитической деятельности страны.

Сегодня Россия занимает первое место в мире по суммарной добыче нефти и газа.

Необходимо сохранить и значительно укрепить роль России на мировом рынке минерального сырья, что диктуется как текущими финансово-экономическими обстоятельствами, так и долгосрочными интересами отечественной экономики и государства в целом, включая геополитические.

Предприятия топливно-энергетического комплекса — один из главных источников накоплений федерального бюджета России: в 1999 году их налоговые платежи составили 33,5 процента от всех налоговых поступлений в федеральный бюджет.

ТЭК России — одна из основных бюджетообразующих отраслей экономики России, поэтому, не решив ее проблемы, невозможно выйти из кризиса.

Доля российского экспорта в общемировом торговом балансе минерального сырья держится на уровне 7—8 процентов, в том числе нефти — 8 процентов, газа — 36 процентов. В стоимостном балансе экспорта России на углеводородное сырье приходится 40—45 процентов, а в целом объем экспорта основных видов углеводородного сырья в торговом балансе России многократно превышает объем импорта.

Целевые задачи отрасли: обеспечение качества электроэнергии, снижение удельных расходов на ее выработку и оптимизация управления работой энергосистем.

Намечаются дальнейшее развитие и совершенствование теплоснабжения страны. Этот сектор самый большой по объему потребляемых энергоресурсов — более 400 миллионов тонн условного топлива в год, или 45 процентов от общего их потребления в стране. В системах централизованного снабжения производится более 71 процента, а децентрализованного — около 29 процентов всего тепла. Электростанции отпускают более 34 процентов всего тепла, котельные — почти 50.

Прогнозируемый суммарный рост теплопотребления в стране в 2020 году по сравнению с 1999-м — не менее чем в 1,3 раза (до 2650 миллионов гигакалорий), снижение удельной теплоемкости экономики — более чем в 2,1 раза. При этом доля децентрализованного теплоснабжения вырастет с 28,6 процента в 1999 году до 33 процентов в 2020-м.

Нетрадиционные возобновляемые энергоресурсы (дрова и другая биомасса, солнечная, ветровая, геотермальная энергия) способны с избытком обеспечить внутренний спрос страны. Однако экономически оправданное их применение пока будет составлять лишь малую часть от общего расхода энергоресурсов.

Очевидно, что развитие ТЭК невозможно без:

·  разработки и внедрения технологий, обеспечивающих перевооружение действующих и создание новых объектов энергетики;

·  обеспечения безопасности действующих атомных станций и создания нового поколения безопасных ядерных энергетических установок;

·  создания энергосберегающего оборудования и установок малой энергетики, в том числе с использованием гидроэнергетических ресурсов, солнечной, ветровой, геотермальной энергии и других возобновляемых источников энергии и организации их серийного производства;

·  повышения эффективности работ по поиску, разведке и разработке месторождений топливно-энергетических ресурсов с учетом экологических требований;

·  глубокой переработки и комплексного использования топливно-энергетических ресурсов.

Российский ТЭК — потенциально сильный конкурент на мировом рынке, обладающий достаточно мощной инфраструктурой добычи, переработки и транспортировки нефти, а главное — интеллектуальной базой для создания высоких технологий.

Целью реализации последних научно-технических достижений должно стать не только снижение себестоимости продукции, но и формирование опережающих мероприятий, предотвращающих возникновение отрицательных антропогенных изменений и снижающих тем самым экологический риск в региональном и планетарном масштабах.

Устойчивое развитие энергетического комплекса России, базирующееся на создании экологоэнергоэффективных систем, решительно ускорит экономическое возрождение страны и позволит повысить качество и уровень жизни населения.

Литература


1.                 Базылев Н.И., Бондарь А.В., Гурко С.П., Экономическая теория: Учебник. 2-е издание БГЭУ - 2001

2.                 Баталин Ю. Bосточный вектор развития. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 19

3.                          Видяпин М.В., Степанов М.В., ред. Экономическая география России. ИНФРА-М., 2006

4.                 Гребцова В.Е., Экономическая и социальная география России, - Ростов-на-Дону. Феникс, 2000

5.                 Ильичев А.И. Экономические проблемы развития и функционирования топливно-энергетического комплекса – Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1987

6.                 Материалы Петербургского экономического форума-98 / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1998. - № 14 (81)

7.                 Мазур И.И. Топливно-энергетический комплекс – основа развития экономики России XXI в./ Альманах "Государство Российское. Природные ресурсы.", 2001, АСМО-пресс

8.                          Морс К., Страйк Р., Пузанов А., Эффективные решения в экономике переходного периода: аналитические инструменты, разработки и реализации социально-экономической политики. Айрис-Пресс - 2007

9.                 Проблемы развития топливно-энергетического комплекса: экономика, политика, история. Тезисы докладов и сообщений международной научно-практической конференции. Москва РГГУ. 2000.

10.                      Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000

11.                      Российский статистический ежегодник. – М.: 2005

12.                           Экономическая география России. / Под ред. В.И. Видяпина, М: ИНФРА-М, 1999.

13.                      ТЭК России. Ежемесячный бюллетень. 2005


Страницы: 1, 2, 3, 4