рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Экономический потенциал и география базово-межотраслевого топливо-энергетического комплекса страны рефераты

10,5
(5%)

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года

Всего

930-935

1015-1070

1110-1205

1205-1365

17-24
(2,2%)

в том числе
  в европейской части

 

710-750

780-845

850-960

12-17
(2,5%)

в том числе АЭС

161-167

180-200

210-266

230-300

5-8
(4,5%)


Таблица 2. Прогнозируемые параметры развития электроэнергетики и атомной энергетики по сценариям макроэкономических показателей и расчётам топливно-энергетического баланса


Разведанные и потенциальные запасы природного урана, накопленные резервы урана и плутония, существующие производственные мощности ядерного топливного цикла при экономически обоснованной инвестиционной и экспортно-импортной политике обеспечивают заданные параметры развития атомной энергетики при использовании в основном реакторных технологий типа ВВЭР в открытом ядерном топливном цикле до 2030 года.

Долгосрочная отраслевая технологическая политика предусматривает эволюционное внедрение в период 2010-2030 годов новой ядерной энерготехнологии IV поколения на быстрых реакторах с замыканием ядерного топливного цикла и уран-плутониевым топливом, что снимет ограничения в отношении топливного сырья на обозримую перспективу.

Базовый сценарий Энергетической стратегии предусматривает:

·                     обеспечение вклада АЭС в рост спроса на уровне в среднем 3,5% в год;

·                     достижение производства электроэнергии на АЭС – 230 млрд.кВт·ч с перспективой развития для роста обеспечения производства до 250 млрд.кВт·ч в 2020 году при условии формирования к 2010 году производственных возможностей (строймонтажных, энергомашиностроительных, кадровых), обеспечивающих темп развития до 1,5 ГВт в год:

Период

2006-2010

2011-2015

2016-2020

Темп ввода мощностей за период, ГВт/год

0,4

1,2

1,5


Таблица 3. Темп ввода мощностей за период времени

·  развитие поточной технологии строительства с обеспечением строительных процессов на пяти площадках к 2007 году и на восьми к 2015 году;

·  реализацию проектов Курского энергокомплекса АЭС-ГАЭС мощностью до 0,5 ГВт, энергообеспечения магистральных газоперекачивающих систем и систем теплоснабжения от АЭС;

·  потребность в новых линиях выдачи мощностей Калининской, Кольской, Балаковской, Волгодонской, будущей Северо-Западной АЭС;

·  реализацию инновационного развития.

·  замена энергоблоков ВВЭР-1000 на ВВЭР-1500 в базовом сценарии приведет к росту суммарной выработки 55 млрд.кВт.ч до 2020 года, что составляет около 2% от общей выработки АЭС за этот период.

Реально за последние 5 лет введены в действие 2 энергоблока ВВЭР-1000 (Волгодонская-1, Калининская-3), до 2010 года планируется ввести ещё 2-3 энергоблока (Волгодонская-2, Балаковская-5, возможно Калининская-4).

Однако программа перспективного развития необходимых производственных мощностей, подготовки строительно-монтажных и научных кадров пока отсутствует.

Атомная энергетика – это часть электроэнергетики России, часть топливно-энергетического комплекса страны, она развивается внутри ТЭК, имеет с другими секторами комплекса одинаковые проблемы и подвержена действию конкурентных направлений. Однако в силу своей специфичности, связанной с тем, что она рождалась из ядерно-оборонного комплекса, она по-прежнему требует особого подхода со стороны государства.

Необходимо политическое решение с необходимой государственной финансовой поддержкой долгосрочной программы инновационного развития атомной энергетики и атомного энергетического машиностроения как одного из гарантов энергетической и национальной безопасности России. Развитие атомной отрасли должно базироваться на качественном технологическом рывке в атомных технологиях, обеспечивающем конкурентоспособность на внешнем рынке и привлекательность для инвесторов на внутреннем. Развивающаяся атомная энергетика в других странах (в частности в азиатском регионе) не будет долго опираться на увядающую отрасль в России, что приведет к нашему вытеснению с данного рынка энерготехнологий. Развитие быстрой энергетики в России обеспечит инструмент для решения проблем сокращения плутония и накапливающихся радиоактивных отходов отечественного и зарубежного производства.

С учётом серьезных задач по другим направлениям энергетического комплекса (развитие нефтегазового сектора, обеспечивающего на текущий момент и в ближайшей перспективе экономическую стабильность государства, модернизация и развитие электроэнергетического сектора, определяющего энергобезопасность внутри страны) необходимое наращивание бюджетного финансирования на атомную энергетику не отменяет и не подменяет поиск механизмов и стимулов внебюджетного финансирования (государственные гарантии по долгосрочным кредитам, разделение гражданских и оборонных производств и использование государственно-частного партнерства, привлечение в качестве инвесторов крупные производства под долговременные договора на поставку электроэнергии по обоюдоприемлимым ценам и т.д.).



3 Основные факторы развития комплекса, их наличие и состояние


Энергетическая политика есть органическая составляющая экономической политики любого государства. Основная цель социально-экономического развития нашей страны — качественное улучшение жизни населения и возрождение государства.

Долгие годы в России действовала модель «количественного» развития энергетики. Наши уверенность в неисчерпаемости природных богатств и безмерная расточительность в использовании энергии приводят (и сегодня это стало очевидным) к разрыву естественных связей в системе «энергетика—экономика—природа—человек».

В последнее двадцатилетие энергетика как движущая сила триады «общество—экономика—окружающая среда» обеспечивала рост благосостояния людей в мире в целом примерно одинаково за счет увеличения производства энергоресурсов и улучшения их использования. Причем в развитых странах это давало 60—65 процентов экономического роста. В результате энергоемкость национального дохода уменьшилась за этот период в среднем по миру на 18, а в развитых странах — на 21—27 процентов.

В отличие от этой безусловно позитивной глобальной тенденции в России из-за глубокого экономического кризиса энергоемкость национального дохода не снижалась, а в 1990—1996 годах увеличилась на 15 процентов и затем стабилизировалась на уровне, превышающем мировые показатели в 3,15 раза и развитых стран — в 3,5—3,7 раза.

Исследовав материалы Петербургского экономического форума-98, где представлены основополагающие доклады и выступления, решения секций угольной, энергетической, газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей, атомной энергетики, я  полностью согласен с мнением, что по проблемам топливно-энергетического комплекса отмечается углубление кризисных явлений в экономике России.

В связи с этим особое значение для экономики России приобретает продуманная государственная политика в сфере топливно-энергетического комплекса как стабилизирующего фактора отечественной экономики.

Учитывая, что доля России в мировой добыче составляет 12 % по нефти и углю, и 28% - по газу, дальнейшее развитие топливно-энергетического комплекса является необходимым условием выхода страны из кризиса.

Вместе с тем продолжающийся кризис неплатежей, растущие дебиторская и кредиторская задолженности, непродуманные действия Правительства в области денежно-кредитной и налоговой политики привели отрасли топливно-энергетического комплекса к финансовому кризису, углубившемуся в связи с необоснованной реструктуризацией (особенно угольной отрасли).

Чтобы обеспечить расширенное воспроизводство сырьевой базы отрасли, необходимо развивать опережающими темпами поисковые работы в перспективных нефтегазоносных районах с высокой результативностью работ с целью подготовки фонда структур для глубокого разведочного бурения.

Перспективные уровни добычи газа в России будут в основном определяться теми же факторами, что и нефти, однако большее значение будут иметь внутренние цены на газ. Уровни добычи газа могут составить в 2010 г. и в 2020 г. 655 и 700 млрд м3 соответственно.

Чтобы иметь надежную сырьевую базу при намеченных темпах отбора разведанных запасов, в перспективе до 2020 г. необходимо обеспечить приросты не менее 3,0 трлн м3 эффективных запасов в каждое пятилетие (то есть, обеспечивающих цену добычи не выше 34-40 дол./тыс. м3, а отпускную – с учетом транспорта – не выше 70 дол./тыс.м3).

Основным газодобывающим районом страны на всю рассматриваемую перспективу остается Надым-Пур-Тазовский район Западной Сибири, хотя его доля и снизится к 2020 г. примерно до 64-60% против 87% в настоящее время.

Начиная с 2006 г. для компенсации снижения добычи газа необходимо ввести в разработку месторождения в акваториях Обской и Тазовской губ, Штокмановское на шельфе Баренцева моря, а в последний период - месторождения полуострова Ямал. Опережение развития добычи газа на Штокмановском месторождении по отношению к месторождениям Ямала обуславливается меньшими в 1,5 раза удельными затратами. Кроме того, освоение месторождений полуострова Ямал сдерживается нерешенностью экологических проблем.

В целом по отрасли добыча газа на действующих месторождениях составит к 2020 г. около 142 млрд м3. Свыше 76% добычи свободного газа должны быть освоены на новых месторождениях. Региональное значение имеет программа освоения мелких, низкодебитных месторождений и залежей, особенно в экономически развитых европейских районах.

Особое внимание в Энергетической стратегии уделено комплексному использованию газовых ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа – основной газодобывающей базы России на всю рассматриваемую перспективу.

Продолжится газификация ряда регионов России, в том числе крупных промышленных центров южной части Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, обусловленная, прежде всего необходимостью решения здесь экологических проблем. Общий прирост сети распределительных газопроводов составит до 75-80 тыс. км за пятилетие, из них более 75% — в сельской местности при массовом применении полиэтиленовых труб, обеспечивающем снижение стоимости и сроков строительства, соответственно, в 1,5-2 и 3 раза. Это позволит к 2021 г. дополнительно газифицировать до 10,5 млн квартир, из них 7,5 млн – в сельской местности.

Важное место в структуре топливоснабжения села и рассредоточенных потребителей останется за сжиженным газом, потребление которого прогнозируется увеличить в 1,2-1,3 раза.

В рассматриваемый период предстоит также создать научно-производственную базу для широкомасштабного подводно-подледного освоения перспективных ресурсов углеводородного сырья на шельфах арктических морей (Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и др.), включая технологии его добычи, переработки на месте в моторные топлива и транспортировки на внутренние и внешние рынки.

Учитывая важную роль систем трубопроводного транспорта энергоресурсов в энергетическом обеспечении жизнедеятельности общества, государство сохранит за собой контроль за деятельностью в этой сфере и соответствующую собственность в указанных системах – полную в системах магистральных нефтепроводов и частичную – в системе магистральных газопроводов.

Для подачи газа потребителям и обеспечения транзита потребуется существенное развитие Единой системы газоснабжения и строительство газотранспортных систем в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Всего в рассматриваемый период будет необходимо заменить 23 тыс. км линейной части магистральных газопроводов и отводов, провести модернизацию и замену газоперекачивающих агрегатов (ГПА) суммарной мощностью 25 тыс. МВт и построить около 22 тыс. км новых магистральных газопроводов и межсистемных перемычек.

Угольная промышленность располагает достаточной сырьевой базой для полного удовлетворения потребностей экономики России в угольном топливе. Однако в современных экономических условиях уголь значительно уступает газу и нефтетопливу по затратным и экологическим показателям его использования потребителями и фактически замыкает топливно-энергетический баланс. Наращивание производственного и экономического потенциала отрасли должно обеспечить снижение риска в энергообеспечении России от возможного невыполнения целевых установок по добыче газа и вводу АЭС. Отрасль должна иметь необходимые резервы по наращиванию объемов добычи угля до 500 млн т/год к 2020 г.

В соответствии с оптимальной структурой топливно-энергетического баланса, принятого в Энергетической стратегии России, востребованные объёмы добычи угля по стране составят до 335 млн т в 2010 г. и до 430 млн в 2020 г. Названные уровни добычи угля в целом обеспечены разведанными запасами, что не исключает необходимости определенных дополнительных геолого-разведочных работ.

Прогнозы на дальнейшую перспективу имеют достаточно большой разброс. Предполагается, что диапазон потребления первичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в 2020 году составит от 16,5 до 23 миллиардов тонн условного топлива с ростом к 2000 году на 26—75 процентов. Иными словами, темпы роста энергопотребления в мире могут за этот период составить от 1 до 2,8 процента в год, в зависимости от среднегодовых темпов экономического роста, которые оцениваются в 1,5—4 процента в год, а также динамики научно-технического прогресса производительных сил и успехов в реализации программы «устойчивого развития», направленной на сохранение природной среды обитания на Земле.





 

 

 

 

Диаграмма 3. Прогнозы структуры мирового потребления первичных ТЭР

Для того чтобы в течение ближайших 20 лет поддерживать темпы существующего в нашей стране сегодня экономического подъема, топливно-энергетическому комплексу предстоит значительно увеличить поставки продукции на рынок, причем, по оценкам ряда экспертов, чуть ли не в два раза.

Поскольку нефтяное и газовое благополучие нашей страны весьма призрачно, а экономический подъем носит энергозатратный характер, выход из сложившейся ситуации возможен путем структурной перестройки экономики, выражающейся в росте доли сферы услуг и высокотехнологичных производств, и реализации технологических и организационных мер по экологоэнергоэффективности.

Курс на экологоэнергоэффективность, рост производительности труда, повышение отдачи производственных фондов, снижение издержек производства должен быть взят везде, начиная от скважины, угольной шахты, электростанции и до потребителя энергии, в сфере науки, торговли, информации, образования, просвещения. Не менее важно и отношение людей к ресурсам и природе. Только в этом случае мы сможем впредь не латать «дыры» и служить сырьевым придатком, а на деле приостановить деградацию окружающей среды, обеспечить устойчивое энергоснабжение людей, стать достойной частью мировой цивилизации.

Какие бы сценарии развития энергетики в XXI веке ни рассматривались, Россия в них будет занимать одно из важных мест. Для этого есть все необходимые предпосылки: запасы нефти, газа, угля, технологический и научный потенциал, гидроресурсы. Кроме того, географическое расположение страны таково, что через нее можно эффективно транспортировать энергоносители, регулируя объемы подачи и гибко меняя их с учетом потребности.

 

4 Территориальная организация отраслей и ведущих предприятий комплекса


Ресурсный потенциал топливно-энергетического комплекса страны, включая материальные активы и запасы природных ресурсов, формируется как совокупный потенциал региональных топливно-энергетических комплексов, в составе которых особо важное место занимают регионы Сибири и Дальнего Востока. Уникальными ресурсами энергоносителей всех видов располагает Дальневосточный федеральный округ и входящая в его состав Республика Саха (Якутия). Минерально-сырьевой потенциал республики по данным 2006 года составляет 78,4 трлн.рублей, что характеризует ее как богатейшую ресурсную базу не только российского, но и мирового значения. Доля топливно-энергетического комплекса в промышленности республики составляла в 2004 году в общем объеме производства 26,6%, в экспортных доходах - 15,03%, в численности промышленно-производственного персонала - 36,31%, в инвестициях в промышленности - 14,81%.

Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция. В пределах Западно-Сибирской низменности открыты 300 нефтяных и га­зовых месторождений. На территории Западной Сибири расположены основные запасы природного газа страны. Из них более половины нахо­дится на Тюменском Севере, преимущественно в трех газонос­ных областях. Наиболее крупные газовые месторождения – Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье, Надымское, Тазовское – открыты в Тазово-Пурпейской газоносной области на севере Тюменской области в Ямало-Ненецком автономном округе. Весьма перспективны Ямбургское и Иванковское месторождения природного газа.

Березовская газоносная область, расположенная вблизи Урала, включает Пунгинское. Игримское, Похромское и другие месторождения газа. В третьей газоносной области – Васюганской, которая находится в Томской области, самыми крупными месторождениями являются Мыльджинское, Лугинецкое, Усть-Сильгинское. В последние годы осваиваются ресурсы нефти и освоение крупного Русского нефтегазового месторождения.

Страницы: 1, 2, 3, 4


 © 2010 Все права защищены.