рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Бразилия (экономика и история) рефераты

Чет­вер­тая часть уло­ва пре­сно­вод­ной ры­бы по­сту­па­ет из Ама­зон­ки и при­то­ков. Лов пре­сно­вод­ных рыб ве­дет­ся пре­иму­ще­ст­вен­но ча­ст­ны­ми ли­ца­ми с ис­­пол­ь­­зо­ва­­ни­ем тра­ди­ци­он­ных тех­но­ло­гий. Две тре­ти оке­ан­ско­го ЛОБЗ при­хо­дит­ся на до­лю ры­бо­лов­ных ком­па­ний, на­хо­дя­щих­ся на юге и юго-вос­то­ке стра­ны. Ры­бо­лов­ные ком­па­нии се­ве­ро-вос­точ­ных пор­тов ве­дут лов ома­ров и кре­ве­ток. Поч­ти в ка­ж­дом шта­те Бра­зи­лии ве­дет­ся до­бы­ча по­лез­ных ис­ко­пае­мых

Ли­де­ром гор­но­до­бы­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти яв­ля­ет­ся штат Ми­нас-Же­райс, вно­ся­щий наи­боль­ший вклад в объ­ем об­ще­на­цио­наль­ной до­бы­чи ми­не­раль­ных ис­ко­пае­мых (за ис­клю­че­ни­ем неф­ти и га­за). Дол­гое вре­мя этот штат ос­та­вал­ся пер­вым в стра­не по до­бы­че же­лез­ной ру­ды, что ве­дет­ся близ Бе­лу-Ори­зон­те, в верх­ней час­ти до­ли­ны Рио-До­че. В не­дав­нее вре­мя к экс­пор­ту ми­нас-же­рай­ской же­ле­ся­ой ру­ды до­ба­вил­ся экс­порт па­ран­ской же­лез­ной ру­ды (шах­та Га­райя-Гран-де, рас­по­ло­жен­ная к за­па­ду от ре­ки Ара­гу­аш.). Был про­ло­жен 500-миль­ный уча­сток же­лез­ной до­ро­ги, со­еди­няю­щий ме­сто­ро­ж­де­ние с пор­том Сан-Лу­ис. Боль­шая часть бра­зиль­ско­го экс­пор­та же­лез­ной ру­ды кон­тро­ли­ру­ет­ся го­су­дар­ст­вен­ной ком­па­ни­ей «Rio Doce Val­ley Com­pany». С се­ре­ди­ны 1980-х гг. го­су­дар­ст­во по­сте­пен­но ста­ло от­ка­зы­вать­ся от столь зна­чи­тель­ной опе­ки над гор­но­до­бы­ваю­щей про­мыш­лен­но­стью — на­ча­лась де­на­цио­на­ли­за­ция от­рас­ли.

Ис­клю­чая алю­ми­ний и мар­ган­цо­вые ру­ды из шта­та Ама­зо­нас, же­лез­ную ру­ду, бра­зиль­ская про­мыш­лен­ность по­треб­ля­ет боль­шую часть ос­таль­ных до­бы­вае­мых ми­не­раль­ных ис­ко­пае­мых. Это хром, маг­ний и кварц - из Байи, медь и сви­нец — из Байи и Риу-Гран­ди-ду-Сул, ас­бест — из Го­яс, ни­кель — из Го­яс и Ми­нас-Же­райс. По­след­ний штат - ос­нов­ной в Бра­зи­лии по­став­щик цин­ка и ме­ди. К югу от ре­ки Ама­зон­ки най­де­ны ме­сто­ро­ж­де­ния оло­вян­ных руд, ме­сто­ро­ж­де­ния вольф­ра­ма най­де­ны в Риу-Гран­ди-ду-Нор­ти, се­реб­ра - в Па­ра­не и Байе. До­бы­ча уг­ля в Сан­та-Ка­та­ри­на по­кры­ва­ет бо­лее по­ло­ви­ны по­треб­но­стей всей стра­ны. Штат Ми­наг Же­райс спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на до­бы­че зо­ло­та и дра­го­цен­ных кам­ней, а шта­ты Байя и Эс­пи­ри­ту-Сан­ту — на до­бы­че толь­ко дра­го­цен­ных кам­ней: то­па­зов, аме­ти­стов, опа­лов, ак­ва­ма­ри­нов, тур­ма­ли­нов, изум­ру­дов и дру­гих раз­но­вид­но­стей по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней

С 1940 г., ко­гда на­ча­лась ком­мер­че­ская раз­ра­бот­ка неф­тя­ных ме­сто­ро­ж­де­ний, по 1965 г до­бы­ча неф­ти ве­лась в шта­те Байя, к се­ве­ру от го­ро­да Саль­ва­дор. Впо­след­ст­вии бы­ли най­де­ны но­вые ме­сто­ро­ж­де­ния в рай­оне от Фор­та­ле­за до Сан туе. До­бы­ча при­род­но­го га­за ве­дет­ся в шта­тах Сер­жи­пи и Байя. В 1987 г. бы­ла про­бу­ре­на пер­вая сква­жи­на в шта­те Ама­зо­нас, в 450 ми­лях от го­ро­да Ма­на­ус   бо­лее по­ло­ви­ны всей неф­ти до­бы­ва­ет­ся в шта­те Рио-де-Жа­ней­ро. Го­су­дар­ст­вен­ная ком­па­ния «Petro­bras», ос­но­ван­ная в 1953 г., об­ла­да­ет са­мы­ми со­вре­мен­ны­ми тех­но­ло­гия­ми в ми­ре по глу­бин­но­му бу­ре­нию. На­чи­ная с 1967 г. бра­зиль­ская про­мыш­лен­ность бо­лее, чем сель­ское хо­зяй­ст­во, спо­соб­ст­во­ва­ла подъ­е­му на­цио­наль­ной эко­но­ми­ки. Про­мыш­лен­ность — наи­бо­лее ди­на­мич­ная от­расль эко­но­ми­ки.

Хо­тя боль­шая часть про­дук­ции идет на внут­рен­ний ры­нок, Бра­зи­лия экс­пор­ти­ру­ет ши­ро­кий диа­па­зон про­мыш­лен­ных то­ва­ров. На­чи­ная с ми­ро­вою эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са 1930-х гг. ли­ди­рую­щую роль в на­цио­наль­ной ин­ду­ст­рии ста­ли иг­рать го­су­дар­ст­вен­ные кор­по­ра­ции. Пра­ви­тель­ст­во стре­ми­лось из­бе­жать за­ви­си­мо­сти от ино­стран­ных кор­по­ра­ций, и вме­сте с тем ощу­ща­лась не­хват­ка ин­ве­сти­ций, спо­соб­ных под­нять на­цио­наль­ное про­из­вод­ст­во. Под кон­тро­лем го­су­дар­ст­ва ока­за­лись са­мые круп­ные кор­по­ра­ции ти­па «Petro­bras»H «Rio Doce Val­ley Com­pany». Часть дру­гих бы­ла соз­да­на с до­ле­вым уча­сти­ем ино­стран­но­го и бра­зиль­ско­го ча­ст­но­го ка­пи­та­ла. Ус­пеш­ное раз­ви­тие не­ко­то­рых от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти, не­по­сред­ст­вен­но свя­за­но с про­ве­де­ни­ем про­тек­цио­ни­ст­ской по­ли­ти­кой, про­во­ди­мой пра­ви­тель­ст­вом. При­мер та­ко­го ус­пе­ха — ав­то­мо­би­ле­строи­тель­ная про­мыш­лен­ность. Пер­вые пред­при­ятия дан­ной от­рас­ли бы­ли ос­но­ва­ны в 1950-х гг. Их про­дук­ция долж­на бы­ла за­ме­нить аме­ри­кан­ский и не­мец­кий им­порт. На го­су­дар­ст­вен­ном пред­при­ятии «Alfa-Ro­meo» бы­ло на­ча­то про­из­вод­ст­во трак­то­ров, а пра­ви­тель­ст­во вве­ло ряд за­щит­ных та­ри­фов и на­ло­го­вых льгот для за­щи­ты внут­рен­не­го рын­ка. К кон­цу 1980-х гг. про­из­вод­ст­во ав­то­мо­биль­ной тех­ни­ки дос­ти­га­ло 1 млн. еди­ниц в год, часть про­дук­ции экс­пор­ти­ро­ва­лась. Еще не­сколь­ко при­ме­ров по­доб­ной по­ли­ти­ки — на­цио­наль­ная неф­те­хи­ми­че­ская про­мыш­лен­ность, са­мая боль­шая в Ла­тин­ской Аме­ри­ке. Раз­ви­тие от­рас­ли на­ча­лось с ос­но­ва­ния кор­по­ра­ции «Petro­bras», впо­след­ст­вии бы­ло под­дер­жа­но не­сколь­ки­ми ком­па­ния­ми с уча­сти­ем ино­стран­но­го ка­пи­та­ла.

Пра­ви­тель­ст­вен­ные кор­по­ра­ции, при ак­тив­ном уча­стии бра­зиль­ских ча­ст­ных ин­ве­сто­ров, за­ни­ма­ют ли­ди­рую­щие по­зи­ции в су­до­строе­нии, часть про­дук­ции этой от­рас­ли идет на экс­порт. Ком­па­ния «Em­braer», ос­но­ван­ная го­су­дар­ст­вом и пер­во­на­чаль­но про­из­во­дя­щая не­боль­шие са­мо­ле­ты, те­перь экс­пор­ти­ру­ет са­мо­ле­ты раз­ных ти­пов. В на­ши дни пра­ви­тель­ст­во по­ощ­ря­ет раз­ви­тие от­рас­лей мик­ро­элек­тро­ни­ки и про­из­вод­ст­во пер­со­наль­ных ком­пь­ю­те­ров. В Бра­зи­лии соз­дан са­мый мощ­ный в Ла­тин­ской Аме­ри­ке во­ен­но-про­мыш­лен­ный ком­плекс. Стра­на яв­ля­ет­ся од­ним из ми­ро­вых ли­де­ров по про­из­вод­ст­ву воо­ру­же­ния. За­во­ды, вы­пус­каю­щие ору­жие, на­хо­дят­ся как в ча­ст­ных ру­ках, так и в го­су­дар­ст­вен­ном управ­ле­нии. Вы­пус­кае­мая про­дук­ция от­ли­ча­ет­ся на­деж­но­стью и не­вы­со­кой це­ной, что де­ла­ет ее под­хо­дя­щей для мно­гих стран третье­го ми­ра. Пра­ви­тельст­во так­же ак­тив­но уча­ст­ву­ет и Е не­пер­спек­тив­ных, убы­точ­ных от­рас­лях про­мыш­лен­но­сти. При­мер это­го — тек­стиль­ная про­мыш­лен­ность, она бы­ла ос­но­ва­на в 1814 г. в шта­те Байя, рас­по­ла­гав­шим зна­чи­тель­ны­ми хлоп­ко­вы­ми план­та­ция­ми, в на­ши дни центр тек­стиль­ной про­мыш­лен­но­сти Сан-Пау­лу.

С 1820-х гг. на­ча­лось раз­ви­тие ко­же­вен­ной и обув­ной про­мыш­лен­но­сти в Риу-Граи­ди-ду-Сул. Пер­во­на­чаль­но от­расль ра­бо­та­ла на соб­ст­вен­ном сы­рье, в на­ши дни ко­жи им­пор­ти­ру­ют из Уруг­вая и Ар­ген­ти­ны

Пред­при­ятия ме­тал­лур­гия и ма­ши­но­строе­ния, скон­цен­три­ро­ван­ные в шта­тах Рио-де-Жа­ней­ро и Ми­нас-Же­райс, воз­ник­ли еще в XVIII в. Юго-вос­ток Бра­зи­лии — глав­ный про­мыш­лен­ный рай­он стра­ны, где скон­цен­три­ро­ва­на ос­нов­ная часть про­мыш­лен­ных мощ­но­стей, боль­шин­ст­во часть ра­бо­чих тру­дит­ся имен­но в этом рай­оне, здесь наи­бо­лее вы­со­кие зар­пла­ты; один го­род Сан-Пау­лу про­из­во­дит око­ло по­ло­ви­ны про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва Бра­зи­лии. Вто­рым про­мыш­лен­ным рай­оном яв­ля­ет­ся Юг Бра­зи­лии, где дей­ст­ву­ет пя­тая часть всей на­цио­наль­ной про­мыш­лен­но­сти. Се­ве­ро-вос­ток — тре­тий, наи­бо­лее сла­бо раз­ви­тый ин­ду­ст­ри­аль­ный рай­он, здесь тру­дит­ся не бо­лее 10% все ра­бо­чих, уро­вень оп­ла­ты тру­да тут ни­же, чем на юго-вос­то­ке и юге. Са­ми бра­зиль­ские пред­при­ятия не­боль­шие по раз­ме­рам, в не­мно­гих за­ня­то бо­лее сот­ни ра­бо­чих, при­чем боль­шая часть та­ких про­из­водств скон­цен­три­ро­ва­на на юге и юго-вос­то­ке.

Ту­ризм — от­но­си­тель­но мо­ло­дая от­расль на­цио­наль­ной эко­но­ми­ки. Кон­цеп­ция уст­рой­ст­ва на­стоя­щих ку­рорт­ных рай­онов еще не на­шла сво­его при­ме­не­ния. Ту­ри­сти­че­ский ком­плекс ог­ра­ни­чен не­сколь­ки­ми круп­ны­ми и до­ро­ги­ми гос­ти­ни­ца­ми в Рио-де-Жа­ней­ро, гор­ны­ми ку­рор­та­ми в Ми­нас-Же­райс. Глав­ные цен­тры раз­вле­че­ний рас­по­ло­же­ны в го­род­ских цен­трах или по­бли­зо­сти. Чис­ло ино­стран­ных ту­ри­стов, по­се­щаю­щих Бра­зи­лию, зна­чи­тель­но от­ста­ет от чис­ла ме­ст­ных ту­ри­стов. Бра­зиль­цы пе­ре­дви­га­ют­ся по стра­не ав­то­мо­биль­ным транс­пор­том, хо­тя в пе­ри­од от­пус­ков и ка­ни­кул по­вы­шен­ным спро­сом поль­зу­ет­ся авиа­транс­порт.

Бра­зи­лия, рас­по­ла­гаю­щая раз­ветв­лен­ной реч­ной се­тью и на­хо­дя­щая­ся в зо­не ин­тен­сив­но­го вы­па­де­ния осад­ков, об­ла­да­ет од­ним из круп­ней­ших в ми­ре гид­ро­энер­го­по­тен­ци­лом. На юге и юго-вос­то­ке стра­ны скон­цен­три­ро­ва­на боль­шая часть элек­тро­стан­ций — ведь в этом рай­оне со­сре­до­то­че­ны ос­нов­ные по­тре­би­те­ли элек­тро­энер­гии. С 1950-х гг. на­ча­лось рас­ши­ре­ние энер­го­се­ти, пу­тем строи­тель­ст­ва но­вых гид­ро­элек­тро­стан­ций. Пра­ви­тель­ст­во це­ле­на­прав­лен­но раз­ви­ва­ло имен­но эту от­расль энер­ге­ти­ки — бра­зиль­ский уголь от­ли­ча­ет­ся низ­ким ка­че­ст­вом и не го­дит­ся для ис­поль­зо­ва­ния в то­п­лив­ной энер­ге­ти­ке. В 1982 г. был по­стро­ен пер­вый атом­ный ре­ак­тор «An­gra I» близ Рио-де-Жа­ней­ро, в 1984 г. на­чал дей­ст­во­вать круп­ней­ший в ми­ре гид­ро­энер­ге­ти­че­ский ком­плекс на ре­ке Па­ра­на.


Со­став экс­пор­та: про­мыш­лен­ные то­ва­ры, же­лез­ная ру­да, ко­фе, соя, про­до­воль­ст­вие.

Со­став им­пор­та: ма­ши­ны и обо­ру­до­ва­ние, хи­ми­ка­ты, нефть, элек­тро­энер­гия.

Ис­клю­чая при­го­род­ные ли­нии Рио-де-Жа­ней­ро и Сан Пау­лу, до­ро­ги про­мыш­лен­но­го на­зна­че­ния, со­еди­няю­щие руд ви­ки с пор­та­ми, же­лез­ные до­ро­ги иг­ра­ют не­зна­чи­тель­ную роль в эко­но­ми­ке стра­ны. В от­ли­чие от энер­гич­ной про­грам­мы строи­тель­ст­ва шос­сей­ных до­рог, строи­тель­ст­во же­лез­ных до­рог ве­лось мед­лен­ны­ми тем­па­ми. Толь­ко во вре­мя Вто­рой ми­ро­вой вой­ны бы­ла про­ло­же­на до­ро­га Рио-де-Жа­ней­ро - Саль­ва­дор, не­мец­кие под­вод­ные лод­ки на­но­си­ли боль­шой ущерб су­дам при­бреж­ных пе­ре­во­зок  С той по­ры бы­ли по­строе­ны уча­ст­ки до­ро­ги, со­еди­няю­щие Ми­нас-Же­райс со сто­ли­цей Бра­зи­лиа, Га­райе-Гран­де, с Пор­ту-ду-Ита­ку (близ Сан Луи­са). Боль­шин­ст­во до­рог бы­ли еще по­строе­но в XIX в. с при­ме­не­ни­ем раз­лич­ных стан­дар­тов, что за­труд­ня­ет их ин­те­гра­цию в еди­ную сис­те­му. Еще в кон­це 1950-х гг. Бра­зи­лия не рас­по­ла­га­ла об­ще­на­цио­наль­ной се­тью до­рог. Шос­се с че­тырь­мя от­ветв­ле­ния­ми свя­зы­ва­ло Рио-де-Жа­ней­ро с Сан-Пау­лу, не су­ще­ст­во­ва­ло до­рог с твер­дым по­кры­тие и, свя­зы­ваю­щих Пор­ту-Алег­ри, Ку­ри­ти­бу, Бе­лу-Ори­зон­ти. ( на­ча­лом се­зо­на до­ж­дей связь этих го­ро­дов с тор­го­вы­ми цен­тра­ми прак­ти­че­ски пре­ры­ва­лась. С при­хо­дом к вла­сти во­ен­ные в 1964 г. по­ло­же­ние из­ме­ни­лось: ос­нов­ным при­ори­те­том бы­ло про­воз­гла­ше­но соз­да­ние на­цио­наль­ной транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры.

В на­ши дни пре­вос­ход­ная сис­те­ма до­рог со­еди­ня­ет все важ­ней­шие пунк­ты Бра­зи­лии и да­же не­сколь­ко го­ро­дов в Ама­зо­нии. Бра­зи­лия — од­на из пе­ре­до­вых авиа­ци­он­ных стран. Дол­гое вре­мя бра­зиль­цы ос­па­ри­ва­ли у аме­ри­кан­цев пра­во на изо­бре­те­ние са­мо­ле­та. Мно­го­чис­лен­ные авиа­ком­па­нии, дей­ст­во­вав­шие в стра­не, бы­ли объ­е­ди­не­ны в три глав­ные ком­па­нии: «VARIG», ос­но­ва­на в кон­це 1920-х гг., на­хо­дит­ся в соб­ст­вен­но­сти слу­жа­щих, об­слу­жи­ва­ет боль­шую часть внут­рен­них пе­ре­во­зок и глав­ные авиа­на­прав­ле­ния ме­ж­ду­на­род­ных авиа­ли­ний; «VASP» - авиа­ком­па­ния штат:! Сан Пау­лу, об­слу­жи­ва­ет внут­рен­ние рей­сы и авиа­ли­нии в США и Ни­дер­ланд­ские Ан­тил­лы; «Trans­bra­sib ча­ст­ная авиа­ком­па­ния, об­слу­жи­ва­ет внут­рен­ние ли­нии. Ка­ж­дый центр шта­та и круп­ный го­род рас­по­ла­га­ет соб­ст­вен­ным аэ­ро­пор­том, связь с не боль­ши­ми го­ро­да­ми осу­ще­ст­в­ля­ют ре­ак­тив­ные са­мо­ле­ты. Сан Пау­лу, Бра­зи­лиа, Рио-де Жа­ней­ро, Бе­лу Ори­зон­ти об­­­с­л­­у­­­ж­и­ва­­ют­ся чел­ноч­ны­ми рей­са­ми, пас­са­жи­ро- и гру­зо­по­то­ки ос­таль­ных го­ро­дов зна­чи­тель­но ус­ту­па­ют ана­ло­гич­ным по­ка­за ге­лям За­пад­ной Ев­ро­пы При­чи­на это­го - до­ро­го­виз­на авиа би­ле­тов и дос­туп­ность ме­ж­ду­го­род­не­го ав­то­мо­биль­но­го си об­ще­ния На Рио-де-Жа­ней­ро и Сан Пау­лу при­хо­дит­ся боль­шая часть авиа­пе­ре­во­зок.

Круп­ней­шие пор­ты Бра­зи­лии: Бе­лен, Фэр­та­ле­за, Илш-ус, Им­би­ту­ба, Ма­на­ус, Па­ра­на­гуа, Пор­ту-Але­ря, Ре­си­фе, Рио де-Жа­ней­ро, Рио-Гран­де, Саль­ва­дор, Сан­тус Внто­рия.

Де­неж­ная еди­ни­ца стра­ны    ре­ал (100 цен­та­во). За по­след­ние 50 лет Бра­зи­лия дос­тиг­ла сред­не­го уров­ня раз­ви­тия. Дли­тель­ное вре­мя ее хо­зяй­ст­во де­мон­ст­ри­ро­ва­ло от­но­си­тель­но вы­со­кий ди­на­мизм. За 1950—1995 гг. ВВП уве­ли­чил­ся в 11,4 раза, со­ста­вив око­ло 6% в сред­нем в год. Дан­ные тем­пы опе­ре­жа­ли при­рост на­се­ле­ния, что по­зво­ли­ло уве­ли­чить про­из­вод­ст­во ва­ло­во­го про­дук­та на ду­шу на­се­ле­ния при­мер­но в 2,5 раза. Эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие Бра­зи­лии зна­чи­тель­но от­ли­ча­лось от ря­да раз­ви­ваю­щих­ся стран. Здесь эко­но­ми­че­ский рост со­про­во­ж­дал­ся бы­ст­рым уве­ли­че­ни­ем чис­лен­но­сти на­се­ле­ния. В 1950 г. чис­лен­ность на­се­ле­ния со­став­ля­ла 51,9 млн., в 1970г. — 83,1, в 1990г. — 1-50,4, в 1995 г. — 160,2 млн. че­ло­век. Это был один из са­мых вы­со­ких тем­пов рос­та сре­ди ла­ти­но­аме­ри­кан­ских стран, за ис­клю­че­ни­ем Мек­си­ки, Пе­ру и Ве­не­су­элы.

Зна­чи­тель­ные тем­пы хо­зяй­ст­вен­но­го рос­та обес­пе­чи­ва­лись дос­та­точ­но обиль­ны­ми тру­до­вы­ми ре­сур­са­ми. Тем­пы рос­та эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го на­се­ле­ния пре­вос­хо­ди­ли тем­пы рос­та все­го на­се­ле­ния. Не­смот­ря на дол­го­вре­мен­ные вы­го­ды со сто­ро­ны пред­ло­же­ния, не­по­сред­ст­вен­ный эф­фект бы­ст­ро­го рос­та ра­бо­чей си­лы уси­ли­вал дав­ле­ние на за­ня­тость. В ча­ст­но­сти, лю­бое сни­же­ние тем­пов хо­зяй­ст­вен­но­го рос­та ока­зы­ва­ло силь­ное влия­ние на на­пол­не­ние рын­ка тру­да.

Ос­нов­ная мас­са ра­бо­чей си­лы до сих пор не от­ли­ча­ет­ся вы­со­кой об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной под­го­тов­кой. По по­ка­за­те­лям рас­хо­дов на об­ра­зо­ва­ние Бра­зи­лия от­ста­ет от ря­да ла­ти­но­аме­ри­кан­ских стран. Боль­ше вни­ма­ние уде­ля­лось выс­ше­му об­ра­зо­ва­нию, час­то за счет фи­нан­си­ро­ва­ния на­чаль­но­го и сред­не­го об­ра­зо­ва­ния, что уве­ли­чи­ва­ло об­щую стои­мость об­ра­зо­ва­ния. Низ­кие рас­хо­ды на об­ра­зо­ва­ние при­ве­ли к то­му, что 20% на­се­ле­ния ос­та­ет­ся не­гра­мот­ным, сред­нее об­ра­зо­ва­ние име­ют 39%, а выс­шее — 12% со­от­вет­ст­вую­щих воз­рас­тных групп. По этим по­ка­за­те­лям Бра­зи­лия ус­ту­па­ет ря­ду дру­гих ла­ти­но­аме­ри­кан­ских стран.

Важ­ной чер­той раз­ви­тия Бра­зи­лии вы­сту­па­ет ур­ба­ни­за­ция. Чис­лен­ность го­ро­жан за 1950-1995 гг. воз­рос­ла поч­ти в семь раз и пре­вы­си­ла 80% на­се­ле­ния про­тив 36% в 1950 г. Бы­ст­рый рост го­род­ско­го на­се­ле­ния за счет вы­ход­цев из сель­ской ме­ст­но­сти обо­ст­рил про­бле­му за­ня­то­сти и дру­гие со­ци­аль­ные про­бле­мы. Круп­ней­шие го­ро­да Рио-де-Жа­ней­ро и Сан-Пау­ло вы­де­ля­ют­ся са­мой вы­со­кой пре­ступ­но­стью в ми­ре, ко­то­рая ста­ла од­ной из зло­бо­днев­ных со­ци­аль­ных про­блем бра­зиль­ско­го об­ще­ст­ва. Ни­ще­та ог­ром­ных масс на­се­ле­ния пи­та­ет это яв­ле­ние.

      Бразилия после 2000 года

Бра­зиль­ская эко­но­ми­ка, об­ла­дая вы­со­ко­раз­ви­тым сель­ским хо­зяй­ст­вом, до­бы­ваю­щей про­мыш­лен­но­стью и сек­то­ром ус­луг, яв­ля­ет­ся са­мой мощ­ной в Ла­ти­но­аме­ри­кан­ском ре­гио­не и ока­зы­ва­ет су­ще­ст­вен­ное влия­ние на ми­ро­вые рын­ки. Бра­зи­лия об­ла­да­ет круп­ны­ми за­па­са­ми по­лез­ных ис­ко­пае­мых: же­лез­ной, мар­ган­це­вой, ура­но­вой руд, зна­чи­тель­ны­ми за­па­са­ми бок­си­тов, руд цвет­ных ме­тал­лов, уг­ля, ал­ма­зов, се­реб­ра, зо­ло­та, неф­ти и др.

Бра­зи­лия са­мо­стоя­тель­на в обес­пе­че­нии се­бя про­до­воль­ст­ви­ем, бо­лее то­го стра­на - ве­ду­щий экс­пор­тер тро­пи­че­ских зер­но­вых куль­тур. Бра­зи­лия - пер­вый в ми­ре про­из­во­ди­тель ко­фе, что яв­ля­ет­ся его ос­нов­ной ча­стью экс­пор­та. Сан-Пау­лу и Ми­нас-Же­райс - ос­нов­ные "ко­фей­ные" шта­ты, за ни­ми сле­ду­ют Па­ра­на и Эс­пи­ри­ту-Сан­ту. Соя и ее про­дук­ты (кор­ма для жи­вот­ных) - еще од­на важ­ная часть экс­пор­та. Боль­шая часть уро­жа­ев сои со­би­ра­ет­ся в шта­тах Па­ра­на и Рио-Гран­ди-ду-Сул.

В по­след­ние де­ся­ти­ле­тия ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся про­мыш­лен­ность. Ста­рей­шие от­рас­ли бра­зиль­ско­го сель­ско­го хо­зяй­ст­ва от­ве­ча­ют на со­вре­мен­ные за­про­сы на­цио­наль­но­го хо­зяй­ст­ва. При­мер это­го яв­ля­ет­ся бы­ст­рый рост план­та­ций са­хар­но­го тро­ст­ни­ка в шта­те Сан-Пау­лу и на се­ве­ро-вос­точ­ном по­бе­ре­жье.

Пра­ви­тель­ст­вен­ная про­грам­ма пре­ду­смат­ри­ва­ет за­ме­ну бен­зи­на, как то­п­ли­ва про­из­во­ди­мо­го из до­ро­го­стоя­ще­го им­пор­ти­руе­мо­го сы­рья, на эта­нол. За­во­ды по пе­ре­ра­бот­ке са­хар­но­го тро­ст­ни­ка, бы­ли пе­ре­ори­ен­ти­ро­ва­ны на про­из­вод­ст­во но­во­го ви­да то­п­ли­ва. Про­грам­ма ока­за­лась до­воль­но ус­пеш­ной, и в те­че­нии мно­гих лет в Бра­зи­лии соз­да­ва­лись ав­то­мо­би­ли, ра­бо­таю­щие на эта­но­ле. Бра­зи­лия яв­ля­ет­ся ми­ро­вым ли­де­ром в про­из­вод­ст­ве ка­као, ба­на­нов, бо­бов, и круп­ней­шим в За­пад­ном по­лу­ша­рии про­из­во­ди­те­лем ри­са.

Чет­вер­тая часть уло­ва пре­сно­вод­ной ры­бы по­сту­па­ет из Ама­зон­ки и при­то­ков. Лов пре­сно­вод­ных рыб ве­дет­ся пре­иму­ще­ст­вен­но ча­ст­ны­ми ли­ца­ми, с ис­поль­зо­ва­ни­ем тра­ди­ци­он­ных тех­но­ло­гий. Две тре­ти оке­ан­ско­го уло­ва при­хо­дит­ся на до­лю ры­бо­лов­ных ком­па­ний, на­хо­дя­щих­ся на Юге и Юго-Вос­то­ке стра­ны. Ры­бо­лов­ные ком­па­нии се­ве­ро-вос­точ­ных пор­тов ве­дут лов ома­ров и кре­ве­ток.

Ту­ризм - от­но­си­тель­но мо­ло­дая от­расль на­цио­наль­ной эко­но­ми­ки. Ту­ри­сти­че­ский ком­плекс пред­став­лен круп­ны­ми гос­ти­ни­ца­ми в Рио-де-Жа­ней­ро, гор­ны­ми ку­рор­та­ми в Ми­нас-Же­райс. Глав­ные цен­тры раз­вле­че­ний рас­по­ло­же­ны в го­род­ских цен­трах или по­бли­зо­сти. Чис­ло ино­стран­ных ту­ри­стов, по­се­щаю­щих Бра­зи­лию, по­ка еще зна­чи­тель­но от­ста­ет от чис­ла ме­ст­ных ту­ри­стов. Бра­зиль­цы пе­ре­дви­га­ют­ся по стра­не ав­то­мо­биль­ным транс­пор­том, хо­тя в пе­ри­од от­пус­ков и ка­ни­кул по­вы­шен­ным спро­сом поль­зу­ет­ся авиа­транс­порт.

Бра­зи­лия, рас­по­ла­гаю­щая раз­ветв­лен­ной реч­ной се­тью и на­хо­дя­щая­ся в зо­не ин­тен­сив­но­го вы­па­де­ния осад­ков, об­ла­да­ет од­ним из круп­ней­ших в ми­ре гид­ро­энер­го­по­тен­ци­лом. Она же - од­на из пе­ре­до­вых авиа­ци­он­ных стран. Дол­гое вре­мя бра­зиль­цы ос­па­ри­ва­ли у аме­ри­кан­цев пра­во на изо­бре­те­ние са­мо­ле­та. Мно­го­чис­лен­ные авиа­ком­па­нии, дей­ст­во­вав­шие в стра­не, бы­ли объ­е­ди­не­ны в три глав­ные ком­па­нии: "VARIG", "VASP" и "Trans­bra­sil".

Заключение


На со­вре­мен­ном эта­пе эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Бра­зи­лия пред­став­ля­ет со­бой ди­на­мич­но раз­ви­ваю­щую­ся стра­ну с вы­со­ким по­тен­циа­лом эко­но­ми­че­ских и при­род­ных ре­сур­сов. Не­смот­ря на это в стра­не при­сут­ст­ву­ет ряд про­блем, с ко­то­ры­ми стал­ки­ва­ет­ся боль­шин­ст­во стран ми­ра, та­кие как не­ра­вен­ст­во в рас­пре­де­ле­нии до­хо­дов и за­гряз­не­ние ок­ру­жаю­щей сре­ды, Бра­зи­лия про­дол­жа­ет сто­ять на пу­ти пер­спек­тив­но­го раз­ви­тия, пы­та­ясь при этом со­кра­тить уро­вень ущер­ба от по­доб­ных про­блем: соз­да­вая раз­лич­ные пра­ви­тель­ст­вен­ные про­грам­мы, ор­га­ни­за­ции, а так­же вво­дя раз­лич­ные санк­ции за на­ру­ше­ние норм ор­га­ни­за­ции ох­ра­ны сре­ды. В 2004 го­ду Пре­зи­дент Бра­зи­лии Иг­на­сио Лу­ло ут­вер­дил про­грам­му реа­ли­за­ции про­грамм по борь­бе с го­ло­дом и по улуч­ше­нию аг­рар­ной сис­те­мы в те­че­ние 3 лет. Мно­гие эко­но­ми­сты  го­во­рят о том фак­те, что Бра­зи­лия в бу­ду­щем ста­нет по­стин­ду­ст­ри­аль­ной стра­ной и об­го­нит по сво­ему раз­ви­тия мно­гие стра­ны, и так­же «Боль­шую Се­мер­ку».Но так ли это на са­мом де­ле? Вряд ли, ведь ос­но­ва эко­но­ми­че­ско­го рос­та ба­зи­ру­ет­ся на ори­ен­та­ции ис­поль­зо­ва­ния при­род­ных ре­сур­сов и де­ше­вой ра­бо­чей си­лы, этим ха­рак­те­ри­зу­ют­ся все стра­ны БРИК.  Но од­ним из важ­ней­ших фак­то­ров оп­ре­де­ляю­щих по­стин­ду­ст­ри­аль­ное раз­ви­тие - это вы­со­ко раз­ви­тая со­ци­аль­ная сфе­ра. Под ней мож­но под­ра­зу­ме­вать дос­той­ное об­ра­зо­ва­ние, сфе­ру здра­во­охра­не­ния и т.д.. Важ­ным яв­ля­ет­ся вло­же­ния и ин­ве­сти­ро­ва­ние в че­ло­ве­че­ский ка­пи­тал, а не в свя­зы­вать тем­пы рос­та лишь с при­род­ной увяз­кой.

Тем не ме­нее Бра­зи­лия – яр­кий при­мер « стра­ны бу­ду­ще­го», а ста­нет ли она та­ко­вой, по­ка­жет жизнь.



                 





Используемая литература

Учебники  и учебные пособия


1.        В.К.Ломакин «Мировая Экономика» 3-е изд., 2007 год

2.        Е.Л. Додалко «Мировая экономика»,2001 год

3.        Г.Б. Поляка, А.Н.Маркова « История мировой экономики»,2003 год


Статьи


4.        Ста­тья «Стра­ны БРИК- по­тен­ци­аль­ные кон­ку­рен­ты «боль­шой се­мер­ки»

Изд. «Га­зе­та» № 6 от ию­ля 2006 го­да


 Интернет ресурсы

5.        #"#">#"#">http://polpred.ru



Страницы: 1, 2, 3