Бразилия (экономика и история)
Четвертая часть улова пресноводной
рыбы поступает из Амазонки и притоков. Лов пресноводных рыб ведется
преимущественно частными лицами с использованием традиционных
технологий. Две трети океанского ЛОБЗ приходится на долю рыболовных
компаний, находящихся на юге и юго-востоке страны. Рыболовные компании
северо-восточных портов ведут лов омаров и креветок. Почти в каждом
штате Бразилии ведется добыча полезных ископаемых
Лидером горнодобывающей промышленности
является штат Минас-Жерайс, вносящий наибольший вклад в объем общенациональной
добычи минеральных ископаемых (за исключением нефти и газа). Долгое
время этот штат оставался первым в стране по добыче железной руды,
что ведется близ Белу-Оризонте, в верхней части долины Рио-Доче. В недавнее
время к экспорту минас-жерайской желесяой руды добавился экспорт
паранской железной руды (шахта Гарайя-Гран-де, расположенная к западу
от реки Арагуаш.). Был проложен 500-мильный участок железной дороги,
соединяющий месторождение с портом Сан-Луис. Большая часть бразильского
экспорта железной руды контролируется государственной компанией
«Rio Doce Valley Company». С середины 1980-х гг. государство постепенно
стало отказываться от столь значительной опеки над горнодобывающей
промышленностью — началась денационализация отрасли.
Исключая алюминий и марганцовые
руды из штата Амазонас, железную руду, бразильская промышленность
потребляет большую часть остальных добываемых минеральных ископаемых.
Это хром, магний и кварц - из Байи, медь и свинец — из Байи и Риу-Гранди-ду-Сул,
асбест — из Гояс, никель — из Гояс и Минас-Жерайс. Последний штат - основной
в Бразилии поставщик цинка и меди. К югу от реки Амазонки найдены месторождения
оловянных руд, месторождения вольфрама найдены в Риу-Гранди-ду-Норти,
серебра - в Паране и Байе. Добыча угля в Санта-Катарина покрывает
более половины потребностей всей страны. Штат Минаг Жерайс специализируется
на добыче золота и драгоценных камней, а штаты Байя и Эспириту-Санту
— на добыче только драгоценных камней: топазов, аметистов, опалов,
аквамаринов, турмалинов, изумрудов и других разновидностей полудрагоценных
камней
С 1940 г., когда началась коммерческая разработка нефтяных месторождений, по 1965 г добыча нефти велась в штате Байя, к северу от города Сальвадор. Впоследствии были
найдены новые месторождения в районе от Форталеза до Сан туе. Добыча
природного газа ведется в штатах Сержипи и Байя. В 1987 г. была пробурена первая скважина в штате Амазонас, в 450 милях от города Манаус
более половины всей нефти добывается в штате Рио-де-Жанейро. Государственная
компания «Petrobras», основанная в 1953 г., обладает самыми современными технологиями в мире по глубинному бурению. Начиная с 1967 г. бразильская промышленность более, чем сельское хозяйство, способствовала подъему
национальной экономики. Промышленность — наиболее динамичная отрасль
экономики.
Хотя большая часть продукции идет
на внутренний рынок, Бразилия экспортирует широкий диапазон промышленных
товаров. Начиная с мировою экономического кризиса 1930-х гг. лидирующую
роль в национальной индустрии стали играть государственные корпорации.
Правительство стремилось избежать зависимости от иностранных корпораций,
и вместе с тем ощущалась нехватка инвестиций, способных поднять национальное
производство. Под контролем государства оказались самые крупные
корпорации типа «Petrobras»H «Rio Doce Valley Company». Часть других была
создана с долевым участием иностранного и бразильского частного
капитала. Успешное развитие некоторых отраслей промышленности,
непосредственно связано с проведением протекционистской политикой,
проводимой правительством. Пример такого успеха — автомобилестроительная
промышленность. Первые предприятия данной отрасли были основаны в
1950-х гг. Их продукция должна была заменить американский и немецкий
импорт. На государственном предприятии «Alfa-Romeo» было начато производство
тракторов, а правительство ввело ряд защитных тарифов и налоговых
льгот для защиты внутреннего рынка. К концу 1980-х гг. производство
автомобильной техники достигало 1 млн. единиц в год, часть продукции
экспортировалась. Еще несколько примеров подобной политики — национальная
нефтехимическая промышленность, самая большая в Латинской Америке.
Развитие отрасли началось с основания корпорации «Petrobras», впоследствии
было поддержано несколькими компаниями с участием иностранного
капитала.
Правительственные корпорации,
при активном участии бразильских частных инвесторов, занимают лидирующие
позиции в судостроении, часть продукции этой отрасли идет на экспорт.
Компания «Embraer», основанная государством и первоначально производящая
небольшие самолеты, теперь экспортирует самолеты разных типов. В
наши дни правительство поощряет развитие отраслей микроэлектроники
и производство персональных компьютеров. В Бразилии создан самый
мощный в Латинской Америке военно-промышленный комплекс. Страна является
одним из мировых лидеров по производству вооружения. Заводы, выпускающие
оружие, находятся как в частных руках, так и в государственном
управлении. Выпускаемая продукция отличается надежностью и невысокой
ценой, что делает ее подходящей для многих стран третьего мира. Правительство
также активно участвует и Е неперспективных, убыточных отраслях
промышленности. Пример этого — текстильная промышленность, она была
основана в 1814 г. в штате Байя, располагавшим значительными хлопковыми
плантациями, в наши дни центр текстильной промышленности Сан-Паулу.
С 1820-х гг. началось развитие кожевенной
и обувной промышленности в Риу-Граиди-ду-Сул. Первоначально отрасль
работала на собственном сырье, в наши дни кожи импортируют из Уругвая
и Аргентины
Предприятия металлургия и машиностроения,
сконцентрированные в штатах Рио-де-Жанейро и Минас-Жерайс, возникли
еще в XVIII в. Юго-восток Бразилии — главный промышленный район страны,
где сконцентрирована основная часть промышленных мощностей, большинство
часть рабочих трудится именно в этом районе, здесь наиболее высокие
зарплаты; один город Сан-Паулу производит около половины промышленного
производства Бразилии. Вторым промышленным районом является Юг
Бразилии, где действует пятая часть всей национальной промышленности.
Северо-восток — третий, наиболее слабо развитый индустриальный
район, здесь трудится не более 10% все рабочих, уровень оплаты труда
тут ниже, чем на юго-востоке и юге. Сами бразильские предприятия небольшие
по размерам, в немногих занято более сотни рабочих, причем большая
часть таких производств сконцентрирована на юге и юго-востоке.
Туризм — относительно молодая
отрасль национальной экономики. Концепция устройства настоящих курортных
районов еще не нашла своего применения. Туристический комплекс ограничен
несколькими крупными и дорогими гостиницами в Рио-де-Жанейро, горными
курортами в Минас-Жерайс. Главные центры развлечений расположены
в городских центрах или поблизости. Число иностранных туристов, посещающих
Бразилию, значительно отстает от числа местных туристов. Бразильцы
передвигаются по стране автомобильным транспортом, хотя в период
отпусков и каникул повышенным спросом пользуется авиатранспорт.
Бразилия, располагающая разветвленной
речной сетью и находящаяся в зоне интенсивного выпадения осадков,
обладает одним из крупнейших в мире гидроэнергопотенцилом. На юге
и юго-востоке страны сконцентрирована большая часть электростанций
— ведь в этом районе сосредоточены основные потребители электроэнергии.
С 1950-х гг. началось расширение энергосети, путем строительства новых
гидроэлектростанций. Правительство целенаправленно развивало
именно эту отрасль энергетики — бразильский уголь отличается низким
качеством и не годится для использования в топливной энергетике.
В 1982 г. был построен первый атомный реактор «Angra I» близ Рио-де-Жанейро,
в 1984 г. начал действовать крупнейший в мире гидроэнергетический
комплекс на реке Парана.
Состав экспорта: промышленные
товары, железная руда, кофе, соя, продовольствие.
Состав импорта: машины и оборудование,
химикаты, нефть, электроэнергия.
Исключая пригородные линии
Рио-де-Жанейро и Сан Паулу, дороги промышленного назначения, соединяющие
руд вики с портами, железные дороги играют незначительную роль в
экономике страны. В отличие от энергичной программы строительства
шоссейных дорог, строительство железных дорог велось медленными
темпами. Только во время Второй мировой войны была проложена дорога
Рио-де-Жанейро - Сальвадор, немецкие подводные лодки наносили большой
ущерб судам прибрежных перевозок С той поры были построены участки
дороги, соединяющие Минас-Жерайс со столицей Бразилиа, Гарайе-Гранде,
с Порту-ду-Итаку (близ Сан Луиса). Большинство дорог были еще построено
в XIX в. с применением различных стандартов, что затрудняет их интеграцию
в единую систему. Еще в конце 1950-х гг. Бразилия не располагала общенациональной
сетью дорог. Шоссе с четырьмя ответвлениями связывало Рио-де-Жанейро
с Сан-Паулу, не существовало дорог с твердым покрытие и, связывающих
Порту-Алегри, Куритибу, Белу-Оризонти. ( началом сезона дождей
связь этих городов с торговыми центрами практически прерывалась. С
приходом к власти военные в 1964 г. положение изменилось: основным
приоритетом было провозглашено создание национальной транспортной
инфраструктуры.
В наши дни превосходная система
дорог соединяет все важнейшие пункты Бразилии и даже несколько городов
в Амазонии. Бразилия — одна из передовых авиационных стран. Долгое
время бразильцы оспаривали у американцев право на изобретение самолета.
Многочисленные авиакомпании, действовавшие в стране, были объединены
в три главные компании: «VARIG», основана в конце 1920-х гг., находится
в собственности служащих, обслуживает большую часть внутренних перевозок
и главные авианаправления международных авиалиний; «VASP» - авиакомпания
штат:! Сан Паулу, обслуживает внутренние рейсы и авиалинии в США и Нидерландские
Антиллы; «Transbrasib частная авиакомпания, обслуживает внутренние
линии. Каждый центр штата и крупный город располагает собственным
аэропортом, связь с не большими городами осуществляют реактивные
самолеты. Сан Паулу, Бразилиа, Рио-де Жанейро, Белу Оризонти обслуживаются
челночными рейсами, пассажиро- и грузопотоки остальных городов
значительно уступают аналогичным показа гелям Западной Европы
Причина этого - дороговизна авиа билетов и доступность междугороднего
автомобильного си общения На Рио-де-Жанейро и Сан Паулу приходится
большая часть авиаперевозок.
Крупнейшие порты Бразилии: Белен,
Фэрталеза, Илш-ус, Имбитуба, Манаус, Паранагуа, Порту-Алеря, Ресифе,
Рио де-Жанейро, Рио-Гранде, Сальвадор, Сантус Внтория.
Денежная единица страны реал
(100 центаво). За последние 50 лет Бразилия достигла среднего уровня
развития. Длительное время ее хозяйство демонстрировало относительно
высокий динамизм. За 1950—1995 гг. ВВП увеличился в 11,4 раза, составив
около 6% в среднем в год. Данные темпы опережали прирост населения,
что позволило увеличить производство валового продукта на душу
населения примерно в 2,5 раза. Экономическое развитие Бразилии значительно
отличалось от ряда развивающихся стран. Здесь экономический рост сопровождался
быстрым увеличением численности населения. В 1950 г. численность населения составляла 51,9 млн., в 1970г. — 83,1, в 1990г. — 1-50,4, в 1995 г. — 160,2 млн. человек. Это был один из самых высоких темпов роста среди латиноамериканских
стран, за исключением Мексики, Перу и Венесуэлы.
Значительные темпы хозяйственного
роста обеспечивались достаточно обильными трудовыми ресурсами.
Темпы роста экономически активного населения превосходили темпы
роста всего населения. Несмотря на долговременные выгоды со стороны
предложения, непосредственный эффект быстрого роста рабочей силы
усиливал давление на занятость. В частности, любое снижение темпов
хозяйственного роста оказывало сильное влияние на наполнение рынка
труда.
Основная масса рабочей силы до
сих пор не отличается высокой общеобразовательной подготовкой.
По показателям расходов на образование Бразилия отстает от ряда
латиноамериканских стран. Больше внимание уделялось высшему образованию,
часто за счет финансирования начального и среднего образования,
что увеличивало общую стоимость образования. Низкие расходы на образование
привели к тому, что 20% населения остается неграмотным, среднее образование
имеют 39%, а высшее — 12% соответствующих возрастных групп. По этим показателям
Бразилия уступает ряду других латиноамериканских стран.
Важной чертой развития Бразилии
выступает урбанизация. Численность горожан за 1950-1995 гг. возросла
почти в семь раз и превысила 80% населения против 36% в 1950 г. Быстрый рост городского населения за счет выходцев из сельской местности обострил
проблему занятости и другие социальные проблемы. Крупнейшие города
Рио-де-Жанейро и Сан-Пауло выделяются самой высокой преступностью
в мире, которая стала одной из злободневных социальных проблем бразильского
общества. Нищета огромных масс населения питает это явление.
Бразилия после 2000
года
Бразильская экономика, обладая
высокоразвитым сельским хозяйством, добывающей промышленностью
и сектором услуг, является самой мощной в Латиноамериканском регионе
и оказывает существенное влияние на мировые рынки. Бразилия обладает
крупными запасами полезных ископаемых: железной, марганцевой,
урановой руд, значительными запасами бокситов, руд цветных металлов,
угля, алмазов, серебра, золота, нефти и др.
Бразилия самостоятельна в обеспечении
себя продовольствием, более того страна - ведущий экспортер тропических
зерновых культур. Бразилия - первый в мире производитель кофе, что
является его основной частью экспорта. Сан-Паулу и Минас-Жерайс - основные
"кофейные" штаты, за ними следуют Парана и Эспириту-Санту.
Соя и ее продукты (корма для животных) - еще одна важная часть экспорта.
Большая часть урожаев сои собирается в штатах Парана и Рио-Гранди-ду-Сул.
В последние десятилетия активно
развивается промышленность. Старейшие отрасли бразильского сельского
хозяйства отвечают на современные запросы национального хозяйства.
Пример этого является быстрый рост плантаций сахарного тростника
в штате Сан-Паулу и на северо-восточном побережье.
Правительственная программа
предусматривает замену бензина, как топлива производимого из
дорогостоящего импортируемого сырья, на этанол. Заводы по переработке
сахарного тростника, были переориентированы на производство
нового вида топлива. Программа оказалась довольно успешной, и в
течении многих лет в Бразилии создавались автомобили, работающие
на этаноле. Бразилия является мировым лидером в производстве какао,
бананов, бобов, и крупнейшим в Западном полушарии производителем
риса.
Четвертая часть улова пресноводной
рыбы поступает из Амазонки и притоков. Лов пресноводных рыб ведется
преимущественно частными лицами, с использованием традиционных
технологий. Две трети океанского улова приходится на долю рыболовных
компаний, находящихся на Юге и Юго-Востоке страны. Рыболовные компании
северо-восточных портов ведут лов омаров и креветок.
Туризм - относительно молодая
отрасль национальной экономики. Туристический комплекс представлен
крупными гостиницами в Рио-де-Жанейро, горными курортами в Минас-Жерайс.
Главные центры развлечений расположены в городских центрах или поблизости.
Число иностранных туристов, посещающих Бразилию, пока еще значительно
отстает от числа местных туристов. Бразильцы передвигаются по
стране автомобильным транспортом, хотя в период отпусков и каникул
повышенным спросом пользуется авиатранспорт.
Бразилия, располагающая разветвленной
речной сетью и находящаяся в зоне интенсивного выпадения осадков,
обладает одним из крупнейших в мире гидроэнергопотенцилом. Она же
- одна из передовых авиационных стран. Долгое время бразильцы оспаривали
у американцев право на изобретение самолета. Многочисленные авиакомпании,
действовавшие в стране, были объединены в три главные компании:
"VARIG", "VASP" и "Transbrasil".
Заключение
На современном
этапе экономического развития Бразилия представляет собой динамично
развивающуюся страну с высоким потенциалом экономических и природных
ресурсов. Несмотря на это в стране присутствует ряд проблем, с которыми
сталкивается большинство стран мира, такие как неравенство в распределении
доходов и загрязнение окружающей среды, Бразилия продолжает стоять
на пути перспективного развития, пытаясь при этом сократить уровень
ущерба от подобных проблем: создавая различные правительственные
программы, организации, а также вводя различные санкции за нарушение
норм организации охраны среды. В 2004 году Президент Бразилии Игнасио
Луло утвердил программу реализации программ по борьбе с голодом и
по улучшению аграрной системы в течение 3 лет. Многие экономисты
говорят о том факте, что Бразилия в будущем станет постиндустриальной
страной и обгонит по своему развития многие страны, и также «Большую
Семерку».Но так ли это на самом деле? Вряд ли, ведь основа экономического
роста базируется на ориентации использования природных ресурсов
и дешевой рабочей силы, этим характеризуются все страны БРИК. Но
одним из важнейших факторов определяющих постиндустриальное развитие
- это высоко развитая социальная сфера. Под ней можно подразумевать
достойное образование, сферу здравоохранения и т.д.. Важным является
вложения и инвестирование в человеческий капитал, а не в связывать
темпы роста лишь с природной увязкой.
Тем
не менее Бразилия – яркий пример « страны будущего», а станет ли она
таковой, покажет жизнь.
Используемая
литература
Учебники и
учебные пособия
1.
В.К.Ломакин «Мировая Экономика» 3-е изд., 2007 год
2.
Е.Л. Додалко «Мировая экономика»,2001 год
3.
Г.Б. Поляка, А.Н.Маркова « История мировой экономики»,2003
год
Статьи
4.
Статья
«Страны БРИК- потенциальные конкуренты «большой семерки»
Изд. «Газета» № 6 от июля 2006 года
Интернет ресурсы
5.
#"#">#"#">http://polpred.ru
Страницы: 1, 2, 3
|
|