Бразилия (экономика и история)
В 80-х годах XIX в. аболиционисты
смогли добиться существенных побед. В 1883 г. под натиском народного движения, которое возглавили аболиционисты, власти
провинции Сеара вынуждены были освободить всех рабов. Затем рабы
были освобождены и в провинции Амазонас. Но только в 1884 г. Генеральная ассамблея в Рио-де-Жанейро приступила к обсуждению законопроекта
о частичном освобождении рабов старше 60 лет. При этом рабы должны
были продолжать служить своим хозяевам еще два-три года. Освободившимся
рабам в течение пяти лет запрещалось также покидать старое место жительства.
Этот проект вызвал бурный протест
со стороны прогрессивно настроенной части населения страны. Солдаты
отказывались участвовать в карательных экспедициях. Обстановка
в стране настолько накалилась, что на очередной сессии Генеральной
ассамблеи в Рио-де-Жанейро 3 мая 1888 г. правительство не решилось предложить заранее подготовленный проект о двухгодичной отсрочке
отмены рабовладения. 8 мая 1888 г. палата депутатов почти единодушно
(85 голосами против 9) приняла закон о безусловной отмене в Бразилии
рабства. Оно объявлялось ликвидированным. Все распоряжения, носившие
противоположный характер, отменялись.
После отмены рабства размах народного
движения не пошел на убыль. Осенью 1889 г. началась подготовка к восстанию, решающую роль в котором должна была сыграть армия. Главными организаторами
восстания были республиканцы А. Лобо, К. Боканува, Б. Констан и Р.
Барбоза. Руководил военными действиями генерал Деодоро да Фонсека.
15 ноября 1889 г. Бразилия была провозглашена федеративной республикой. Созванное в феврале 1891 г. Учредительное собрание приняло конституцию, имеющую много общего с конституцией
США. Провинции были преобразованы в штаты. Столица Рио-де-Жанейро
выделена в федеральный округ.
С отменой рабства резко возрос
приток в страну европейских иммигрантов. С 1891 по 1900 г. в Бразилию прибыло свыше 1,1 млн. переселенцев из Италии, Португалии, Испании
и других стран; в 1900-1930 гг. - еще около 2,5 млн. человек. Этот поток
переселенцев из Европы в основном направлялся в юго-восточные и южные
штаты, почти половина иммигрантов осела в штате Сан-Паулу.
Провозглашение республики стало
важнейшей вехой в историческом развитии страны.
XX век.
До конца 30-х годов XX столетия
она развивалась как сырьевой придаток ведущих западных стран. Только
в 1940 г. доля обрабатывающей промышленности в национальном доходе
достигла 10%. Мировой экономический и финансовый кризис 30-х годов,
сопровождавшийся оттоком капитала, во многом подорвал позиции
латифундизма. Он вызвал сокращение фонда сбережений и обусловил
необходимость мобилизации внутренних ресурсов, что привело к расширению
национальной базы промышленного развития. Крах мирового рынка кофе
означал, что экспортный сектор не может служить двигателем экономического
роста.
Период 30-40-х годов ознаменовался
серьезными структурными изменениями в хозяйстве. Однако машинное
производство полностью не охватило даже сферу изготовления орудий
труда, технический уровень оставался низким. Экономическое развитие
основывалось на индустриализации в рамках политики импортзамещения.
Укреплялись позиции государства как предпринимателя в отраслях
промышленности, в сфере услуг. Все это привело к относительному ослаблению
позиций иностранного капитала. Если в 1929 г. под его контролем находилось 23% функционирующего в стране капитала, то в 1950 г.- только 7,5%.
С 50-х годов отмечается новый
период в развитии бразильского хозяйства. Тогда начала проводиться
целенаправленная политика индустриализации. Роль импортных товаров
резко сократилась в результате уменьшения экспортных доходов от кофе.
Были введены многочисленные внешнеторговые барьеры, цены на доминировавшие
на внутреннем рынке отечественные товары нередко были ниже, чем на
американские. Тарифные сборы не только защищали внутренний рынок,
но и преследовали цели увеличения государственных доходов. За
1949-1964 гг. доля импортных товаров обрабатывающей промышленности
сократилась с 19 до 4,2% внутреннего потребления.
На втором этапе индустриализация
охватила производство предметов потребления длительного пользования.
Методы крупного машинного производства заняли ведущее место.
Произошло укрепление товарно-денежных отношений. Развитию внутреннего
рынка способствовала стагнация экспортного сектора. Среднегодовой
темп экспорта за 1947-1963 гг. составлял 1,2%. Усилились государственный
сектор и внешнеэкономическое регулирование. Была установлена
государственная монополия на нефтедобычу и нефтепереработку и
транспортировку нефти и нефтепродуктов. Застойное состояние экспортной
торговли сдерживало ввоз промышленного оборудования.
Во второй половине 50-х годов
усилился приток иностранного капитала. Отчасти это было связано
завершением структурной перестройки и послевоенного восстановления
хозяйства Западной Европы и Японии. В это время основали свои филиалы
и дочерние компании американские и германские автомобильные корпорации.
Правящие круги, открыв иностранным предприятиям доступ в прибыльную
сферу производства предметов длительного пользования, обеспечивали
с помощью государства концентрацию внутренних ресурсов и с привлечением
ссудного капитала развивали и инфраструктурные и базовые отрасли.
При этом внешнее кредитование давало определенную возможность осуществления
национальных интересов.
Темпы экономического роста возросли:
1947-1957 гг. - 6,4%, 1957-1961 гг. - 8,3% в год. Одновременно быстро нарастала
внутренняя и внешняя задолженность. Дефицитное финансирование стало
характерной чертой бразильского хозяйственного развития.
Очередной этап экономического
развития и включения бразильского хозяйства в мирохозяйственные
связи начался после военного переворота 1964 г. и установления в стране военной диктатуры. В основу экономической стратегии
была положена концепция "национальной безопасности и развития",
ставившая целью превращение Бразилии в великую и индустриальную
державу к 2000 г. Предусматривалось достижение высоких темпов экономического
роста за счет перераспределения национального дохода, повышения
нормы накопления при тесном сотрудничестве государства, национального
и иностранного капитала. Привлечение иностранного ссудного и предпринимательского
капитала шло под лозунгом "прагматичного национализма".
Идеологические аспекты были нацелены на мобилизацию единства нации
в интересах достижения великой цели.
В обеспечении экономического
роста важная роль отводилась государству, на долю которого приходилось
свыше 50% всех капиталовложений. Госсектор концентрировался в базовых,
инфраструктурных .отраслях и добывающей промышленности. За национальным
капиталом оставались традиционные отрасли, а за иностранным - современные
и наиболее прибыльные. При этом государство осуществляло контроль
за отраслями, занимающими стратегическое положение в хозяйстве
страны. Оно контролировало отношения между трудом и капиталом,
результатом чего явилось усиление поляризации населения. Разрывы
в доходах возросли.
Внешнеэкономическая политика
после военного переворота была направлена на стимулирование
экспорта и либерализацию импорта. Содействие экспортной торговле
включало установление "реалистической" учетной ставки, финансовую
и кредитную поддержку, упрощение таможенных процедур. Это способствовало
повышению темпов прироста экспорта - свыше 22% в 70-е годы и 38% для
обработанных товаров. Экспорт превратился в двигатель экономического
роста. Темп прироста ВВП за 1968-1978 гг. превысил 9%. Импортная торговля
увеличивалась быстрее экспорта.
В возрастающих масштабах привлекался
иностранный капитал. Бразильское правительство стремилось нивелировать
последствия нефтяного шока 1974 г. массированным притоком зарубежного ссудного капитала. Увеличение внешних займов было также
связано с модернизацией инфраструктурных отраслей, которая требовала
больших затрат. Преобладающая часть внешних кредитов была получена
крупнейшими государственными компаниями и в меньшей степени филиалами
ТНК.
Ключевым элементом хозяйственной
жизни этого периода явилось возникновение современного сектора
производства средств производства и создание самовоспроизводящегося
хозяйственного комплекса. Капиталистическая модернизация охватила
сельское хозяйство и сферу услуг. Социальная цена экономического
развития 60-70 годов была высокой. Доля заработной платы в ВВП изменилась
мало (34,5% в 1970 г., 35,8% в 1980 г.).
Начало следующего этапа экономического
развития связано с кризисом внешней задолженности. Общеэкономический
и долговой кризис Бразилии приобрел глубокий структурный характер
и привел к изменению условий воспроизводства в стране и характера
участия в МРТ. Долговой кризис показал сильную зависимость Бразилии
от промышленно развитых стран. Практика 80-90-х годов по урегулированию
внешней задолженности показала, что даже страна с крупным экономическим
потенциалом не смогла поддерживать высокий экономический рост и одновременно
обслуживать огромный внешний долг.
80-е годы характеризовались
дестабилизацией экономики, падением темпов роста, резким увеличением
инфляции, достигшей четырехзначных величин. Эти годы получили название
потерянного десятилетия. Семь лет происходило сокращение ВВП на
душу населения.
В 90-е годы модель развития экономики
вновь была изменена, что определялось снижением роли государства
как предпринимателя и внедрением открытой внешнеэкономической
стратегии. Частный капитал получил доступ в инфраструктурные и горнодобывающие
отрасли. Прошла либерализация внешнеэкономической сферы. Средний
тариф был снижен с 52% в 1990 г. до 14% в 1994 г. (1986 г. - свыше 100%). Были пересмотрены многие другие ограничения импорта. Государственные
компании, которые способствовали "экономическому чуду"
60-70-х годов, стали рассматриваться препятствием на пути развития.
Многие крупнейшие государственные компании были приватизированы,
в том числе горнодобывающий гигант "Компания Вале до Рио Досе"
(КВРД). В пользу приватизации государственного сектора оказывалось
давление со стороны США и международных финансовых организаций.
На первом этапе приватизации приток в казну средств был невелик. В
большинстве случаев применялась схема обмена акций предприятий на
различные долговые обязательства государства.
Бразилии в 90-е годы не удалось
восстановить свои позиции в мировом хозяйстве, ослабленные в предыдущем
десятилетии. Низкий уровень национальных сбережений и накоплений,
их замедленный рост представляет один из тормозов экономического
развития. Либерализация внешнеэкономических связей и усиление
иностранной конкуренции, особенно на рынках промышленных потребительских
товаров, осложнили положение бразильских производителей. Начался
процесс структурной перестройки хозяйства и деиндустриализации.
Обрабатывающая промышленность, бывшая в течение длительного времени
движущей силой хозяйственного развития, утрачивает эту роль. Происходит
сдвиг в сторону добычи и первичной переработки минерального сырья
и продовольственных товаров.
Бразильская экономика, обладая
высокоразвитым сельским хозяйством, добывающей промышленностью
и сектором услуг, является самой мощной в регионе и оказывает существенное
влияние на мировые рынки. До принятия стабилизационного плана в
середине 1994 г. инфляция в стране достигала просто стратосферных
высот, и иностранные инвесторы боялись вкладывать средства в национальную
экономику. Строгая денежная политика принесла свои плоды: рост цен
на потребительские товары в 1998 г. составил 2% против 1000% в 1994 г. В то же время рост ВВП сократился с 5,7% в 1994 г. до 3,0% в 1997 г. из-за более жесткой кредитной политики. В 1998 г. экономика страны столкнулась с серьезным испытанием: всемирный финансовый
кризис привел к оттоку инвестиций из страны. Приблизительно 30
млрд. долл. ушло за август и сентябрь 1998 г. Наиболее серьезным последствием для Бразилии, после российского отказа выплат по долгам, стало
принятие решения об изменение процентной годовой ставки (она достигла
50%). После корректировки налоговой программы и принятия новых
принципов структурных преобразований Международный Валютный
Фонд выдал кредиты стране в размере 41,5 млрд. долл. В январе 1999 г центральный банк Бразилии объявил об одноразовой 8%-ной девальвации реала и отказе
в дальнейшем искусственно поддерживать курс национальной валюты.
Правительство надеялось на начало экономического роста к концу 1999 г и по-прежнему заявляет о приверженности строгому антиинфляционному курсу
Бразилия обладает крупными запасами
полезных ископаемых: железной (свыше 100 млрд. т), марганцевой урановой
руд, значительными запасами бокситов, руд цветных металлов, угля
(21 млрд. т), алмазов, серебра, золота, нефти и др. Развитие транспортной
инфраструктуры способствовало бы экономическому развитию страны.
Самые крупные месторождения железной
руды найдены в штатах Минас-Жерайс и Пара, марганцевых руд — в Мату-Гросса
и Амапа. Из всех разведанных запасов угля (преимущественно в штатах
Рио-Гранди-ду-Сул и Санта-Катарина) только небольшой процент пригоден
для использования в сталелитейной промышленности.
На материковом шельфе расположены
месторождения нефти и природного газа. Правительстео и частные
компании постоянно ведут разведку новых месторождений полезных
ископаемых.
Две трети страны докрыто лесами
— Бразилия располагает седьмой частью псех мировых лесных ресурсов.
Основная масса лесов сосредоточена в Амазонии и приатлантиче-ской
прибрежной зоне. Развитие лесодобывающей отшсли тормозится слабо
развитой транспортной инфраструктурой. Бразилия, учитывая размеры
территории, испытывает недостаток в пахотных землях.
Бразилия располагает огромным
рыбопромышленным потенциалом, но его разработка ведется замедленными
темпами и производительность данной отрасли в целом низка. Начиная
с середины XX в. началось снижение доли сельского хозяйства в валовом
национальном продукте. В наши дни менее трети всего экономически
активного населения занято в данной отрасли. Бразилия самостоятельна
в обеспечении себя продовольствием, более того страна — ведущий
экспортер тропических зерновых культур. В отличие от других стран Латинской
Америки, Бразилия увеличила сельскохозяйственное производство,
не особенно увеличив число обрабатываемых земель. Пригодны для обработки
не более 9% всех земель, и при этом солидная доля земель обрабатывается
с помощью примитивных технологий. Механизированное производство
— редкость, применяется преимущественно на юге и юго-востоке. Небольшая
доля сельхозтехники используется на северо-востоке, хотя здесь сосредоточена
половина всех бразильских ферм (средняя площадь фермы при этом составляет
не более 5 га). Правительство построило здесь несколько крупных ирригационных
сооружений, но их поддержка обходится слишком дорого и обслуживают
они небольшое число ферм и хлопковых плантаций.
Бразилия — первый в мире производитель
кофе, что является его основной частью экспорта. Сан-Паулу и Минас-Жерайс
- основные «кофейные»штаты, за ними следуют Па-рапа и Эспириту-Санту.
Соя и ее продукты (корма для животных) - еще одна важная часть экспорта.
Большая часть урожаев сои собирается в штатах Парана и Рио-Гранди-ду-Сул.
Расширение механизации хозяйств и возросшая ценность сои вывели в
национальные лидеры по производству штат Мату-Гросу-ду-Сул. Старейшие
отрасли бразильского сельского хозяйства отвечают на современные
запросы национального хозяйства. Пример этого - быстрый рост плантаций
сахарного тростника в штате Сан-Паулу и на северо-восточном побережье.
Правительственная программа предусматривает замену бензина, как
топлива, производимого из дорогостоящего импортируемою сырья,
на этанол. Заводы по переработке сахарного тростника были переориентированы
на производство нового вида топлива. Программа оказалась довольно
успешной, и в течение многих лет в Бразилии создавались автомобили,
работающие на этаноле. Некоторую часть этанола получали из кассавы:
Бразилия -- мировой лидер в производстве этой культуры. Более того,
Бразилия являете я мировым лидером в производстве какао, бананов,
бобов, л крупнейшим в Западном полушарии производителем риса.
Большая часть этих культур поступает на внутренний рынок, но часть экспортируется,
подобно черному и джутовому лерцу со штата Амазонас, пальмового
масла с северо-восточного побережья, чеснока — со штата Минас-Жерайс,
чая — из Сан-Паулу, табака — из Санта-Катарины и Риу-Гранди-ду-Сул, который
является центром мясоперерабатывающей промышленности Бразилии,
ведь страна располагает одним из крупнейших в мире поголовьем скота.
Основной национальный поставщик лесоматериалов — леса Амазонии,
небольшая часть леса поступает из Северной Бразилии. Промышленная
древесина поступает с юга и юго-востока, около половины составляют
эвкалипты (ранее они импортировались из Австралии), а также гондурасская
сосна, другие виды тропической древесины.
Страницы: 1, 2, 3
|