рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Агропромышленный комплекс Центрально-Чернозёмного района рефераты

Проблема продовольственной безопасности связана не только с методами общей социальной и экономической политики государства, но также и с созданием резервов и переходящих запасов. Общее снижение мировых запасов, рост цен на продовольствие делает задачу внутреннего самообеспечения, в особенности по основным стратегически важным продовольственным товарам, всё более актуальной, особенно в условиях падения производства и сильной зависимости от  мирового рынка.

В условиях командно-административной системы аграрный сектор экономики был наиболее деформирован, и в условиях перехода к рыночным отношениям нуждается в наиболее глу­боком реформировании. Ситуация в аграрной сфере осложня­ется кризисом финансовой системы, отсутствием действенной государственной финансовой поддержки, резко ухудшившимся материально-техническим обеспечением, принявшим уродли­вые формы ценообразованием, невыгодной для производителей системой формирования государственных продовольственных ресурсов и целым рядом других причин.

Все эти проблемы обусловливают необходимость аграрной реформы, главная цель которой — обеспечение страны продук­тами питания и сельскохозяйственным сырьем на основе по­вышения эффективности АПК.

Основные направления аграр­ной реформы в РФ следующие:

 

1.             Земельная реформа.

2.   Утверждение многообразия государственной, коопера­тивной, акционерной, частной форм собственности и обеспечение равных условий их деятельности.

3.   Приватизация и демонополизация промышленной и других обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса.

4.                        Создание рыночной инфраструктуры в агропромышлен­ном комплексе.

5.                        Социальное преобразование села.


 Необходимость осуществления земельной реформы вызвана, с одной стороны, нерациональностью использования земельного фонда. Многие сельскохозяйственные предприятия не имеют ре­альной возможности обрабатывать закрепленную за ними зем­лю из-за недостатка трудовых ресурсов, слабой материально-технической оснащенности. С другой стороны, не хватает земель для выделения фермерским и другим вновь создаваемым сельскохо­зяйственным предприятиям на основе новых форм хозяйствова­ния, участков для ведения личных подсобных хозяйств, где земли могут использоваться эффективно. Проведение земельной рефор­мы нацелено также на повышение плодородия земель и поддер­жание экологического равновесия в сельском хозяйстве.

 Земельная реформа базируется на новой правовой основе, отразившейся в принятии законов: "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О плате за землю", Земельном кодексе России. Идет создание экономического ме­ханизма регулирования земельных отношений и стимулирова­ния рационального использования и охраны земель. Важно учесть принцип социально справедливого перераспределения земель и создания равных условий для всех форм хозяйствования. Земель­ная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и формирование земельного рынка. Переход к частной собственности на землю не должен привести к тому, что­бы земля стала средством наживы, спекуляции, поэтому вырабо­тан механизм государственного регулирования этим процессом. Он включает строго целевое использование земель, ограничение размеров выделяемых земель, временное ограничение на их про­дажу и т.п. Новые схемы землеустройства разрабатываются на ос­нове баланса наличия земель и потребности в них, на основе объективной оценки состояния, распределения земель и возможно­стей землепользователей обработать их.

На экономику сельскохозяйственных предприятий оказыва­ет отрицательное воздействие усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатываю­щей промышленности и сферы агросервиса. В рамках прово­димо аграрной реформы в противодействие монополизму предлагается проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителя. Для этого целесообразно со стороны государства через систему налоговых льгот, льготных кредитов финансово и организаци­онно помогать сельхозпредприятиям в приобретении акций.

Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является неэквивалентность обмена между сель­ским хозяйством и отраслями, производящими средства произ­водства для сельского хозяйства. Аграрная реформа предпола­гает осуществление мер, поддерживающих паритетность цен на сельскохозяйственную промышленную продукцию путем ин­дексации, прямой компенсации предприятиям затрат, связан­ных с повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы, и отменой всех видов налогов, кроме налога с земли.

Идет создание рыночной инфраструктуры в агропромышлен­ном комплексе. Начинают функционировать аграрные биржи, банки, торговые дома, торги, разрабатываются эффективные мар­кетинговые информационные системы сбора, хранения обработки информации, системы страхования сельхозпредприятий.

Для успешного проведения аграрной реформы в первую очередь необходимо обеспечить социальные преобразования в селе (жилищное строительство, возведение объектов культуры, здравоохранения, образования, строительства дорог, газификацию, электрификацию, связь), т.е. создать условия для переселения граждан в покинутые деревни, в малонаселенные регионы.

Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве стимулировало решение Правительства России с 1993 г. формиро­вать государственные ресурсы на контрактной основе по сво­бодным ценам, отменить обязательные поставки. Формирова­ние государственных продовольственных ресурсов для содержания армии, государственного резерва будет осуществ­ляться на средства государственного бюджета, а государствен­ная поддержка сельхозпроизводителей — только за счет вне­бюджетных источников. Государство предусматривает целый ряд льгот для сельхозпредприятий, заключающих с ним догово­ра по поставкам: предоставление бюджетных ссуд, дотация жи­вотноводческой продукции, компенсация стоимости горюче-смазочных материалов и т.д. Договора будут заключаться на конкурсной основе. Активно в АПК идет формирование новых форм хозяйствования. В настоящее время они представлены крестьянскими хозяйствами, ассоциациями крестьянских хо­зяйств, агрокооперативами, агрокомбинатами, агроконсорциумами, агрофирмами. Выбор той или иной формы зависит от конкретных условий местности, осуществляется на строго доб­ровольной основе, а критерием преимущества может ' быть только экономическая эффективность. В ближайшие годы три четверти продукции сельского хозяйства будут производить круп­ные сельскохозяйственные предприятия: ассоциации крестьянских хозяйств, акционерные предприятия, агрокооперативы, созданные на основе колхозов и совхозов. Крестьянские хозяйства дадут примерно до 2% от общего производства, так как даже при условии серьезной поддержки государством (строительство дорог, га­зификация, подводка электроэнергии, обеспечение технического обслуживания, прием продукции) им необходимо долгосрочное кредитование и не менее 3—5 лет, чтобы встать на ноги.

Современная аграрная политика направлена на вывод аграрного сектора экономики из кризиса. Ведущую роль в этом процессе играет завершение институциональных преобразова­ний, реформирование отношений собственности. Уже сейчас основная часть колхозов и совхозов реорганизована и перере­гистрирована. Доля государственного сектора сократилась до 10%, остальная часть приходится на предприятия, основанные на мастной собственности на землю и имущество. Хотя, разго­сударствление проходило довольно формально, все равно оно создало благоприятные условия для развития рыночных отно­шений в АПК и условия для будущего подъема производства. Из­менение отношений собственности создало условия для развития новых форм хозяйствования: акционерных обществ открытого и закрытою типа, товариществ с ограниченной ответственностью, смешанных товариществ, коллективных сельскохозяйст­венных предприятий, сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциа­ций крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ и кооперативов. 55% от их общего числа приходится на предприятия акционерного типа — акционерные общества и товарищества, 45% — предприятия кооперативного типа — колхозы, произ­водственные кооперативы, коллективные сельскохозяйствен­ные предприятия. Развитие кооперативных отношений — при­оритетное направление аграрной реформы.

Развитие кооперации в АПК предусматривается как в виде производственной сельскохозяйственной кооперации, коопера­ции крестьянских хозяйств, так и кооперации для переработки сельскохозяйственной продукции, снабжения, сбыта, кредитной и страховой кооперации. Для формирования класса реальных соб­ственников в рамках реформы будет поддержано и создание полных товариществ, и товариществ на вере (коммандитных товариществ).

Большое внимание будет уделено развитию агропромыш­ленной интеграции во всех ее формах — от производства сель­скохозяйственной продукции до ее реализации населению (финансово-промышленные группы, концерны, агрокомбинаты, агрофирмы и иные формирования по производству, пере­работке и хранению сельскохозяйственной продукции, тор­говле ею и продовольствием).

За годы реформы изменились производственные отноше­ния: вместо административных методов управления в новых условиях — полная хозяйственная самостоятельность, ориента­ция на экономическую эффективность производства.

Совершенствование отношений собственности в аграрном сек­торе экономики потребует формирования системы государствен­ной регистрации прав на земельные участки и иную недвижи­мость, полной выдачи собственникам земельных долей и имуще­ственных паев всех сельскохозяйственных организаций. Под контролем государства создается рыночный оборот земли. Будет расширен институт аренды земли и усовершенствован механизм ее правового регулирования, разработай механизм экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель, поддержания и восстановления плодородия почвы.

Различны направления федеральной поддержки по регио­нам страны: в основных сельскохозяйственных базах страны ~ это повышение эффективности производства, в районах де­прессивного сельского хозяйства создание дополнительных источников доходов для сельского населения этих районов. Го­сударственная поддержка в первую очередь будет направляться не самим производителям сельхозпродукции, а образующимся в аграрном секторе рыночным институтам и инфраструктурным объектам, на расширение сбыта сельскохозяйственной продук­ции. Создание современной инфраструктуры сбыта позволит быстро поднять эффективность АПК.

Финансово-лизинговая деятельность в аграрном секторе также нуждается в государственной поддержке. Она предусматривает развитие системы сельскохозяйственного кредита (банковского и небанковского) и лизинга. Создание системы сельских кредитных кооперативов, ипотечных кредитов, коммерческих сельскохозяйст­венных банков намечается провести в ближайшие годы.

Государственная поддержка будет также предоставлена предприятиям, выпускающим конкурентоспособную на миро­вом рынке продукцию.

Социальное развитие села предполагает реализацию целевых федеральных и региональных программ по электрификации, газификации и водоснабжению, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещания и телевидения.

Совершенствование налоговой системы предусматривает переход к единому земельному налогу. Предстоит осуществить финансовое оздоровление и реформировать неплатежеспособ­ность сельхозпредприятий, реструктуризировать долги сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств перед фе­деральным бюджетом и внебюджетными фондами.

Несостоятельные перерабатывающие предприятия будут про­даваться отечественным инвесторам, государство предоставит льготы на операции с ценными бумагами этих предприятий.

Роста продукции можно достичь за счет интенсивных ресурсосберегающих технологий, применения высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопродуктивных животных, использования новейших достижений биологической науки, повышения плодородия почвы, рационализации поголовья скота и птицы, совершенствования структуры произ­водства продукции животноводства.

Аграрная реформа предполагает создание всероссийского рынка сельскохозяйственной продукции на основе углубления специализации экономических районов, интенсификации сель­скохозяйственного производства при свободном взаимодейст­вии спроса и предложения с элементами государственного ре­гулирования рынка.



Заключение (Выводы)

 

 

Итак, мы рассмотрели агропромышленный комплекс Центрально-Чернозёмного района. Из всего вышесказанного можно сделать выводы об этом комплексе.

Центрально-Чернозёмный экономический регион Российской Федерации, несомненно, имеет огромное значение как для экономики, так и для общего благосостояния страны. Ведь до одной трети всего материального производства по отношению к общероссийскому – довольно весомый фактор. От того, какой объём продукции даст АПК страны зависит продовольственная безопасность страны, что является одной из важнейших проблем человечества. Район обладает огромными потенциальными возможностями для поставок  сырья для производства продуктов питания, причиной чему являются характерные физико-географические факторы, качественные почвы, хорошая кормовая база для животноводства.

Однако, несмотря на имеющийся потенциал и ресурсы, району присущ ряд проблем, которые необходимо решить для стабилизации и повышения благосостояния агропромышленной отрасли, и, как следствия, благосостояния региона. 

Решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния и обеспечения продовольственной безопасности России требует проведения последовательной продовольственной политики, которая включала бы ряд основных стратегических направлений:

—              стимулирование развития отечественного сельского хозяйства, что в первую очередь потребует определенного перераспределения национального дохода в пользу сельскохозяйственных производителей;

—              придание аграрной реформе основной целевой функции - роста производства;

—              осуществление протекционистской аграрной политики;

—              внесение коррективов в социальную политику, существенное улучшение уровня питания групп населения с низкими доходами.

Каждая из этих проблем требует серьёзных мер для своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного производства, затем должен наступить этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата для сельского хозяйства и предоставление прямых государственных   субсидий   на   основные   виды   средств   производства.   Большинство  сельхозпредприятий   из-за  быстрого   сокращения  производственного потенциала требуют серьезной финансовой  поддержки со стороны  государства даже для достижения  стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии.

Аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учетом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства на сельскохозяйственной, в особенности товарной, продукции.

Весьма серьезной является и задача осуществления аграрного протекционизма. Интеграция России в мировую экономику должна идти таким путём, который бы не разрушал аграрный сектор, предоставляя внутренний рынок для собственного производителя.

Кризисную ситуацию с материально-технической базой сельского хозяйства предполагается решить за счет развития се­ти машинно-технологических станций на основе современных технико-технологических систем для производственного обслу­живания сельскохозяйственных производителей, а также за счет совершенствования производственно-технической базы через развитие лизинга сельскохозяйственной техники.

Хорошие перспективы имеет электрометаллургия района. Оскольский электрометаллургический комбинат построен при тех­ническом содействии фирм Германии как один из крупнейших в России производителей высококачественного металла, спрос на который, как показывают тенденции мирового рынка, будет воз­растать. Промышленный потенциал региона должен быть в боль­шей степени вовлечен в процесс материально-технического осна­щения как крупных общественных, так и фермерских хозяйств.

Как видно, при достаточно хорошо проработанной программе развития, правильном распределении государственных средств любая отрасль сможет выйти из кризисной ситуации. Это можно с уверенностью сказать и про центрально-Чернозёмный экономический район. Видна чётко проработанная программа по агропромышленному комплексу как в целом, так и по отраслям, что, несомненно, является хорошим заделом на будущее для отрасли.





Список  литературы




1. Вавилова Е. В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999.-160 с.


2. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семёнов С.П. Экономическая география России: учебник. - М.: Гардарика, литературно- издательское агентство «Кафедра- М», 1999.- 752 с.: ил.


3. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. –2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- 472 с.


4. Региональная экономика: Учебное пособие/ Под ред. М. В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, Изд-во Рос. экон. акад., 2001.- 467 с. - (Серия «Высшее образование»).


5. Российский статистический ежегодник.  М.:  Госкомстат России, 1998. – 382 с .


6. Экономическая география России: учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. -  М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 1999.- 533 с. – (Высшее образование).


7. Экономическая география России: Учебник /Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д. э. н., проф. М. В. Степанова. – М.: Инфра-М, Российская экономическая академия, 2000. –533 с. – (Высшее образование).

  















Приложения






Таблица 1

 

Важнейшие сельскохозяйственные базы

России

 

Экономический район

Товарная продукция


Северо-Кавказский

 

Зерно (пшеница, рис, просо, кукуруза), сахар­ная свекла (фабричная), овощи, плода, ягоды, эфиромасличные, виноград, чай, цитрусовые, табак, лен-кудряш; мясо, шерсть


Центрально­-Чернозёмный

 

Зерно (пшеница, гречиха, просо, кукуруза, рожь, овес, ячмень, зернобобовые), подсол­нечник, сахарная свекла (фабричная), ово­щи, картофель, эфиромасличные культуры, конопля, табак, плоды, ягоды; молоко, мя­со, яйца                                        


Поволжский

 

Зерно (пшеница, рожь, рис, просо, гречи­ха), подсолнечник, горчица, бахчевые, пло­ды, ягоды, овощи, лен-кудряш; мясо, моло­ко, шерсть




























Таблица  2

 

 

Отраслевая структура производства промышленной продукции Центрально-Чернозёмного экономического района в 1997 г.5

 

 

 

 

Вся промышленность

 

 

В том числе

 

Электроэнергетика

Топливная

 

 

Черная металлургия

Цветная металлургия

Химическая и нефтехимическая

Машиностроение и металлообработка

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозо-бумажная

Строительных материалов, стекольная и фарфорофаянсовая

Легкая

Пищевая, мукомольно-крупяная и комбикормовая

Российская Федерация

100

17,1

17,4

7,9

5,5

7,2

18,8

3,7

4,5

1,8

14,5

Центрально-Чернозёмный

Район

100

20.6

-

28,2

0,1

8,5

15,5

1,1

4,8

1,1

16,4

Белгородская область

100

13,7

-

41,7

-

3,3

12,9

0,6

7,4

0,5

19,4

Воронежская область

100

26,8

-

2,8

0,2

16,7

19,4

1,8

5,9

1,2

24,5

Курская область

100

33,3

-

19,9

-

12,0

14,3

2,4

3,3

2,2

19,2

Липецкая область

100

13,8

-

55,8

-

1,0

13,0

0,1

3,2

0,3

11,9

Тамбовская область

100

20,7

-

0,2

0,1

19,5

23,4

1,7

3,1

2,6

28,2








Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


 © 2010 Все права защищены.