рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Агропромышленный комплекс Новосибирской области рефераты

     - совершенствование земельных отношений;

     - формирование многоукладной экономики отраслей агропромышленного комплекса;

     - кооперация и агропромышленная интеграция;

     - демонополизация перерабатывающих и обслуживающих агропромышленный комплекс предприятий;

     - создание рыночной инфраструктуры;

     - решение проблем социального развития села и кадрового обеспечения АПК.

     Учитывая нынешний низкий уровень технологии в АПК, особенно в сельскохозяйственном производстве Новосибирской области, считаем необходимым рекомендовать:

     - создание лизинговых компаний по аренде сельскохозяйственной техники и оборудования в качестве дочерних предприятий коммерческих банков (возможно с участием областных и муниципальных властей);

     - создание альтернативы “Продовольственной корпорации”, действующей в Новосибирской области, для усиления конкуренции на рынке кредитования и обслуживания сельских товаропроизводителей;

     - восстановление на новых принципах потребительской кооперации в сельской местности, создание системы ссудно-сберегательных кооперативов и торгово-сбытовых кооперативов;

     - разработку программ альтернативной занятости в сельской местности и в малых городах Новосибирской области, согласованную с мерами по структурной перестройке областного хозяйства (см. выше) и с целью “выноса” в сельские районы ряда производств, взаимосвязанных с базовыми предприятиями,  расположенными в пределах Новосибирской городской агломерации;

     - реанимация и расширение сети специальных технических учебных заведений, ориентированных на подготовку специалистов для АПК;

     - развитие жилищного строительства в сельской местности с четкой координацией с переселенческими программами.


     В рамках Сибирского федерального округа необходимо выработать согласованную между всеми сибирскими субъектами Федерации политику поддержки сельского хозяйства принять конкретные меры по формированию единого рынка продовольствия.

 2.2 Анализ состояния аграрного и промышленного состояния области.

     Население области в 2000 г. (по оценке) составляло примерно 2752 тыс. человек, уровень ожидаемой продолжительности жизни у мужчин - 59,1, а у женщин - 72,2 года.

     Важным фактором демографической ситуации последних лет стала миграция населения. С одной стороны, массовый выезд российских немцев из Новосибирской области в Германию, а с другой стороны - приезд в область беженцев и переселенцев из Средней Азии, Казахстана и других "горячих" точек страны.

     На территории области располагаются три природно-экономические зоны: Центрально-восточная, Барабинская, Кулундинская.

     В состав Центрально-восточной зоны входят города: Новосибирск, Бердск, Обь, Искитим, а также районы: Новосибирский, Искитимский, Коченевский, Мошковский, Болотнинский, Ордынский, Сузунский, Маслянинский,  Тогучинский, Черепановский.

     Территория Центрально-восточной зоны составляет 41 тыс. кв. км. (23 процента территории области). На данной территории проживает около 2,1 млн. чел., из них 1,8 млн. чел. - городское население.

     Все районы и города этой зоны объединены сетью железных и автомобильных дорог. На территории зоны находятся месторождения золота, мрамора, строительных камней, известняка и т.п., а также Горловский угольный бассейн. Важное народно-хозяйственное значение имеет Новосибирская ГЭС, построенная на р. Обь, проектной мощностью станции 400 МВт.

     Барабинская природно-экономическая зона включает в себя 14 западных районов области и три города областного подчинения. Это города: Татарск, Барабинск, Куйбышев и районы: Татарский, Чановский, Барабинский, Здвинский, Доволенский, Усть-Таркский, Венгеровский, Куйбышевский, Каргатский, Чулымский, Кыштовский, Северный, Колыванский.

     Территория Барабинской зоны составляет примерно 110 тыс. кв. км. (62 процента территории области). На данной территории проживает около 440 тыс. чел., в том числе в городе 147 тыс. чел.

     Из месторождений, находящихся на данной территории следует отметить запасы торфа, сапропеля, кирпичной глины, нефти.

     Экономически почти все районы и города связаны с Транссибирской железнодорожной магистралью и строящейся автомагистралью Челябинск - Иркутск.

     В Кулундинскую природно-экономическую зону входят шесть юго-западных районов области, общей площадью 27 тыс. кв. км.: Баганский, Карасукский, Кочковский, Кранозерский, Купинский, Чистоозерный.

     На территории зоны разведаны кирпичное и керамзитовое сырье, строительные пески, торф. Население Кулундинской зоны составляет 196 тыс. чел., из них 135 тыс. чел. - сельское и 61 тыс. чел. - городское.

     Районы Кулунды объединяют пересекающиеся в г. Карасук две линии железных дорог: Татарская - Локоть и Среднесибирская, а также автодороги Новосибирск -Павлодар и Усть-Тарка - Татарск - Карасук.

     Сельское хозяйство имеет значительный удельный вес в экономике Новосибирской области. Сельскохозяйственные угодья в настоящее время составляют 8406,3 тыс. га, в том числе кормовые угодья - 4520,7 тыс. га, пашня - 3790,4 тыс. га.

     Сельскохозяйственным производством в области занимаются 538 коллективных предприятий различных форм собственности. В области создано более 5 тыс. крестьянских фермерских хозяйств. Переработкой продукции сельскохозяйственного производства занимаются 64 крупных предприятия, среди них 31 молочное, 11 мясных, 9 птицекомбинатов и др. и достаточно большое количество мелких предприятий, созданных на базе коллективных и фермерских хозяйств.

     Основные виды сельскохозяйственной продукции: зерно, картофель, овощи, лен, молоко, яйцо, шерсть, мясо крупного рогатого скота, свиней, птицы.

     Посевы зерновых преобладают в основном в южных районах Барабинской низменности. Льноводство и картофелеводство развито в северо-восточных районах на правобережье Оби, а вокруг Новосибирска сосредоточено производство картофеля,  овощей, продуктивное животноводство и птицеводство. Имеются также рыболовецкие хозяйства.

     Из технических культур основную роль играет лен. Его посевы составляют порядка 75 тыс. га. В области действуют 8 предприятий по первичной обработке льна.

     Аграрный потенциал Новосибирской области велик. Этому способствуют как научные разработки СО РАСХН, высокий уровень промышленного потенциала области, так и высокий процент сельхозугодий и структура пашни.

     Для реализации аграрного потенциала области необходимы не только инвестиции в сельскохозяйственное производство,  хотя они составляют заметную долю в общем объеме инвестиции в экономику области, но и создание стабильно расширяющихся каналов реализации продукции, грамотная маркетинговая политика хозяйств

     Но и в настоящее время баланс производства и потребления основных продуктов питания свидетельствуют о том, что аграрный сектор области производит больше, чем потребляют ее жители. Доля области в Западно-Сибирском экономическом районе по основным видам сельскохозяйственного производства велика и продолжает расширяться.

     Таким образом, с целью улучшения производственно-финансового состояния аграрного сектора Новосибирской области, нужно принять ряд мер, реализация которых займет немало времени и сопряжена с большими финансовыми вложениями.

     Итоги первого полугодия 2004 года показали, что 71 процент сельхозпредприятий Новосибирской области рентабельны. Суммарная прибыль агропромышленного комплекса Новосибирской области превысила 739,5 млн. рублей, что почти в 2,5 раза превышает прошлогодние доходы сельхозпредприятий. Прибыльными  стали практически все основные виды агропромышленного производства. Специалисты департамента АПК отмечают, что проведение реструктуризации по задолженностям перед бюджетами всех уровней позволит многим хозяйствам существенно улучшить свое финансовое положение.


     Однако, наметившиеся тенденции к улучшению положения в данной отрасли дают повод считать, что в ближайшем будущем Новосибирская займет достойное место среди  таких регионов как Московская и Ленинградская области.

Глава 3. Основные направления повышения эффективности развития АПК Новосибирской области.

3.1 Развитие интенсификации АПК – интенсивный путь повышения его эффективности.

     Главной проблемой развития АПК является производственно-финансовое состояние аграрного сектора Новосибирской области. Согласно разработанной в Сибирском отделении Российской Академии сельскохозяйственных наук концепции развития АПК области необходимо:

     - совершенствование земельных отношений;

     - формирование многоукладной экономики отраслей агропромышленного комплекса;

     - кооперация и агропромышленная интеграция;

     - демонополизация перерабатывающих и обслуживающих агропромышленный комплекс предприятий;

     - создание рыночной инфраструктуры;

     - решение проблем социального развития села и кадрового обеспечения АПК.

     Учитывая нынешний низкий уровень технологии в АПК, особенно в сельскохозяйственном производстве Новосибирской области, считаем необходимым рекомендовать:

     - создание лизинговых компаний по аренде сельскохозяйственной техники и оборудования в качестве дочерних предприятий коммерческих банков (возможно с участием областных и муниципальных властей);

     - создание альтернативы “Продовольственной корпорации”, действующей в Новосибирской области, для усиления конкуренции на рынке кредитования и обслуживания сельских товаропроизводителей;

     - восстановление на новых принципах потребительской кооперации в сельской местности, создание системы ссудно-сберегательных кооперативов и торгово-сбытовых кооперативов;

     - разработку программ альтернативной занятости в сельской местности и в малых городах Новосибирской области, согласованную с мерами по структурной перестройке областного хозяйства (см. выше) и с целью “выноса” в сельские районы ряда производств, взаимосвязанных с базовыми предприятиями,  расположенными в пределах Новосибирской городской агломерации;

     - реанимация и расширение сети специальных технических учебных заведений, ориентированных на подготовку специалистов для АПК;

     - развитие жилищного строительства в сельской местности с четкой координацией с переселенческими программами.


     В рамках Сибирского федерального округа необходимо выработать согласованную между всеми сибирскими субъектами Федерации политику поддержки сельского хозяйства принять конкретные меры по формированию единого рынка продовольствия.

3.2 Рекомендации по реализации направлений региональной политики в Новосибирской области.

     Новосибирская область является одним из лидеров в России по концентрации предприятий военно-промышленного комплекса, которые в условиях резкого сокращения государственного заказа, оказались в крайне сложном экономическом положении. Общий экономический спад, разрыв экономических связей и сокращение доходов населения привели к стагнации других традиционных отраслей хозяйства области, что породило болезненные социальные проблемы (безработица, разрушение объектов социальной инфраструктуры).


     После Москвы и Санкт-Петербурга здесь самая крупная в России концентрация научных учреждений и высших учебных заведений, которые в условиях отсутствия государственной поддержки также создают серьезный фон для депрессивности целого региона. С позиции новой российской региональной политики, Новосибирская область представляет собой уникальный полигон для отработки “модели возрождения” и выхода из кризиса, используя собственные потенциальные точки экономического роста. В ходе работы над проектом были выделены такие “точки роста”, как стимулирование развития науки и высокотехнологичных производств; создание Новосибирского мультимодального транспортного узла как главной составной части транспортно-логистической системы на востоке страны; реализация предпосылок превращения Новосибирска в финансово-деловой центр макрорегиона и др.


     Эти направления оцениваются с позиций приложения для условий России двух важнейших принципов европейской региональной политики: принципа субсидиарности и принципа дополнительности (софинансирования). Сделана попытка разграничения сфер ответственности и затрат финансовых ресурсов между федеральным, субфедеральным и муниципальным уровнями для реализации программы возрождения региональной экономики. Эта проблема также рассматривается в контексте создания новых рабочих мест и борьбы с долговременной безработицей (что также является ключевым направлением региональной политики любого государства).

     В силу высокой степени специализации и открытости экономика области в значительной степени (большей, чем многие другие регионы России) зависит от экономической и социальной стратегии федеральных властей. В связи с этим основной упор был сделан на выработку рекомендаций по созданию институциональных структур и предпосылок проведения эффективной региональной политики в Новосибирской области.


     Целью такой региональной политики является повышение уровня жизни населения, равномерности распределения доходов и стимулирования инвестиционного процесса и деловой активности на территории области.


     При подготовке предложений и рекомендаций учитывали следующие ключевые проблемы и задачи, стоящие перед органами власти и управления Новосибирской области: усиление целевой направленности экономической политики и создание правовой, методической, организационной основы стратегического планирования и среднесрочного прогнозирования в регионе;  повышение инвестиционного потенциала и снижение инвестиционных рисков в Новосибирской области; развитие межрегиональной интеграции внешнеэкономической деятельности;  реализация федеральных программ на территории области; развитие инженерно-технической и институциональной инфраструктуры; укрепление финансовой базы муниципального самоуправления; совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Новосибирской области.


     Таким образом, с целью улучшения производственно-финансового состояния аграрного сектора Новосибирской области, нужно принять ряд мер, реализация которых займет немало времени и сопряжена с большими финансовыми вложениями.

     Итоги первого полугодия 2004 года показали, что 71 процент сельхозпредприятий Новосибирской области рентабельны. Суммарная прибыль агропромышленного комплекса Новосибирской области превысила 739,5 млн. рублей, что почти в 2,5 раза превышает прошлогодние доходы сельхозпредприятий. Прибыльными  стали практически все основные виды агропромышленного производства. Специалисты департамента АПК отмечают, что проведение реструктуризации по задолженностям перед бюджетами всех уровней позволит многим хозяйствам существенно улучшить свое финансовое положение.


     Однако, наметившиеся тенденции к улучшению положения в данной отрасли дают повод считать, что в ближайшем будущем Новосибирская займет достойное место среди  таких регионов как Московская и Ленинградская области.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

        Итак, мы рассмотрели агропромышленный комплекс Новосибирской                области. Из всего вышесказанного можно сделать выводы об этом

Комплексе.

    Несмотря на имеющийся потенциал и ресурсы, району присущ ряд проблем, которые необходимо решить для стабилизации и повышения благосостояния агропромышленной отрасли, и, как следствия, благосостояния региона. 

Решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния и обеспечения продовольственной безопасности России требует проведения последовательной продовольственной политики, которая включала бы ряд основных стратегических направлений:

—              стимулирование развития отечественного сельского хозяйства, что в первую очередь потребует определенного перераспределения национального дохода в пользу сельскохозяйственных производителей;

—              придание аграрной реформе основной целевой функции - роста производства;

—              осуществление протекционистской аграрной политики;

—              внесение коррективов в социальную политику, существенное улучшение уровня питания групп населения с низкими доходами.

Каждая из этих проблем требует серьёзных мер для своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного производства, затем должен наступить этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата для сельского хозяйства и предоставление прямых государственных   субсидий   на   основные   виды   средств   производства.   Большинство  сельхозпредприятий   из-за  быстрого   сокращения  производственного потенциала требуют серьезной финансовой  поддержки со стороны  государства даже для достижения  стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии.

Аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учетом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства на сельскохозяйственной, в особенности товарной, продукции.

Весьма серьезной является и задача осуществления аграрного протекционизма. Интеграция России в мировую экономику должна идти таким путём, который бы не разрушал аграрный сектор, предоставляя внутренний рынок для собственного производителя.

Кризисную ситуацию с материально-технической базой сельского хозяйства предполагается решить за счет развития се­ти машинно-технологических станций на основе современных технико-технологических систем для производственного обслу­живания сельскохозяйственных производителей, а также за счет совершенствования производственно-технической базы через развитие лизинга сельскохозяйственной техники.

Как видно, при достаточно хорошо проработанной программе развития, правильном распределении государственных средств любая отрасль сможет выйти из кризисной ситуации. Это можно с уверенностью сказать и про Новосибирскую область. Видна чётко проработанная программа по агропромышленному комплексу как в целом, так и по отраслям, что, несомненно, является хорошим заделом на будущее для отрасли.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:




1. Вавилова Е. В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999.-160 с.


2. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семёнов С.П. Экономическая география России: учебник. - М.: Гардарика, литературно- издательское агентство «Кафедра- М», 1999.- 752 с.: ил.


3. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. –2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- 472 с.


4. Региональная экономика: Учебное пособие/ Под ред. М. В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, Изд-во Рос. экон. акад., 2001.- 467 с. - (Серия «Высшее образование»).


5. Российский статистический ежегодник.  М.:  Госкомстат России, 1998. – 382 с .


6. Экономическая география России: учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. -  М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 1999.- 533 с. – (Высшее образование).


7. Экономическая география России: Учебник /Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д. э. н., проф. М. В. Степанова. – М.: Инфра-М, Российская экономическая академия, 2000. –533 с. – (Высшее образование).

                                             8.  #"#">www.polit.sib.ru

                                             9.  #"1.files/image001.jpg" align=left hspace=12>

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Изменение объема продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств, в сопоставимых ценах, % к предыдущему году.

Жирной сплошной линией показан понижательный тренд в общем объеме продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис.  5 приведены главные факторы,  ограничивающие развитие сельского хозяйства (по данным опросов Госкомстата).








Рисунок 6. Земельная площадь, используемая сельскохозяйственными предприятиями и организациями, млн. га


 

Рисунок 7. Рентабельность продукции, реализованной сельскохозяйственными предприятиями, %

 

 

 

 

 

Рисунок 8. Удельный вес государственных закупок в общем объеме реализации продукции сельскохозяйственными предприятиями, %

 

Рисунок 9. Изменение структуры землепользования, млн. га (сельскохозяйственные предприятия и организации)

 

Рисунок 10. Удельный вес хозяйств населения в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции (в % от хозяйств всех категорий)


Рисунок 11. Изменение структуры землепользования, млн. га (хозяйства населения)


 

 

Рисунок 12. Товарность сельскохозяйственного производства хозяйств населения и ее роль в общем объеме реализации


Рисунок 13. Доля производства фермерами основных видов сельхозпродукции в общем объеме производства, %

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Характеристика фермерских хозяйств России



1991г.3

1992г.

1993г.

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

Число хозяйств на 31 декабря, тыс.

49

182

270

279

280,1

279

274

Средний размер участка, га

41

42

43

43

43

44

48

Доля фермерских сельскохозяйственных угодий от общей площади, %

 

3,4

4,9

5

5

5,3

5,8

Доля производства фермерами основных видов сельхозпродукции в общем объеме производства, %:

см. рисунок 13

во всей сельхозпродукции

 

1

2

2

2

2

2,1

зерно

0,2

2,1

5,2

5,1

4,7

5

6,2

подсолнечник

0,4

5,8

9,9

10,2

12,3

11

10,6

сахарная свекла

0,03

2

3,9

3,5

3,8

3

3,5

картофель

0,3

0,8

1

0,9

0,9

0,9

1

мясо (живой вес, 91-92гг.-убойный вес)

0,1

0,7

1,1

1,4

1,7

1,8

1,6

молоко

0,1

0,5

1,1

1,3

1,5

1,8

1,5


 

Рисунок 14. Изменение структуры землепользования, млн. га (фермерские хозяйства)

 


Объем продукции сельского хозяйства Новосибирской области в январе-марте 2001 года

Таблица № 2

Показатели

Ед. измерения

1999

2000

2001

(январь-март)

Валовой региональный продукт

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

 

млн. руб

в % к пред. году

 

53010,7

 

99,3

 

69672,0

 

104,4

 

85026,9

 

103,6

Фонд оплаты труда

млн. руб.

14561,7

18900,0

23147,0

Реальные располагаемые денежные доходы населения

в % к пред. году

83,1

103,0

102,9

Производство молока

тыс. тонн

*

*

151,7

Производство яиц

млн.шт

*

*

223,4

Поголовье крупного рогатого скота

тыс. голов

*

*

969,4

Продукция с/х во всех категориях хозяйств

млн. руб.

 

% в сопост.                                                  ценах

14699,3

 

105,5

25735,3

 

125,6

30935,4

 

102,0

растениеводство

млн. руб.

 

% в сопост. ценах

8324,1

 

114,0

15822,4

 

144,0

18549,2

 

100,2

животноводство

млн. руб.

 

% в сопост. ценах

6375,2

 

97,9

9912,9

 

102,0

12386,2

 

105,0

Объем продукции пищевой промышленности, включая мукомольно-крупяную

млн. руб.

6393,6

8039,9

10742,1

 


Страницы: 1, 2, 3