рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Афганистан рефераты

       Все эти выступления были составной частью общего процесса классовой борьбы, развернувшейся в предыдущие годы. Не достигнув масштабов социальных столкновений предшествующего периода, они были наполнены новым классовым содержанием, отражали возросший уровень социально – политической зрелости крестьянства. Поэтому эксплуататорские классы считали эти движения опасными, чем радикализм реформаторов – младоафганцев. Это побуждало их сплотиться вокруг режима Надир – шаха.

Вместе с тем летом 1931 г. афганская армия ликвидировала остатки басмаческих отрядов, не только нарушавших советскую границу, но и занимавшихся разбоем на афганской территории.

   Сформировав правительство из своих родственников и ближайших соратников, Надир–шах  уже 16 ноября 1929 г. выступили с деклараций, в которой были изложены основные принципы его внутренней    и внешней политики. Главный акцент был сделан на идею «классового союза» как стержень социальной структуры государства. Целями экономической деятельности объявлялись упорядочение налоговой системы и борьба с казнокрадством.

   Важное место в программе Надир – шаха отводилось религии. Были оставлены без изменения,  восстановленные и расширенные режимом Бачаи  Сакао права и привилегии богословов, которые получили возможность  влиять на решения важных государственных вопросов через Совет улемов, созданный в рамках структуры министерства юстиции. Все положения гражданского и уголовного кодекса были приведены в соответствии с нормами шариатского права.  Женщинам вновь вменялось в обязанности носить чадру. Были закрыты женские школы, возрождена полигамия.

    Основные прицепы режима Надир – шаха, изложенные в его декларации, получили юридическое оформление в конституции принятой на заседании Лоя Джирги в октябре 1931г. Ее главная задача  сводилась к закреплению власти господствующих классов и ограждению их интересов от социальных опасностей, порожденных народными выступлениями периода 1928-1929 гг. В то же время режим не мог не учитывать растущего влияния буржуазных классов, стремившихся занять свое место в системе государственного управления. Они в первую очередь были заинтересованы в национального суверенитета и ликвидации остатков феодальной раздробленности. В Основном законе провозглашались равенство всех подданных пред законом, ряд гражданских свобод, отменялись феодальные сословные ограничения. Была объявлена свобода торговой, промышленной и сельскохозяйственной деятельности, а также неприкосновенность частной собственности.

    Содержание значительной части положений конституции 1931 г. определялось преобладанием феодальных отношений в экономике страна. В них законодательно закреплялись права и привилегии мусульманских богословов. Права афганских поданных, заявлялось в конституции, регламентируются не только законами,  но и положениями шариата. Муллы получили большие возможности в области просвещения. Преподавания исламских наук объявлялось свободным. Шариатским судам была предоставлена автономия.

    Изменившаяся социальная структура власти, воображая в себя представителей буржуазных классов, определяла и форму государственного управления. Были расширены функции Лоя Джирги в вопросах финансовой, и в частности налоговой политики. Одновременно в конституции было зафиксировано участие торгово–помещичьих кругов  в государственных органах. В Афганистане учреждался парламент, состоявший из двух палат – верхней, Совета знати,  и нижней, Национального Совета. Большинство верхней палаты назначалось шахом из числа крупных землевладельцев, ханов племен и верхушки богословов. Национальный совет был выборным органом, куда могли быть избранны грамотные подданные в возрасте от 30 до 70 лет, имевшие репутацию «честных и справедливых», что давало возможность правящей верхушки отвергать по политическим мотивам неугодных ей кандидатом.  Права участие в выборах лишались женщины, безземельные крестьяне, перемещавшиеся по стране в поисках работы, и мелкие кочевые племена. В функции Национального совета входило одобрение законодательных актов, утверждение государственного бюджета, предоставление акционерным обществам льгот и привилегий, обсуждение вопросов по внутренним и внешним займам. Министры несли формальную ответственность перед парламентом. Национальный совет имел по существу весьма ограниченные возможности влиять на правительственную политику.

     Значительная часть конституции была посвящена прерогативам и привилегиям Надир – шаха и его династии. Шах по конституции имел право утверждать состав кабинета министров, налагать вето на законопроекты, осуществлять внешнюю политику, объявлять войну, заключать мир. Закрепив в конституции позицию консервативных слоев и расширив политические права буржуазных классов, игравших растущую роль в экономике страны, режим Надир – шаха юридически оформил правящий помещичье – буржуазный блок, что во многом определило последующую эволюцию структуры

государственной власти в Афганистане.

      Режиму Надир – шаха пришлось решать сложные задачи экономического развития. Кризис 1928 – 1929 гг. привел к истощению государственных ресурсов. Казна была пуста. К тому же разрешившийся мировой экономический кризис отрицательно сказался на экономике Афганистана. На мировом рынке снизились цены на каракуль – основной экспортный товар Афганистана. В связи с падением цен на серебро на внешних рынках понизился курс афганской национальной валюты. Стремясь пополнить казну, режим Надир – шаха прибег к широкой конфискации имущества сторонников Бачаи Сакао.  Однако все эти средства были использованы не на восстановление расстроенного сельского хозяйства, а на пожалования ханам племен, участвовавших в  борьбе против Бачао Сакако, на различные карательные операции.

Новому режиму оказала финансовую поддержку столичное купечество. Богатые купцы внесли значительные пожертвования в государственную  казну и выступили с  инициативой проведения экономических реформ. Их программа была сформулирована одним из крупнейших купцов Афганистана, Абдул Маджидом, который предлагал приступить к развитию сельского хозяйства и промышленности. Поскольку правящие круги продолжали линию режима Надир–шаха на объединение разрозненно  национального капитала в ширкеты, торговая буржуазия, пройдя через крупные потрясения, в период кризиса 1928-1929 гг., обнаружила стремление к более тесному союзу в защиту ее интересов.

В отличие от предшествующего периода купцы в целом поддержали идею ширкетизацию национального капитала, тем более что это давало им весьма широкие возможности в конкурентной борьбе с иностранным капиталом. В месте с тем организация акционерных обществ настоятельно требовала создания национального кредитного учреждения  и с его  помощью контроля над денежным и внешне торговым рынком страны. В январе 1931 г. В кабуле был открыт первый в стране банк «Ширкети асхами» с капиталом более 5 млн. афгани, причем 4,5 млн. афгани принадлежало государству, а остальное национальному купечеству. Перед банком была поставлена задача стабилизировать  курс национальной валюты и кредитовать купцов.  Позднее, в 1932 г., была введена монополия на заготовку и экспорт каракуля и передана Афганскому национальному банку, возникшему на базе «Ширкети асхами». По существу он являлся акционерным обществом, которое, регулируя денежное обращение в стране в то же время занималось коммерческими операциями и имело монопольное право на экспорт и импорт ряда товаров.

Создав банк, правительство приступило к организации ширкетов при непосредственном участии Афганского национального банка, который становился их пайщиком. Вначале 30-х годов в стране образовалось более трех десятков крупных ширкетов, объединивших значительную часть национальных капиталов. Осуществляя монополию на экспорт и импорт многих товаров, банк и ширкеты подорвали торговое могущество иностранных купцов. Афганскому купечеству, организованные в ширкеты, были предоставлены многочисленные льготы. Объединенные общества способствовало росту внутренних накоплений. В 1936-1937 гг. общий капитал крупных ширкетов превысил 90 млн. афгани. В области внешней политике был объявлен курс на нейтралитет и развитие равноправных отношений со всеми странами, что и было закрепленно в конституции 1931 г.

    В тоже время режим Надир – шаха придерживался довольно твёрдой ориентации на Великобританию.  Англия, как отмечалось выше, стала оказывать поддержку Надир – шаху с момента его включения в борьбу за трон. С приходом к власти его контакты с британскими колониальными властями в Индии стали ещё более тесными. Это нашло практическое выражение в его негативном отношении к национально – освободительному движению в Северо–Западной провинции Индии, которое вылилось в 1930 г. в антиколониальное восстание в Пешаваре. Режим Надир – шаха воспрепятствовал пуштунским племенам в пограничной зоне Афганистана принять участие в этом восстании и тем помог   его подавлению британскими колониальными войсками. Надир-шах опасался, что демократическое по своему характеру антиколониальное движение в Индии может оказать опасное влияние на социальную ситуацию в Афганистане. Англия со своей стороны оценила услуги Надир-шаха и предоставила ему военную и финансовую помощь.

     Однако Афганистан, прошедший через сложный внутриполитический кризис, нуждался в поддержке своей национальной независимости,  сторонником сохранения и укрепления которой неизменно выступал Советский Союз. 24 июня 1931 г. по инициативе Советского Союза в Кабуле был подписан советско-афганский Договор о нейтралитете и взаимном не нападении сроком на пять лет с автоматическим ежегодным продлением. Договор предусматривал невмешательство двух стран во внутренние дела друг друга, взаимный нейтралитет в случаи участия в войне одной из них,  решении спорных вопросов мирными средствами.

    Договор занял почетное место в отношении между двумя странами, явившись важным международным документом, проникнутым идеями дружбы и добрососедства. Заключение договора способствовало расширению советско-афганских торгово-экономических связей. В условиях мирового экономического кризиса, когда торговля Афганистана с капиталистическими странами резко сократилась, объём советско-афганской торговли серьезно возрос. Уже в 1932 г. СССР вышел на первое место в экспорте Афганистана и на второе в его импорте. К тому же торговые отношения с Советским Союзом благоприятно сказывались на развитии афганской экономики, так как СССР покупал афганские товары по твердым ценам независимо от колебаний мировой рыночной конъюнктуры. Это помогло Афганистану избежать больших потерь ввиду общего ухудшения условий внешней торговли.

Развивались отношения Афганистана и с другими странами. Особенно тесные контакты режим Надир-шаха стремился завязать с Турцией и Ираном, подписав с ними 1932 г. договоры о дружбе. Были установлены дипломатические отношения с Саудовской Аравией  Ираком. Предпринимались попытки укрепить связи с Германией и Францией, использовать их экономические возможности. Но они не получили должного развития, поскольку Афганистан отказался предоставить им концессии. В 1930 г. был подписан договор о дружбе с Японией, который, однако, не привел к сколько–нибудь широким контактам между двумя странами. Была предпринята попытка привлечь капиталы США в Афганистан, туда была отправлена афганская миссия. Но американские промышленные круги, в то время озабоченные спадам в собственной экономике, не проявляли интереса к Афганистану. Период экономической и политической экспансии США в Афганистан начался позднее, после второй мировой войны.

    Несколько оживилась общественно-политическая жизнь в стране. Подверглась реорганизации система административного управления. В 1932 г. открылась медицинская школа, которую вскоре преобразовали в медицинский факультет; на его базе в последствии возник Кабульский университет. Начали издаваться газеты и журналы. Однако внутри политическая обстановка в стране оставалась не стабильной. Жестокие преследования и расправы над бывшими соратниками Амануллы-хана вызвали ответные акции оппозиционных кругов. В ноябре 1933 г. Надир-шах был убит одним из амманулистом. Трон перешел к его сыну Мухаммаду Захир-шаху.

   При новом шахе остался без изменений состав кабинета министров, возглавлявшийся  братом Надир-шаха  - Мухаммад Хашим-ханом; не изменились и основные направления политики режима. Ускорился процесс концентрации и централизации национального капитала. Деятельность Афганского национального банка и ширкетов, акционерами которых были только афганские подданные, окончательно подорвало роль иностранного купечества во внешней торговле Афганистана. Инонациональные коммерсанты лишились даже роли посредников в афганской внешней  торговле.

    В 30-х годах продолжалось создание крупных ширкетов не только в Кабуле, но и в других городах, в частности в Герате, Кандагаре, Мазари-Шарифе. При участие афганского национального банка был создан ряд ширкетов, ориентированных  на торговлю с Советским Союзом. К 1936 г. все крупные купцы страны в основном были вовлечены в ширкеты. Хотя и продолжали параллельно самостоятельную деятельность. К концу 30-годов неизмеримо возросла роль Афганского национального банка как регулятора внешнеторговых операций, а соответственно и политическое влияние верхушки национального торгового капитала, лидер которой – президент банка купец Абдул Маджид в 1938 г. был назначен министром экономики. Банк постепенно отошел от ведения непосредственных торговых операций, переключившись на вложение капиталов в ширкеты и их кредитование. Через национальный афганский банк и его дочерние ширкеты, деятельность которых охватывала значительную часть торговых операций внутреннего рынка и практически всю внешнюю торговлю, происходил процесс накопления капитала.

     В то же время частный капитал неохотно шел в сферу производства, предпочитая более прибыльную коммерцию. Поэтому в условиях 30-х годов, когда государственные финансы были не велики и поглощались в основном непроизводительными расходами, промышленное строительство не получило заметного развития. Наибольшие ассигнования из госбюджета направлялись на финансирование дорожного строительства, ряда мелких ирригационных объектов. Из немногих промышленных предприятий, возникших в это период, можно отметить хлопчатобумажную фабрику в Кандагаре, оснащенные оборудованием, купленным ещё Аманхулой-ханом в 1928 г., а также текстильный комбинат в Пули-Хумри, создание которого финансировалось правительством и торгово-промышленным ширкетом «Насаджи», ряд небольших электростанций.

    Значительную помощь Афганистану в создание национальной промышленности оказал в те годы Советский Союз. С его помощью были построены хлопкоочистительные предприятия на севере страны, в том числе в Кундузе, Мазари-шарифе, Имам-Саибе и других городах. Советско-афганские отношения, строившиеся на принципах добрососедства, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга, приобретали все большее значение для Афганистана. Быстрый рост получила торговля между двумя странами. При этом Советский Союз проводил благоприятную для Афганистана торговую политику. Заметную помощь оказал СССР Афганистану и в развитии сельского хозяйства, особенно в борьбе с сельскохозяйственными вредителями.

 

        

Заключение.

Таким образом на протяжении данного периода,  Афганистан находился в общей экономической и политической нестабильности. В стране было общее ухудшение экономической обстановки, отразившееся в первую очередь на положении трудящихся масс, ремесленников, мелкой буржуазии, что тем самым вызывало недовольство различных слоев населения, носившее в те годы стихийный характер. В зоне пуштунских племен неоднократно вспыхивали восстания крестьян и мелких скотоводов, подавляемые войсками. Однако  постепенно развивалась легкая промышленность. Была принята конституция страны. Учреждался парламент и кабинет министров.  Устанавливались взаимовыгодные отношения с империалистическими державами, которые оказывали экономическую поддержку Афганистану.  




























Министерство образования РК

Школа № 16

Реферат

ДИСЦИПЛИНА: История

ТЕМА: Афганистан

                                  Выполнил: Свищёв М.А.

                                                                        Кошуричев А.И.

                                                    Проверила: Таран Е.Г.

г. Павлодара 2003 г.

I.         Введение

II.                       Афганистан

1)                  Внутренняя политика

2)                  Экономика

3)                  Внешняя политика

III.              Заключение

                                                   

Список литературы:

1. Проров Р.И.   «Афганистан»,  Москва  Просвещение 1996 г. 

                                                     

2.  Ленин В.И.    «Собрание сочинений», т.43 Издательство Политической Литературы Москва 1979


Страницы: 1, 2, 3