Шпаргалка: Вопросы по менеджменту (Госы)
Шпаргалка: Вопросы по менеджменту (Госы)
)
Содержание понятия "менеджмент".
.История развития менеджмента и его "школы".
Состав комплекса менеджмента организации.
Системность в менеджменте.
Основные различия российского и зарубежного менеджментов.
Соотношение менеджмента с экономикой и другими науками.
Демократизация управления - путь повышения эффективности организации.
Отличительные черты современного менеджмента.
Смысл ситуационной концепции менеджмента.
Роль организационной культуры в успехе предприятия.
Роль технического прогресса в менеджменте.
Ресурсы менеджмента и эффективность их использования.
Миссия организации и ее выбор.
Внутренняя и внешняя среды организации.
0сновные управленческие ограничения.
Сущность организационной управленческой структуры.
Практические разновидности организационных структур.
Характеристика основных функций управления.
Постановка вопроса о методах управления.
Характеристика методов управления.
Система методов управления социальной организацией.
Стиль управления /руководства/ и его влияние на эффективность организации.
Типовые стили руководства.
Практическая работа менеджера по формированию стиля руководства.
Зарубежные подходы к анализу стиля руководства.
Авторитарный стиль руководства.
Демократический стиль руководства.
Управленческая "решетка" Р.Блейка и Д.Мутон.
Модели стилей руководства, предложенные Рэнсисом Лайкертом.
Пассивный и либеральный стили руководства.
Главные требования к руководителям.
Целеполагание в планировании.
Стратегическое и тактическое планирование.
Сущность и основания планирования: преимущества плановой работы.
.В иды планов.
Принципы рационального планирования.
Типы управленческих решений.
Сущность процесса подготовки, принятия и исполнения управленческого решения.
0собенности принятия управленческих решений в японском менеджменте.
Требования к управленческим решениям.
Потребности человека.
Принципы обеспечения эффективного материального стимулирования.
Влияние трудовой ситуации на отношение к труду.
.Цель и сущность трудовой мотивации.
Мотивационная теория ожиданий.
Мотивационная теория справедливости.
0снования власти менеджера.
Мотивация группового поведения.
Смысл и содержание функции организация.
Делегирование полномочий /цель и основные условия эффективности.
Эффективность функции контроля.
Функция контроля в менеджменте.
Основные этапы процедуры контроля.
Мера контроля работников.
Управление нововведениями.
Методы убеждения в работе менеджера.
Важнейшие социально-психологические явления в организации.
Критика в работе менеджера.
Взаимодействие менеджера с неформальными лидерами.
Авторитет менеджера.
Режим труда и отдыха менеджера.
.Имидж менеджера.
Работа менеджера над повышением деловой квалификации.
Организация рабочего места менеджера.
Планирование личного труда и анализ использования рабочего времени менеджера.
Работа менеджера с информацией и взаимодействие с секретарем.
1.Содержание понятия менеджмент
Менеджмент - из английского языка, означает управление. Управление (процесс
управления) - организация воздействий, направленных на достижение целей. Менеджмент
- сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая
в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями
или структурами. Как наука М. Появилась 100 лет назад. Основные направления
(школы) М. За этот период: 1)школа научного управления (1885-1920) Тейлора,
Гилберта и др. - рациональность труда плюс мат. заинтересованность ведут к
повышению эффективности; 2) административная (классическая) школа Файоля,
Вебера и др. (1920-50)- универсальный принцип управления; 3) школа человеческих
отношений (1930-50) Маслоу и др. - межличностные отношения между людьми; 4)
поведенческая школа Арджириса, Лайкерта - максимальное использование человеческого
потенциала на основе психологии и социологии; 5) количественная школа Винера,
Акоффа - компьютерное математическое моделирование ситуаций.
Существует несколько определений М. Различных авторов: 1) определение Паркера-Роллета
из школы человеческих отношений - М.- “обеспечение выполнения работы с помощью
других лиц”; 2) определение из учебника “Основы М.” Мескона, Альберта и Хедоури
- М. - ”процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимых
для формирования и достижения целей организации”; 3) Винан “Основы М.” - “теория
и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка”. 4) “совокупность
принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения
его эффективности” - из словаря иностранных слов 1988г.; 5)”сфера человеческой
деятельности и область знаний, включающая в качестве обязательного элемента
управление людьми” - из американской энциклопедии; 6) постановка и их эффективное
достижение с помощью людей”, - связывает 3 главных фактора М. - цели, эффективность,
человек.
В условиях конкуренции эффективность - главное условие выживания фирмы. Эффективный
М., обеспечивающий успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней
среды - на потребителя, в части внутренней среды - на персонал.
2.История развития М. И его школы
Эта наука М. Появилась 100 лет назад, а в начале века Ф.Тейлор сформулировал
и опубликовал принципы управления. Школы М.: 1) школа научного управления (рационалистическая
школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея -
рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность
рабочих ведут к повышению производительности труда; 2) административная (поведенческая)
школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют “универсальные”
принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;
3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Мслоу - для эффективного
достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные
отношения между работниками; 4) поведенческая школа (1950-настоящее время),
представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения
целей организации требует максимального использования человеческого потенциала
на основе данных психологии и социологии; 5) количественная школа (1950-настоящее
время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся
с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.
Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике
приносят повышение эффективности производства. Символический ключ М. “цели человек-эффективность”.
Золотое правило М.: “эффективный М., обеспечивающий выживание и успех в условиях
рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на
потребителя, во внутренней - на персонал”
В науке современного М. Выделяются следующие черты: 1) системный подход к управлению;
2) ситуационный принцип управления; 3) определяющая роль организационной культуры;
4) механизация и автоматизация управленческих процессов; 5) демократизация управления;
6) интернационализация М.
3.Состав комплекса М. в организации
Комплекс М. состоит из след. компонентов: стратегический М., управление персоналом
(или персональный или кадровый М.), управление технологическими процессами и
операциями, управление финансами (финансовый М.), управление материально-техническим
снабжением, управление сбытом продукции, управление недвижимость., инновационный
М.(управление развитием), управление качеством продукции или услуг.
Стратегич.М. - постановка и достижение главных стратегических задач, включает:
выбор миссии, ситуационный анализ, стратегический маркетинг, стратегическое
планирование деятельности, создание и коррекцию организационных структур, управление
реализацией стратегии.
Управление персоналом - все цели организации достигаются через людей - важнейшая
составляющая М.
Управление технологическими процессами - осуществляется людьми с помощью машин,
механизмов, аппаратуры и приспособлений, в том числе компьютеров и других специальных
устройств.
Управление финансами - через распределение финансов и их динамики регулируется
производственно-хозяйственная деятельность предприятия для обеспечения эффективности.
Управлениематериально-тех.снабжением - обеспечиваются поставки сырья, материалов,
оборудования, инструментов и других необходимых изделий.
Управление сбытом - осущ-ся на основе маркетинговой деятельности, включающей
мониторинг внешней среды.
Управление недвижимостью - имеется в виду эксплуатация, купля, продажа, обмен,
аренда и другие действия с недвижимостью.
Инновационный М. - управление развитием - необходим для сохранения и повышения
эффективности организации в меняющихся условиях. Планируются, организуются,
мотивируются и контролируются нововведения.
Управление качеством - является обязательным для поддержания конкурентоспособности
фирмы в условиях рыночной конкуренции.
4.Системность в М.
Система - совокупность отдельных элементов, рассматриваемых во взаимодействии
как единое целое. Системность присутствует во всех элементах управления. Различные
системы, используемые для обеспечения планирования, контроля, организации, мотивации,
принятия решений, - самый действенный инструмент фирмы.
Система целей включает деловые установки, принципы, духовные ценности, долгосрочные
цели.
Система планирования компании в целом. Уровни планирования: 1)стратегические
планы; 2)тактические планы; 3)оперативные планы; 4)анализ, разработки, маркетинг.
Система показателей, к которым стремится фирма: 1)рост фирмы; 2)рентабельность;
3)платежеспособность; 4)доля рынка; 5)гибкость, устойчивость.
Система факторов успеха фирмы, например: 1)выбор продукта с потенциалом роста;
2)выбор продукта с высокой конкурентоспособностью.
Система показателей деятельности фирмы: экономичность, действенность, качество;
производительность; условия труда, инновативность; прибыльность.
Система контроля, система мотивации.
Системы управления - системы, реализующие процесс управления для достижения
целей.
Система управления организацией:
Система управления состоит:
из субъекта управления - управляющая часть системы, которая вырабатывает
управляющие воздействия и подает их на объект;
объекта управления - управляемая часть системы, представляющая собой
часть системы, состояние которой приводится к желаемому результату.
Если субъект управления управляет собственными действиями, то есть субъект
и объект являются одним целым, то в этом случае мы имеем дело с самоуправлением.
5.Основные различия российского и зарубежного М.
Различие по следующим пунктам: 1)внешняя среда (в силу различий исторического
развития); 2) менталитет народа (взгляды, привычки, психология, нравственный
уровень). Отсюда следующие различия:
Преобладающий метод управления. В США и Зап. Европе - экономический, дополнен
командным и социально-психологическим. В России - командный, дополнен экономическим
и немного социально-психологическим.
Преобладающий стиль руководства. В США и Зап. Европе - консультативно- демократический
или благосклонно-авторитарный. В России - эксплуататорско-авторитарный или
авторитарно-пассивный. Япония - основанный на участии или консультативно-демократический.
Сосредоточенность менеджеров. В США и Зап. Европе - на деле или на людях,
или на том и другом. В России - на себе или на деле или на том и другом. В
Японии - на людях и на деле.
Преобладающий тип управленческих решений. В США и Зап. Европе - единолично-консультативный
или компромисс. В России - сугубо единоличный или единолично-консультативный.
В Японии - конценсуум или компромисс.
Структура управленческих решений. США и Зап. Европа - короткая фаза подготовки,
длинная фаза исполнения. В России - очень короткая фаза подготовки, очень
длинная фаза исполнения. В случае провала оправдание: “хотели как лучше, получилось
как всегда”. В Японии - длинная фаза подготовки, короткая фаза исполнения.
Преоладающий тип мотивации как процесса настройки на труд. В США и Зап. Европе
- мотивация конкретных работников на основе экономических и нематериальных
стимулов. Россия - мотивация конкретных работников материальными стимулами
на основе досужих домыслов руководителей, мотивация принуждением и отсутствие
мотивации. Япония - мотивация работы на фирму. Формирование корпоративного
сознания.
Планирование. США и Зап. Европа - упор на долгосрочное стратегическое планирование.
Россия - работа на основе краткосрочных планов или бесплановая. Япония - тщательное
стратегическое и тактическое планирование.
Демократизация производства. В США и Зап. Европе - умеренное привлечение
работников к управлению. Россия - очень слабое привлечение к управлению. Япония
- активное привлечение работников к управлению.
Автоматизация управленческих решений. США и Зап. Европа - высокая и очень
высокая. Россия - очень низкая и низкая. Япония - очень высокая и высокая.
Организационная культура. США и Зап. Европа - высокая. Россия - очень низкая
и низкая. Япония - высокая.
Назначение на высокую руководящую должность. США и Зап. Европа - требуется
высокая профессиональная квалификация и опыт успешной работы. Россия - необходимы
личные связи, иногда требуются формальные основания в виде диплома или некоторого
опыта работы на какой-либо руководящей должности. В Японии - обязательно базовое
высшее образование (предпочтительно университетское) плюс наличие степени
как результата защиты новой научно-практической работы.
6. Соотношение М. С другими науками.
Оперирует тремя понятиями, - это цели, эффективность, человек. Эти понятия
затрагивают и другие науки: экономика, право, этика, социология, психология,
информатика и другие науки. Изобразим на схеме положение М. в общественном
процессе, среди других наук.
Рисунок показывает единый общественный процесс, в котором М. важен наряду
с другими науками и находится в тесной взаимосвязи со всеми элементами этого
процесса. Далее кратко раскрыть суть процесса (управление - превратилось в
особый вид деятельности, когда производственные, экономические и другие процессы
усложнились, охватили весь общественный процесс, и стало очевидно, что без
грамотного управления этим процессом не обойтись, необходимо упорядочить все,
что происходит в системе, согласовать все действия отдельных участников. Управление
ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность
в процесс, организовать совместные действия людей, достичь согласованности,
координации действий. Наука об управлении - М.
7. Демократизация управления - путь повышения эффективности организации.
Демократизация управления - отличительная черта современного М. Демократия
в экономике - развитие сотрудничества между руководителями и персоналом. Формы
демократии следующие:
Право работников на участие в управлении предприятием в ходе принятия
решений (инвестиционные сбытовые, производственные, программные. Это наиболееД
сильная возможность оказывать влияние).
Право работников на участие принятия решений по хоз.-трудовым вопросам,
вопросам управления и социальной политики.
Право работников в области информации, обсуждения и обоснования решений.
Реализация дем. принципов управления вместо иерархических стилей руководства.
Учет социальных, кадровых последствий планируемых решений.
Системы “участия в управлении” в Японии функционируют на всех уровнях национальной
экономики:
На уровне рабочего места, участка, цеха - в виде кружков качества и автономных
бригад.
На уровне предприятий - в виде производственных комитетов, включающих
представителей персонала и администрации, а также “рабочих-директоров”.
На уровне отраслей, где действуют отраслевые консультативные комитеты,
состоящие из представителей профсоюзов и руководителей.
На уровне национальной экономики, в масштабах которой существует ряд правительственных
консультативных советов труда и капитала.
В Европе законодательно закреплено участие рабочих в управлении в Нидерландах,
Франции, Германии. В Германии в 50-х годах принят ряд законов об обязательном
участии рабочих в советах директоров с правом голоса.
Отличие М. в России от зарубежного в плане демократизации управления состоит
в следующем: в США и Зап. Европе - умеренное привлечение работников к управлению.
В Японии - активное привлечение работников к управлению. Россия - очень слабое
привлечение к управлению. Отсюда выводы: высокая конкурентоспособность японских
фирм, японские менеджеры считают, что потенциал фирмы - мастерство работников.
8. Отличительные черты современного М.
Системный подход к управлению - состоит в следующем - предусматривает
принятие решений на основе учета важнейших обстоятельств и возможных приемов
воздействия в их взаимодействии;
Ситуационный принцип управления - утверждает отсутствие рецептов, годных
на любой случай. Признает существование принципиальных подходов к управлению.
Требует принятия конкретных решений только в связи с конкретной ситуацией;
Определяющая роль организационной культуры - формы деятельности и нормы
поведения, сложившиеся в деловой практике и сознании работников. Она опирается
на систему ценностей, принятых в организации. Играет ведущую роль в развитии
и судьбе организации по причине ее глубокого влияния на эффективность всех
сторон деятельности.
Механизация и автоматизация управленческого процесса - представляет собой
внедрение механических устройств в управленческий труд: компьютеров, современных
средств связи, множительных аппаратов и другой оргтехники;
Демократизация управления - проявляется в активном участии рядовых работников
в управлении производством на основе подачи предложений, участии в работе
кружков качества, оказании помощи менеджерам при коллегиальных формах подготовки
решений.
Интернационализация М. - означает усиление роли интернационального фактора
в управлении организацией по причине растущего межгосударственного разделения
и кооперации труда, а также обостряющейся международной конкуренции.
9 .смысл ситуационной концепции менеджмента.
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности
прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом
С.П. является СИТУАЦИЯ - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют
на организацию в данное конкретное время. Используя этот подход руководители
могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению
целей организации в конкретной ситуации. СП признает, что общий процесс одинаков,
специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного
достижения целей организации, могут значительно варьировать. Например: Все
организации должны создавать структуры для того, чтобы добиться своих целей.
Однако существует множество способов построения организационных структур -
может быть создано много или мало уровней управления. Руководители среднего
и низового звеньев могут получить большую долю участия в принятии решений,
или наоборот - руководители высшего звена могут резервировать за собой право
принимать самые ответственные решения. Руководство должно определить, какая
структура или прием управления наиболее подходит для данной ситуации и так
как ситуация может меняться, руководство должно решить как необходимо соответственно
поменять организационную структуру, чтобы сохранить эффективность организации.
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД - пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными
конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации более эффективно.
Ситуационный подход концентрируется на СИТУАЦИОННЫХ РАЗЛИЧИЯХ между организациями
и внутри самих организаций. Методологию СП можно объяснить как 4-х-шаговый
процесс:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|