Шпаргалка: Вопросы и ответы к экзамену по курсу «История экономических учений»
Шпаргалка: Вопросы и ответы к экзамену по курсу «История экономических учений»
Для студентов 2 курса специальности 061100 -
«Менеджмент организации»
Составитель: к.и.н., доцент кафедры международного
маркетинга Ешкилев Ю.Б.
1. Экономич-е воззр-я
Античности.
Эконом. мысль появил. тогда, когда чел-к начал
задумыв-ся над проц-сами хоз. деят-ти. ?-ос, когда зародил. экономич. мысль,
остает. дискуссион-м. Зачатки эконом. мысли обнаруж-ся уже в приписыв-ых Гомеру
(10-13вв. до н.э.) поэмах “Илиада” и “Одиссея”, в к-рых нашла отраж-е
натур-хоз. конц-ция. Древнегреч. мыслит. – Ксенофонт, Платон и Аристотель –
образуют фундамент, на к-ром формир-сь эконом. наука. “Экономия” от греч. ойкос
– хоз-во, дом; номос – правило, з-н. Экономия – наука о ведении домашн. хоз-ва,
т.е. домоводства.
Ксенофонт в свое трактате “Домострой” восхвалял
достоин-ва землед-я и осуждал занятие ремеслами и торговлей. Его идеалом явл.
замкнутое натур. хоз-во. Рабство считал естетсвен. формой эксплуат-и, а рабов –
говорящими орудиями. Осознавал низк. произв-ть труда рабов и рекоменд-л рабовлад-цам
использ-ть материал. стимулы к тем, кто отлич-ся усердием в выполн-и работ.
Разделял физич-ий и умствен. труд. Он указыв., что физич. трудом должны
заним-ся рабы, а свободн. должны выполнять ф-ции надзора и управл-я. Он один из
1-ых анализир-л раздел-е труда. Говоря о “ценности” товара, он рассматр-л
цен-ть как в смысле потребительн. стоим-ти, так и в смысле менов. стоим-ти.
Фактич-ки он был одним из 1-ых, кто поставил ?-ос об этих 2-х сторонах товара.
При всем отрицат. отнош-и к торговле и денежн. хоз-ву, К. признавал полезн-ть
денег как в пер-д экономич. благополуч., так и в годы бедствий. Понимал, что
деньги явл. специфич-им товаром, поск-ку их никто не имеет столько, чтобы не
желать иметь еще больше. Признавал лишь 2 ф-ции денег: деньги как сред-во
обращ-я и как сокровище. Осуждал ростовщич-во и использов-е денег в кач-ве
ссудн. капитала.
Платон в сочин-и “Гос-во” сформулир-л проект идеальн.
гос-го устройства, а в сочин-и “Законы” – гос-ва, более близк. к реальн.
действит-ти. Гос-во у П. выступ. как форма разреш-я противоречия м-ду
многообразием потребн-ей людей и однообраз. их способн-ей. В идеальн. гос-ве
сущ-ют 3 сословия: 1) философы, управляющ. общ-вом; 2) стражи (воины); 3)
землед-цы, ремеслен-ки и торговцы. Рабы не относ-сь ни к какому из сословий. По
мнен. П., у филос-ов и стражей не д.б. никакой собствен-ти, им запрещ-сь иметь
золото и серебро. Частн. собств-ть могли иметь лица, не способн. к политич.
деят-ти, т.е. представ-ли 3-го сословия и д.б. обеспеч-ть всем необх-ым
филос-ов и стражей. Наилучш. удовлетв-е потребн-ей возможно при широк. раздел-и
труда м-ду гражданами. В гос-ве, близк. к реальн. действит-ти все граждане
делят. на 4 кл. в зависим-ти от своей материал. обеспечен-ти. По жребию они
получ. у гос-ва дом и земельн. надел. Стоим-ть надела объявл-сь “пределом
бедн-ти”. Стоим-ть имущ-ва, к-рое могли приобр-ть граждане, не д.б. превышать
этот min более чем в 4 раза. Запрещ-сь иметь золото и серебро, заним-ся
ростовщ-ом, вести роскошн. образ жизни. Наибол. важн. отраслью эк-ки П. считал
землед-е, менее почетн. явл. ремесло, а торговля – занятие непочетное. У П.
деньги выполн. не только ф-ции сред-ва обращ-я и сокровища, но и ф-ции меры
стоим-ти. Выступал против использ-я денег для накопл-я богат-ва и осуждал
ростовщич-во. Он считал, что цены должны регулир-ся гос. властью, а за основу
должна браться такая цена, к-рая обеспеч-ла бы получ-е умерен. прибыли.
Основн. сочин-ми Аристотеля, в к-рых содерж-ся
размышл-я по экономич. ?-ам, явл. “Никомахова этика” и “Политика”. Он был
принцип-ым сторон-ком рабовладения. Рабство – это явление абсолютно
закономерное и естествен. Деление людей на свободн. и рабов объяснял закон.
природы. Он выдвинул проект идеальн. гос-ва, к-рое примиряло бы противореч.
м-ду класс. и имело бы своей социальн. основой среднее сословие. Насел-е такого
гос-ва должно состоять из земледельцев, скотоводов, ремеслен-ов, торговцев,
наемн. рабочих и рабов. Наибол. важной и почетн. сф. деят-ти признав-сь
землед-е, базиров-ся на использов. рабск. труда. Идеалом для А. было натур.
хоз-во. Выступ. против торговли, ростовщ-ва и вообще против разв-я
товарно-денежн. отнош-ий. Он положил начало поиску з-на стоим-ти. Установил,
что любой товар имеет 2 стороны: потребительн. стоим-ть – способн-ть товара
удовлет-ть определен. потребн-ти чел-ка и менов. стоим-ть – затраты труда на
произв-во данн. товара. Справедлив. обмен – обмен, к-рый не влечет за собой
привлеч-е прибыли. Почему же происх. обмен одного товара на др.? Менов.
стоим-ть делает сравнит-ми товары. Разные товары делают деньги. А. показал, что
от менов. торговли (Т-Т) осущ-ся переход к товарн. обращ-ю (Т-Д-Т), а затем и к
обращ-ю денег в кач-ве капитала (Д-Т-Д). По его мнен., деньги изобр-ны людьми
для удоб-ва обмена. Их основн. ф-циями считал ф-цию меры стоим-ти и ф-цию сред-в
обращ-я. Проводил различ. м-ду обращ-ем денег как денег и обращ-ем денег как
капитала. Хоз. деят-ть он подразд. на 2 направл-я: 1) экон-ка – искус-во
приобрет-я благ, необх-ых для жизни и домашн. хоз-ва, а также гос-ва. К сф.
эк-ки относит. и мелк. торговля, т.к. она необх-ма для удовлетв-я естествен.
потребн-ей чел-ка. 2) Хрематистика – это искус-во наживать состояние путем
торговли. В отлич. от эк-ки, хремат-ка не явл. необх-ой и не сообраз-ся с
закон. природы, т.е. хремат-ка противостоит эк-ке. Эконом. мысль Др. Рима в
основн. решала аграрн. проблемы, и пр. всего проблемы рациональн. организ-и
рабовладельч. вилл и латифундий. Главн. сф. примен-я рабск. труда было с/х. В
своем сочин-и “О земледелии” Канон Старший обоснов-л преимущ-ва с/х в сравн-и с
др. отраслями эк-ки, и даказыв., что доход от землед-я самый чистый и верный.
К. призывал побольше продавать (и то лишь излишки) и поменьше покупать (то,
чего нельзя произв-ти в своей вилле). В целях получ-я высок. прибыли следовало
продавать продукц. своего хоз-ва в пер-ды высок. цен. Он уделял вним-е
проблемам организ-и рабск. труда на вилле. Призывал сеять м-ду рабами распри,
наказыв. их, и в то же время советов. использ-ть материал. и моральн. стимулы.
Проблемы рациональн. организ-и рабовладельч. хоз-ва нашли отраж-е в трудах
римск. агрономов Варрона (II–Iв. до н.э.) и Колумеллы (I в. н.э.). В трактате
Варрона “О с/х” обосновыв-сь достоин-ва этой отрасли эк-ки и осужд-сь пересел-е
римлян в город. Для укрепл-я хоз-ва латифундии рекоменд-л сочетать разв-е землед-я
с животновод-ом, т.к. цены на зерно были низкими, поск-ку оно в больш. колич-ах
поступало из провинций, а доходн-ть животн-ва была гораздо выше. Предлаг.
использ-ть материал. заинтересов-ть для стимулир-я рабск. труда. В сочин-и
Колумеллы “О с/х” нашел отраж-е кризис латифундиальн. рабовладельч. хоз-ва. Он
осознал неээффек-ть рабск. труда и предлаг. отказ-ся от труда рабов, заменить
труд наемн. работ-ми. Защит-ми интересов разорявшихся мелк. землевлад-цев выступили
братья Тиберий и Гай Гракхи. В целях реш-я аграрн. ?-са Тиберий предложил
принять з-н, по к-рому римск. гражданам разреш-сь арендовать не более 500
югеров (125 га) гос. пахотной земли, причем одна семья не могла заним. больше
1000 юг. Все излишки земли подлежали возвращ-ю гос-ву и распредел-ю среди
нуждающ-ся по 30 юг. Этот проект был частично осущ-н. После убийства Т. дело
продолжил Гай. Было возобнов-но надел-е крест-н землей и принят з-н о продаже
городск. беднякам хлеба из гос-ых хранилищ по низк. ценам.
2.
Экономич. учения европейск. Средневек.
Господств-щей формой идеологии в странах Зап. Евр. в
эпоху феод-зма был католицизм. Поэт. все рассужд-я средневек. авторов по
эконом-им ?-ам были облечены в религиозно-этическ. форму. Эконом. мысль 6-9 вв.
ярко отраз-сь в “Салической Правде”, к-рая представл. собой продукт обычного
народн. права, судебник – собрание старин-х судебн. обычаев франков, записан. и
редактир-ых в теч-е 6-9вв. В Сал. Пр. проводит. мысль о верховн. праве общины
на пахотную землю, леса, луга, болота, вводятся серьезн. огранич-я на
проникнов-е в общину чуждых ей элем-ов. В ней нашел отраж-е проц-с разлож-я
общин-го строя салич-их франков и постепен. формиров-я классов, характ-ых для
феодальн. общ-ва. Этот памятник свидет-ет о господ-ве у франков натуральн.
хоз-ва. Итак, в Сал. Пр. отражено хоз-во франков, община-марка у франков,
распад родовых отнош-ий и возникн-е имуществ-го и социальн. нерав-ва во
франкск. общ-ве. Проблема эконом. организ-и раннесредневек. вотчины, основан. на
натур. хоз-ве и крепостной эксплуат-и крест-н, нашла отраж-е в “Капитулярии о
виллах”(нач. 9в.). Здесь провод-ся мысль о том, что монопольным собствен-ом
земли вотчины явл. ее владелец, а насел-е вотчины должно нести по отнош-ю к
нему установлен. повинности. Ориентир-сь на натур. хоз-во, составит.
“Капитул-я” предписывал взимать оброки в натур. форме, создавать запасы
натурой, иметь в вотчине ремеслен-ов разных специальн-ей. Хоз-во вотчины было
слабо связано с р-ком, и продавать предписыв-сь лишь излишки с/х прод-ции.
Упоминаний об общине нет. Определен. вклад в пер-д классич. средневек. в
эконом. мысль внесли служители церкви. В серед. 12в. болонский монах Грациан
составил “Свод канонического права”, в к-ром содерж-сь высказыв-я по экономич.
?-ам. Канонисты провозгл-ли в кач-ве идеала общую собствен-ть, и одновр-но
доказыв., что институт частн. собствен-ти установлен богом в наказ-е за людские
грехи. Занятиями, угодн. Богу, счит-сь землед-е и ремесло, а неугодными –
ростовщич-во, а также торговля в целях получ-я барыша. Фома Аквинский выступ.
за самообеспеч-ть гос-ва, отдавал предпочт-е натурал. формам богат-ва, а золото
и серебро считал богат-вом искусств-ым. В “Сумме теологии” нашли отраж-е ?-сы
товарн. произв-ва. Централ. из них явл. проблема “справедлив. цены”. Основанием
обмена Аквинат считал равен-во пользы обмениваемых вещей. За феодалами
признавал право продавать товары дороже их естествен. цены. Т.о., он пытался
дать сословную тракт-ку цены товара. Выступал против порчи монеты, понимая, что
деньги обладают внутрен. цен-ью. Он, как и Аристотель утвержд., что деньги не
могут порождать денег. Осуждал ростовщич-во. Осуждал торговлю с целью получ-я
барыша, и в то же время торгов. прибыль признав-сь правомерной, если выступала
как плата за труд торговца, предназнач-сь для использ-я в благородн. целях и
возмещала затраты купца на транспорт-ку товаров. Обоснов-л справедл-ть взимания
земел. ренты, т.к. в виде ренты земел. собствен-ки получ. часть пр-кта,
производ-го землей и вознагражд-е за труд по управл-ю своим хоз-ом. Никола Орем
– франц. ученый 14в. В своем “Трактате о происхожд-и, природе, юридич-ом
основании и измен-и денег” высказал мысль о том, что 1) деньги представл. собой
инструм-т, создан. людьми для облегч. обмена товаров; 2) Благородн. металлы явл.
обычн. товарами и лишь в силу своих природн. св-в стали выступать в роли денег.
Т.о., Орему принадл. одна из 1-ых попыток обоснования металлич. т-рии денег.
Понимая происхожд-е и природу денег, он осуждал порчу монеты.
3.
Меркан-зм в Зап. Евр. Основн. этапы его разв-я.
Начин. с 14в. в эк-ке передов. стран Зап. Евр.
феодальн. способ произв-ва вступ. в стадию разлож-я. Это выраж-ся в постепен.
вытесн-и натур. хоз-ва товарно-денежн. отнош-ми. Товарн. обмен во все больш.
степени становит. усл-ем хоз-ой жизни. Богат-во представл-ся уже не как
совок-ть натур. благ, а в виде денег. Деньги станов-ся главн. предметом
экономич. мысли поздн. средневек-я. Сила гос-ва начин. измер-ся непосред-но его
денежн. рес-сами. Нормальн. течение и разв-е хоз-ой жизни производит-ей
(крест-н, ремесл-ов) зависит от устойчив-ти денежн. обращ-я. Быстро развив-ся и
приобрет. определен. политич. влияние ростовщич-ий и купеч-ий капитал, источник
роста к-рых наход-ся в сф. обращ-я. На основе обобщ-я этих экономич. проц-сов в
странах Евр. к нач. 15в. сложилось экономич. учение меркан-зма, к-рый харак-ся
след. чертами: 1) деньги рассматр-ся как абсолютн. форма богат-ва; 2) предметом
исслед-я выступ. почти исключ-но сф. обращ-я; 3) накопл-е богат-ва (в денежн.
форме) происх. в форме прибыли от внешн. торговли или же в ходе добычи
благородн. металлов. Мерк-зм был главн. направл-ем в разв-и экономич. мысли в
15 до серед. 18в. Эта школа представл. един-во идеологии, политики и практики
(эк-ки). Это сис-ма идей, выражающ. интересы торгов. капитала эпохи ПНК. Выдел.
сф. обращ-я как решающ. для накопл. капитала. Т.к. торгов. и ростовщ. кап-л
прирастает имен. в сф. обращ-я. В своем разв-и мерк-зм прошел 2 стадии: 1)
ранний мерк-зм, связан. с утвержд-ем монетарн. сис-мы (монетаризм) возник еще
до велик. географич. открытий и был актуален до серед. 16в. На этом этапе торг.
связи м-ду странами были развиты слабо. Для монетарн. сис-мы харак-на конц-я
денежн. баланса, согл. к-рой задача накопл-я денежн. богат-в в стране решалась
главн. образ. администрат-ми мерами, обеспечив-ми жесткую регламентац. денежн.
обращ-я, внешн. торговли. Рассматр-я золото как абсолютн. форму богат-ва,
монетар-ты искали пути притока его из-за границы и удерж-я внутри страны.
Категор-ки запрещ-ся вывоз денег за пределы данн. гос-ва, строго контрол-сь
деят-ть иностран. купцов, огранич-ся ввоз зарубежн. товаров, устанавл-сь высок.
пошлины. Правит-во заним-сь порчей монеты, снижая ее цен-ть и вес в надежде
заинтерес-ть иностран. купцов обменив. их деньги на туземные и покупать больше
товаров. 2) Поздний мерк-зм (развитой), получивш. назв. мануфак-ой сис-мы
охватыв. пер-д со 2-й полов. 16в. по 18в. На этом этапе торговые связи м-ду
странами станов-ся развитыми и регуляр-ми. Как и монетар-ты, представ-ли
мануфакт. сис-мы отождеств-ли богат-во наций с золотом и единствен. его
источ-ком считали внешн. торговлю. Они были убеждены во всемогущ-ве денег. Для
мануфак-ой сис-мы харак-на конц-я торг. баланса, согл. к-рой задача накопл-я
реш-сь экономич. методами. Мерк-ты отказ-сь от запрещ-я вывоза золота за
пределы страны, от жестк. регламен-и денежн. обращ-я. Основн. правило внешн.
торговли – продавать как можно больше, а покупать меньше, т.е. надо обеспеч.
превыш-е экспорта над импортом. В связи с этим провод-сь политика протекц-зма –
защиты интересов национал. капитала - устанавл-ть: 1) высок. пошлины на ввоз
готов. продукц. и вывоз сырья; 2) низк. пошлины на вывоз готов. продукц. и ввоз
сырья; 3) многие др. огранич-я на вывоз денег. Особен. мерк-зма: мерк-ты заним.
изучен. сф. обращ., произв-во их практич. не интересов. Произв-во это этап в
проц-се обращ. денег; мерк-ты были первыми из экономистов кто последоват.
выступ. за вмешат-во гос-ва в экон-ку. Поздн. мерк-ты, открыв один из важн.
источн-в накопл-я кап-ла, правильно понимали экономич. задачи своей эпохи, т.к.
время промышл-х переворотов еще не пришло. Приходил. ориентиров. на торговлю
как на источн. капиталистич. прибыли. Наибольш. разв-я мерк-зм достиг в Англ.
Раннюю его стадию представл. Стаффорд, автор книги “Критич-е излож-е нек-рых
жалоб наших соотечествен-ков” (см. задачу накопл-я в раннем мерк-зме). Зрелый
мерк-зм был представл. трудами Томаса Мена. В своих работах “Рассужд-е о
торговле Англ. с Ост-Индией” (1621) и “Богат-во Англ. во внешн. торговле или
баланс внешн. торговли как регулятор богат-ва” конц-ции монетар-ов автор
противопостав. т-рию торг. баланса. В пониман. автора деньги важны именно как
исходн. пункт кругооборота Д-Т-Д, осущ-го во внешн. торговле. Он считал вредной
жестк. регламент-ю денежн. обращ-я, выступал за свободн. вывоз монет. Главн.
заботой он считал обеспеч-е правила: “Продавать инстр-цам ежегодно на больш.
сумму, чем мы покуп. у них”. Идеи мерк-зма получ. больш. распростран-е во Фр. в
16-17вв. Основополож. мерк-зма был Антуан Монретьен, автор знаменит. “Трактата
полит. экон-и” (1615), к-рый дал назв. науке политэкономия – наука о национал.
хоз-ве, гос-ом хоз-ве. Наибол. полезным сословием считал купцов, торговлю
харак-л как главн. цель ремесел. Активн. вмешат-во гос-ва в эк-ку рассматр-сь в
кач-ве важшейш. фактора накопл-я, укрепл-я и разв-я хоз-ва страны. Он советовал
разв-ть мануф-ры, создавать ремеслен. школы, повышать кач-во изделий и
расширять торговлю товарами национал. произв-ва, вытесняя с франц. р-ка иностр-цев.
Его прогр-ма предусматр-ла расшир-е внешнеторгов. экспансии Фр. и отражала
частично идеи монет-зма, а также конц-ю торг. баланса. Во Фр. гос. власть,
чтобы обеспечить активн. торг. баланс, вынужд. была в теч-е 17в. разработ.
целую сис-му протекцион-их мер. Поск-ку апогей гос. вмеш-ва в эк-ку пришелся на
правл-е министра финансов Кольбера, то франц. мерк-зм вошел в истор. под назв.
кольбертизма. Правит-во путем установл-я запретит-ых ввозных пошлин пыталось
свести к min импорт промышл. товаров, и всячески поощряло разв-е отечествен.
промышл-ти, как экспортной, так и замещ-ей импорт. К кон. 17 в. франц. мерк-зм
оказ-ся в состоян. глубок. кризиса. В Италии мерк-зм представл. Серрой, автором
“Краткого трактата” (1613). Он подверг критике монетаризм; ратовал за разв-е
ремеслен. произв-ва, поощрение трудолюбия и изобрет-ия насел-я, разв-е
торговли, провед-е благоприятн. эконом. политики правит-ва. Мерк-зм не дал
существен. практич-их резул-ов в силу отстал-ти социал.-эконом. разв-я Италии.
В Испании разв-е мерк-зма задерж-сь на стадии монет-зма. В Германии вплоть до
1-ых 10-летий 19в. сущ-л мерк-зм.
4.
Идеи меркан-зма в России.
В Рос. идеи меркан-зма получ. разв-е в 17-18вв. До 17
ст. для них не сущ-ло усл-ий, т.к. в ту пору господ-ло натур. хоз-во, торговля
остав-сь локальной и огранич-ой. Она и в 17в. разв-сь в трудн. усл-ях, когда
усилив-сь крепост-во, расшир-сь барщин. сис-ма. Это обусловило разв-е
производит. сил на феодал. основе, выражав-ся в расшир-и площади агрикультуры,
освоении новых земель. Проц-с колонизац. расшир-ся. В 17в. нач-сь формиров-е
всероссийск. р-ка. Разв-сь товарно-денежн. отнош-я, возник. торгов. центры,
строились города и промышл. села. Шел проц-с ПНК. Появ-сь 1-е мануф-ры, возникали
буржуазн. производствен. отнош-я. Если в странах Зап. Евр. в связи с велик.
географ. открыт-ми важн. роль в переходе к капит-зму играла внешн. торговля, то
в Рос. она имела для разв-я эк-ки меньш. знач-е. Вперв. идеи меркан-зма на Руси
высказыв. представит. экономич. мысли 17в. Ордин-Нащокиным. Он покровит-ал
русск. купеч-ву, был высок. мнения о торговле. В составл-ом им “Новоторговом
уставе” (1667) торговля рассматр-сь как важнейш. статья дохода Русск. гос-ва.
Согл. уставу иностранцы д.б. платить пошлину в разм. 6% продажн. цены и
проезжую пошлину в разм. 10%. Нек-рые товары (предметы роскоши) облаг-сь еще
выше. Розничн. торговля иностранц. запрещ-сь. В целом платежи иностр-цев
оказыв-сь на уровне 20%. С русск. купцов взым-сь лишь рублев. пошлина в разм. 5%.
О.-Нащ. указыв., что торгов. пол-ка должна придержив-ся идеи превыш-я вывоза
товаров над ввозом, что способ-т накопл-ю национал. капитала. Был сторон-ком
активн. торгов. баланса, привлеч-я благородн. металлов в страну, запрета или
огранич-я вывоза золота и серебра из Рос. В этой политике имелись элем-ты
раннего меркан-зма, связан. с монетарн. сис-мой. Среди видных мыслит. Рос. 2-ой
полов. 17в. был хорват Юрий Крижанич. В своем труде “Политика” он отразил
реалистич-е представл-е об источн-ах богат-ва, происхожд-е к-рого видел в
труде, занятом в землед-и, промыслах и торговле. В обл. торгов. пол-ки
рекомен-л больше вывозить и меньше ввозить, особ-но тех товаров, к-рые
произв-ся внутри страны или произв-во к-рых можно наладить в гос-ве. Покупку
предметов роскоши за рубежом рассматр-л как прямой вычет из доходов от внешн.
торговли. Утвержд., что разв-е производит. сил в промышл-ти, землед-и, в
ремеслен. искус-ве, труд простых людей, создающ. товары, м.б. источн-ом более
прочных гос. доход., чем накопл-е золота и серебра от внешн. торговли. Был
против активн. торгов. деят-ти иностран. купцов в Рос. В этом была особен-ть
представ-ий рос-их мыслит. о меркан-зме. Видн. место в истор. русск. мерк-зма
занял ПетрI. Он не огранич-ся поощр-ем торговли и промышл-ти, а принимал
действен. меры для разв-я с/х. Больш. знач-е придавал фискальн. политике.
Вводил все новые и новые налоги. Использ-сь казен. монополии на торговлю вином,
солью, табаком и др. товарами. Уже в этом сказыв-сь меркант-кие тенденции, т.к.
мерк-ты были сторон-ми высок. налогов и вмешат-ва гос-ва в эк-ку. Больше эти
тенденц. обнаруж-сь в торг. пол-ке П.I, в запрете вывоза денег, во взимании
пошлин ефимками, в представл-и льгот русск. купцам и пр. В промышл. пол-ке тоже
сказыв-сь меркант-ие идеи. Указом 1712г. предлаг-сь расш-ть продукц. Суконного
двора, чтобы ч/з 5 лет не покуп. заморск. мундира. Поощр-сь полотняное
произв-во, поск-ку парусина была нужна для флота. Ускорено разв-сь
судостроение. Итак, П.I поставил перед собой задачу добиться экономич. независ-ти
Рос. и решал ее меркан-ки: путем привлеч-я в страну золота и серебра,
формиров-я экспорта, поощр-я русск. купеч-ва, разв-я промышл-ти, строит-ва
каналов и портов. Виднейш. идеологом и защитн-ом интересов купеч-ва в кон. 17 –
нач. 18в. был Ив. Тихон. Посошков. Основн. идеи его “Книги о скудости и
богат-ве”- устран-е скудости и умнож-е богат-ва Рос., план ее обновл-я. В его
планах торговле придав-сь первостепен. знач-е, а класс купцов выдвиг-ся на 1-е
место в общ-ве. Был сторон-ом активн. внешн. торговли, к-рая должна приносить
прибыль гос-ву и приумнож. колич-во денег в стране. Но в сис-ме его воззр-ий
торговля и произв-во выступ. как единый хоз. комплекс; предусм-сь широк.
распростр-е в стране ремеслен. произв-ва. Итак, главн. направл-е экономич. прогр-мы
П. – всемерн. разв-е производит. сил, отечествен. торговли, промышл-ти, с/х,
укрепл-е экономич. могущ-ва Рос. и ее независ-ти от др. стран. Определен.
элем-ты мерк-зма, выражавш-ся в защите идеи активн. торг. баланса, были присущи
и экономич. взглядам руск. учен. Ломоносова. Хотя в целом они не были
меркан-ми. По его мнен., для обеспеч-я экономич. независ-ти и политич.
самостоят-ти Рос. необх-мо было разв-ть промышл-ть. Уделял особ. вним-е
металлургии, доказыв., что недра Рос. богаты полезн. ископаемыми. Как и
мерк-ты, был сторон-ком роста насел-я. По его мнен., многочислен. трудоспособн.
насел-е – необх-е усл-е экономич. разв-я. Уделял больш. вним-е торговле. Во
внешн. торговле он видел один из факторов богат-ва и благосост-я страны. В
основе торговли должно лежать отчествен. произв-во, к-рое должно не только
удовл-ть внутрен. спрос, но и создавать избыток пр-ктов для экспорта. Внутрен.
торговля должна развив-ся свободно. В отлич. от меркан-ов богат-во страны видел
не в накопл-и денег и благородн. металлов, а в удовл-и материал-ых потребн-ей
насел-я. Итак, он выступал за разв-е добывающ. промышл-ти и металл-и,
удовлетв-е внутр. потребн-ей страны, а экспорт должен развив-ся при налич.
избытков. В понимании экономич. проблем шел дальше мерк-ов. Нек-рые идеи мерк-зма
в Рос. разв-сь в усл-ях феод-зма и жестк. крепост-ва. Поэт. стимулир-е
мануфак-ой промышл-ти велось за счет эконом. рес-сов феодал. режима. Не было
чист. монетаризма. Его элем-ты перемешив-сь с более зрелыми принципами торг.
баланса. Идеи мерк-зма в Рос. возникли с запозд-ем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|