рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Жизнь и творчество П.А.Флоренского рефераты

Реферат: Жизнь и творчество П.А.Флоренского

                              _П Л А Н : .

        I   Введение

        II  Биография

        III Творческое наследие П. Ф.

        IV  П.А. Флоренский: проблема общественного идеала

                а) его представления об общественном идеале

                б) исследование проблемы общественного идеала

        V   Зримый рай Павла Флоренского

        VI  Павел Флоренский и наука XX века

                а) введение топологических структур и единство научно-

                   го знания ;

                б) новая теория исторического процесса.

                в) формирование новых научных понятий , Московская ма-

                   тематическая школа , основной вопрос философии .

        VII Заключение

.

                                   - 2 -

         Павел Александрович Флоренский - выдающийся русский мыслитель

      ,  поистине  настоящая  гордость и слава России ,  по-видимому ,

      последний Леонардо мировой культуры ,  человек , даже в сталинс-

      ких  лагерях продолжавший научные исследования ,  и вместе с тем

      великий " майевтик " такой непреходящей ценности нашей Родины  ,

      как Московская математическая школа .  Многое , слишком многое в

      его трудах связано ,  конечно же ,  с конкретными , характерными

      только для тех лет увлечениями научной мысли ,  некоторые далеко

      не тривиальные идеи его оказались просто ошибочными , - например

      ,  о близком и полном крахе культуры " Возрожденческого типа " .

      Но - какая это ошибка ! Дай - то Бог так ошибиться нам или любо-

      му из ныне живущих исследователей . А самое главное - сколь мно-

      го и каких глубоких мыслей ,  идей , понятий все - таки остается

      в конце концов как непреходящая ,  навсегда " депонированная " в

      человеческую культуру духовная ценность .  И это  страшно  нужно

      нам сейчас для более глубокого понимания того , что же случилось

      со страной , куда нам идти дальше , какие идеалы исповедовать .

         В отечественной истории П.А.Флоренский предстает фигурой уни-

      кальной и глубоко закономерной ,  порожденной как бы самой логи-

      кой развития общественной и философской мысли . Религиозный мыс-

      литель и ученый - энциклопедист , он оставил заметный след в са-

      мых разных областях :  был математиком ,  физиком ,  инженером ,

      искусствоведом ,  историком , филологом , историком и богословом

      .  Столь  разносторонние интересы отнюдь не обособлялись друг от

      друга ;  напротив , взаимопроникали , сочетались в служении выс-

      шей  духовной истине ,  в утверждении " онтологичности духовного

      мира " ,  прочной опоры мимотекущего в вечности .  В своем твор-


                                   - 3 -

      честве  Флоренский как бы воплощал тот идеал целостного знания ,

      которого искала русская мысль на протяжении всего XIX века :  от

      любомудров  и славянофилов ( В.Ф.Одоевского ,  А.С.Хомякова ) до

      Н.Ф.Федорова и В.С.Соловьева .  В " Автореферате " ,  написанным

      Павлом  Александровичем  в  середине 20-х годов специально для "

      Энциклопедического словаря Русского  библиографического  словаря

      Гранат " , он определяет " свою жизненную задачу " как " продол-

      жение путей к будущему цельному  мировоззрению  ".  Не  случайно

      устремляющемся  в конечной цели к преображению мира и человека ,

      к " восстановлению всяческих " .  В  искусствоведческих  работах

      советского  периода  ( " Храмовое действо как синтез искусств ",

      1918 ;  " Анализ пространственности в художественно -  изобрази-

      тельных произведениях " ,  1924 ) Флоренский раскрывает внутрен-

      нее функциональное сходство разных искусств ,  их живое творчес-

      кое единство в храме и храмовой службе .

         Родился П.А.Флоренский в местечке Евлах Елизаветпольской  гу-

      бернии ( ныне Азербайджан ),  в семье инженера ,  Строившего за-

      кавказскую железную дорогу . По матери его корни уходят в глуби-

      ну древнего армянского рода Сапаровых .  Отец и мать , как вспо-

      минал Флоренский стремились превратить семью в особый мир ,  не-

      зыблемый  и прочный ,  в " рай ,  которому бы не была страшна ни

      внешняя непогода ,  ни холод , ни грязь общественных отношений ,

      ни ,  кажется , сама смерть " . Этот культ семейного начала глу-

      боко укоренился в душевном складе мыслителя . Дело строительства

      ,  духовного  взращивания  семьи было для него не менее важным ,

      чем научные изыскания ,  чем работа ,  чем пастырское служение .

      Но  возводил он ее на более стойком фундаменте чем отец .  Алек-

      сандр Иванович сознательно обособлял детей от прошлого (  долгое


                                   - 4 -

      время они ничего не знали о дедах и прадедах ) и от религии,  от

      соборного единства Церкви .  Тому были свои причины :  оба  ,  и

      отец ,  и мать , оторвались от своих родов и принадлежали к раз-

      ным христианским исповеданиям .  Сын же их восполнил односторон-

      ний  культ  семьи  культом рода ,  сердечной памятью о предках ,

      непрестанным обращениям души и ума к выносившем его поколениям (

      для воспитания в собственных детях этого чувства он написал вос-

      поминания об отце ,  дедах ,  прадедах ,  о себе самом  ,  своем

      детстве  ,  юности ,  как бы поведал им себя изнутри ) и верой ,

      сопричтенностью к Церкви , соединяющих всех в молитве , памяти и

      любви , преодолевающей губительность розни .

         У Павла Александровича рано обнаружились удивительные способ-

      ности к математике , и в 1900 г. по окончании тифлисской класси-

      ческой гимназии он поступает на физико - математическое  отделе-

      ние Московского университета .  Параллельно изучает философию на

      историко - филологическом факультете под руководством  известных

      философов  и профессоров С.Н.Трубецкого (1862- 1905) и Л.М.Лопа-

      тина (1855-1920) .  По окончании же курса поступает в Московскую

      духовную академию . В 191 г. защищает мастерскую диссертацию " О

      духовной истине " и принимает сан священника .  С этого  времени

      окончательно определяется своеобразный параллелизм ,  внутренняя

      сопряженность его духовных и научных занятий .  Он читает лекции

      по истории философии в Духовной академии ,  редактирует журнал "

      Богословский вестник " ,  преподает физику и математику , разра-

      батывает курсы по методике геометрии , энциклопедии математики и

      т.д.

         В1914 г.  выходит книга Флоренского " Столп и утверждение ис-

      тины .  Опыт православной теодицеи " , переработанная им из дис-


                                   - 5 -

      сертации .  Здесь развивается соловьевская концепция всеединства

      к идея Софии . Сама необычность построения книги ( в виде 12 пи-

      сем к другу , с многочисленными лирическими вставками ) , способ

      изложения материала (  богословские  рассуждения  сопровождаются

      математическими выкладками ,  примерами из самых разных областей

      ) свидетельствовали об особой позиции мыслителя ,  о  стремлении

      привести  к согласию религию и точное знание ,  о глубокой убеж-

      денности в равноположности истин веры  с  истинами  настоящей  ,

      нравственно  ориентированной науки .  В 20-ее годы у него у него

      уже окончательно складывается система " конкретной метафизики  "

      ,  где он пытается выстроить цельную картину бытия путем анализа

      различных его уровней и устойчивых структур ,  а также выявление

      символов горнего мира .  В 1922 году Флоренский готовит к печати

      большую работу " У водоразделов мысли . Черты конкретной метафи-

      зики  "  ( включает главы об обратной перспективе ,  о науке как

      символическом описании ,  об антиномии языка , философии имени ,

      органопроекции и т. д. ) , но она так и не вышла в свет .

         П.А.Флоренский не мыслил себя вне родины ,  ощущал нравствен-

      ный  долг  перед  грядущими поколениями ,  стремился сохранить в

      России основы духовной культуры . " Можно сказать , - писал Бул-

      гаков , - что жизнь ему как бы предлагала выбор между Сололвками

      и Парижем , но он избрал... родину , хотя то были и Соловки , он

      восхотел до конца разделить судьбу со своим народом . Отец Павел

      органически не мог и не хотел стать эмигрантом в смысле вольного

      или  невольного  отрыва  от родины ,  и сам он и судьба его есть

      слава и величие России , хотя вместе с тем и величайшее ее прес-

      тупление . "

         Талантливый ученый в сталинское  время  подвергся  травле  по


                                   - 6 -

      всем направлениям своей творческой деятельности .  Так ,  работа

      по сохранению Троице - Сергиевой Лавры была истолкована как  по-

      пытка создать " православный Ватикан " ,  преподавание во ВХУТЕ-

      МАСе - как создание " идеалистической коалиции " с В.А.Фаворским

      ,  а теоретическая работа , в которой описывался электроинтегра-

      тор - прототип современных аналоговых машин , была названа дале-

      кой от науки .

         В 1928 году ученого ссылают в Новгород ,  но затем возвращают

      по  ходатайству Е.П.Пешковой .  В 1933 г .  он был осужден на 10

      лет . Самой страшной страницей в жизни П.А.Флоренского стоновит-

      ся  его прибывание в Соловецком лагере .  Но и здесь несмотря на

      все издевательства и мучения не прекращается его творческая дея-

      тельность .  В частности , он занимается проблемой добычи йода и

      агар - агара из морских водорослей и делает более  десяти  запа-

      тентованных научных открытий .  25 ноября 1937 года П.А.Флоренс-

      кий был вторично осужден . Жизненный и научный подвиг  мыслителя

      подошел к концу.

         П.А.Флоренский был реабилитирован в 1958 г. Труды его начина-

      ют публиковаться с 70-х годов в богословских изданиях ,  с конца

      80-х годов в светских изданиях в России . В 1990 Г. выходит трех

      томное собрание его сочинений ,  включающее основные философские

      труды .  Его творчеству посвящают статьи ,  докторские и  канди-

      датские диссертации . Изучение философских взглядов П.А.Флоренс-

      кого преобретает систематический характер .

         В творческом  наследии  отца  Павла Флоренского произведениям

      принадлежит сравнительно скромное , но довольно заметное место .

      Помимо  сугубо  литературных достоинств поэтические произведения

      его несут в себе и затаенные ,  гностические мотивы ,  символы ,


                                   - 7 -

      которые он рассматривал как термины из духовного мира .

         Рассмотрим гностические мотивы в поэзии раннего Флоренского ,

      обратившись прежде всего к сборнику его стихотворений " В вечной

      лазури " .

         Сборник этот  построен как цельная соната из библейских реми-

      нисценций и символов . Традиционная фактура стиха , традиционные

      размеры  и  рифмы чередуются в сборнике с изощренной разорванной

      строфикой ,  сложными ритмами и ассонсами .Заслуживает  внимание

      стихотворение " Назорей " ,  в котором ветхозаветный обряд назо-

      рейства ,  добровольного аскетического подвига  ,  описанного  в

      Книге  Чисел переосмысливается Флоренским в гностическом аспекте

      посвящения :

         Пред Тобой не поставлю свечи ,

         не возжгу я лампад .

         Златотканной узорной парчи

         не одену наряд .

         Облеченный в мерцающий лен ,

         сам хочу пламенеть .

         И Тобой , Свет , и Пламя , зажжен,

         бледным воском сгореть . 55 0

         Привычные поэтические символы , наполняются особым смыслом в

      этом контексте .Свет и Пламя на языке гнозиса означает  знание и

      любовь .Посвящаемый входит в святая всех святых своей души , по-

      беждающей смерть через посвящение и обретающей таким образом бо-

      жественную свободу - рождение в новую жизнь .

         В этом сборнике ,  в отличие от более  ранних  ,  поэтическая

      символика  Флоренского  заметным образом " оцерковляется " .  Не

      случайно стихи , вошедшие в него , были предварительно напечата-


                                   - 8 -

      ны  в  журнале  " Христианин " и прошли духовную цензуру ректора

      Вифанской Духовной семинарии протоиерея А.Беляева .

         В стихотворении  " У окна " поэт превосходно иллюстрирует ус-

      ловность и в то же время многозначительность ассоциативной  сим-

      волики .  Традиционные значения символов перемежаются здесь с их

      контрастным гностическим наполнением на противоположном семанти-

      ческом фоне ,  в более широком контексте . Лепестки цветущих ви-

      шен сменяются хлопьями снега ,  ветви деревьев пронзают душу как

      копья , а саван оказывается подвенечным убором :

         - Гляди-тко ,  родимый .Гляди-тко :  в цвету

         за окнами  вишни белеют ,

         и ветром весенним - смотри! - на лету

         несет лепестки их и веет !

         -Ах нет не ошиблась , - то ветер свистит

         метельный  и  мертвенно-белый .

         Прохожий замерзший вон видишь ?  -

                                      спешит

         и дышит на ус индевелый .

         - Мой Брат ! О , мой милый !пахнуло теплом .

         Послушай ... гудят колокольни .

         В истоме все сладкой за этим стеклом .

         Пойдем же к истоме безбольной !

         - Там нет лепестков так куда ж я пойду .

         По савану ? в снежныя хлопья ?

         Там ветви стенают в холодном бреду

         и тянутся к небу как копья .

         - Не саван ! Нет , это -венчальный убор .

         Дрожит мое сердце :  Он близко ... 5 6


                                   - 9 -

         Поэма " Белый камень " , посвященная А.Белому , написана Фло-

      ренским как своего рода гностический комментарий на стихи Апока-

      липсиса  - " Побеждающему дам вкушать сокровенную манну ,  и дам

      ему белый камень и на камне написанное новое имя , которого ник-

      то не знает , кроме того , кто получает "

         Под сокровенной манной и белым камнем , очевидно , подразуме-

      ваются  символы  ;  по  традиционному толкованию ,  тело и кровь

      Христа , которые вкушают верующие в таинстве Евхаристии и приго-

      вор Божьего Суда над каждым христианином , наказание или награда

      .

         По другому толкованию ,  более близкому гностикам , белый ка-

      мень - цвет радости и победы - знак принятия в Небесное  Царство

      ; новое имя -внутреннее обновление , перерождение и посвящение ,

      позволяющее вступить в это царство .  Получение белого  камня  -

      знак принадлежности к белому братству ,  как мистическому ордену

      . Белый камень с начертанным на нем белым именем означает завер-

      шение божественного усыновления в жизни вечной .

         Знаменательно ,  что для поэзии Флоренского типичны сновиден-

      ческие образы ,  и именно в гностическом обрамлении они получают

      верное истолкование .Вот ,  например , фрагмент из стихотворения

      " Весна . Над Москвой - рекой " :

         Сладкой тоской изнывая ,  стою над рекой и не знаю ,

         что , в эту ночь оживаю ,  иль в Вечную Жизнь умираю .

         Странно внутри так звенит ...

                             Или храма  то отзвук несется

         плавно - широкой волною . Иль новая сила дается ?

         Сердце от радости плачет ... 5  7

         Нужно обратить внимание на то , что у Флоренского есть нес-


                                   - 10 -

      колько стихотворений с одинаковым названием " Сон " . В одном из

      них написанном в Тифлисе в 1901 году ,  запечатлены  следы  того

      удивительного состояния , когда в жаркий полдень на лесистом бе-

      регу Куры Флоренский испытал состояние транса  и  наития  и  ему

      вдруг  открылась относительность и условность позититвизма и не-

      зыблемость вечных духовных истин .  " В какую-нибудь минуту ,  -

      вспоминает Флоренский , - пышное здание научного мышления рассы-

      палось в труху , как от подземного удара ... Произошел глубинный

      сдвиг воли , и с этого момента смысл умственной деятельности из-

      менил знак " .

         Как поэт Флоренский эволюционировал от гностической символики

      к символике церковно литургической .  Направление этой  эволюции

      заметно уже на страницах сборника " В вечной лазури " .  Влияние

      на гностические мотивы в поэзии Флоренского оказали , как это не

      парадоксально на первый взгляд ,  оказали народные частушки .  "

Страницы: 1, 2