рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Язык С рефераты

тор сам вычислит число элементов массива KEYTAB, если иници-

ализаторы присутствуют, а скобки [] оставлены пустыми.

Программа подсчета ключевых слов начинается с определе-

ния массива KEYTAB. ведущая программа читает свой файл вво-

да, последовательно обращаясь к функции GETWORD, которая из-

влекает из ввода по одному слову за обращение. Каждое слово

ищется в массиве KEYTAB с помощью варианта функции бинарного

поиска, написанной нами в главе 3. (Конечно, чтобы эта функ-

ция работала, список ключевых слов должен быть расположен в

порядке возрастания).

 

  #DEFINE    MAXWORD   20

 

  MAIN()   /* COUNT “C” KEYWORDS */

  \(

INT  N, T;

CHAR WORD[MAXWORD];

WHILE ((T = GETWORD(WORD,MAXWORD)) != EOF)

IF (T == LETTER)

IF((N = BINARY(WORD,KEYTAB,NKEYS)) >= 0)

KEYTAB[N].KEYCOUNT++;

FOR (N =0; N < NKEYS; N++)

IF (KEYTAB[N].KEYCOUNT > 0)

PRINTF(“%4D %S\N”,

KEYTAB[N].KEYCOUNT, KEYTAB[N].KEYWORD);

  \)

BINARY(WORD, TAB, N) /* FIND WORD IN TAB[0]...TAB[N-1] */

CHAR *WORD;

STRUCT KEY TAB[];

INT N;

  \(

INT LOW, HIGH, MID, COND;

LOW = 0;

HIGH = N - 1;

WHILE (LOW <= HIGH) \(

MID = (LOW+HIGH) / 2;

IF((COND = STRCMP(WORD, TAB[MID].KEYWORD)) < 0)

HIGH = MID - 1;

ELSE IF (COND > 0)

LOW = MID + 1;

ELSE

RETURN (MID);

   \)

RETURN(-1);

  \)

Мы вскоре приведем функцию GETWORD; пока достаточно сказать,

что она возвращает LETTER каждый раз, как она находит слово,

и копирует это слово в свой первый аргумент.

·          
135 -

    

Величина NKEYS - это количество ключевых слов в массиве

KEYTAB . Хотя мы можем сосчитать это число вручную, гораздо

легче и надежнее поручить это машине, особенно в том случае,

если список ключевых слов подвержен изменениям. Одной из

возможностей было бы закончить список инициализаторов указа-

нием на нуль и затем пройти в цикле сквозь массив KEYTAB,

пока не найдется конец.

Но, поскольку размер этого массива полностью определен к

моменту компиляции, здесь имеется более простая возможность.

Число элементов просто есть

 

SIZE OF KEYTAB / SIZE OF STRUCT KEY

дело в том, что в языке “C” предусмотрена унарная операция

SIZEOF, выполняемая во время компиляции, которая позволяет

вычислить размер любого объекта. Выражение

 

SIZEOF(OBJECT)

выдает целое, равное размеру указанного объекта. (Размер оп-

ределяется в неспецифицированных единицах, называемых “бай-

тами”, которые имеют тот же размер, что и переменные типа

CHAR). Объект может быть фактической переменной, массивом и

структурой, или именем основного типа, как INT или DOUBLE,

или именем производного типа, как структура. В нашем случае

число ключевых слов равно размеру массива, деленному на раз-

мер одного элемента массива. Это вычисление используется в

утверждении #DEFINE для установления значения NKEYS:

 

#DEFINE NKEYS (SIZEOF(KEYTAB) / SIZEOF(STRUCT KEY))

Теперь перейдем к функции GETWORD. Мы фактически написа-

ли более общий вариант функции GETWORD, чем необходимо для

этой программы, но он не на много более сложен. Функция

GETWORD возвращает следующее “слово” из ввода, где словом

считается либо строка букв и цифр, начинающихся с буквы, ли-

бо отдельный символ. Тип объекта возвращается в качетве зна-

чения функции; это - LETTER, если найдено слово, EOF для

конца файла и сам символ, если он не буквенный.

 

GETWORD(W, LIM)   /* GET NEXT WORD FROM INPUT */

CHAR *W;

INT LIM;

  \(

INT C, T;

IF (TYPE(C=*W++=GETCH()) !=LETTER) \(

*W='\0';

RETURN©;

   \)

    

·     136 -

    

WHILE (--LIM > 0)  \(

T = TYPE(C = *W++ = GETCH());

IF (T ! = LETTER && T ! = DIGIT) \(

UNGETCH©;

BREAK;

   \)

  \)

*(W-1) - '\0';

RETURN(LETTER);

  \)

 

Функция GETWORD использует функции GETCH и UNGETCH, которые

мы написали в главе 4: когда набор алфавитных символов пре-

рывается, функция GETWORD получает один лишний символ. В ре-

зультате вызова UNGETCH этот символ помещается назад во ввод

для следующего обращения.

Функция GETWORD обращается к функции TYPE для определе-

ния типа каждого отдельного символа из файла ввода. Вот ва-

риант, справедливый только для алфавита ASCII.

TYPE©  /* RETURN TYPE OF ASCII CHARACTER */ INT C;

    \(

IF (C>= 'A' && C<= 'Z' \!\! C>= 'A' && C<= 'Z')

RETURN(LETTER);

ELSE IF (C>= '0' && C<= '9')

RETURN(DIGIT);

ELSE

RETURN©;

   \)

 

 

Символические константы LETTER и DIGIT могут иметь любые

значения, лишь бы они не вступали в конфликт с символами,

отличными от буквенно-цифровых, и с EOF; очевидно возможен

следующий выбор

 

      #DEFINE   LETTER   'A'

      #DEFINE   DIGIT   '0'

 

функция GETWORD могла бы работать быстрее, если бы обращения

к функции TYPE были заменены обращениями к соответствующему

массиву TYPE[ ]. В стандартной библиотеке языка “C” предус-

мотрены макросы ISALPHA и ISDIGIT, действующие необходимым

образом.

Упражнение 6-1.

Сделайте такую модификацию функции GETWORD и оцените,

как изменится скорость работы программы.

Упражнение 6-2.

Напишите вариант функции TYPE, не зависящий от конкрет-

ного наборасимволов.

·          
137 -

    

Упражнение 6-3.

Напишите вариант программы подсчета ключевых слов, кото-

рый бы не учитывал появления этих слов в заключенных в ка-

вычки строках.

6.4.   Указатели на структуры.

Чтобы проиллюстрировать некоторые соображения, связанные

с использованием указателей и массивов структур, давайте

снова составим программу подсчета ключевых строк, используя

на этот раз указатели, а не индексы массивов.

Внешнее описание массива KEYTAB не нужно изменять, но

функции MAIN и BINARY требуют модификации.

MAIN()   /* COUNT C KEYWORD; POINTER VERSION */

     \(

INT  T;

CHAR WORD[MAXWORD];

STRUCT KEY *BINARY(), *P;

WHILE ((T = GETWORD(WORD, MAXWORD;) !=EOF)

IF (T==LETTER)

IF ((P=BINARY(WORD,KEYTAB,NKEYS)) !=NULL)

P->KEYCOUNT++;

FOR (P=KEYTAB; P>KEYTAB + NKEYS; P++)

IF (P->KEYCOUNT > 0)

PRINTF(“%4D %S/N”, P->KEYCOUNT, P->KEYWORD);

     \)

STRUCT KEY BINARY(WORD, TAB, N) / FIND WORD */

CHAR WORD   / IN TAB[0]...TAB[N-1] */

STRUCT KEY TAB [];

INT N;

     \(

INT  COND;

STRUCT KEY *LOW = &TAB[0];

STRUCT KEY *HIGH = &TAB[N-1];

STRUCT KEY *MID;

WHILE (LOW <= HIGH) \(

MID = LOW + (HIGH-LOW) / 2;

IF ((COND = STRCMP(WORD, MID->KEYWORD)) < 0)

HIGH = MID - 1;

ELSE IF (COND > 0)

LOW = MID + 1;

ELSE

RETURN(MID);

    \)

RETURN(NULL);

     \)

 

Здесь имеется несколько моментов, которые стоит отме-

тить. Во-первых, описание функции BINARI должно указывать,

что она возвращает указатель на структуру типа KEY, а не на

целое; это объявляется как в функции MAIN, так и в BINARY.

Если функция BINARI находит слово, то она возвращает указа-

тель на него; если же нет, она возвращает NULL.

    

·     138 -

    

Во-вторых, все обращения к элементам массива KEYTAB осу-

ществляются через указатели. Это влечет за собой одно сущес-

твенное изменение в функции BINARY: средний элемент больше

нельзя вычислять просто по формуле

 

MID = (LOW + HIGH) / 2

потому что сложение двух указателей не дает какого-нибудь

полезного результата (даже после деления на 2) и в действи-

тельности является незаконным. эту формулу надо заменить на

 

MID = LOW + (HIGH-LOW) / 2

в результате которой MID становится указателем на элемент,

расположенный посередине между LOW и HIGH.

Вам также следует разобраться в инициализации LOW и

HIGH. указатель можно инициализировать адресом ранее опреде-

ленного объекта; именно как мы здесь и поступили.

В функции MAIN мы написали

FOR (P=KEYTAB; P < KEYTAB + NKEYS; P++)

Если P является указателем структуры, то любая арифметика с

P учитывает фактический размер данной структуры, так что P++

увеличивает P на нужную величину, в результате чего P указы-

вает на следующий элемент массива структур. Но не считайте,

что размер структуры равен сумме размеров ее членов, - из-за

требований выравнивания для различных объектов в структуре

могут возникать “дыры”.

И, наконец, несколько второстепенный вопрос о форме за-

писи программы. Если возвращаемая функцией величина имеет

тип, как, например, в

 

STRUCT KEY *BINARY(WORD, TAB, N)

Tо может оказаться, что имя функции трудно выделить среди

текста. В связи с этим иногда используется другой стиль за-

писи:

 

STRUCT KEY *

BINARY(WORD, TAB, N)

Это главным образом дело вкуса; выберите ту форму, которая

вам нравится, и придерживайтесь ее.

 

6.5.   Структуры, ссылающиеся на себя.

Предположим, что нам надо справиться с более общей зада-

чей, состоящей в подсчете числа появлений всех слов в неко-

тором файле ввода. Так как список слов заранее не известен,

мы не можем их упорядочить удобным образом и использовать

бинарный поиск. Мы даже не можем осуществлять последователь-

ный просмотр при поступлении каждого слова, с тем чтобы ус-

тановить, не встречалось ли оно ранее; такая программа будет

работать вечно. (Более точно, ожидаемое время работы растет

как квадрат числа вводимых слов). Как же нам организовать

программу, чтобы справиться со списком произвольных слов?

    

·     139 -

    

Одно из решений состоит в том, чтобы все время хранить

массив поступающих до сих пор слов в упорядоченном виде, по-

мещая каждое слово в нужное место по мере их поступления.

OДнако это не следует делать, перемещая слова в линейном

массиве, - это также потребует слишком много времени. Вместо

этого мы используем структуру данных, называемую доичным де-

ревом.

Каждому новому слову соответствует один “узел” дерева;

каждый узел содержит:

указатель текста слова

счетчик числа появлений

указатель узла левого потомка

указатель узла правого потомка

Никакой узел не может иметь более двух детей; возможно от-

сутсвие детей или наличие только одного потомка.

Узлы создаются таким образом, что левое поддерево каждо-

го узла содержит только те слова, которые меньше слова в

этом узле, а правое поддерево только те слова, которые боль-

ше. Чтобы определить, находится ли новое слово уже в дереве,

начинают с корня и сравнивают новое слово со словом, храня-

щимся в этом узле. Если слова совпадают, то вопрос решается

утвердительно. Если новое слово меньше слова в дереве, то

переходят к рассмотрению левого потомка; в противном случае

исследуется правый потомок. Если в нужном направлении пото-

мок отсутствует, то значит новое слово не находится в дереве

и место этого недостающего потомка как раз и является мес-

том, куда следует поместить новое слово. Поскольку поиск из

любого узла приводит к поиску одного из его потомков, то сам

процесс поиска по существу является рекурсивным. В соответс-

твии с этим наиболее естественно использовать рекурсивные

процедуры ввода и вывода.

Возвращаясь назад к описанию узла, ясно, что это будет

структура с четырьмя компонентами:

STRUCT TNODE \( /* THE BASIC NODE */

CHAR WORD; / POINTS TO THE TEXT */

INT   COUNT; /* NUMBER OF OCCURRENCES */

STRUCT TNODE LEFT; / LEFT CHILD */

STRUCT TNODE RIGHT; / RIGHT CHILD */

 \);

 

Это “рекурсивное” описание узла может показаться рискован-

ным, но на самом деле оно вполне корректно. Структура не

имеет права содержать ссылку на саму себя, но

 

STRUCT TNODE *LEFT;

описывает LEFT как указатель на узел, а не как сам узел.

·                 
140 -

    

Текст самой программы оказывается удивительно маленьким,

если, конечно, иметь в распоряжении набор написанных нами

ранее процедур, обеспечивающих нужные действия. Мы имеем в

виду функцию GETWORD для извлечения каждого слова из файла

ввода и функцию ALLOC для выделения места для хранения слов.

Ведущая программа просто считывает слова с помощью функ-

ции GETWORD и помещает их в дерево, используя функцию TREE.

 #DEFINE   MAXWORD   20

 MAIN()    /* WORD FREGUENCY COUNT */

 \(

STRUCT TNODE *ROOT, *TREE();

CHAR WORD[MAXWORD];

INT   T;

ROOT = NULL;

WHILE ((T = GETWORD(WORD, MAXWORD)) \! = EOF)

IF (T == LETTER)

ROOT = TREE(ROOT, WORD);

TREEPRINT(ROOT);

 \)

 

Функция TREE сама по себе проста. Слово передается функ-

цией MAIN к верхнему уровню (корню) дерева. На каждом этапе

это слово сравнивается со словом, уже хранящимся в этом уз-

ле, и с помощью рекурсивного обращения к TREE просачивается

вниз либо к левому, либо к правому поддереву. В конце концов

это слово либо совпадает с каким-то словом, уже находящимся

в дереве (в этом случае счетчик увеличивается на единицу),

либо программа натолкнется на нулевой указатель, свидетель-

ствующий о необходимости создания и добавления к дереву но-

вого узла. В случае создания нового узла функция TREE возв-

ращает указатель этого узла, который помещается в родитель-

ский узел.

 

STRUCT TNODE *TREE(P, W)

/* INSTALL W AT OR BELOW P */

STRUCT TNODE *P;

CHAR *W;

  \(

STRUCT TNODE *TALLOC();

CHAR *STRSAVE();

INT COND;

IF (P == NULL) \( /* A NEW WORD

HAS ARRIVED */

P == TALLOC(); /* MAKE A NEW NODE */

P->WORD = STRSAVE(W);

P->COUNT = 1;

P->LEFT = P->RIGHT = NULL;

\) ELSE IF ((COND = STRCMP(W, P->WORD)) == 0)

P->COUNT++;     /* REPEATED WORD */

ELSE IF (COND < 0)/* LOWER GOES INTO LEFT SUBTREE */

P->LEFT = TREE(P->LEFT, W);

ELSE            /* GREATER INTO RIGHT SUBTREE */

P->RIGHT = TREE(P->RIGHT, W);

RETURN(P);

  \)       

·     141 -

 

Память для нового узла выделяется функцией TALLOC, явля-

ющейся адаптацией для данного случая функции ALLOC, написан-

ной нами ранее. Она возвращает указатель свободного прост-

ранства, пригодного для хранения нового узла дерева. (Мы

вскоре обсудим это подробнее). Новое слово копируется функ-

цией STRSAVE в скрытое место, счетчик инициализируется еди-

ницей, и указатели обоих потомков полагаются равными нулю.

Эта часть программы выполняется только при добавлении нового

узла к ребру дерева. Мы здесь опустили проверку на ошибки

возвращаемых функций STRSAVE и TALLOC значений (что неразум-

но для практически работающей программы).

Функция TREEPRINT печатает дерево, начиная с левого под-

дерева; в каждом узле сначала печатается левое поддерево

(все слова, которые младше этого слова), затем само слово, а

затем правое поддерево (все слова, которые старше). Если вы

неуверенно оперируете с рекурсией, нарисуйте дерево сами и

напечатайте его с помощью функции TREEPRINT ; это одна из

наиболее ясных рекурсивных процедур, которую можно найти.

 

TREEPRINT (P) /* PRINT TREE  P  RECURSIVELY */

STRUCT TNODE *P;

  \(

IF (P != NULL)    \(

TREEPRINT (P->LEFT);

PRINTF(“%4D %S\N”, P->COUNT, P->WORD);

TREEPRINT (P->RIGHT);

     \)

 \)

 

Практическое замечание: если дерево становится “несба-

лансированным” из-за того, что слова поступают не в случай-

ном порядке, то время работы программы может расти слишком

быстро. В худшем случае, когда поступающие слова уже упоря-

дочены, настоящая программа осуществляет дорогостоящую ими-

тацию линейного поиска. Существуют различные обобщения дво-

ичного дерева, особенно 2-3 деревья и AVL деревья, которые

не ведут себя так “в худших случаях”, но мы не будем здесь

на них останавливаться.

Прежде чем расстаться с этим примером, уместно сделать

небольшое отступление в связи с вопросом о распределении па-

мяти. Ясно, что в программе желательно иметь только один

распределитель памяти, даже если ему приходится размещать

различные виды объектов. Но если мы хотим использовать один

распределитель памяти для обработки запросов на выделение

памяти для указателей на переменные типа CHAR и для указате-

лей на STRUCT TNODE, то при этом возникают два вопроса. Пер-

вый: как выполнить то существующее на большинстве реальных

машин ограничение, что объекты определенных типов должны

удовлетворять требованиям выравнивания (например, часто це-

лые должны размещаться в четных адресах)? Второй: как орга-

низовать описания, чтобы справиться с тем, что функция ALLOC

должна возвращать различные виды указателей ?

    

·     142 -

    

    

Вообще говоря, требования выравнивания легко выполнить

за счет выделения некоторого лишнего пространства, просто

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28