Реферат: Внешнеэкономическая деятельность России и состояние платёжного баланса
Источник:
Никитин В. Сколько и кому мы всё-таки
должны // РФ сегодня. 2002г. №1.
Таблица 3.1-2.
Структура
внешнего долга России (млрд. долларов)
Кредитор
|
На 01.01.99.
|
На 01.01.2000.
|
Правительства иностранных
государств |
68,1 |
73,2 |
Иностранные коммерческие
банки и фирмы |
58,1 |
65 |
Международные финансовые
организации |
24 |
28,8 |
Всего |
143,9 |
167 |
Источник: Н. Гаврилова. К вопросу о
государственном долге // Экономист. 2003г. №4. с. 45-48.
В расчёте по текущему курсу отношение
внешнего долга к ВВП страны в долларовом исчислении после дефолта возросло с
40% до порядка 100%. Ускорившееся сокращена внешнеторговых поступлений валюты в
страну и продолжающийся вывоз капитала за рубеж без реструктуризации внешней
задолженности России чреваты новой девальвацией национальной валюты еще большим
увеличением долговой нагрузки на экономику, с логически вытекающими отсюда
последствиями — дальнейшим углублением кризисных процессов, спадом
производства и инвестиций, дестабилизацией хозяйственной жизни в стране и как
результат — еще большим затягиванием "долговой петли".
Ежегодные выплаты России по внешним
долгам оказываются по объемам эквивалентными 28-30% всего объема и
капиталовложений в экономике. То есть колоссальный объем ресурсов, который мог
бы в той или иной части быть использован для инвестиций в целях восстановления
производства, будет уходить на оплату долгов.
Если в 1995 году на обслуживание
внешнего и внутреннего долга приходилось 12% всех доходов бюджета, то в 1997
году на эти цели было направлено уже около 24% всей доходной базы бюджета, а
1998-1999 годах этот параметр превысил 35%. Между тем по мировым стандартам
страна считается банкротом, неспособной своевременно обслуживать свои
обязательства, если указанная величина достигает 30% [16].
Очевидно, что такая долговая
нагрузка, неподъемная для экономики, находящейся в состоянии глубокого
кризиса, жестко связывает национальные ресурсы страны, которые могли бы быть
направлены на нужды инвестирования, реконструкции производства и возобновления
экономического роста. Проблема обостряется тем, что в последующие годы долговая
нагрузка на бюджет, по прогнозам, будет все более усиливаться. Согласно
оценкам правительственных экспертов, если не удастся изменить структуру
государственного внутреннего и внешнего долга, то на обслуживание задолженности
уже к 2005 году потребуется направлять порядка 70% всех доходов бюджета.
Поэтому, не снизив высокую долговую нагрузку, рассчитывать на интенсивный
экономический рост не приходится [15].
В первую очередь это относится к
проблеме внешних долгов. Здесь требуется не только долгосрочное
реструктурирование, но главным образом — списание части советского долга. По
имеющимся данным Министерства Экономики России, если этого не сделать, а
только реструктурировать на длительный (15-летний) срок внешние долги, то потребуется
ежегодное сокращение государственных расходов как минимум вдвое. Учитывая
нынешнее состояние государственных финансов, узкие масштабы финансирования
социальных нужд и вероятную дестабилизацию жизни в стране, это нереально [21].
3.2. Программа развития России до
2010 года
Итоги последних лет
свидетельствуют о формировании тенденции к росту российской экономики: валовой
внутренний продукт вырос на 14 процентов, объем промышленной продукции –
на 20 процентов, объем инвестиций в основные фонды – на 24 процента.
Одновременно формировался и благоприятный социальный фон осуществления реформ –
продолжался рост доходов, возрос уровень потребления, произошло резкое снижение
забастовочной активности.
Внешнеэкономическая
политика России в предстоящий период будет направлена на обеспечение [1]:
- наилучших условий
доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;
- эффективного уровня
защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;
- доступа к международным
ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким,
как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской
Федерации отсутствует или ограничено);
- благоприятного
платежного баланса страны;
- повышения эффективности
государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
- соблюдения принципа
взаимности – благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.
Отличительной и наиболее
существенной чертой предстоящего периода в области внешнеэкономической
деятельности явится проведение комплекса мероприятий, позволяющих достичь
значительного прогресса в институциональной интеграции России в систему
мирохозяйственных связей. Страна может стать полноправным членом ВТО, приняв на
себя комплекс обязательств в области импортных тарифов, доступа на рынок услуг
и уровня субсидирования сельского хозяйства [11].
Присоединение к ВТО
станет важным фактором улучшения торгово-политических условий международного
экономического сотрудничества для России. Во-первых, страна получит выход в
унифицированное международное правовое пространство, базирующееся более чем на
50 соглашениях и других документах ВТО, направленных на обеспечение всем
экспортерам и импортерам стабильных и предсказуемых условий деятельности. Тем
самым, страна получит защиту от торговой дискриминации, а также свободу
транзита для своих товаров. Во-вторых, одновременно с правом на защиту от
несправедливой конкуренции на мировом рынке Россия в качестве члена ВТО получит
возможность реализовать это право посредством использования специального
механизма ВТО по урегулированию торговых споров. В-третьих, став членом ВТО,
Россия сможет в дальнейшем оказывать непосредственно участвовать в формировании
правил международной торговли, руководствуясь национальными интересами.
В ближайшей перспективе
необходимо достичь решающего прогресса на переговорах с целью выхода на
принципиальные договоренности с основными торговыми партнерами России по
будущим обязательствам в области тарифов, услуг и сельского хозяйства и
перехода к постатейному утверждению разделов Доклада Рабочей группы по
присоединению России к ВТО и Протокола о присоединении (основных документов,
оформляющих присоединение к ВТО).
Конечные сроки
присоединения будут зависеть от характера требований, предъявляемых к России во
время переговоров, и возможности их учета с точки зрения обеспечения
необходимого уровня защиты отечественных операторов.
С учетом возрастающей открытости
национального хозяйства усилится роль единой торговой политики в развитии
российской экономики, укреплении ее конкурентоспособности и обеспечении
эффективной защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной
конкуренции.
Выгоды от присоединения
России к ВТО будут возрастать по мере увеличения в экспорте страны удельного
веса товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости. Поэтому в ближайшей
перспективе особую значимость приобретут вопросы реализации эффективной
государственной политики содействия экспорту, направленной на его рост,
диверсификацию и улучшение товарной структуры.
В 2004-2010 годах в целях
содействия экспорту необходимо реализовать следующие мероприятия [2]:
- усилить
межведомственную координацию в сфере содействия экспорту и сосредоточить
основные функции в этой области в специально уполномоченном федеральном органе
исполнительной власти;
- обеспечить эффективное
функционирование системы государственного страхования и гарантирования
экспортных кредитов;
- обеспечить поддержку
участия российских организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и
расширения поставок комплектного оборудования, в том числе на основе
межправительственных соглашений с предоставлением кредитов;
- активизировать работу
по привлечению российских предприятий к участию в международной
выставочно-ярмарочной деятельности;
- улучшить транспортное
обслуживание внешней торговли, особенно экспортных операций, путем установления
благоприятных тарифов по регулируемым государством транспортным перевозкам,
расширения строительства экспортных транспортных магистралей, портов и портовых
сооружений и т.п.;
- осуществлять меры
государственной поддержки отечественных перевозчиков с целью увеличения их доли
при транспортировке внешнеторговых грузов;
- обеспечить запуск
системы внешнеторговой информации, объединяющей информационные массивы
уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, их региональных
представительств, а также зарубежных торговых представительств России и
обеспечивающей доступ к ним в режиме реального времени заинтересованных
участников ВЭД;
- обеспечить более
широкое привлечение к работе межправительственных комиссии по
торгово-экономическому сотрудничеству представителей регионов, отраслевых
союзов и ассоциаций производителей и экспортеров, банков, предприятий и
коммерческих структур, активно сотрудничающих со страной-партнером;
- активно содействовать
продвижению российских товаров, услуг и капитала за рубежом, поддерживать
участие российского бизнеса в перспективных международных проектах.
Важнейшим направлением
деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание
более благоприятных условий для доступа российских товаров на внешние рынки.
В этой связи необходимо
активизировать работу по отмене дискриминационных ограничений, сохраняющихся и
вводимых в отдельных зарубежных странах в отношении российского экспорта, в том
числе используя принцип взаимности.
Для этих целей следует
также эффективнее использовать возможности членства России в международных
экономических организациях.
Российская экономика,
характеризуемая сравнительно низкой конкурентоспособностью, еще длительное
время будет нуждаться в разумной протекционистской политике. Поэтому принятие
Россией обязательств по облегчению доступа на внутренний рынок товаров и услуг
должно сопровождаться мерами по повышению конкурентоспособности отечественного
производства и совершенствованию механизмов защиты национальных
товаропроизводителей.
Стержнем
внешнеэкономической политики в предстоящий период будет формирование
международных региональных приоритетов.
Торгово-экономические
отношения России с государствами СНГ останутся приоритетными, будут развиваться
по следующим направлениям:
- формирование зоны
свободной торговли государств СНГ, предусматривающей неприменение во взаимной
торговле ограничений и переход при этом на единый принцип взимания косвенных
налогов;
- сохранение доступа к
необходимым для российской промышленности сырьевым ресурсам в государствах СНГ;
- достижение более тесной
интеграции России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в
экономической области в рамках формирования таможенного союза;
- развитие
взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества со странами СНГ с целью
привлечения капиталовложений этих стран в отечественную экономику, а также стимулирование
вложения российского капитала в экономику стран Содружества;
- ускорение развития
инновационного сотрудничества со странами СНГ, в том числе в области выработки
общих научно-технических приоритетов, а также транспортной и телекоммуникационной
инфраструктуры;
- ускорение процесса
унификации нормативно-правовой базы стран СНГ, регулирующей внешнеэкономическую
и налоговую сферы.
В системе
внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение будет
иметь сотрудничество с Европейским Союзом - основным торговым партнером, на
долю которого приходится около 35 процентов внешнеторгового оборота Российской
Федерации и 25% иностранных инвестиций. Роль этой интеграционной группировки
европейских стран в ближайшей перспективе еще более возрастет в связи с
присоединением к ней новых членов из числа стран Центральной и Восточной
Европы.
Расширение ЕС на Восток,
будет сопровождаться принятием новыми членами единого таможенного тарифа ЕС, а
также других единообразных правил и норм, регулирующих хозяйственную и
внешнеэкономическую деятельность группировки.
Для обеспечения
дальнейшего поступательного развития внешнеэкономических отношений со
странами-членами ЕС необходимо реализовать следующие мероприятия торгово-политического
характера:
- активизировать работу
по выполнению Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской
Федерацией и Европейским сообществом;
- совершенствовать
систему валютно-финансовых расчетов со странами ЕС с учетом введения новой
денежной единицы "Евро";
- развивать
стратегическое сотрудничество в ЕС в области энергетики на взаимовыгодной
основе;
- рассмотреть возможность
формирования зоны свободной торговли с ЕС;
- обеспечить дальнейшее
развитие транспортной инфраструктуры и систем связи.
Страны-участницы
Центрально-Европейского соглашения о свободной торговле - исторически
сложившаяся сфера интересов России, которая играет большую роль в обеспечении
экономической безопасности. Поэтому укрепление связей со странами ЦЕССТ -
важнейшее направление российской торгово-политической деятельности в этом
регионе.
В этой связи необходимо:
- в рамках
совершенствования договорно-правовой базы сотрудничества усилить работу по
обеспечению для Российской Федерации максимально благоприятного доступа на
рынки этих стран, принимая во внимание их взаимные обязательства в рамках ЦЕССТ
и по договорам с ЕС;
- обеспечить привлечение
российских предприятий к строительству новых и реконструкции действующих
промышленных объектов, в первую очередь тех, возведение которых было осуществлено
ранее при российском участии;
- добиться от стран ЦЕССТ
максимально возможных компенсирующих уступок в торгово-политическом режиме
сотрудничества с ними в процессе переговоров этих стран о вступлении в ЕС;
На американском
континенте важнейшим торговым партнером России являются Соединенные Штаты
Америки. При определении основных направлений сотрудничества с этой страной
учитывается лидерство США в мировой экономике, огромный научно-технический и
финансовый потенциал, а также то, что американский рынок является одним из
перспективных с точки зрения продаж передовых российских технологий, связанных
с космическими исследованиями, ядерной энергией, программным обеспечением. В
рассматриваемый период необходимо:
- предоставление России
режима нормальных торговых отношений на постоянной основе;
- прекращение применения
дискриминационных по отношению к России положений американского
антидемпингового законодательства, препятствующих экспорту российских товаров в
США или грозящих вытеснению их с американского рынка, а также ограничивающих
доступ России к американским товарам и технологиям.
Перспективность
сотрудничества со странами Латинской Америки связана с реальными возможностями
развития российского экспорта продукции высоких технологий и военного
назначения, а также налаживания взаимного производственного сотрудничества,
принимая во внимание заметно возросший производственно-экономический потенциал
этого региона. Эти страны останутся традиционными поставщиками на российский
рынок продовольственных товаров и товаров тропического земледелия.
Значимость
Азиатско-Тихоокеанского региона для России определяется уникальными
возможностями для улучшения товарной структуры российского экспорта, широкими
перспективными возможностями в области экспорта российской высокотехнологичной
продукции, включая вооружения и военную технику, наличием значительного
инвестиционного потенциала.
Для укрепления позиций
России в странах этого региона в рассматриваемый период целесообразно:
- активизировать
торгово-экономические связи с традиционными партнерами России, такими как
Китай, Индия, Республика Корея, Япония путем расширения регионального и
приграничного сотрудничества, совместной реализации инвестиционных проектов,
создания с фирмами и компаниями этих стран совместных предприятий по
производству необходимой России продукции, в том числе в счет погашения
задолженности;
- расширять
сотрудничество с динамично развивающимися странами Юго-Восточной Азии,
предъявляющими растущий спрос на многие виды отечественной продукции и
предлагающими широкий ассортимент качественных, но сравнительно недорогих
товаров, представляющих потенциальный интерес для российского внутреннего рынка;
- использовать членство в
АТЭС для содействия на многосторонней основе расширению российского экспорта и
привлечения в Россию капиталов из этого региона.
Важными внешнеторговыми
партнерами России останутся страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся
перспективными рынками сбыта для российской машинно-технической продукции,
включая военную технику и вооружения. Платежеспособные государства этого
региона (Турция, Израиль, Иран, нефтедобывающие страны Персидского залива)
привлекательны как потенциальные источники инвестиций для подъема реального
сектора экономики России.
Рынок стран Африки
останется в ближайшей перспективе одним из самых благоприятных для России с
устойчивым и повышающимся спросом на российскую продукцию гражданского и
оборонного комплексов и, особенно, на строительные услуги и технологии в
различных отраслях экономики. Кроме этого, наличие значительных запасов
разнообразных природных ресурсов в странах этого континента определяет
целесообразность и направления сотрудничества в целях обеспечения наших
потребностей в необходимом сырье, сохранения собственных ресурсов и экологической
среды.
Заключение
В русле рыночных
преобразований в России происходит коренной поворот в её внешнеэкономической
политике: от ориентации на относительную замкнутость к открытой экономике и
интеграции в систему мировых хозяйственных связей, к либерализации всех форм
внешнеэкономической деятельности.
Состояние экономики
России в настоящее время довольно тяжёлое: страна ещё не успела восстановиться
после распада Советского Союза, российский ВВП за 2000г. едва превысил 50% ВВП
СССР за 1989г. Но всё-таки в экономике страны в последнее время наметились положительные
тенденции к её росту, не смотря на то, что он сдерживается значительной внешней
задолженностью как самой России, так и бывшего СССР.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|