рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Третейские суды в Российской Федерации рефераты

Отмечу также, что термин «международный» в понятии международного коммерческого арбитража носит условный характер, поскольку такой арбитраж допускается или учреждается по национальному праву и руководствуется в своей деятельности определенными нормами национального процессуального права. В конечном итоге по своей природе он является  национально-правовым институтом, поскольку споры между физическим и юридическими лицами относятся к национальной юрисдикции. Термин «международный» относится лишь к характеру рассматриваемых споров – коммерческие споры международного характера, то есть споры, вытекающие из международной торговой и иной экономической деятельности частных лиц. Иными словами – это споры, возникающие между сторонами международных коммерческих сделок.

         Таким образом, международный коммерческий арбитраж – это механизм (организация, орган) по рассмотрению международных коммерческих споров. Все сказанное не означает, что международный коммерческий арбитраж – это единственный способ рассмотрения международных коммерческих споров. Во-первых, они могут рассматриваться и в системе государственных арбитражных судов, если законодательство соответствующей страны это разрешает. Так, например, в России в советское время государственные арбитражные органы не имели право рассматривать международные коммерческие споры. Они рассматривали исключительно хозяйственные споры между социалистическими предприятиями. В настоящее время положение изменилось. В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ 2002г. арбитражный суд рассматривает не только «внутренние» экономические споры, но и споры с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан. Во-вторых, международные коммерческие споры могут рассматриваться и национальными третейскими (негосударственными) судами.

В отличие от этих двух арбитражей международный коммерческий арбитраж создается для рассмотрения исключительно коммерческих споров международного характера. Следует отметить, что торгово-промышленные палаты и в организаци­онном, и в содержательном отношении оказались одной из наиболее под­ходящих структур для содействия организации и деятельности третейских судов. С одной стороны, они предоставили новым судам необходимое ма­териальное и организационное обеспечение, с другой — обеспечили их "клиентурой", ибо в качестве объединений предпринимателей палаты включают в свой состав участников потенциальных имущественных спо­ров. 1

Наконец, стороны могут передать свой спор национальному суду общей юрисдикции в соответствии с правилами о подсудности. Однако стороны предпочитают международный коммерческий арбитраж. Обращение к последнему дает возможность сторонам не подчиняться строго регламентированному национальному порядку  и в отношении юрисдикции определенного суда,  и в отношении применимого права, и в отношении самой процедуры рассмотрения спора.

Арбитражный порядок рассмотрения международных коммерческих споров имеет существенные преимущества по сравнению с судебным. Прежде всего, арбитраж носит чрезвычайно демократический характер. Он является общественным формированием, не имеющим ничего общего  с судебными, административными и иными государственными органами. Стороны имеют возможность оказывать влияние на все стадии арбитражного разбирательства: согласие сторон является обязательным условием для обращения в арбитраж; стороны могут избирать арбитров, стороны могут доверить решение дела одному лицу, не обязательно юристу (главное, чтобы арбитр знал соответствующую область хозяйственных отношений); стороны избирают место проведения арбитража и язык арбитражного разбирательства; стороны могу определять полностью или частично и саму арбитражную процедуру; стороны могут изъять спор из-под действия права и предложить решить его по справедливости.

Процедура арбитражного разбирательства проста, она не регламентируется многочисленными процессуальными нормами, регулирующими судебную процедуру, что обеспечивает относительную быстроту рассмотрения дела.

Рассмотрение  споров арбитражем происходит, как правило, на закрытых заседаниях, что гарантирует сохранение производственных и коммерческих тайн сторон спора. В большинстве стран запрещается публикация  арбитражных решений без согласия сторон. Арбитры обязаны хранить в тайне информацию о разрешаемых спорах.

Наконец, фундаментальным принципом коммерческого арбитража является окончательный характер арбитражного решения, согласно которому арбитражное решение обязательно  и окончательно для сторон, оно не подлежит изменению, не может быть  пересмотрено по существу и подлежит исполнению в принудительном порядке.  Более того, возможность принудительного исполнения арбитражных решений дополнительно обеспечивается значительным числом межгосударственных договоров о взаимном признании и исполнении иностранных арбитражных решений.

Значение международного коммерческого арбитража для развития и стабилизации экономического сотрудничества столь значительно, что оно подчеркивается и в международных политических актах. Так, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г. в разделе, посвященном торговле и промышленному сотрудничеству государств, говорилось, что быстрое и справедливое разрешение споров, вытекающих из коммерческих сделок, способствовало бы расширению и облегчению торгового и экономического сотрудничества и что наиболее подходящим для этого инструментом   является арбитраж.

Международный коммерческий арбитраж не является элементом государственной судебной системы и в своей деятельности не зависит от нее. Обращение сторон в арбитраж или даже только наличие соглашения сторон об этом исключает судебную юрисдикцию. Это значит, что если одна из сторон все же обратится в суд, последний по своей инициативе, либо по заявлению другой стороны должен отказать в принятии искового заявления или прекратить уже начатое производство по делу. Государственные судебные органы в принципе не вправе вмешиваться в деятельность арбитража.

Однако не существует полной изоляции арбитража от национальных судов общей юрисдикции. По крайней мере, два процессуальных действия, связанных с арбитражным рассмотрением споров, могут выполнять суды. Первое – это осуществление принудительных мер по предварительному обеспечению иска. Как правило, арбитраж может самостоятельно при наличии соответствующего обращения заинтересованной стороны принять такие меры. Но если заинтересованная сторона обратится с аналогичной просьбой к судебному органу, то такая просьба не рассматривается  как несовместимая с арбитражной процедурой и суд имеет право необходимые меры предпринять.

Второе действие связано с исполнением арбитражного решения. Если оно не исполняется сторонами добровольно, лишь национальный суд имеет полномочия по принудительному исполнению решения. Кроме того в строго определенных случаях, связанными с процессуальными нарушениями, национальный суд наделен полномочиями отменить арбитражное решение при наличии соответствующего ходатайства заинтересованной стороны спора. За пределами этих исключений арбитраж рассматривает дела полностью самостоятельно.

§ 2. Виды третейских судов.

 

            Как уже отмечалось, в международной торговле преобладает передача споров на разрешение постоянно действующим арбитражным учреждениям. Не составляет исключения и РФ. Из таких учреждений Закон «О международном коммерческом арбитраже» (ст.2) специально выделяет Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морскую арбитражную комиссию (МАК). Основанием для такого выделения является широкое международное признание этих арбитражных центров как учреждений, обеспечивающих справедливое  и беспристрастное  рассмотрение международных споров. Это признание было достигнуто вопреки жесткому противодействию со стороны иностранных арбитражных центров, стремившихся максимально ограничить участие на международном рынке арбитражных услуг конкурентов из Советского Союза.

Организация и деятельность Внешнеторговой арбитражной комиссии, как называли до 1987г. нынешний МКАС, освещалась в десятках работ иностранных авторов.  Как пишет В.С. Поздняков: «Нельзя не согласиться  в связи с этим с доктором Я.Вэлером из Института им. Макса Планка в Гамбурге, который писал: «Пожалуй, ни о каком другом постоянно действующем арбитраже на Востоке и Западе не имеется столь богатой литературы,  как об обоих институционных арбитражах при Торгово-промышленной палате СССР».

   В годы «холодной войны»  в американской литературе возобладали попытки «дисквалификации» Внешнеторговой арбитражной комиссии под тем предлогом, что эта Комиссия является якобы органом государственного управления, административным органом. В последующие годы, и особенно в период усиления тенденций к разрядке международной напряженности, стали чаще появляться исследования, авторы которых стремились объективно оценить организационные основы и деятельность Внешнеторговой арбитражной комиссии. К числу таких авторов можно отнести Г.Бермана и Г.Бустина, которые писали в 1975г.: «…после ряда лет весьма прохладного принятия международным торговым сообществом  Внешнеторговая арбитражная комиссия приобрела первостепенную репутацию своей профессиональной компетентностью и справедливостью ».1

Международный коммерческий арбитражный суд -  это  один из старейших в мире арбитражных центров. Он был учрежден в 1932г. и назывался тогда Внешнеторговой арбитражной комиссией (ВТАК) при Всесоюзной торговой палате. С тех пор суд дважды переименовывался: в 1987г. был назван Арбитражным судом при Торгово-промышленной палате СССР, а в 1993г. ему было присвоено нынешнее наименование.

Правовой статус МКАС определен Положением, которое является приложением 1 к Закону. Как указано в Положении, МКАС является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом). Суд состоит при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и признается преемником Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате СССР, прекратившей свое существование.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации, при которой состоит МКАС, является «негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей»1.

Применительно к МКАС Палата утверждает Регламент Суда, порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонораров арбитров и других расходов Суда, оказывает иное содействие его деятельности. Под «иным содействием », как это установлено устоявшейся практикой, понимается предоставление служебных помещений, средств связи, ведение расчетных операций. Все это ни в коей мере не противоречит закрепленной Законом самостоятельности МКАС.

Положение определяет компетенцию МКАС. По соглашению сторон в этот Суд могут передаваться две категории споров:

А) споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей.

Стоит обратить внимание на то, что речь идет здесь об отношениях, возникающих не только из договоров, но также из недоговорных оснований, в том числе из причинения вреда;

Б) споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории  Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Предприятия с иностранными инвестициями (совместные предприятия) признаются юридическими лицами российского права (по месту учреждения), однако, созданы они с участием иностранных фирм, что позволяет рассматривать их как одну из организационных форм международных экономических связей.

Структура и организация деятельности МКАС. Основой организационной  структуры МКАС выступает список арбитров, состоящий из лиц, обладающих необходимыми специальными знаниями в области разрешения споров, отнесенных к компетенции МКАС. Список арбитров утверждается Торгово-Промышленной палатой РФ сроком на пять лет. В нем указываются имя и фамилия арбитра, его образование и место работы, ученая степень и звание, специальность (п.2 ст.2 Регламента). Председатель МКАС и его заместители избираются сроком на пять лет общим собранием лиц, входящих в список арбитров. Председатель представляет МКАС в его сношениях внутри страны и за границей (п.1-2 ст.3). Помимо Председателя и его заместителей в организационную структуру МКАС входят Президиум, Секретариат и докладчики.

В состав Президиума входят по должности председатель МКАС, его заместители, три члена Президиума, избираемые общим собранием лиц, входящих в список арбитров, и лицо, назначаемое президентом ТПП РФ. Председателем Президиума является Председатель МКАС. Президиум МКАС решает вопросы, отнесенные к его компетенции Регламентом, анализирует арбитражную практику, рассматривает вопросы распространения информации о деятельности МКАС, международных связей МКАС и др.  В заседаниях Президиума МКАС принимает участие ответственный секретарь МКАС  с правом совещательного голоса. Решения Президиума принимаются простым большинством голосов при участии в голосовании более половины членов Президиума. Решения Президиума оформляются протоколом. Функции секретаря Президиума выполняет ответственный секретарь МКАС (ст.4). Секретариат осуществляет функции, необходимые для обеспечения  деятельности МКАС. Секретариат возглавляет ответственный секретарь, назначаемый ТПП РФ по согласованию с Председателем МКАС. Ответственный секретарь имеет заместителей. Распределение обязанностей между ними, а также между другими сотрудниками Секретариата осуществляет ответственный секретарь. При осуществлении функций, связанных с рассмотрением дел в МКАС, Секретариат подчиняется Председателю МКАС (ст.6).

По каждому делу, по которому начато арбитражное разбирательство, Председателем МКАС назначается докладчик, который ведет протокол слушаний, присутствует на закрытых совещаниях состава арбитража и выполняет его поручения. До сформирования состава арбитража докладчик выполняет поручения Председателя МКАС или ответственного секретаря МКАС, относящиеся к арбитражному разбирательству, а также иные функции, определенные Положением о докладчиках, утверждаемым Президиумом. Список докладчиков утверждается Президиумом МКАС сроком на пять лет. В список докладчиков включаются лица, имеющие высшее юридическое образование и, как правило, владеющие иностранным языком (ст.5).

Местонахождением МКАС и местом проведения слушаний является г.Москва. Стороны могут согласовать проведение слушаний в другом месте на  территории России. Слушание дела ведется на русском языке. С согласия сторон МКАС может провести слушание и на другом языке. МКАС принимает меры к тому, чтобы разбирательство дела по возможности было завершено в срок не более 180 дней со дня образования состава арбитража.

МКАС разрешает споры на основе применимых норм материального права, определенного соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения – руководствуясь правом, определенным арбитражем в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми. Во всех случаях арбитраж принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке (п.1 ст.13).

В соответствии с п.5 ст.1 Закона 1993г. МКАС принимает к своему рассмотрению и споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров Российской Федерации имеются в виду, в частности, договоры, предусматривающие исключительную компетенцию соответствующих арбитражных центров в стране ответчика.

Разбирательство дел во МКАС осуществляется по правилам его Регламента, утвержденного ТПП РФ и вступившего в силу с 1 мая 1995г. применяется этот регламент к спорам, производство по которым начато после вступления Регламента в силу, если ни одна из сторон не потребует применения Регламента, действовавшего на момент заключения арбитражного соглашения. Однако Положение об арбитражных расходах и сборах (Приложение к Регламенту) применяется по всем делам, разбирательство которых начато после вступления в силу нового Регламента.

Как и Положение о МКАС, его Регламент в полной мере соответствует Закону. Как предписано Законом (ст.19), стороны вправе сами согласовать процедуру ведения разбирательства. Отражением такого согласования является арбитражное соглашение, содержащее ссылку на Регламент. При этом надо иметь в виду,  что Регламент содержит некоторые отступления от диспозитивных предписаний Закона. Воспроизведены в Регламенте и некоторые, хотя далеко не все, императивные нормы Закона. Не получили отражения в Регламенте, в частности, предписания разд.7 и 8 Закона (об оспаривании арбитражного решения, а также о признании и приведении в исполнение арбитражных решений). Поэтому пользоваться Регламентом необходимо в сочетании с Законом.

Регламент воспроизводит оправдавшие себя на практике многие положения ранее действовавшего Регламента – Арбитражного суда при ТПП СССР, соответствующего Единообразному регламенту арбитражных судов при торговых палатах стран-членов СЭВ 1974г. учтен также зарубежный опыт – Регламент ЮНСИТРАЛ (Комиссии ООН по праву международной торговли), регламенты ряда арбитражных центов, в том числе Международного арбитражного суда  Международной торговой палаты, Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты. Все это может служить основанием для утверждения о том, что нынешний Регламент вполне соответствует мировым стандартам.

            Морская арбитражная  комиссия     при торгово-промышленной палате РФ действует на основании Положения, которое является приложением 2 к Закону «О Международном коммерческом арбитраже», и Правил производства дел, которые утверждены постановлением Президиума ТПП СССР от 13.01.82г.  МАК была создана при Всесоюзной торговой палате несколько раньше, чем МКАС, - в 1930г.

 Компетенция МАК возникает в силу: а) арбитражного соглашения;

б) совершения сторонами действий, свидетельствующих о добровольном подчинении юрисдикции Комиссии; в) в силу международных договоров РФ.

         В компетенцию МАК входят споры, вытекающих из договоров и других гражданско-правовых отношений, которые возникают из торгового мореплавания. При этом сторонами таких отношений могут быть субъекты российского и иностранного права или только российского, либо только иностранного права. МАК разрешает споры, вытекающие их отношений: по фрахтованию судов, морской перевозке грузов и перевозке грузов в смешанном плавании (река-море); по морскому страхованию; по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов; по спасанию на море; отношения, связанные с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих объектов и т.д. (ст. 2 Положения о МАК при ТПП РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6