рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпоры по Основам Экономической Теории рефераты

17. Инфраструктура рынка. Биржа

Рыночная инфраструктура — это система предприятий и организаций, обеспечивающих движение тов-ов, услуг, цен. бумаг, раб. силы. Функции рыночной инфраструктуры: обеспечение участникам р-ых отношений реализации их экономических интересов; повышение оперативности и эффективности раб. р-ых субъектов; организационное оформление р-ых отношений; обеспечение форм экономического и юридического контроля. Основной функцией инфраструктуры р. является ф-ия, кот. позволяет связывать друг с другом все сферы общ-го произ-ва. Инфраструктура товарного рынка: представители тов-ых бирж, торговые дома, ярмарки, аукционы, рекламные бюро, лизинговые компании, антимонопольный комитет и т.д. Инфраструктура финансового рынка: банки, страховые компании, фондовая биржа, налоговая администрация, различные фонды. Инфраструктура рынка труда: биржа труда, центр занятости, коммерческие центры бизнеса, государственный фонд содействия предприним-ву, учебные заведения.

Биржа — это регулярно ф-рующий определенный оптовый р. однородных товаров, на кот. заключаются сделки купле-продаже крупных партий товара. Биржи бывают: специализированные (товарная, фондовая, валютная), узкоспециализированные (нефтяная, сахарная), универсальная. Товарная биржа — это особый вид действующего р., на кот. совершаются сделки по купле-продаже крупных партий сырьевых и продовольственных товаров. Функции товарной биржи: определение цен товаров на перспективу и обеспечение ценовой гласности; согласование фактического и планового спроса и предложения; страхование от колебания цен; котировка цен; установление стандартов на биржевые товары; разработка типовых контрактов; информационная деятельность и т.д. На бирже товар обычно отсутствует. Он покупается и продается согласно установленным стандартам и образцам. Сделки совершаются на основе типовых биржевых контрактах, которые регламентируют качество товара и сроки поставки. Продавец на бирже продает покупателю не товар, а документ, подтверждающий его право собственности на товар, т.е. биржевой контракт. Фондовая биржа — это р., на кот. ведется торговля ценными бумагами. На рынке ценных бумаг обращаются акции, облигации, векселя, сертификаты различного целевого назначения, казначейские билеты. Функции фондовой биржи: организация постоянного действия рынка ценных бумаг; мобилизация и концентрация свободных денежных ср-в; перераспределение прав собственности в акционерные общества; предоставление информации о курсах акций ведущих фирм.

18. Спрос, предложение и их факторы. Равновесная цена

Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения. Спрос — платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, кот. покупатель может заплатить за нужный товар. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве. На стороне спроса деньги. На спрос оказывают влияние факторы: цены на товары и услуги, денежные доходы населения, потребительские вкусы, цена и полезность товарозаменителя, число потребителей на рынке, емкость рынка, потребительские ожидания. Главным фактором, оказывающим влияние на спрос, является цена. Покупатель предлагает цену спроса — это предельно макс. цена, за кот. он согласен купить товар, выше эта цена подняться не может, т.к. у покупателя нет больше денег. Между ценой товара и кол-ом покупаемых товаров существует определенное соотношение. Оно выражается законом спроса, отражающим функционир-ую зависимость спроса от цены. Закон: спрос = F (цена); зависимость обратная. Функция спроса состоит в покупке товара и объясняется действием эффекта дохода, действием эффекта замещения. Эффект дохода При более низкой цене потребитель может позволить себе купить большее  кол-во данного продукта, не отказываясь от других товаров. Эффект замещения При более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести более дешевый товар вместо аналогичного. Предложение — то кол-во товаров и услуг, кот. производитель желает продать на рынке. Предложение показывает в каком кол-ве и какая продукция будет предъявлена на рынке в продаже и по каким ценам. На предложение оказывают влияние факторы: цены на продукцию, цены на ресурсы, налоги и дотации, технический прогресс, ожидаемые изменения цен, емкость рынка, число продавцов. Основным фактором, оказывающим влияние на предложение, является цена. Для производителя цена является тем стимулом, кот. оказывает влияние на объем производства. Между ценой и кол-вом предлагаемых в продаже товаров существует определенная зависимость, отраженная в законе предложения: появляется функциональная зависимость от цены. Эта зависимость прямая. На рынке наступает такой момент, когда спрос и предложение приходят в равновесие и устанавливается равновесная рыночная цена и равновесный объем производства. Равновесие характеризует такое состояние р. дан. тов-а, при кот. вся  его масса, произведенная в расчете на данную цену, может быть продана.  Равн-ая цена может подниматься и опускаться. Колебание спроса и предложения изменяют равн-ую цену и равн-ое кол-во товара на рынке. Это выражается в следующем: увеличение спроса вызывает как рост равн-ой цены, так рав-го кол-ва товаров. И наоборот. Если товар продается по цене ниже рав-ой, то возникает избыточный спрос, приводящий к дефициту товара. При ценах  более высоких чем цена равн-ия появляются нереализованные излишки товаров.

19. Эластичность спроса и предложения и их факторы

Ценовая эластичность — степень чуткости потребителя к изменению цены. Ц. эл. спроса — изменение величины спроса под влиянием динамики цены. Относительная эл. спроса — кол-во спрашиваемой продукции изменяется под влиянием изменения цены. Относит. неэл. спроса — изменение цен не оказывает влияние на кол-во покупаемой продукции. Степень ценовой эл-ти или неэл-ти спроса измеряется при помощи коэффициента эл-ти спроса (Ed).Ed = % изменение спрашиваемой продукции / % изменение цены Коэффициент эл-ти спроса показывает на сколько % изменился размер спроса на товар в зависимости от изменения цены. Коэф-т эл-ти спроса > спрос эл-ти; = единичная эл-ть спроса; < неэл-ти. Факторы, оказывающие влияние на эл-ть: кол-во, качество, цена товарозаменителей; величена предельно возможных затрат, при покупке данного товара; фактор времени. Эл-ть предложения— изменение предложения  в зависимости от изменения цен на предлагаемую в продаже продукцию. Коэффициент эл-ти предложенияEd = % изменения предлагаемой продукции / % изменения цены. Он показывает как изменится предлагаемое кол-во товара, если цена опустится или поднимется на 1%. Важнейшим фактором, оказывающим влияние на эл-ть предложения является кол-во времени, имеющийся в распоряжении произ-ля, чтобы отреагировать на данное изменение цен.

20. Сущность конкуренции и ее виды

К-ия — это соперничество м/у субъектами хоз.  деятельности за лучшие условия произ-ва, купле-продаже товаров в целях получения наибольшей прибыли. К-ия выполняет ряд ф-ий: формирует цену; является ср-ом сбалансирования спроса и предложения; стимулирует снижение затрат  произ-ва и повышение качества выпускаемой продукции; повышает эффективность произ-ва; осуществляет контроль над эк-ой силой каждого производителя. Основным условием конкурентной борьбы является представление на рынке конкурентно способной продукции. К-ая способность — это комплекс потребительских и ценовых характеристик товара, определяющих его успех на рынке над другими товарами. К-ия на рынке проявляется в  различных видах, в основе кот. лежат различные критерии. 1.(степень развития) Совершенная к-ия — это свободная к-ия в условиях рынка, где существует предприниматели, способные диктовать к-ам условия произ-ва и сбыта товаров. Основные черты совершенной к-ии: наличие большого кол-ва мелких и средних предприятий; выпуск однородной стандартизированной продукции; доступность рыночной информации; свободный вход в рынок. В конце XIX-го — начале XX-го века произошла смена свободной к-ии монополистской (несовершенной). В основе этого процесса лежит появление нового явления в эк-ке — капитализма — возникновение монополий. Монополия — предприятие или группа предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, что позволяет контролировать и определять цены. Несовершенная к-ия — к-ия, ограниченная властью не множества произ-ей, а продавцов, диктующих условия произ-ва и сбыта товаров. Несовершенная к-ия привела к возникновению различных моделей рынка: 1) чистая монополия — модель р., контрол-го одним или несколькими монополистами; 2) монополистическая к-ия — модель р., при кот. большое число фирм производят похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию; 3) олигополия — модель р., на кот. господствуют несколько фирм, производящие стандартизированные товары. 2.(структура) Внутриотраслевая к-ия — к-ия м/у предпринимателями одной отрасли за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара. Межотраслевая к-ия — между предпринимателями различных отраслей за лучшие условия приложения капитала с целью получения наиболее высокой прибыли. 3.(методы) Ценовая к-ия — метод к-ой борьбы путем снижения цен. Неценовая к-ия — метод к-ой борьбы, кот. достигается не с помощью ценового превосходства, а путем достижения более высокого качества продукции, технического уровня производства, использование рекламы и т.д. Недобросовестная к-ия — к-ия с использованием запрещенных методов: эк-ий шпионаж; подделка продукции к-ов; распространение необъективной информации о товарах своих соперников; махинации с деловой отчетностью; подкуп и шантаж; физическое устранение своих к-ов.


21. Предприятие — основной субъект рыночной экономики

Предприятие — основное звено хоз-ва, где происходит соединение раб. силы со средствами произ-ва, производятся товары и услуги в целях удовлетворения потребностей. Каждое предприятие является юридическим лицом. Функции предприятия: произ-ая (технологическая); эк-ая; социальная; внешняя эк-ая. Черты предприятий: организационное единство (определенный коллектив); определенный комплекс средств произ-ва; абсолютное имущество; единоначалие в управлении; имущественная ответственность за результаты деятельности. Класс-ия предприятий: по формам собственности (индивидуальные, частные, коллективные, государственные, семейные, смешанные, арендные); по числу работников (малые, средние, крупные); по отраслевому признаку (с/х, промышленные, строительные, транспортные, торговые, связей, финансовые, инвестиционные, научно-исследовательские и др.); по организации финансового хоз-ия (единоличные, различные товарищества, хоз-ые общества). Каждое предприятие имеет свой жизненный путь, кот. оно проходит с момента своего возникновения, как юридическое лицо, до его закрытия: создание — развитие — кризис — сонация — банкротство — ликвидация.


22. Кругооборот и оборот капитала, производственные фонды

Каждое предприятие располагает определенным имуществом, кот. характеризует его физический капитал (фонды). Капитал — вся совокупность вещественных и денежных средств, используемых в производстве и обращении материальных благ. Кругооборот капитала — движение капитала из одной стадии в другую и возращение к первоначальной. Три стадии: 1.денежная (Д-Т деньги-товар-средства производства, рабочая сила); 2.производственная (ПТ', производство более ценного товара); 3.товарная Т'-Д'; Д'=Д+(дельта) Д (прибыль). Оборот капитала — кругооборот, кот. рассматривается не как отдельный акт, а  как непрерывно повторяющейся процесс, отнесенный к единице времени. Время оборота капитала состоит из времени производства и времени обращения. Периоды времени производства капитала: время пребывания капитала в произ-ых запасах; раб. период; время перерывов в процессе труда; время воздействия естественных сил природы. Время обращения: время пребывания капитала в товарных запасах; время транспортировки; время реализации; время покупки новых партий средств производства.

23. Основной и оборотный капитал (производственные фонды). Физически и моральный износ. Амортизация

С точки зрения скорости оборотов капитала и способа перенесения стоимости на готовый продукт, капитал делится на основной — та часть производственного капитала, кот. обслуживает произ-во в течение многих произ-ых циклов, переносит свою стоимость по частям по мере износа, участвует в обороте всей своей стоимостью и почти не изменяет в процессе произ-ва своей натурально-вещественной формы (к основному капиталу относятся: машины, оборудование, транспортные средства и т.д.); оборотный — та часть произ-го капитала, кот. полностью потребляется  в каждом произ-ом цикле, полностью переносит свою стоимость на готовую продукцию, обслуживает произ-во в течение одного произ-го цикла и участвует в обороте всей своей стоимостью и вещественно. К оборотному капиталу относятся: сырье, основные материалы, полуфабрикаты, топливо, электроэнергия и т.д. Физический износ основного капитала — утрата основным капиталом потребительских свойств в результате воздействия сил природы и использования основных фондов в процессе производства. Моральный износ — преждевременное старение основного капитала в результате развития науки и техники, внедрения в производство более эффек-ых ср-в, орудий труда машин, станков и т.д. В результате износа возникает необходимость обновления, замены основного капитала. Обновление осн. кап. при частичном износе возможно осуществить путем ремонта. Обновление при полном износе осуществляется путем реновации, т.е. полной заменой старого оборудования новым. Средства на ремонт и реновацию берутся из амортизационного фонда, кот. образуется за счет амортизационных отчислений. Амортизация — это стоимость износа оборудования, кот. переносится на готовую продукцию с целью возмещения стоимости отработанных фондов после окончания срока их службы. Норма амортизации: амортизационные отчисления за год/стоимость основного капитала100% Для того, чтобы осн. кап. обновлялся в более короткий срок, используется ускоренная амортизация. Она состоит в том, что часть прибавочной стоимости без превращения ее в прибыль остается в амортизационном фонде для возмещения и расширения основного капитала. Это дает возможность предприним-ю капитализировать часть прибыли до уплаты налогов.

24. Сущность, виды и условия предпринимательства

Предпринимательство — самостоятельная инициативная деятельность по произ-ву тов-ов и услуг, связанная с риском и направленная на поиск  вариантов наиболее эффек-го использования ресурсов, в целях получения прибыли. Субъекты предпр-ой деятельности: индивидуумы, мелкие собственники, арендаторы, кооперативы, фирмы, гос-во. Объекты: определенная деятельность. Черты пред-ва: эк-ая самостоятельность; эк-ая свобода в выборе деятельности; инициативность, творчество; мобильность, динамичность; риск и высокая степень ответственности; свободный наем раб. силы; сам-ое формирование программы предприятия; выбор поставщиков и потребителей; свободное распоряжение прибылью, после внесения необходимых платежей; создание новых экономических структур; ориентация на эффек-ть произ-ва и повышение качества продукции. Условия для сущ-ия и развития пред-ва: создание законодательной и нормативной базы; к-ый механизм хозяйствования; формирование элементов рыночной инфраструктуры; наличие стабильной кредитно-денежной системы; гос-ая поддержка пред-ва. Виды пред-ва: производственное — такой вид деятельности, в условиях кот. пред-ль осуществляет произ-во товаров и услуг; коммерческое — пред-во, в кот. определенную роль играют товарно-денежные и товарно-обменные операции; финансово-денежное — вид деятельности по купле-продаже валют и ценных бумаг; консультативное — вид деятельности по оказанию консультационных услуг. В зависимости от масштаба деятельности различают: индивидуальное производство, коллективное, корпоративное. Типы пред-ва: собственник, предприниматель-орендатор, менеджер.      

25. Издержки производства и их виды. Закон убывающие отдачи

Издержки производства — затраты хозяйственных субъектов на производство и реализацию продукции. Существуют различные подходы к определенным видам издержек производства: 1.Марксистский В "Капитале" выделены два типа издержек производства: общественные издержки — те затраты живого и овеществленного труда, кот. несет общество на произ-во и реализацию продукции. Они образуют стоимость товара; издержки капитала — те затраты, кот. несет пред-ля на произ-во и реализацию продукции. 2.Неоклассический Виды издержек: внешние (явные) — затраты, связанные с приобретением пред-ем ресурсов со стороны; внутриние — затраты, связанные с использованием собственных ресурсов, они не отражаются в бухгалтерской отчетности; постоянные — издержки, кот. не меняются в зависимости от изменения объема произ-ва (орендная плата, страховые взносы, амортизационные отчисления, оклады управляющих) FC; переменные — издержки, кот. изменяются в зависимости изменения объема производства (затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, заработную плату рабочих) VC; общие TC=FC+VC; средние — затраты в расчете на единицу продукции: средние постоянные AFC=FC/Q; средние переменные AVC=VC/Q; общие средние ATC=TC/Q, ATC=AFC+AVC; предельные — затраты, связанные с производством еще одной дополнительной единицы продукции MC= TC/Q. 3. Бухгалтерский. Закон убывающей отдачи: последовательное присоединение добавочных единиц переменных ресурсов (сырья, рабочей силы и т.д.) к фиксированным ресурсам (капитал, земля), начиная с определенного момента, приводит к уменьшению добавочного или предельного продукта, получаемого в расчете на каждую дополнительную единицу переменных ресурсов.                

26. Понятие дохода. Структура доходов и источники их формирования.

Доход — доля каждой социальной группы отдельного индивидуума в произ-ом продукте. Доходы характеризуют уровень благосостояния, как отдельных граждан, так и населения страны. Виды доходов: номинальный — кол-во денег, полученных отдельными лицами за опред-ый период времени; располагаемый — номинальный доход за вычетом обязательных платежей и налогов; реальный — кол-во материальных благ и услуг, кот. можно приобрести на располагаемый доход. Источники дохода: 1)факторные доходы: земля — рента, капитал — %, труд — заработная плата; 2)денежные поступления по линии гос-ных программ помощи в виде выплат и льгот (пенсии, стипендии, пособия по безработице).3). поступления из финансовой сист. (% по депозитам,страховки…)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6