Реферат: Шпоры по Основам Экономической Теории
Рыночные
системы: 1) рын
эк-ка своб-й конк-ции сложилась в 18в и просущ до нач 19в. Ее осн черты:
А)
частная соб-ть – на ср-ва произв-ва б) рын механизм регулирования макроэк-й
деят-ти на основе своб-й конк-ции. В) наличие множества самостоят-но
действующих покупателей и продавцов каждого товара г) соновой хоз активности
субъектов хоз деят-ти явл предпринимательство.
2) совр рын эк-ка начала складываться в нач 20в,
сохранив значит часть элементов эк-ки свободной конк-ции. В это период был
осущ-н переход от своб-й конк-ции к монополии. Матер-й основой этого перехода
стала высокая ступень концентрации произв-ва и капитила, выразившаяся в
возникн-нии крупных предпр-й, кот-е в целях ограничения конк-ции и ее
разрушит-х последствий стали объединяться в союзы, получ названия монополии.
Конк-я в условиях господства монополистич-го капитала получ название несовершенной
конкуренции: ее осн черты: а) наличие разл-х форм соб-ти в эк-ке страны
(частная, коллективная, гос-я, смешанная); б) гос регулирование эк-ки в целях
предотвращения кризиса спада произв-ва, а также поддержания высокого спроса на
разл виды товаров;
в)
высокая соц защищенность насел-я (пособия, субсидии); г) эк-я свобода
производителей и потребителей в рамках действующего законодат-ва; д) преоблад-е
саморегулир-го рын-го механизма.
Нерыночные
системы: 1) традиц-я
эк-ка характерна для слаборазвитых
стран (колоний). Ее осн черты: а) многоукладность; б) широкое распр-е ручного
труда; в) мелкотоварное произв-во; г) остатки архаичных форм хоз-я (общинное,
коллективное ведение хоз-ва и натур-я форма распред-я созданного продукта); д)
значит роль иностранного капитала.
2) командно-административная система управления эк-кой.
Осн черты: а) общ (гос-я) соб-ть на ср-ва произв-ва; б) централизованное
планирование; в) непосред-е управление из единого центра; г) констоль со
стороны гос-ва за произв-вом и распред-ем продуктов; д) распред-е по труду; е)
относит равенство доходов; ж) монополизация и демократизация эк-ки.
Совр
рын эк-ка хар-ся таким рын
механизмом, кот-й сочетает в себе, с одной стороны, саморегулирование рынком, и
с другой стороны, гос регулированием, поэтому многие страны относятся к группе
стран со смешенной эк-кой, в кот-й преобл осн черты рын эк-ки и в то же время
имеют место опр черты, взятые из командно-администр системы (индикативное
планирование и гос регулирование по ряду направлений).
10.Возн-е, сущность и осн
черты товарного произв-ва.
В истории разв-я общества известны разл
формы хоз-ва: 1) натуральное произв-во; 2) тов-е пр-во; 3) планомерное,
непосредственно-общественное пр-во.
Натуральное пр-во – это такая форма хозяйствования, когда продукты
произв-ся для собственного потребления для внутрихоз-х нужд. Осн формой
богатства явл нат-й продукт, т.е. матер-е благо, удовл-ее потребности чел-ка.
Н\пр-во в своем развитии прошло 2 стадии: а) собирательное хоз-во, б)
воспроизводящее х-во. Осн черты нат-го пр-ва: 1) неразвитое общ-е
разделение труда; 2) низкий Ур-нь разв-я
произв-х сил; 3) замкнутый локальный
хар-р пр-ва; 4) исп-е ручного универсального труда; 5) принцип самообеспечения
х-ва. Н\пр-во явл господствующей формой х-ва до возн-я капит-ма. Условия
возн-я тов пр-ва: а) обществ-е разделение труда; б) хоз обособление
товаропроизводителей как разл-х собственников. Т\пр-во прошло 2 стадии:
бартерное и денежное х-во.
Товарное пр-во – это такая форма х-ва, когда продукты труда произв-ся
для обмена и продажи. Осн черты т\пр-ва: 1) развитое общ-е разделение
труда; 2) пр-во ведется обособл-ми произв-ми; 3) открытый хар-р пр-ва; 4) связь
м\у произв-ем и потребителем опосредуется рынком; 5) м\у произв-ем и потр-ем
устанавливаются отношения конкуренции. Различают 2 типа т\пр-ва: 1) простое
т.п.: предшествует капит-му; а) основано на личном труде
товаропроизв-ля; б) ср-ва пр-ва и рез-ты труда явл его собств-ю. в) цель –
удовл-е потребностей; г) т.п. носит огранич-й хар-р; д) обслуживало рабовлад-й
и феод-й способы произв-ва, но не было господствующим.
В простом т.п. постепенно создаются
условия для капит-го тов-го пр-ва. Это проявл-ся в след-ем: 1)первонач-е
накопление капитала; 2) при вращении массы простых товаров пр-ва в
лично-свободных, но лишенных средств пр-ва и сущ-ия.
2) капиталистическое т.п.: а) основано на наемном труде; б) раб сила становится
товаром; в) ср-ва пр-ва и рез-ты труда явл собственностью не непросредственного
предприним-ля, а собственника капитала; г) носит всеобщий хар-р труда;
товар
потребит-я стоимость стоимость
конкретный труд
абстрактный труд
частный общественный
11 Товар и его св-ва.
Важнейшей
категорией товарного производства является товар. Товар-это продукт труда,
удовлетворяющий потребности и предназначенный для обмена. Товар имеет два
свойства: 1) потребительная стоимость 2) стоимость. Существуют различные
подходы, трактовки свойств товара. Представители маржиналистского направления
акцентируют внимание на потребительной стоимости товара, а представители теории
трудовой стоимости акцент делают на стоимости товара. Рассмотрим осн.положения
теории трудовой стоимости. Сторонники теории рассматривают два свойства товара
и дают им характеристику:
Потребительная
стоимость- это способность продукта труда удовлетворять какие-либо потребности
человека, его полезность. Потр. стоимость не всегда явл. Свойством товара.
Продукт может обладать полезностью, но товаром может не являться. Потр.
стоимость как свойство товара во-первых должна удовлетворять не личные, а
общественные потребности, во-вторых должна поступать в потребление через обмен.
Стоимость
товара- это внутреннее свойство товара. Стоимость определяется затратами труда,
воплощёнными в товаре. Проявляется стоимость в процессе обмена через меновую
стоимость.
Меновая
стоимость- это количественное соотношение в котором один товар приравнивается к
другому. Товары обмениваются друг на друга в силу того, что они содержат то
общее, что делает их соизмеримыми. Таким общим явл. Труд затраченный на
производство товара. Двойственность товара определяется двойственным характером
труда, воплощённого в товаре труд с одной стороны выступает как труд
конкретный, а с другой стороны как труд абстрактный. Конкретный труд
характеризует целесообразную деятельность человека, результатом которой явл.
произ-во какой-либо потребит. стоимости. Абстрактный труд есть труд вообще в
физиологическом смысле слова как затрата энергии мозга, мускулов, нервов.
Абстрактный трудом создаётся стоимость товара.
Основным
противоречием простого товарного произ-ва явл. Противоречие между общественным
характером произ-ва обусловленным обществ. разделением труда и частной формой
присвоения. Каждый товаропроизводитель затрачивает на произ-во товара свой
индивидуальный труд который определяет индивид. Стоимость товара. Однако на
рынке формируется общественная стоимость товара и товары продаются не по
индивидуальной стоимости а величина стоимости на рынке формируется как средняя
величина в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда
определяются общественно необходимым рабочим временем которое измеряется при
среднем уровне производительности с интенсивности труда, средним уровнем
техники. Следовательно величина стоимости товара есть средне взвешенные затраты
общественного и абстрактного труда на единицу потребит. стоимости.
Факторы
оказывающие влияние на величину стоимости товара: 1. Количество труда 2.
Производительность труда 3. Интенсивность труда 4. Сложность труда
Основные
положения маржиналистской теории предельной полезности (не трудовой теории
стоимости):1. Полезность определяется субъективно психологической оценкой людей
2.
все блага подразделяются на две группы: а) имеющиеся в безграничном количестве:
воздух, морская вода. Люди не считают их полезными и не оплачивают их
стоимость. Б) относительно редкие и обладающие стоимостью в) человек
располагает в своей потребности в порядке понижения степени их важности. При
этом стоимость зависит от степени важности товара и от степени насыщения
потребности. В эк. Жизни общества действует закон убывающей полезности. Суть
закона сост. В том, что каждая последующая еденица товара на рынке представляет
для каждого потребителя всё меньшую и меньшую полезность, т. к. их общее
количество способствует всё большему удовлетворению потребностей. На рынке
стоимость(ценность) товара определяется как считают маржиналисты предельной
полезностью.
Предельная
полезность- это полезность удовлетворяющая наименее настоятельную потребность
(полезность конечного товара). Теория трудовой стоимости и теория предельной
полезности рассматриваются как два отдельных направления , каждое из которых
подчёркивает какое-то определённое свойство товара. Эти два направления как
считают ряд учёных следует не противопоставлять, а соединять друг с другом, т.к.
величина стоимости товара определяется с одной стороны затратами труда
воплощёнными в товаре, а с дрю стороны следует учитывать полезность товара со
стороны потребителей.
12 Сущностьи ф-ии денег
В
эк. лит-ре рассм. 2 концепции происх. денег: рационалистическая, эволюционная.
Первая
теория впервые была изложена Аристотелем, кот. писал, что для осуществления
обмена должна сущ. какая-то единица измерения, причем основанная на условности.
Вторая теория изложена в «Капитале» Маркса. Согласно ей деньги возникли в
рез-те процесса обмена и формирования стоимостей. Сначала обмен носил случайный
характер и этому этапу сооств. простая случайная форма стоимости: 1овца = 20 кг
зерна. Овца – отн. форма стоимости, зерно – эквивалентная. Полная развернутая стоимость:
1овца = 20 кг зерна, 5 кг соли, 3 топора. Эквиваленты различны, что затрудняет
обмен. Всеобщая форма стоимости: здесь в качестве эквивалента выступает
определенный товар. 20 кг зерна, 3 топора, 5 корзин= 4 шкуры. Денежная форма
стоимости: здесь все товары измеряются денежным эквивалентным (золотом). 20 кг
зерна = 3 гр. золота или 20 гр. серебра.
В
результате процесса обмена в роли денег стали выступать благородные металлы
(золото, серебро) в силу из физ-хим св-в: антикоррозионны, портативны, транспортабельны,
содержат большое кол-во труда.
Деньги
– это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента.
Ф-ии:
1.
мера стоимости (т.к. затрачен
абстрактный чел труд). Сначала функц-ли в форме слитков, затем в форме монет.
После открытия китайцами бумажных денег, они стали проникать и в Европу.
Бумажные деньги функц-ли в течение длит времени, как знаки золота и серебра.
Каждой бумажной единице соотв. опр. кол-во (весовое) золота и серебра. Т.е.
каждая страна вводила свой масштаб цен – фиксированный вес золота и серебра
денежной единице. До 2 мир войны 1доллар = 0,888 гр. золота, фунт стерлингов =
2 гр золота, 1 руб = 0,987.
2.
средство обращения, т.е. роль
посредника в обращении товар – деньги – товар. Деньги функц-ют как реальные, но
могут быть неполноценными.
3.
деньги как средство накопления,
образования сокровищ
4.
деньги как средство платежа
5.
мировые деньги
В
нач. 70-хз гг XX в деньги утратили связь с золотом. Деньги сейчас
обращаются как абсолютно ликвидное средство обмена. Важнейшим условием
обращения денег и покупательной способности явл. их соразмерность с
товарооборотом или стоимостью товаров, предложенных к реализации. Это
требование выражает закон денежного обращения: КД=(СЦ-К+П-В)/О, КД– кол-во
денег в обращении, СЦ – сумма цен реализуемых товаров, К – товары, проданные в
кредит, П – платежи, срок кот наступил, В – взаимно поглощающиеся платежи, О –
скорость оборота одноименных денежных ед.
В
наиболее общем виде этот закон получил название закона Фишера и зависимость м/у
денежной и товарной массой выражена Фишером в следующей форме: М=PQ/V, М –
кол-во денег в обращении, Р – цена товара,Q–кол-во товара, V –
скорость оборота.
М*V=P*Q. М*V>P*Q –
инфляция.
Современная
денежная система включает в себя 2 важнейших компонента: 1). Неразменные гос.
банкноты и беллоную монету 2). Депозиты до востребования или текущие счета в
нац. кредитной системе.
Новым
моментом в движении депозитных денег явл. переход от традиционных форм к
совершению безналичных платежей в системе расчетов с помощью ЭВМ, т.е.
электронных денег.
13 Закон стоимости и его ф-ии
Основным законом товарного производства явл. з-н
стоимости. Сущность з-на ст-ти заключается в том, что обмен товаров должен
осуществляться эквивалентно в соответствии с затратами общественно необходимого
труда. На рынке з-н ст-ти проявляется через механизм ценообразование
Цена-это денежное выражение ст-ти и полезности товара.
Она формируется на рынке в зависимости от спроса и предложения. Если спрос
больше, чем предложение, то цена повышается и наоборот. Происходит колебание цен
вокруг ст-ти
Функции з-на ст-ти:
1)з-н ст-ти выступает регулятором в распределении
средств произв-ва и рабочей силы по отраслям и видам произв-ва
2)з-н ст-тистимулирует повышение производительности
труда на единицу выпускаемой продукции
3)з-н ст-ти приводит к дифференциации товара
производителей по доходам и делит общество на бедных и богатых
14 Цена ее виды
Каждый товар в зависимости от
того, в какой форме он представлен на рынках, имеет свою цену.
Основу цен образует ценность
товаров. Из сферы произв-ва
продукты труда попадают в сферу обращения, где начинают действовать рыночные факторы. Они
вызывают отклонения цены. В свою очередь цена воздействует на спрос и предложение товаров.
На цены как пропорции обмена сильное влияние оказывают
методы их установления, называемые механизмом ценообразования.
В эк. практике сформировались 2 осн. подхода к становлению
цен: рыночный и затратный (производственный). При рыночном способе определяющие
факторы — конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При затратном
подходе в основу установления цены кладутся производственные затраты,
прежде всего трудовые, связанные с созданием товара.
Цены различаются по ряду признаков. В зависимости от
масштаба торговых операций и вида продаваемого товара выделяют:
• оптовые цены, по кот. продукция реализуется
крупными партиями в усл. т.н. оптовой торговли;
• розничные цены, по кот. товары продаются
индивидуальным покупателям в относит. небольшом объеме;
• тарифы (расценки) - цены, по кот. произв.
оплата услуг, напр. за телефон, за стрижку.
По степени свободы цены делятся на:
• жестко фиксированные, твердые цены, назначаемые
органами ценообразования. Изм. такой цены в к-л сторону преследуется по
закону;
• регулируемые цены. Их вел. регулируется
госорганами, но это воздействие ограниченно и чаще всего сводится к
установлению верхнего предела цен на опр. группы товаров.
• рыночные цены, свободные от непосредств.
вмешательства гос. органов. Они формируются под воздействием конъюнктуры
рынка, законов спроса и предложения. Переход от фиксированных гос. к свободным
рыночным ценам называют либерализацией цен.
В эк. анализе исп. сопоставимые цены. Их использование
актуально, напр., при изм. цен в процессе инфляции.
Все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют
расчетными. Ряд цен на товары и усл. фиксируется в виде прейскурантов,
т.е. указателей цен. Такие цены называются прейскурантными.
В ходе осущ-ния планово-управленческих работ
используются прогнозные и плановые цены. В эк-ке рыночного типа
широко исп. прогнозные цены – на их осн. планируется деят. фирм, сост. Гос.
планы-прогнозы (индикативные планы).
Договорные цены –
цены, вел. кот. определена предваряющим акт купли-продажи соглашением,
документально зафиксированным контрактом м/у продавцами и покупателями.
Часто вид цены определяется типом рынка, на кот. она
складывается. Выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены. Разл.
уровень цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости исп.
мировых цен. Они представляют либо реально действующие на мировом рынке цены на
товары данной группы, либо средние значения цен на одни и те же товары,
установившиеся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются в свободно
конвертируемых валютах.
15. Сущность рынка и его функции
Рынок
возникает на базе товарного произ-ва. Условиями и причинами его возникновения
является общ-ое разделение труда, эк-ое обособление тов-го произ-ва, свободный
обмен тов-ми и услугами, конкуренция. Рынок характеризует совокупность эк-их
отношений по поводу купле-продаже тов-ов и услуг по ценам, установленным на
основе взаимодействия спроса и предложения в результате конк-ции. Рынок
характеризуется элементами: спрос, предложение, цена, кон-ция. Субъекты
рынка: продавцы (производители), покупатели (потребители). Объекты рынка:
товар и его модификации, деньги и их модификации. Принципы функц-ия рынка:
свобода предпринимательской деятельности, свободная кон-ция, свобода перелива
капитала, свобода ценообразования, автономность принятия решений, достоверность
информации. Функции рынка: посредническая функция, ценообразующая,
регулирующая, стимулирующая, информационная, санирующая (отчищающая). На рынке
складывается определенная конъюнктура. Она определяется эк-ми
показателями, характеризующими состояние рынка: соотношение спроса и
предложения, уровень цен, емкость рынка, платежеспособность потребителей и т.д.
16. Структура и виды рынков
Структура
рынка — это совокупность отдельных
рынков в границах национальной эк-ки мирового хозяйства и его регионов, а также
взаимодействие м/у ними. Классификация рынков: по формам собственности
(частный, государственный, кооперативный); по объектам рыночного обмена
(товарный, финансовый, р. рабочей силы); по организации рыночного обмена
(розничный, оптовый, экспортный, импортный, госзакупки); по видам кон-ции (р.
совершенной и несовершенной кон-ции); по факторам произ-ва (р. капитала, труда,
земли); по степени законности (легальный, нелегальный); по географическому
положению (местный, национальный, мировой); по субъектам (р. покупателей,
продавцов, государственных учреждений). Деление р. на виды в определенной
степени условно, т.к. один и тот же р. может иметь разные признаки. Структура
товарного рынка: р. потребительских товаров (продовольственный, вещевой),
р. услуг, средств производства, технологий, информации, научно-технических
разработок и т.д. Рынок продовольственных товаров и средств производства
делятся на узкоспециализированные рынки, которые представляются биржей. Структура
финансового рынка: р. капитала, состоящий из р. кредитов и р. ценных бумаг;
валютный р. Структура рынка труда: р. рабочей силы; р. рабочих мест.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|