рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпоры по Основам Экономической Теории рефераты

Рыночные системы: 1) рын эк-ка своб-й конк-ции сложилась в 18в и просущ до нач 19в. Ее осн черты:

А) частная соб-ть – на ср-ва произв-ва б) рын механизм регулирования макроэк-й деят-ти на основе своб-й конк-ции. В) наличие множества самостоят-но действующих покупателей и продавцов каждого товара г) соновой хоз активности субъектов хоз деят-ти  явл предпринимательство.

2) совр рын эк-ка начала складываться в нач 20в, сохранив значит часть элементов эк-ки свободной конк-ции. В это период был осущ-н переход от своб-й конк-ции к монополии. Матер-й основой этого перехода стала высокая ступень концентрации произв-ва и капитила, выразившаяся в возникн-нии крупных предпр-й, кот-е в целях ограничения конк-ции и ее разрушит-х последствий стали объединяться в союзы, получ названия монополии. Конк-я в условиях господства монополистич-го капитала получ название несовершенной конкуренции: ее осн черты: а) наличие разл-х форм соб-ти в эк-ке страны (частная, коллективная, гос-я, смешанная); б) гос регулирование эк-ки в целях предотвращения кризиса спада произв-ва, а также поддержания высокого спроса на разл виды товаров;

в) высокая соц защищенность насел-я (пособия, субсидии); г) эк-я свобода производителей и потребителей в рамках действующего законодат-ва; д) преоблад-е саморегулир-го рын-го механизма. 

Нерыночные системы: 1) традиц-я эк-ка характерна для слаборазвитых стран (колоний). Ее осн черты: а) многоукладность; б) широкое распр-е ручного труда; в) мелкотоварное произв-во; г) остатки архаичных форм хоз-я (общинное, коллективное ведение хоз-ва и натур-я форма распред-я созданного продукта); д) значит роль иностранного капитала.

2) командно-административная система управления эк-кой. Осн черты: а) общ (гос-я) соб-ть на ср-ва произв-ва; б) централизованное планирование; в) непосред-е управление из единого центра; г) констоль со стороны гос-ва за произв-вом и распред-ем продуктов; д) распред-е по труду; е) относит равенство доходов; ж) монополизация и демократизация эк-ки.

Совр рын эк-ка хар-ся  таким рын механизмом, кот-й сочетает в себе, с одной стороны, саморегулирование рынком, и с другой стороны, гос регулированием, поэтому многие страны относятся к группе стран со смешенной эк-кой, в кот-й преобл осн черты рын эк-ки и в то же время имеют место опр черты, взятые из командно-администр системы (индикативное планирование и гос регулирование по ряду направлений).

10.Возн-е, сущность и осн черты товарного произв-ва.

В истории разв-я общества известны разл формы хоз-ва: 1) натуральное произв-во; 2) тов-е пр-во; 3) планомерное, непосредственно-общественное пр-во.

Натуральное пр-во – это такая форма хозяйствования, когда продукты произв-ся для собственного потребления для внутрихоз-х нужд. Осн формой богатства явл нат-й продукт, т.е. матер-е благо, удовл-ее потребности чел-ка. Н\пр-во в своем развитии прошло 2 стадии: а) собирательное хоз-во, б) воспроизводящее х-во. Осн черты нат-го пр-ва: 1) неразвитое общ-е разделение труда; 2) низкий Ур-нь разв-я

произв-х  сил; 3) замкнутый локальный хар-р пр-ва; 4) исп-е ручного универсального труда; 5) принцип самообеспечения х-ва. Н\пр-во явл господствующей формой х-ва до возн-я капит-ма. Условия возн-я тов пр-ва: а) обществ-е разделение труда; б) хоз обособление товаропроизводителей как разл-х собственников. Т\пр-во прошло 2 стадии: бартерное и денежное х-во.

Товарное пр-во – это такая форма х-ва, когда продукты труда произв-ся для обмена и продажи. Осн черты  т\пр-ва: 1) развитое общ-е разделение труда; 2) пр-во ведется обособл-ми произв-ми; 3) открытый хар-р пр-ва; 4) связь м\у произв-ем и потребителем опосредуется рынком; 5) м\у произв-ем и потр-ем устанавливаются отношения конкуренции. Различают 2 типа т\пр-ва: 1) простое т.п.: предшествует  капит-му; а) основано на личном труде товаропроизв-ля; б) ср-ва пр-ва и рез-ты труда явл его собств-ю. в) цель – удовл-е потребностей; г) т.п. носит огранич-й хар-р; д) обслуживало рабовлад-й и феод-й способы произв-ва, но не было господствующим.

В простом т.п. постепенно создаются условия для капит-го тов-го пр-ва. Это проявл-ся в след-ем: 1)первонач-е накопление капитала; 2) при вращении массы простых товаров пр-ва в лично-свободных, но лишенных средств пр-ва и сущ-ия.

2) капиталистическое т.п.: а) основано на наемном труде; б) раб сила становится товаром; в) ср-ва пр-ва и рез-ты труда явл собственностью не непросредственного предприним-ля, а собственника капитала; г) носит всеобщий хар-р труда;

                                                                 товар

потребит-я стоимость                     стоимость

конкретный труд                  абстрактный труд

частный                                                общественный

11 Товар и его св-ва.

Важнейшей категорией товарного производства является товар. Товар-это продукт труда, удовлетворяющий потребности и предназначенный для обмена. Товар имеет два свойства: 1) потребительная стоимость 2) стоимость. Существуют различные подходы, трактовки свойств товара. Представители маржиналистского направления акцентируют внимание на потребительной стоимости товара, а представители теории трудовой стоимости акцент делают на стоимости товара. Рассмотрим осн.положения теории трудовой стоимости. Сторонники теории рассматривают два свойства товара и дают им характеристику:

Потребительная стоимость- это способность продукта труда удовлетворять какие-либо потребности человека, его полезность. Потр. стоимость не всегда явл. Свойством товара. Продукт может обладать полезностью, но товаром может не являться. Потр. стоимость как свойство товара во-первых должна удовлетворять не личные, а общественные потребности, во-вторых должна поступать в потребление через обмен.

Стоимость товара- это внутреннее свойство товара. Стоимость определяется затратами труда, воплощёнными в товаре. Проявляется стоимость в процессе обмена через меновую стоимость.

Меновая стоимость- это количественное соотношение в котором один товар приравнивается к другому. Товары обмениваются друг на друга в силу того, что они содержат то общее, что делает их соизмеримыми. Таким общим явл. Труд затраченный на производство товара. Двойственность товара определяется двойственным характером труда, воплощённого в товаре труд с одной стороны выступает как труд конкретный, а с другой стороны как труд абстрактный. Конкретный труд характеризует целесообразную деятельность человека, результатом которой явл. произ-во какой-либо потребит. стоимости. Абстрактный труд есть труд вообще в физиологическом смысле слова как затрата энергии мозга, мускулов, нервов. Абстрактный трудом создаётся стоимость товара.

Основным противоречием простого товарного произ-ва явл. Противоречие между общественным характером произ-ва обусловленным обществ. разделением труда и частной формой присвоения. Каждый товаропроизводитель затрачивает на произ-во товара свой индивидуальный труд который определяет индивид. Стоимость товара. Однако на рынке формируется общественная стоимость товара и товары продаются не по индивидуальной стоимости а величина стоимости на рынке формируется как средняя величина в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда определяются общественно необходимым рабочим временем которое измеряется при среднем уровне производительности с интенсивности труда, средним уровнем техники. Следовательно величина стоимости товара есть средне взвешенные затраты общественного и абстрактного труда на единицу потребит. стоимости.

Факторы оказывающие влияние на величину стоимости товара: 1. Количество труда 2. Производительность труда 3. Интенсивность труда 4. Сложность труда

Основные положения маржиналистской теории предельной полезности (не трудовой теории стоимости):1. Полезность определяется субъективно психологической оценкой людей

2. все блага подразделяются на две группы: а) имеющиеся в безграничном количестве: воздух, морская вода. Люди не считают их полезными и не оплачивают их стоимость. Б) относительно редкие и обладающие стоимостью в) человек располагает в своей потребности в порядке понижения степени их важности. При этом стоимость зависит от степени важности товара и от степени насыщения потребности. В эк. Жизни общества действует закон убывающей полезности. Суть закона сост. В том, что каждая последующая еденица товара на рынке представляет для каждого потребителя всё меньшую и меньшую полезность, т. к. их общее количество способствует всё большему удовлетворению потребностей. На рынке стоимость(ценность) товара определяется  как считают маржиналисты предельной полезностью.

Предельная полезность- это полезность удовлетворяющая наименее настоятельную потребность (полезность конечного товара). Теория трудовой стоимости и теория предельной полезности рассматриваются как два отдельных направления , каждое из которых подчёркивает какое-то определённое свойство товара. Эти два направления как считают ряд учёных следует не противопоставлять, а соединять друг с другом, т.к. величина стоимости товара определяется с одной стороны затратами труда воплощёнными в товаре, а с дрю стороны следует учитывать полезность товара со стороны потребителей.

12 Сущностьи ф-ии денег

В эк. лит-ре рассм. 2 концепции происх. денег: рационалистическая, эволюционная.

Первая теория впервые была изложена Аристотелем, кот. писал, что для осуществления обмена должна сущ. какая-то единица измерения, причем основанная на условности. Вторая теория изложена в «Капитале» Маркса. Согласно ей деньги возникли в рез-те процесса обмена и формирования стоимостей. Сначала обмен носил случайный характер и этому этапу сооств. простая случайная форма стоимости: 1овца = 20 кг зерна. Овца – отн. форма стоимости, зерно – эквивалентная. Полная развернутая стоимость: 1овца = 20 кг зерна, 5 кг соли, 3 топора. Эквиваленты различны, что затрудняет обмен. Всеобщая форма стоимости: здесь в качестве эквивалента выступает определенный товар. 20 кг зерна, 3 топора, 5 корзин= 4 шкуры. Денежная форма стоимости: здесь все товары измеряются денежным эквивалентным (золотом). 20 кг зерна = 3 гр. золота или 20 гр. серебра.

В результате процесса обмена в роли денег стали выступать благородные металлы (золото, серебро) в силу из физ-хим св-в: антикоррозионны, портативны, транспортабельны, содержат большое кол-во труда.

Деньги – это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента.

Ф-ии:

1.        мера стоимости (т.к. затрачен абстрактный чел труд). Сначала функц-ли в форме слитков, затем в форме монет. После открытия китайцами бумажных денег, они стали проникать и в Европу. Бумажные деньги функц-ли в течение длит времени, как знаки золота и серебра. Каждой бумажной единице соотв. опр. кол-во (весовое) золота и серебра. Т.е. каждая страна вводила свой масштаб цен – фиксированный вес золота и серебра денежной единице. До 2 мир войны 1доллар = 0,888 гр. золота, фунт стерлингов = 2 гр золота, 1 руб = 0,987.

2.        средство обращения, т.е. роль посредника в обращении товар – деньги – товар. Деньги функц-ют как реальные, но могут быть неполноценными.

3.        деньги как средство накопления, образования сокровищ

4.        деньги как средство платежа

5.        мировые деньги

В нач. 70-хз гг XX в деньги утратили связь с золотом. Деньги сейчас обращаются как абсолютно ликвидное средство обмена. Важнейшим условием обращения денег и покупательной способности явл. их соразмерность с товарооборотом или стоимостью товаров, предложенных к реализации. Это требование выражает закон денежного обращения: КД=(СЦ-К+П-В)/О, КД– кол-во денег в обращении, СЦ – сумма цен реализуемых товаров, К – товары, проданные в кредит, П  – платежи, срок кот наступил, В – взаимно поглощающиеся платежи, О – скорость оборота одноименных денежных ед.

В наиболее общем виде этот закон получил название закона Фишера и зависимость м/у денежной и товарной массой выражена Фишером в следующей форме: М=PQ/V, М – кол-во денег в обращении, Р – цена товара,Q–кол-во товара, V – скорость оборота.

М*V=P*Q. М*V>P*Q – инфляция.

Современная денежная система включает в себя 2 важнейших компонента: 1). Неразменные гос. банкноты и беллоную монету 2). Депозиты до востребования или  текущие счета в нац. кредитной системе.

Новым моментом в движении депозитных денег явл. переход от традиционных форм к совершению безналичных платежей в системе расчетов с помощью ЭВМ, т.е. электронных денег.

13 Закон стоимости и его ф-ии

Основным законом товарного производства явл. з-н стоимости. Сущность з-на ст-ти заключается в том, что обмен товаров должен осуществляться эквивалентно в соответствии с затратами общественно необходимого труда. На рынке з-н ст-ти проявляется через механизм ценообразование

Цена-это денежное выражение ст-ти и полезности товара. Она формируется на рынке в зависимости от спроса и предложения. Если спрос больше, чем предложение, то цена повышается и наоборот. Происходит колебание цен вокруг ст-ти

Функции з-на ст-ти:

1)з-н ст-ти выступает регулятором в распределении средств произв-ва и рабочей силы по отраслям и видам произв-ва

2)з-н ст-тистимулирует повышение производительности труда на единицу выпускаемой продукции

3)з-н ст-ти приводит к дифференциации товара производителей по доходам и делит общество на бедных и богатых

14 Цена ее виды

Каждый товар в зависимости от того, в какой форме он представлен на рынках, имеет свою цену.

Основу цен образует ценность товаров. Из сферы про­изв-ва продукты труда попадают в сферу обращения, где начинают действо­вать рыночные факторы. Они вызывают отклонения цены. В свою очередь цена воздействует на спрос и предложение товаров.

На цены как пропорции обмена сильное влияние оказывают методы их уста­новления, называемые механизмом ценообразования.

В эк. практике сформировались 2 осн. подхода к станов­лению цен: рыночный и затратный (производственный). При рыноч­ном способе определяющие факторы — конъюнктура рынка, спрос и предложе­ние товара. При затратном подходе в основу установления цены кладутся про­изводственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием товара.

Цены различаются по ряду признаков. В зависимости от масштаба торговых операций и вида продаваемого товара выделяют:

•  оптовые цены, по кот. продукция реализуется крупными партиями в ус­л. т.н. оптовой торговли;

•  розничные цены, по кот. товары продаются индивидуальным покупателям в относит. небольшом объеме;

•  тарифы (расценки) - цены, по кот. произв. оплата услуг, напр. за телефон, за стрижку.

По степени свободы цены делятся на:

•  жестко фиксированные, твердые цены, назначаемые органами ценообразо­вания. Изм. такой цены в к-л сторону преследуется по закону;

•  регулируемые цены. Их вел. регулируется госорганами, но это воздей­ствие ограниченно и чаще всего сводится к установлению верхнего предела цен на опр. группы товаров.

•  рыночные цены, свободные от непосредств. вмешательства гос. органов. Они формируются под воздействием конъюнкту­ры рынка, законов спроса и предложения. Переход от фиксированных гос. к свободным рыночным ценам называют либерализацией цен.

В эк. анализе исп. сопоставимые цены. Их исполь­зование актуально, напр., при изм. цен в процессе инфляции.

Все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными. Ряд цен на товары и усл. фиксируется в виде прейскурантов, т.е. указателей цен. Такие цены называются прейскурантными.

В ходе осущ-ния планово-управленческих работ используются прогноз­ные и плановые цены. В эк-ке рыночного типа широко исп. прогнозные цены – на их осн. планируется деят. фирм, сост. Гос. планы-прогнозы (индикатив­ные планы).

Договорные цены – цены, вел. кот. определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом м/у продавцами и покупателями.

Часто вид цены определяется типом рынка, на кот. она складывается. Вы­деляются биржевые, аукционные, комиссионные цены. Разл. уровень цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости исп. мировых цен. Они представляют либо реально действующие на мировом рынке цены на товары данной группы, либо средние значения цен на одни и те же това­ры, установившиеся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются в свободно конвертируемых валютах.

15. Сущность рынка и его функции

Рынок возникает на базе товарного произ-ва. Условиями и причинами его возникновения является общ-ое разделение труда, эк-ое обособление тов-го произ-ва, свободный обмен тов-ми и услугами, конкуренция. Рынок характеризует совокупность эк-их отношений по поводу купле-продаже тов-ов и услуг по ценам, установленным на основе взаимодействия спроса и предложения в результате конк-ции. Рынок характеризуется элементами: спрос, предложение, цена, кон-ция. Субъекты рынка: продавцы (производители), покупатели (потребители). Объекты рынка: товар и его модификации, деньги и их модификации. Принципы функц-ия рынка: свобода предпринимательской деятельности, свободная кон-ция, свобода перелива капитала, свобода ценообразования, автономность принятия решений, достоверность информации. Функции рынка: посредническая функция, ценообразующая, регулирующая, стимулирующая, информационная, санирующая (отчищающая). На рынке складывается определенная конъюнктура. Она определяется эк-ми показателями, характеризующими состояние рынка: соотношение спроса и предложения, уровень цен, емкость рынка, платежеспособность потребителей и т.д.

16. Структура и виды рынков

Структура рынка — это совокупность отдельных рынков в границах национальной эк-ки мирового хозяйства и его регионов, а также взаимодействие м/у ними. Классификация рынков: по формам собственности (частный, государственный, кооперативный); по объектам рыночного обмена (товарный, финансовый, р. рабочей силы); по организации рыночного обмена (розничный, оптовый, экспортный, импортный, госзакупки); по видам кон-ции (р. совершенной и несовершенной кон-ции); по факторам произ-ва (р. капитала, труда, земли); по степени законности (легальный, нелегальный); по географическому положению (местный, национальный, мировой); по субъектам (р. покупателей, продавцов, государственных учреждений). Деление р. на виды в определенной степени условно, т.к. один и тот же р. может иметь разные признаки. Структура товарного рынка: р. потребительских товаров (продовольственный, вещевой), р. услуг, средств производства, технологий, информации, научно-технических разработок и т.д. Рынок продовольственных товаров и средств производства делятся на узкоспециализированные рынки, которые представляются биржей. Структура финансового рынка: р. капитала, состоящий из р. кредитов и р. ценных бумаг; валютный р. Структура рынка труда: р. рабочей силы; р. рабочих мест.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6