рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпора по философии рефераты

                        Социальное время – форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающие в ходе деятельности людей. Социальные процессы имеют разную длительность. Родоплеменные общества и первые цивилизации древнего мира уходят корнями в толщу веков, составляющую несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществовало около 1400 лет, а современный способ жизни длиться всего около 800 лет. Смена этапов развития общества характеризуется убыстрением темпов социальных изменений, что нашло свое отражение в понимании времени. Древние цивилизации воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особой ценностью обладало прошлое, хранящее необходимые для жизни навыки и знания. С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, вектор которой был направлен в будущее.

                        Изложенное выше учение о материи базируется на ленинском ее определении. Но в настоящее время некоторые философы утверждают, что это определение содержит два взаимоисключающих суждения:

1.     Материя независима от нашего сознания.

2.     Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.

12. Движение как форма бытия и материи.

Движение - сущностный атрибут материи, способ существования  материи:  быть  - значит быть в движении. Вопрос о первоначальном источнике всеобщих  изменений, движения сущего, его  развития,  так  же  как  и  об  источнике  существования материи,  нередко  решали,  ссылаясь  на  всемогущество   божественной   силы, вселенскую волю etc. Материализм же особенно диалектический говорит, что дв-ие как и материя несотворимо  и  не  уничтожимо:  оно  не  привносится  извне,  а заключено в самой природе материи. Одни формы  дв-ия  превращаются  в  другие.

Покой существует лишь как  х-ка  дв-ия  в  его  какой-либо  устойчивой  форме. Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его - зачит перестать существовать. 

Формы дв-ия материи органически связаны с определенным уровнем ее  структурной организации, каждый из  к-ых  х-ся  своей  системой  закономерностей  и  своим носителем: субмикроэлементарный уровень - гипотетическая форма сущ-ия  материи полевой природы из  к-ой  рождаются  элементарные  частицы  (микроэлементарный уровень), далее образуются ядра (ядерный), а из них молекулы (молекулярный)  из молекул агрегаты -  газообразные,  жидкие,  твердые  тела  (макроскопический), последние образуют звезды, планеты, галактики etc. (космический). Органический уровень - результат постепенного усложнения молекул  углеродистых  соединений, приведшего  к  образованию  органических  соединений.  Человек  и  общество  (социальный уровень) - высшая форма дв-ия материи. Формы дв-ия: механическая -> химическая -> биологическая  ->  социальная.

13. Мифология, религия, философия.

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических  доводах и рассуждениях, а либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей ( классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.

Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны. Если мат линия фил противопоставляет себя религ мировоззрению, то различные направл идеалист фил неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда даже придается различие между фил и рел как отдельными формами общ сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.

Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя фил.

Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и зародившаяся в то же время новоевроп наука, е сразу вступила в идеолог конкуренцию с рел, между ними как бы были разделены сферы влияния. при сохранении однако верховного авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от бога, а др от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в события мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне зав-ти от бога.

Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение  центрального места религиии. Согласно максизму, религия есть остаточная форма общ сознания, кот будет сохраняться до тех пор, пока вследствии развития соц-эконом структур общества состороны др форм общ сознания и прежде всего со стор самой фил не будет предложена система ценностей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религ представлений.

Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу рел и фил. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеолог причины связаны с трудностями истолкования фундамент достижений естеств наук конца 20в.  Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму а папа римский неоднократно проповедовал, что достиж современой физики прямопоказывают сущ бога. Соврем теологи подвергают текст библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.

Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опасность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравств основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззрении.

Идеалист фил 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту, восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы фил жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение П.Тейара де Шардена - фр ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел как цель эвол развития природы. Показателен тот факт, что имено в 20 в. начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер, М.Вебер), т.е. фил направление, специально посвящ обоснованию в составе фил знания духовных абсолютов и норм.

15. Материя как фил категория.

Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них.

                        Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и понятие «бытие». Парлинида в античности или Бога в средневековье: выступает гарантом существования мира. Дело в том, что материи приписываются те же характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожаемость, несотворенность. Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного обоснования существования не только материального мира, но и духовного. Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие выступает, согласно материализму, основанием мира.

                        Материя неисчерпаема, то есть многообразие конкретных объектов, в которых она существует, бесконечно. Не бесконечное ее содержание не хаотично; оно упорядочено. Прежде всего, можно говорить о строении материи на уровне неживой и живой природы.

В структуру материи на уровне неживой природы, с точки зрения современной науки, входят элементарные частицы, физический вакуум, атомы, звезды, молекулы, планеты, галактики, системы галактик, метагалактики. Тайные строения материи, существующей за пределами элементарных частиц и метагалактик, люди еще не познали.

                        Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожаемость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. . Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. К ним относятся движении, пространство, время.

16. Сущьность и явление.

Развитие познания есть движ мысли от поверхностного ко все более глубокому, скрытому - к сущности. Сущность же облад подлинной действительностью только в следствии опред форм своего самообнаружения.(листья, цветы выраж во внешнем виде сущность растения) Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов.Сущность есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутр связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. В понятии сущности заключено единство всех глубинных, закономерно связ элементов содерж объекта в их противоречиях, причинно-сл отношениях, в их зарождении, развитии и тенденциях к будущему. И в этом случае она есть нечто внутреннее, некий организующий принцип. Понятие сущности т.о. соотносительно с пон содержание, выражая однако не все содерж, а только главное, основное в нем. Сущность соотнос и с категорией качества, кот выражает однако лишь какой-то аспект ее. Понятие сущности связано и с понятием закона, но зак и сущ не совпадают: мы знаем зак гравитации, не ведая ее физ сущности. Сущность внутри себя динамична и подвержена принципу развития. Вскрыть сущность чего-либо - значит проникнуть в глубины вещи, в ее основные свойства, выявить причины возникновения и принципы развития. При этом сущность обладает разной степенью глубины. Она имеет свои степени или порядки. И познание движется от сущности одного порядка к сущн другого, более глубокого. Порядок сущностей уходит в бесконечность. Следует подчеркнуть, что сущность всегда конкретна, нет сущностивобще. Сущность нерасторжима с формами своего проявления. Явление это проявл сущности: если сущ нечто общее, то явление - единичное, выраж какой-то момент сущности, если сущность есть нечто глубинное, то явл - внешнее, более богатое и красочное...Явление есть то, как сущн проявляет себя вовне: во взаимод со всем иным, в тч и с нашими органами ч. Явл -это непосредственно восприним свойства объекта, то или иное видение кот зависит от строения и действия органов чувств, а сущность - то качественное своебразие предмета, определ его характерное лицо, кот может скрываться за его непосредственно наблюд проявлениями (зел цвет травы - явление.Сущность - физ свойства отражать свет) И сущ и яв сущ объективно, это атрибуты объекта. Но яв есть функция, зависящая от объекта и его данности субъекту, а сущ есть собственно объективное кач объекта. Диалектика сущности и явл - процесс не однозначно простой, т.е. в нем нет такой связи: одна сущность одно явл. Само явл достаточно неоднозначно и не всегда скрывает за собой истинную сущность. Вполне реальной оказывается для фил пробл кажимости, видимости. Мы можем видеть мираж в пустыне, однако на его месте ничего нет, т.е. то, что мы видим лишь кажущееся. Однако с др стороны мираж - явление природы, а не зрительный фантом порожд обманом органов чувств, мы можем его сфотогор. Следов видимость есть сущность в одном из своих проявлений. Феномен “быть-казаться” выражает прежде всего факт несоотв сущности и ее вн проявления. Итак, если явление обнаруживает сущность, то видимость, как правило, закрывает ее, и задача разума закл в том, чтобы проникнуть сквозь покров видимости и заглянуть в истинное лицо сущности. Движ познания есть всегда движ от внешнего к внутреннему. Категория внешнего раскрывает  свойства предмета как целого, и не только предм самого по себе, но и способа его взаимод с окруж средой. Кат внутреннего раскрывает строение предмета и выявляется благодаря теорет процедурам познания, связанным с допущением идеализованных объектов.

В истории познания пробл внеш и внутр подчас смыкалась с пробл сущности и явления. Но очевидно, что полного отождествления здесь нет. В самом деле даже если мы познаем внутр строение объекта... мы не сможем сказать, что познали его сущность. Ведь последняя предполагает знание каких-то принципов своего функционирования и развития, она исключает наличия в ней случайного, несущественного. Внутреннее может содержать и случ и несущ. Явление как правило ничего не говорит нам о связях объекта с другими, внешнее же предполаг рассмотрение объекта именно со стороны его связей, так, что внешнее становится для объекта существенным, в этом смысле внешнее раскрывает нам существенные связи объекта, т.е. обнаруживает какой-то аспект сущности его.

17. Средневековая философия.

Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ. догматики в услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название “схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля) Еще в 5 в.(христианство уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству. (Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп. Юстиана в 529г.) При этом одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов церкви, писат., заложивших основы ф. христианства.

Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430, род. в Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою непрер. лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой и своб. воли. Душа нематер, бессмертна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он дел., делает через него бог.Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период хрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось , что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их. Т.к. б. тексты отличались иносказательным хар., то для их толкования требов. изощренная логика. Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е о прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.1.общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость существования) “до вещей” в бож. разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел. разуме как р-т абстракции. - умеренный реализм ( сущ и крайний реал. - общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - сущ. только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к многим вещам,  наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи. 2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только имена.(Росцелин).  Сущ. только индивидуальное и только оно может быть предм. познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее  сущ. только в уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты. Главные представители схол.  Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий. Ф.А.(1225-1274). Осн. цель отработка основных догматов хр. вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Арист. канонизировал хр. поним. соотношения идеального и матер. как соотн. изначального принципа формы с неустанововш. принципом материи.(слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и матер. рождает мир индив. явлений. Душа чел. есть формообраз принцип, однако свое полное индив. воплощение она получает только при соедин. с телом. Так был разрешен один из самых острых вопр. хр схол. Схол  должна была истолковывать свое отнош. к материии т.к. Иисус Христос был явлен в виде челов., т.е объединил в себе бож.(идеал) и чел. (матер) природу. Этот факт не давал возможности трактовать мат. как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалиф материи Ф.А.  с пом. целой системы утонченных рассуждений в качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из тупика. Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как действительность к возможности. Док-во сущ. бога. Каждое явл имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога - верховной причины.


18. Древнегреческая философия.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет  культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о  космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи  (элеаты) усматривали основу  мира  в  едином,  незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа  Платона) - земной шар лишь  тень, результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти  Ф.  направления  были  во  многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное  место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегреческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (esp.Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит через всю дальнейшую историю Ф.

Эллинская философия. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок. 625-547 гг. до н.э. ), а его продолжателями были Анаксимандр (ок.610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.). Милетские философы были стихийными материалистами.

Фалес первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движении, превращения которой создают все вещи, в конечном счете снова превращающиеся в воду. Богам не было места в этом круговороте состояний вечной воды. Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на первоначальной воде. Фалеса также считали основоположником древнегреческой математики, астрономии и ряда других наук о природе.

Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к мысли, что первичной материей является апейрон: неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Из нее в процессе движения выделяются присущие ей противоположности- теплое и холодное, влажное и сухое. Их взаимодействие приводит к рождению и гибели всех вещей и явлений, которые по необходимости возникают из апейрона и в него возвращаются. Анаксимандра считают составителем первой географической карты и первой схемы небесного свода для ориентировки по звездам, он представлял землю в виде вращающегося цилиндра, парящего в воздухе.

Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух, который, разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие вещей. Все возникает и возвращается в вечно движущийся воздух, в том числе и боги, которые подобно всем другим вещам, являются определенными состояниями воздуха.

Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не вещество, а форма определяет сущность вещей. Все можно сосчитать и таким образом установить количественные особенности и закономерности природы. Мир состоит в количественных, всегда неизменных противоположностей: конечное и бесконечное, чет и нечет ... Сочетание их осуществляется в гармонии, которая свойственна миру.

В борьбе с идеалистической философией Пифагора совершенствовалась материалистическая философия милетской школы.В конце VI-начале V в. до н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.).В его трудах нашли завершения искания Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

Согласно Гераклиту высшим законом природы является вечный процесс движения и изменения. Стихия, из которой все возникает, это- огонь, представляющий то закономерно загорающийся, то закономерно потухающий процесс горения. Все в природе состоит из противоположностей в борьбе рождающихся из огня переходящих друг в друга и возвращается в огонь. Гераклит первым пришел к мысли о диалектическом развитии материального мира как о необходимой присущей материи закономерности. Закономерную необходимость Гераклит выразил греческим словом " логос ", в философском смысле обозначающем "закон".Известно приписываемое Гераклиту изречение: "Панта рей"- все течет, все изменяется , которым кратко сформулирована сущность его философии. Диалектическое единство противоположностей формулируется как постоянно возникающая гармония взаимно дополняющих друг друга и борющихся противоположностей. Процесс саморазвития огня не создал никто из богов или людей, он был, есть и всегда будет.

Сократ

Сократ любил две вещи: истину и человека. Истину видел в раскрытии таких понятий, как «благо», «красота», «справедливость», «мудрость», и перенесении этих понятий на человека. Но подобная истина может быть постигнута только в процессе самопознания («познай самого себя»). В спорах Сократ доказывал целесообразность и разумность человека, в спорах рождалась истина. Он одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога. В вопросах этики он утверждал, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Высшая цель человеческой жизни – счастье и блаженство.

Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней Греции был Платон (427-347 гг. до н.э. ).

До нашего времени дошла информация о 35 философских трудах Платона, большинство из которых были изложены в форме диалога.

Вершиной и основой всего он считал идеи. Материальный мир- лишь производная, тень мира идей. Лишь идеи могут быть вечными. Идеи- есть истинное бытие, а реальные вещи- это бытие кажущиеся.Выше всех других идей Платон ставил идею красоты и добра. Платон признает движение, диалектику, которая является результатом конфликта бытия и небытия, т.е. идеи и материи.

Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает у Платона как вторичное, несущественное. Истинное познание- это познание, проникающее в мир идей- познание разумное.

Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, душа бессмертна.

Другой выдающийся ученый этого периода- Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю. Она образует потенциальную предпосылку существования. И хотя она основа бытия, ее нельзя отождествлять с бытием или считать его основной частью. Далее следуют земля, воздух и огонь, которые представляют собой промежуточную ступень между первой материей и миром, который мы чувственно воспринимаем.Все реальные вещи являются соединением материи и образов или форм, следовательно: действительное бытие есть единство материи и формы. По Аристотелю- движение- это переход от возможного к действительности т.е. движение универсально. Основа всякого явления ­некая причина.


19. Философия Возрождения.

Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.

Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Появляется гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности.

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие.

Важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта — создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.

Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм. Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире.

Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452—1519), Николая Коперника (1473—1543), Иоганна Кеплера (1571—1630), Галилео Галилея (1564—1642).

Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.

Леонардо да Винчи утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория.

Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с творчеством крупнейшего европейского мысли­теля Николая Кузанского (1401—1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.

Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.

Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».

В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли.

Наиболее глубокие результаты натурфилосо­фия получила в творчестве Джордано Бруно (1548—1600), с чьим име­нем связан решающий поворот в утверждении новой космологии.

Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение.

Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи.

20. Диалектика количественных и качественных изменений.    

Еще в древности греческие философы обратили  внимание  на то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незаметными изменения того или иного  предмета,  накапливаясь,  могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление числа песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит  к  тому,  что куча песка исчезает,  а человек становится лысым.  причем граница перехода одного состояния  в другое здесь размыта,  неуловима, в других же случаях она прочерчивается резко.

     Такого рода  жизненных,  практических,  а затем и научных примеров можно привести великое множество. Гегель увидел  в  таких  изменениях  не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность,  получившую название закона перехода количественных изменений в качественные.

Каждый  предмет обладает не  каким-то  одним,  а  целым рядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.

     Свойства бывают существенные и несущественные. Однако есть также неотёемлемые свойства. В философии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без характеристик пространства,  времени,  движения.  Для  человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, память.

Предметы -  это  не  механический набор или простая сумма свойств, но их  взаимосвязь,  единство. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество. Свойства

обнаруживаются как проявления тех или иных черт,  сторон предметов в их отношениях с другими предметами.

Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая  характеризует его как данный предмет,  обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

     Количество - характеристика явлений, предметов, процессовпо степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

     Закон перехода количественных  изменений  в  качественные  говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса.

Единство количества и  качества называется мерой.  Мера - это своего рода граница, рамке, в которых предмет остается самим собой. "Нарушение" меры, этого определенного сочетания количественной и качественной сторон, приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Мера - диалектическое единство качества и количества  или такой интервал  количественных изменений,  в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Переход количественных  изменений в качественные - всеобщий закон развития материального мира.

Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного  состояния в другое (в результате превышения меры). Примеры скачков:  образование звезд и планет, в частности Солнечной системы.


21) Философия 20 в. Проблема интуитивного учения Берксона.

                        Анри Берксон (1859-1941) Основатель «Интуитивизма», член француз. Академии, нобелевская премия 1914 г. Интуитивизм  – доведение интуиции до абсурда. Глав. работа «непосредственные данные сознания». Направлена против интелектуализма/рационализма. Принципы работы:

1.     нельзя ничего членить, разграничивать, ибо это искажение реальности в процессе изучения.

2.     Действительность не подчинена никаким законам. Всё что существует, существует иррационально и и может быть понято как длительность или «конкретное время» - не связано с материей, это интуитивная основа психики человека.

Интуиция – открытие истины без логики ума, именно истины а не ошибок. Т. е. об истине можно говорить только тогда когда получается положительный результат, т. е. принято только правильное решение.

Понятие конкретного времени: память, инстинкт, сознание, свобода и дух. Время без временных вещей.

Длительность или «конкретное время»: акт познания совпадает с актом порождения действительности. В интуиции исчезают различия между кто познаёт и что познаётся. Истина открывается в ходе слияния объекта и субъекта. Сущность становится видимой. Любая теория несёт на себе печать своего создателя. У Б. Часто звучит слово «Инстинкт». Простейшая форма непосредственного постижения истины это инстинкт. Художники воспринимают мир без деформации, а деформируют истину органы чувств и логика. Природа забыла связать у художника восприятие с действительностью. Он погружается в глубину своего мира.

Б. Не создал своей школы, учеников нет. «Теория интуиции» Б. : знание получаемое при помощи интуиции является более полным, чем знание получаемое умом/логикой. Б. Избегает сталкивать интеллектуальное и интуитивное знание. Это  2 самостоятельных вида знания. Они равноценны, они дополняют друг друга. У них один источник – опыт. Одна реальность это материя, другая это та, которую творит интуиция, т. е. «конкретное время», т. е. длительность, т. е. время без временных вещей.


Страницы: 1, 2, 3