Реферат: Шпора по философии
Реферат: Шпора по философии
01. Философия 20 в. Экзистенциальная философия.
Экзистенциализм - Философия существования.
Иррационалистическая фил. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К
Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.
В Герм э. стал складываться после 1 мир войны
(обстановка озлобления и уныния) Нов волна - Франция времен окупации и после 2
мир войны.
Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о
выборе и личной ответственности.
Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий
индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его
собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это
такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет
значение только его собственное сущ и его движение к небытию.
Э объявл предметом ф. - бытие. “Современная фил, как и
в прошлые времена занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия
явл неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б.
наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для
проникновения в него.
Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия
отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается
доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто
внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен становится
объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.
Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое
сущ-е, точнее преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут
такой, в кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное
переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед
смертью.
Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”,
а чел. сущ. есть “бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из
бытия и не может превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как переживание,
не может найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти.
Значит бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх
“человек есть его страх”.
Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в
“пограничных ситуации” - страдание, борьба, смерть.
Свобода.
Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя
сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел , проект. Он свободно
выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет
само чел. существование, чел и есть свобода.
Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не
поддающеся выраж в понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне
общества. Это внутр состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода
противопоставляется необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и
отрешенная от общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода
выбора отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным,
соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится
неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть мучительная
необходимость.
Характ чертой чел сущ является то, что он не сам
выбирает условия своего сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека
не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел
сущ-я сущ потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел,
состоящий в озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир
представляет среду, мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в
неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время -
это переживание сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени
до моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том,
что будет после моей смерти бессмыслено.
Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и
разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности
трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет
прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны.
Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное, одинокое сущ-е.
Каждый умирает в одиночку.
2. Закон отрицания
отрицания.
"Отрицание" как
реальный аналог логического, мысленного отрицания (антитезиса) при этом было
истолковано как непременный момент, многократно повторяющийся в любом
процессе, где имеет место смена фаз, периодов, этапов изменения того или
иного объекта.
В отличие от
метафизически толкуемого "отрицания", подчеркивающего разрыв,
противоположность черт предыдущего и последующего этапов изменений,
диалектическое "отрицание" предполагает связь, переход от одного
этапа к другому. Диалектическое "отрицание" включает в себя триединый
процесс:
деструкции (разрушения,
преодоления, изживания) прежнего,
комуляции (его
частичного сохранения, преемственности,
трансляции) и
конструкции
(формирования, созидания нового).
Первый момент -
преодоление пройденного, его "сбрасывание" изживание -
обеспечивает необходимую почву для следующей фазы данного процесса. Но сама по
себе деструкция, возобладай она, отбрасывала бы процесс вспять, разрушала бы
предпосылки продвижения к последующим фазам. Нормальное продолжение процесса,
его связь, единство, целостность обеспечиваются вторым моментом -
сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия процесс всякий раз
возвращался бы к исходной точке, а потому в целом напоминал бы некое
"топтание на месте", а то и вообще становился бы невозможным.
Нарастание процесса движение его к новым фазам требует также третьего момента-
новаций (формирование качественно новых связей, функций, черт).
Реальным аналогом
"отрицания отрицания" и в природе, и в обществе служат, в
частности, "спиралевидные" процессы, сочетающие в себе цикличность,
относительную повторяемость и поступательность.
Закон отрицания
отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира.
Термин "отрицание" в
философию ввел Гегель, но он вкладывал в него идеалистический смысл. С его
точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.
Маркс и Энгельс, сохранив
термин "отрицание", истолковали его материалистически. Они показали,
что отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития самой
материальной действительности.
Отрицание присуще и развитию
познания, науки. Каждая новая, более совершенная научная теория преодолевает
старую, менее совершенную.
Отрицание не есть нечто
привнесенное в предмет или явление извне. Оно результат его собственного,
внутреннего развития. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и,
развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами создают условия для
собственного уничтожения, для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и
есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат
саморазвития, самодвижения предметов и явлений.
Диалектическое понимание
отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет
все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает
на новую, более высокую ступень.
03. Философия Канта.
Иммануил Кант
родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился, стал ректором университета ,
писал свои труды и умер в 1804. Он был не только фил, но также крупным ученым
в обл естествознания. Преподавал.
Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период
(до нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии,
этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как
умозрительная наука. (без обращ к опытным данным)
Во 2-й пер (критический) пытается строго
отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи
непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе
действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”.
Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности
вещей. Развивая эту критику Кант пытался 1. выяснить источники различного вида
знаний - научного и философского 2. выяснить на чем основывается достоверность
знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления...
Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на
наши органы чувств и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. -
идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущунеи нашей чувственности, ни
понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет.
знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это математика и
естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание
о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего сознания: ощущ,
понятия. Ввс принципиально непознаваемы.
Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в
кот мыслится всязь между двумя понятияим - субъектами и предикатами суждения.
Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предм
сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это аналитические
суждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют прот)
Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с
суб., то это синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2
класса синт суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что
обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не
может основ на опыте. Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от
него - априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр.
суждениям К. придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в
след форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет
естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он связывает
с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.
Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в учении о формах
чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не понятия, а наглядные
представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик основывается либо на
чувств созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная форма
внешнего чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц. простр.
их безусловную всеобщность и необходимость.
Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ
вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.
Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет естествознании
явл категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия
рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта.
Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под кот
рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. По
К ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия
без ощущ - пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким
обр разнообразие чувств созерцаний превр посредством априорных форм в единство?
Условием такого единства состоит в единстве самосознания.
На этих основах разработал ответ на вопрос о
возможности теорет естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие
и необходимые законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при
условии, если рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1
сохранения субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак.
принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само строит
предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том, что
оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и может познаваться
- форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего ума сообразуются с вещ
прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.
Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни
формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл
определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх знания
строится самим сознанием.
Этика.
Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в
одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел есть явление среди
др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но чел также и нравственное
сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств сущ чел принадлежит к миру
умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен. Нравств. закон К понимает
как безусловное предписание или “категорический императив.”
З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы
правило его личного поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б.
моральным только если он соверш из уважеия к нравст з-ну.
К стремился ослабить
зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на
религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор или амор поведением чел и его
счастьем не сущ необходимого соответствия. Противоречие междумор повед чел и
результатом этого поведения в эмпир жизни не мирится с нашим нравственным
сознанием, кот требует справедливого соответствия. Не находя его в мире явлеий,
нр сознание вынуждено верить, будто соотв осущ в мире “умопостигаемом”. Сущ
понятий как свобода, бессмертие и бог объясн по К. верой в “умопостиг” мир. Их
бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или
требование “практического разума”.
04. Философия 17
в. (Бекон и Декарт)
Предпосылки для
формирования Ф. нового времени связаны с переносом интереса мыслетелей с
проблем схоластики и теологии на проблемы натур ф. В тот же период имеют место
попытки ф.заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления
как основу теоритического метода. В 17 веке интерес ф. Был направлен
на вопросы познания - Ф.Бекон развивал учение о индукции, Декарт понятие
метода в Ф. На первом плане проблемы гносиологии. Два основных направления ф.:
Эмпиризм - направление в теории познания к-ое признает чувственный опыт как
единственный источник знаний. а) идеалистич. (Беркин, Юм) Э. опыт
совокупность ощущений и представлений, величина мира = величине опыта. б)
материалистический (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний
мир. 2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание
науки, признает разум источником познания и критерием его истинности. Френсис
Бекон - развивал учения о индукции. Неполные индукция - исключ.
логического док-ва до получения противоречия. "Знание сила".
Заслуги: 1) восстановил матер. традицию в европейской Ф. 2) предложил
новое понимание материи - совокупность частиц 3) один из основателей
механики "движение неотъемлемый атрибут материи" Рене Декарт
(дуалист) - математик, физик. В космологии идея естественного развития
солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя = протяженность. Пустота
нематериальна. Понимание человека - бездушный телесный механизм и
мыслящая душа + воля. Животный живые автоматы. Бог сущность, к-ая явл. причиной
всего сущего и не более того. Главная задача чел. господство над
другими автоматами, когда чел. достигнет истинного знания при двух усл.
1) знание естественной очевидности_2) знание подчинено единому
универсальному методу познания. Б. Спиноза развил матер-ую сторону учения
Декарта противопоставив дуализму материалистический монизм - ф-ое воззрение,
согласно к-му все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции -
материи либо духа.
Г. Лейбниц
развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии,
высказал ряд глубоких мыслей диалектического х-ра. Мир состоит из
мельчайших элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающих
активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и
способных к страданию, восприятию и сознанию.
05. Система и
метод философии Гегеля.
Высшим
достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля
(1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил
весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в
беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку
раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... значение философии
Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено
диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод
исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую
всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной
действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне
обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне
противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике
метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме,
законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это
то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но
до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона
диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений
в качественные (при изменении количественных отношений после определенной
стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления
развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного
объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется
нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве.
Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое
отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы
противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и
реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это
присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество -
различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть
борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из
сторон или компромисс.
Страницы: 1, 2, 3
|
|