рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпора к экзамену рефераты

br>

Вопрос 15  Положительный эффект масштаба производства. Факторы его определяющие. Пред­ставляет собой положение, когда долго­срочные средние издержки фирмы падают по мере увеличения выпуска продукции (экономия на масштабе). Экономия, обусловленная ростом масштаба производства, обусловлена тем. что по мере роста размеров предприятия повышается уровень специализации рабочих и растет производительность труда; эффективно ис­пользуется управленческий персонал, заку­пается лучшее оборудование и активно используется, происходит утилизация отходов производства: из них производится дополнительная продукция.


Вопрос 16  Отрицательный  эффект масштаба производства. Факторы его определяющие. Предпола­гает. что долгосрочные средние издержки растут по мере увеличения выпуска (убыва­ющая отдача). Убывающая отдача связана с расширением фирмы до крупномасштабного предприятия и возникающими при этом трудностями управления ею. Высшее руководство отдалено от непосредственного производственного процесса. Процесс принятия решений замедляется и иногда в силу недостатка информации становится неадекватным. Возникает бюрократическая волокита и все это ведет к росту средних издержек.


Вопрос 17  Рыночная инфраструктура. Рынок — это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрали­зованном, безличностном механизме ценовых сигналов. В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов . экономи­ческих отношений. В состав рынка входят и предпринима­тели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственни­ки ценных бумаг и. т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. сновная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домаш­ние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Получен­ные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расхо­дуются для удовлетворения личных потребностей. Бизнес — это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала,доход от которого расходуется не просто на ричное потреб­ление, а для расширения производственной, деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.Правительство представлено главным образом различ­ными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики. Важнейшими условиями возникновения рынка являют­ся общественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономиче­скими благами. Специализация, в свою очередь, опре­деляется принципом сравнительного преимущества, т. е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Условием возникновения рынка является и так называ­емая экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Для возникновения рынка какого-либо продукта важна в величина трансакционных издержек, свободный обмен ресурсами. Функции рынка: он является регулятором общественного производства, он поддерживает прямые и обратные связи  между производителем и потребителем,он выполняет функцию учета общественно необходимых затрат труда товаропроизводителей, через рынок происходит приспособление структуры производства товаров к обьему и структуре общественных потребностей. Функции рынка: Регулятор общественного производства,  поддерживает связи между потребителем и производителем, выполняет функцию учета общественно необходимых затрат труду товаропроизводителей, происходит приспособление структуры производства товаров к обьему и структуре общ. потребностей. Содержание рыночной инфраструктуры. Это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуя ют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности создающих организационно-экономические условия

функционирования рынка, так и совокупность организаций, государственных и коммерческих Предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функ­ционирование рынка.

Организационная база инфраструктуры рынка включа­ет снабженческо-сбытовые, брокерские и Другие посредни­ческие организации, коммерческие фирмы крупных про­мышленных предприятий.

Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

В кредитно-расчетную базу входят отдельные банков­ские и страховые системы, крупные самостоятельные бан­ковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммер­ческие банки.

Основные элементы инфраструктуры рынка. Важ­нейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широ­кого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в наци­ональном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки това­ров широкого потребления с проведением симпозиумов, конгрессов, семинаров.

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является полу­чение максимальной цены за какой-либо товар. На аукцио­не происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары доста­ются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводят­ся судебными органами с целью взыскания долгов с непла­тельщиков, и аукционы добровольные, которые организу­ются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах Существуют и международные аукционы, ;0ни пред­ставляют собой разновидность публичных открытых тор­гов, где реализуются товары определенной номенклатуры: шерсть, табак, пушнина, чай, лошади, цветы, рыба, лес, а также предметы роскоши, произведения искусства.

Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж явля­ются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великоб­ритании и Японии. Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда. Товарные б и р ж и функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже налич­ных товаров на основе предварительного осмотра, по об­разцам и стандартам. Распространены сделки с обязатель­ством поставки товаров в будущем. Это так называемые фьючерсные сделки. На современных товарных фьючерс­ных биржах только 1 - 2 % сделок заключаются поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям ми­нимальный ценовой риск. На товарных биржах по поручению своих клиенток сделки заключают посредники-брокеры. В роли таковых могут выступать как высококвалифицированные специа­листы, так и брокерские фирмы, зарегистрированные Нс биржах и представляющие интересы своих клиентов. Ис­точник дохода брокера — комиссионное вознаграждение, предусмотренное в уставе соответствующей фирмы. Субъ­ектами товарной биржи являются и дилеры — участники торгов, осуществляющие биржевые сделки от своего имени и за свой счет. На фондовой бирже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: акции предприятий, ком­паний, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммуналь­ными предприятиями, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой бирже проис­ходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложе­нием. На фондовой бирже определяются реальные рыноч­ные цены акций и облигаций тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых держателям акций и облигаций. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения, объема заказов и поступающей финансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются Нью-йоркская , Лондонская, Токийская, Парижская. Биржа труда— организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предпри­ятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы. Кроме мероприятий по трудоустрой­ству биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профес­сиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы.  Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовло­жения. Ядро кредитной системы - банковская система. Она включает в себя центральный (государственный), коммер­ческие (осуществляют прием вкладов и превращают их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических но­вовведений) и инвестиционные банки. В рыночную инфраструктуру входят и государствен­ные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перерас­пределение доходов, финансирование Производственных и социальных программ. Важной частью инфраструктуры рынка является раз­ветвленная система законодательства, регулирующая пра­вовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и опре­деляющая правила "рыночной игры". Выделяют четыре основных типа рыночных структур: 1. Совершенная конкуренция. 2. Монополистическая (несовершенная) конкуренция. 3. Олигополия. 4. Монополия. Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами: - на рынке действует множество мелких фирм и доля каждой так мала. что ни одна из них не оказывает заметного влияния на совокупный объем пред­ложения (рынок сельхозпродукции) и на цену; - продукция является однородной, т.е. не отличается по качеству и потреби­телям все равно, у кого ее покупать (соль. пшеница); - покупатели хорошо знают цены и если продавец их повысит, то потеряет всех клиентов; - все фирмы действу ют независимо, т.к. их слишком много; - фирмы могут свободно входить в отрасль н выходить из нее в случае убыточности, от­сутствуют законодательные, технологи­ческие и финансовые препятствия; - характерна для рынков сельхозпродукции. акций. Совершенно конкурентная фирма может продать такое количество товара Q, какое пожелает по фиксированной цене Р. Цена неизменна и находится вне контроля фирм. Монополистическая (несовершенная) конкуренция обладает такими чертами: - на рынке действует множество фирм. имеющих ограниченный контроль над ценами (владелец ресторана может устанавливать цены чуть выше. чем сосед-конкурент); - фирмы выпускают разнородную продукцию, близкую, но не полностью взаимозаменяемую; - не существует барьеров для вхождения в отрасль и вырождения из нее; - характерна для ресторанов, магазинов розничной торговли. бензозаправочных станций, парикмахерских, аптек. Олигополия подразумевает: - наличие нескольких крупных фирм. каждая из которых достаточно велика. чтобы оказывать влияние на весь рынок; - возможен выпуск как однородной (рынок стали, алюминия), так и диффе­ренцированной продукции (рынок автомобилей, сухих завтраков); - существуют не очень жесткие барьеры для вхождения в отрасль (финансо­вые в связи с размерами фирм. необходимостью большой рекламной компа­нии. технологические, требующие владения патентами); - примеры: рынок автомобилей, сталелитейная промышленность, рынок гото­вых завтраков, производство сигарет, телевидение, связь. Монополия обладает чертами: - функционирование одного крупного производителя (в отрасли действует одна крупная фирма); -дифференциация продукции отсутствует, т.к. выпускается только один продукт, у которого нет заменителя; - фирма осуществляет значительный контроль за ценой, т.к. выпускает про­дукт монопольно; - отсутствует возможность вхождения в отрасль (экономия, обусловленная ростом масштаба производства, естественная монополия, отсутствие па­тентов и лицензий); - примерами являются рынок алмазов, моментальная фотография.


Вопрос 18  Рыночные модели. Первая модель - свободный саморегулируемый рынок. Существовал с 15 века до конца 19 века. Его описывали К.Маркс.Ф.Энгельс. В.И .Ленин. Его характеризуют следующие черты: - полная независимость большого количества производителей и невме­шательство государства в конкуренцию. Реализуется идея Д.Смита о "невидимой руке" рынка; - конкурирующие фирмы производят однородную стандартную продукцию. из-за контроля лишь малой доли рынка не имеют возможности оказывать влияния на цены. поэтому отсутствует неценовая конкуренция; - не существует законодательных и финансовых препятствий для возник­новения новых фирм и сбыта их продукции; - государство не выступает в роли предпринимателя и собственника про­изводимого продукта. Не существует государственных предприятий. функционируют только частные предприятия и корпорации; - из государственных органов управления существуют только министерства военное, внутренних дел. иностранных дел и транспортное; - отсутствуют социальные гарантии населению со стороны государства в виде пенсий, пособий, трудового законодательства, защищающего инте­ресы населения.  Вторая модель - монополистический рынок. Сформировался на рубеже 19 - 20 веков в связи с: - переходом от использования пара к использованию электричества, что создало мощный импульс к дальнейшему развитию производства; - ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности; - огромным железнодорожным строительством; Все это обусловило появление крупных и сверхкрупных предприятий, про­изошел переход от индивидуальной собственности к ее акционерной форме. Первоначально преобладала горизонтальная интеграция-образование мо­нополистических объединений в рамках одной отрасли. Формы горизонтальной интеграции: картели, синдикаты, тресты.  КАРТЕЛЬ - это сотрудничество самостоятельных предприятий одной отрасли в форме заключения соглашений о ценах на продукцию. , доле каждого участника в общем объеме производства, рынках сбыта. СИНДИКАТ - это объединение предприятий для совместной закупки сырья и сбыта продукции по заранее согласованным ценам. Члены синдиката сохраняют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятель­ность. ТРЕСТ более развитая. чем синдикат.форма производственного объединения. при которой различные предприятия сливаются в единый произ­водственный комплекс. Они теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются единому органу управле­ния. Чаще всего они специализируются на выпуске однородной продукции или на комбинированном производстве, когда объединяются последователь­ные ступени обработки сырья. С 20-х годов 20 века преобладает вертикальная интеграция или диверсификация - проникновение капитала данной корпорации в отрасли, прямо не связанные с основной сферой ее деятельности. Формы вертикальной интеграции: концерны, консорциумы. КОНЦЕРН- производственное объединение, создание которого обусловле­но необходимостью комбинирования производства. Различают концерны вер­тикальные. охватывающие предприятия, связанные единым производствен­ным процессом (отпроизводствашиндос6оркиавтомо6иля1.игоризонталь-ные - объединение самостоятельных предприятий (в отличие от треста). связанный общностью интересов финансирования, патентно - лицензион­ными соглашениями. Характерны для крупномасштабного производства. создаются с целью более эффективного ведения дела. КОНСОРЦИУМ-  финансовая группа юридически и экономически независимых предприятий различных отраслей, создаваемая для осуществления крупных промышленных проектов. В качестве участника консорциума могут высту­пать предприятия, государства, банки. Деятельность консорциума носит временный характер. Так. был создан международный консорциум для постройки туннеля под Ла-Маншем. Монополизация рынка привела к жесточайшему кризису 1929-1933 г.г.. когда в некоторых странах производство сократилось на 30%. Третья модель - регулируемый индустриальный рынок. В основу формирования этой модели легли идеи Кейнса о вмешательстве государства в экономику в целях приспособлений производственных отноше-1ий к растущему обобществлению производства. Характерные для этой модели черты рынка: - наличие государственной собственности на капиталоемких предприятиях производственной инфраструктуры и тяжелой индустрии (добывающей промышленности, энергетики, транспорта): а) американская модель -доля государства составляет 5-7 %, б) японо-европейская модель - 30%, - государство регулирует экономический рост с помощью кредитно -де­нежной и бюджетной политики; - стимулируется частное предпринимательство с помощью сдерживания инфляции, роста зарплаты, регулирования уровня ссудного процента. создания конкурентной среды на основе антитрестовского законодатель­ства; - существуют социальные и экономические гарантии со стороны государ­ства в виде установленного минимального уровня заработной платы, пен­сионного обеспечения, пособий по безработице, медицинского страхова­ния; - государственное финансирование фундаментальной науки и образования. Четвертая модель - информационный рынок. Формируется в настоящее время в США. Японии. ФРГ. Характерной чертой экономики конца 20 века становятся электронно-информационная техника и формирование на ее основе новых взаимоотношений субъектов рыночного хозяйства. Его отличают такие черты, как: - преобладание на рынке услуг, а не материаль­ных продуктов (структу­ру занятости населения в СНГ и США в 1993 г. см. на рис.1; - долгосрочное планирова­ние объема производства. реализации и цен на ос­нове контрактов; - переход от товарно-де­нежных к товарно-кре­дитным отношениям; -ускорение темпов обновления форм повседневной жизни (автомобиль служит не 20 лет. а 2-3 года); - переход в одноразовому пользованию вещами, потеря привязанности чело­века к вещи. на смену психологии собственника приходит психология выбрасывателя. - эфемеризация человеческих отношений: от постоянных отношений чело­век переходит к сиюминутным контактам; - происходит смена профессий в течение одной жизни несколько раз.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7