рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпора к экзамену рефераты

Реферат: Шпора к экзамену

Вопрос 1   Предмет и метод экономической теории. Предметом экономической теории является анализ ры­ночного хозяйства. Однако это слишком общее определе­ние. Уточнить его можно, обратив внимание на понятие редкости (ограниченности ресурсов) и проблему выбора, который должны осуществлять люди, сталкиваясь с отме­ченной выше ограниченностью ресурсов. Экономическая теория изуча­ет экономическое поведение людей. Экономика — это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими аль­тернативное использование а также Минимизация за­трат и максимизация выгоды. Наиболее характерными функциями экономической те­ории являются: познавательная функция; методологиче­ская функция; практическая функция, целью которой яв­ляется формулировка экономических проблем и путей их решения как теоретической основы экономической по­литики. Функция — это переменные величины, зави­сящие от других переменных величин. Экономическая теория использует широкий спектр ме­тодов научного познания. Важнейшим из них является метод научной абстракции. Он состоит в очищении иссле­дования объекта от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт. С помощью метода абстракции формулируются научные категории, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов, и строятся экономические модели.

Вопрос 2   Основные этапы развития. Происхождение слова «экономия» берет начало от «ойкономиа» («ойкос» — дом, хозяйство и «номос» -правило, закон) и в начале рассматривалось как наука о домашнем хозяйстве. Аристотель, оперируя термином «экономия» и производным от него «экономика», рассмот­рел основные экономические закономерности общества своего времени. Философ и экономист, Аристотель иссле­дует основание пропорций обмена, происхождение и фун­кции денег, значение торговли и т. п. Впервые термин «политическая экономия» ввел в науч­ный оборот француз Антуан де Монкретьен. Он опублико­вал в 1615 г. сочинение «Трактат политической экономии», которое дало название целой науке. Политическая эконо­мия рассматривалась Монкретьеном как сосредоточие правил хозяйственной деятельности. Определяющим направлением экономической мысли ХV-ХVII вв. стал меркантилизм. Сущностью меркантилизма в экономической теории является определение закономер­ностей в сфере обращения, т. е. в денежном обороте и торговле. Характерными выразителями идей меркантилизма были англичанин Томас Ман и француз Жан Батист Кольбер. Англия в XVII в. с ее идеями свободы, разума и прогресса выдвинула немало оригинальных мыслителей и среди них Уильяма Петти. Французская экономическая мысль XVIII в. очень инте­ресно представлена школой физиократов. Термин «физи­ократы» образован от греческих слов и дословно означает «власть природы». Наиболее яркими представителями этой экономической школы являются Франсуа Кенэ и Анн Тюрго. Физиократы перенесли основной акцент исследования (в отличии от меркантилистов) непосредственно на произ­водство. Сам термин «воспроизводство» был впервые ис­пользован Кенэ. Проведенный А. Смитом анализ природы человека, вза­имодействия и взаимосвязи человека и общества был по­ложен в основу формулировки понятия homo ecomomicus  — «экономический человек», хотя само это понятие воз­никло позднее. А. Смит считал, что основным стимулом экономической активности человека является частный ин­терес. Реализовать свой интерес человек может только путем взаимообмена с другими людьми результатами час­тной экономической активности, иначе говоря, в процессе разделения труда. Ввел понятие «невидимая рука» стихийное действие объективных экономических законов. Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Только пои свободном передви­жении капитала, товаров, денег и людей ресурсы общества могут использоваться оптимально. Виднейшим представителем английской классической политиаескрй экономии стал Давид Рикардо, опубликовавший свои работы в начале 19 в его научной системы стало признание закона стоимости фундаментом, на основе которого выстраивается в единое целоетеория политической экономии. Д. Рикардо считал сферу производства источником сто­имости и доходов Определенным  этапом эволюции экономической теории стали сочинения швейцарского экономиста XIX в. Жана Шарля Леонара Симонда де Сисмонди. Он выступал с критикой экономического механизма капиталистического общества. В трактовке Сисмонди политическая экономия призвана быть наукой совершенствования социального механизма ради счастья человека. Сисмонди возродил и дал свое объяснение термина «пролетариат», несколько иное по сравнению с содержанием его в дневнеримский период, обозначавшим низшие, неимущие, деклассирован­ные слои общества. Идею создания будущего общества, каждый в своем понимании, выдвинули социалисты-утописты Анри Клод Сен-Симон, Шарль Фурье (Франция) и Роберт Оуэн (Ве­ликобритания). Они подвергли критике капиталистиче­скую систему. "Карл Маркс и Фридрих Энгельс в XIX в. создали теоре­тическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. В рамках этой концепции было сформулировано учение об общественно-экономических формациях, со­ставляющих их элементах. была разработана теория цены произ­водства, сформулирована позиция по проблемам противо­речия товара, двойственного характера труда, закона сто­имости как закона движения товарного производства. Во второй половине XIX в. была сформулирована теория предельной полезности и предельной производительности или маржинализма. Теория маржинализма — это экономический анализ преимущест­венно с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Классиками теории маржинализма являлись экономи­сты австрийской школы Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Евгений фон Бем-Баверк. Теория маржинализма активно использовалась при ана­лизе взаимовлияния цены и спроса на конкретные товары, определении взаимозаменяемости и взаимодополняемости различных факторов производства. Новое направление экономической теории, получившее название неоклассического. В экономической теории неоклассического направления было сформулировано положение о том, что и спрос и предложение являются равнозначными элементами меха­низма рыночного ценообразования, был разработан и получил быстрое распространение принцип функцио­нальных соотношений экономических процессов. Одним из широко известных теоретиков математической школы XIX — начала XX вв. является швейцарский эконо­мист Леон Вальрас. Последователи этой школы экономи­ческой теории рассматривали рыночную экономику как систему, потенциально способную достигать равновесия на основе спроса и предложения. Составляющими рыночной системы являлись, по мнению экономистов-математиков» рациональные субъекты, непрерывно стремившиеся к оп­тимуму своего существования, т. е. экономическому успе­ху. Вальрас разработал модель общего экономического равновесия, которая имеет в своей основе анализ спроса и предложения и содержит ряд систем уравнений. выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс опубликовал свою самую знаменитую ра­боту «Общая теория занятости, процента и денег», основав новое направление экономической теории — кейнсианство. Ранее при анализе экономических процессов применял­ся микроэкономический подход. Он основывался на рас­смотрении деятельности отдельной фирмы в условиях сво­бодной конкуренции: снижение ее издержек, повышение прибыли, рациональная занятость рабочей силы. Кейнс сформулировал макроэкономический, иначе говоря, анализ взаимообуслов­ленности совокупных показателей — национального дохо­да, инвестиций, потребления, сбережений и т.д. Одним из направлений эволюции экономической тео­рии первой трети XX в. явилась концепция институпионализма в ее различных модификациях. Название концепции  служит иллюстрацией намерения авторов дать систем­ный анализ процессов и явлений, называемых ими инсти­тутами. концепция является очень широким и может включать и государство, и конкуренцию, и монополии, и налоги, и устойчивый образ мышления, и юридические нормы. В последние три десятилетия получила развитие и новая разновидность институционализма — неоинституционализм, или новая институциональная экономика. Предметом ее исследования стали новые области экономического ана­лиза — теория трансакционных издержек, экономическая теория прав собственности теория общественного выбора Американский экономист русского происхождения Ва­силий Леонтьев является одним из крупнейших ученых нашего времени. Его имя ассоциируется в первую очередь с таким направлением экономической теории, как создание модели «затраты — выпуск», отражающей идеи равенства между наличными ресурсами и их использованием. важнейшим направлением современной экономической теории является концепция монетаризма, в центре исследований монетаристов стоит проблема стабилизации экономики, в кото­рой главенствующая роль принадлежит денежным факто­рам.     


Вопрос 5  Закон спроса. Неценовые факторы спроса.  Понятия спроса и предложения. На конкурентном рынке товаров н услуг именно покупатель определяет, что производить. На рынке это делается не с помощью обычаев, инстинктов, приказов, а через систему цен. Каким же образом это происходит? Объяснить это поможет механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке товаров и услуг, оказывающий самое непосредственное влияние на форми­рование цен на товары. СПРОС - это желание и возможность приобретения товара людьми. Необходимо различать понятия спроса и потребности человека. Потребность - это желание человека иметь какой-либо товар. Потребность ограничена размерами дохода, который человек может потратить на приобретение продукции. ВЕЛИЧИНА СПРОСА - количество товара . которое массовый покупатель желал бы купить при определенной цене данного товара. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают и наоборот, чем ниже его рыночная цена. тем больше его будет куплено при прочих равных условиях.  КРИВАЯ СПРОСА показывает взаимо-связь между ценой Р н количеством покупаемого товара Q н описывает рыночное поведение покупателей. Заметим . что количество и цена находятся в обратной зависимости: когда цена падает . количество возрастает. Изменение цены на определенный товар будет приводить к изменению величины спроса. ЗАКОН ПОСТЕПЕННОГО УБЫВАНИЯ СПРОСА : Если цена какого-либо товара повышается, то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Почти все товары подвержены действию этого закона. Спрос может меняться н под воздействием неценовых факторов, таких как : доходы покупателей;  ожидания изменения цен на товары; ожидания изменения количества продаваемых товаров; ожидания изменения доходов покупателей;  вкусы и предпочтения; цены на сопряженные товары ( взаимозаменяемые и взаимо­дополняемые). Различают изменение величины спроса - движение вдоль кривой под воздействием изменения цены и  изменение самого спроса - сдвиг кривой под воздействием неценовых факторов. Изменение спроса изображается параллельным сдвигом кривой вправо или влево. В теории спроса и предложения выделяют товары-субституты и комп­лементарные товары. Первые - это товары-заменители, удовлетворяющие ту же самую потребность, увеличение спроса на одни из них сопровождается па­дением спроса на другие (масло - маргарин). Комплементарные - это взаимо­связанные товары, спрос на которые изменяется синхронно (фотоаппарат­-фотопленка. автомобиль-бензин).

Вопрос 6  Закон предложения. Неценовые факторы предложения. ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это то количество товаров н услуг, которое производится и продается на рынке. Производитель должен хотеть произвести данный товар, а продавец хотеть его продать. Рыночное предложение в конечном итоге определяется желанием н способностью продавцов предоставлять товары для продажи на рынке. ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - это то количество товара, которое будет предложено для продажи приданной цене в данный период времени. КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ показывает отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и описывает рыночное поведение продавцов. В отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх, поскольку повышение цены влечет за собой возрастание предложения. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ гласит, что производители сочтут выгодным напра­вить большее количество ресурсов на производство данного товара при относительно более высоком уровне цены на него. чем при более низком. Различают изменение величины предложения (движение вдоль кривой под воздействием изменения цены и изменение самого предложения(сдвиг кривой под воздействием неценовых факторов) ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ: цены на ресурсы (все. используемые в производстве, включая труд. капитал, сырье н т.п.);  налоги и дотации со стороны государства ; появление новых технологий;  изменение цен на другие товары;  количество производителей или про­давцов; ожидания изменений на рынке. Ужесточение налогов обычно ведет к сокращению предложения. Появление новых ресурсосберегающих технологий ведет к снижению издержек и способствует увеличению предложения. Изменение цен на факторы произ­водства ведет к тому. что у производителя появляется желание производить что-либо другое. Так. повышение цен на лен ведет к переходу производите­лей тканей на хлопок.


Вопрос 7  Понятие и виды экономического равновесия. Модели динамики равновесных цен. Для того чтобы определить рыночную цену товара, надо объединить анализ спроса с анализом предложения Кривые спроса и предложения наложены на одну и ту же диаграмму, т к имеют одни и те же оси координат (по вертикали откладываются цены Р.а по горизонтали -количество продукции Q и пересекаются лишь в одной точке взаимодействующих dd и ss. В результате этого анализа можно установить, что уравновешивающая рыночная цена находится в той точке, в которой СПРОС РАВЕН ПРЕДЛОЖЕНИЮ По этой же точке можно определить равновесное количество продукции. Эта устойчивая цена не может быть. конечно, достигнута сразу. Для этого может потребоваться первоначальный период испытании и ошибок, период колебаний вокруг требуемого уровня . пока цена . наконец, не установится и предложение не уравновесит спрос. ОТКЛОНЕНИЕ ОТ ПОЛОЖЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ. Может случиться так. что под воздействием различных факторов равновесие на рынке нарушилось и спрос на товар возрос. Например: Увеличились доходы населения и люди стали приобретать то, что желание потребителей приобрести дополнительное количество товара и го­товность заплатить за него большую сумму денег отражается в перемещении кривой спроса dd вправо. Поскольку рынок в состоянии обеспечить поставку товара лишь в прежнем объеме и не способен мгновенно отреагировать на новую потребность, поначалу дополнительный спрос останется без удовлетворения. Возникнет си­туация товарного дефицита. Надбавки к ценам со стороны нетерпеливых покупателей повышают цены. ЭTO приводит к увеличению предложения и не­которому уменьшению величины спроса, тем самым достигается новая более высокая равновесная цена. При уменьшении спроса (сдвиг кривой dd в обратном направлении) при имеющейся цене покупатели готовы приобрести количество товара мень­шее. чем готовы предложить производители. Возникает излишек товара. Конкуренция продавцов снижает цены. величина спроса возрастает, предло­жение несколько падает, вследствие чего опять устанавливается прежняя равновесная цена.

Вопрос 8   Типы и виды эластичности спроса. Факторы ценовой эластичности спроса. Производители сельскохозяйственной продукции в США столкнулись с таким парадоксом: в урожайные годы выручка фермеров была меньше, чем в неурожайные. Мы с Вами тоже сталкивались с загадочными явлениями: страна увеличива­ет транзитный налог за проезд по ее территории. но сумма собираемых налогов сокращается. Для объяснения этого факта экономисты ввели такое понятие как эластичность. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - это степень чуткости потребителей к изменению цены продукции. Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции может значительно различаться в зависимости от продукта. В связи с этим различают несколько видов эластичности. Наиболее распространенной харак­теристикой кривой спроса является ее ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПО ЦЕНЕ, т.е. отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процент­ному изменению его цены при прочих равных условиях. Рассчитанная эластичность спроса по цене называется точечной, т.к. за точ­ку отсчета принимается конкретная координата кривой спроса. Ценовая эластичность спроса всегда имеет отрицательное значение, что объясня­ется законом спроса. Рассчитывают также дуговую эластичность спроса по цене. когда в качестве значении цен и количества продукции берется средне­арифметическое значение исследуемого интервала. Для измерения эластичности существует специальный показатель - коэффициент эластичности:


Ценовая эластичность спроса всегда имеет отрицательное значение. что объясняется Законом спроса и нисходящим характером кривой спроса. При анализе используется абсолютная величина коэффициента эластичности, т.к. с математической точки зрения нельзя же утверждать. что - 3 больше, чем - 1. хотя при сравне­нии эластичности различных товаров именно такой вывод мы должны сде­лать. Различают следующие характеристики ценовой эластичности: - эластичный спрос. - неэластичный спрос. - единичная эластичность. ЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС - когда небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции ( Е > 1 ). Это приводит к тому. что снижение цены приводит к такому увеличению продажи продукции, в результате которого возрастает общая выручка. Заметим, что выручка равна произведению объема проданной продукции 0 на цену продажи Р. т. е. равна площади. заштрихованной на рисунке.  К товарам эластичного спроса относятся: а) предметы роскоши (драгоценности, де­ликатесы. меха и т.п.). 61вещи. приобретение которых существен­но ощутимо для семейного бюджета (авто­мобили. холодильники, телевизоры). в) легко заменяемые товары (фрукты. ово­щи. и пр.1)  НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС наблюдается. когда существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок ( Е<1 ). В результате снижения цен происходит столь незначительный  рост покупок, что общая выручка падает. К товарам неэластичного спроса от­носятся: 1) Предметы первой необходимости (инсу­лин. квартплата); 2) Вещи. приобретение которых мало ощутимо для семейного бюджета; 3) Труднозаменимые товары (электро -­лампочки. соль). ЕДИНИЧНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ заключа­ется в том. что пропорционально измене­нию цен изменяется и количество покупок ( Е = 1 ). Это происходит, когда снижение цены в точности компенсируется соответ­ствующим ростом объема покупок, так. что общая выручка остается совершенно неизменной. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ: 1. В качестве основного фактора, определяющего ценовую элас­тичность спроса. выделяют доступность взаимозаменяемых товаров. Когда у товара есть близкий товар - субститут (заменитель). то спрос на товар достаточно эластичен. Чем больше у товаров хороших заменителей, тем эластичнее бывает спрос на него. Взаимодополняемость товаров также важна при определении эластичности товара. Если какой - либо товар является дополне­нием (комплементом) к другому товару (как. например бензин и автомобиль), то спрос на комплементарный товар обычно является относительно неэластичным. 2. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротких интервалах времени менее эластичен, чем на длинных. Спрос на продукт тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения. Это объясняется привычками людей к потреблению определенного продукта и требуется определенный временной интервал, чтобы изменить свои пристрастия. 3. Удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него. Если продукт занимает в бюджете 1%, то изменение цен на него на 10 % вызовет минимальное изменение количества покупаемого товара. 4. Отнесение товара к предметам роскоши или предметам первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, спрос на предметы роскоши эластичен. Простейшим способом проверки эластичности или неэластичности спроса является такой показатель, как изменение общей выручки в случае измене­ния цены товара. Прослеживаются следующие закономерности: 1. Если спрос эластичен, изменение цены вызовет изменение общей выруч­ки в противоположном направлении. Даже при меньшей цене. уплачиваемой за единицу продукции. прирост продаж оказывается более, чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены 2. Если спрос неэластичен. изменение цены вызовет изменение общей выруч­ки в том же направлении ( Е < 1 ). Небольшое расширение продаж, кото­рое произойдет при снижении цены. окажется недостаточным для компен­сации уменьшения выручки, получае­мой с единицы продукции, так что в ко­нечном счете общая выручка уменьшит­ся. 3. В случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены ос­тавит общую выручку без всяких из­менений. Потеря выручки.связанная со снижением цены единицы продукции. будет в точности компенсирована со­путствующим расширением продаж. И наоборот, прирост выручки, получен­ной благодаря росту цены единицы продукции, будет в точности компен­сирован потерей выручки, вызванной сопутствующим сокращением коли­чества спрашиваемой продукции. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7