Реферат: Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему
29) Антропологический материализм Фейербаха.
Л. Фейербах (1804-1872) – ученик Гегеля. Работы:
"Сущность христианства" (историко-философская работа),
"Необходимость реформы философии" (1842), "Основные положения
философии будущего".
Откуда взялось христианство?
1. Народ
породил Христа
2. Появилась
особая личность, наделенная харизмой.
Фейербах подошел к этому с неожиданной стороны. Фейербах
признает, что исторические и социальные корни философии Гегеля и христианства
одни и те же (они говорят об одном и том же). Они пытаются каждый на своем
языке (христианство - богословский; Гегель - философский) рассмотреть
устройство человеческого общества, его историю в отчуждении от самого человека.
Христианство, как и любая философия (особенно гегелевская) - это отчужденная
родовая природа человека. Это отчуждение определяется тем, что люди реально
отчуждены друг от друга. Поэтому свои идеалы они фиксируют в виде христианского
вероучения с одной стороны, и в виде философии Гегеля - с другой. Свои
идеальные представления о своем предназначении, способности быть всемогущим
человек реализует в Боге.
Будущая философия должна решить проблему отношений:
от Я«Бог«Ты перейти к Я«Ты.
Фейербах отстаивает антропологический принцип в философии. Антропологизм:
проблема существования человека – единственный, универсальный и высший предмет
философии. Он считает, что философия должна стать антропологией. "Истина
не материализм, не идеализм, не физиология, не психология, а только антропология.
Главным понятием в философии должно быть понятие любви. Нужно переделать
человеческую жизнь в соответствии с принципами разума, добра и труда.
Человек обладает:
1. Способностью
мыслить;
2. Способностью
любить и ненавидеть;
3. Способностью
действовать.
Бубер: Человек у Фейербаха - беспроблемный человек.
Проблема психофизического параллелизма: как соединить в человеке физическое и
духовное. Фейербах говорит, что нельзя рассматривать отдельно дух и тело. Мыслит
не мозг, а человек с помощью мозга.
Мыслит не мозг и не душа… Субъектом мышления является
человек".
30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое
понимание истории.
Основные принципы марксистской философии
Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Пытались соединить диалектику
и материализм. Маркс: «у Гегеля диалектика стоит на голове, надо
поставить на ноги». Надо отказаться от некоей первоначальной идеи - идеи абсолютного
разума. Необходимо увидеть развитие диалектических принципов в самой
действительности. Единство мира в его материальности. Существует
только материя и ее проявления. Принцип атрибутивности движения материи
- движение обладает абсолютным статусом и носит универсальный характер.
Формы существования материи: пространство и время; являются объективной формой.
Познание носит диалектический характер: от живого
созерцания к абстрактному мышлению, а через них к практике.
Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что общественное
бытие определяет общественное сознание. В хижине и в дворце люди думают по
разному. Сущность человека социальна. Это совокупность всех общественных
отношений.
Понятие общественно-экономической формации
Общественно-экономическая формация включает в себя:
1. Производительные
силы - люди и средства производства, предметы труда (то, на что направлена трудовая
деятельность) и орудия труда.
2. Производственные
отношения. Различаются производственно-экономические отношения
(собственность) и производственно-технологические отношения.
Производственно-экономические отношения в марксизме еще называются базисом.
Политика, право, мораль, религия, искусство. Это надстройка. Со сменой
базиса меняются все эти формы культурной жизни.
Социально-политические формации:
1. первобытнообщинный
строй,
2. рабовладельческий,
3. феодальный,
4. капиталистический,
5. социалистический.
(это финалистский подход).
Движущие силы и закономерности социально-исторического процесса
Два периода в жизни Маркса:
1. Период
гуманизма (до 1846). История есть история самих индивидов, действующих и
взаимодействующих друг с другом.
2. Период
сайентизма. История есть результат диалектики производительных сил и
производственных отношений, борьба классов.
Три закона развития общества (интерпретация законов
диалектики).
1. Классовая
борьба движет историю.
2. Развитие
производительных сил происходит эволюционным образом, тогда как
производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок происходит
именно через революции (насилие).
3. Развитие
происходит по спирали. Отрицание отрицания. Социализм - отрицание частной
собственности.
О происхождении человека и сознания
Труд создал человека.
Недостатки
1. Исчезает
субъект и минимизируется роль духовности.
2. Европоцентризм
31) Философский пессимизм Шопенгауэра.
Артур Шопенгауэр - последователь Канта, противник Гегеля.
Гегель увидел у Канта чистый разум, а Шопенгауэр исходит из практического
разума. Берет за основу волю. Основатель философии пессимизма. Основная
работа «Мир как воля и представление».
Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и
материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе
других вещей.
Составляющие мира:
1. Представление
- исходная точка распадения на объект и субъект. Представление возникает на
ответ движения организмов в поисках пищи. В историческом плане появляется с
появлением первого класса, хотя бы класса насекомых. «Нет объекта без субъекта
также как и нет субъекта без объекта». Развитие форм представлений происходит
на уровне живой природы (для нас).
2. Воля
- некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Она не только в человеке.
Она простирается на всю Вселенную как эфир. Воля наиболее кристаллизованно
проявляется в человеке, в его бытии. Существует исходный резервуар волевого
начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой
характер. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу. Так как этот процесс
объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему.
Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. «Все
к худшему в этом худшем из миров» (в противоположность Лейбницу). Философия
глобального пессимизма.
Созидательная деятельность человека – мыльные пузыри.
В любом случае человека ждет смерть. Говорил о упанишадах и буддизме
(минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии.
Крайне негативно относился к христианству. Нужно пытаться укрощать свои
потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Критика
общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь
развития общества тупиковым. Предрекает гибель всего телесного мира.
32-33) Философские взгляды Ницше. Личности в философской
концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им
традиционной системы ценностей.
Фридрих Ницше (1844-1900). Ницше по образованию и призванию
- филолог (человек совершенно другого склада ума, чем его предшественники).
Ницше не пишет классических философских работ, не использует классического
философского языка. Он пишет в форме эссе, использует афоризмы. Произведения:
«Так говорил Заратустра», По ту сторону добра и зла», «Антихрист – проклятие христианству».
Взрывает философский язык.
У Шопенгауэра воля к жизни, у Ницше – воля к власти.
Это инструмент самоутверждения человека, возможность воплотить всё задуманное.
Политическая власть, в науке - власть над природой, власть Вагнера над звуком,
власть писателя над материей слова и т.д. У слабых это воля к свободе, у
сильных – воля к большей власти или справедливости, и самых сильных – любовь к
человечеству (маскировка стремления к подавлению чужой воли). Ницше переносил
идеи Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человека. Он
подчеркивал в человеке биологическое начало. Интеллект не познает мир, а лишь
схематизирует его в той мере, в какой это нужно для практической потребности.
У Шопенгауэра человек – беспроблемен, а у Ницше человек –
проблема. Все проблемы в самом человеке. Человек – несостоявшееся животное,
и потому несчастен. Человек – нечто текучее и пластичное. Из него можно сделать
все что угодно. Ницше углубляет тему иррациональности в жизни человека.
Философствование определило интерес Ницше к античности.
Исследует прародину Европы – древнюю Грецию, родину тотальной рациональности.
Первая работа - «Рождение трагедии или эллинизм и пессимизм» (1872г).
Казавшаяся единой для европейского мыслителя античная культура (и цивилизация )
на самом деле двойственна:
1. 1-ое
начало, доминирующее – аполлоновское (созерцательно-спокойное, логически
размышляющее, интеллектуализированное начало); но это начало само по себе мертво,
оно живо лишь потому, что находится в единстве со вторым.
2. 2-ое
начало - дионисийское, вакхическое (жизнеутверждающее, чувственно
эмоциональное, оргиистическое).
Вера (2) сочетается со знанием (1). С этого
сочетания и начинается Европа. Завершается она тем, что философия и культура
тотально рационализируются. (Пример – гегелевская философия, которая
неуютна для Шопенгауэра, Ницше). Эта рациональность ведет к тому, что мистический
компонент окончательно и бесповоротно изживается. Наука побеждает и
изживает религию. Это Ницше выражает афоризмом: «Бог умер». Люди сами
«погубили» Бога, тем самым, обессмыслив свою жизнь. Ницше считал, что
религию нужно упразднить, и она фактически упразднена. Компенсацией Бога
может быть для человека творчество различных типов (научное, художественное и
т.п.).
Религия, мораль, наука – путы человека. Христианство
– религия обесчеловеченных людей. Христианская мораль - восстание рабов морали.
Христианство переворачивает традиционные понятия добра и зла. Добро до Сократа
ассоциировалось с силой, властью, аристократизмом. Христианство устраивает переворот.
Евреи - самый зловредный народ из-за их морали. Добро ассоциируется с
бедностью, и т.п. При жизни Христа христианство было другим.
Ницше предложил выйти за пределы этой реальности, встать «по
ту сторону добра и зла», освободиться от христианской морали. Должен
появиться новый тип людей – «белокурая бестия». Они будут вести себя по
законам этой расы, а по отношению к другим так, как хотят. Принцип всё
разрешается (проще всего тем, у кого наибольший потенциал воли – они должны
выжить). Вся культура построена на страхе и жестокости. Так давайте признаем
это. Политика - власть вне морали. Ницше восхищается людьми, которые наворотили
больше всего трупов. Концентрация на появление таких людей. Этот великий
человек дальше и толкает историю. Больной - паразит общества. Слабого
нужно толкнуть, помочь ему упасть.
Этапы (ипостаси) духовного развития человека
(Заратустра).
1. Верблюд
- животное покладистое. Я должен везти все, что положат и терпеть все
лишения.
2. В
пустыне трансформируется во льва - я хочу, я имею право, я могу. Разрушительный
характер.
3. Далее,
после утоления желания, лев превращается в ребенка. Ребенок создает.
Высшая стадия. Наступит только после первых двух - рабской зависимости и злого
начала.
Ницше не призывает к аморализму.
Он предлагает быть свободным от морали, чтобы «суметь морально жить» Т.е. нужно
обрести базовое свойство человека - свободу.
34-35) Социокультурные предпосылки и характерные черты
русской философии.
В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев
Философия зарождается в древней Греции и, пройдя путь по
Западной Европе, выступает в самостоятельной роли. Религия — диалог с высшей
субъективностью; философия — принцип свободы. Философия развивается только в
условиях свободы, как внутренней, так и внешней. Следовательно, Европа естественный
наследник античной философии (латынь скалькировала греческий философский язык).
Особенности исторической судьбы России.
1. Россия
получила христианство из Византии и, следовательно, это не латинский источник,
а греческий. При этом Россия быстро перешла на свой язык (кириллица). Россия
не получила античного наследства напрямую, а только через мистику. Русская
философия развивалась как богословские рассуждения и была глубоко мистична.
2. Только
в XVIII веке начало проявляться влияние Европы “Русская мысль
долго была связана с религиозной почвой…”
3. К
XIX веку Российская культура перенимает основы рациональности с Запада.
Основное воздействие Запада на Россию происходит в художественной культуре —
литература и искусство; причем это быстро переделывается под русскую
самобытность (например, балет пришел из Франции, но сильнее всего развился в
России и всем известен “русский балет”, а не “французский”). Появляются
формирователи науки — Ломоносов, Лобачевский. При этом сохраняются черты синкретичности
(целостности).
Социокультурные предпосылки русской философии.
1. Европа
приняла греческую рациональность из рук в руки. Они все рассматривают
рационально. Россия не получила напрямую рациональности греков и не
развила ее. Она ее получила только через мистику, т. е. через православие.
2. В
Европе феодализм (бандит-дворянин). В России такого нет.
3. В
Европе две власти – духовная и светская. В России церковь является
олицетворением свободы, а сильное государство — цензура и диктат. Духовность
заменяется православием.
4. Почти
во все времена не было в России духовного руководителя, а была русская
духовность.
4. Самостоятельность
человека не получила должной правовой основы (право заменяет мораль)
и, следовательно, получается некоторая общинность.
5. Культура
России — эмоционально и нравственно насыщена. Это отражение русской
ментальности.
Характерные черты русской философии.
1. Русская
философия глубоко мистична.
2. В
европейской философии есть разделение на онтологию, гносеологию, логику.
В русской – нет.
3. В
русской философии человек всегда в центре, причем в контексте других
людей. В Европе к этому долго шли. Философия в России изучает, прежде всего,
человека и его пути в жизни, о смысле его в истории. При этом встает проблема
действования, проблема обществования, а не проблема личности (как на Западе).
На первый план выдвигается проблема веры и действования.
4. В
русском антропоцентризме теория и практика неразделимы. Например, в
слове “правда” подразумевается “истина” или/и “добро”. “Правда сливает воедино
истину и справедливость. Русские философы ищут целостность движения
человеческого духа.
5. Каждая
философия выдвигает теорию познания, т.е. как человек может познавать мир. При
рациональном подходе (Кант) — сначала знать, а потом верить. Для России
все наоборот — сначала верить, затем поступать, а затем и знать. Россия
никогда не выдвигает на первый план познание. Более всего интересует
целостность подхода.
6. В
русской философии всегда присутствует дух свободы.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900)
С него начинается новый этап в развитии философии. Он первым
в России создал свою особую философскую систему. В своих работах он
рассматривает проблему добра; его увлекает идея поиска начала
(«Критика отвлеченных начал»). Его задача состоит в органическом синтезе
всего того, что распалось в западной философии. Основной труд — «Оправдание
добра». Основа: философия положительного всеединства сущего.
Всеединство сущего – основа мира. Синтез истины,
добра и красоты. Все сущее содержит в себе эти три компонента. Абсолютное
осуществляет благо через истину в красоте.
Реальный мир – воплощение всеединства сущего, тело
Божие. Все материальное одухотворено божественным началом, скреплено
божественным единством.
Бог – олицетворение всеединства сущего,
абсолютная личность, любящая и милостивая, но наказующая за грехи.
София – мировая душа, мудрость божия, посредник между
всеединством сущего и реальным миром.
Человек – центр всеобщего сознания природы,
освободитель и спаситель природы, вершина творения Бога, посредник между Богом
и природой. Человек призван видоизменить природу до ее одухотворения,
совершенной интеграции.
Богочеловек – Бог вместе с человеком.
Цель мировой истории – единство Бога и
внебожественного мира.
Христианство – открывает идеалы совершенного добра.
Право – не способно открыть идеалы добра. Оно
препятствует проявлению лишь крайних форм зла.
Соловьев считает, что основное отличие человека от животного
— стыд. В противоположность Декарту («Мыслю, следовательно, я
существую») он выдвигает другой тезис «Стыжусь, следовательно, я существую».
Адам и Ева прикрылись фиговыми листками, следовательно, преодолели животное
начало в человеке.
Смысл человеческого существования можно
разложить на три вектора:
1. Стыд
— биологическое начало в человеке;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|