рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему рефераты

29) Антропологический материализм Фейербаха.

Л. Фейербах (1804-1872) – ученик Гегеля. Работы: "Сущность христианства" (историко-философская работа), "Необходимость реформы философии" (1842), "Основные положения философии будущего".

Откуда взялось христианство?

1.    Народ породил Христа

2.    Появилась особая личность, наделенная харизмой.

Фейербах подошел к этому с неожиданной стороны. Фейербах признает, что исторические и социальные корни философии Гегеля и христианства одни и те же (они говорят об одном и том же). Они пытаются каждый на своем языке (христианство - богословский; Гегель - философский) рассмотреть устройство человеческого общества, его историю в отчуждении от самого человека. Христианство, как и любая философия (особенно гегелевская) - это отчужденная родовая природа человека. Это отчуждение определяется тем, что люди реально отчуждены друг от друга. Поэтому свои идеалы они фиксируют в виде христианского вероучения с одной стороны, и в виде философии Гегеля - с другой. Свои идеальные представления о своем предназначении, способности быть всемогущим человек реализует в Боге.

Будущая философия должна решить проблему отношений:
от Я«Бог«Ты перейти к Я«Ты.

Фейербах отстаивает антропологический принцип в философии. Антропологизм: проблема существования человека – единственный, универсальный и высший предмет философии. Он считает, что философия должна стать антропологией. "Истина не материализм, не идеализм, не физиология, не психология, а только антропология. Главным понятием в философии должно быть понятие любви. Нужно переделать человеческую жизнь в соответствии с принципами разума, добра и труда.

Человек обладает:

1.    Способностью мыслить;

2.    Способностью любить и ненавидеть;

3.    Способностью действовать.

Бубер: Человек у Фейербаха - беспроблемный человек. Проблема психофизического параллелизма: как соединить в человеке физическое и духовное. Фейербах говорит, что нельзя рассматривать отдельно дух и тело. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга.

 Мыслит не мозг и не душа… Субъектом мышления является человек".

30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.

Основные принципы марксистской философии

Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Пытались соединить диалектику и материализм. Маркс: «у Гегеля диалектика стоит на голове, надо поставить на ноги». Надо отказаться от некоей первоначальной идеи - идеи абсолютного разума. Необходимо увидеть развитие диалектических принципов в самой действительности. Единство мира в его материальности. Существует только материя и ее проявления. Принцип атрибутивности движения материи - движение обладает абсолютным статусом и носит универсальный характер. Формы существования материи: пространство и время; являются объективной формой.

Познание носит диалектический характер: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а через них к практике.

Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что общественное бытие определяет общественное сознание. В хижине и в дворце люди думают по разному. Сущность человека социальна. Это совокупность всех общественных отношений.

Понятие общественно-экономической формации

Общественно-экономическая формация включает в себя:

1.    Производительные силы - люди и средства производства, предметы труда (то, на что направлена трудовая деятельность) и орудия труда.

2.    Производственные отношения. Различаются производственно-экономические отношения (собственность) и производственно-технологические отношения. Производственно-экономические отношения в марксизме еще называются базисом. Политика, право, мораль, религия, искусство. Это надстройка. Со сменой базиса меняются все эти формы культурной жизни.

Социально-политические формации:

1.    первобытнообщинный строй,

2.    рабовладельческий,

3.    феодальный,

4.    капиталистический,

5.    социалистический. (это финалистский подход).

Движущие силы и закономерности социально-исторического процесса

Два периода в жизни Маркса:

1.    Период гуманизма (до 1846). История есть история самих индивидов, действующих и взаимодействующих друг с другом.

2.    Период сайентизма. История есть результат диалектики производительных сил и производственных отношений, борьба классов.

Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики).

1.    Классовая борьба движет историю.

2.    Развитие производительных сил происходит эволюционным образом, тогда как производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок происходит именно через революции (насилие).

3.    Развитие происходит по спирали. Отрицание отрицания. Социализм - отрицание частной собственности.

О происхождении человека и сознания

Труд создал человека.

Недостатки

1.    Исчезает субъект и минимизируется роль духовности.

2.    Европоцентризм

31) Философский пессимизм Шопенгауэра.

Артур Шопенгауэр - последователь Канта, противник Гегеля. Гегель увидел у Канта чистый разум, а Шопенгауэр исходит из практического разума. Берет за основу волю. Основатель философии пессимизма. Основная работа «Мир как воля и представление».

Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей.

 

Составляющие мира:

1.    Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. В историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса насекомых. «Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без объекта». Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы (для нас).

2.    Воля - некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Она не только в человеке. Она простирается на всю Вселенную как эфир. Воля наиболее кристаллизованно проявляется в человеке, в его бытии. Существует исходный резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. «Все к худшему в этом худшем из миров» (в противоположность Лейбницу). Философия глобального пессимизма.

Созидательная деятельность человека – мыльные пузыри. В любом случае человека ждет смерть. Говорил о упанишадах и буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии. Крайне негативно относился к христианству. Нужно пытаться укрощать свои потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. Предрекает гибель всего телесного мира.

32-33) Философские взгляды Ницше. Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.

Фридрих Ницше (1844-1900). Ницше по образованию и призванию - филолог (человек совершенно другого склада ума, чем его предшественники). Ницше не пишет классических философских работ, не использует классического философского языка. Он пишет в форме эссе, использует афоризмы. Произведения: «Так говорил Заратустра», По ту сторону добра и зла», «Антихрист – проклятие христианству». Взрывает философский язык.

У Шопенгауэра воля к жизни, у Ницше – воля к власти. Это инструмент самоутверждения человека, возможность воплотить всё задуманное. Политическая власть, в науке - власть над природой, власть Вагнера над звуком, власть писателя над материей слова и т.д. У слабых это воля к свободе, у сильных – воля к большей власти или справедливости, и самых сильных – любовь к человечеству (маскировка стремления к подавлению чужой воли). Ницше переносил идеи Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человека. Он подчеркивал в человеке биологическое начало. Интеллект не познает мир, а лишь схематизирует его в той мере, в какой это нужно для практической потребности.

У Шопенгауэра человек – беспроблемен, а у Ницше человек – проблема. Все проблемы в самом человеке. Человек – несостоявшееся животное, и потому несчастен. Человек – нечто текучее и пластичное. Из него можно сделать все что угодно. Ницше углубляет тему иррациональности в жизни человека.

Философствование определило интерес Ницше к античности. Исследует прародину Европы – древнюю Грецию, родину тотальной рациональности. Первая работа - «Рождение трагедии или эллинизм и пессимизм» (1872г). Казавшаяся единой для европейского мыслителя античная культура (и цивилизация ) на самом деле двойственна:

1.    1-ое начало, доминирующее – аполлоновское (созерцательно-спокойное, логически размышляющее, интеллектуализированное начало); но это начало само по себе мертво, оно живо лишь потому, что находится в единстве со вторым.

2.    2-ое начало - дионисийское, вакхическое (жизнеутверждающее, чувственно эмоциональное, оргиистическое).

Вера (2) сочетается со знанием (1). С этого сочетания  и начинается Европа. Завершается она тем, что философия и культура тотально рационализируются. (Пример – гегелевская философия, которая неуютна для Шопенгауэра, Ницше). Эта рациональность ведет к тому, что мистический компонент окончательно и бесповоротно изживается. Наука побеждает и изживает религию. Это Ницше выражает афоризмом: «Бог умер». Люди сами «погубили» Бога, тем самым, обессмыслив свою жизнь. Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она фактически упразднена. Компенсацией Бога может быть  для человека творчество различных типов (научное, художественное и т.п.).

Религия, мораль, наука – путы человека. Христианство – религия обесчеловеченных людей. Христианская мораль - восстание рабов морали. Христианство переворачивает традиционные понятия добра и зла. Добро до Сократа ассоциировалось с силой, властью, аристократизмом. Христианство устраивает переворот. Евреи - самый зловредный народ из-за их морали. Добро ассоциируется с бедностью, и т.п. При жизни Христа христианство было другим.

Ницше предложил выйти за пределы этой реальности, встать «по ту сторону добра и зла», освободиться от христианской морали. Должен появиться новый тип людей – «белокурая бестия». Они будут вести себя по законам этой расы, а по отношению к другим так, как хотят. Принцип всё разрешается (проще всего тем, у кого наибольший потенциал воли – они должны выжить). Вся культура построена на страхе и жестокости. Так давайте признаем это. Политика - власть вне морали. Ницше восхищается людьми, которые наворотили больше всего трупов. Концентрация на появление таких людей. Этот великий человек дальше и толкает историю. Больной - паразит общества. Слабого нужно толкнуть, помочь ему упасть.

Этапы (ипостаси) духовного развития человека (Заратустра).

1.    Верблюд - животное покладистое. Я должен везти все, что положат и терпеть все лишения.

2.    В пустыне трансформируется во льва - я хочу, я имею право, я могу. Разрушительный характер.

3.    Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка. Ребенок создает. Высшая стадия. Наступит только после первых двух - рабской зависимости и злого начала.

Ницше не призывает к аморализму. Он предлагает быть свободным от морали, чтобы «суметь морально жить» Т.е. нужно обрести базовое свойство человека - свободу.

34-35) Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии.
В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев

Философия зарождается в древней Греции и, пройдя путь по Западной Европе, выступает в самостоятельной роли. Религия — диалог с высшей субъективностью; философия — принцип свободы. Философия развивается только в условиях свободы, как внутренней, так и внешней. Следовательно, Европа естественный наследник античной философии (латынь скалькировала греческий философский язык).

Особенности исторической судьбы России.

1.    Россия получила христианство из Византии и, следовательно, это не латинский источник, а греческий. При этом Россия быстро перешла на свой язык (кириллица). Россия не получила античного наследства напрямую, а только через мистику. Русская философия развивалась как богословские рассуждения и была глубоко мистична.

2.    Только в XVIII веке начало проявляться влияние Европы “Русская мысль долго была связана с религиозной почвой…”

3.    К XIX веку Российская культура перенимает основы рациональности с Запада. Основное воздействие Запада на Россию происходит в художественной культуре — литература и искусство; причем это быстро переделывается под русскую самобытность (например, балет пришел из Франции, но сильнее всего развился в России и всем известен “русский балет”, а не “французский”). Появляются формирователи науки — Ломоносов, Лобачевский. При этом сохраняются черты синкретичности (целостности).

Социокультурные предпосылки русской философии.

1.    Европа приняла греческую рациональность из рук в руки. Они все рассматривают рационально. Россия не получила напрямую рациональности греков и не развила ее. Она ее получила только через мистику, т. е. через православие.

2.    В Европе феодализм (бандит-дворянин). В России такого нет.

3.    В Европе две власти – духовная и светская. В России церковь является олицетворением свободы, а сильное государство — цензура и диктат. Духовность заменяется православием.

4.    Почти во все времена не было в России духовного руководителя, а была русская духовность.

4.    Самостоятельность человека не получила должной правовой основы (право заменяет мораль) и, следовательно, получается некоторая общинность.

5.    Культура России — эмоционально и нравственно насыщена. Это отражение русской ментальности.

Характерные черты русской философии.

1.    Русская философия глубоко мистична.

2.    В европейской философии есть разделение на онтологию, гносеологию, логику. В русской – нет.

3.    В русской философии человек всегда в центре, причем в контексте других людей. В Европе к этому долго шли. Философия в России изучает, прежде всего, человека и его пути в жизни, о смысле его в истории. При этом встает проблема действования, проблема обществования, а не проблема личности (как на Западе). На первый план выдвигается проблема веры и действования.

4.    В русском антропоцентризме теория и практика неразделимы. Например, в слове “правда” подразумевается “истина” или/и “добро”. “Правда сливает воедино истину и справедливость. Русские философы ищут целостность движения человеческого духа.

5.    Каждая философия выдвигает теорию познания, т.е. как человек может познавать мир. При рациональном подходе (Кант) — сначала знать, а потом верить. Для России все наоборот — сначала верить, затем поступать, а затем и знать. Россия никогда не выдвигает на первый план познание. Более всего интересует целостность подхода.

6.    В русской философии всегда присутствует дух свободы.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900)

С него начинается новый этап в развитии философии. Он первым в России создал свою особую философскую систему. В своих работах он рассматривает проблему добра; его увлекает идея поиска начала («Критика отвлеченных начал»). Его задача состоит в органическом синтезе всего того, что распалось в западной философии. Основной труд — «Оправдание добра». Основа: философия положительного всеединства сущего.

Всеединство сущего – основа мира. Синтез истины, добра и красоты. Все сущее содержит в себе эти три компонента. Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте.

Реальный мир – воплощение всеединства сущего, тело Божие. Все материальное одухотворено божественным началом, скреплено божественным единством.

Боголицетворение всеединства сущего, абсолютная личность, любящая и милостивая, но наказующая за грехи.

София – мировая душа, мудрость божия, посредник между всеединством сущего и реальным миром.

Человек – центр всеобщего сознания природы, освободитель и спаситель природы, вершина творения Бога, посредник между Богом и природой. Человек призван видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции.

Богочеловек – Бог вместе с человеком.

Цель мировой истории – единство Бога и внебожественного мира.

Христианство – открывает идеалы совершенного добра.

Право – не способно открыть идеалы добра. Оно препятствует проявлению лишь крайних форм зла.

Соловьев считает, что основное отличие человека от животного — стыд. В противоположность Декарту («Мыслю, следовательно, я существую») он выдвигает другой тезис «Стыжусь, следовательно, я существую». Адам и Ева прикрылись фиговыми листками, следовательно, преодолели животное начало в человеке.

Смысл человеческого существования можно разложить на три вектора:

1.    Стыд — биологическое начало в человеке;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8