рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему рефераты

(в) Пифагор)

Пифагор Самосский (576-? до н.э.). Основал школу - закрытая школа для учения. Сплав мистицизма, идущего от религии орфиков (предопределенность судьбы человека + переселение душ) и математической рациональности ума. Пифагор освободил математику «от служения делу купцов». П. сформировал новое понимание смысла и цели математического знания, иное понимание числа: с помощью числа пифагорейцы не просто решают практические задачи, а хотят объяснить природу всего сущего. Они стремятся, поэтому, постигнуть сущность чисел и числовых отношений, ибо через нее надеются понять сущность мироздания. Пифагорейцы обращали внимание не на сами геометрические фигуры и числа, а на их логические определения (понятия).

Программа П.: вывести из мира чисел чувственный мир, объяснить космос, вселенную, мироздание и природу. Тезис пифагорейцев: не «все из числа», а «все сообразно числу» (Диоген Лаэртский), т. е. все в мире подчиняется некоторым математическим законам. С помощью математики пифагорейцы объяснили музыкальный ряд. Они мистифицировали числа (1-начало, 2 - ..., 3 - возможность построить фигуру, ....., 10 - гармония). С помощью чисел пытались гармонизировать структуру планет.

Они не знают нуля, т. к. 0 - это ничто, а греки живут в телесном мире (аналогично они не знают отрицательных и иррациональных чисел).

Демокрит

Чувственный мир нужно объяснить на основе некоторых умопостигаемых принципов: в данном случае атомов и пустот. В этой теории недостает эксперимента. Математика присутствует в скрытом виде, отличия атомов чисто математические.

Платон

Достоверное познание возможно только об идеях. О чувственных вещах возможно только вероятностное мнение. Между идеями и чувственными вещами находятся математические объекты, доступные рассудочному познанию.

4) Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности.

Греческая философия возникает как альтернатива мифологии. Ареал: Великая Греция, полисы, которые находятся на границах Великой Греции (города Малой Азии). Близость к старым цивилизациям (Египет, Вавилон, Сирийская цивилизация).

Натурфилософия (время - V-IV в.в. до н.э.):

1.    Главным объектом является природа;

2.    Философия еще не отделена от науки; это форма рационального рассуждения, которая строится по образцу полисного устройства и пользуется методом математики.

3.    Главная проблема - проблема начала (откуда все взялось).

Досократические философские школы:

1.    Милетская школа (Ионическая): 1) Фалес; 2) Анаксимандр; 3) Анаксимен.

2.    Гераклит Эфесский.

3.    Пифагор и Пифагорейский союз (имена пифагорейцев не всегда известны, т.к. все приписывается Пифагору).

4.    Элейцы (Ксенофан и .......): 1) Парменид; 2) Зенон (его ученик и «любовник»).

Милетская школа

Философия возникла во второй половине VI в. до н.э. Фалеса причисляли к 7 мудрецам. Он занимался в т. ч. астрономией, которая в Греции была неразвита (а в Афинах - даже за-прещена).

Проблема начала: Фалес - вода. Анаксимандр - неопределенное первовещество. Анаксимен - воздух. Они пытаются дать некоторый механизм, путем которого из первоначала формируется космос. Все они писали одну работу «О природе» (до нас дошли лишь фрагменты).

Гераклит (504-501 г.г. до н.э.)

Проблема начала: огонь - символ текучести, изменчивости всего и вся. «Этот космос, тот же сам для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерно разгорающимся и мерно угасающим».

Приписываемый Гераклиту тезис «все течет, все изменяется» адекватно отражает его философию. Причину этой текучести Г. видит в борьбе противоположностей (все, что обсуждает Г., обращает внимание на это).

Главное: Г. вводит понятие закона («логос»). Все подчинено некоторому правилу, закону (первым, кто перенес полисное устройство на космос, был Г.). Сущность мира: динамизм, изменение, преобразование, подчиняющиеся некоторому закону. Это гимн чувственному миру.

Пифагор

Основал школу - закрытая школа для учения, раннее учение П. было тайным.  Сплав мистицизма, идущего от религии орфиков (предопределенность судьбы человека + переселение душ) и математической рациональности ума. Пифагорейцы мистифицировали и мир чисел. Они считали, что числа и геометрические фигуры - это и есть истины, и именно они составляют подлинный мир. Пифагор освободил математику «от служения делу купцов». Они (пифагорейцы) обращали внимание не на сами геометрические фигуры и числа, а на их логические определения (понятия). Математика у П. нужна для интеллектуального созерцания мира. Они не знают 0 (нуля), т. к. 0 - это ничто, а греки живут в телесном мире (аналогично они не знают отрицательных чисел).

Программа П.: вывести из мира чисел чувственный мир, объяснить космос, вселенную, мироздание и природу. Тезис пифагорейцев: не «все из числа», а «все сообразно числу» (Диоген Лаэртский), т. е. все в мире подчиняется некоторым математическим законам. С помощью математики пифагорейцы объяснили музыкальный ряд. Они мистифицировали числа (1-начало, 2 - ..., 3 - возможность построить фигуру, ....., 10 - гармония). С помощью чисел пытались гармонизировать структуру планет.

Сравнение Гераклита и Пифагора.

Гераклит - фиксация чувственного мира. Пифагор - фиксация умопостигаемого мира, мира идеальных объектов. Мир Г. - текучий, изменяющийся; мир П. - нетленный, неизменный, единый, где все состояния по существу одно (все геометрические фигуры - мир геометрии, все числа - число); здесь нет отличий в качественном плане.

Элейская школа

Противостояние этих двух миров привело к тому, что натурфилософия превратилась в философию. Это произошло благодаря Элейской школе.

Парменид был современником Гераклита (тоже 504-501 г.г. до н.э.). Он был последователем Ксенофана (о нем мы не гов.) и Пифагора и противником Гераклита. Главное произведение - «О природе» (в поэтической форме). Диоген Лаэртский: Парменид освободил мышление от обмана воображения и засилья чувств. «Одно и то же есть мысль и бытие». Мысль отождествляется с реальным объектом, например, абстрактное понятие точка - это конкретная точка, которая существует где-то в уме математика. Бытие едино, лишено множественности движения и изменения, оно вне времени и пространства.

Зенон - толкование и комментарии Парменида. Парменид четко различает два мира: Пифагора и Гераклита. Он аксиоматически отрицает существование мира Гераклита и утверждает существование мира Пифагора.- «Бытие есть, небытия нет». «Бытие» - это мир науки, то, что человек видит «глазами ума». Можно ли проложить мост между мирами Гераклита и Пифагора? (это вопрос науки). Эту парадоксальность выявил Зенон (апории).

Апория “Ахилл и черепаха”. Быстроногий Ахилл соревнуется в беге с черепахой и благородно предоставляет ей фору. Пока он пробежит расстояние, отделяющее его от точки отправления черепахи, последняя проползет дальше; расстояние между Ахиллом и черепахой сократилось, но черепаха сохраняет преимущество. Пока Ахилл пробежит расстояние, отделяющее его от черепахи, черепаха снова проползет еще немного вперед, и т. д. Если пространство бесконечно делимо, Ахилл никогда не сможет догнать черепаху. Этот парадокс построен на трудности суммирования бесконечного числа все более малых величин и невозможности интуитивно представить себе, что эта сумма равняется конечной величине.

Апория “Дихотомия”. Прежде чем пройти некоторый отрезок, движущееся тело вначале должно пройти половину этого отрезка, затем половину половины, и так далее до бесконечности.

Парадокс “Стрела” основан на предположении, что пространство и время  составлены из неделимых элементов, скажем “точек” и “моментов”. В некий  “момент” своего полета стрела находится в некоторой “точке” пространства в неподвижном состоянии. Поскольку это верно в каждый момент ее полета, стрела вообще не может находиться в движении. Здесь затронут вопрос о мгновенной скорости.

Таким образом, движение и множественность доказать невозможно. Возникает парность (двоичность):

·     сущность (умопост.) – явление (чувств,);

·     общее – единичное;

·     необходимость – случайность;

·     причина – следствие

Обнажается парность философских категорий, появляется главный вопрос философии: Каков мир вне сознания человека и познаваем ли мир с помощью чувств? Эту проблему решают элеаты.

5) Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)

Античные философы пытались найти механизм, посредством которого и некоего первоначала формируется космос.

Фалес

Первый выдвинул идею единой первоосновы и попытался ее найти без посредства мифов. Он видел начало всего во влаге. Вода пронизывает собой всё, всё происходит из воды и в воду обращается (идея сохранения). Þ Вода является носителем всех изменений и превращений. Ф. впервые пришла мысль о единстве мироздания.

Пифагор

Согласно космологии ранних пифагорейцев, мир слагается из предела и беспредельного. Это сфера, возникающая в беспредельной пустоте и “вдыхающая” ее в себя, тем самым, расширяясь и расчленяясь. Так возникает мировое пространство, движение, время и вся множественность вещей.

Число, т.е. множество единиц, возникает тоже из соединения предела и беспредельного. Мир мыслится пифагорейцами как нечто завершенное, замкнутое (предел), а окружающая его пустота - как нечто аморфное, неопределенное, лишенное границ - беспредельное. С соотношением предела и беспредельного они связывают и иные соотношения свойств элементов окружающего мира: покоящееся - движущееся, прямое - кривое, единое - множество, свет - тьма, правое - левое, хорошее - дурное, мужское – женское и т. д. Из этих противоположностей строится все существующее. При этом, кстати, пифагорейцы говорят не только о противопоставлении противоположностей, но и об их единстве.

Гераклит (504-501 г.г. до н.э.)

Проблема начала: огонь - символ текучести, изменчивости всего и вся. «Этот космос, тот же сам для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерно разгорающимся и мерно угасающим». Приписываемый Гераклиту тезис «все течет, все изменяется» адекватно отражает его философию. Причину этой текучести Г. видит в борьбе противоположностей (все, что обсуждает Г., обращает внимание на это). Главное: Г. вводит понятие закона («логос»). Все подчинено некоторому правилу, закону (первым, кто перенес полисное устройство на космос, был Г.). Сущность мира: динамизм, изменение, преобразование, подчиняющиеся некоторому закону. Это гимн чувственному миру.

Парменид (VII-VI в до н.э.)

Философ и политический деятель. Центральная фигура Элейской школы. Сущее П. считал лишенным изменчивости и многообразия. Мир – неподвижный и сплошь заполненный шар. Истинное бытие едино, вечно, неподвижно, неизменно. «Только бытие есть, небытия нет». Без бытия нет мышления.

У мира два начала:

1.    Активное – огненное, светлое.

2.    Инертное – темное.

Платон

Первооснова – мировая душа. Материал – материя.

Существует особый мир – мир идей (мир вневременной и внепространственный). Идеи располагаются  в виде пирамиды. Подножие – это идеи вещей (идея кошки, дерева и т.п.). Далее – идеи родов, классов вещей. Выше - классы классов. И т.д. Наверху – три идеи: истина, добро и красота (соразмерность). Для объединения их вводится понятие «блага». В качестве начала небытия Платон вводит понятие материи. Материя – это начало хаоса, неупорядоченности. Мир идей – это структурная упорядоченность. Из материи согласно миру идей строится, упорядочивается чувственный мир.

Аристотель

Единицей бытия выступает первая сущность. Идея внутренне присуща конкретной вещи (это заземление платоновской философии). Каждая первая сущность определена 4 причинами:

1)    Формальная причина – суть вещи (план дома в голове архитектора).

2)    Материальная причина – возможность (стройматериалы).

3)    Движущая причина – фактор, слепляющий частички вместе (руки рабов).

4)    Целевая причина – то, что вписывает эту вещь в окружающий мир (дом, чтобы  в нем жить).

Потом Европа оставит из 4-х только одну - материальную причину. Это и есть наука.

Начало всех начал – Бог. Он доказал бытие Бога, исходя из принципа причинности. Ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Должна быть причина, сама себя обуславливающая и ни от чего не зависящая: причина всех причин.

Космос строится божеством из хаоса на основе 4-х элементов: огонь, воздух, вода, земля.

6) Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура.

Две линии классической греческой философии:

1.    Материализм (объективизм), эта линия рождает науку. Позиция науки: рассматривать отношение объект-объект (субъект – где-то в стороне). Философия: отношение «субъект – объект». Стремление обойтись без субъекта (или субъект только в качестве наблюдателя). Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит (Левкипп). Представляет умопостигаемый и чувственный миры как некоторые реальности, стараясь перевести их один в другой.

2.    Идеализм (субъективизм). 2-я линия: проявление субъект-объектного отношения. Субъект – важнейший элемент философской картины мира - Софисты (Протагор), Сократ, Платон, Аристотель.

Атомизм – учение о дискретном строении материи.

Демокрит (~460 - ~370 г.г. до н.э.) – ученик Левкиппа, который в свою очередь слушал Зенона. Демокрит осваивает учение элеатов и пифагорейцев. Концепцию атомизма формирует еще и под влиянием своих путешествий. Демокрит путешествовал неудачным купцом (разорился). Его хотели судить, но он доказал в народном собрании, что обменял свое богат-ства на знания. Основное произведение: «Малый диакосмос».

Демокрит предполагал, что бытие (умопостигаемый мир) представляет из себя некую полноту в виде атомов – предельно малых, неделимых далее единиц бытия. Атомы несотворимы и неуничтожимы. Они не воспринимаются чувствами, они умопостигаемы. В атомах нет ни грамма чувственности (ни цвета, ни запаха). Их различие носит количественный характер, в крайнем случае – геометрический. Атомы отличаются друг от друга формой, положением и порядком.

Формы: А, N.

По положению: N«Z

По порядку: AN«NA

Как осуществить сопряжение бытия и небытия (чувств. фиксир. мира)? Демокрит говорит, что небытие – это пустота, ничто. Атомы, бытие – это +, небытие – (-). Þ Возникает полярность, которая дает возможность ввести движение: атомы движутся в пустоту. Своим движением атомы создают группировки, которые человек воспринимает чувствами как вещи. Þ Т.о. бытие объясняет небытие, порождает это небытие и объясняет его. Сущность порождает явление. Бытие (мир атомов) – это необходимость; мир вещей – это мир случая.

Эпикур

Возродил атомизм Левкиппа-Демокрита. Внес в него изменения. У Демокрита – механистический детерминизм. У Эпикура – соотношение необходимости и случайности. Атомы обладают способностью спонтанного (внутренне обусловленного) отклонения от прямой линии.

7) Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.

 

Cофисты

В Древней Греции был очень высок культ знания. Очень ценилось образование. Появляются философы, которые обучали за отдельную плату (софисты). Они обратили внимание на человека, на его способность быть духовным существом, познающим существом. Это привело их к выводу, что весь мир находится в человеке (имена звезд – в человеке, без человека звезды  безымянны). Протагор: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существуют, что они не существуют». Включенность человека в систему мира в качестве центрального звена.

Софисты пошли по пути безбрежного субъективизма. Это вызвало к жизни Сократа как противника софистов.

Сократ (469-399 г.г. до н.э.)

Сократ сам говорил, что он плебейского происхождения, мать его – повитуха. От рождения он был физически крепким, в ученичестве был скульптором, был неплохим воином. Сократ стал философом, который не написал ни строчки. Он не преподавал (в форме монолога), а беседовал с учениками (в форме диалога). Он побеждал их словами и физически. Дельфийский оракул: «В Древней Греции не было и нет человека мудрее Сократа». Сократ был известен в Греции еще при жизни. Он привлекал людей духовной силой. Алкивиад говорил о том, что Сократ помог одержать крупную победу (своими советами).

Сократ прославился как один из родоначальников диалектики – нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров С. заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и наведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В спорах С. стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека.

Мир вещей непознаваем. Познать можно только себя самих. Высшая задача знания не теоретическая, а практическая – искусство жить. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются – через индукцию. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а ум ввергается в беспокойство, что побуждает мысль к поискам подлинной истины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8