рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Свободные экономические зоны рефераты

     В  числе  зарубежных  инвесторов  СЭЗ – фирмы  из  Англии,  Италии,  Чехии,  России,  Литвы.

     Площадь  СЭЗ  “Гомель-Ратон” составляет  4300 га.  Несмотря  на  то,  что  Указ  Президента  Республики  Беларусь  и  Положение  о  свободной  экономической  зоне  “Гомель-Ратон”  были  приняты  в  1998 г., активная  регистрация  резидентов  СЭЗ  на  основании  конкурсной  основы  началась  по  существу  в  1999 г.

     По  состоянию  на  1.01.2000 г.  в  СЭЗ  “Гомель-Ратон”      в качестве резиден-тов  зарегистрировано  23  предприятия ,  в  том  числе  13 – с  иностранными  инвестициями  Это  составляет  8 %  от  общего  числа  функционирующих  предприятий  с  иностранными  инвестициями,  зарегистрированными  в  Го-мельской  области.  Из  23  предприятий-резидентов  в  1998 г.  зарегистриро-ваны  17, в  1999 г. – 6 субъектов  хозяйствования.

     Основные  виды  деятельности  СЭЗ  достаточно  разнообразны :  продукция  общепризнанного  назначения,  потребительские  товары,  производство  швейных  машин,  мебели,  торгового  оборудования,  радиотелефонных  средств,  эмалированных  проводов,  программной  продукции,  основанной  на  новых  и  высоких  технологиях.  В  качестве  основных  направлений  использования  производимой  продукции  предусматривается  ее  экспорт  и  импортозамещение.  В  частности,  при  производстве  эмалированных  проводов,  кабеля  будет  направлено  на  импортозамещение  95 %  выпускаемой  продукции; торгового  оборудования ,  офисной   и  бытовой  мебели  (импортозамещение – 100 %,  экспорт – 70 %),  при  обработке  драгоценных  камней  и  драгоценных  металлов – 70 %  на  экспорт.

     В  составе  СЭЗ  “Гомель-Ратон”  предусматривается  создание  так  называемых  функциональных  субзон:  свободной  международной  торговли,  свободной  финансовой  и  трастово-управленческой  деятельности,  приграничной  торговли,  технопарка  (технополиса),  экологической.

     Рассмотрим итоги работы СЭЗ Респуб­лики Беларусь за период 1996-2001 гг., что позволит сделать некоторые выводы о реали­зации целей и задач, поставлен-ных  при  их  создании (в  анализ  не  включены СЭЗ “Могилев”  и “Гродно-инвест”, созданные Указами Президиума Республики Беларусь соответ­ственно от 31.01 2002 г. № 66 и от 16.04 2002 г № 208).

     Согласно отчетов «1-СЭЗ», представляе­мых резидентами свободных экономических зон количество резидентов СЭЗ к 1.01 2002 г. дос­тигло 207, из них предпринимательскую дея­тельность осуществляли 186. Следует отметить что в последние годы наметилась тенденция увеличения удельного веса.  Реаль-

но работаю­щих предприятий. Так, если в 1999 г. их доля составляла 83,9%, а в 2000 г. - 85,2%, то в 2001 г. достигла 89,9%, что, несомненно, свидетельствует об улучшении качественного состава резиден­тов СЭЗ. 

                                                                                                                                                                                                                                                            .

Рис. 1. Распределение резидентов по свободным экономическим  зонам  Республики

Беларусь  (по  состоянию   на  конец 2001 г.)                

Из 186  работающих предприятий 131 - с иностранными  инвестициями. Увели-чива­ется роль промышленных предприятий. Их доля в 2001 г. возросла на 4,7% по сравнению с предыдущим годом и достигла 86,6 % от общего количества ра-ботающих резидентов СЭЗ.  Наи­большее количество резидентов  зон специали­зируется  на  производстве  пищевых  продуктов  (25), мебели (19),  химических продуктов  (16),  резиновых  изделий  и пластмасс (15),  машин  и оборудования (14), изделий из древесины; на деревообработке(12).

     Распределение  резидентов  по свободным экономическим зонам Республики Беларусь  и  по составу участников  представлено  на рис. 1, 2. Из  приведенных диаграмм  следует,  что около половины  всех  резидентов  СЭЗ при­ходится   на  СЭЗ  “Брест”,  а  численность рези­дентов СЭЗ с  участием  иностранных  инвес-то­ров растет более динамично, чем остальных.

     На 1.01 2002 г. общая сумма сформиро­ванного уставного  капитала предпри-ятий-ре­зидентов, созданных белорусскими собственниками ,  составила  13,2  млрд. руб.,  или  95,7 %  от  заявленного.  Причем  10,6  млрд.  руб.  принадлежат  крупным  отечественным  конверсионным  предприятиям   СЭЗ  “Гомель-Ратон”.  В  СЭЗ  “Брест”  доля  уставного  фонда  таких  предприятий  составляет  0,3  млрд. руб.

 Что  касается  предприятий  с  иностранными  инвестициями ,  то  сумма  заявленного ими  уставного  капитала  достигла   36,1  млн. долларов  США ,  а

сформированного – 28,5  млн. (78,9 %) . Всего в  СЭЗ привлечено с  момента  их  

образования  40,6  млн. долларов  из  25  стран  мира .  Самые  крупные  денежные  взносы  (свыше  800 млн. руб.)  в  уставные  фонды  принадлежат  Великобритании и  Германии.

Резиденты СЭЗ с долевым  

участием  иностранных  инвесторов

Резиденты  СЭЗ, полностью принадлежащие иностранным  инвесторам

Резиденты СЭЗ, созданные  с участием  белорусских  собственников

 

Замечание:  черным цветом показана динамика  за  2001 г., серым – за 2000 г.

Рис. 2. Распределение резидентов СЭЗ по составу участников за 2000 и 2001 гг

     Число рабочих мест на конец 2001 г. дос­тигло 13 511 и увеличилось по сравнению с1999 г. практически в 2 раза. При этом если в 2000 г. в свободных экономических зонах было создано 1099 рабочих мест, то в 2001 г. эта цифра выросла до 3921, из них совместными пред­приятиями создано 1710 рабочих мест, пред­приятиями со 100%-м иностранным капита­лом - 1274, предприятиями без иностранных инвестиций - 937. Основная масса работаю­щих занята в промышленности, причем их удельный вес в общей численности работни­ков в последние годы увеличивается. Так, если в 2000 г. этот показатель составлял 89,3%, то в 2001 г. - 92,2%.

     Хотя в СЭЗ республики имеются довольно существенные расхождения в среднемесячной за­работной плате на одного работника, однако по­ложительным моментом является то, что по срав­нению с 2000 г. средняя зарплата в СЭЗ «Брест» увеличилась в 2 раза, в СЭЗ «Минск» - в 1,5 раза. Пока ниже, чем по всем СЭЗ, среднемесячная за­работная плата в СЭЗ «Витебск».

     Более высоким по сравнению с иностран­ными и белорусскими предприятия-ми уровень заработной платы был на совместных предпри­ятиях. В то же время отмечен значительный рост заработной платы по сравнению с 2000 г. на ино­странных (в 2,2 раза) и белорусских предприя­тиях (в 1,7 раза).

Снижению социальной напря­женности способствовал рост количе­ства  допол-

нительно созданных рабо­чих мест, число которых в 2001 г. со­ставило 3921 (рис. 3). Почти 56,8% общего прироста рабочих мест при­ходится на СЭЗ «Брест».

      В определенной степени о финансовом состоянии свободных экономических зон мож­но судить по рентабельности от реализации про­дукции (товаров), работ, услуг. Среди всех СЭЗ наибольший уровень рентабельности (31,1%) в СЭЗ «Брест»

     Следует, однако, отметить, что тенден­ция снижения уровня рентабельности продол­жается. За анализируемый период в целом по всем СЭЗ она снизилась с 32,3 до 20,0%. Зна­чительно (в 4,1 раза) уменьшилась рентабель­ность в СЭЗ «Гомель-Ратон», несколько мень­ше (в 1,5 раза) - в СЭЗ «Минск» и «Брест». Еще совсем незначительна рентабельность продукции в СЭЗ «Витебск».

     Если рассматривать рентабельность реали­зации продукции резидентами в разрезе форм собственности, то ее самый высокий уровень -27,6% - был в 2001 г. среди совместных пред­приятий. Однако на иностранных предприятиях она снизилась по сравнению с 2000 г. почти в 4,5 раза. Подобная тенденция прослеживается и на прочих предприятиях, где рентабельность снизилась в 1,5 раза. В целом такое положение обусловлено, с одной стороны, тем, что затраты на производство и реализацию продукции в 1,3-1,6 раза растут быстрее, чем прибыль от ее реа­лизации. Значительно усугубилась ситуация с рентабельностью производства на СЭЗ «Гомель- Ратон» и в целом по иностранным предприяти­ям, где затраты на производство и реализацию увеличились в 2,5 и 3,6 раза соответственно при сокращении прибыли от реализации продукции соответственно на 38,3 и 18,8%. Возможно, та­кое положение обусловлено в определенной сте­пени еще и тем, что в СЭЗ недостаточно внима­ния уделяется снижению материале- и энерго­емкости производства, внедрению новых и высоких технологий

     Как негативный момент в деятельности СЭЗ следует отметить рост кредито-рской задол­женности по оплате труда, которая увеличилась в целом и по отде-льным СЭЗ в пределах 2,7-2,9 раза. В наибольшей степени (4,6 раза) увеличи­лась задолженность по оплате труда на иност­ранных предприятиях, на совмес-тных и прочих предприятиях- соответственно в 2,4 и 2,9 раза.

     Увеличиваются налоги, сборы и другие отчисления, уплаченные резидентми СЭЗ в бюджетные и внебюджетные фонды. — в целом за 2001 г. в 3,5 раза . Наибольшая их доля прихо­дится на СЭЗ «Брест» (более 47%). В разрезе форм собственности 52,7% общей суммы нало­гов приходится на совместные предп-риятия.

     За 2001 г. в бюджет свободных экономичес­ких зон уплачено налогов почти в 3.2 раза больше, чем в 2000 г.. в том числе в СЭЗ «Гомель-Ратон» -в 2,2, СЭЗ «Брест» - в 3.9 и СЭЗ «Минск» - в 2,8 раза. Структура налогов, уплаченных в бюджет сво­бодных экономических зон в целом по всем СЭЗ, а также в СЭЗ «Брест» и «Минск» практически иден­тична. Наибольшее влияние на формиро-вание бюд­жета свободных экономических зон оказывает на­логообложение до-бавленной стоимости (в преде­лах 90-97%). Налоги на доходы и прибыль, а так-же акцизы решающего значения для формирования бюджета СЭЗ не имеют.

     Задачи наращивания экспорта и развития импортозамещающих производств, поставлен­ные перед СЭЗ республики, предопределяют особую важность анали-за внешнеэкономической деятельности резидентов СЭЗ.

     В 2001 г. по сравнению с 2000 г. экспорт товаров в стоимостном выражении в целом, в том числе в страны СНГ, вырос в 1,6 раза, в страны вне СНГ - в 1,9 раза.

     Характер динамики экспорта резидентов СЭЗ практически полностью обусловлен его раз­витием со странами СНГ, доля которых в общем объеме экспорта составила 94,1%. Доминирую­щее положение в экспорте резидентов СЭЗ в стра­ны СНГ занимает Россия, удельный вес которой в общем объеме экспортируе-мой резидентами СЭЗ продукции составил 90,5%. Следует отме­тить, что на общем фоне увеличения объемов эк­спорта в страны СНГ наблюдается ориентация резидентов СЭЗ исключительно на российские рынки. Что касается экспорта в страны вне СНГ, то здесь прослеживается положительная тенден­ция его роста (в 1,9 раза). Вместе с тем доля экс­портных поставок резидентов СЭЗ в дальнее за­рубежье еще незначительна: в 2001 г. - всего 5,9%. В определенной степени это обусловлено тем, что качество производимой в СЭЗ продукции и ее новизна еще не в полной мере удовлетворяют тре­бованиям рынка стран дальнего зарубежья.

     Наибольший удельный вес в экспортных потоках как в целом, так и в страны СНГ зани­мает СЭЗ «Брест» (52,1%). Доля СЭЗ «Гомель-Ратон» в целом и в страны СНГ составила 28,8%, в страны вне СНГ-31,2%. Вклад СЭЗ «Минск» в экспорт в целом и в страны СНГ достиг 16,8%, а в страны вне СНГ- 17,2%.

     Импорт резидентов СЭЗ в 2001 г. увели­чился по сравнению с 2000г. более чем в 1,7 раза. Большую часть (55%) всего импорта резиденты СЭЗ ввозили из стран дальнего зарубежья -Польши, Германии, Бельгии, Норвегии, США, Че-хии, Литвы, Австрии, Нидерландов, Италии, Португалии, России.

     Импорт из стран СНГ увеличился  почти в 1,3 раза и формировался в основ-ном за счет по­ставок из России.

     Превышение темпов  роста импорта  над экспортом обусловило отрицатель-

ное сальдо торгового баланса, которое увеличилось по срав­нению с 2000 г. в 2,3 раза.

     Анализ экспортно-импортных потоков предприятий-резидентов СЭЗ респуб-лики в раз­резе товарной номенклатуры свидетельствует об ее узком ассортиме-

нте. В структуре экспорта еще незначителен удельный вес высокотехнологич- ной  продукции.

     Оценка реального положения в производ­ственной, инвестиционной, внеш-неэкономичес­кой деятельности действующих четырех СЭЗ отражает довольно скромный их вклад в эконо­мику республики. Объем произведенной про­дукции резидентами СЭЗ составляет менее од­ного процента в ВВП республики, при-быль от реализации продукции, экспорт товаров и услуг - в пределах 1,7-2,1 %. Более ощутимо вли­яние СЭЗ на региональном уровне: создаются новые ра-бочие места, развивается инфраструк­тура территории, в определенной степени фор­мируются благоприятные условия для привле­чения инвестиций и передо-вого зарубежного опыта. Из всех рассмотренных свободных эко­номических зон наиболее значителен вклад в экономику региона вносят СЭЗ «Брест» и СЭЗ «Гомель-Ратон»

     В настоящее время имеется ряд проблем в условиях функционирования СЭЗ, сдерживающих их дальнейшее развитие.

     Все еще достаточно сложным и многоста­дийным остается процесс регистра-ции резидентов, выделения земельных участков под строительство. Решающим здесь является фактор времени.

     Привлечению иностранного капитала пре­пятствуют неотработанность нор-мативно-законо­дательной базы в отношении сертификации продукции, ценооб-разования, таможенного и валют­ного регулирования, а также несогласован-ность нормативных актов по РБ и по действующим в СЭЗ.

     Активизации привлечения инвестиций пре­пятствуют также низкий уровень использования имеющегося научного потенциала, слабое разви­тие высокотехнологичных ресурсосберегающих производств, отсутствие развитой деловой и про­изводственной инфраструктуры (дорожной, энер­гетической сети, банков, связи, сервисного обслу­живания), отвечающей мировым стандартам.

     .Эффективное управление зонами требует четко налаженной информа-ционной базы, вклю­чающей систему показателей и дающей комплек­сную характеристику деятельности СЭЗ.

     Двух-, трехлетний период функционирова­ния СЭЗ позволил выявить проб-лемные аспекты их деятельности. Основные из них обусловлены, с одной сто-роны, специфичностью функциональ­но-пространственной организации самой СЭЗ, в частности, СЭЗ "Минск" (восемь площадок с раз­личной степенью обес-печенности территории ин­фраструктурными элементами; наличие участков, свободных для освоения и имеющих уже создан­ные производственные мощ-ности; многофункци­ональная направленность развития зоны), с дру­гой – объек-тивным отсутствием необходимого нормативно-методического сопровождения процес-са принятия решений на уровне администра­ции СЭЗ. Последнее отно-сится как к созданию но­вых, так и к адаптации действующих на террито­рии республики (региона) норм и правил рассмотрения конкретных проблем произ-водственного, технического, финансового и органи­зационного характера и пр. Важной проблемой остается неопределенность в сроках и этапах ос­воения площадок СЭЗ в условиях дефицита бюд­жетных средств и ожидания притока инвестиций.

      Как показывает накопленный опыт работы с инвесторами, едва ли не ре-шающим фактором при принятии решения о создании и размещении того или иного производства в СЭЗ является на­личие не только, а иногда и не столько льгот и преференций, сколько стабильной нормативно-правовой базы. В насто-ящее время в республике в основном сформирована нормативно-правовая база для создания специальных экономических зон. Принят закон о свободных эко-номических зонах, имеются соответствующие указы Прези­дента, постановле-ния правительства республики, другие нормативные акты. Вместе с тем эффек­тивность их развития и функционирования сдер­живается периодически возни-кающими противо­ Кроме таможенных проблем, в СЭЗ пред­стоит отрегулиро-вать земельные и имуществен­ные отношения, вопросы ценовой и тарифной по-литики и др.

     Для повышения престижности влияния на пове­дение инвесторов необходи-мо наряду с форми­рованием и совершенствованием правовой базы для их ус-пешного и эффективного функ­ционирования разработать государственную программу создания и развития СЭЗ на терри­тории Республики Беларусь с указанием  переч­ня создаваемых зон, определением задач и це­лей, этапов становления, приоритетных отрас­лей, объемов инвестиций и источников их привлечения. Она должна предусматривать конкретные меры по повышению привлекатель­ности зон для широкого круга инвесторов, сни­жению рисков инвестирования конкретных проектов. Это в свою очередь позволит снизить негативные оценки инвестиционной привлека­тельности Беларуси. Именно через СЭЗ может быть повышен  рейтинг  Беларуси  среди  иност­ранных  инвесторов.

СЭЗ  МОГИЛЕВ.

  СЭЗ "Могилев" создана  Указом  Президента  Республики  Беларусь от 31.01.2002 №66 со сроком функционирования  30  лет.

     СЭЗ "Могилев" создается в целях привлечения национальных и иностран-ных инвестиций для дальнейшего развития ориентированных на экспорт про-изводств, обеспечения благоприятных условий для структурной перестройки национальной экономики, эффективного использования имеющихся производ-ственных   площадей                                                                     .                                                                                                               .                                                                                                                                         .                                                                                                                                                                                                        
     Основными задачами СЭЗ "Могилев" являются: развитие промышленности и расширение объемов экспорта продукции, товаров (работ,услуг), внедрение передового управленческого опыта, производство и реализация импортозаме-щающей продукции согласно перечню, утверждаемому Правительством Рес-публики Беларусь; отработка механизмов создания благоприятного инвести-ционного климата для структурной перестройки национальной экономики, ко-мплексное использование национальных и иностранных инвестиций, эффек-тивное использование имеющихся производственных мощностей, инженерной и транспортной инфраструктур, реконструкция отдельных объектов производств.

     Уже  появились  потенциальные  резиденты,  готовые  начать  в  Могилеве  хозяйственную  деятельность.  Так,  чешская  фирма  “Мандик” предлагает  проект  по  производству  энергосберегающего  оборудования  инвестиционной  стоимостью  50 тыс.  долларов  США .  Готова  вложить  германская  компания  по  производству  нетканого  материала  “Спанбонд”,  годовым  объемом  3  млн  погонных  метров.

     Налоговые  льготы:

-Налоговые льготы позволяют резиденту СЭЗ "Могилев" снизить сумму нало-говых выплат до 40% от суммы уплачиваемых налогов в Республике Беларусь.

  -Резиденты СЭЗ уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50% от ставки, установленной законодательством Республики Беларусь.

-  Прибыль, полученная резидентами СЭЗ "Могилев" от реализации продукции собственного производства, освобождается от обложения налогом сроком на 5 лет с момента ее объявления.

 -Резиденты СЭЗ уплачивают ограниченное количество налогов. Увеличение количества уплачиваемых налогов не допускается на весь срок функционирования СЭЗ "Могилев.

     За регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов СЭЗ "Могилев" взимается плата в размерах, установ-ленных законодательством Республики Беларусь.

     Резидент СЭЗ "Могилев" вправе заниматься предпринимательской деятельностью за пределами СЭЗ на территории Республики Беларусь с соблюдением общих правил, установленных законодательством Республики Беларусь. Резиденты СЭЗ "Могилев" самостоятельно формируют производственные программы, полностью распоряжаются и реализуют производимую продукцию (работы, услуги) по установленным ими ценам, имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь

      На  территории СЭЗ "Могилев" деятельность юридических лиц и индиви-дуальных предпринимателей, не являющихся резидентами СЭЗ "Могилев", осу-ществляется в установленном законодательством порядке без учета особенно-стей настоящего Положения.

     Резиденты СЭЗ "Могилев" уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 процентов от ставки, установленной законодательством, налог на доходы (налог на доходы от операций с ценными бумагами уплачивается по ставке, уменьшенной на 50 процентов от ставки, предусмотренной законодательством), налог на добавленную стоимость, акцизы, экологический налог, подоходный налог с физических лиц, земельный налог (или арендную плату), государственные пошлины, лицензионные и регистрационные сборы, оффшорный сбор, производят отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, государственный фонд содействия занятости, уплачивают налоги, сборы и осуществляют другие обязательные платежи, вводимые местными Советами депутатов (за исключением сборов и отчислений в целевые бюджетные фонды местных бюджетов и целевые внебюджетные фонды местных Советов депутатов).

     Налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деяте-льность в Республике Беларусь через постоянное представительство, получен-ные от резидентов СЭЗ "Могилев" за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого, научного опыта, по дивиден-дам и долговым обязательствам, уплачивается по ставке 5 процентов. Налог на иные доходы указанных иностранных юридических лиц, полученные от рези-дентов СЭЗ "Могилев", уплачиваются в размерах и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь

     Факт формирования уставного фонда в установленных размерах подтвер-ждается юридическими лицами не позднее одного месяца со дня окончания его формирования представлением в администрацию СЭЗ "Могилев" заключения аудиторской организации (аудитора). Организациям, представившим докуме-нтальное подтверждение о формировании уставного фонда, администрация СЭЗ "Могилев" выдает в десятидневный срок соответствующее свидетельство.

     Территория СЭЗ "Могилев" является частью таможенной территории Республики Беларусь. Отдельные территории и помещения (места) СЭЗ "Могилев" имеют  статус  свободной  таможенной   зоны .  Территориальные границы (периметр) свободной таможенной зоны определяются внутри СЭЗ "Могилев" ее администрацией по согласованию с Государственным таможенным комитетом.

     При ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию свободной таможенной зоны СЭЗ "Могилев" таможенные пошлины и налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются.                 .
     При ввозе товаров с территории свободной  таможенной зоны СЭЗ "Могилев” на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь таможенные пошлины и налоги взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров.                  .
     При вывозе с территории СЭЗ "Могилев" на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь товаров, происходящих с территории СЭЗ "Могилев", производство которых согласно перечню, утверждаемому Прави-тельством Республики Беларусь, относится к импортозамещающей продукции, таможенные пошлины и налоги не взимаются, меры экономической политики не применяются.                              .                          
     При вывозе с территории СЭЗ "Могилев" товаров, происходящих с террито-рии СЭЗ "Могилев", за пределы Республики Беларусь таможенные пошлины и налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются. В отно-шении товаров, не происходящих с территории СЭЗ "Могилев", взимание тамо-женных пошлин и налогов, применение мер экономической политики при их вывозе с территории СЭЗ "Могилев" за пределы Республики Беларусь осущест-вляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
     Иные вопросы таможенного регулирования, включая таможенное оформле-ние и таможенный контроль в СЭЗ "Могилев", регулируются с учетом особен-ностей, предусмотренных законодательством о свободных экономических  зонах .

     СЭЗ "Могилев" считается ликвидированной по окончании срока, на который она создана, если срок не будет продлен указом Президента Республики Беларусь.

Заключение

     На  основе  вышеизложенного  можно  сделать  следующие  выводы.

     Свободные  экономические  зоны  призваны  выполнять  свою  специфическую  роль,  концентрируя  экспорториентированное  и  импортозамещающее  производство,  стимулируя  внешнеэкономические  связи,  представляя  собой  “ловушки”  для  иностранных  инвестиций.  Они  такжедолжны  стимулировать  сосредоточение  технико-технологических  инноваций ,  способствовать  освоению  современного  рыночного  механизма  хозяйствования.

     Создание  свободных  экономических  зон – эффективнейший  метод  привлечения  капитала  в  производство.  Различные  налоговые  льготы  очень  привлекательны  для  зарубежных  инвесторов,  стремящихся  к  наиболее  выгодному  вложению  своих  капиталов,  тем  самым  способствуя  введению  новых  технологий  и  развитию  производства ,  оживлению  бизнеса,  повышению  уровня  экономического  роста  и  развитию  экономики  в  целом.

     Что  касается  Беларуси,  то  пока  очень  трудно  сказать  об  эффективной  деятельности  СЭЗ  на  ее  территории.  Препятствием  динамичному  развитию  СЭЗ  является  переменность  различных  проблем,  касающихся  в  первую  очередь  правового  режима  СЭЗ  и  ее  правоприменительной  практики,  валютного  регулирования  и  ценообразования  на  территории  свободных  экономических  зон.  Однако  время  существования  СЭЗ  на  территории  нашей  республики  невелико.  Свободные  экономические  зоны  Беларуси  находятся  еще  пока  на  стадии  своего  становления.  Результаты  функционирования  еще  незначительны,  однако  существуют  и  положительные  моменты:  число  рабочих  мест  понемногу  увеличивается,  привлекаются  зарубежные  инвестиции,  внедряются  новые  технологии.

     Создание  у  нас  СЭЗ  может  стать,  как  и  во  многих  странах  мира,  одним  из  эффективных  способов  привлечения  иностранных  инвестиций,  катализатором  развития  внешнеэкономических  связей  и  экономики  страны  в  целом.  Но  для  этого  политика  их  формирования  должна  быть  продуманной  и  последовательной.

Список  использованных  источников

     1.Бык  В.Ф.  Свободная  экономическая  зона  “Гомель-Ратон”:  этапы  развития // Белорусская  экономика:  анализ,  прогноз,  регулирование.  Экономический  бюллетень  НИЭИ  Министерства  экономики  Республики  Беларусь.-2000.-№11.-С.35.

     2.Бык  В.Ф.  Свободные  экономические  зоны  Республики  Беларусь:  состо-яние  и  перспективы  развития //  Белорусский  экономический  журнал.-2002.-№3.-С.66.

     3.Гордейчик  В.К.  Свободные  экономические  зоны:  проблемы  функционирования  и  развития //  Белорусская  экономика:  анализ,  прогноз,  регулирование.  Экономический  бюллетень  НИЭИ  Министерства  экономики  Республики  Беларусь.-2000.-№4.-С.3.

     4.Друзик  Я.С.  Свободные  экономические  зоны  в  системе  мирового  хозяйства.-  Мн.:  ФУА-информ,-2000.

     5.Костромичева  Э.В.,  Гордейчик  В.К.  Функционирование  свободных  эко-номических  зон  Республики  Беларусь  в  2000  году .// Белорусская  экономи-ка:  анализ,  прогноз,  регулирование.  Экономический  бюллетень  НИЭИ  Ми-нистерства  экономики  Республики  Беларусь.-2001.-№4.-С.19.

     6.Костромичева  Э.В.,  Груша  В.К.,  Лобейко  А.М.,  Телеш  И.Л.  Итоги  и  проблемы  функционирования  свободных  экономических  зон  Республики  Беларусь   в  2001 году // Белорусская  экономика:  анализ,  прогноз,  регулиро -вание.  Экономический  бюллетень  НИЭИ  Министерства  экономики  Респуб-лики  Беларусь.-2002.-№4.-С.13.

7.Международные  экономические  отношения / Под  ред.  С. Сутырина, В.      Харламовой. СПб.,1996.

     8.Надузик  К. СЭЗ “Могилев” за  работой //Могилевская  правда.-2002.-№8.-С.4.

     9.Семенов  К.А.  Международные  экономические  отношения:  Курс  лек-ций.- М.: Гардарика,1998

    10.СЭЗ  “Могилев” может  перекрыть  среднеобластной  уровень  рентабель-ности  втрое //  Могилевская  правда.-№6.-С.3. 

    


Страницы: 1, 2, 3