рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Свободные экономические зоны рефераты

Глава 2.  Роль  СЭЗ  в  развитии  экономики.

    § 1.  Что  делают  СЭЗ  для  экономики ?

     Свободные  экономические  зоны  успешно  действуют  во  всех  странах  мира .  Они  функционируют  как  в  промышленно  развитых  странах  (США,  Япония ,  Германия ,  Англия ,  Канада  и  др.)  так  и  в  развивающихся .  Многолетняя  позитивная  практика  зарубежных  стран  по  созданию  и  функционированию  свободных  экономических  зон  свидетельствует  об  эффективности  такого  метода  оздоровления  экономики .

     Уже  к  середине  90-х  годов  двадцатого  столетия  в  мире  существовало  более  4  тыс.  СЭЗ  с  численностью  работающих  в  них  более  3  млн.  человек . 

      В  странах  с  развитой  рыночной  экономикой  СЭЗ  создаются ,  как  правило ,  в  застойных  районах , страдающих  безработицей ,  имеющих  недоразвитую  инфраструктуру .  Для их  создания  и  развития  используется  преимущественно  национальный  частный  капитал и  работают  они  в  большинстве  своем  на  внутренний  рынок. В  промышленно  развитых  странах (США ,  Великобритания)  СЭЗ  создавались  для  реализации  региональной  политики ,  направленной  на  оживление  мелкого  и  среднего  бизнеса  в  депрессивных  районах .    В  развивающихся  странах  в  основном  ориентированы  они  на  внешний  рынок ,  поскольку , только  наращивая  экспорт ,  эти  страны  могут  решать  задачи  оздоровления  национальной  экономики .  Отсюда  вытекает  и  особенность  СЭЗ – более  преференциальный  инвестиционный  климат  государство  устанавливает  для  иностранных  инвесторов .

     Вводя на части своей территории особый режим внешнеэко­номической деятельности, страны решают такие задачи, как по­вышение конкуренто-способности национального производства, увеличение притока валюты как от экспорта товаров и услуг, так и в виде иностранных инвестиций, ускоренное освоение про­изводства  новых  товаров  и  услуг. В развитых странах с по-мощью таких зон упрощается выход национальных фирм на внешние рынки, увеличивается прибыль­ность внешнеторговых и связанных с ними операций.             С помощью создания свободных экономических зон того или иного типа различные государства "третьего мира" пытаются решать разнообразные по своей природе задачи. В обобщенном виде они могут быть сведены к следующим целям:

— росту доходов страны в свободно конвертируемой валю­те, расширению экспорта готовой продукции, рационализации импорта;

— росту притока иностранного производительного капитала;

— стимулированию технического развития, изменению струк­туры производства, ускорению инновационных и внедренческих процессов;

—  сокращению безработицы;

     — подготовке квалифицированных специалистов.

     Практика  функционирования  свободных  экономических  соперничества  между  ними  за  привлечение  иностранного  капитала  привели  к  унификации  условий ,  на  которых  в  зону  приглашаются инвесторы .    Каждому  типу  зон  соответствует  свой  стандартный  набор  базовых  льгот  и  стимулов ,  которые  дополняются  специальными  формами  поощрений .  Последние  направлены  либо  на  решение  конкретных  задач  (например ,  ускоренное  создание  транспортной  инфраструктуры),  либо  на  стимулирование  отдельных  видов  деятельности  (переработка  местного  сырья  на  экспорт ,  банковские  услуги  и  т. п.) ,  либо  на  привлечение  в  зону  инвесторов  определенного  типа  (мелкий  или  крупный  бизнес) .

§ 2.  Метод  привлечения  инвестиций

     Рассмотрим  методы  привлечения  инвестиций  на  примере  СЭЗ  Китая .  В  настоящее  время  совершает  переход  не  только  к  рыночной  экономике,  но  и  к  положению  мировой  сверхдержавы .  Китай – самый  большой  получатель  прямых  иностранных  капиталовложений  среди  развивающихся  стран  и  второй  в  мире - после  Соединенных  штатов.

     В  ходе реформ ,  создателем  которых  является  Дэн  Сяопин ,  Китаю  постепенно  удалось  осуществить  плавный  переход  от  стратегии  несбалансированного  к  стратегии  сбалансированного  роста .

     Реформа  началась  в  деревне .  Индустриализация  ее  предполагала  создание  поселково-волостных  промышленных  предприятий  (ПВП) .  Каждое  вновь  созданное  ПВП  на  2-3  года  освобождалось  от  налогов ,  а  за  высококачественную  либо  экспортную  продукцию  удостаивается  налоговых  льгот .  В  начале  80-х  годов  экономические  преобразования  начали  проводиться  и  в  городе ,  в  сфере  промышленного  производства .  Промышленные  предприятия  наделялись  широкими  правами  самостоятельной  хозяйственной  деятельности .

     Составной  частью экономических  реформ  Китая  стала  ’’политика  открытости’’  (кайфан) .  Эта  политика  привлечения  иностранного  капитала  в  китайскую  экономику  в  виде  займов ,  прямых  инвестиций ,  организации  совместных  предприятий  с  зарубежными  партнерами  и  привлечение  капиталов  через  специальные  экономические  зоны .  Последние  стали  создаваться  в  конце  70-х  годов  в  приморских  регионах  Китая .

     Первая  такая  зона  была  организована  в  1979 г.  в  деревушке  Шэньчжень .  Не  прошло  и  десяти  лет ,  как  Шэньчжень  превратилась  в  современный  город  с  населением  в  два  миллиона  человек ,  вобравшего  в  себя  многочисленные  новейшие  предприятия  с  участием  иностранного  капитала .  Около  двух  тысяч  из  них  были  совместными  китайско-иностранными ,  а  354 – полностью  владел  зарубежный  капитал .  Это  заводы  и  фабрики ,     туристические  агенства .

     Для  улучшение  инвестиционных  условий создан  центр  услуг  зарубежным  инвесторам  и  центр  содействия  инвестициям ,  которые  представляют  комплексные  услуги  отечественным  и  зарубежным  инвесторам ,  включая  рассмотрение  проектов ,  консультации  по  законодательству . 

     Первыми  инвесторами  СЭЗ  “Шэньчжень”  были  предприниматели  Гонконга ,  Тайваня ,  Южной  Кореи  и  Японии .  В  начале  1999  года  в  зоне  насчитывалось  13  тысяч  предприятий  различных  инвесторов  из  60  стран  мира .  Их  капиталовложения  превышают  10  млрд.  долларов.  Вслед  за   “Шэньчженем”  были  созданы  и  другие  специальные  экономические  зоны .

     Важным  стимулом  для  притока  капитала  в  СЭЗ  является  намного  более  низкая ,  чем  в  целом  по  Китаю ,  ставка  налогообложения ,  равная  15 %  прибыли .  Сняты  налоги  на  экспорт  и  его  лицензирование .  Способствует  притоку  иностранных  капиталов  в  зону  и  свободный  валютный  режим .

     Первыми  СЭЗ  Китая  были  сделаны  первые  шаги  к  открытости  экономики  этой  страны .  Однако  реформатор  Дэн  Сяонин  разработал  концепцию  многоступенчатой  открытости ,  суть  которой  в  максимальном  использовании  конкретных  условий  и  ресурсов  различных  регионов  страны .  В  результате  на  втором  плане  был  создан  еще  один  тип  специальных  экономических  зон – приморские  открытые  зоны .  Территория  этих  зон  относится  к  сельскохозяйственным  районам ,  и  создание  там  льготного  инвестиционного  режима  говорит  о  том ,  что  власти  Китая  переносят  политику  “открытых  дверей”  из  городских  районов  в  сельские .  Следует  заметить ,  что  капитал  направляется  не  только  но  развитие  сельского  хозяйства ,  но  и  на  развитие  туризма  и  сферы  услуг .

     Чтобы  привлечь  инвестиционный  капитал  в  зону  комплексного  назначения  на  острове  Хайнань ,  была  разработана  и  представлена  в  пользу  инвесторов  целая  система  скидок :

-     при  аренде  горных  и  неосвоенных  участков (5-10 %) ;

-     при  осуществлении  высокотехнологических  проектов  (5-10 %) ;

-     при  строительстве  транспортной  инфраструктуры ,  угольных  шахт ,  электростанций ,  водохранилищ ,  учреждений  образования  и  культуры  (10-15 %) ;

-     при  осуществлении  сельскохозяйственных  проектов  и  аренде  горных  и  неосвоенных  участков  (10-15 %) ;

-     инвесторам  китайской  диаспоры  предоставляются  дополнительные  льготы .

     В  поощрении  и  привлечении  отечественных  и  зарубежных  инвесторов  местные  организации  на  уровне  провинций ,  городов , уездов  и  Комитета  по  управлению  зоны  вырабатывают ,  помимо  правительственных ,  дополнительные  льготы .  Рассмотрим  эти  льготы  на  примере  китайского  города  Харбина ,  где  предприятия  в  зоне  освоения  новых  высоких  технологий  уже  с  даты  аккредитации  полностью  освобождаются  от  подоходного  налога  на  3  года ,  а  затем  в  последующие  3  года  платят  половину  налога  (по  тарифу  7,5 %) .  После  истечения  указанного  шестилетнего  срока ,  т. е.  с  седьмого  года ,  платят  подоходный  налог  полностью  (по  тарифу  15 %) .  А  предприятия ,  более  половины  валовой  продукции  которых  идет  на  экспорт ,  оплачивают  налог  по  тарифу  10 %  (после  получения  утверждения  местного  налогового  бюро) .

     СЭЗ  и  открытость  экономики  обеспечивают  в  Китай  постоянный  приток  иностранных  инвестиций .  К  концу  первого  полугодия  1998  года  в  стране  зарегистрировано  91166  новых  совместных  предприятий  с  общим  объемом  инвестиций  28,9  млрд.  долл. ,  на  начало  1999  года  общий  объем   иностранных  инвестиций  составил  770,8  млрд.  долларов [4. С.150].

    



Глава 3.  Свободные  экономические  зоны  в  Республике  Беларусь.  СЭЗ  “Могилев”.

     В  Республике  Беларусь  практика  СЭЗ  началась со  второй  половины  90-х                                                         годов. Со­здание  свободных  экономических  зон рас­сматривается  в нашей республике как важ­ное звено в  реализации принципов  откры­той  экономики государства.   Их функциони­рование связывается  с либерализацией и активизацией внешнеэкономической дея­тельности.

     Законодательными основами для созда­ния СЭЗ явились:

     • Указ Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 114 «О свобо- дных  эконо­мических  зонах  на  территории  Республики  Беларусь» . Этим же Указом была создана пер­вая СЭЗ «Брест»;

     •   Постановление  Совета    Министров  Рес­публики  Беларусь от  23 октября 1997 № 1415 «О концепции организации свободных (спе­циальных)  экономических зон на территории Республики Беларусь»,  в котором   были конкретизированы принципы, цели и задачи, воп­росы обоснованности создания СЭЗ на бело­русской земле;

     • Закон Республики Беларусь «О сво­бодных экономических зонах» от 7 декабря 1998 г.

     Создание свободных  экономических зон в Республике Беларусь определяется:

• необходимостью перестройки  структу­ры  производства  в целях  интеграции   экономики государства  в систему  мирового хозяй­ства  Беларуси в центре Европы ,  что вызыва­ет  интерес   зарубежных  инвесторов  при освое­нии рынка СНГ;

• особенностями  экономики страны  (вы­сокий  потенциал обрабатывающей промыш­ленности  и  квалификации   трудовых ресурсов , что делает возможной ориентацию  производ­ства на  экспорт ;  недостаточность природных ресурсов).

     Цели и задачи создания СЭЗ в Респуб­лике Беларусь:

     • увеличение притока  иностранных ин­вестиций, улучшение инвестиционно-го клима­та и привлечение стратегических инвесторов;

     • обеспечение дополнительных благопри­ятных  условий для привлечения но-вых  и вы­соких технологий, передового зарубежного опыта;

     • содействие международной интеграции и сотрудничеству;

     • стимулирование экспорта и импорто­замещающих производств;

     • создание новых рабочих мест,  повыше­ние  загрузки имеющихся производ-ственных  мощностей;

     • развитие и расширение сферы работ и услуг;

     • развитие  инфраструктуры  территорий ,  эффективное  использование име-ющихся;

     • получение практических результатов функционирования СЭЗ в целях даль-нейше­го их использования для проведения реформ в республике .

     С апреля 2002 г. в Беларуси действуют уже  6 свободных  экономических зон в Брес­те, Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве, Гродно

     Все  шесть  свободные  экономические  зоны  Республики  Беларусь  являются  комплексными , что  проявляется  в  выполнении  производственной ,  экспортной  и  таможенной  функций .  Вместе  с  тем  для  СЭЗ  “Брест”  определены  специфические  функции:  туристическо-рекреационные ,  страховые ,  банковские  и  иные  виды  деятельности .

     Каждая из белорусских  СЭЗ имеет отличи­тельные черты. Брестская  свобод-ная экономичес­кая зона была образована на чистой территории, при отсутствии  привлекательных  стартовых  ус­ловий  для резидентов. Повышенный  интерес к СЭЗ  "Брест"  проявляют преимущественно  пред­ставители  малого и   среднего бизнеса (зарубеж­ного и отечественного). При  этом  превалируют проекты в та-ких отраслях, как торговля, строи­тельные материалы, лекарственные средства и де­ревообрабатывающая промышленность  [5. С.21].                                                                

     Минская  свободная  экономическая зона более обеспечена с позиций развития инфра­структуры, коммуникаций, большого  количе­ства пока не  задействованных  производствен­ных  площадей.  Важнейшая  задача  ее функционирования - создание и развитие экспорто-ориентированных производств, основанных на новых и высоких технологиях.

     Гомельская  свободная  экономическая  зона,   образованная  на базе научно-производственного  объединения "Ратон",  основывается  на  высокотехнологическом  производстве. Отличительной  чертой  ее  функционирования  является привлечение  инвес­тиций  в  инновационную сферу. Реализация   этого проекта позволит привлечь инвестиции в  наукоемкие  и  высокотехнологические  отрасли .

     СЭЗ  “Брест” – была  создана  Указом  Президента  № 114  в  марте  1996  г.  Указом  предусматривалось  обеспечение  благоприятных  условий  для  экономического  развития  регионов  Республики  Беларусь ,  привлечение  зарубежных  инвестиций ,  создание  новых  рабочих  мест ,  ускорение  научно-технического  прогресса ,  развитие  торгово-экономического  сотрудничество  с  другими  государствами .

     Основные  направления  деятельности  предприятий  зоны  в  разрезе  областей  промышленности – это  лесная  и  деревообрабатывающая  промышленность,  машиностроение  и  металлообработка,  промышленность  строительных  материалов,  пищевая,  мукомольно-крупяная  и  комбикормовая  отрасли,  прочие  промышленные  производства.  Производственная   деятельность  зоны  связана  также  с  оказанием  транспортных  и  строительных  услуг,  производством  продукции  сельского  хозяйства ,  торгово-закупочной  деятельностью .  Расширение  видов  деятельности  СЭЗ  обусловлено  комплексным  характером  ее  функций  -  промышленной,  свободной  таможенной,  банковской,  страховой,  туристско-рекреационой.

     На  начало  1999  г.  статус  резидента  свободной  экономической  зоны  “Брест”  получили  45  субъектов  хозяйствования ,  в  том  числе  12  иностранных  фирм  и  9  совместных  предприятий.

     Объем  заявленных  инвестиций  составил:  1063  тыс.  немецких  марок ,   900  тыс.  долларов  США,  2,4млрд.  белорусских  рублей.  Из  зарубежных  инвесторов  лидируют  инвесторы  Германии  (60 %  от  заявленных  инвестиций) ,  Италия – 18 %,  Польша – 3 %,  Чехия – 2 %.

     Основной  удельный  вес  занимают  инвестиции  в  развитие  транспортных  услуг  (36 %  от  общего  объема),  производство мебели  и  изделий  из  древесины  (18 %) ,  в  изготовление  лекарственных  средств  (16 %),  остальные – это  выпуск  товаров  народного  потребления  и  сельскохозяйственной  продукции ,  а  также  строительства ,  маркетинговые  и  другие  виды  услуг.

     Число  занятых  на  данных  предприятиях  превышает  700  человек.

     Резиденты  СЭЗ  “Брест”  производят :

     ПКФ  “Никор”  ООО – пиломатериалы ,столярные  изделия;

     ИП  “АГ – МАР –БЕЛ2” – корпусную  мебель ;

     ИП  “Леспром” – пиломатериалы ;

     ИП  “Кондор” – водно-дисперсионные  краски;

     СП  “Дельфа-Буг”  все  для  окон :  карнизы ,  шторы ,  жалюзи ;

     СП   “Белорусская  кофейная  компания” – шоколад  горький ,  молочный,  десертный .

     Находясь  на  белорусско-польской  границе ,  Брест  всегда  испытывал  воздействие  “польского  фактора”  (имеется  в  виду  экономические  и  технические  условия  транзита  через  территорию  Польши ,  пропускная  способность  пограничных  станций  и  переходов  и  т. п.).  В  связи  с  созданием  СЭЗ  “Брест”  польский  фактор  приобретает  новое  значение. Речь  идет  о  возможной  заинтересованности  польского  бизнеса  в  свободной  зоне.  Потенциальной  ее  конкуренции  (или  взаимодействии)   с  беспошлинной  зоной  в  Тереспле .  Несомненно,  существуют  предпосылки  для  сотрудничества  и  взаимодействия  Брестского  и  Тереспольского  узлов  и ,  соответственно,  зон .

     Свободная  экономическая  зона  “Минск”  определена  как  производственная ,  экспортная  и  свободная  таможенная  зона .  Она  занимает  площадь  размером  13,9  кв. км.,  или  6 %  территории  Минска.

     Прединвестиционный  этап  развития  СЭЗ  “Минск”  можно  охарактеризовать  следующим  образом.  По  состоянию  на  1.01.2000 г.  В  качестве  резидентов  свободной  экономической  зоны  “Минск”  зарегистрировано  17  предприятий ,  в  том  числе  12 – с  иностранными  капиталом.  Девять предприятий-резидентов  СЭЗ  получило  данный  статус  в  1998 г. ,  4  объекта – в  первом  полугодии  1999 г.,  4 – в  третьем  квартале  1999 г.     По  итогам  1999 г.  объем  произведенной  продукции  (работ ,  услуг)  составил  2559,7 млрд. руб.  против  173,9 млрд. руб.  по  итогом  1998 г.  Лидерами  по  выпуску  продукции  выступили  СП  “Унибокс”  (производство  кроненпробки)  и  ООО   “Унимод”  (производство  ведущих  мостов).

     Основные  отрасли  специализации  промышленного  производства  СЭЗ “Минск” – лесная,  деревообрабатывающая  и  целюлозно-бумажная  промышленность,  пищевая ,  машиностроение  и  металлообработка,  промышленность  строительных  материалов ,  полиграфическая.

     На  пяти  из  17  предприятий-резидентов  СЭЗ  “Минск” выпуск  продукции  основан  на  исключительном  использовании  местного  сырья.

     Среднесписочная  численность  работников  СЭЗ  увеличилась  с  момента  ее  создания  на  675  человек – со  127  в  1998 г.  до  802  по  итогам  1999 г.  На  1.01.2000 г.  на  территории  свободной  экономической  зоны  “Минск”  создано  237  новых  рабочих  мест.

Страницы: 1, 2, 3