Реферат: Свободные экономические зоны
Глава 2. Роль СЭЗ в развитии экономики.
§ 1. Что
делают СЭЗ для экономики ?
Свободные экономические зоны успешно действуют во всех странах мира .
Они функционируют как в промышленно развитых странах (США, Япония ,
Германия , Англия , Канада и др.) так и в развивающихся . Многолетняя
позитивная практика зарубежных стран по созданию и функционированию
свободных экономических зон свидетельствует об эффективности такого
метода оздоровления экономики .
Уже к середине 90-х годов двадцатого столетия в мире существовало
более 4 тыс. СЭЗ с численностью работающих в них более 3 млн.
человек .
В странах с развитой рыночной экономикой СЭЗ создаются , как правило
, в застойных районах , страдающих безработицей , имеющих недоразвитую
инфраструктуру . Для их создания и развития используется преимущественно
национальный частный капитал и работают они в большинстве своем на
внутренний рынок. В промышленно развитых странах (США , Великобритания)
СЭЗ создавались для реализации региональной политики , направленной на
оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах . В
развивающихся странах в основном ориентированы они на внешний рынок ,
поскольку , только наращивая экспорт , эти страны могут решать задачи
оздоровления национальной экономики . Отсюда вытекает и особенность СЭЗ
– более преференциальный инвестиционный климат государство устанавливает
для иностранных инвесторов .
Вводя на части своей территории особый режим внешнеэкономической деятельности,
страны решают такие задачи, как повышение конкуренто-способности национального
производства, увеличение притока валюты как от экспорта товаров и услуг, так и
в виде иностранных инвестиций, ускоренное освоение производства новых
товаров и услуг. В развитых странах с
по-мощью таких зон упрощается выход национальных фирм на внешние рынки,
увеличивается прибыльность внешнеторговых и связанных с ними
операций. С помощью создания свободных экономических зон того или
иного типа различные государства "третьего мира" пытаются решать
разнообразные по своей природе задачи. В обобщенном виде они могут быть сведены
к следующим целям:
— росту доходов страны в
свободно конвертируемой валюте, расширению экспорта готовой продукции,
рационализации импорта;
—
росту притока иностранного производительного капитала;
— стимулированию
технического развития, изменению структуры производства, ускорению
инновационных и внедренческих процессов;
—
сокращению безработицы;
— подготовке квалифицированных специалистов.
Практика функционирования свободных экономических
соперничества между ними за привлечение иностранного капитала привели
к унификации условий , на которых в зону приглашаются инвесторы .
Каждому типу зон соответствует свой стандартный набор базовых льгот и
стимулов , которые дополняются специальными формами поощрений .
Последние направлены либо на решение конкретных задач (например ,
ускоренное создание транспортной инфраструктуры), либо на стимулирование
отдельных видов деятельности (переработка местного сырья на экспорт ,
банковские услуги и т. п.) , либо на привлечение в зону инвесторов
определенного типа (мелкий или крупный бизнес) .
§ 2. Метод
привлечения инвестиций
Рассмотрим методы привлечения инвестиций на
примере СЭЗ Китая . В настоящее время совершает переход не только к
рыночной экономике, но и к положению мировой сверхдержавы . Китай –
самый большой получатель прямых иностранных капиталовложений среди
развивающихся стран и второй в мире - после Соединенных штатов.
В
ходе реформ , создателем которых является Дэн Сяопин , Китаю постепенно
удалось осуществить плавный переход от стратегии несбалансированного к
стратегии сбалансированного роста .
Реформа началась в деревне . Индустриализация ее предполагала создание
поселково-волостных промышленных предприятий (ПВП) . Каждое вновь
созданное ПВП на 2-3 года освобождалось от налогов , а за
высококачественную либо экспортную продукцию удостаивается налоговых
льгот . В начале 80-х годов экономические преобразования начали
проводиться и в городе , в сфере промышленного производства .
Промышленные предприятия наделялись широкими правами самостоятельной
хозяйственной деятельности .
Составной частью экономических реформ Китая стала ’’политика
открытости’’ (кайфан) . Эта политика привлечения иностранного капитала
в китайскую экономику в виде займов , прямых инвестиций , организации
совместных предприятий с зарубежными партнерами и привлечение капиталов
через специальные экономические зоны . Последние стали создаваться в
конце 70-х годов в приморских регионах Китая .
Первая такая зона была организована в 1979 г. в деревушке Шэньчжень .
Не прошло и десяти лет , как Шэньчжень превратилась в современный
город с населением в два миллиона человек , вобравшего в себя
многочисленные новейшие предприятия с участием иностранного капитала .
Около двух тысяч из них были совместными китайско-иностранными , а 354
– полностью владел зарубежный капитал . Это заводы и фабрики ,
туристические агенства .
Для
улучшение инвестиционных условий создан центр услуг зарубежным
инвесторам и центр содействия инвестициям , которые представляют
комплексные услуги отечественным и зарубежным инвесторам , включая
рассмотрение проектов , консультации по законодательству .
Первыми инвесторами СЭЗ “Шэньчжень” были предприниматели Гонконга ,
Тайваня , Южной Кореи и Японии . В начале 1999 года в зоне насчитывалось
13 тысяч предприятий различных инвесторов из 60 стран мира . Их
капиталовложения превышают 10 млрд. долларов. Вслед за “Шэньчженем”
были созданы и другие специальные экономические зоны .
Важным стимулом для притока капитала в СЭЗ является намного более
низкая , чем в целом по Китаю , ставка налогообложения , равная 15 %
прибыли . Сняты налоги на экспорт и его лицензирование . Способствует
притоку иностранных капиталов в зону и свободный валютный режим .
Первыми СЭЗ Китая были сделаны первые шаги к открытости экономики
этой страны . Однако реформатор Дэн Сяонин разработал концепцию
многоступенчатой открытости , суть которой в максимальном использовании
конкретных условий и ресурсов различных регионов страны . В результате
на втором плане был создан еще один тип специальных экономических зон
– приморские открытые зоны . Территория этих зон относится к
сельскохозяйственным районам , и создание там льготного инвестиционного
режима говорит о том , что власти Китая переносят политику “открытых
дверей” из городских районов в сельские . Следует заметить , что
капитал направляется не только но развитие сельского хозяйства , но и
на развитие туризма и сферы услуг .
Чтобы привлечь инвестиционный капитал в зону комплексного назначения
на острове Хайнань , была разработана и представлена в пользу
инвесторов целая система скидок :
-
при аренде горных и неосвоенных участков (5-10 %) ;
-
при осуществлении высокотехнологических проектов (5-10 %) ;
-
при строительстве транспортной инфраструктуры , угольных шахт ,
электростанций , водохранилищ , учреждений образования и культуры (10-15
%) ;
-
при осуществлении сельскохозяйственных проектов и аренде горных
и неосвоенных участков (10-15 %) ;
-
инвесторам китайской диаспоры предоставляются дополнительные льготы
.
В
поощрении и привлечении отечественных и зарубежных инвесторов местные
организации на уровне провинций , городов , уездов и Комитета по
управлению зоны вырабатывают , помимо правительственных , дополнительные
льготы . Рассмотрим эти льготы на примере китайского города Харбина ,
где предприятия в зоне освоения новых высоких технологий уже с даты
аккредитации полностью освобождаются от подоходного налога на 3 года ,
а затем в последующие 3 года платят половину налога (по тарифу 7,5
%) . После истечения указанного шестилетнего срока , т. е. с седьмого
года , платят подоходный налог полностью (по тарифу 15 %) . А
предприятия , более половины валовой продукции которых идет на экспорт
, оплачивают налог по тарифу 10 % (после получения утверждения
местного налогового бюро) .
СЭЗ
и открытость экономики обеспечивают в Китай постоянный приток
иностранных инвестиций . К концу первого полугодия 1998 года в стране
зарегистрировано 91166 новых совместных предприятий с общим объемом
инвестиций 28,9 млрд. долл. , на начало 1999 года общий объем
иностранных инвестиций составил 770,8 млрд. долларов [4.
С.150].
Глава
3. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь. СЭЗ “Могилев”.
В Республике Беларусь практика СЭЗ началась со
второй половины 90-х
годов. Создание свободных экономических зон рассматривается в нашей
республике как важное звено в реализации принципов открытой экономики
государства. Их функционирование связывается с либерализацией и
активизацией внешнеэкономической деятельности.
Законодательными основами для
создания СЭЗ явились:
• Указ Президента Республики
Беларусь от 20 марта 1996 г. № 114 «О свобо- дных экономических зонах на
территории Республики Беларусь» . Этим же Указом была создана первая СЭЗ
«Брест»;
• Постановление Совета
Министров Республики Беларусь от 23 октября 1997 № 1415 «О концепции
организации свободных (специальных) экономических зон на территории
Республики Беларусь», в котором были конкретизированы принципы, цели и
задачи, вопросы обоснованности создания СЭЗ на белорусской земле;
• Закон Республики Беларусь «О
свободных экономических зонах» от 7 декабря 1998 г.
Создание свободных экономических
зон в Республике Беларусь определяется:
• необходимостью
перестройки структуры производства в целях интеграции экономики
государства в систему мирового хозяйства Беларуси в центре Европы , что
вызывает интерес зарубежных инвесторов при освоении рынка СНГ;
• особенностями экономики
страны (высокий потенциал обрабатывающей промышленности и квалификации
трудовых ресурсов , что делает возможной ориентацию производства на экспорт
; недостаточность природных ресурсов).
Цели и задачи создания СЭЗ в Республике Беларусь:
• увеличение притока иностранных
инвестиций, улучшение инвестиционно-го климата и привлечение стратегических
инвесторов;
• обеспечение дополнительных
благоприятных условий для привлечения но-вых и высоких технологий,
передового зарубежного опыта;
• содействие международной
интеграции и сотрудничеству;
• стимулирование экспорта и
импортозамещающих производств;
• создание новых рабочих мест,
повышение загрузки имеющихся производ-ственных мощностей;
• развитие и расширение сферы
работ и услуг;
• развитие инфраструктуры
территорий , эффективное использование име-ющихся;
• получение практических результатов функционирования СЭЗ в целях даль-нейшего
их использования для проведения реформ в республике .
С апреля 2002 г. в
Беларуси действуют уже 6 свободных экономических зон в Бресте, Минске,
Гомеле, Витебске, Могилеве, Гродно
Все шесть свободные экономические зоны Республики Беларусь являются
комплексными , что проявляется в выполнении производственной , экспортной
и таможенной функций . Вместе с тем для СЭЗ “Брест” определены
специфические функции: туристическо-рекреационные , страховые , банковские
и иные виды деятельности .
Каждая из белорусских СЭЗ имеет отличительные
черты. Брестская свобод-ная экономическая зона была образована на чистой
территории, при отсутствии привлекательных стартовых условий для
резидентов. Повышенный интерес к СЭЗ "Брест" проявляют
преимущественно представители малого и среднего бизнеса (зарубежного и
отечественного). При этом превалируют проекты в та-ких отраслях, как
торговля, строительные материалы, лекарственные средства и деревообрабатывающая
промышленность [5.
С.21].
Минская свободная экономическая зона более обеспечена с позиций развития
инфраструктуры, коммуникаций, большого количества пока не задействованных
производственных площадей. Важнейшая задача ее функционирования - создание
и развитие экспорто-ориентированных производств, основанных на новых и высоких
технологиях.
Гомельская свободная экономическая зона,
образованная на базе научно-производственного объединения "Ратон",
основывается на высокотехнологическом производстве. Отличительной чертой
ее функционирования является привлечение инвестиций в инновационную
сферу. Реализация этого проекта позволит привлечь инвестиции в наукоемкие
и высокотехнологические отрасли .
СЭЗ “Брест” – была создана Указом Президента № 114 в марте 1996 г.
Указом предусматривалось обеспечение благоприятных условий для
экономического развития регионов Республики Беларусь , привлечение
зарубежных инвестиций , создание новых рабочих мест , ускорение
научно-технического прогресса , развитие торгово-экономического
сотрудничество с другими государствами .
Основные направления деятельности предприятий
зоны в разрезе областей промышленности – это лесная и
деревообрабатывающая промышленность, машиностроение и металлообработка,
промышленность строительных материалов, пищевая, мукомольно-крупяная и
комбикормовая отрасли, прочие промышленные производства.
Производственная деятельность зоны связана также с оказанием
транспортных и строительных услуг, производством продукции сельского
хозяйства , торгово-закупочной деятельностью . Расширение видов
деятельности СЭЗ обусловлено комплексным характером ее функций -
промышленной, свободной таможенной, банковской, страховой,
туристско-рекреационой.
На начало 1999 г. статус резидента свободной экономической зоны
“Брест” получили 45 субъектов хозяйствования , в том числе 12
иностранных фирм и 9 совместных предприятий.
Объем заявленных инвестиций составил: 1063 тыс. немецких марок , 900
тыс. долларов США, 2,4млрд. белорусских рублей. Из зарубежных
инвесторов лидируют инвесторы Германии (60 % от заявленных инвестиций)
, Италия – 18 %, Польша – 3 %, Чехия – 2 %.
Основной удельный вес занимают инвестиции в развитие транспортных
услуг (36 % от общего объема), производство мебели и изделий из
древесины (18 %) , в изготовление лекарственных средств (16 %),
остальные – это выпуск товаров народного потребления и
сельскохозяйственной продукции , а также строительства , маркетинговые и
другие виды услуг.
Число занятых на данных предприятиях превышает 700 человек.
Резиденты СЭЗ “Брест” производят :
ПКФ “Никор” ООО – пиломатериалы ,столярные изделия;
ИП “АГ – МАР –БЕЛ2” – корпусную мебель ;
ИП “Леспром” – пиломатериалы ;
ИП “Кондор” – водно-дисперсионные краски;
СП “Дельфа-Буг” все для окон : карнизы , шторы , жалюзи ;
СП “Белорусская кофейная компания” – шоколад горький , молочный,
десертный .
Находясь на белорусско-польской границе , Брест всегда испытывал
воздействие “польского фактора” (имеется в виду экономические и
технические условия транзита через территорию Польши , пропускная
способность пограничных станций и переходов и т. п.). В связи с
созданием СЭЗ “Брест” польский фактор приобретает новое значение. Речь
идет о возможной заинтересованности польского бизнеса в свободной
зоне. Потенциальной ее конкуренции (или взаимодействии) с беспошлинной
зоной в Тереспле . Несомненно, существуют предпосылки для
сотрудничества и взаимодействия Брестского и Тереспольского узлов и ,
соответственно, зон .
Свободная экономическая зона “Минск” определена как производственная ,
экспортная и свободная таможенная зона . Она занимает площадь размером
13,9 кв. км., или 6 % территории Минска.
Прединвестиционный этап развития СЭЗ “Минск”
можно охарактеризовать следующим образом. По состоянию на 1.01.2000 г.
В качестве резидентов свободной экономической зоны “Минск”
зарегистрировано 17 предприятий , в том числе 12 – с иностранными
капиталом. Девять предприятий-резидентов СЭЗ получило данный статус в
1998 г. , 4 объекта – в первом полугодии 1999 г., 4 – в третьем
квартале 1999 г. По итогам 1999 г. объем произведенной продукции
(работ , услуг) составил 2559,7 млрд. руб. против 173,9 млрд. руб. по
итогом 1998 г. Лидерами по выпуску продукции выступили СП “Унибокс”
(производство кроненпробки) и ООО “Унимод” (производство ведущих
мостов).
Основные отрасли специализации промышленного
производства СЭЗ “Минск” – лесная, деревообрабатывающая и
целюлозно-бумажная промышленность, пищевая , машиностроение и
металлообработка, промышленность строительных материалов , полиграфическая.
На пяти из 17 предприятий-резидентов СЭЗ
“Минск” выпуск продукции основан на исключительном использовании
местного сырья.
Среднесписочная численность работников СЭЗ
увеличилась с момента ее создания на 675 человек – со 127 в 1998 г.
до 802 по итогам 1999 г. На 1.01.2000 г. на территории свободной
экономической зоны “Минск” создано 237 новых рабочих мест.
Страницы: 1, 2, 3
|