рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Стилистически окрашенная лексика рефераты

— Мамаша! Это глупо! Перестаньте по полу елозить! (...)

— Парфеша! Не входил он в кабинет, — робко говорила мамаша, — прямо к крану прошел.

— Больше никого не было? А вчера кто был?

— И вчера никого не было! Только вы заходили, и больше никого.

И друг мой вдруг выпучил на меня глаза.

— Позвольте, — сказал я с достоинством.

— Ах! И до чего же вы обидчивые, эти интеллигенты! — вскричал друг. — Не думаю же я, что это вы сперли.

И тут же понесся смотреть, к какому крану проходил  водопроводчик. При этом мамаша изображала водопроводчика и даже подражала его интонациям. Старушка пошла, подражая водопроводчику, в кухню, друг мой устремился за нею, я сделал одно ложное движение, якобы за ними, тотчас свернул в кабинет, положил браунинг не в левый, а в правый ящик стола и отправился в кухню. (...) Ликвидировав висевший на моей совести вопрос с револьвером, я сделал шаг, который можно назвать рискованным, — бросил службу в “Вестнике пароходства”.

М. Булгаков. Театральный роман.

Задание 1. Найдите в тексте функционально-стилистически и эмоционально-оценочно окрашенную лексику.

Задание 2. Определите виды стилистической окраски.

1. — Толстому подражаете, — сказал Рудольфи.

Я рассердился.

— Кому именно из Толстых? — спросил я. — Их было много... Алексею ли Констинтинычу, известному писателю, Петру ли Андреичу, поймавшему за границей царевича Алексея, нумизмату ли Ивану Ивановичу или Льву Николаевичу?

— Вы где учились?

Тут приходится открыть маленькую тайну. Дело в том, что я окончил в университете два факультета и скрывал это.

— Окончил церковноприходскую школу, — сказал я, кашлянув.

— Вот как! — сказал Рудольфи, и улыбка тронула слегка его губы. (...) Бога ради, ... я просто так, — и добавил: — Интересно, человек окончил приходскую школу, бреется каждый день и лежит на полу возле керосинки (устно-разг.). Вы — трудный человек! Ваш роман Главлит (устно-разг.) не пропустит, и никто его не напечатает. Его не примут ни в “Зорях”, ни в “Рассвете”. (...) И тем не менее я этот роман у вас беру... (сердце мое сделало перебой) и заплачу вам (тут он назвал чудовищно (устно-разг.) маленькую сумму, забыл какую) за лист. Завтра он будет перепечатан на машинке.

— В нем четыреста страниц! — воскрикнул я хрипло.

— Я разниму его на части, — железным голосом говорил Рудольфи. — Переписка за ваш счет... затем: надо будет вычеркнуть три слова — на странице первой, семьдесят первой и триста второй.

Я заглянул в тетради и увидел, что первое слово было “Апокалипсис”, второе — “архангелы” и третье — “дьявол”.

2. Украсть не трудно. На место положить — вот в чем штука. Имея в кармане браунинг в кобуре, я приехал к моему другу. Сердце мое екнуло, когда еще сквозь дверь я услыхал (разг. форма) его крики:

Мамаша (прост.)! А еще кто?

Глухо слышался голос старушки (ласк.), его матери:

— Водопроводчик...

— Что случилось? — спросил я, снимая пальто.

Друг оглянулся и шепнул:

— Револьвер сперли (грубо-прост.), сегодня... Вот гады (бран.)...

Старушка-мамаша носилась по всей маленькой квартире, ползала по полу в коридоре, заглядывая в какие-то корзины.

Мамаша! Это глупо! Перестаньте по полу елозить! (...)

Парфеша (ласк.)! Не входил он в кабинет, — робко говорила мамаша, — прямо к крану прошел.

— Больше никого не было? А вчера кто был?

— И вчера никого не было! Только вы заходили, и больше никого.

И друг мой вдруг выпучил (разг.) на меня глаза.

— Позвольте, — сказал я с достоинством.

— Ах! И до чего же вы обидчивые, эти интеллигенты! — вскричал друг. — Не думаю же я, что это вы сперли.

И тут же понесся смотреть, к какому крану проходил  водопроводчик. При этом мамаша изображала водопроводчика и даже подражала его интонациям. Старушка пошла, подражая водопроводчику, в кухню, друг мой устремился за нею, я сделал одно ложное движение, якобы за ними, тотчас свернул в кабинет, положил браунинг не в левый, а в правый ящик стола и отправился в кухню. (...) Ликвидировав висевший на моей совести вопрос с револьвером, я сделал шаг, который можно назвать рискованным, — бросил службу в “Вестнике (книжн.) пароходства”.

М. Булгаков. Театральный роман.

Прочитайте текст 10

Журналист: Какие должны быть глаза у идеального политического лидера?

1-я женщина: Ну, честные глаза. Нет, этот мне не нравится. Наивные все-таки глаза. Ну, это лучше, чем бегающие глаза, но все-таки мне кажется, он нереально смотрит на наш мир.

2-я женщина: Ну, очень волевой такой взгляд, на самом деле. Да, вот, может быть, его глаза тоже очень бы подошли.

1-ый мужчина: Это грустные глаза. Я бы считал, что у политического деятеля должны быть веселенькие и лукавые. Вот это уже лучше.

2-ой мужчина: Нет, это, вы знаете, скорее взгляд не политика, а взгляд покорителя женских сердец. Но, как говорят, если человек может управлять женщиной, может управлять государством. Глаза должны быть, во-первых, незамутненные как алкоголем, так и лишними мыслями. Человек должен четко видеть перед собой перспективу. О, это уже лучше.

3-я женщина: Очень нежные и добрые глаза — это для спутника жизни. Я думаю, что это должны быть глаза глубокие, большие глаза, в общем-то с большими бровями. Что-то в них немножко есть.

Журналист: То есть вот его прямо и возьмем.

3-я женщина: Правда, вот брови не совсем в порядке. Я бы их немножечко подкорректировала, потому что они, в общем-то, у него не в порядке, смотрят в разные стороны, сделала бы одной линией, но оставила ту же самую густоту.

Журналист: Теперь, к этим глазам, какой нос подойдет?

2-ой мужчина: Вы знаете, мне кажется, у политика нос должен быть как у всех. Но чуть-чуть другой, чуть-чуть лучше. Ну, если хороший человек, то хороший нос должен быть. Чем больше, тем лучше.

Журналист: Усов не должно быть, да?

3-я женщина: Да, я считаю, что да. Усы, в общем-то, собирают микробы в большом количестве. Да, вот этот рот мне нравится очень. Конечно.

Фонограмма передачи “Пресс-клуб”.

Задание 1. Распределите по группам нейтральную, разговорную и книжную лексику.

Журналист: Какие должны быть глаза у идеального политического лидера?

1-я женщина: Ну, честные глаза. Нет, этот мне не нравится. Наивные все-таки глаза. Ну, это лучше, чем бегающие глаза, но все-таки мне кажется, он нереально смотрит на наш мир.

2-я женщина: Ну, очень волевой такой взгляд, на самом деле. Да, вот, может быть, его глаза тоже очень бы подошли.

1-ый мужчина: Это грустные глаза. Я бы считал, что у политического деятеля должны быть веселенькие и лукавые. Вот это уже лучше.

2-ой мужчина: Нет, это, вы знаете, скорее взгляд не политика, а взгляд покорителя женских сердец. Но, как говорят, если человек может управлять женщиной, может управлять государством. Глаза должны быть, во-первых, незамутненные как алкоголем, так и лишними мыслями. Человек должен четко видеть перед собой перспективу. О, это уже лучше.

3-я женщина: Очень нежные и добрые глаза — это для спутника жизни. Я думаю, что это должны быть глаза глубокие, большие глаза, в общем-то с большими бровями. Что-то в них немножко есть.

Журналист: То есть вот его прямо и возьмем.

3-я женщина: Правда, вот брови не совсем в порядке. Я бы их немножечко подкорректировала, потому что они, в общем-то, у него не в порядке, смотрят в разные стороны, сделала бы одной линией, но оставила ту же самую густоту.

Журналист: Теперь, к этим глазам, какой нос подойдет?

2-ой мужчина: Вы знаете, мне кажется, у политика нос должен быть как у всех. Но чуть-чуть другой, чуть-чуть лучше. Ну, если хороший человек, то хороший нос должен быть. Чем больше, тем лучше.

Журналист: Усов не должно быть, да?

3-я женщина: Да, я считаю, что да. Усы, в общем-то, собирают микробы в большом количестве. Да, вот этот рот мне нравится очень. Конечно.

Прим.Разговорная лексика выделена жирным шрифтом, книжная – курсивом.

Задание 2. Определите признаки разговорных лексических единиц.

В разговорной лексике встречается неоправданно большое количество вводных слов и слов-паразитов: «ну», «в общем-то». Также часто употребляются уменшительные формы слов – «веселенький», «немножечко».

Прочитайте текст 11

— Данилов, и вы тут?

Данилов обернулся. Кудасов стоял перед ним.

— Я не за себя, — сказал Данилов.

— Номер-то у вас какой?

— У меня никакого...

— Ну а у того, вместо кого вы? Если не секрет...

— Сейчас посмотрю, — сказал Данилов, — у меня где-то есть бумажка... Двести семнадцатый, что ли...

— Я чуть впереди, — сказал Кудасов. — Это вы за Клавдию Петровну, наверное?..

— Да...

— Вы номер-то на ладони чернилами напишите.

— Зачем на ладони?

— Ну как же... Для верности... Здесь все так делают... Вот мою ручку возьмите... Чернила хорошие.

Данилов поневоле вывел на ладони 217, ручку вернул с благодарностью, сказал:

— Давно я не писал номеров на ладони.

— А то как же!.. Здесь ведь такая публика — палец в рот не клади! Я вот на двух написал — на одной арабскими, на другой — римскими, да и покрупней, чем вы.

Было душно, и Данилов распахнул пальто.

— Ба, да у вас у самого ручка-то есть, — сказал тут же Кудасов, углядев известный нам индикатор.

— Она не пишет, — поспешно сказал Данилов.

— Шведская?

— Шведская, — согласился Данилов.

— Кабы заглянуть...

— Да, пожалуйста, — жалобно сказал Данилов.

— Умеют же, — сказал Кудасов, вращая индикатор.

— Умеют, — вздохнул Данилов.

— Но, видно, дешевая она...

— Недорогая...

— А вот умеют...

В. Орлов. Альтист Данилов.

Задание 1. Определите, к какому стилистическому пласту относится по преимуществу лексика текста.

Лексика текста преимущественно относится к литературно-разговорной речи (что позволяет отнести участников диалога к представителям интеллигенции), хотя встречается просторечие («кабы», «углядев»).

Задание 2. Составьте краткую информативного характера заметку, по возможности сохраняя специфику речи персонажей.

Данилов и Кудасов случайно встретились в очереди. Кудасов высказал удивление, но Данилов признался, что он стоит не за себя, а за Клавдию Даниловну.

— Вы номер-то на ладони чернилами напишите, - посоветовал Кудасов. – Для верности… Здесь все так делают... Вот мою ручку возьмите...

Данилов поневоле вывел на ладони 217.

— А то как же!.. Здесь ведь такая публика — палец в рот не клади!

Данилов распахнул пальто, и Кудасов случайно увидел индикатор:

—Ба, да у вас у самого ручка-то есть... Кабы заглянуть…

—Да, пожалуйста, - жалобно сказал Данилов.

— Умеют же, — сказал Кудасов, вращая индикатор.

Прочитайте текст 12

Революционный слом модели социального развития России, на первом этапе названный “перестройкой”, начался с того, что пресса сбросила намордник цензуры.

Какова же сегодня схема взаимоотношений прессы и влас­ти в российском обществе? Называя прессу “четвертой властью”, российские власти вспоминают о ее проблемах лишь в канун больших государственных кампаний.

Известно, что Авраам Линкольн, отвечая на вопрос, что важнее — свободная пресса или свободные выборы, заявил: “Свободная пресса. Ибо без нее не может быть свободных выборов”. Теоретически все согласны с этой формулировкой. А практически все убеждены, что прессе надо платить, и тогда она будет “петь те песни, которые ей закажут”.

С одной стороны, это знамение времени, родившего поговорку, что сегодня только здороваются бесплатно. А с другой стороны, не забыты те времена, когда власть только отдавала указания журналистам, — и они работали на выборы и другие кампании. И хотя мы сегодня живем в другом обществе, над многими политиками и бизнесменами довлеет груз старых представлений.

Только формы давления теперь другие — не идеоло­гизированные, а чисто экономические. Пресса, аги­ти­ровавшая за вступление в рынок, одной из первых ощутила на себе негативные последствия нашей переходной экономики. Когда инфляция за месяц сжирает деньги, рассчитанные на полгода. Надо любой ценой отстаивать свои права, добиваться экономической независимости, без которой слова о свободе являются пустым звуком. Потому что в противном случае пресса станет кривым зеркалом, искажающим представления об общест­­ве, его ценностях. Это может извратить главное демократическое завоевание — свободу.

Эхо планеты. 1995. Июль.

Задание 1. Выделите книжные стилистически окрашенные слова и фразеологизмы.

Революционный слом модели социального развития России, на первом этапе названный “перестройкой”, начался с того, что пресса сбросила намордник цензуры.

Какова же сегодня схема взаимоотношений прессы и власти в российском обществе? Называя прессучетвертой властью”, российские власти вспоминают о ее проблемах лишь в канун больших государственных кампаний.

Известно, что Авраам Линкольн, отвечая на вопрос, что важнее — свободная пресса или свободные выборы, заявил: “Свободная пресса. Ибо без нее не может быть свободных выборов”. Теоретически все согласны с этой формулировкой. А практически все убеждены, что прессе надо платить, и тогда она будет “петь те песни, которые ей закажут”.

С одной стороны, это знамение времени, родившего поговорку, что сегодня только здороваются бесплатно. А с другой стороны, не забыты те времена, когда власть только отдавала указания журналистам, — и они работали на выборы и другие кампании. И хотя мы сегодня живем в другом обществе, над многими политиками и бизнесменами довлеет груз старых представлений.

Только формы давления теперь другие — не идеологизированные, а чисто экономические. Пресса, агитировавшая за вступление в рынок, одной из первых ощутила на себе негативные последствия нашей переходной экономики. Когда инфляция за месяц сжирает деньги, рассчитанные на полгода, надо любой ценой отстаивать свои права, добиваться экономической независимости, без которой слова о свободе являются пустым звуком. Потому что в противном случае пресса станет кривым зеркалом, искажающим представления об обществе, его ценностях. Это может извратить главное демократическое завоевание — свободу.

Задание 2. Найдите и распределите по группам публицистическую, научную и разговорную речь.

Публицистическая: революционный, слом модели, социальное развитие, на первом этапе, «перестройка», пресса, цензура, схема взаимоотношений, власти, «четвертая власть», в канун, кампания, выборы, ибо, убежден, знамение времени, довлеть, идеологизированный, экономический, агитировать, рынок (в знач. «рыночная экономика»), негативный, независимость, искажать, ценности, демократическое завоевание.

Научная: теоретически, формулировка, практически, экономика, инфляция.

Разговорная: чисто (в знач. «только», «полностью»), пустой звук, сжирать.

Прочитайте текст 13

Снова мы блуждали по эфиру, слушали голоса городов и станций... На земле стояла ночь, и утро, и полдень, и все это было одновременно. И вдруг отлично отработанный, мягкий мужской голос, долетевший, наверно, из какого-нибудь концертного зала Парижа или Тулузы, произнес: “Там, внизу, у людей, — говорит Заратустра, — все слова напрасны...” Шла французская лекция о Ницше. А когда француз, прямо-таки захлебываясь от восторга, говорит в 1937 году о Ницше — это, конечно, что-то прямо относящееся к войне.

Немца я бы слушать не стал. Но вот то, что француз — любезнейший, обаятельнейший, с отлично поставленной дикцией, с голосом гибким и певучим (как, например, тонко звучали в нем веселый смех, и косая усмешечка, и печальное светлое раздумье, и скорбное, чуть презрительное всепонимание), — так вот что этот самый французский оратор, еще, чего доброго, член академии или писатель-эссеист, не говорит, прямо-таки заливается, закатывая глаза, о Ницше, что все это, повторяю опять и опять, происходит летом 1937 года — вот это было по-настоящему любопытно, значительно и даже страшновато. Но сколько я ни слушал, ничего особенного поймать не мог. Шла обыкновенная болтовня, и до гитлеровских вывертов, выводов и обобщений было еще очень и очень далеко. И вдруг я уловил что-то очень мне знакомое — речь шла о мече и огне. Правда, все это — огонь и меч — было еще и не посылка и не выводы, а попросту художественный строй речи — эпитеты и сравнения. Но я уже понимал, что к чему. “Дюрер, — сказал француз, — в одной из своих гравюр изобразил Бога-Слово на троне. Из уст его исходит огненный меч — вот таким мечом и было слово Ницше. Он шел по этому миру скверны и немощи, как меч и пламя. Он был великим дезинфектором, ибо ненавидел все уродливое, страдающее, болезненное и злое, ибо знал — уродство и есть зло. В этом и заключалась его любовь к людям”.

И тут сладкозвучный голос в приемничке вдруг поднялся до высшего предела и зарыдал.

«“Так послушайте же молитву Ницше, — крикнул француз. — Послушайте, и вы поймете, до какой истеричной любви к людям может дойти человеческое сердце, посвятившее себя исканию истины. Что может быть для философа дороже разума, а вот о чем молит Ницше: “Пошлите мне, небеса, безумие! Пошлите мне бред и судороги! Внезапный свет и внезапную тьму! Такой холод и такой жар, которые не испытал никто! Пытайте меня страхом и призраками. Пусть я ползаю на брюхе, как скотина, но дайте мне поверить в свои силы! Но докажите мне, что вы приблизили меня к себе! Но нет, при чем тут вы? Одно безумье может доказать мне это!...” Слышите ли? — взвизгнул приемник. — Слышите ли вы, люди, эту мольбу? Из-за вас мудрец отказывается от своего разума. Вы слышите, как бьется его живое обнаженное серд­це. Еще секунда и оно разлетится на части..?»

Снова наступило молчание, и потом голос сказал печально и обыденно: “И Бог услышал его просьбу — он сошел с ума”.

Ю. Домбровский. Хранитель древностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4