Реферат: Синкретизм образов солярных богов и божеств в образах: орёл, конь и олень у якутов
Помимо описания похорон
скифского царя Геродотом, имеются археологические материалы погребений
скифо-сакских курганов от Сибири до Причерноморья. Особенно знамениты пазырыкские
курганы в Горном Алтае. Возможно, что появление скифо-сакской культуры в Южной
Сибири (Горном Алтае) относится ко второй половине VIII - VII вв. до н.э.[114]
Пазырыкские курганы
скифов - это поистине грандиозные сооружения. Глубина могильной ямы,
ориентированная по сторонам света, достигала более 6 м, площадь - в среднем
около 40 м2. Внутри ямы делался сруб из толстых брёвен с одинарными
или двойными стенами. Сруб ставился на пол из толстых плах. Бревенчатый потолок
при двустенной камере делался двойным. Он покрывался берестяными полотнищами и
сверху засыпался грунтом. Берестой, в некоторых случаях полосками оклеивали
колоды-саркофаги. Над могилой делали насыпь высотой от 1,75 до 3,75 м,
площадью от 24 до 58 м.[115]
В ходе работ
археологических экспедиций 1980-1990-х годов на территории Горного Алтая были
исследованы памятники позднескифского (Шибинского) этапа пазырыкской культуры
(могильники: Бике I, Айрыдаш III, Ороктой, Ороктой-Экэ, Усть-Эдиган и
др.). На основе данных планиграфического и сравнительного анализа наблюдения
над погребальной обрядностью был систематизирован археологический комплекс
позднескифского времени Горного Алтая и были представлены решения вопроса о
возможности генетической преемственности пазырыкской и булан-кобинской культур.
В результате
сравнительного анализа обеих культур, ещё раз подтверждён вывод Д.Г. Савинова,
Ю.Т. Мамадаева и других исследователей, что булан-кобинская культура
сформировалась на местной, т.е. пазырыкской основе. Пазырыкское население
продолжало жить на территории Горного Алтая вплоть до рубежа эр. В эволюции
погребального комплекса пазырыкской культуры на Шибинском этапе (III-I вв. до н.э.) присутствуют элементы старой скифской и новой
хунно-сарматской культур.
Изменения в погребальной
обрядности ранних кочевников в сторону упрощения надмогильных и внутренних
сооружений, а также расположения умерших и сопроводительных захоронений коня и
инвентаря, начавшееся ещё в раннескифское время было результатом как внутренней
эволюции так и внешних импульсов. Предположительная датировка позднего этапа
таштыкской археологической культуры VI в.[116]
Политические события в Центральной Азии на рубеже II-I вв. до н.э. не
привели её культуру к полному исчезновению. Она вступила на качественно новую
ступень и продолжила своё дальнейшее развитие в булан-кобинской культуре
гунно-сарматского облика.[117]
Многие исследователи
кочевнических культур евразийских степей обратили внимание на сходство и даже
идентичность многих элементов таштыкской (I в. до н.э. - V в. н.э.) и
забайкальской (хуннской) культур, особенно в обряде захоронения. Это - наличие
в могильных ямах срубов, в которых помещались колоды. На поверхности -
невысокие надмогильные сооружения.[118]
Более того, анализ всего комплекса этнокультур кочевников (от хуннского времени
до эпохи средневековья), показывает, что их генезис восходит к культуре ранних
кочевников. Когда же после скифо-сакских и хунно-сарматских племён в степях
появились тюрки, консервативный погребальный обряд во многом не изменился.
Аналогичное внутреннее устройство могил - внутреннее перекрытие (навес над
покойником) прослеживается в погребениях алтайских тюрков VI-VIII вв.[119]
Конечно, конструктивные
детали надмогильных сооружений у самих саков и у древних тюрков были различны.
Так например, погребения среднего пазырыкского этапа на Алтае (VI- начало II в. до н.э.) различаются деталями погребального обряда и
инвентаря.[120]
Тем более это касается скифо-сакских курганов на всём протяжении степей от
Центральной Азии до Причерноморья. Внешний вид курганных насыпей ранних
кочевников на грунтовой поверхности в зависимости от ландшафта сооружался из
разного материала: в Причерноморье - из земли, в Горном Алтае - из камня.
Данные различия в надмогильном сооружении произошли без видимых изменений в
идеологии. Это как раз тот случай, когда различия в приёмах захоронения не
означала изменения в идеологии. Погребальный обряд в Степи во многом сохранялся
и в последующие периоды. В эпоху средневековья погребальный обряд кочевников,
обитавших на всей территории от предгорий Алтая до Дуная, в определённом смысле даже поражает необычайным единообразием.[121]
В новых природно-географических
условиях, в зоне вечной мерзлоты и северной тайги, потомки переселенцев с “юга”
- якуты - возводили вместо огромных надмогильных земляных или каменных насыпей,
деревянные двускатные сооружения, окруженные деревянными столбами. Деревянное
надмогильное сооружение является, пожалуй, единственным принципиальным отличием
в погребальной конструкции между саха, древними тюрками и саками.[122]
Погребальная камера у
знатных скифов, древних тюрков и саха по внешнему виду из себя представляла дом
с четырьмя стенами с крышей и бревенчатым полом; это тоже жилище, но для
усопшего. В религиозных представлениях древних саха, на востоке находился верхний
мир, и там зарождалась душа. Поэтому умерших ориентировали так, чтобы
лицо смотрело в сторону восхода солнца. Аналогичное положение умерших в могилах
прослеживается у скифов и у некоторых тюркских племён.[123]
В погребальном сооружении
лошадь находилась с умершим хозяином, её хоронили в соседней камере или за
пределами, но рядом с могилой. Общая композиция скифо-тюркской могилы - курган
со столбами, обращёнными к небу, - также имеет сходство с могилами с древними
индийцами. Она фрагментарно описана в «Ригведе» и называется “домом Ямы”, в
котором покойный и умершие предки вместе прикованы к столбу, через который они
осуществляют связь с небом.[124]
Тюркоязычные предки
якутов, переселившись в бассейн Средней Лены оказались в новых
природно-климатических условиях. По всей видимости, данное переселение было
вынужденным, иначе как объяснить, почему они обосновались в местах, где “мороз,
выжимает слезы из глаз”. В солярном мифе конь, воплощающий лето, борется
с быком, воплощающим зиму. Повествование вызывает симпатии якутов к гордому
коню, но бык одерживает победу. Печальное завершение предания
объясняет для якута почему зима становится длиннее лета.[125]
В знаковой символике мировое
дерево изображается в виде коновязного столба, который в архетипе
соответствует фаллосу белого жеребца, оплодотворяющего и
тем самым зарождающего новую жизнь. Конь как воплощение Юрюнг Айыы Тойна
символизировал творческое начало.
* * *
Рассматриваемые солярные
образы у саха соотносятся с различными частями мирового дерева.
*
Реконструируемый
образ мифологического оленя - “солнечного божества” в знаковой символике
соответствовал верхней части мирового дерева. На его рогах - ветвях-небесных
ярусах - располагались души, ещё не родившихся в среднем мире.
*
Божественный орёл
- повелитель солнца - в основном ассоциируется с вершиной мирового дерева.
Орёл, т.е. птица и душа, составляли один архетип. В образе птицы душа
переносится из верхнего мира в средний, где она обретает новую
жизнь.
*
Ритуальный конь
и мировое дерево входят в единый комплекс мифологических представлений.
В знаковой символике мировое дерево изображается в виде коновязного
столба, а в архетипе соответствует фаллосу белого жеребца,
оплодотворяющего и тем самым зарождающего новую жизнь.
Солярные образы в виде оленя,
орла и коня у народа саха, сохранившиеся в эпосе олонхо в
основном, по-видимому, являются наследием тюркоязычных племён, поскольку
почитание культа айыы связывают с этими племенами.
[1] Окладников. Указ. соч. С.257-258.
[2] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь первая.
С.10.
[3] Там же, С.11.
[4] Лелеков Л.А. (Москва). Ахурамaзда. -
С.77. //Мифологический словарь /Гл.ред. Е.М. Мелетинский. - М.: Сов.
энциклопедия, 1991. - 736 с. С.77; Щербаков В.И. Где жили герои
эддических мифов? (Новое в жизни, науке, технике. Сер.”Знак вопроса”; № 9)
- М.: Знание, 1989. - 48 с. С.42; Щербаков В.И. Как был открыт город
богов. - С.37-61. //Книга тайн. Сб. /Предисл., выбор и обзорные В.
Щербакова. Художник К. Панцулая. - М.: Общество по изучению тайн и загадок
Земли, 1991. - 304 с., ил. С.54; Терапиано Ю. Маздеизм. - М.:
“Сфера” РТО, 1992. - 112 с. С.15.
[5] См.: Гоголев. Якуты. С.21.
[6]
Линденау. Указ. соч. С.45; См.: Гоголев. Якуты. С.21; Гоголев.
Эпико-мифологический мир саха. С.13.
[7] Романова. “Люди солнечных лучей с поводьями
за спиной”. С.104.
[8] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь первая.
С.22.
[9]
Там же.
С.24.
[10] Ястремский. Указ. соч. С.198; Сагалаев
А.М. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип. - Новосибирск:
Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 155 с. С.72-73.
[11] Сагалаев. Указ. соч. С.73.
[12] Там же. С. 61, 35.
[13] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь вторая.
С.49.
[14] Там же. Песнь первая. С.17.
[15] Там же. Песнь третья. С.102.
[16] Кулаковский. Указ.соч. С.42.
[17] Сагалаев. Указ. соч. С.24.
[18] Олонхо [Эрэйдээх-буруйдаах
Эр-соготох (Обремененный печалью и виной, одинокий мужчина)].
С.114.
19 Алексеев Н.А. Традиционные религиозные
верования якутов... С.74.
[20] Русско-якутский словарь. /Под ред. П.С.
Афанасьева и Л.Н. Харитонова. Ок. 28000 слов. - М.: Сов .энциклопедия, 1968. -
720 с. С.697.
[21] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь вторая.
С.50.
[22] Габышев Е.С. Арангасные могилы. -
С.85-88. //Человек и Север: исторический опыт, современное состояние,
перспективы развития. Материалы региональной межотраслевой науч.-практической
конференции. Якутск. 12-13 октября 1992 г. - Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. - Ч.I. - 152
с. С.87; Габышев Е.С. Погребальная “чара” в якутских могилах. -
С.65-66. //Материалы по археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока:
Тез.докл. XXXIII РАЭСК /Под ред. В.С. Зубкова. - Абакан: Абаканский
государственный педагогический институт, 1993. - 70 с. С.66.
[23] Ксенофонтов..
Шаманизм. С.149.
[24] Сагалаев. Указ. соч. С.124-125; Габышев.
Арангасные могилы. С.86.
[25] Ванштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы.
Историко-этнографические очерки. - М.: Изд-во восточной литературы, 1961. - 204
с. (АН СССР Институт народов Азии, тувинский научно-исследовательский институт
языка, литературы и истории) С.192.
[26] Сагалаев. Указ. соч. С.107; Габышев.
Погребальная “чара” в якутских могилах. С.66.
[27] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь первая.
С.32.
[28] Габышев. Погребальная “чара” в якутских
могилах. С.66.
[29] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь первая.
С.19.
[30] Традиционное мировоззрение тюрков... С.32.
[31] Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. -
М.: Наука, 1988. - 782 с. (АН СССР. Отд-ние истории ордена трудового красного
знамени ин-т археологии) С.64-65.
[32] [Геродот. История] /Пер. съ греческаго
языка Иваномъ Мартыновымъ. - СПб: Типографiи Iос. Iоаннесова, 1827. - Ч.XVI.
Кн.19. Исторiя Иродотова съ прим. Переводчика. - Ч.II, содержащая въ себ кн.: 3 и 4. Кн.4. Мельпомена. - 671 с. (Греческiе
классики) С.341, 343.
[33] Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.1, ед.хр.91. Л.34.
[34] Романова Е.Н. “Люди солнечных лучей с
поводьями за спиной”. С.20, 25.
[35] Там же. С.16.
[36] Там же. С.34-35.
[37] Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.1, ед.хр.56.
Ксенофонтов Г.В. Скотоводство как источник войн, развитие народного эпоса,
культа ездовых животных и кузнечного искусства. - 33 л. Л.1.
[38] Кочмар Н.Н. Писаницы Якутии. История и
культура Востока Азии. - Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН,
1994. - 262 с. С.136.
[39] Рыбаков. Язычество Древней Руси. С.762.
[40] Рыбаков. Язычество Древней Руси. С.73,
76, 59.
[41] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.
- М.: Наука, 1994. - Изд. 2-е. - 608 с. (РАН. Отд-ние истории. Ин-т археологии)
С.56-57; Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч.Вс. Индоевропейский язык и
индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и
протокультуры. - Тбилиси: Тбилисский университет, 1984. - Кн.II. Семантический
словарь общеиндоевропейского языка и реконструкция индоевропейской
протокультуры. - 969 с. С.519.
[42] Алексеев А.А. Забытый мир предков.
(Очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо-западного Верхоянья.) -
Якутск: Коммерч.-изд. фирма «Ситим», 1993. - 93, [1] с.:
ил.; 20 см. С.35.
[43] Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, Ое.1, ед.хр.94.
Ксенофонтов Г.В. Материалы по шаманству. Л.21.
[44] Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору.
- М.: Наука, 1974. - 396 с. С.134-135; Аникин А.Е. К типологии
некоторых якутских космонимов. - С.86-93. //Язык-миф-культура народов Сибири:
сборник научных трудов. - Якутск: Якутский госуниверситет, 1994. - 231 с.
С.86-89.
[45] Симаков Г.Н. Соколиная охота и культ хищных
птиц в средней Азии: (ритуальный и практический аспекты). СПб., 1998. 320
с. (Ethographica
Petropolitana, I) С.26.
[46] Мифы древней Индии. С.17-18, 202.
[47] Антонов. Материалы по исторической лексике...
С.18; Гамкрелидзе, Иванов. Указ. соч. Кн.II. С.614, 666.
[48] Нюргун Боотур Стремительблй. Песнь вторая.
С.46.
[49] Там же. С.48.
[50] Окладников. Указ. соч. С.166-167, 214.
[51] Кочмар Н.Н. Писаницы Якутии. История и
культура Востока Азии. - Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН,
1994. - 262 с. С.8.
[52] Кочмар Н.Н. Наскальные изображения эпохи
бронзы на территории Якутии. - С.34-37. //Археология и этнографии Сибири и
Дальнего Востока. /Ответ.ред. Ю.Ф. Кирюшин. Ред.кол.: В.В. Горбунов, А.Б.
Шамашин, А.В. Караваев, Д.В. Колдаков. Сб.тез.докл. XXXIV
регижнальной археолого-этнографической студенческой конференции Сибири и
дальнего Востока. 15-17 марта 1994 г. - Барнаул,1994. - 134 с. С.34.
[53] Гоголев. Якуты. С.20.
[54] Олонхо [Эрэйдээх-буруйдаах
Эр-соготох (Обремененный печалью и виной, одинокий мужчина)].
С.113.
[55] Эргис. Указ. соч. С.126, 118.
[56] Гамкрелидзе, Иванов. Указ. соч. Кн.II.
С.518-519; Килуновская М.Е. Интерпретация образа оленя в
скифо-сибирском искусстве (по материалам петроглифов оленных камней). -
103-107 с. // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. - Новосибирск: Наука,
1987. - 176 с. С.103.
[57] Килуновская М.Е. Интерпретация образа оленя
в скифо-сибирском искусстве (по материалам петроглифов оленных камней). -
103-107 с. //Скифо-сибирский мир. Искусство и идеологИэ. - Новосибирск: Наука,
1987. - 176 с. С.236.
[58] Антонов. Материалы по исторической лексике...
С.57-58, 60.
[59] Гоголев. Якуты. С.20.
[60] Романова. «Люди солнечных лучей с зоводьями
за спиной». С.133.
[61] Антонов. Материалы по исторической
лексике... С.62.
[62] Быковский С.Н. К вопросу о тотемизме
//Из истории докапиталистических формаций. С.61-63.
[63] Ксенофонтов. Урангхай-сахалар. Т.I, 2-я
кн. С.304; Ванштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы.
Историко-этнографические очерки. - М.: Изд-во восточной литературы, 1961. - 204
с. (АН СССР Ин-т народов Азии. Тувинский научно-исследовательский ин-т языка,
литературы и истории) С.32.
[64] Пекарский. Указ. соч. Т.II. Стлб.1363,
1441.
[65] Радловъ В.В. Опытъ словаря тюркскихъ нарчiй - СПб.:
Типографiя Императорской Академiи Наукъ, 1899. - Т.II. - 1814 стлб.
Стлб.998-999.
[66] Руденко С.И. Горноалтайские находки и скифы.
- Л.: АН СССР, 1952. - 258 с. с ил. (Серия “Итоги и проблемы современной
науки”) С.130; Рыбаков. Язычество древних славян. С.82.
[67] Северные якуты - супэтническая группа, численностью
более 40 тыс., проживающие за полярным кругом на территории Республики Саха
(Якутия). В своей хозяйственной деятельности, в отличие от якутов центральных
улусов Якутии, помимо прочих традиционных понятий занимаются оленеводством.
[68] Серошевский. Указ. соч. С.598-599.
[69] Ванштейн. Указ. соч. С.42.
[70] Кулаковский. Указ. соч. С.17.
[71] Гоголев. Некоторые аспекты старинной
религии якутов. С.167.
[72] Пекарский. Указ. соч. Т.II. Стлб. 2378;
Алесеев Н.А. Сюгэ тойон. - С.521.
[73] Руденко. Указ. соч. С.136.
[74] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь вторая.
С.75.
[75] Там же. С.76.
[76] Абаев. Троянский конь. С.330, 340-342.
[77] Ксенофонтов. 1) Ураангхай-сахалар. Т.
I, 2-я кн. С.299, 186-187; 2) Ураангхай-сахалар. Т. I, 1-я кн. С.343,
356, 358.
[78] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь первая.
С.37.
[79] Кочмар. Писаницы Якутии. С.243, 255.
[80] Дугаров. Указ. соч. С.81.
[81] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь четвёртая.
С.171.
[82] Эрчимэн Бэргэн. С.162-164.
[83] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь пятая.
С.189.
[84] Штернберг. Указ. соч. С. 724, 732, 734.
[85] Серошевский. Указ.соч. С.634; Кулаковский.
Указ.соч. С.92; Алексеев Н.А. 1) Культ айыы-племенных богов,
покровителей якутов. С.149; 2) Традиционные религиозные верования
якутов... С.40.
[86] Штернберг Л.Я. Культ орла у сибирских
народов. Этюд по сравнительному фольклору. /Сборник музея антропологии и
этнографии имени Петра Великого при АН СССР. IV т. Ко дню 80-летия академика
Василия Васильевича Радлова (1837-1917). - Л., 1917-1925. С.718-719; Архив
ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.1, ед.хр.63. Ксенофонтов Г.В. Вопросы мифологии
и религии. - 534 л. 213, 215.
[87] Черемисин. Указ. соч. С.38.
[88] Кузьмина Е.Е. Сюжет борьбы хищника и
копытного в искусстве “звериного” стиля евразийских степей скифской эпохи//Скифо-сибирский
мир. Искусство и идеология. - Новосибирск: Наука, 1987. - 176 с. С.3, 6-8; Раевский
Д.С. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения
ираноязызных народов евразийских степей 1 тысячелетия до н.э. - М.: Наука,
1985. - 205 с. С.152-153; Руденко. Указ. соч. С.157-158.
[89] Руденко. Указ. соч. С.196-197; Кузьмина.
Указ. соч. С.4.
[90] Кузьмина. Указ. соч. С.4-6.
[91] Севортян. Этимологический словарь тюркских
языков. (Общетюркские и межтюркские основы на гласные) С.522; Гамкрелидзе,
Иванов. Указ. соч. Кн.II. С.579, 566.
[92] Нестеров С.П. Конь в культурах тюркоязычных
племён Центральной Азии в эпоху средневековья /Отв.ред. Ю.С. Худяков. -
Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - 142 с., ил.; 22 см. (АН СССР. Сиб.
отд-ние. Ин-т истории, филологии и филосифии) С.111, 113.
[93] Симаков. Указ.соч. С.26-27.
[94] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь седьмая.
С.311.
[95] Эрчимэн Бэргэн. С.166.
[96] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь третья.
С.126.
[97] Древнетюркское письмо VI-XI вв. называют руническим,
хотя часть исследователей определяют их как ‘руноподобные знаки’, считая, что
руны это только древнегерманские буквы по внешнему сходству с которыми тюркские
буквы получили своё название. Но поскольку в публикациях древнетюркское письмо
также стали называть руническим, то это название стало общим как для
древнегерманских, так и для древнетюркских знаков.
[98] Малов С.Е. Памятники древнетюркской
рунической письменности. Тексты и исследования. - М.-Л.: Изд. АН СССР,
1951. - 452 с. С.48.
[99] Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о
родоначальниках племени. - М.: Наука, 1990. - 208 с. С.14.
[100] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь третья.
С.68.
[101] Там же. Песнь четвертая. С.140.
[102] Там же. Песнь седьмая. С.276-278.
[103] Романова. Якутский праздник Ысыах.
С.21-22.
[104] Исторические предания и рассказы якутов.
С.255.
[105] Алексеев Н.А. Традиционные религиозные
верования якутов... С.95.
[106] Серошевский. Указ.соч. С.253.
[107] Емельянов. Сюжеты якутских олонхо.
С.38.
108 Нестеров. Указ.
соч. С.114-115.
[109] Савинов Д.Г. Оленные камни в культуре
кочевников Евразии. - СПб.: Санкт-Петербургский университет,1994. 208 с.
С.55.
110 Донини Амброджо.
Люди, идолы и боги. Очерк истории религии /Пер. с итал. - М.:
Госполитиздат, 1962. - 320 с., ил. С.50.
[111] Габышев, Кириллин. Указ. соч.
С.84-85.
[112] Плетнева С.А. Половцы. - М.: Наука,
1990. - 208 с., ил. (Серия “Страницы нашей Родины”) С.32; См.: Габышев,
Кириллин. Указ. соч. С.83-84.
[113] Геродот. Указ. соч. Кн.IV. С.421-425; Габышев
Е.С., Кириллин А.С. О чардаатной могиле якутов. - С.83-85. //Новое в
археологии Сибири и Дальнего Востока: Тез.докл. XXXII РАСК /Под
ред. Л.А. Чиндиной. - Томск: Томский госуниверситет, 1992. - 138 с. С.83.
[114] Руденко. Указ. соч. С.249.
[115] Там же. С.225-226, 240.
[116] Савинов Д.Г. Государства и культурогенез на
территории Южной Сибири в эпоху раннего средневековья. - Кемерово:
Кемеровский госуниверситет, 1994. - 215 с. С.31.
[117] Миронов В.С. Памятники позднескифского
времени на Средней Катуни. - С.82-84. //Археология и этнография Сибири и
Дальнего Востока /Ответ.ред. Ю.Ф. Кирюшин. Ред.кол.: В.В. Горбунов, А.Б.
Шамашин, А.В. Караваев, Д.В. Колдаков. Сб.тез.докл. XXXIV РАЭСК
Сибири и дальнего Востока. 15-17 марта 1994 г. - Барнаул: Алтайский госуниверситет,
1994. - 134 с. С.82-84.
[118] Лайпанов, Мизиев. Указ. соч. С.33.
[119] Савинов. Государства и культурогенез на
территории Южной Сибири в эпоху раннего средневековья. С.79.
[120] Журба Т.А. Новые материалы по раннему этапу
пазырыкской культуры. - С.73-75. /Археология и этнография Сибири и Дальнего
Востока /Отв.ред. Ю.Ф. Кирюшин. Ред.кол.: В.В. Горбунов, А.Б. Шамашин, А.В.
Караваев, Д.В. Колдаков. Сб.тез.докл. XXXIV РАЭСК Сибири и дальнего
Востока. 15-17 марта 1994 г. - Барнаул: Алтайский госуниверситет, 1994. - 134
с. С.74.
[121] Плетнева С.А. От кочевий к городам
(Салтово-маяцкая культура). Материалы и исследования по археологии СССР, № 142.
- М.: Наука, 1967. - 190 с. (АН СССР Ин-т археологии) С.100.
[122] Габышев, Кириллин. Указ. соч.
С.84.
123 Плетнева. От
кочевий к городам. С.98.
[124] Винокуров. Указ. соч. С.70.
[125] Романова. «Люди солнечных лучей с поводьями
за спиной». С.74.
|