рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Синкретизм образов солярных богов и божеств в образах: орёл, конь и олень у якутов рефераты

Помимо описания похорон скифского царя Геродотом, имеются археологические материалы погребений скифо-сакских курганов от Сибири до Причерноморья. Особенно знамениты пазырыкские курганы в Горном Алтае. Возможно, что появление скифо-сакской культуры в Южной Сибири (Горном Алтае) относится ко второй половине VIII - VII вв. до н.э.[114]

Пазырыкские курганы скифов - это поистине грандиозные сооружения. Глубина могильной ямы, ориентированная по сторонам света, достигала более 6 м, площадь - в среднем около 40 м2. Внутри ямы делался сруб из толстых брёвен с одинарными или двойными стенами. Сруб ставился на пол из толстых плах. Бревенчатый потолок при двустенной камере делался двойным. Он покрывался берестяными полотнищами и сверху засыпался грунтом. Берестой, в некоторых случаях полосками оклеивали колоды-саркофаги. Над могилой делали насыпь высотой  от 1,75 до 3,75 м, площадью от 24 до 58 м.[115]

В ходе работ археологических экспедиций 1980-1990-х годов на территории Горного Алтая были исследованы памятники позднескифского (Шибинского) этапа пазырыкской культуры (могильники: Бике I, Айрыдаш III, Ороктой, Ороктой-Экэ, Усть-Эдиган и др.). На основе данных планиграфического и сравнительного анализа наблюдения над погребальной обрядностью был систематизирован археологический комплекс позднескифского времени Горного Алтая и были представлены решения вопроса о возможности генетической преемственности пазырыкской и булан-кобинской культур.

В результате сравнительного анализа обеих культур, ещё раз подтверждён вывод Д.Г. Савинова, Ю.Т. Мамадаева и других исследователей, что булан-кобинская культура сформировалась на местной, т.е. пазырыкской основе. Пазырыкское население продолжало жить на территории Горного Алтая вплоть до рубежа эр. В эволюции погребального комплекса пазырыкской культуры на Шибинском этапе (III-I вв. до н.э.) присутствуют элементы старой скифской и новой хунно-сарматской культур.

Изменения в погребальной обрядности ранних кочевников в сторону упрощения надмогильных и внутренних сооружений, а также расположения умерших и сопроводительных захоронений коня и инвентаря, начавшееся ещё в раннескифское время было результатом как внутренней эволюции так и внешних импульсов. Предположительная датировка позднего этапа таштыкской археологической культуры VI в.[116] Политические события в Центральной Азии на рубеже II-I вв. до н.э. не привели её культуру к полному исчезновению. Она вступила на качественно новую ступень и продолжила своё дальнейшее развитие в булан-кобинской культуре гунно-сарматского облика.[117]

Многие исследователи кочевнических культур евразийских степей обратили внимание на сходство и даже идентичность многих элементов таштыкской (I в. до н.э. - V в. н.э.) и забайкальской (хуннской) культур, особенно в обряде захоронения. Это - наличие в могильных ямах срубов, в которых помещались колоды. На поверхности - невысокие надмогильные сооружения.[118] Более того, анализ всего комплекса этнокультур кочевников (от хуннского времени до эпохи средневековья), показывает, что их генезис восходит к культуре ранних кочевников. Когда же после скифо-сакских и хунно-сарматских племён в степях появились тюрки, консервативный погребальный обряд во многом не изменился. Аналогичное внутреннее устройство могил - внутреннее перекрытие (навес над покойником) прослеживается в погребениях алтайских тюрков VI-VIII вв.[119]

Конечно, конструктивные детали надмогильных сооружений у самих саков и у древних тюрков были различны. Так например, погребения среднего пазырыкского этапа на Алтае (VI- начало II в. до н.э.) различаются деталями погребального обряда и инвентаря.[120] Тем более это касается скифо-сакских курганов на всём протяжении степей от Центральной Азии до Причерноморья. Внешний вид курганных насыпей ранних кочевников на грунтовой поверхности в зависимости от ландшафта сооружался из разного материала: в Причерноморье - из земли, в Горном Алтае - из камня. Данные различия в надмогильном сооружении произошли без видимых изменений в идеологии. Это как раз тот случай, когда различия в приёмах захоронения не означала изменения в идеологии. Погребальный обряд в Степи во многом сохранялся и в последующие периоды. В эпоху средневековья погребальный обряд кочевников, обитавших на всей территории от предгорий Алтая до Дуная, в определённом смысле даже поражает необычайным единообразием.[121]

В новых природно-географических условиях, в зоне вечной мерзлоты и северной тайги, потомки переселенцев с “юга” - якуты - возводили вместо огромных надмогильных земляных или каменных насыпей, деревянные двускатные сооружения, окруженные деревянными столбами. Деревянное надмогильное сооружение является, пожалуй, единственным принципиальным отличием в погребальной конструкции между саха, древними тюрками и саками.[122]

Погребальная камера у знатных скифов, древних тюрков и саха по внешнему виду из себя представляла дом с четырьмя стенами с крышей и бревенчатым полом; это тоже жилище, но для усопшего. В религиозных представлениях древних саха, на востоке находился верхний мир, и там зарождалась душа. Поэтому умерших ориентировали так, чтобы лицо смотрело в сторону восхода солнца. Аналогичное положение умерших в могилах прослеживается у скифов и у некоторых тюркских племён.[123]

В погребальном сооружении лошадь находилась с умершим хозяином, её хоронили в соседней камере или за пределами, но рядом с могилой. Общая композиция скифо-тюркской могилы - курган со столбами, обращёнными к небу, - также имеет сходство с могилами с древними индийцами. Она фрагментарно описана в «Ригведе» и называется “домом Ямы”, в котором покойный и умершие предки вместе прикованы к столбу, через который они осуществляют связь с небом.[124]

Тюркоязычные предки якутов, переселившись в бассейн Средней Лены оказались в новых природно-климатических условиях. По всей видимости, данное переселение было вынужденным, иначе как объяснить, почему они обосновались в местах, где “мороз, выжимает слезы из глаз”. В солярном мифе конь, воплощающий лето, борется с быком, воплощающим зиму. Повествование вызывает симпатии якутов к гордому коню, но бык одерживает победу. Печальное завершение предания объясняет для якута почему зима становится длиннее лета.[125]

В знаковой символике мировое дерево изображается в виде коновязного столба, который в архетипе соответствует фаллосу белого жеребца, оплодотворяющего и тем самым зарождающего новую жизнь. Конь как воплощение Юрюнг Айыы Тойна символизировал творческое начало.

                                                       *     *     *

Рассматриваемые солярные образы у саха соотносятся с различными частями мирового дерева.

*           Реконструируемый образ мифологического оленя - “солнечного божества” в знаковой символике соответствовал верхней части мирового дерева. На его рогах - ветвях-небесных ярусах - располагались души, ещё не родившихся в среднем мире.

*           Божественный орёл - повелитель солнца - в основном ассоциируется с вершиной мирового дерева. Орёл, т.е. птица и душа, составляли один архетип. В образе птицы душа переносится из верхнего мира в средний, где она обретает новую жизнь.

*           Ритуальный конь и мировое дерево входят в единый комплекс мифологических представлений. В знаковой символике мировое дерево изображается в виде коновязного столба, а в архетипе соответствует фаллосу белого жеребца, оплодотворяющего и тем самым зарождающего новую жизнь.

Солярные образы в виде оленя, орла и коня у народа саха, сохранившиеся в эпосе олонхо в основном, по-видимому, являются наследием тюркоязычных племён, поскольку почитание культа айыы связывают с этими племенами.


[1] Окладников. Указ. соч. С.257-258.

[2]  Нюргун Боотур Стремительный. Песнь первая. С.10.

[3] Там же, С.11.

[4] Лелеков Л.А. (Москва). Ахурамaзда. - С.77. //Мифологический словарь /Гл.ред. Е.М. Мелетинский. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. - 736 с. С.77;  Щербаков В.И. Где жили герои эддических мифов? (Новое в жизни, науке, технике. Сер.”Знак вопроса”; № 9) - М.: Знание, 1989. - 48 с. С.42; Щербаков В.И. Как был открыт город богов. - С.37-61. //Книга тайн. Сб. /Предисл., выбор и обзорные В. Щербакова. Художник К. Панцулая. - М.: Общество по изучению тайн и загадок Земли, 1991. - 304 с., ил. С.54;  Терапиано Ю. Маздеизм. - М.: “Сфера” РТО, 1992. - 112 с. С.15.

[5]  См.: Гоголев. Якуты. С.21.

[6] Линденау. Указ. соч. С.45;  См.: Гоголев. Якуты. С.21;  Гоголев. Эпико-мифологический мир саха. С.13.

[7] Романова. “Люди солнечных лучей с поводьями за спиной”. С.104.

[8] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь первая. С.22.

[9] Там же. С.24.

[10] Ястремский. Указ. соч. С.198; Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 155 с. С.72-73.

[11] Сагалаев. Указ. соч. С.73.

[12] Там же. С. 61, 35.

[13] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь вторая. С.49.

[14] Там же. Песнь первая. С.17.

[15] Там же. Песнь третья. С.102.

[16] Кулаковский. Указ.соч. С.42.

[17] Сагалаев. Указ. соч.  С.24.

[18] Олонхо [Эрэйдээх-буруйдаах Эр-соготох (Обремененный печалью и виной, одинокий мужчина)]. С.114.

19 Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов... С.74.

[20] Русско-якутский словарь. /Под ред. П.С. Афанасьева и Л.Н. Харитонова. Ок. 28000 слов. - М.: Сов .энциклопедия, 1968. - 720 с. С.697.

[21] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь вторая. С.50.

[22] Габышев Е.С. Арангасные могилы. - С.85-88. //Человек и Север: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития. Материалы региональной межотраслевой науч.-практической конференции. Якутск. 12-13 октября 1992 г. - Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. - Ч.I. - 152 с. С.87;  Габышев Е.С. Погребальная “чара” в якутских могилах. - С.65-66. //Материалы по археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока: Тез.докл. XXXIII РАЭСК /Под ред. В.С. Зубкова. - Абакан: Абаканский государственный педагогический институт, 1993. - 70 с. С.66.

[23] Ксенофонтов.. Шаманизм. С.149.

[24] Сагалаев. Указ. соч. С.124-125;  Габышев. Арангасные могилы. С.86.

[25] Ванштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. - М.: Изд-во восточной литературы, 1961. - 204 с. (АН СССР Институт народов Азии, тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории) С.192.

[26] Сагалаев. Указ. соч. С.107;  Габышев. Погребальная “чара” в якутских могилах. С.66.

[27]  Нюргун Боотур Стремительный. Песнь первая. С.32.

[28] Габышев. Погребальная “чара” в якутских могилах. С.66.

[29] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь первая. С.19.

[30] Традиционное мировоззрение тюрков... С.32.

[31] Рыбаков Б.А.  Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1988. - 782 с. (АН СССР. Отд-ние истории ордена трудового красного знамени ин-т археологии) С.64-65.

[32] [Геродот. История] /Пер. съ греческаго языка Иваномъ Мартыновымъ. - СПб: Типографiи Iос. Iоаннесова, 1827. - Ч.XVI. Кн.19. Исторiя Иродотова съ прим. Переводчика. - Ч.II, содержащая въ себ кн.: 3 и 4. Кн.4. Мельпомена.  - 671 с. (Греческiе классики) С.341, 343.

[33] Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.1, ед.хр.91. Л.34.

[34] Романова Е.Н. “Люди солнечных лучей с поводьями за спиной”. С.20, 25.

[35] Там же. С.16.

[36] Там же. С.34-35.

[37] Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.1, ед.хр.56. Ксенофонтов Г.В. Скотоводство как источник войн, развитие народного эпоса, культа ездовых животных и кузнечного искусства. - 33 л. Л.1.

[38] Кочмар Н.Н. Писаницы Якутии. История и культура Востока Азии. - Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1994. - 262 с. С.136.

[39] Рыбаков. Язычество Древней Руси. С.762.

[40] Рыбаков. Язычество Древней Руси. С.73, 76, 59.

[41] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1994. - Изд. 2-е. - 608 с. (РАН. Отд-ние истории. Ин-т археологии) С.56-57;  Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч.Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. - Тбилиси: Тбилисский университет, 1984. - Кн.II. Семантический словарь общеиндоевропейского языка и реконструкция индоевропейской протокультуры. - 969 с. С.519.

[42] Алексеев А.А. Забытый мир предков. (Очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо-западного Верхоянья.) - Якутск: Коммерч.-изд. фирма «Ситим», 1993. - 93, [1] с.: ил.; 20 см. С.35.

[43] Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, Ое.1, ед.хр.94. Ксенофонтов Г.В. Материалы по шаманству. Л.21.

[44] Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. - М.: Наука, 1974. - 396 с. С.134-135; Аникин А.Е. К типологии некоторых якутских космонимов. - С.86-93. //Язык-миф-культура народов Сибири: сборник научных трудов. - Якутск: Якутский госуниверситет, 1994. -  231 с. С.86-89.

[45] Симаков Г.Н. Соколиная охота и культ хищных птиц в средней Азии: (ритуальный и практический аспекты). СПб., 1998. 320 с. (Ethographica Petropolitana, I) С.26.

[46] Мифы древней Индии. С.17-18, 202.

[47] Антонов. Материалы по исторической лексике... С.18;  Гамкрелидзе, Иванов. Указ. соч. Кн.II. С.614, 666.

[48] Нюргун Боотур Стремительблй. Песнь вторая. С.46.

[49] Там же. С.48.

[50] Окладников. Указ. соч. С.166-167, 214.

[51] Кочмар Н.Н. Писаницы Якутии. История и культура Востока Азии. - Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1994. - 262 с. С.8.

[52] Кочмар Н.Н. Наскальные изображения эпохи бронзы на территории Якутии. - С.34-37. //Археология и этнографии Сибири и Дальнего Востока. /Ответ.ред. Ю.Ф. Кирюшин. Ред.кол.: В.В. Горбунов, А.Б. Шамашин, А.В. Караваев, Д.В. Колдаков. Сб.тез.докл. XXXIV регижнальной археолого-этнографической студенческой конференции Сибири и дальнего Востока. 15-17 марта 1994 г. - Барнаул,1994. - 134 с. С.34.

[53]  Гоголев. Якуты. С.20.

[54] Олонхо [Эрэйдээх-буруйдаах Эр-соготох (Обремененный печалью и виной, одинокий мужчина)]. С.113.

[55] Эргис. Указ. соч. С.126, 118.

[56] Гамкрелидзе, Иванов. Указ. соч. Кн.II. С.518-519;  Килуновская М.Е. Интерпретация образа оленя в скифо-сибирском искусстве (по материалам петроглифов оленных камней). - 103-107 с. // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. - Новосибирск: Наука, 1987. - 176 с. С.103.

[57] Килуновская М.Е. Интерпретация образа оленя в скифо-сибирском искусстве (по материалам петроглифов оленных камней). - 103-107 с. //Скифо-сибирский мир. Искусство и идеологИэ. - Новосибирск: Наука, 1987. - 176 с. С.236.

[58] Антонов. Материалы по исторической лексике... С.57-58, 60.

[59]  Гоголев. Якуты. С.20.

[60] Романова. «Люди солнечных лучей с зоводьями за спиной». С.133.

[61]  Антонов. Материалы по исторической лексике... С.62.

[62] Быковский С.Н. К вопросу о тотемизме //Из истории докапиталистических формаций. С.61-63.

[63] Ксенофонтов. Урангхай-сахалар. Т.I, 2-я кн. С.304; Ванштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. - М.: Изд-во восточной литературы, 1961. - 204 с. (АН СССР Ин-т народов Азии. Тувинский научно-исследовательский ин-т языка, литературы и истории) С.32.

[64] Пекарский. Указ. соч. Т.II. Стлб.1363, 1441.

[65] Радловъ В.В. Опытъ словаря тюркскихъ нарчiй - СПб.: Типографiя Императорской Академiи Наукъ, 1899. - Т.II. - 1814 стлб. Стлб.998-999.

[66] Руденко С.И. Горноалтайские находки и скифы. - Л.: АН СССР, 1952. - 258 с. с ил. (Серия “Итоги и проблемы современной науки”) С.130;  Рыбаков. Язычество древних славян. С.82.

[67] Северные якуты - супэтническая группа, численностью более 40 тыс., проживающие за полярным кругом на территории Республики Саха (Якутия). В своей хозяйственной деятельности, в отличие от якутов центральных улусов Якутии, помимо прочих традиционных понятий занимаются оленеводством.

[68] Серошевский. Указ. соч. С.598-599.

[69] Ванштейн. Указ. соч. С.42.

[70] Кулаковский. Указ. соч. С.17.

[71] Гоголев. Некоторые аспекты старинной религии якутов. С.167.

[72] Пекарский. Указ. соч. Т.II. Стлб. 2378; Алесеев Н.А. Сюгэ тойон. - С.521.

[73] Руденко. Указ. соч. С.136.

[74] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь вторая. С.75.

[75] Там же. С.76.

[76] Абаев. Троянский конь. С.330, 340-342.

[77] Ксенофонтов. 1) Ураангхай-сахалар. Т. I, 2-я кн. С.299, 186-187;  2) Ураангхай-сахалар. Т. I, 1-я кн. С.343, 356, 358.

[78] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь первая. С.37.

[79]  Кочмар. Писаницы Якутии. С.243, 255.

[80] Дугаров. Указ. соч. С.81.

[81] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь четвёртая. С.171.

[82] Эрчимэн Бэргэн. С.162-164.

[83] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь пятая. С.189.

[84] Штернберг. Указ. соч. С. 724, 732, 734.

[85] Серошевский. Указ.соч. С.634;  Кулаковский. Указ.соч. С.92;  Алексеев Н.А. 1) Культ айыы-племенных богов, покровителей якутов. С.149;  2) Традиционные религиозные верования якутов... С.40.

[86] Штернберг Л.Я. Культ орла у сибирских народов. Этюд по сравнительному фольклору. /Сборник музея антропологии и этнографии имени Петра Великого при АН СССР. IV т. Ко дню 80-летия академика Василия Васильевича Радлова (1837-1917). - Л., 1917-1925. С.718-719;  Архив ЯНЦ СО РАН, ф.4, оп.1, ед.хр.63. Ксенофонтов Г.В. Вопросы мифологии и религии. - 534 л. 213, 215.

[87] Черемисин. Указ. соч. С.38.

[88] Кузьмина Е.Е. Сюжет борьбы хищника и копытного в искусстве “звериного” стиля евразийских степей скифской эпохи//Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. - Новосибирск: Наука, 1987. - 176 с. С.3, 6-8;  Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязызных народов евразийских степей 1 тысячелетия до н.э. - М.: Наука, 1985. - 205 с. С.152-153;  Руденко. Указ. соч. С.157-158.

[89]  Руденко. Указ. соч. С.196-197;  Кузьмина. Указ. соч. С.4.

[90]  Кузьмина. Указ. соч. С.4-6.

[91] Севортян. Этимологический словарь тюркских языков. (Общетюркские и межтюркские основы на гласные) С.522;  Гамкрелидзе, Иванов. Указ. соч. Кн.II. С.579, 566.

[92] Нестеров С.П. Конь в культурах тюркоязычных племён Центральной Азии в эпоху средневековья /Отв.ред. Ю.С. Худяков. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - 142 с., ил.; 22 см. (АН СССР. Сиб. отд-ние. Ин-т истории, филологии и филосифии) С.111, 113.

[93] Симаков. Указ.соч. С.26-27.

[94] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь седьмая. С.311.

[95] Эрчимэн Бэргэн. С.166.

[96] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь третья. С.126.

[97] Древнетюркское письмо VI-XI вв. называют руническим, хотя часть исследователей определяют их как ‘руноподобные знаки’, считая, что руны это только древнегерманские буквы по внешнему сходству с которыми тюркские буквы получили своё название. Но поскольку в публикациях древнетюркское письмо также стали называть руническим, то это название стало общим как для древнегерманских, так и для древнетюркских знаков.

[98] Малов С.Е. Памятники древнетюркской рунической письменности. Тексты и исследования. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1951. - 452 с. С.48.

[99] Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. - М.: Наука, 1990. - 208 с. С.14.

[100] Нюргун Боотур Стремительный. Песнь третья. С.68.

[101] Там же. Песнь четвертая. С.140.

[102] Там же. Песнь седьмая. С.276-278.

[103] Романова. Якутский праздник Ысыах. С.21-22.

[104] Исторические предания и рассказы якутов. С.255.

[105] Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов... С.95.

[106] Серошевский. Указ.соч. С.253.

[107] Емельянов. Сюжеты якутских олонхо. С.38.

108  Нестеров. Указ. соч. С.114-115.

[109] Савинов Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. - СПб.: Санкт-Петербургский университет,1994. 208 с. С.55.

110 Донини Амброджо. Люди, идолы и боги. Очерк истории религии /Пер. с итал. - М.: Госполитиздат, 1962. - 320 с., ил. С.50.

[111] Габышев, Кириллин. Указ. соч. С.84-85.

[112] Плетнева С.А. Половцы. - М.: Наука, 1990. - 208 с., ил. (Серия “Страницы нашей Родины”) С.32;  См.: Габышев, Кириллин. Указ. соч. С.83-84.

[113] Геродот. Указ. соч. Кн.IV. С.421-425; Габышев Е.С., Кириллин А.С. О чардаатной могиле якутов. - С.83-85. //Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока: Тез.докл. XXXII РАСК /Под ред. Л.А. Чиндиной. - Томск: Томский госуниверситет, 1992. - 138 с. С.83.

[114] Руденко. Указ. соч. С.249.

[115] Там же. С.225-226, 240.

[116] Савинов Д.Г. Государства и культурогенез на территории Южной Сибири в эпоху раннего средневековья. - Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1994. - 215 с. С.31.

[117] Миронов В.С. Памятники позднескифского времени на Средней Катуни. - С.82-84. //Археология и этнография Сибири и Дальнего Востока /Ответ.ред. Ю.Ф. Кирюшин. Ред.кол.: В.В. Горбунов, А.Б. Шамашин, А.В. Караваев, Д.В. Колдаков. Сб.тез.докл. XXXIV РАЭСК Сибири и дальнего Востока. 15-17 марта 1994 г. - Барнаул: Алтайский госуниверситет, 1994. - 134 с. С.82-84.

[118]  Лайпанов, Мизиев. Указ. соч. С.33.

[119] Савинов. Государства и культурогенез на территории Южной Сибири в эпоху раннего средневековья. С.79.

[120] Журба Т.А. Новые материалы по раннему этапу пазырыкской культуры. - С.73-75. /Археология и этнография Сибири и Дальнего Востока /Отв.ред. Ю.Ф. Кирюшин. Ред.кол.: В.В. Горбунов, А.Б. Шамашин, А.В. Караваев, Д.В. Колдаков. Сб.тез.докл. XXXIV РАЭСК Сибири и дальнего Востока. 15-17 марта 1994 г. - Барнаул: Алтайский госуниверситет, 1994. - 134 с. С.74.

[121] Плетнева С.А. От кочевий к городам (Салтово-маяцкая культура). Материалы и исследования по археологии СССР, № 142. - М.: Наука, 1967. - 190 с. (АН СССР Ин-т археологии) С.100.

[122] Габышев, Кириллин. Указ. соч. С.84.

123  Плетнева. От кочевий к городам. С.98.

[124] Винокуров. Указ. соч. С.70.

[125] Романова. «Люди солнечных лучей с поводьями за спиной». С.74.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5