Реферат: Самолет Сикорский С-16
Очень простой по конструкции синхронизатор Лаврова
показал при наземных испытаниях достаточную работоспособность и был доставлен
в декабре 1915 г, на АвиаБалт, Он предназначался для установки на
переделываемый для морского ведомства С16 (о нем см, далее). ГВУ,
ознакомившись с синхронизатором, тотчас заключило с АО РБВЗ контракт на
оснащение строящихся С16 синхронизаторами Лаврова. Синхронизаторы для
С16сер. были изготовлены только к 21 марта 1916 г., что также задержало
поставку самолетов в войска. Начальник ЭВК генералмайор М.В. Шидловский,
остро нуждавшийся в истребителях и потому раздраженный задержкой их ,
приказал в середине января 1916 г. срочно направить в боевые отряды
построенные в декабре С16сер. (Nо. 207, 208 и 209), не дожидаясь их
официальной приемки. Первые два самолета попали в Первый боевой отряд в
Зегевольде (Сигулде), а Nо. 209 в Южный боевой отряд ЭВК, базировавшийся в
селении БоркаВельская под Тернополем. Их вооружили уже в боевых отрядах.
Дежурный генерал при Ставке Верховного Главнокомандующего отправил 21 января
1916 г. в ГВУ телеграмму следующего содержания: <Необходимо принятие
срочных мер к снабжению Эскадры воздушных кораблей малыми аппаратами С16.
Медленность привела к необходимости взять в Эскадру шесть (Ко. 154, 155, 156,
207, 208 и 209. авт.) таких еще не странных аппаратов, причем два из них работают
на базе Зегевольд и в районе Тернополя и рва состоят в школе Эскадры для
обучения, один (Nо. 154. авт.) уже вышел из строя, разбитый бурей, Если не
может быть организована сдача на заводе, то предоставьте приезду начальнику
Эскадры...> Генеральское <неудовольствие> из Ставукодского ) оказало
влияние на ускорение военной приемки. В течение февралямарта 1916 г. все
оставшиеся С16сер, были приняты в Петрограде, но на аппаратах Nо, 210, 212 и
213 обнаружились поломки в двигателях, что затянуло отправку на фронт этих
аппаратов, а также ремонтируемого после аварии АвиаБалтом Nо. 206.
Истребители Nо, 214 и 215 были отправлены , в Первый боевой отряд ЭВK в
Загевольд 29 марта, Nо. 206 и 212 в школу ЭВК в Псков 7 апреля, и Nо. 213
по тому же адресу 29
апреля. Самолет Nо. 210 еще долго оставался на АвиаБалте и был переделан в
модификацию С16а (о нем см. далее).
ПРИМЕНЕНИЕ С16сер.
1( началу 1916 г. в Российском Военно-воздушном
Флоте появилась возможность расширить применение С16 за рамки потребностей
ЭВК. Предшествующий 1915 г. ознаменовался появлением на фронтах первой мировой
войны боевых самолетов-истребителей нового класса. Русские летчики
разработали различные способы переоборудования своих <корпусных>
разведчиков в аппараты, способные вести воздушные бои. Но, безусловно, эти
<суррогатные> истребители не могли стать полноценными воздушными
бойцами. Поэтому уже с осени 1915 г. интерес командования <легкой>
авиации был сосредоточен на разрабатывающихся на АвиаБалте малых самолетах.
Вначале большое внимание привлекал двухмоторный истребитель С18, но его
доводка затянулась, и с января 1916 г. все надежды были связаны с
вооруженным С16. Его рекламе во многом способствовали восторженные отзывы
летчиков ЭВК. Разумеется, среди них одним из самых активных пропагандистов
<Сикорскогомаленького> был Г.И. Лавров. Его друзья, летчики
<легкой> авиации, такие как Е.Т. Крутень,
К.К. Вакуловский и М.Г.
Лерхе, заваливали свое начальство просьбами прислать им истребитель С16.
Знаменитый Крутень в феврале 1916 г. отправил в штаб <легкой> авиации
телеграмму: <Начальник боевого отряда Эскадры воздушных кораблей лейтенант
Лавров телеграфировал мне, что у него имеется предназначенный для меня
Сикорский с пулеметом, только мне надо обратиться в штаб авиации. Прошу дать
мне как истребителя, хоть без пулеметы>. Во главе <легкой>
авиации Российского ВоенноВоздушного Флота стоял Августейший заведующий авиацией
и воздухоплаванием в действующей армии Великий князь Александр Михайлович.
Создатель Российского ВоенноВоздушного Флота, он внес огромный вклад в
становление отечественной авиации, но обладал очень тяжелым характером, слыл
интриганом, был чрезвычайно честолюбив и ревнив к чужим успехам. После того
как в конце 1914 г. из-под его командования вывели ЭВК (ЭВК непосредственно
подчинялась Ставке Верховного Главнокомандующего), в число <врагов>
Великого Князя попал и М.В. Шидловский, и, следовательно, не принималось все,
связанное с его именем, в первую очередь <муромцы~>, Александр
Михайлович с самого начала войны требовал перевода АО РБВЗ со строительства
воздушных кораблей на выпуск легких самолетов. С завершением в январе 1916 г.
серии С16сер. он предпринял новую попытку <отхватить от ЭВК лакомый
кусок>. Получив 3 февраля 1916 г. уведомление о готовности всех С16сер. от
начальника Военной авиационной приемки генерала Вернандера, он потребовал
от начальника штаба Верховного Главнокомандующего генерала М,В. Алексеева
<разрешено ввиду того что Эскадра еще не приступила к боевой работе (изза
перебазирования на новые аэродромы. авт.), послать в 7 и 11 армии аппараты
Сикорского 16, являющиеся ныне наиболее быстроходными. В противном
случае дальнейшая разведка станет невозможной>. Это была достаточно
высокая оценка из уст недоброжелателя. Требования Великого Князя поддержал
и командующий Северным фронтом, печальной памяти, генерал А.Н. Куропаткин.
Зная, что по штатам ЭВ1( для самолетов С16, приданных боевым отрядам
воздушных кораблей, специальных летчиков не полагается, он требовал
отправить истребители из Эскадры на фронт, в район Якобштадта, с летчиками
<муромцев>. По свидетельству командования русской армии, это
предложение вызвало у М.В. Шидловского <бурю, целый взрыв>. Он завалил
Ставку телеграммами, в которых напоминал, что эскадренные С16 отдельно от
воздушных кораблей не применяются; на них летают летчики из экипажей
<муромцев> для тренировки, а тактике для защиты мест базирования эскадры
от участившихся налетов вражеских бомбардировщиков; из имеющихся в ЭВК С16
только два успели оснастить пулеметами, а использование невооруженных самолетов
<...поведет лишь к напрасной гибели только что с таким трудом
подготовленного личного состава и аппаратов, которые нужны для будущего>.
1(роме того, Шидловский потребовал заменить на С16 недодающие мощности
двигатели <Гном> на более качественные двигатели <Рож>,А которые
были на складах в очень ограниченном количестве. В результате 6 марта 1916 г.
генерал М.В, Алексеев запретил использовать эскадренные С16 отдельно от
<муромцев>, но потребовал от М,В. Шидловского рассмотреть вопрос о
снабжении истребителями С16сер. <легкой> авиации. Это предложение
оказалось приемлемым. М,В. Шидловский как командующий ЭВК был против
изъятия эскадренного имущества, но как председатель Правления АО РБВЗ был
заинтересован в увеличении заказов на производство. 8 февраля 1916 г. он
телеграфировал в Ставку: <С16 с пулеметом может быть серьезной угрозой для
аэропланов противника... Из оставшихся двенадцати, еще не взятых Эскадрой,
полагал бы возможным, не обездоливая Эскадру, уступить шесть...> и
предложил переобучить на С16 летчиков <легкой> авиации в школе ЭВК в
Пскове, Согласие М.В. Шидловского тотчас было передано из Ставки
Августейшему заведующему авиацией, который сразу же согласился, но на
предложение о переучивании Великий Князь высокомерно ответил: <Всякий
романист полетит и на Сикорском...>, сделав, таким образом, комплимент
конструкторам РБВЗ. 11 февраля 1916 г. из Ставки был отдан причт о передаче
шести построенных С16сер. в <легкую> авиацию. В Российском
ВоенноВоздушном Флоте в это время происходили важные изменения, Ранее
российская <легкая> авиация состояла из корпусных и армейских
авиаотрядов, укомплектованных (по 6 аппаратов) легкими разведчиками и
бомбардировщиками, а также связными самолетами. Теперь в составе каждого
корпусного отряда создавалось истребительное отделение (по 2 аппарата), а при
каждой армии предполагалось сформировать отдельный истребительный авиаотряд.
Приказ о формировании первых истребительных отрядов Великий вязь Александр
Михайлович отдал в начале февраля 1916 г. Первый же из числа шести С16сер.,
<уступленных> М.В. Шидловским <легкой> авиации, Великий Князь
попросил сразу предоставить известному русскому летчикуасу поручику
Константину Константиновичу Вакуловскому. 17 марта 1916 г. С16сер. (заводской
Nо, 205) со специально подготовленным для него двигателем <Ров> и
пулеметом <Виккерс> был отправлен из Петрограда в Крейцбург, где
базировался 33й корпусной отряд Императорского ВоенноВоздушного Флота, в
котором служил поручик. 26 марта истребитель после сборки официально
принял командир отряда штабскапитан Заборовский, и уже на следующий день
произошло боевое крещение С16сер. Поручик Вакуловский осуществил успешный
перехват немецкой двухвостки разведчика над районом Крейцбург Кокенхаузен.
Однако следующий вылет стал последним, Поднявшийся 2 апреля на разведку
Вакуловский был обстрелян над Штокмансхофом своей артиллерией. Русские
зенитчики, не знакомые с силуэтом нового самолета, спутали его с германским
<фоккером>, а били они без промаха. фоке третий снаряд разорвался точно
под самолетом. Мотор встал, управление нарушилось. Летчик потерял сознание,
но быстро очнулся и сумел, несмотря на сильное скольжение на левое крыло,
спланировать в болото, откуда контуженного пилота и самолет вытащили подоспевшие
вовремя казаки, Аппарат Nо. 205 со сломанными винтом и стойками отправили на
ремонт в авиароту. (Авиароты выполняли функции армейских ремонтных баз,
складов, центров подготовки личного состава и формирование авиачастей.)
Остальные, доставшиеся ему, С16сер. Августейший заведующий определил на
формирование первых русских истребительных авиаотрядов. +а первых отряда
предназначались для 7й и 12й армий, по номерам которых они и получили
соответствующие названия, 7й истребительный авиаотряд формировался в Киеве
выдающимся летчиком Георгиевским кавалером подпоручиком Иваном Александровичем
Орловым, а 12й в Пскове старым знакомым И.И. Сикорского, одним из первых
русских летчиков, подпоручиком Максом Германовичем фон Лерхе, Орлову были
отправлены 19 марта истребители с заводскими номерами Nо. 201, 202 и 204, а
Лерхе через три дня Nо. 203 и 211.
4 апреля Орлов отрапортовал Вела<ому Князю, что первый русский истребительный
авиаотряд сформирован и готов к выступлению на фронт, В его состав кроме
трех С16сер. входил и первый серийный истребитель моноплан русской
конструкции МБ (заводской Nо. 2) московского завода <Мост>
(<Москви>), Кроме командира отца подпоручика Орлова в отряде состояли
опытные летчики подпоручик Бычков, прапорщики Матвеевич и Гильшер и
вольноопределяющийся Янченко, а также летчикинаблюдатели (летнабы) корнет Липский,
сотник Ильин, подпоручик Сакович и прапорщик Квасников. Командир облюбовал
С16сер, с заводским Nо. 204, Бычков Nо. 202, а Гильшер Nо, 201. Прапорщик
Матвеевич был запасным летчиком на С16сер. Янченко леты на <Мост>. (Это
первый известный случай взаимодействия истребителей биплана и моноплана
отечественной конструкции.) К середине апреля 1916 г. первый русский
истребительный авиаотряд перебазировался на аэродром близ галицийского
местечка Яблонов и приступил к военным действиям, Первое боевое крещение
как авиаотряда, так и состоявшего на его вооружении истребителя С16сер.,
произошло 15 апреля. В этот день, в четыре часа пополудни, Орлов с Липским
впервые поднялись на Nо. 204 на перехват неприятельских аэропланов.
Противны<а отогнали, но изза плохой работы двигателя пришлось вскоре
вернуться на аэродром. На следующий день Орлов вновь вылетел на Nо. 204 на
перехват вражеского разведчика вместе с летнабом Васниковым, а другие
летчики отряда совершили первые пробные полеты на Nо. 201 и 202. 17 и 18
апреля экипаж Орлова и Липского вновь вступал и воздушный бой с
австрийскими летчиками. В первый день изза неполадок с синхронизатором
пришлось прекратить атаку и вернуться на аэродром, но на следующий день
экипаж добился успеха. Вылетев по вызову с земли на перехват противника,
экипаж обнаружил его над облаками на высоте свыше двух тысяч метров и
обстрелял. Вражеский разведчик не выдержал атаки и, прячась в облаках, ушел на
свою территорию, В тот оке день успешно перехватил вржкеский самолет и
заставил уйти восвояси экипаж Бычкова и Квасникова. 20 апреля в перехвате
самолетов противника, летящих на высоте 1500 м, одновременно участвовали все
три С16сер. Причем, Орлов и Бычков участвовали в воздушном бою, как и
раньше, со своими летнабами, а Гильшер на Nо. 201 сржкался в одиночку. После
успешного воздушного боя самолеты вернулись на аэродром, но у Бычкова на Nо,
202 остановился двигатель, и самолет при посадке скапотировал. Летчики
остались целы, но аппарат был отправлен в ремонт. Два оставшихся С16сер.
летали почти ежедневно. Иногда летчики поднимались в воздух по нескольку раз
в день. Летали в одиночку и с летнабами, Больше всех в отряде летного
времени на С16сер. <набрали> прапорщик Гильшер (13 часов 45 минут) и
подпоручик Орлов (9 часов 32 минуты). <Стычки> с противником
происходили практически при каждом вылете. Как правило, они заканчивались
изгнанием вражеских самолетов со своей территории, но определить число
сбитых аппаратов противника не удалось. Все перехваченные самолеты
<опустились> или <ушли со снижением за свои позиции>. Таким
образом, факт падения самолета засвидетельствовать не представлялось
возможным. В Императорском Российском ВоенноВоздушном Флоте сбитыми
считались только те самолеты противника, факт падения которых на землю мог
быть документально засвидетельствован наземными войсками. Поэтому многие
сбитые вражеские самолеты, рухнувшие на территорию противника, в
<актив> русским асам не заносились. Эксплуатация С16сер. в 7м
истребительном авиаотряде завершилась 27 апреля 1916 г. В этот день случилась
тяжелая авария. Прапорщик Гильшер, вернувшись после своего победного
воздушного боя, описанного в предисловии, немного отдохнув, опять поднялся в
воздух, на сей раз вдвоем с летнабом прапорщиком Квасниковым, Противника в
воздухе не было. Ошеломленные потерей австрийцы не спешили вступать в новое
единоборство. Можно было возвращаться домой, но тут случилось несчастье.
Заело систему управления элеронами. Машина три раза
перевернулась через крыло, отчего рули высоты опустились и, зацепившись за
рычажок руля направления, остались в таком положении. усилиями летчика и
летнаба правый руль высоты удалось поднять, но поскольку рули крепились не
на общей оси, левый руль высоты так и остался заклиненным. Самолет сорвался
в штопор. Попытки экипажа выправить истребитель остались безуспешными. Над самой
землей порвались расчалки левой коробки крыльев, Nо. 201 был разбит, но его
прочная конструкция спасла летчиков. Хотя Гильшер с Квасниковым падали с высоты
1200 м, оба они остались лживы. Что послужило причиной отказа управления
осталось неизвестным. Возможно, было какоето повреждение во время
предшествовавшего воздушного боя. За короткое пребывание на земле между
полетами осмотреть истребитель толком не успели. На основе опыта эксплуатации
и анализа причин аварии летчиками 7го истребительного авиаотряда были
составлены довольно нелестные для С16сер. отзывы, суть которых сводилась
к невозможности их использования н качестве истребителей. Ссылаясь на эти
отзывы, Августейший заведующий авиацией Великий Князь Александр Михайлович,
не питавший, как уже отмечалось, любви к АО РБВЗ, отдал в день аварии
распоряжение прекратить эксплуатацию С16сер, и сдать как уцелевший Nо. 204,
так и находящийся в ремонте Nо. 202. Начальник штаба Верховного Главнокомандующего
генерал М.В. Алексеев скептически отнесся к отрицательным отзывам, поступившим
на С16сер. из <легкой> авиации, начертав на них резолюцию: <Думаю,
что дело мастера боится>, и приказал Его Высочеству передать эти
самолеты в ЭВК, где к ним претензий не было и куда они с самого начала и
предназначались. Затем Великий князь отправил телеграмму в формирующийся 12й
истребительный авиаотряд: <Самолеты С16 в 7м истребительном авиаотряде
оказались негодными по своим качествам... Какие результаты у Вас?> В таком
вопросе, по сути, содержался и ответ. 1( середине мая 1916 г, все
С16сер. были изъяты из истребительных отрядов, а в июне сданы в ЭВК. К
сожалению, архив 12го истребительного авиаотряда не сохранился, Поэтому
проследить историю эксплуатации там аппаратов Nо, 203 и 211 не
представляется возможным, но, видимо, ко времени прихода великок
боях, Поэтому оценивали С15сер. там на основе лишь
тренировочных полетов. Хотя отзыв из 12го отряда был не столь резкий, как из
7го, но он тоже содержал существенные замечания, не способствовавшие
внедрению С16сер. в истребительные подразделения. Суть замечаний сводилась
в основном к следующему: постоянные забастовки, срывы поставок, использование
имеющихся под русой некондиционных материков и поспешность производства и
приемки отрицательно сказались на качестве сборки и регулировки, надежности
частей и деталей самолета, Нарекания были к пилотажным характеристикам аппарата:
изза плохой регулировки С16сер. имели тенденцию к скольжению на крыло, а
также к крену. Много замечаний вызывы синхронизатор пулемета. Наладка его в
полевых условиях была очень сложна. Синхронизатор приходилось регулировать
после каждого полета. Во время полета при малых оборотах двигателя
нарушалась синхронность и были случаи прострела лопастей собственного винта.
Простота конструкции синхронизатора Лаврова, к сожалению, не гарантировала
надежности. Главными недостатками С16сер. летчикиистребители считали их
сравнительно невысокие скорости полета (120125,5 км/ч; для сравнения;
состоящие на вооружении русской авиации истребители <Ньюпор 17> с
двигателем < Рон8Ь> развивали скорость 150 км/ч и с < Рон11Ь>
180 км/ч, а истребители <Моран М> имели скорость соответственно 155
км/ч и 177 км/ч) и, особенно, низкую скороподъемность. На
высоту1000м
С16сер. <забирались> с экипажем из одного
летчика за 1518 мин., вместо обещанных в соответствии с техзаданием 12 мин.,
т.е. их характеристики были хуже, чем у первых трех опытных образцов (Ко. 154,
155, 156). Самолет с трудом набирал высоту выше 2500 м. При полете с летнабом
характеристики С16сер. становились совсем плохими. Это было вызвано не
столько перетяжелением конструкции самолетов (на 5% по сравнению с проектом)
изза нехватки качественных материалов, сколько пресловутым <моторным
голодом> страшным Бичом российской авиации в 1915 г. и первой половине
1916 г, В соответствии с техническими условиями по контракту И.И. Сикорский
разработал С16сер. под двигатели <Гном> или <Рон> в 80100 л.с.
Хорошие качественные <гномов> довоенного производства с
оптимизированными пор них винтами стояли на первых опытных С16 (Nо. 154 и
155), что обусловило их выдающиеся для 1915 г. характеристики, На серийные
же С16сер. ставились, судя по их заводским номерам, <гномы~> военного
производства. Московский завод <Гном> долго не мог в условиях военного
времени обеспечить качество производства своих изделий. Известно, что
<гномы>, выпущенные в 1915 г., сильно <не доставали> паспортной
мощности. 1(роме того, часть поставленных на С16сер. <гномов> были
<ремонтными>, т.е. уже имевшими изрядный налет и поступившими после
ремонта. Они давали значительно меньше <контрактных>> 80 л.с, Хороший
новый двигатель <Гон> в 80 л.с. французского производства Великий
князь выделил только 1(.К. Вакуловскому. Наверное поэтому от того не поступило
замечаний к характеристикам С1 6сер. Известный деятель Государственной думы
И.Ф. Половцев, уделявший большое внимание развитию отечественного авиастроения,
отмечал в мае 1916 г.: <Истребители Сикорский Nо. 16 при постановке на них
моторов 80 сил <Гном> неудачны, ибо не дают ни быстрого подъема, ни
нужной высоты, ни крутого снижения, так что при встрече с <фокерами>
не могут ни уйти от них, ни догнать. При 90 и 110сильных моторах <Рон>
эти бипланы бьии хороши в первом своем издании (имеется в виду самолет
Вакуловского. авт.)>. Установка на С16сер, <недодающих> мощности
двигателей привела и к другой проблеме, В соответствии с контрактом самолеты
изготовлялись АвиаБалтом без винтов, которые должно было предоставить ГВУ.
Последнее прислало первоначально в феврале 1916 г, винты, оптимизированные
для самолета <Ньюпор> с двигателем <Гном>. Они оказались
неподходящими, и И.И, Сикорский, в расчете на качественные мощные
<роны>, попросил военное ведомство заказать на петроградском заводе
<Интеграл> специальные винты диаметром 2,55 м и шагом 2,15 м. Однако,
когда выяснилось, что придется использовать слабые <гномы>, Сикорский срочно
попросил уменьшить шаг до 2,05 м, а затем и еще до 1,80 м. В результате
на С16сер. использовались воздушные винты различного типа с параметрами, не
всегда соответствующими оптимальным. В мае 1916 г. вместо списанных С16сер.
в истребительные отряды поступили <ньюпоры> производства русских
авиазаводов. Они не превосходили С16сер. по надежности конструкции и
пилотажным характеристикам, но зато имели лучшие скорость и скороподъемность.
С передачей в июле 1916 г. в ЭВК( Nо, 210 ( о нем см. далее) все 18 машин
С16 из заказа были сданы в действующую армию. К этому времени в Эскадре
уже успели потерять в различного рода происшествиях несколько аппаратов. При
этом надо отметить, что ни один из выходов из строя самолета С16 не сопровождался
гибелью или ранением летчиков. Падение на Nо. 201 Гильшера и Квасникова
осталось первым и последним случаем такого рода, Самолеты выходили из строя
в процессе эксплуатации. Их повреждали не столько во время учебных полетов,
сколько от неумелого обслуживания. Например, однажды в 1916 г. ефрейтор
Заболотный, механик ЭВК, попытался запаять протекающий бензобак С16сер,, не
слив том<ом из него горючее. В результате истребитель, а заодно и
стоящий рядом <Илья Муромец> <взлетели на воздух>>, а
незадачливый паяльщик попал в госпиталь, Большие потери легких самолетов в
ЭВК происходили изза проносившихся над аэродромами бурь. Первый С16 был
разбит подобным образом еще в январе 1916 г. в Зегевольде, В ноябре 1917 г.
бурей в Виннице были разбиты сразу три С16сер. Прекрасно оборудованные
мастерские ЭВК обеспечили завидное долгожительство
<Сикорскиммаленьким>. Один из первых трех опытных С16 эксплуатировался
в ЭВК вплоть до 1917 г. Поврежденные в авиаотрядах Nо. 202 и 205 были
быстро отремонтированы и эксплуатировались в ЭВК. Самолет Nо. 202
<дожил> даже до 1918 г. Отлетавшие свой ресурс С16сер. разбирались на
запчасти. Списание С16сер. <за ветхостью и изношенностью> началось с
апреля 1917 г., когда в ЭВК были списаны Nо. 204, 205 и 215.
Если к началу 1917 г. в
Эскадре находилось в эксплуатации 1415 самолетов С16, то в канун
октябрьской революции в летном состоянии их оставалось не более шести. Они
достались в феврале 1918 г. австрогерманским войскам, отсупавшим в Винницу,
а затем находились в составе украинизированной <Эскадры повiтровiх
кораблiв>, прекратившей свое существование осенью того же года. 0
применении С16сер. в ЭВК сохранилось очень мало информаций. Главное
внимание в боевой деятельности этого подразделения уделялось полетам
воздушных кора6лей <Илья Муромец>. Малые самолеты в ЭВК выполняли
вспомогательные функции и не имели даже собственных экипажей. С16сер.
преимущественно использовались для учебных целей в школе ЭВК и тренировочных
полетов в боевых отрядах <муромцев>, Там, в отличие от истребительных
авиаотрядов, отношение к С16сер, было вполне доброжелательным. Опытному
персоналу хорошо оборудованных мастерских ЭВК удалось устранить под
непосредственным руководством И.И. Сикорского и Г.И. Лаврова ряд
недостатков С16сер., вызванных небрежностью сборки и отсутствием на заводе
кондиционных материалов. Пилотажные характеристики хорошо отрегулированного
самолета были столь высокими, что С16сер. широко использовались для
обучения на них начинающих пилотов. Многие прославившиеся впоследствии летчики
прошли подготовку в школе ЭВК на С16. Так, <артиллерийский офицер>
воздушного корабля <Илья Муромец > капитан А.Н. Журавченко, ставший
позднее профессором, крупнейшим советским специалистом по динамике полета,
сдал 11 ноября 1916 г. на С16сер. экзамен на звание военного летчика. До этого
он совершил часовой самостоятельный полет, поднявшись на высоту 2670 м и
спустившись по спирали на место взлета. Ведущим инструктором по обучению
полетам на С16сер. был поручик А,А. Кованько. В боевых отрядах ЭВК самолеты
С16сер. использовались для тренировок летчиков с целью сбережения ресурса
<муромцев> и для связи с другими отрядами и базой ЭВК. Известно
также, что летчики <муромцев> поднимались на приписанных к боевым
отрядам <Сикорскихмаленьких> для перехвата вражеских самолетов,
совершавших налеты на аэродромы базирования воздушных кораблей, но сведений о
какихлибо выдающихся победах не имеется. Главной причиной ограниченного применения
С16сер. в качестве истребителейперехватчиков в ЭВК, так же как и в
истребительных авиаотрядах, было отсутствие мощных двигателей. Эскадра
получила ля своих легких самолетов только <ремонтно> моторы, да и то
с огромным трудом. Августейший заведующий <легкой> авиацией наотрез
отказывался делиться новейшими двигателями с истребителями <тяжелой>
авиации, не без злорадства напоминая управлению Военно воздушного Флота
(ВВФ), что в 1915 г. генерал Шидловский <отрицал необходимость охраны
<муромцев> истребителями>, доказывая их высокую боевую неуязвимость.
Великий Князь не хотел учитывать, что на дворе стоял уже 1917 год и
<муромцам> нужны были истребители хотя бы для прикрытия мест
базирования. В результате на С1 6сер. в ЭВК ставились двигатели, которые
удавалось <выбить> для официально утвержденных учебных самолетов
эскадренной школы. Это были подержанные моторы <Гном>, <Рон> и
<Калеп> различной мощности. Например, в ноябре 1917 г.
<долгожителю> Nо. 202 эксплуатировался с <Гномом> в 50 л.с.,
снятым со старого учебного <Фармана1Ч>. Были проблемы также и с вооружением
самолетов. В связи с недостаточной надежностью синхронизаторов Лаврова
пулеметы на С16сер. перенесли в процессе эксплуатации на верхнее крыло,
Пулеметы, кстати, также были <ремонтные>, т.е. добытые всеми правдами и
неправдами благодаря связям М,В. Шидловского после ремонта на Тульском
оружейном заводе, Естественно, оснащенные слабосильными моторами и
недостаточно эффективным вооружением, эскадренные С16сер. оказывали на
противника больше моральное, чем боевое воздействие. Поднявшись с аэродрома
базирования отряда <муромцев>, они могли спугнуть вражеский
бомбардировщик, но догнать и связать его боем были уже не в состоянии.
Самолеты С15сер. показали пример исключительного по тем временам
<долгожительство>. Их <служба> не прекратилась с падением
Украинской Народной Республики, уже в 1918 г. летчики переправили всеми
правдами и неправдами часть войскового авиационного имущества на Дон в
формируемую Добровольческую Армию. Особенно много удалось захватить в 1919
г., когда Вооруженные Силы Юга России заняли большую часть фкраины. В докладе
помощника инспектора авиации Добровольческой Армии от 22 января 1919 г.
сообщалось: <Авиация Добровольческой Армии создавалась героическими
усилиями тех наиболее энергичных и отважных летчиков, которые брали на себя
труд и риск доставить в район действия Армии авиационное имущество с
территории Украины... Только глубокая любовь и преданность своему делу
русских летчиков, сгруппировавшихся в Добровольческой Армии, не дали совершенно
заглохнуть нашей авиации>. Значительное количество самолетов, в том числе
и несколько легких самолетов Сикорского, двигателей и оборудования, было
отправлено через Одессу и Херсон в Крым и на Северный Кавказ. Активное
участие в этом принимал один из создателей С16 А.А. Серебренников. Русские
летчикипатриоты шли в бой на уже давно отработавших свой срок <летающих
гробами>. Так, один из них, поручик Янченко, на предупреждение
начальства о невысокой надежности его старого истребителя ответил:
<Предпочитаю разбиться, но не летать не могу. Положение на фронте этого
требует>. Один С16сер, попал в 1й Кубанский казачий авиационный отряд, где
служил ветеран Эскадры воздушных кораблей есаул В.Я. Лобов. Он имел уже 18
часов налета на С16 в ЭВК и с готовностью <оседлал старого приятеля>,
который к этому времени находился в эксплуатации уже более трех лет. Лобов налетал
в Белой Армии еще свыше пяти часов на С16сер. прежде, чем <пересел> на
захваченный у <красных> <Ньюпор 17>. По некоторым данным,
<ветеран> С16сер. оставался в штате воссозданной белыми Севастопольской
АлександроМихаиловской военной авиационной школы до 1920 г.
|