рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Роль главы государства в обеспечении конституционных прав личности в РФ рефераты

         Согласно пункту 3 статьи 37 признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Разрешение таких споров предусмотрено Федеральным законом о порядке разрешения коллективных трудовых споров от 23 ноября 1995 года[16]. Любая система разрешения споров предусматривает возможность недовольной стороны обратить в суд.

         С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых, именно поэтому оно также закрепляется в статье 37 Конституции РФ. Любой человек должен рационально использовать время своего отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

         С признанием права на труд государство обязано создавать условия, которые способствовали бы экономическому развитию общества, наиболее полной занятости населения. Для этого оно гарантирует бесплатность среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях, что является необходимой предпосылкой для подготовки к трудовой деятельности. Вместо закрепляемого ранее принципа бесплатности всех видов образования предусматривается общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного стандарта. Сохраняется право на получение высшего образования в государственных учебных заведениях на конкурсной основе. Что касается негосударственных вузов, то гражданин вправе поступить в частное, то есть платное высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона. Государство гарантирует бесплатное и общедоступное получение дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статья 43 пункт 2 Конституции РФ). Родители (или лица их заменяющие) должны способствовать получению детьми основного общего образования.

         Конституция определяет и взаимные права  родителей и детей. Права родителей заключаются в заботе о детях и их воспитания. Трудоспособные дети, достигшие восемнадцатилетнего возраста, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Государство защищает семейные права граждан, и, прежде всего - определенные права матери и ребенка. Оно развивает охрану здоровья матери и ребенка, предусматривает социальное обеспечение и охрану труда рабочих матерей. Существуют также отпуска и пособия, связанные с беременностью и родами, перечень которых установлен в трудовом законодательстве.

         К числу социально-экономических прав относится право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 Конституции РФ). Содержанием данного права является, прежде всего, в гарантированность получения государственных пенсий и социальных пособий, устанавливаемых законом. Все формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Каждый заранее должен знать, каковы основания и условия обеспечения.

         Конституционно закрепляется право человека на жилище, которое включает в себя защиту жилища, в соответствии с которым никто не может быть произвольно лишен жилища по каким-либо соображениям.

         Однако строительство жилых помещений должно осуществляться не только государством, но и индивидуально самими гражданами и создаваемыми ими кооперативами. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развита широкая система ссуд на это, не облагаемых налогами.

         Следующим звеном в системе социально-экономических прав является право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Оно предполагает бесплатность медицинской помощи  в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения. Медицинская помощь финансируется за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

         Конституция указывает (часть 2 статьи 41 Конституции РФ) на обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер  по развитию  государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

         Учитывая практику прошлых лет, Конституция 1993 года особо оговаривает, что за  сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни  и здоровья людей, влечет за собой ответственность  в соответствии с федеральным законом. Это является важной гарантией защиты здоровья человека, поскольку распространение заведомо недостоверных или ложных сведений  о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. может привести к ужасному результату (например, авария на Чернобыльской АЭС).

         Дополняя вышеуказанное право, Конституция Российской Федерации закрепляет право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу в результате экологического правонарушения (статья 42 Конституции РФ).

         В государстве действует  программа, которая предусматривает помощь лицам, пострадавшим от экологического правонарушения (например, при Чернобыльской аварии). Граждане могут обращаться с требованиями, восстанавливающими это право, что является основанием предупредительного воздействия на предприятия и организации, нарушающие экологическое законодательство.

         В указании перечня конституционных прав и свобод предполагается критерий социально-экономических прав, который выделяет культурные права человека.

         К культурным правам  можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без которой человек не может полноценно существовать.

         Конституционно закреплены принципы, гарантирующие свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

         Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью; и государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного  режима.

         Государство гарантирует авторам охрану интеллектуальной собственности, устанавливая порядок применения ответственности для лиц, нарушивших данное право. Так, присвоение некоторых видов авторства влекут за собой уголовную ответственность.

Глава III. Полномочия главы государства  в обеспечении прав

человека и гражданина в РФ

 

§ 1. Правотворческая деятельность Президента Российской Федерации

как форма обеспечения конституционных прав

        

         Многогранная деятельность Президента РФ осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ являются указы и распоряжения.

         Указ – это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций и, кроме того, действующий в долговременном плане. Это, следовательно, нормативный акт. Указ может носить и правоприменительный характер, а следовательно, не иметь нормативного значения. Указы ненормативного значения издаются, например, о назначении того или иного лица на определенную должность. Распоряжение – это акт индивидуального организационного характера. Акты Президента РФ издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, имеют прямое действие. Указы и распоряжения Президента РФ не называются в Конституции подзаконными актами. Но они таковыми являются, ибо не должны противоречить как Конституции РФ, так и федеральным законам (часть 3 статьи 90 Конституции РФ)[17].

         Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента РФ публикуются в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания. Такой строгий порядок, установленный Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года[18], имеет значение для единообразного применения актов главы государства по всей территории страны. Порядок подготовки указов и распоряжений Президента РФ, предусматривающий согласование в Правительстве РФ и Администрации Президента, юридическую экспертизу и с помощниками Президента, установлен Распоряжением Президента РФ от 3 августа 1996 года. Решение о готовности проекта акта к представлению Президенту принимает Руководитель Администрации Президента РФ. Указы, распоряжения и законы подписываются собственноручно Президентом РФ; факсимильная печать используется лишь в исключительных случаях и только по личному разрешению главы государства.

         Итак, осуществляя свои полномочия, Президент РФ издает два вида актов: указы и распоряжения. Различие между ними установить довольно сложно. Казалось бы, надо исходить из того, что указ – акт более широкого действия, имеющий нормативный характер, а распоряжение – документ более частного, конкретного назначения. Но это не так. Нередко нормативными являются и указы, и распоряжения. Причем иногда для регулирования сходных вопросов используются то указы, то распоряжения (например, создание подразделений Администрации Президента и утверждение положений о них). Правда, в последнее время наблюдается все-таки тенденция к использованию для нормативного регулирования общественных отношений формы указов. Кроме того, для определенных вопросов ненормативного характера устойчивой формой является не распоряжение, а указ (например, в отношении предоставления гражданства РФ, выхода из гражданства, помилования и другое). Поэтому граница между актами Президента РФ порой условна.

         Но, пожалуй, в одной ситуации форма указа употребляется весьма часто. Связано это с регулированием наиболее важных общественных отношений, особенно если они не урегулированы законом; указ Президента в данном случае как бы заменяет законодательное регулирование. Проблема соотношения указа и закона заслуживает того, чтобы на ней остановиться подробнее. Введя пост Президента РФ, Конституция РФ предусмотрела, что Президент издает свои акты на основе и во исполнение не только Конституции и законов РФ, но и решений Съезда и Верховного Совета. Однако при конституционной реформе 21 апреля 1992 года осталось лишь положение о том, что указы (но не распоряжения) не могут противоречить Конституции и законам РФ.  То же записано и в действующей Конституции, но относится к обоим видам актов: указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Здесь отражена иная концепция назначения актов Президента РФ, а именно: в том случае если какой-то вопрос уже урегулирован законом, Президент РФ обязан с ним считаться. Однако если вопрос в законе не урегулирован, Президент РФ вправе его урегулировать своим актом. Причем на практике могут возникать такие ситуации: а) вопрос юридически не урегулирован, и неясно, каким актом это должно быть сделано – законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ и так далее; б) вопрос еще не урегулирован, но понятно, что он является предметом закона. По мнению Президента РФ, он  вправе издавать свой нормативный акт не только в первой ситуации, но и во второй – для заполнения правового пробела на тот период, пока закон еще не принят, а общественные отношения настоятельно требуют регулирования.

         Свою логику Президент РФ изложил в послании Федеральному Собранию от 16 февраля 1995 года: «Объем предстоящей законодательной работы настолько громаден, что парламент еще не скоро удовлетворит потребности практики в качественных законах. В этих условиях Президент РФ обязан своими нормативными указами восполнять правовые пробелы. Тем более что и конституционно-правовая основа для такого рода президентских актов. Во-первых, указы Президента – это акты не главы исполнительной власти, а главы государства. Другими словами, их абсолютно подзаконный характер не очевиден. Разумеется,  эти указы не должны противоречить Конституции и действующим законам. Но при наличии правовых пробелов их восполнение с помощью нормативных актов главы государства до принятия соответствующих законов вполне естественно и правомерно. Во-вторых, одной из конституционно - установленных прерогатив Президента РФ является определение основных направлений внутренней и внешней политики страны. Ясно, что отнюдь не только ежегодные послания Президента РФ могут считаться формой реализации этого полномочия. В-третьих, необходимость выполнения функций гаранта Конституции также обуславливает возможность издания Президентом РФ нормативных указов для обеспечения действия Конституции РФ. Таким образом, - сделал вывод Президент, пока нет соответствующих законов, указы Президента РФ остаются полноценной правовой базой для возникновения и изменения тех или иных общественных отношений»[19].

         В последующем позицию Президента РФ поддержал Конституционный Суд РФ. В Постановлении от 30 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 года «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ, утвержденного названным Указом, Конституционный Суд РФ определил: «В соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В силу этого не противоречит Конституции Российской Федерации издание им указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов»[20]. Можно было бы согласиться с позицией Президента РФ и Конституционного Суда РФ, если бы не некоторые серьезные обстоятельства. Прежде всего, в ряде случаев в силу указания Конституции РФ либо в силу правовой логики вообще вряд ли допустимо принятие акта Президентом РФ даже при отсутствии закона и необходимости в нем. Например, если статья 6 Конституции РФ говорит о том, что гражданство РФ приобретается и прекращается «в соответствии с федеральным законом», невозможно принятие вместо него указа. Или, к примеру, поскольку Федеральное Собрание принимает законы РФ, поскольку логично то, что оно и определяет порядок их опубликования и вступления в силу. Для случаев, когда очевидно, что общественные отношения составляют предмет закона, но нет возможности его принять, то необходимо заложить в Конституции РФ хотя бы вынесение Государственной Думой решения о поручении Президенту урегулировать эти отношения. Подобная практика есть в других странах, она именуется делегированным законодательством. Там не принимаются указы вместо законов явочным порядком, и президент либо правительство, вторгшиеся таким путем в компетенцию парламента, будут считаться нарушителями конституции.

         Что делать Президенту РФ тогда, когда парламент принимает закон, и в указе уже нет необходимости? Ответ как бы напрашивается сам собой: отменить указ. Важно при этом не допустить того, чтобы возникла коллизия между не отменяемым указом и по-новому, в отличие от указа, регулирующим общественные отношения законом. Естественно, Президент РФ может до последнего влиять на процесс принятия закона, используя своих представителей в парламенте, право вето и так далее. Но окончательно принятый новый закон предполагает отмену указа согласно статье 90 Конституции РФ.

§ 2.  Функции Президента Российской Федерации

 в сфере обеспечения прав человека

        

      Основные функции Президента РФ, как главы государства определены в статье 80 Конституции РФ[21]. Первая из основных функций Президента РФ – быть гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он, прежде всего, должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому  федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Президент является гарантом Конституции РФ, а не конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию Российской Федерации, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, - естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента. Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть, неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широким нарушениям прав человека, не взрывают механизм общественного согласия и не приводят к массовому неповиновению властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий Президента. Как гарант прав и свобод граждан, Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов принимать указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих и других), по борьбе с организованной преступностью и так далее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7