рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Религии мира рефераты

тели которого вступают в острую полемику и с мусульманскими  традициона-

листами,  и  со  сторонниками светских концепций общественного развития.

Одновременно начинает складываться и международное  исламское  движение,

основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году была создана

первая международная мусульманская организация Всемирный исламский конг-

ресс.

   Качественно новый этап в истории Ислама - вторая  половина  XX  века.

Широко  развернулась борьба вокруг проблемы выбора пути развития освобо-

дившимися странами,  в ходе которой появляются многочисленные  концепции

так  называемого  "третьего пути",  отличного как от капиталистического,

так и от социалистического.

   Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские пар-

тии,  играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской

республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская

исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.

   Концепции "исламского государства" подразумевают воплощение в  совре-

менных  условиях  традиционной исламской модели политической организации

общества,  в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная

власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти),

осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов,  регули-

рования экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д.  В целом

эти концепции представляют собой модернизацию  политической  и  социаль-

но-экономической  доктрин классического Ислама с учетом специфики разви-

тия конкретной страны.  Мероприятия по их реализации и пропаганде, нося-

щие название "исламизации",  осуществляются как "сверху" - путем законо-

дательного введения тех или иных норм (например в Пакистане  -  введение

ушра и заката,  исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение

"исламского правления"), так и "снизу" - в результате давления религиоз-

но-политических организаций,  среди которых наибольшую активность в этом

направлении проявляют "Братья-мусульмане". Под "исламизацией" подразуме-

вается и процесс расширения числа последователей Ислама,  происходящий в

ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары), кото-

рый  нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочис-

ленных миссионерских исламских центров,  создаваемых преимущественно  на

средства нефтедобывающих государств Аравии.

   В конце 70-х - начале 80-х годов определенную  роль  в  международных

делах стали играть международные мусульманские организации,  действующие

как на правительственном,  так и на неправительственном уровне. Наиболее

значительная из них - Организация исламской конференции( ОИК ),  создан-

ная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских  государства,  а  также

Организацию освобождения Палестины.  Мусульманские страны представлены в

ней главами государств и правительств.

   В ряде  стран  распространены  религиозно-политические организации (в

том числе и находящиеся вне закона, например "Братья-мусульмане", Партия

исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные

учебные заведения (коранические школы,  мадраса, мусульманские универси-

теты),   исламские  общества,  миссионерские  организации,  коммерческие

предприятия (исламские банки, страховые компании).

   Среди неправительственных мусульманских международных организаций на-

ибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962  году

в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация,

Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих органи-

заций  реакционные,  антикоммунистические  элементы  играют  значительно

большую роль,  чем в деятельности ОИК.  Их усилия направлены преимущест-

венно на пропаганду и распространение Ислама,  организацию международных

встреч религиозных деятелей,  оказание помощи  мусульманским  общинам  в

различных странах.

                                     3.Индуизм

Расспространение Индуизма

 
Индуизм - древнейшая национальная религия Индии. Его истоки, обычно, возводят ко времени существования Протоиндийской (хараппской) цивилизации, т.е. ко II-III тыс. до н.э. Следовательно, к рубежу новой эру он уже насчитывал не одно тысячелетие своего бытования. Такого длительного и полнокровного существования религии мы, пожалуй, не увидим ни в одном другом месте земного шара, кроме Индии. При этом, индуизм, до сих пор, сохраняет установленные издревле законы и основы жизни, протягивая в современность традиции культуры, зародившиеся на заре истории.

По числу приверженцев (их насчитывается свыше 700 млн.), индуизм -одна из самых распространенных религий мира. Его адепты составляют около 80 процентов населения Индии. Последователи индуизма живут, также, в других странах Южной и Юго-Восточной Азии: в Непале, Пакистане, Бангла-Деш, Шри-Ланке, Индонезии, в ЮАР и др. местах. К концу нынешнего столетия, индуизм перешагнул национальные границы и стал популярен в ряде стран Европы и Америки, претендуя на признание его в качестве одной из мировых религий.

В Индии имеются многочисленные религии и верования, в том числе и все мировые – буддизм, ислам, христианство - но, тем не менее, она была и остается страной индуизма, по преимуществу. Именно вокруг него во все века строилось ее культурное, политическое и социальное единство.

Как религиозный феномен индуизм отличается сложностью и противоречивостью, если не сказать больше - запутанностью и хаотичностью. Серьезную историко-культурную проблему представляет собой уже самое определение термина "индуизм". До сих пор нет удовлетворительного определения и, даже, объяснения, что же относить к собственно индуизму, каково содержание и границы этого понятия.

За несколько тысячелетий своей истории индуизм сложился как синтез социальной организации, религиозно-философской доктрины и теологических воззрений. Он пронизывает все сферы жизни своего приверженца: мировоззренческую, социальную, юридическую, поведенческую и т.д., вплоть до глубоко интимных сфер жизни. В этом смысле, индуизм является не только и не столько религией, сколько образом жизни и целостным поведенческим стандартом.

Сложнейшая религиозная система индуизма гибко и податливо сочетает в себе самые противоположные крайности и умело приспосабливается к самым разнообразным общественным и политическим условиям, сохраняя необычайную пестроту, яркость и жизнестойкость. Умея соединять несоединимое и облекаться в самые причудливые формы, индуизм обладает удивительной способностью порождать новые секты и течения, которые при этом не вступают в противоречие с его основным мировоззренческим ядром, и, может быть, как бы возрождаться из самого себя.

Однако вся эта пестрота и, казалось бы, несовместимые противоречия существуют в единых общих рамках, которые позволяют говорить об индуизме как о самостоятельной и цельной религиозной системе с общими мировоззренческими установками. При всей кажущейся аморфности и расплывчатости, индуизм всегда оставался исключительно стабильным. Подобно магниту, он втягивал в свое поле другие культы, поглощал, в той или иной форме, чужих богов, приспосабливал к своим нуждам и взглядам иные мифо-ритуальные воззрения и, тем самым, обеспечивал себе прочное и долговечное существование, выдержав конкуренцию с буддизмом и другими религиями, существовавшими на территории индийского субконтинента.

Для европейского и, вообще, западного понимания и чувств, индуизм остается чуждым и непривычным многими чертами и особенностями: он не отвечает нашим привычным стереотипам, выработанным иудео-христианскими религиями.

Прежде всего, он не является конфессиональной, логически организованной системой, специфические черты которой можно легко перечислить и, тем самым, выявить его своеобразие. Индуизм -конгломерат самых разнообразных идей, течений, сект, направлений, которые сосуществуют в пределах некоего целостного образования и радикально не противоречат его базовым установкам. В индуизме нет и не может быть еретических форм (в привычном нам христианском смысле), противостоящих истинной ортодоксальной вере. В нем нет и доктринальных ересей, так как нет четкой зафиксированной единой центральной доктрины. Каждая форма и каждый культ обладает известной этической ценностью.

Как религиозному мировоззрению, индуизму присущ плюрализм, и он проявляется не только в духовных дифференциациях, но и в социальных (кастовая система), а также в пространственных и временных: они сказываются во множестве локальных традиций и в приурочивании религиозной жизни ко всем возрастам человека. Множественные характеристики объединяютсяя общим руслом традиционной культуры и принципами жизни, обязательными для всех индусов.

Политеистический характер индуизма демонстрируется не только многообразием культов, объектов почитания и обилием мифо-ритуальных комплексов, но и совершенно особым отношением индуизма к другим культам. При соприкосновении с ними, он, подобно зыбучим пескам, поглощад их и интегрировал, тем самым обеспечивая себе широкое распространение и в пространстве, и во времени.

С точки зрения привычных европейских стандартов, индуизм выглядит логически неорганизованным и бессистемным. Но, с точки зрения традиционной индийской культуры, он имеет системность совершенно особого рода: она связана с мифологическим субстратом и сохраняет во многом колорит архаической эпохи. Индуизм можно трактовать как систему знаков и символов культуры, несущих в себе древние традиции, развивающие и сохраняющие их в разных исторических условиях. В индуизме не были "забиты" последующими культурными традициями и наслоениями многие принципы организации архаической культуры с ее главным акцентом на ритуально-магической стороне и приверженностью к мифологическому мышлению. Эта особенность индуизма сквозит во многих его чертах и проявляется, в частности, в его ярком игровом начале.

Индуизм не знал, и по сию пору, не знает единой организации (наподобие христианской церкви) ни в местном, ни в общеиндийском масштабе. Храмы, которые стали строить в Индии, примерно, в конце периода древности, были автономными образованиями и не подчинялись какому-либо высшему духовному лицу, облеченному саном. Разного рода жрецы, учителя-ачарьи, наставники-гуру обслуживали и сейчас обслуживают отдельные семьи, секты, царей, частных лиц и т.п., но они никогда не были организационно связаны между собой; не являются таковыми и сейчас. За всю историю существования индуизма никогда не созывались всеиндийские соборы, которые устанавливали бы общие нормы, принципы и правила поведения или кодифицировали тексты.

Индуизм чужд и прозелитизма: стать индуистом нельзя, им можно только родиться. Главным для индуиста было и остается следование древним традициям, заповедям предков и соблюдение ритуально-поведенческих норм, которые, согласно преданиям, были возвещены богами, запечатлены в мифах и подтверждены авторитетом священных текстов.

Знакомство с основными характеристиками индуизма важно не только для профессиональной религиоведческой подготовки. Оно раскрывает некоторые новые теоретические положения и дает сведения о совокупности фактов, полезных и необходимых при сравнительном анализе религий, а также при овладении искусством понимания людей с иным образом мыслей.


         4.Буддизм

Расспростронение Буддизма в мире

 
Буддизм - самая древняя из трех  мировых  религий.  Он "старше"  христианства на пять веков,  а ислам "моложе" его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую,  чем христианство в странах Европы и Америки.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил людям Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой посвященной буддизму книге вы найдете основанный на религиозной  традиции рассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшего себя Буддой (санскр.buddha),  что  означает "просветленный высшим знанием", "осененный истиной".

После бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них добродетели,      Будда явился на землю,  для того  чтобы выполнить спасительную миссию указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для своего воплощения  образ  царевича Сиддхартхи из знатного родаГотама (отсюда его родовое имя  -  Гаутама).  Род  этот входил в племя шакьев, жившее за 500 - 600 лет до н. э.в долине Ганга, в среднем его течении.

Как и  боги других религий,  Будда не мог появиться на земле, подобно другим людям. Мать Сиддхархи - жена правителя шакьев Майя - увидела однажды во сне,  что к ней в бок вошел белый слон.  Через положенное время она родила младенца,  покинувшего ее тело также необычным путем - через подмышку.  Немедленно изданный им клич услышали  все  боги Вселенной и возрадовались приходу того,кому удастся  пресечь  страдания  бытия.  Мудрец  Асита предрек  новорожденному свершение религиозного великого подвига.  Младенца назвали Сиддхартхой, что значит "выполнивший свое назначение". Повелитель шакьев Шуддходана не желал сыну  религиозной карьеры. Он  окружил ребенка роскошью,  скрывая от неговсе теневые стороны жизни,  дал ему  блестящее  светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила ему сына. Но однажды  во время прогулки по городу Гаутама встретил покрытого  язвами  больного,  сгорбленного   годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета.  Так он узнал о неизбежных для живых существ страданиях.  И  в  ту же ночь он тайком покинул

дворец, чтобы в отшельничестве искать путь,  ведущий  к избавлению от страданий.

В течение семи лет он безрезультатно предавал истязаниям свою  плоть  и размышлял над текстами священных книг жрецов є брахманов.  И лишь перестав голодать  и  отказавшись от ложных премудростей,  ГАутама путем внезапного

озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к спасению. Это случилось на берегу речка Наиранджаны, в местечке Урувилва,  в  теперешней  БодхГае (штат Бихар).  Сидя под священным деревом бодхи он познал "четыре благородные истины".

  Демон зла,  бог смерти Мара пытался заставить "просветленного" отказаться от возвещения людям пути  спасения.Он запугивал  его  страшными бурями,  своим грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей,  чтобы  соблазнить его  радостями жизни.  Но Будда победил все,  в том числе и свои сомнения, и вскоре произнес в "Оленьем парке", недалеко от Варанаси первую проповедь,  ставшую основой вероучения буддизма.  Ее слушали окруженный все умножающимися учениками - последователями,  Будда ходил сорок

лет по городам и деревням долины Ганга,  творя чудеса и проповедуя свое учение.

Умер Будда,  согласно  легенде,  в 80 лет в Кушинагаре, который, как полагают,  соответствует  нынешней  Касие, расположенной в восточной части штата Уттар Прадеш.  Он лег под деревом бодхи в  "позу  льва"(на  правом  боку, правая рука  под головой,  левая вытянута вдоль выпрямленных ног)и обратился к собравшимся около него монахам и мирянам со следующими словами: "Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам,  кроме того, сто все созданное обречено  на разрушение!  Стремитесь всеми силами к спасению". Уход  Будды  их  жизни   буддисты   называют

"mahaparinirvana" -  великим  переходом в нирвану.  Эта дата почитается так же,  как и момент рождения Будды  и момент "прозрения",  поэтому ее называют "трижды святым днем".

 Современная наука  не дает однозначного ответа на вопрос об историчности Будды.  Однако многие исследователи считают Шакьямуни исторической личностью.  Но следовать при этом буддийской традиции,  которая считает его единоличным "основателем буддизма", нет оснований. "Современное состояние изученности вопроса, - пишет известный советский ученый  Г.Ф.Ильин,  - позволяет считать,  что

Будда как единоличный создатель известного нам вероучения - личность неисторическая,  ибо буддизм складывался в течение многих веков,  но Шакьямуни - основатель буддийской монашеской  общины (или один из первых ее основателей), проповедник,  взгляды и практическая деятельность которого имели большое значение при возникновении буддийского вероучения,  вполне мог существовать реально".

 Задолго до возникновения буддизма Индия  имела  оригинальные религиозные учения,  культуры и традиции. Сложные общественные отношения и высокая городская  культура, включавшая  в  себя и письменность и развитые формы

искусства, существовали  здесь  одновременно  с  такими древними очагами  мировой  культуры,  как Месопотамия и древний Египет,  в ряде отношений превосходя последние. Если уже  в религии энохи харрапской культуры (середина 3 тысячелетия до н.э.) обнаружены элементы,  вошедшие в более поздние религиозные представления, то в 2 тысячелетии начали складываться те важные религиозные  традиции, которые к началу 1 тысячелетия получили литературное оформление,  именуемое в истории  индийского  мировоззрения и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия,  уже содержал черты,  характерные  для более  поздних индийских религий, в том числе и буддизма.

К ним можно отнести представление о том,  что все  существующее живое  связано между собой во времени постоянными переходами из одного телесного состояния в  другое (переселение душ или перевоплощение), учение о карме, как о силе ,  определяющей  форму  этих  переходов.

Страницы: 1, 2, 3, 4