рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Религии мира рефераты

Реферат: Религии мира

1.Введение

 В те времена, когда свет разума впервые вспыхнул в человеке, он ощутил реальность некой Высшей Силы объемлющей мироздание.

Для первобытных охотников естественно было отожествить Ее с тем, что мы теперь называем природой.

  В облаках, реках, живых существах люди искали присутствие божественного. Сначала это приводило к идолопоклонничеству, обоготворению отдельных явлений и предметов. В Индии, Греции и Китае культ природы породил веру в то, что видимый мир есть единственно подлинная действительность, но такой взгляд шел в разрез с общечеловеческим духовным опытом и не получил широкого признания.

    С приходом религиозной и философской зрелости культур укрепилось убеждение, что верховная Реальность в корне отличается от всего частного и ограниченного.      

    Последним словом дохристианской мысли стало учение о Божестве сокровенное, неисповедимое бытие которого находится по ту сторону зримого - глубина Его не может быть познана никем из смертных.

    Идея эта не только вытекала из переживаний мистиков, но имела и логическое основание.

    Поистине - какой разум в состояние охватить Саму Беспредельность.

    Человек все время стремился преодолеть дистанцию, отделяющую его от неба, связать свою жизнь с иным миром. В результате продолжали существовать две тесно переплетенные веры: вера в Непостижимого и в божества стихий. Вера в божества стихий стояли ближе к человеку, и с ними казалось можно было, вступились в прямой контакт.

   Считалось, что есть приемы, с помощью которых можно влиять на демонов и духов.

Подобный взгляд оставался господствующим в течение тысяч лет. 

   Многобожие и магия тщетно пытались заполнить пропасть, отделяющую небо от земли.

  Впервые эта раздвоенность была снята в Библейском Откровении.

  Оно учило о Боге "святом", то есть несоизмеримом с тварью, и одновременно – о человеке как Его "образе и подобии". Сходство бесконечного Духа и духа конечного делает, согласно Библии, возможным Завет между ними, Завет, или Союз, есть путь к единению человека не с Богами, а именно с высшим Началом, пребывающим под Вселенной.

   Религию Завета использовали евреи, народ который не создал могущественной цивилизации, не выделялся в политическом отношении и лишь на короткое время достиг национальной независимости. Однако верность Богу он сумел пронести через долгие столетия своей истории.

   Предание сохранило память о вожде евреев  Аврааме (ок.1900г до н.э.) с именем которого связано начало ветхозаветной религии.

   Первая ее заповедь гласила «Я - Бог  Всемогущий…», и как основная идея послужила основой для возникновения двух мировых религий ислама и христианства.

                                             2.Ислам

Расспростронение ислама в мире

 
Третьей, наряду с буддизмом и христианством,  "мировой" религией является ислам, или мусульманство, самая поздняя по времени возникновения. Современный  Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия.  По приблизительным отчетам,  общая численность мусульман на земном шаре около 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты),  из которых более двух третей живет в зарубежной  Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента).  Из более чем 120 стран мира,  в которых существуют мусульманские общины,  в 35 мусульмане составляют большую часть населения - свыше  80  процентов  населения  во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана,  Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других.

    В ряде стран последователей ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей (Гвинея,  Мали, Ливан,  Чад,  Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство  (Гвинея-Бисау,  Камерун, Буркина Фасо,  Сьерра-Леоне и др.).  Наиболее крупным по абсолютной численности мусульманские общины - в Индонезии,  Индии, Пакистане и Бангладеш. Значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Австралии, на островах Фиджи.

   В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан  государственной  (или

официальной) религией,  Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Па-

кистан и др.  В некоторых странах слово "исламский" включено в их офици-

альное название:  Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакис-

тан, Исламская Республика Мавритания и др.

   Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное вли-

яние и на международную политику.  В современном понимании ислам - и ре-

лигия,  и государство по причине активного вмешательства религии в госу-

дарственные дела.

   "Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" (

от арабского " муслим ") - предавший себя Аллаху.  "Свидетельствует Ал-

лах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, кото-

рые стойки в справедливости:  нет божества, кроме него, великого, мудро-

го! Поистине, религия пред Аллахом - ислам..." (3: 16-17).

   Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры.  Происхождение его яс-

нее,  чем происхождение христианства и буддизма,  ибо оно почти с самого

начала освещается письменными источниками.  Но и здесь много легендарно-

го.  По мусульманской традиции,  основателем ислама был пророк божий Му-

хаммед ( Мухаммад или Магомет), араб, живший в Мекке; он якобы получил от

бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их

людям. Коран – основная, священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисе-

ево для евреев, Евангелие для христиан.

   Согласно преданиям, рождение Мухаммеда было предсказано пророками Иб-

рахимом ( Авраамом ), Исмаилом, Мусой ( Моисеем ) и Исой ( Иисусом Хрис-

том ). В этих "двойных" именах нет ничего странного, поскольку ислам от-

носится  к  так  называемым авраамическим религиям и мусульмане наряду с

иудеями и христианами почитают одних и тех - же ветхозаветных  пророков,

а также Иисуса Христа как одного из них.

   Мухаммед был уроженцем Мекки - города в  западной  части  Аравийского

полуострова, где давно осело сильное племя курейш.

   Сам Мухаммед ничего не писал:  он был, видимо, неграмотен. После него

остались разрозненные записи его изречений и поучений,  сделанные в раз-

ное время.  Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и бо-

лее поздние. Из этих записей был сделан около 650 года (при третьем пре-

емнике Мухаммеда - Османе) свод, получивший название "Коран" ("чтение").

Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку архан-

гелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

   Коран разделен на 114 глав (сур).  Они расположены без всякого поряд-

ка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие - к

концу.  Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) пере-

мешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания

и  прославления  величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями,

запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем не послушникам. В Ко-

ране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как

в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.

   Другая часть  религиозной  литературы мусульман - это сунна (или сон-

на), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поуче-

ниях  Мухаммеда.  Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими

богословами - Бухари,  Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сун-

ну;  признающие  ее  называются  суннитами,  они составляют значительное

большинство в исламе.

   Можно считать  установленным,  что  Мухаммед  действительно жил около

570-632 гг.  и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало

последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много привержен-

цев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и боль-

шую часть Аравии под знаменем новой религии.  Биография Мухаммеда лишена

особой фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но исто-

ки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных

лиц,  а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся

в ту эпоху в Аравии.

   Аравия была издавна населена семитическими племенами,  предками тепе-

решних арабов.  Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь зем-

леделием,  ремеслами и торговлей,  часть кочевала в степях  и  пустынях,

разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и куль-

турно связана с соседними странами - Месопотамией,  Сирией,  Палестиной,

Египтом,  Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию.

Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился  в  Мекканском

оазисе,  близ  побережья Красного моря.  Родо-племенная знать обитавшего

здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из  торгов-

ли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святили-

ще Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы  разных

арабских племен.

   Были в Аравии и поселения иноземцев,  в частности иудейские и христи-

анские общины.В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так

как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран.  Это на-

рушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потеряв-

шие доход от караванного движения,  стали склонятся  к  оседлому  образу

жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столк-

новения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не

замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племен-

ных культов,  за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что

евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия.  Среди ара-

бов возникла секта ханифов,  чтивших единого бога.  В такой обстановке и

развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда,  вполне отвечавшая

общественной потребности.  В его проповедях,  собственно,  не было почти

ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ха-

нифов: основное у Мухаммеда - строгое требование почитать только единого

Аллаха и быть безусловно покорным его воле.

   Проповеди Мухаммеда вначале были встречены  окружающими  недоверчиво,

даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш.

Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных

богов подорвет значение Мекки как религиозного,  а значит, и экономичес-

кого центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это

бегство (хиджра),  совершенное в 622 году н. э. , считается мусульманами

за начало особого летоисчисления (мусульманская эра).  В земледельческом

оазисе  Медине (Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для про-

паганды:  мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией  и

рады  были выступить против нее.  Мухаммеда поддержало несколько местных

племен;  он пытался опереться даже и на еврейские  общины.  Набрав  себе

много сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корей-

ши вынуждены были принять новую религию. С объединением арабских племен,

которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как на-

ционально-религиозного центра еще более  возросло.  Корейшитская  знать,

вначале  враждебная  мусульманскому  движению,  теперь признала за благо

примкнуть к нему и даже возглавила движение.

   В момент  смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем

не оформлено.  Основные его положения можно извлечь из Корана,  при всей

хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богослова-

ми.

   Догматика ислама очень проста.  Мусульманин должен твердо верить, что

есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком;

что  до  него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам,

Ной,  Авраам,  Моисей,  христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что су-

ществуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие

в ислам из древнеарабских верований,  не всегда злы,  они тоже находятся

во  власти бога и исполняют его волю;  что в последний день мира мертвые

воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога,

будут наслаждаться в раю,  грешные и неверные гореть в геенне;  наконец,

что существует божественное предопределение,  ибо Аллах каждому человеку

заранее назначил его судьбу.

   Аллах изображается в Коране как существо с  чисто  человеческими  мо-

ральными качествами,  но в превосходной степени.  Он то гневается на лю-

дей,  то прощает их;  одних любит,  других ненавидит.  Как и иудейский и

христианский  боги,  Аллах  заранее предназначил одних людей к праведной

жизни и будущему блаженству,  других - к беззакониям и загробным мучени-

ям.  Тем не менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется

милостивым,  прощающим и пр.  Важнейшее качество Аллаха - это его  могу-

щество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предпи-

сание в Коране - это требование полной,  безоговорочной покорности чело-

века воле Аллаха.

   В миросозерцании Мухаммеда и в основанной им религии отсутствует иде-

ал человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Бо-

гом - идеал истинной богочеловечности. Мусульманство требует от верующе-

го не бесконечного совершенствования,  а только акта безусловной предан-

ности Богу. Вера Мухаммеда ставит первое условие истинной духовной жизни

на место самой этой жизни. Ислам требует от людей только общего подчине-

ния себя Богу и соблюдения в своей натуральной жизни тех внешних  преде-

лов,  которые  установлены  божественными  заповедями.  Религия остается

только неизменной основой и неподвижной рамкой человеческого существова-

ния, а не его внутренним содержанием, смыслом и целью.

   Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обря-

довые заповеди.  Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная мо-

литва каждый день в установленные часы;  обязательное омовение перед мо-

литвой и в других случаях; налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост

(ураза,  в десятом месяце - рамазане) в течение всего  месяца;  паломни-

чество (хаджж) в священный город Мекку,  которое правоверный мусульманин

должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

   Каждое из  этих  предписаний,  несмотря на то что они сами по себе не

так уж тяжки и невыполнимы,  допускает изъятия и смягчения  в  затрудни-

тельных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть за-

менена песком,  пылью;  соблюдение поста необязательно для больных,  для

путешественников,  они  могут и должны отпоститься позже соответствующее

число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, сос-

тоит  в  полном  воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода

солнца,  но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно  и

предаваться любым удовольствиям.

   Одно из предписаний мусульманской религии состоит в  священной  войне

за веру (джихад).  Это вполне понятно,  если вспомнить, что само мусуль-

манское движение возникло из потребности арабов в объединении и в  добы-

вании  новой  земли.  В Коране это предписание изложено ясно:  в течение

восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются "запретными")  надле-

жит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их

имущество.  В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к  иноверцам,

свойственные исламу в большой степени. Однако впоследствии и мусульманс-

кие богословы,  и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада.

Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженца-

ми разных немусульманских религий. К многобожникам, то есть последовате-

лям племенных и политеистических культов, отношение резко враждебное: "О

вы,  которые уверовали!  Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к

вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах - с богобо-

язненными!" (9:  124).  К людям же,  "имеющим писание", то есть иудеям и

христианам, составители Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь

на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения выросла иде-

ология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, "которым

ниспослано писание",  - с иудеями и христианами,  - если они не веруют в

Аллаха  и  не подчиняются религии истины (9:  29).  На практике в исламе

всякое разделение между сторонниками  иных  религий  стерлось:  все  они

рассматривались  как неверные (джяур),  подлежащие или истреблению,  или

покорению.  Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз,

вплоть  до наших дней,  побуждали верующих к истребительной войне против

всех иноверцев.

   Этика ислама довольно элементарна.  Предписывается быть справедливым,

Страницы: 1, 2, 3, 4