рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Промышленная политика Нижегородской области рефераты

Исходя из изложенного промышленная политика должна  приобрести дифференцированный характер, т.е. с точки зрения применяемых методов строиться по-разному для разных групп производств и отраслей. Для каждой из групп отраслей должна быть определена своя стратегия,  выработана и утверждена соответствующая программа ее реализации.

Разработка каждой стратегии и программы ее реализации предполагает тщательный анализ факторов макроуровня (политических, экономических, социальных, технологических), а также анализ сильных и слабых сторон, внешних возможностей и угроз, влияющих на формирование и реализацию промышленной политики (см. Приложение 2).

Программы должны составляться на основе сценарного подхода и учитывать три альтернативных сценария развития экономики страны и региона: оптимистичный, реалистичный, пессимистичный.

Программы должны строится по 2-х уровневому принципу и отражать: во-первых, общие отраслевые тенденции развития, во-вторых, тенденции в развитии отдельных важнейших предприятий.

В пессимистичном сценарии  особое внимание должно быть уделено мерам по защите жизненно важных отраслей в целевых возникновению локальных или глобальных кризисных явлений.

В оптимистичном и реалистичном сценариях реализация стратегий «преследования» и «передовых рубежей» должна происходить на фоне улучшения общих условий хозяйствования, что  подразумевает:

Защиту прав собственности  и совершенствование корпоративного управления.

Выравнивание условий конкуренции.

Дерегулирование экономики.

Улучшение информационного обеспечения бизнеса, реформирование бухгалтерского учета и статистики.

Исходным условием формирования эффективной экономической системы и благоприятного делового климата является защита прав собственности.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Основной целью развития промышленности в рамках реализации структурной политики является повышение конкурентно способности продукции и технического уровня производства, обеспечение  выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынок, замещение импортной продукции и  перевод на этой основе инновационно - активного промышленного производства в стадию стабильного роста.

В этом контексте наиболее значимыми являются следующие направления модернизации техники и технологий:

·     Ресурсосбережение.

·     Увеличение доли продукции высокой степени переработки.

·     Обеспечение необходимой динамики  обновления технологий.

·     Расширение сырьевой базы производства.

·     Обеспечение гибкости производства.

Стратегические задачи связаны с  обеспечением устойчивого функционирования отраслей промышленности жизненно важных для населения региона,  повышения экономической эффективности и бюджетной отдачи остальных отраслей промышленности.

Первоочередная задача - компенсировать ожидающееся постепенное ухудшение конъюнктуры (в том числе, вызванное повышением тарифов на продукцию естественных монополий, усилением фискального давления внутри страны и возможным снижением мировых цен на нефть) энергичной и осознанной государственной и региональной политикой.

Решение этих задач предполагает  разработку и реализацию взвешенной  промышленной политики направленной на:

·     Создание условий для скорейшей мобилизации всех внутренних ресурсов области и сосредоточении их на наиболее перспективных направлениях, с  максимально возможным ростом производительности труда;

·     Развитие отраслей, от которых зависит жизнеспособность экономики и всего общества (транспортной и информационной инфраструктуры, систем связи, инженерных сетей, коммуникаций и других объектов общего пользования);

·     Разработку механизмов по стимулированию  «точек роста» в экономике области и выравниванию социально-экономического развития территорий области.

·     Разработку региональных программ стимулирования развития депрессивных территорий.

·     Разработку и реализацию системы мер по более полному использованию резервов экономического роста предприятий и индивидуальными предпринимателями.

·     Создание на предприятиях  эффективной системы по использованию, учету и контролю трудовых, финансовых и материальных ресурсов.

·     Развитие эффективных механизмов разработки   и внедрения инноваций.

·     Разработку и реализацию механизмов лоббирования интересов предприятий Нижегородской области на федеральном уровне.

·     Формирование нового имиджа области,  как  одного из ключевых  факторов  повышения конкурентно способности предприятий  региона.

·     Мониторинг «барьеров»  для предпринимательства, создание соответствующей системы индикаторов для последующей разработки мероприятий по их ликвидации.

·     Создание равных условий конкуренции при получении Государственного, областного и муниципального  заказов для всех предприятий независимо от формы собственности и вида деятельности.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

3.1 Основные направления поддержки реализации промышленной политики

·     Формирование институциональных и законодательных условий для развития и закрепления позитивных изменений в промышленности.  Прежде всего, это общие условия, обеспечивающие защиту прав собственности, выполнение обязательств по контрактам, информационную открытость компаний для инвесторов.

·     Реформирование налоговой системы с целью ее упрощения, обеспечения равномерности и посильности налогового бремени, создания условий для развития эффективного производства на основе самофинансирования.

·     Содействие расширению спроса на промышленную продукцию на внутреннем рынке. Это может осуществляться через государственные расходы, преференции российским производителям при распределении бюджетных средств, содействие улучшению анализа спроса, маркетинга, рекламы российских товаров.

·     Важной формой увеличения спроса в ближайшие годы  будет развитие лизинга, особенно продукции машиностроения.

·     Стимулирование частных и иностранных инвестиций, прежде всего посредством обеспечения политической и финансово-экономической стабильности, снижение инвестиционных рисков и повышения доверия со стороны инвесторов. Кроме того, в ближайшие годы будут необходимы меры, стимулирующие инвестиции в производство, в том числе, в форме долевого участия государства, льготных кредитов, государственных гарантий на основе конкурсных инвестиционных проектов.

·     Прямые государственные инвестиции и иные вложения будут предусматриваться в тех случаях, когда важные для региона проекты временно не привлекательны для частного капитала.

·     Совершенствование системы управления, предусматривает разработку законодательного механизма  разграничения прав и обязанностей собственников и управляющих, создание системы государственного контроля за деятельностью управляющих, создание системы непрерывного обучения и переподготовки управляющих кадров.

Основные направления  реформирования и оздоровления промышленных предприятий региона представлены на рис. 6

Наиболее важное направление для развития  региональной промышленности среди перечисленных имеют:

·  реформирование системы налогообложения;

· формирование внутреннего рынка:

. обеспечение финансовыми ресурсами.

Поддержка реализации  этих направлений является первоочередной задачей государственных органов власти Нижегородской области на федеральном уровне.

Совершенствование системы налогообложения

Для стимулирования производства необходимо снижение ставок налогов, напрямую влияющих на деловую активность предприятий, и перенос налогового бремени на долю условно-постоянных налогов: таких как налог на имущество, землю и др.

Снижение ставки НДС - до 15% позволит предприятиям сэкономить оборотные средства и снизить цены на продукцию.

Отмена запретительного налогообложения продаж продукции ниже себестоимости и имущества ниже остаточной стоимости будет содействовать снижению цен, решению проблемы неплатежей и активизации перераспределения имущества в пользу эффективного собственника.

Необходимо вывести из-под налогообложения прибыль, инвестируемую в развитие реального производства, его модернизацию и в инновационную деятельность, разрешить органам местного самоуправления корректировать ставку налога для социально значимых предприятий.

Формирование внутреннего рынка

Активное применение защитных мер в соответствии с Федеральным законом "О мерах по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли товарами":

· использование квот и пошлин для защиты перспективных и значимых для общества и государства производств и видов деятельности, приведение их в соответствие с приоритетами промышленной политики;

· осуществление жёсткого контроля качества ввозимой продукции;

· квотирование экспорта стратегических видов сырья с учётом приоритетного обеспечения нужд отечественной промышленности, в первую очередь по экспорту приоритетных для промышленности области видов сырья: нефти, алюминия, лома цветных и чёрных металлов, кожевенного сырья.

Разработка и утверждение дифференцированной системы мер государственной поддержки инвестиционных проектов в промышленности

· предоставление налоговых льгот и государственных гарантий в зависимости от объёма инвестиций, сроков окупаемости проекта, приоритетности отрасли и региона, в котором осуществляется проект.

Содействие установлению максимально низких цен и издержек товаропроизводителей:

· установить прямое государственное регулирование через систему нормирования затрат и осуществить снижение цен на услуги естественных монополий и производителей некоторых видов топливно-энергетических ресурсов;

· установить пониженные нормативы амортизационных отчислений на основные фонды, полученные предприятием в результате приватизации;

· стимулирование вывода из состава имущества предприятия неиспользуемых мощностей путём освобождения от НДС безвозмездно передаваемых неликвидных и не участвующих в производственной деятельности основных фондов и товарно-материальных ценностей.

Обеспечение доступности кредитно-денежных ресурсов

· поддержание доходности операций с ценными государственными бумагами на уровне, сопоставимым с доходностью вложений в реальный сектор;

· привлечение иностранных банков к кредитованию реального сектора


             3.2. Комплекс мер по поддержке промышленности

Включает совокупность прямых и косвенных мер.

Прямые меры поддержки промышленности

К прямым мерам государственной поддержки промышленности относятся:

· предоставление инвестиционного налогового кредита или освобождение (полное или частичное) от уплаты налога в областной бюджет;

· предоставление в аренду государственного имущества на льготных условиях;

· отсрочки или рассрочки налоговых платежей в областной бюджет;

· предоставление кредита на льготных условиях;

· предоставление инвестиций из областного внебюджетного Фонда развития промышленности;

· финансирование программ развития промышленности на долевых началах с другими участниками.

Косвенные меры поддержки промышленности

К косвенным мерам государственной поддержки промышленности относятся:

1) создание стабильных условий хозяйствования, в том числе условий налогообложения и ставок налогов в течение финансового года в части, зачисляемой в областной бюджет;

2) проведение протекционистской политики в федеральных органах государственной власти с целью получения для предприятий области:

- контрактов на поставку продукции для федеральных и областных государственных нужд;

- централизованного государственного финансирования и инвестиций, в том числе в рамках федеральных целевых программ;

- инвестиционного налогового кредита, освобождения (полного или частичного) от уплаты налогов, отсрочки или рассрочки налоговых платежей в федеральный бюджет;

- гарантий Правительства РФ для инвесторов;

3) содействие предприятиям области в расширении рынка сбыта продукции через развитие внутрирегиональной кооперации и внешнеэкономических связей области с другими регионами и государствами;

4) гарантии областной Администрации для инвесторов;

5) стимулирование развития сети инфраструктуры услуг предприятиям промышленности (услуги сертификации, штрих кодирования, консалтинга, лизинга обучения кадров и др.)

6) содействие предприятиям промышленности в передаче в муниципальную собственность ведомственных объектов соцкультбыта или компенсации издержек, связанных с расходами на их содержание;

7) содействие развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственных связей между предприятиями;

8) содействие предприятиям оборонных областей промышленности, расположенным в области, в получении права самостоятельного выхода на внешние рынки вооружения и военной техники;

9) содействие предприятиям оборонных отраслей промышленности, расположенным в области, в проведении взаимозачетов с федеральным бюджетом в случае несвоевременного финансирования государственного оборонного заказа или конверсионных программ;

10) содействие предприятиям области в выполнении государственного оборонного заказа.

Д.  РОЛЬ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1.  РОЛЬ  ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Основная роль Департамента:

                                                   =  РОЛЬ  КАТАЛИЗАТОРА

Положение департамента промышленности как  региональной административной  единицы позволяет ему служить катализатором  превращения региональной промышленности  в   динамично развивающуюся систему хозяйствования, гибко включенную в общероссийскую и международную систему разделения труда.

Департамент  интегрирует  усилия основных секторов ближнего и дальнего окружения (включая региональные и федеральные представительства, деловые круги, учебные заведения, частные и общественные предприятия) в Нижегородском регионе, России,  других странах  мира на достижении глобальной и тактических целей промышленной политики, а также на достижении их общего понимания.

Реализация данной Концепции предполагает, что Департамент промышленности и Администрация Нижегородской области  обеспечивает, организовывает, поддерживает,  формирует и отвечает за пять  составляющих промышленной политики:

·    Формирование внутреннего рынка и организация работы промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынках.

·    Привлечение инвестиций в промышленность.

·    Развитие инфраструктуры промышленности.

·    Повышение эффективности собственности в промышленности.

·    Формирование эффективных взаимоотношений промышленных предприятий с естественными монополиями .

2.  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ

«Вертикально» организованные сектора:   

·     Руководство департамента

·     Информационно-аналитическое управление

·     Отдел промышленной политики

·     Отдел методологии и анализа экономики промышленности

·     Отдел программ и инвестиций

·     Отдел информации

·     Управление гражданских отраслей промышленности

·     Отдел машиностроения и металлургии

·     Отдел легкой промышленности

·     Отдел межотраслевых взаимоотношений

·     Управление по военно-промышленному комплексу и конверсии

·     Отдел анализа прогнозирования ВПК

·     Отдел конверсии и кредитования

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

«Горизонтально» организованные сектора:

Администрация НО: департамент транспорта и связи, департамент экономики и прогнозирования, департамент внешнеэкономических связей и торговли, департамент финансов.

Региональные органы – представляющие федеральные структуры, включая Антимонопольный комитет по Нижегородской области., ФСФНО, и др заинтересованные учреждения.

При департаменте промышленности  организуются рабочие группы по основным  направлениям промышленной политики, составленные из:

·  Внешних экспертов и  специалистов консультационных фирм и образовательных учреждений;

·  Представителей ассоциации промышленников и предпринимателей;

·  Работодателей и представителей трудовых коллективов и общественных организаций.

При департаменте промышленности  также создается  сеть стратегических партнеров.

В их число входят:  НОК, вузы, консалтинговые фирмы, учебные центры  смежных  и дочерних предприятий, профессиональные ассоциации, отдельные известные специалисты. Администрация устанавливает ключевые организации в России и за рубежом, оценивает их возможности в соответствии с реализуемой промышленной  политикой,  отбирает и  для совместной работы, заключает стратегический договор.

Совместно со стратегическими партнерами департамент осуществляет командный и процессный подход в подготовке управленческого персонала.  Первоочередное внимание уделяется  подготовке к решению трех основных задач: реструктуризации предприятий, разработки и реализации стратегий развития в ХХI веке, достижения высокого уровня конкурентно способности  выпускаемой продукции.

Для организации эффективной работы с горизонтально организованными секторами  и сетью партнеров  Администрация  должна сформировать и поддерживать единое информационное пространство, включающее информационные среды отдельных предприятий и учреждений.  Департамент должен иметь интегрированную базу данных, связанную со всеми основными базами данных, входящими в корпоративную информационную систему  предприятий и смежных департаментов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5