рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Промышленная политика Нижегородской области рефераты

-      Изменения в системе налогообложения.

 ·     Модернизация менеджмента.

-      внедрение новейших приемов менеджмента и практическую деятельность управленческого персонала (управление ценой производства, контроль качества, управление технологическим процессом);

-      движение за повышение производительности труда и качества;

-      установление новых отношений между рабочими и администрацией.

        

7.    ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Основой принцип:

        =     Постоянное  повышение конкурентноспособности  промышленных предприятий Нижегородской области   в рыночных  условиях.

Дополнительные принципы:

                = рациональное распределение сырьевых, энергетических, финансовых, трудовых, информационных  ресурсов, а также ускоренное применение новейших ресурсосберегающих технологий,  и др.;

                =    развитие корпоративной инфраструктуры поддержки

        предприятий в динамично меняющихся  рыночных  условиях;

                          =    оптимизация  внутренних и внешних  партнерских связей;

                          =    стимулирование  и поддержка  инноваций, инновационных   

        процессов;

                          =    создание «единого окна» для инвесторов и предприятий;

                          =    уменьшение и ликвидация отрицательных последствий,

        обусловленных негативными внешними  факторами.

8.   Основные виды промышленной политики 

    Промышленная политика Нижегородской области может осуществляться через:

       Политику повышения конкурентоспособности продукции.      

       Политику    ресурсосбережения.

       Инвестиционную  политику. 

       Инновационную политику.

       Политику импортозамещения и расширения экспорта.

       Политика формирования инфраструктуры поддержки развития промышленности.

       Политику  конверсии оборонного комплекса.

Б.  БАЗИС КОНЦЕПЦИИ        

       АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ российской промышленности  на период 2001 – 2004 годов, которые базируются на уточненных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2003 года в двух сценариях, а также прогноза социально-экономического развития Нижегородской области.

Первый вариант прогноза развития РФ (основной) исключает  возможность резкого изменения внешних и внутренних условий развития российской экономики, экономики Нижегородской области и подтверждает действенность намеченных Правительством РФ и Администрацией области мер в социальной и хозяйственной сферах.

Второй вариант прогноза основывается на сценарии, включающем в себя менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий, в том числе,  учитывающем возможность замедления намеченных реформ, более значительные колебания конъюнктуры на международных сырьевых, энергетических и продовольственных рынках, осложнений в обслуживании и погашении государственного долга, внешних долгов области.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА. ФОНД     

      «ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК»,  2000 г.

   БАЗИСНЫЙ ПРОФИЛЬ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ

          СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 1999 – 

          2000 годов.

   ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ   

         ОБЛАСТИ НА 2001-2004 ГОДЫ и   СТРАТЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

        НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

 «РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ  

         НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2001 ГОДЫ».

ЗАКОН НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.01.97 г. №61-З «О ПРОМЫШЛЕННОЙ

         ПОЛИТИКЕ».

     ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ  И ОГРАНИЧЕНИЯ:

·     Новые Федеральные и областные законодательные нормы не ухудшат существующее правовое поле хозяйствующих субъектов;

·     Продолжится  процесс структурных внешних преобразований ряда ведущих предприятий бюджетообразующих отраслей  в   вертикальные холдинги  с созданием замкнутых цепочек, начиная от добычи сырья и его переработки, до  продажи  готовой продукции на внутренних и внешних рынках. В первую очередь это относится к автомобильной промышленности.

·     Продолжатся процессы внутренних структурных преобразований с выделением на крупных предприятиях диверсифицированных производств и созданием «экономически» независимых бизнес единиц.

·     Продолжится изменение качественного уровня и количественного состава выпускаемой продукции, при обострении конкуренции, как на региональном, так и вне региональных рынках.

·     Произойдет дальнейшее усложнение демографической ситуации и возникнет нехватка  технических специалистов и высоквалифицированного управленческого персонала.

В.  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ  СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Важнейшими из них являются необходимые общественные предпосылки реализации промышленной политики, ключевые проблемы в  развитии страны и региона, баланс  укрупненных экономических интересов, сложившихся в регионе, и задачи региональных властей по формированию "социальной базы" промышленной политики, включая стимулирование инвестиций, инфляционно безопасное поддержание спроса, оздоровление институциональной среды.

1. ФОРМИРОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОДЕЛИ

1.1.Необходимые  предпосылки  реализации  промышленной  политики

1. Необходимо формирование социально-психологической "атмосферы обновления и подъема", характеризующейся наличием в обществе и трудовых коллективах внутреннего согласия по поводу целей развития и способов их достижения. Только в такой среде будет господствовать конструктивная мотивация, обеспечивающая поступательное развитие экономики и  промышленности.

2. Следует стремиться к состоянию общества, при котором его ключевые структуры будут связывать свои жизненные перспективы и стратегические интересы с расширенным воспроизводством и модернизацией, с увеличением национального богатства и производительного капитала, а не с их перераспределением.

3. Нужно задействовать мощные движущие силы экономического подъема - группы взаимосвязанных производств и хозяйственных институтов, образующих системную целостность и обладающих не только мощным потенциалом роста, но и достаточной "критической массой" для качественного преобразования экономики региона.

4. Эффективная воспроизводственная модель должна опираться на инновации и повышение эффективности. Поэтому мобилизация структурных, технологических и социальных источников повышения эффективности становится не только предпосылкой, но и содержанием роста, одним из его важнейших ориентиров.

5. Требуется создать механизм согласования интересов различных участников социально-экономических процессов. Реализация промышленной политики будет  сопровождаться структурной ломкой, нарастанием дифференциации и напряженности между отдельными секторами хозяйства, перераспределением ресурсов из отстающих секторов экономики, социальных групп, территорий в интенсивно развивающиеся образования. Все это может порождать напряженность, которая должна гаситься осознанной и целенаправленной социально-экономической политикой государства и региональных властей.

            Основная задача региональных властей  - создание   общественной предпосылки, необходимой для успешной реализации промышленной политики. С этой целью Администрация области  совместно с профсоюзными и другими заинтересованными организациями должна разработать и реализовать комплекс социально программ, ориентированных на промышленные предприятия под названием «Формирование социальные основ промышленной политики».

1.2. Ключевые проблемы в развитии экономики страны и региона

Общие тенденции. В целом  позитивные результаты, достигнутые промышленностью  страны и региона  в период 1999-2000 годов, дали хороший стимул к развитию региональной  экономики.  Если в Нижегородской области в 1998 году сумма прибыли   превышала сумму убытка в 1,5 раза, то в 1999 году было достигнуто превышение - в 19 раз, в  2000 году – в 4 раза. Всего за 2000 год было получено 7742,2 млн. рублей прибыли. Среднегодовой темп прироста объемов промышленного производства составил, начиная с 1996 года - 5%. Потеря   среднесписочной численности на предприятиях была ограничена на 10%. В 1999 году инвестиции в уставной капитал промышленности составили 6896 млн. рублей или 158% к уровню 1998 года. Однако,  в 2000 году в промышленность области было направлено на 43% меньше инвестиций, чем в 1999 году. Внешняя задолженность области составила 1,5 годовых бюджета.

Такое  развитие региона ближе ко второму варианту развития,  предусмотренному Правительством РФ, при котором  тенденции положительного роста  экономики будут  сохраняться с некоторым замедлением. Однако данный   вариант сценария  должен учитывать возможность перехода  к  более критической ситуации в  экономике. При формировании промышленной политики необходимо  рассмотреть  весь комплекс хозяйственных проблем, которые могут возникнуть в регионе   к 2005 году. Эти проблемы уже возникли, начиная с середины 1999 года в региональных отраслях промышленности с глубоким уровнем переработки,. Они свидетельствуют о возможности появления системного кризиса экономики, который будет проявляться через шесть кризисных симптомов.

1. Инвестиционный кризис.

Сохранение сегодняшних параметров воспроизводства основных фондов вызовет их дальнейшее сокращение, которое уже к 2005 г. станет основным ограничителем развития. К 2010 г. они сократятся на четверть по сравнению с 1998 г. и  могут составить 55-60% дореформенного объема. Надо повысить качество и конкурентоспособность производственных мощностей. Их необходимая модернизация требует ежегодного увеличения объема инвестиций на 10-12%, как минимум - на 8%, то есть в 2,2 раза по отношению к 2010 г..

2. Социальный кризис.

Финансовый кризис 1998 г. частично преодолел разрыв между производством и потреблением за счет спада потребления. Реальные доходы населения в области сократились в 2000 году по сравнению с 1997 годом на 25%. Увеличилось число граждан с доходами ниже прожиточного минимума.  В 1999 г. потребление населения по России  сократилось на 5%. При сохранении этой тенденции к 2005 г. оно сократится на 5-10% по отношению к уровню 1999 г., что переведет социальные проблемы в медико-демографическую и политическую плоскость.

3. Продовольственный кризис.

Разница цен в начале реформ привела к субсидированию промышленности и посредников за счет села. Покупательная способность села сократилась в 1992-99 гг. более чем в 3 раза, инвестиции - в 25 раз. Падение сельхозпроизводства с 1995 г. опережает промышленный спад. За 1991-99 гг. оно составило 44%. АПК не воспроизводит свой потенциал. Производство комбайнов и тракторов покрывает 10-15% выбытия.

4. Бюджетная напряженность

Минимально необходимые расходы на субсидии, госучреждения, капитальные затраты составляют сейчас 33% ВВП, с учетом обслуживания госдолга - 37-38% ВВП.

За счет реструктуризации платежей по внешнему долгу и новых кредитов эмиссионное покрытие разрыва в среднесрочной перспективе можно сократить до 1-3% ВВП (2005 г. - 4,4%), что является предельным уровнем, превышение которого ведет к гиперинфляции.

5. Топливный кризис

Топливный сектор - крупнейший кредитор экономики. Он концентрирует около 40% чистого долга покупателей в промышленности. После 2000 г. возможности его не капиталоемкого развития исчерпаны. К 2005 г. объем инвестиций в топливный сектор должен возрасти в 1,5 раза по сравнению с 1999 г., к 2010 г. - более чем в 2 раза. Иначе страна уже к 2005 г. может столкнуться с дефицитом топливных ресурсов - вплоть до сокращения их объема, поставляемого на внутренний рынок, либо сокращения их экспорта на 15-20%. Для Нижегородской области, которая закупает 100% топлива этот кризис представляет серьезную угрозу.

6. Внешнеэкономические проблемы

Девальвация рубля и рост сальдо торгового баланса создали иллюзию благополучия. Но необходимость стимулирования экспорта в условиях избыточных затрат и плохого управления требует низкого курса доллара. Последнее будет стимулировать инфляцию и усилит давление внешних обязательств и оттока капитала на национальные сбережения. Так, девальвация рубля, по данным Минфина, повысила отношение внешнего долга к ВВП с 49 до 109%, а годовой отток капитала - с 4-5 до 11% ВВП. В итоге внутренние инвестиционные ресурсы (разница между сбережениями и оттоком капитала) снизились с 19-20 до 8-9% ВВП.

Данные кризисные симптомы могут проявляться как в отдельных отраслях или группе отраслей, быть ограниченными пределами одного региона или нескольких регионов.

Задача региональных властей – своевременно диагностировать кризисные симптомы и принять все меры для локализации и уменьшения кризисных явлений. С этой целью  Администрация должна разработать и реализовать систему мониторинга кризисных симптомов, а также экстраодинарные программы  защиты жизненно важных отраслей промышленности. Перечень кластеров основных проблемных симптомов приведен в приложении 1.

1.3.Основные  пути  развития российской  и региональной экономики

Наиболее простым, но и  наименее благоприятным является инерционный путь развития, связанный с ресурсной экономикой, (см.рис.1). Здесь ресурсные ограничения и недостаточность спроса почти исключают возможность плавного эволюционного развития. Но, в 2003-2006 гг. массовое выбытие производственных мощностей и сокращение сельхозпроизводства обострит системный кризис, в ходе которого сократится потребление населения. В сочетании с сокращением государственных расходов это вызовет общее сжатие спроса, что приведет к новому витку спада производства и выбытия мощностей.  Отсутствие ресурсов для сохранения социальной инфраструктуры вызовет коллапс производства и падение уровня жизни, что  подстегнет дезинтеграцию экономики.

При реализации инерционного пути единственной сферой роста останется экспорт сырья, который может возрасти более чем на 15%. Закрепится деиндустриализация экономики, производственные мощности которой  могут сократиться на треть по сравнению с 2000 г. Для Нижегородской области данный путь неприемлем.

Кроме инерционного пути существуют два более благоприятных варианта:  переход  к устойчивому росту за счет стимулирования экспорта и за счет наращивания потребительского спроса.

"Экспортно-ориентированный" путь развития связан со снижением налоговой и социальной нагрузки на экспортеров. Это сократит потребление и не экспортное производство, переведет безработицу в открытую форму, но не обеспечит достаточный для нормального развития экономики рост.

"Потребительски-ориентированный" путь развития реализуется за счет накачки потребительского спроса и опоры на импортозамещение. Это  приведет к поддержке потребления и социальной сферы за счет бюджетного перераспределения доходов от сырьевого экспорта и экономии на инвестициях. Он обеспечивает более быстрый, но также недостаточный для восстановления региональной экономики  рост.

Наиболее эффективным представляется одновременное стимулирование государством и экспорта и потребительского спроса, что требует в качестве своей основы активного привлечения инвестиций.

"Инвестиционный и Инновационный» путь развития обеспечивает максимальный темп роста  и позволяет сделать его устойчивым, опирающимся не только на количественное наращивание объемов выпуска, но и на качественную модернизацию используемых технологий (см. рис.2 и 3).

Движение по этому пути проходит следующие основные этапы:

 1.  2001-2002 год. Консолидация власти и основных субъектов экономики, выстраивание новой схемы экономических отношений между центром и регионами, укрепление властной вертикали. Создание крупных корпораций (в т.ч. финансовых), берущих на себя основную тяжесть санации и технологической модернизации производства.

2.    2003-2006 год. Обеспечение массового обновления оборудования, ограничение вывоза капитала, продолжение монетизации экономики и вытеснение бартера, привлечение иностранных инвестиций. Возврат потребления населения на уровень до кризиса 1998 года.

Ужесточение ресурсных ограничений (восстановление нормальной загрузки конкурентоспособного оборудования, нормальной энергоемкости и т.д.) будет означать завершение этапа.

            Основная задача региональных властей – обеспечить все возможности для перехода на инвестиционный путь развития. С этой целью Администрация области разрабатывает специальную программу повышения инвестиционной привлекательности  Нижегородской области.

2.ФОРМИРОВАНИЕ  БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ  ДЛЯ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА

Инвестиционный путь развития  зависит от того, насколько эффективно государство и региональные власти смогут сбалансировать основные экономические интересы.

1. Интересы “валютного уклада”, ориентированного на экспорт сырья, материалов, капитала, импорт готовой продукции, заключаются прежде всего, в:

• свертывании неконкурентоспособных на мировом рынке производств, ориентированных на внутренний рынок (так как потребляемые ими ресурсы можно экспортировать);

• сокращении государственных расходов (в том числе социальных), во многом финансируемых экспортерами;

• максимальном привлечении иностранного капитала для закрепления внешнеэкономической либерализации;

• государственной поддержке экспортных производств.

2. Интересы инфраструктурных монополий, обеспечивающих целостность экономики и скрыто субсидирующих ее, заключаются прежде всего в:

• росте емкости внутреннего рынка;

• снижении скрытого субсидирования экономики, в первую очередь за счет неплатежей, налогов, скрытого субсидирования;

• конвертации долга потребителей их услуг в собственность.

3. Интересы регионов, обеспечивающих работу замкнутых хозяйственных систем, ориентированных на местные рынки, и несущих основную тяжесть социальной нагрузки, заключаются преимущественно в:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5