Реферат: Промышленная политика Нижегородской области
-
Изменения в системе
налогообложения.
· Модернизация менеджмента.
-
внедрение новейших приемов
менеджмента и практическую деятельность управленческого персонала (управление
ценой производства, контроль качества, управление технологическим процессом);
-
движение за повышение
производительности труда и качества;
-
установление новых отношений между
рабочими и администрацией.
7.
ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Основой
принцип:
= Постоянное повышение конкурентноспособности промышленных предприятий
Нижегородской области в рыночных условиях.
Дополнительные
принципы:
= рациональное распределение сырьевых, энергетических, финансовых, трудовых, информационных
ресурсов, а также ускоренное применение новейших ресурсосберегающих
технологий, и др.;
= развитие корпоративной инфраструктуры поддержки
предприятий в
динамично меняющихся рыночных условиях;
=
оптимизация внутренних и внешних партнерских связей;
= стимулирование и поддержка инноваций, инновационных
процессов;
= создание «единого окна» для инвесторов и предприятий;
= уменьшение и ликвидация отрицательных последствий,
обусловленных
негативными внешними факторами.
8.
Основные
виды промышленной политики
Промышленная политика
Нижегородской области может осуществляться через:
Политику повышения
конкурентоспособности продукции.
Политику
ресурсосбережения.
Инвестиционную
политику.
Инновационную
политику.
Политику
импортозамещения и расширения экспорта.
Политика формирования
инфраструктуры поддержки развития промышленности.
Политику конверсии
оборонного комплекса.
Б. БАЗИС КОНЦЕПЦИИ
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ российской
промышленности на период 2001 – 2004 годов, которые базируются на уточненных
параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2003 года в двух сценариях, а также прогноза социально-экономического
развития Нижегородской области.
Первый
вариант прогноза развития РФ
(основной) исключает возможность резкого изменения внешних и
внутренних условий развития российской экономики, экономики Нижегородской
области и подтверждает действенность намеченных Правительством РФ и
Администрацией области мер в социальной и хозяйственной сферах.
Второй
вариант прогноза основывается на
сценарии, включающем в себя менее благоприятную комбинацию внешних и
внутренних условий, в том числе, учитывающем возможность замедления
намеченных реформ, более значительные колебания конъюнктуры на международных
сырьевых, энергетических и продовольственных рынках, осложнений в обслуживании
и погашении государственного долга, внешних долгов области.
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА. ФОНД
«ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК», 2000 г.
БАЗИСНЫЙ ПРОФИЛЬ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 1999 –
2000 годов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ОБЛАСТИ НА 2001-2004
ГОДЫ и СТРАТЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ.
«РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 1999-2001 ГОДЫ».
ЗАКОН НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 20.01.97 г. №61-З «О ПРОМЫШЛЕННОЙ
ПОЛИТИКЕ».
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И
ОГРАНИЧЕНИЯ:
·
Новые Федеральные и областные
законодательные нормы не ухудшат существующее правовое поле хозяйствующих
субъектов;
·
Продолжится процесс структурных
внешних преобразований ряда ведущих предприятий бюджетообразующих отраслей в
вертикальные холдинги с созданием замкнутых цепочек, начиная от добычи сырья и
его переработки, до продажи готовой продукции на внутренних и внешних рынках.
В первую очередь это относится к автомобильной промышленности.
·
Продолжатся процессы внутренних
структурных преобразований с выделением на крупных предприятиях
диверсифицированных производств и созданием «экономически» независимых бизнес
единиц.
·
Продолжится изменение
качественного уровня и количественного состава выпускаемой продукции, при
обострении конкуренции, как на региональном, так и вне региональных рынках.
·
Произойдет дальнейшее усложнение
демографической ситуации и возникнет нехватка технических специалистов и
высоквалифицированного управленческого персонала.
В. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ
ПОЛИТИКИ
Важнейшими
из них являются необходимые общественные предпосылки реализации промышленной
политики, ключевые проблемы в развитии страны и региона, баланс укрупненных
экономических интересов, сложившихся в регионе, и задачи региональных властей
по формированию "социальной базы" промышленной политики, включая
стимулирование инвестиций, инфляционно безопасное поддержание спроса,
оздоровление институциональной среды.
1. ФОРМИРОВАНИЕ В
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОДЕЛИ
1.1.Необходимые предпосылки реализации промышленной
политики
1.
Необходимо формирование социально-психологической "атмосферы обновления и
подъема", характеризующейся наличием в обществе и трудовых коллективах
внутреннего согласия по поводу целей развития и способов их достижения. Только
в такой среде будет господствовать конструктивная мотивация, обеспечивающая
поступательное развитие экономики и промышленности.
2.
Следует стремиться к состоянию общества, при котором его ключевые структуры
будут связывать свои жизненные перспективы и стратегические интересы с
расширенным воспроизводством и модернизацией, с увеличением национального
богатства и производительного капитала, а не с их перераспределением.
3.
Нужно задействовать мощные движущие силы экономического подъема - группы
взаимосвязанных производств и хозяйственных институтов, образующих системную
целостность и обладающих не только мощным потенциалом роста, но и достаточной
"критической массой" для качественного преобразования экономики
региона.
4.
Эффективная воспроизводственная модель должна опираться на инновации и
повышение эффективности. Поэтому мобилизация структурных, технологических и
социальных источников повышения эффективности становится не только
предпосылкой, но и содержанием роста, одним из его важнейших ориентиров.
5.
Требуется создать механизм согласования интересов различных участников
социально-экономических процессов. Реализация промышленной политики будет
сопровождаться структурной ломкой, нарастанием дифференциации и напряженности
между отдельными секторами хозяйства, перераспределением ресурсов из отстающих
секторов экономики, социальных групп, территорий в интенсивно развивающиеся
образования. Все это может порождать напряженность, которая должна гаситься
осознанной и целенаправленной социально-экономической политикой государства и
региональных властей.
Основная
задача региональных властей - создание общественной предпосылки, необходимой
для успешной реализации промышленной политики. С этой целью Администрация
области совместно с профсоюзными и другими заинтересованными организациями
должна разработать и реализовать комплекс социально программ, ориентированных
на промышленные предприятия под названием «Формирование социальные основ
промышленной политики».
1.2. Ключевые проблемы в развитии экономики страны и
региона
Общие
тенденции. В целом позитивные
результаты, достигнутые промышленностью страны и региона в период 1999-2000
годов, дали хороший стимул к развитию региональной экономики. Если в
Нижегородской области в 1998 году сумма прибыли превышала сумму убытка в 1,5
раза, то в 1999 году было достигнуто превышение - в 19 раз, в 2000 году – в 4
раза. Всего за 2000 год было получено 7742,2 млн. рублей прибыли. Среднегодовой
темп прироста объемов промышленного производства составил, начиная с 1996 года
- 5%. Потеря среднесписочной численности на предприятиях была ограничена на
10%. В 1999 году инвестиции в уставной капитал промышленности составили 6896
млн. рублей или 158% к уровню 1998 года. Однако, в 2000 году в промышленность
области было направлено на 43% меньше инвестиций, чем в 1999 году. Внешняя
задолженность области составила 1,5 годовых бюджета.
Такое развитие региона ближе
ко второму варианту развития, предусмотренному Правительством РФ, при
котором тенденции положительного роста экономики будут сохраняться с
некоторым замедлением. Однако данный вариант сценария должен учитывать
возможность перехода к более критической ситуации в экономике. При
формировании промышленной политики необходимо рассмотреть весь комплекс
хозяйственных проблем, которые могут возникнуть в регионе к 2005 году. Эти
проблемы уже возникли, начиная с середины 1999 года в региональных отраслях
промышленности с глубоким уровнем переработки,. Они свидетельствуют о
возможности появления системного кризиса экономики, который будет проявляться через
шесть кризисных симптомов.
1. Инвестиционный кризис.
Сохранение
сегодняшних параметров воспроизводства основных фондов вызовет их дальнейшее
сокращение, которое уже к 2005 г. станет основным ограничителем развития. К
2010 г. они сократятся на четверть по сравнению с 1998 г. и могут составить
55-60% дореформенного объема. Надо повысить качество и конкурентоспособность
производственных мощностей. Их необходимая модернизация требует ежегодного
увеличения объема инвестиций на 10-12%, как минимум - на 8%, то есть в 2,2 раза
по отношению к 2010 г..
2. Социальный кризис.
Финансовый
кризис 1998 г. частично преодолел разрыв между производством и потреблением за
счет спада потребления. Реальные доходы населения в области сократились в 2000
году по сравнению с 1997 годом на 25%. Увеличилось число граждан с доходами
ниже прожиточного минимума. В 1999 г. потребление населения по России
сократилось на 5%. При сохранении этой тенденции к 2005 г. оно сократится на 5-10%
по отношению к уровню 1999 г., что переведет социальные проблемы в
медико-демографическую и политическую плоскость.
3. Продовольственный кризис.
Разница
цен в начале реформ привела к субсидированию промышленности и посредников за
счет села. Покупательная способность села сократилась в 1992-99 гг. более чем в
3 раза, инвестиции - в 25 раз. Падение сельхозпроизводства с 1995 г. опережает
промышленный спад. За 1991-99 гг. оно составило 44%. АПК не воспроизводит свой
потенциал. Производство комбайнов и тракторов покрывает 10-15% выбытия.
4. Бюджетная напряженность
Минимально
необходимые расходы на субсидии, госучреждения, капитальные затраты составляют
сейчас 33% ВВП, с учетом обслуживания госдолга - 37-38% ВВП.
За
счет реструктуризации платежей по внешнему долгу и новых кредитов эмиссионное
покрытие разрыва в среднесрочной перспективе можно сократить до 1-3% ВВП (2005
г. - 4,4%), что является предельным уровнем, превышение которого ведет к
гиперинфляции.
5. Топливный кризис
Топливный
сектор - крупнейший кредитор экономики. Он концентрирует около 40% чистого
долга покупателей в промышленности. После 2000 г. возможности его не
капиталоемкого развития исчерпаны. К 2005 г. объем инвестиций в топливный
сектор должен возрасти в 1,5 раза по сравнению с 1999 г., к 2010 г. - более чем
в 2 раза. Иначе страна уже к 2005 г. может столкнуться с дефицитом топливных
ресурсов - вплоть до сокращения их объема, поставляемого на внутренний рынок,
либо сокращения их экспорта на 15-20%. Для Нижегородской области, которая
закупает 100% топлива этот кризис представляет серьезную угрозу.
6. Внешнеэкономические проблемы
Девальвация
рубля и рост сальдо торгового баланса создали иллюзию благополучия. Но
необходимость стимулирования экспорта в условиях избыточных затрат и плохого
управления требует низкого курса доллара. Последнее будет стимулировать
инфляцию и усилит давление внешних обязательств и оттока капитала на
национальные сбережения. Так, девальвация рубля, по данным Минфина, повысила
отношение внешнего долга к ВВП с 49 до 109%, а годовой отток капитала - с 4-5
до 11% ВВП. В итоге внутренние инвестиционные ресурсы (разница между
сбережениями и оттоком капитала) снизились с 19-20 до 8-9% ВВП.
Данные
кризисные симптомы могут проявляться как в отдельных отраслях или группе
отраслей, быть ограниченными пределами одного региона или нескольких регионов.
Задача
региональных властей – своевременно диагностировать кризисные симптомы и
принять все меры для локализации и уменьшения кризисных явлений. С этой целью Администрация должна разработать
и реализовать систему мониторинга кризисных симптомов, а также экстраодинарные
программы защиты жизненно важных отраслей промышленности. Перечень кластеров
основных проблемных симптомов приведен в приложении 1.
1.3.Основные пути развития российской и региональной
экономики
Наиболее
простым, но и наименее благоприятным является инерционный путь развития,
связанный с ресурсной экономикой, (см.рис.1). Здесь ресурсные
ограничения и недостаточность спроса почти исключают возможность плавного
эволюционного развития. Но, в 2003-2006 гг. массовое выбытие производственных
мощностей и сокращение сельхозпроизводства обострит системный кризис, в ходе
которого сократится потребление населения. В сочетании с сокращением
государственных расходов это вызовет общее сжатие спроса, что приведет к новому
витку спада производства и выбытия мощностей. Отсутствие ресурсов для
сохранения социальной инфраструктуры вызовет коллапс производства и падение
уровня жизни, что подстегнет дезинтеграцию экономики.
При
реализации инерционного пути единственной сферой роста останется экспорт сырья,
который может возрасти более чем на 15%. Закрепится деиндустриализация
экономики, производственные мощности которой могут сократиться на треть по
сравнению с 2000 г. Для Нижегородской области данный путь неприемлем.
Кроме
инерционного пути существуют два более благоприятных варианта: переход к
устойчивому росту за счет стимулирования экспорта и за счет наращивания
потребительского спроса.
"Экспортно-ориентированный" путь развития связан со снижением налоговой и
социальной нагрузки на экспортеров. Это сократит потребление и не экспортное
производство, переведет безработицу в открытую форму, но не обеспечит
достаточный для нормального развития экономики рост.
"Потребительски-ориентированный" путь развития реализуется за счет накачки
потребительского спроса и опоры на импортозамещение. Это приведет к поддержке
потребления и социальной сферы за счет бюджетного перераспределения доходов от
сырьевого экспорта и экономии на инвестициях. Он обеспечивает более быстрый, но
также недостаточный для восстановления региональной экономики рост.
Наиболее
эффективным представляется одновременное стимулирование государством и экспорта
и потребительского спроса, что требует в качестве своей основы активного привлечения
инвестиций.
"Инвестиционный и Инновационный» путь развития обеспечивает максимальный темп роста и
позволяет сделать его устойчивым, опирающимся не только на количественное
наращивание объемов выпуска, но и на качественную модернизацию используемых
технологий (см. рис.2 и 3).
Движение
по этому пути проходит следующие основные этапы:
1. 2001-2002 год. Консолидация власти и основных субъектов экономики, выстраивание новой
схемы экономических отношений между центром и регионами, укрепление властной
вертикали. Создание крупных корпораций (в т.ч. финансовых), берущих на себя
основную тяжесть санации и технологической модернизации производства.
2. 2003-2006 год. Обеспечение массового обновления оборудования, ограничение вывоза
капитала, продолжение монетизации экономики и вытеснение бартера, привлечение
иностранных инвестиций. Возврат потребления населения на уровень до кризиса
1998 года.
Ужесточение
ресурсных ограничений (восстановление нормальной загрузки конкурентоспособного
оборудования, нормальной энергоемкости и т.д.) будет означать завершение этапа.
Основная
задача региональных властей – обеспечить все возможности для перехода на
инвестиционный путь развития. С этой целью Администрация области
разрабатывает специальную программу повышения инвестиционной привлекательности
Нижегородской области.
2.ФОРМИРОВАНИЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УСТОЙЧИВОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА
Инвестиционный
путь развития зависит от того, насколько эффективно государство и региональные
власти смогут сбалансировать основные экономические интересы.
1.
Интересы “валютного уклада”, ориентированного на экспорт сырья,
материалов, капитала, импорт готовой продукции, заключаются прежде всего, в:
• свертывании неконкурентоспособных на мировом рынке
производств, ориентированных на внутренний рынок (так как потребляемые ими
ресурсы можно экспортировать);
• сокращении государственных расходов (в том числе
социальных), во многом финансируемых экспортерами;
• максимальном привлечении иностранного капитала для
закрепления внешнеэкономической либерализации;
• государственной поддержке экспортных производств.
2.
Интересы инфраструктурных монополий, обеспечивающих целостность
экономики и скрыто субсидирующих ее, заключаются прежде всего в:
• росте емкости внутреннего рынка;
• снижении скрытого субсидирования экономики, в первую
очередь за счет неплатежей, налогов, скрытого субсидирования;
• конвертации долга потребителей их услуг в
собственность.
3.
Интересы регионов, обеспечивающих работу замкнутых хозяйственных систем,
ориентированных на местные рынки, и несущих основную тяжесть социальной
нагрузки, заключаются преимущественно в:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|