рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации рефераты

Реферат: Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации

Московский военный институт Федеральной пограничной службы

Российской Федерации

Юридический факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА:

«Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации»

Исполнитель: Беляков А.В. (группа 822)

г. Москва

2001 г.

План.

1.    Понятие паспортного режима.

2.    Паспорт – основной документ гражданина РФ.

3.    Обязанность гражданина иметь паспорт.

4.    Правила регистрационного учета.

5.    Право на получение заграничного паспорта.

6.    Прокурорский надзор за исполнением законодательства, регулирующего отношения связанные со свободой передвижения и выбором места пребывания.

Понятие паспортного режима.

            Паспортная система — совокупность урегулированных пра­вом общественных отношений, возникающих преимущественно меж­ду органами внутренних дел и гражданами в связи с выдачей граж­данам паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетом граждан по месту жительства и месту пребывания. 

Главными субъектами этих правоотношений являются гражда­не и органы внутренних дел. Но определенное участие в них прини­мают военкоматы, органы ЗАГСа, медицинские учреждения, прини­мающие участие в заполнении паспортов, а также жилищно-коммунальные и иные организации, занимающиеся регистрационным учетом граждан.

Паспортная система включает в себя права, обязанности назван­ных субъектов и возникающие при их реализации отношения по поводу:

•   заполнения и выдачи паспортов гражданам России;

•   выдачи иностранцам видов на жительство;

•   регистрации граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства или временного проживания в России;

•   выдачи гражданам заграничных паспортов;

•   контроля за соблюдением паспортного режима.

В настоящее время паспортизация и регистрация граждан ре­шает четыре главные задачи:

1. Обеспечить граждан основным документом, который по­зволяет им осуществлять многие важные права (на свободу передвижения, вступление в брак, открытие банковских сче­тов, получение лицензий, поступление в вуз, на государствен­ную службу, участие в голосовании, использование авиацион­ного и железнодорожного транспорта и т. д.).

По российскому праву многие права и даже обязанности мо­гут быть реализованы гражданами только при наличии у них паспорта или иного основного документа, позволяющего иден­тифицировать личность. Паспорт позволяет проверить истин­ность сведений о гражданине, которые он сам о себе сообща­ет, а также тех, которые содержатся в других источниках информации. Идентификация личности необходима, когда предоставляются или используются важные права (вступле­ние в брак, прием на работу и т. д.).

2. Обеспечить учет граждан: воинский учет, статистический учет процессов миграции, учет численности и состава прожи­вающего на определенной территории населения (для обра­зования избирательных округов и проч.).

3. Способствовать борьбе с преступностью, в частности, ро­зыску лиц, скрывающихся от правосудия, от уплаты алиментов, учету лиц, прибывших из мест лишения свободы, и т. п.

4. Способствовать рациональному размещению населения на территории страны: предотвращению перенаселения курорт­ных мест, крупных городов, нарушений санитарных правил при заселении жилых помещений, обеспечению безопасности при заселении местностей с особыми административными режима­ми. Экономические и иные средства косвенного воздействия на выбор гражданами места проживания пока еще не обеспечива­ют рационального расселения населения. И регистрационный учет в определенной степени используется как средство прямого административного воздействия на процесс миграции.

Решение названных задач обеспечивает выполнение двуединой цели паспортного режима: создание условий, благоприятствующих осуществлению гражданами своих прав, а также— способствующих выполнению их обязанностей, обеспечению безопасности граждан, общества, государства.

Правовой основой паспортной системы являются Федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Рос­сийской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О гражданстве Российской Федерации», Указ Президента России «Об основном документе, удо­стоверяющем личность гражданина Российской Федерации на тер­ритории Российской Федерации», утвержденные Правительством «Положение о паспорте гражданина Российской Федерации», «По­ложение о паспорте моряка», «Правила регистрации и снятия граж­дан Российской Федерации с регистрационного учета», ряд приказов и инструкций МВД. Вопросы выдачи основного документа иност­ранным гражданам и лицам без гражданства, их регистрации регули­руются еще и актами СССР, и актами субъектов Федерации.

Система названных актов закрепляет в России паспортный режим, то есть совокупность правил паспортизации и регистрации граждан, правовую основу паспортной системы. Для ее существова­ния необходимы также организационные (система компетентных органов, служб, организаций), материально-технические условия и де­ятельность субъектов во исполнение соответствующих правил.

Паспортный режим — часть общего административного режи­ма страны, поскольку его правила распространяются на всех граждан, он не связан с какими-то особыми обстоятельствами. В отличие, например, от таких специальных административно-правовых режимов, как режимы закрытого административно-территориального образо­вания, чрезвычайного положения, пограничной зоны.

В решении вопросов реализации гражданами России права на свободу передвижения большую роль играют многочисленные постанов­ления, определения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, других судов. В этой главе приведены некоторые из них. Использо­ванные в главе судебные правоположения свидетельствуют о том, что суды решительно выступают против любых необоснованных ограни­чений этого конституционного права не только подзаконными акта­ми, но и федеральными законами и законами субъектов Федерации. Судебная практика в немалой степени способствует либерализации российского паспортного режима. Она направлена на устранение тех ограничений прав граждан, которые связаны с существовавшим в СССР в условиях тоталитаризма отношением к паспортизации, регистрации граждан как средствам контроля за ними.

Паспорт – основной документ гражданина РФ.

    Среди многочисленных документов, которые имеют российские граждане, особую роль играет паспорт. Он является основным доку­ментов, удостоверяющим личность.

Речь идет о паспорте, который используется внут­ри России. Его можно назвать внутренним паспортом, чтобы четче отличать его от паспорта заграничного. Сейчас внутри страны ис­пользуются два вида паспортов: старые — граждан СССР, в кото­рые могут быть вложены вкладыши граждан Российской Федерации, и новые — граждан Российской Федерации. Постановлением Пра­вительства РФ от 8 июля 1997 г. утвержден образец бланка нового паспорта. Их выдача гражданам, впервые получающим паспорта, и в замен старых началась с 1 октября 1997 г. и будет, продолжаться до 31 декабря 2005 г. Значит, вплоть до 2006 г. в России будут использоваться и те, и другие паспорта.

Паспорт гражданина СССР выдавался по достижении лицом 16 лет. В соответствии с положением о паспорте гражданина Рос­сийской Федерации его обязаны иметь все россияне, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории России.

Паспорт является основным документом гражданина России на ее территории:

Во-первых, потому, что он содержит все главные сведения о личности: фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения. Кроме того, в паспорте производятся обязательные отметки и записи:

• о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета;

• об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 17-лет­него возраста;

•   о регистрации и расторжении брака;

•   о детях, не достигших 14-летнего возраста;

•  о выдаче основных документов, удостоверяющих личность граж­данина России за ее пределами.

По желанию гражданина соответствующими учреждениями здра­воохранения в паспорте производится отметка о его группе крови и резус-факторе.

В паспорте заполняются следующие реквизиты: об органе внут­ренних дел, выдавшем паспорт, о дате выдачи паспорта, код паспортно-визового подразделения органа внутренних дел, выдавшего пас­порт, личная подпись гражданина, подпись начальника паспортно-визового подразделения ОВД, выдавшего паспорт.

Внесение в паспорт сведений, отметок и записей, не предусмотрен­ных Положением, запрещается. Паспорт, в который внесены сведения, отметки и записи, не предусмотренные Положением, является недей­ствительным. В республиках, входящих в состав России, могут изготав­ливаться вкладыши к паспортам с текстами на языках республик, а также вносятся записи на языках республик.

Во-вторых, паспорт — это единый документ для всех российс­ких граждан, достигших 14-летнего возраста. Большинством граж­дан он используется намного чаще, для более широкого круга отно­шений, чем другие документы.

В-третьих, установлен особый порядок заполнения данных, вкле­ивания фотографий, выдачи паспортов, их замены, который призван гарантировать подлинность содержащихся в них сведений.

В-четвертых, он официально объявлен основным документом вышеназванным указом Президента России (паспорт гражданина СССР — постановлением Совета Министров СССР от 1974 г.).

Из факта признания паспорта основным документом россияни­на, живущего в своей стране, можно сделать определенные выводы. В частности, такие:

1) при осуществлении юридических действий нельзя требовать от гражданина представления справок, иных документов, если соответствующие сведения имеются в паспорте;

2) если сведения, содержащиеся в иных документах, противоре­чат тем, которые содержатся в паспорте, приоритет отдается сведениям, содержащимся в паспорте.

Обязанность гражданина иметь паспорт.

Выдавать, заменять паспорта, регистрировать граждан по месту жительства и месту временного пребывания, снимать их с учета, осу­ществлять контроль за соблюдением паспортного режима обязаны органы внутренних дел и в целом МВД РФ (как ведомство). На граждан России паспортный режим возлагает две главные обязанности: иметь паспорт и соблюдать правила регистрационного учета.

Обязанность иметь паспорт, во-первых, включает в себя такие обязанности, как: получать паспорт, заменять его (продлевать его дей­ствие), хранить, сдавать. Во-вторых, ее реализация обеспечивается организационной деятельностью ОВД по выдаче и замене паспор­тов. В-третьих, особенность этой обязанности состоит в том, что она охраняется административными взысканиями. Установлена админи­стративная ответственность за проживание без паспорта, нарушение сроков его замены, утрату его по небрежности, а также за незаконное его изъятие. В-четвертых, это административно-правовая обязанность. В-пятых, рассматриваемая обязанность, как и обязанности заботиться о здоровье, получать общее образование, входит в группу правовых явлений, которые можно назвать правообязанностями. В них тесно переплетаются долженствование и права личности, а их реализация порождает обязанности субъектов власти создавать для этого необ­ходимые условия.

Обязанность получить паспорт может быть первичной, она воз­никает по достижении гражданином России 14-летнего возраста, при приеме в российское гражданство. Эта обязанность становится вто­ричной в случае утраты паспорта самим гражданином, лицами, его изъявшими, иными субъектами.

По общему правилу паспорт получают— по месту жительства гражданина, а в порядке исключения — по месту его пребывания. Детям-сиротам, иным детям, оставшимся без попечения родителей и находящимся в специализированных воспитательных учреждениях паспорта выдаются по месту нахождения этих учреж­дений. Лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, если ранее они не получали паспортов, если их паспорта утеряны в ходе след­ствия, они выдаются по месту расположения учреждений, исполняю­щих наказания.

Порядок выдачи и замены паспортов регулируется Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации» и изданной в ее исполнение Инструкцией МВД РФ от 15 сентября 1997 г. «О поряд­ке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Россий­ской Федерации».

Лицо, обязанное получить паспорт, должно подать заявление по установленной форме в организацию, ведающую жилым фондом, в котором оно живет, администрации специального учреждения либо непосредственно в ОВД. К заявлению нужно приложить:

•   свидетельство о рождении:

•   две личные фотографии лица в анфас в черно-белом исполне­нии размером 35х45 мм:

•   квитанцию об оплате стоимости бланка паспорта (0,5 МРОТ[1]).

Если есть необходимость в документах, подтверждающих граж­данство заявителя, то их следует представить.

Документы и фотографии должны быть сданы гражданами не позднее 30 дней со дня, следующего за днем, когда ребенку исполни­лось 14 лет. Должностные лица, получившие документы и фотогра­фии, обязаны передать их в ОВД.

Администрации учреждений, исполняющих наказание в виде ли­шения свободы, не позднее чем за 15 дней до освобождения лиц, не имеющих паспортов, обязаны направлять запросы в ОВД района, горо­да, на территории которого находится учреждение. К запросу прилага­ются заявление осужденного и две его фотографии. Лицу, находяще­муся в местах лишения свободы, паспорт вручается при освобождении.

По общему правилу, паспорта выдаются гражданам в 10-днев­ный срок со дня принятия ОВД всех надлежащим образом оформ­ленных документов и фотографий. Когда в установленный для вы­дачи паспортов срок не представляется возможным установить лич­ность гражданина, начальник ОВД или его заместитель могут продлить срок выдачи паспорта, но не более чем на 20 дней. Лицу, в отноше­нии которого проводится проверка, на срок ее проведения по его просьбе может быть выдано временное удостоверение личности.

Как правило, гражданам при приеме документов сообщается о дате выдачи паспорта и возвращении сданных документов. Получив паспорт, гражданин должен расписаться в нем, а также в своем заяв­лении. Если по истечении 15-дневного срока со дня, установленного для получения паспорта, гражданин не явился в ОВД, ему письменно или иным способом должно быть сделано напоминание.

Паспорт гражданина России подлежит замене, если:

•   гражданину исполнилось 20 или 45 лет;

•   у гражданина легально изменились фамилия, имя, отчество, сведе­ния о дате и/или месте рождения;

•   изменился пол;

•   он стал непригодным для дальнейшего использования вслед­ствие износа, повреждения, иных причин;

•   в произведенных в нем записях обнаружены неточности;

•   в иных случаях, предусмотренных актами Правительства, Пре­зидента и федеральными законами.

В первом случае замена производится в плановом порядке. Соответствующая обязанность распространяется на всех граждан, она связана с событием, которое произойдет в жизни каждого в опреде­ленный день. В других случаях замена обусловлена специальными поводами.

Для замены паспорта гражданин кроме заявления и фотогра­фий должен представить паспорт, подлежащий замене. А если это связано со специальными поводами — документы, подтверждающие основания для замены (свидетельство о браке, медицинский доку­мент об изменении пола и т. д.).

Во всем остальном процедура замены паспорта аналогична про­цедуре его получения.

Представляется, что на паспорта граждан СССР, которые граж­дане России будут использовать еще многие годы, распространяются некоторые правила Положения о паспортной системе в СССР, ут­вержденного Советом Министров СССР 28 августа 1974 г. Поло­жением, в частности, установлено, что по достижении гражданами 25-летнего или 45-летнего возраста органами внутренних дел в их паспорта вклеиваются новые фотографии, соответствующие этим воз­растам. Гражданин, которому исполнилось 25 (45) лет, обязан пред­ставить в ОВД фотографии и паспорт для их вклеивания.

Правительство России 24 июля 1998 г. приняло постанов­ление «О паспортах граждан Российской Федерации, проживаю­щих на территории государств — участников СНГ». В нем сказано, что в качестве временной меры до завершения замены паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации предоставляется право консульским учреждениям Рос­сии в странах СНГ производить вклеивание фотокарточек на паспорта гражданина СССР гражданам Российской Федерации, проживающим в странах СНГ, по достижении ими 25-летнего и 45-летнего возраста.

Следует отметить, что Положением о паспортной системе в СССР установлено, что по истечении месячного срока со дня, когда гражданину исполнилось 25 (45) лет, паспорт считается недействительным, если в него ОВД не вклеена фотография гражданина в этом возра­сте. Было бы целесообразно аналогичную норму установить в отно­шении случаев замены паспортов по возрасту в современной ситуа­ции. Ее можно было бы сформулировать так: если в течение тридца­ти дней лицо, которому исполнилось 20 или 45 лет, не сдаст документы и фотографии для замены паспорта, имеющийся у него паспорт счита­ется недействительным.

При обнаружении утраты паспорта гражданин обязан незамед­лительно обратиться в ОВД по месту жительства или временного пребывания. Затем должно быть представлено заявление о выдаче нового документа и четыре личные фотографии.

В случае похищения паспорта заявление об этом следует подать в дежурную часть ОВД по месту хищения или по месту жительства гражданина. Заявления о хищении, утрате подаются в письменной форме, в ОВД их обязаны регистрировать. До оформления нового паспорта ОВД обязано по просьбе гражданина выдать ему времен­ное удостоверение на срок не более двух месяцев. Производство по делам о .хищении паспорта должно быть закончено в 10-дневный, а по делам об утрате — в месячный срок. В случае необходимости начальник ОВД или его заместитель вправе продлить срок производ­ства, но не более чем на месяц.

Новые паспорта вручаются гражданам взамен старых по месту жительства. Гражданам, прибывшим к месту жительства (а не имею­щих места жительства — к месту пребывания) и утратившим пас­порта до оформления регистрации по новому месту жительства (пре­бывания), паспорта взамен утраченных выдаются ОВД по новому месту жительства (пребывания), если имеются законные основания для их регистрации.

Страницы: 1, 2, 3, 4