Реферат: Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий мозга
4.2. Ранний детский период.
По
мере развития речи и связанных с ней кортикальных центров доминантного
полушария (левого у правшей), последнее становится ведущим в развитии (II
период), привнося свой (аналитический, вербально-логический) способ обработки
информации, свой (аналитический, поленезависимый) способ восприятия -
"левополушарные" (ЛП). В развитии мышления начинается переход от
мышления конкретного к абстрактному, словесно-понятийному, связанное с
формированием собственно сознания, по Л.С.Выготскому [38]. По Ж.Пиаже [3],
данный этап рассматривается как предоперациональная стадия интеллектуального
развития. Она характеризуется развитием символического, образного мышления,
которое представляет собой начальный этап интериоризации мыслительных действий,
приводящей к формированию операционального мышления. К этому же периоду
относится начало осознавания ребенком собственного "Я", развития
"Я-концепции" и формирования самостоятельной регуляции деятельности,
стремление к самостоятельности - "Я сам" (A.Kоссаковский [5]). С
появлением образа "Я" связано и формирование в этом возрасте
берновской жизненной установки индивида по отношению к себе, связанной с
самооценкой: "Я +/-". По Э.Эриксону [22], в этом периоде в связи с
приучением ребенка к самостоятельному контролю физиологических отправлений,
требующим проявления им "автономной воли", формируются такие
личностные черты, как автономия, самостоятельность, в дальнейшем перерастающие
в ответственность и уверенность в себе (позитивный вариант) либо зависимость,
неуверенность, стыдливость (негативный вариант, лежащий в основе развития в
дальнейшем описанного А.Адлером "комплекса неполноценности").
Аналогичные представления находим у В.Шутса [29], в рассмотрении которого
данный этап и соответствующий ему компонент структуры личности представляются
как "Контроль". С появлением ФАП связано начало формирования на
данном этапе таких ТФ, как рациональность/иррациональность, связанных с тем,
какое из полушарий- доминантное или субдоминантное- будет занимать место
инициирующего в формирующейся ментальной стратегии. Названные ТФ связаны
соответственно с такими характеристиками когнитивного стиля, как
рефлексивность/импульсивность. Продолжается данный период до возраста 3-4 лет.
4.3. Дошкольный период.
III
период характеризуется приматом развития абстрактного мышления (начало операциональной
стадии интеллектуального развития по Ж.Пиаже [3]), в котором наиболее ярко
проявляется принцип культурного развития ВПФ (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия [39]).
На данном этапе, который Ж.Пиаже именует стадией конкретных операций,
происходит совершенствование, углубление процесса интериоризации мыслительных
действий, превращающего их в операции. Завершается данный период в возрасте 6-8
лет, в среднем около 7 лет. В III периоде ускоряются темпы социализации,
начинается осознавание "социального Я" (Л.И.Божович[48]) и
формирование индивидуально-типологических социальных ролей (социотипов).
Последнее протекает в тесной связи с дальнейшим формированием ментальной
стратегии на основе социальных взаимодействий ребенка, участия его в
коллективной деятельности (игровой, затем учебной). В это время начинают
оформляться такие "внутриполушарные" ТФ, как логика/этика,
интуиция/сенсорика. На основе накапливающегося в процессе социализации
коммуникативного опыта происходит формирование берновской жизненной установки
по отношению к социуму: "Они +/-". В схеме Э.Эриксона [22] этот
период связан с самоутверждением ребенка в процессе социализации, в ходе
групповой коммуникации, игры. При этом происходит формирование инициативности,
если проявляемая ребенком инициатива поощряется (позитивный вариант) либо
чувства вины (негативный вариант). В аспекте социализации можно рассматривать и
соответствующий, завершающий этап периодизации В.Шутса
[29]-"Открытость", подразумевающий готовность к социальным
взаимодействиям, открытость для социальных контактов. Психическое развитие
ребенка на данном этапе требует комплементарного развития обоих полушарий, их
взаимодополнения с дальнейшей специализацией и дифференциацией межполушарного
взаимодействия в рамках ФАП. При этом происходит углубление ФАП с возрастанием
ведущей роли доминантного полушария (ЛП). В то же время ряд ВПФ продолжают
сохранять черты преобладания ПП. Так, до завершения формирования ФАП (возраст
10-14 лет) ПП у правшей продолжает оставаться более реактивным, в частности, его
активность преобладает при решении задач, связанных с вниманием (Д.А.Фарбер
[49]). При этом мышление ребенка от 3 до 7-8 лет сохраняет такие черты
"правополушарности", как интуитивный, глобальный характер,
рассматривающий объект как нерасчлененное целое - детский синкретизм, а также
эгоцентризм, представляющий восприятие мира как продолжение своего
"Я" (Ж.Годфруа [50]).
4.4. Школьный период.
IV
период характеризуется дальнейшей функциональной дифференциацией как меж-, так
и внутриполушарной. Интеллектуальное развитие характеризуется
совершенствованием абстрактного мышления с переходом к стадии формальных
операций по Ж.Пиаже [3], личностно-типологическое - завершением формирования
индивидуальной ментальной стратегии, протекающим под влиянием социально-коммуникативных
факторов. Э.Эриксон [22] данный период развития связывает с коллективной
деятельностью, направленной на достижение конкретных целей (учеба, начало
трудовой деятельности), требующей проявления целеустремленности и
предприимчивости и складывающимся в ходе этой деятельности отношением к труду.
Соответственно возможно развитие трудолюбия (позитивный вариант) либо чувства
неполноценности, некомпетентности (негативный вариант). Аналогичные
представления высказываются М.Е.Литваком (1995 [26]), дополняющим схему
жизненных установок по Э.Берну [19] отношением к труду - установка "Труд
+/-".
Табл.
1. Периоды возрастного развития и формирование Ф А П.
|
Периоды развития |
|
I |
II |
III |
IV |
Период |
Младенческий |
Ранний детский |
Дошкольный |
Школьный |
Ведущая деятельность |
Эмоциональное общение |
Предметная деятельность |
Игровая деятельность |
Учебная деятельность |
|
Психодинамическая периодизация
психического развития |
З.Фрейд |
Оральный |
Анальный |
Фаллический |
Генитальный |
Э.Эриксон |
Доверие против закрытости |
Автономность против зависимости |
Инициатива против чувства вины |
Трудолюбие против чувства не
полноценности |
Э.Берн/Литвак |
Ты +/- |
Я +/- |
Они +/- |
Труд +/- |
В.Шутс |
Присоединение |
Контроль |
Открытость |
|
|
Периодизация когнитивного развития |
Стадия развития по Пиаже |
Сенсомоторная |
Предоперациональная |
Конкретных операций |
Формальных операций |
Вид мышления |
Предметно-действенное |
Наглядно-образное |
Теоретическое или абстрактное
(словесно-понятийное) |
Тип отражения |
Конкретно-чувственный |
|
Абстрактно-обобщенный |
Компоненты ментальной стратегии |
Экстраверсия/интроверсия Е / I |
Рациональность/иррациональность J / P |
Этика/логика F/T (левое полушарие) |
сенсорика/интуиция S/N (правое
полушарие) |
|
Периодизация развития межполушарного
взаимодействия |
Ведущий тип полушарной организации |
Правополушарный |
Левополушарный |
Баланс лево- и правополушарного.
Формирование индивидуальной стратегии |
Развитие функциональной асимметрии |
Дифференциация функций между левым и
правым полушарием |
Дифференциация между ассоциативными(передними)
и проекционными (задними) областями |
4.5. Затылочно-лобный градиент
формирования ФАП и ментальная стратегия
Можно
говорить о гетерохронии, лежащей в основе данной возрастной периодизации
развития ФАП, применительно к формированию мозговых функциональных блоков
обеспечения ВПФ (ФБ ВПФ), описываемых концепцией системной динамической
локализации ВПФ по А.Р.Лурия [51]. Если функциональная зрелость II ФБ ВПФ
(проекционные кортикальные зоны, блок приема и обработки экстероцептивной
информации) была достигнута на более ранних этапах онтогенеза (I-II период), то
в отношении III ФБ ВПФ (ассоциативные зоны - фронтальный неокортекс, блок
программирования и контроля) ее достижение завершается лишь на данном этапе.
В
итоге происходит окончательное формирование ментальной стратегии,
рассматриваемой на физиологическом уровне как статистически устойчивая система
приоритетов, или очередности динамического переключения активности
ассоциативных и проекционных кортикальных зон, включающая 4 компонента, с учетом
их полушарной принадлежности [35]. На психологическом уровне ментальная
стратегия проявляется соответственно как система приоритетов ТФ, ядром
динамической локализации которых являются данные зоны коры (для левого
полушария - логики и этики, для правого полушария - интуиции и сенсорики).
Данный период заканчивается в возрасте 12-15 лет, в среднем около 14 (к началу
пубертатного периода).
4.6. Общие и частные
личностно-типологические свойства
Сравнивая
начальные и завершающие периоды психического развития в аспекте созревания ФАП,
необходимо отметить, что если I-II периоды характеризуются развитием
взаимодействия между полушариями, то III-IV периоды - внутри полушария, между
ассоциативными (передними) и проекционными отделами коры. На наш взгляд, в I-II
периодах происходит развитие главным образом общих типологических свойств, в
терминологии Б.М.Теплова; в III же и IV периодах - парциальных, "частных
типологических свойств, характеризующих работу отдельных областей коры"
(Б.М.Теплов, 1961 [52]). Необходимо подчеркнуть, что данная точка зрения
является дискуссионной; в частности, существуют определенные различия в
подходах к описанию типологических свойств нервной системы и личностных
типологических свойств. Так, согласно нейро-анатомическому принципу разделения
общих и частных свойств нервной системы по В.Д.Небылицыну (1968 [53]), общие
свойства базируются на особенностях организации активности антецентральной
части мозга (лобная кора), частные свойства - ретроцентральной части мозга
(анализаторные зоны). Описанный выше подход предполагает связь общих
личностно-типологических свойств (юнговские ТФ экстраверсии/интроверсии,
рациональности/иррациональности) со спецификой организации межполушарного
взаимодействия (межполушарные ТФ), частных же личностно-типологических свойств
(такие ТФ, как логика/этика, интуиция/сенсорика) - внутриполушарного
взаимодействия (внутриполушарные ТФ). Пользуясь выделением "жесткой"
и "гибкой" подсистем человеческой индивидуальности (В.М.Русалов, 1979
[54]), к первой, наиболее генетически детерминированной, правомерно отнести
общие - межполушарные ТФ, к гибкой же подсистеме - внутриполушарные ТФ.
5. Возрастная регрессия и искусственные
сенситивные периоды.
Для
каждого личностного типа существует дискретное множество функциональных состояний,
или по определению Н.Н.Даниловой [55] паттернов фоновой активности нервных
центров - типологический базис, на который накладываются вариации, связанные с
индивидуальными особенностями личности. Различные функциональные состояния в
этом множестве описываются различной вероятностью, или частотой проявления
[56]. Функциональные состояния, воспроизводящие базовые характеристики
онтогенетически более ранних состояний - в данном контексте в первую очередь
это относится к характеристикам ФАП - и соответственно повторяющие на основе
физиологической возрастной регрессии свойственную для этих возрастных периодов
сенситивность, определяются как искусственные сенситивные периоды - ИСП
(Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С.[57]). Согласно описанному ранее принципу
эпигенеза, онтогенетически более ранние формы организации взаимодействия
полушарий не исчезают, а обьединяются с новыми, включаются в их структуру
(Е.Ф.Рыбалко [12]). При определенных условиях, а именно при переходе в
статистически редкое функциональное состояние, связанное с измененным
состоянием сознания [56], может происходить их высвобождение, т.е. временная
дезинтеграция (диссолюция) сложившейся на данном этапе онтогенеза
нейродинамической системы с возвратом ee к более ранним способам организации. Подобная
возрастная регрессия в отношении ФАП, протекающая поэтапно в порядке, обратном
осваиваемому при онтогенезе, относится к т.н. "горизонтальной"
регрессии (Cпивак Д.Л., 1989 [58]). Физиологически она проявляется как
динамическая перестройка межполушарной асимметрии с переходом доминирования к
правому полушарию (возврат к I-II периодам онтогенеза ФАП). Этому соответствует
общая направленность динамики показателей биоэлектрической активности мозга при
измененных состояниях сознания по данным ЭЭГ - синхронизация электрической
активности ЛП и ПП со сглаживанием межполушарных различий и сдвиг частотного
спектра в сторону медленной активности (Э.М.Каструбин [59]). Данная ситуация
может быть формально представлена как обратимый переход сложной нелинейной динамической
системы, которой является мозг, от одного способа пространственно-временной
организации нейрональной активности (аттрактора) к другому (S.Barton, 1994
[60]).
6. Искусственные сенситивные периоды и
эффективность обучения.
Создание
функционального состояния, возвращающего мозг к ранним этапам его онтогенеза,
очевидным образом влияет на эффективность усвоения новой информации [61],
активизируя "раннюю установку на обучение" (Э.Росси [62]),
сформированную в раннем детстве. Причина этого, по всей видимости, кроется в
том, что человек, находящийся в соответствующем функциональном состоянии,
воспринимает поступающую информацию как ребенок раннего возраста,
сталкивающийся с ней впервые в жизни. Как показано в теории информации, чем
выше вероятность некоторого события, тем меньшую информацию оно несет;
соответственно справедливо и обратное утверждение в отношении статистически
редких событий. Можно показать, что в процессе онтогенеза по мере расширения
объема знаний и жизненного опыта ребенка проявляется в целом тенденция к оценке
новых событий как высоковероятных/малоинформативных, соответственно уменьшается
авидность запоминания и восприятия за счет формирования так называемых
перцептивных фильтров (в терминологии С.Роуза, 1995 [63]). По-видимому, феномен
сенситивности свойственен не только человеку и имеет общебиологическое значение
(наиболее ярким примером является импринтинг). Биологический смысл
сенситивности заключается в следующем: если событие оценивается как
статистически редкое, возможно встречающееся впервые, то соответственно
информация о данном событии представляет несомненную ценность для адаптации
индивида и подлежит сохранению. Физиологически значимые отличия между
различными функциональными состояниями по эффективности усвоения информации
связаны с преобладанием активности древних или новых нейрональных систем, или
иначе, одной из двух различных информационных систем мозга, первая из которых -
фронтальный неокортекс - связана с обработкой информации о высоковероятных
событиях, другая же - гиппокамп - о низковероятных событиях (схема
П.В.Симонова[64]). Известна роль гиппокампа в процессах консолидации энграмм, а
также специфическое влияние на ЭЭГ (генерация тета-ритма). В процессе
онтогенеза, по-видимому, происходит постепенное повышение значимости в
обработке внешней информации роли именно системы фронтального неокортекса,
связанное с морфофункциональным созреванием данного участка мозга. Это
отражается, в частности, в закономерностях возрастной дифференциации
ЭЭГ-системы (Ковалева М.К., Карпова Т.И. [65]) в возрасте от 7 до 16 лет,
проявляющихся в сменe доминирования волн тета- на альфа-частотный диапазон. На
уровне ФАП изменения сенситивности связаны с переходом от преобладания
правополушарной активности, связанной с "завышением" прогнозируемой
частоты маловероятных событий (I-II период по схеме онтогенеза ФАП), к
левополушарному доминированию (III-IV период). В целом учет закономерностей
формирования ФАП в онтогенезе и созда- ние на этой основе искусственных
сенситивных периодов может найти приложение в педагогике для повышения
эффективности обучения [61], а также в психотерапии [56].
Список литературы
К.Г.Юнг.
Психологические типы.- М.: Прогресс-Универс, 1995- 718 с.
Ж.Пиаже.
Как дети образуют математические понятия. - Вопросы психологии, 1966, N 4.- С.
121-126.
Ж.Пиаже.
Теория Пиаже. - В кн.: История зарубежной психологии. Тексты / Под ред.
П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. - М.: Изд. МГУ, 1986 344 с. - С. 232-292
Л.С.Выготский.
Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, N
2.
А.Коссаковский.
Психическое развитие личности в онтогенезе. - В кн.: Психология личности в
социалистическом обществе. Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989 -
183 с. - С. 37-67
И.А.Аршавский.
Основы возрастной периодизации. - В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975
- С. 60
Я.Л.Коломинский.
Человек: психология.- М.: Просвещение,1986 - 223 с.
И.С.Кон.
Психология юношеского возраста-М.:Просвещение,1979 - 175 с.
Б.Г.Ананьев.
Человек как предмет познания.- Л.:Изд. ЛГУ,1968- 338 с.
П.К.Анохин.
Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Медицина, 1968 - 547 с.
Л.И.Анцыферова.
В кн.: Категории материалистической диалектики в психологии. - М.: 1986 - С.
2-21; 22-55
Е.Ф.Рыбалко.
Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Изд. ЛГУ, 1990 - 256 с.
Ж.Годфруа.
Что такое психология. В 2-х т. - М.:Мир, 1992 - Т.1496 с. - С. 196 - 197.
М.Тышкова.
Индивидуальный опыт, культура и развитие личности. - В кн.: Психология личности
в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. - М.: Наука, 1990 -
214 с.
Н.Г.Липовецкая,
Н.С.Кантонистова, Т.Г.Холмоганова. Наследственность и среда в развитии ряда
соматических и психических признаков. - В кн.: Тезисы докладов по основным
вопросам дифференциальной психофизиологии и ее генетическим аспектам. М., 1975.
- С. 214-215
М.С.Егорова,
В.В.Семенов. В кн.: Роль среды и наследственности в формировании
индивидуальности человека. / Под ред. И.В.Равич-Щербо.М.: Педагогика, 1988 -
336 с. - С. 291
Т.М.Марютина.
Там же, с. 129.
А.Адлер.
Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд "За экономич.
грамотность", 1995 - 296 с.
Э.Берн.
Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - В кн.: Игры, в
которые играют люди.- СПб.: Лениздат, 1992 400 с.
Л.Шерток,
Р. де Соссюр. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. - М.: Прогресс,
1991 - 288 с.
З.Фрейд.
Три очерка по теории сексуальности. - В кн.: Психология бессознательного. - М.:
Просвещение, 1989 - 448 с. - С. 123 - 202.
Э.Эриксон.
Детство и общество. - СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд "Университетская
книга", 1996 - 592 с.
Э.Эриксон.
Жизненный цикл: эпигенез идентичности. - Архетип, 1995, N 1.
Д.Элкинд.
Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. М.: Ин-т психологии РАН;
Когито-центр, 1996 - 16 с.
Т.Харрис.
Я о'кей - вы о'кей. Красноярск: ФМЗ, 1993 - 288 с.
М.Е.Литвак.
Если хочешь быть счастливым. - Ростов-н-Д.: Феникс, 1995 - 640 с.
И.Н.Калинаускас.
Беседы с мастером. - Ташкент: Изд-во "ФАН" АН Республики Узбекистан,
1992 - 160 с.
М.
Бубер. Я и Ты. - В кн.: Квинтэссенция.
В.Шутс.
Глубокая простота. - СПб.: "Роза мира", 1993 - 218 с.
Петровский
А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы
психологии, 1984. N 4
Е.С.Филатова.
Соционика для вас. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. - 296 с.
Isabel Briggs Meyers. Introduction to Type. - Consulting
Psychologists Press, Palo Alto, CA - 30 pp.
Б.В.Овчинников,
К.В.Павлов, И.М.Владимирова. Ваш психологический тип. - СПб: "Андреев и
сыновья", 1994 - 238 с.
Д.Шарп.
Типы личности: Юнговская типологическая модель. - Воронеж: НПО
"МОДЭК", 1994 - 128 с.
М.Е.Сандомирский.
Ментальные стратегии, психологические типы и измененные состояния сознания. - В
сб.: Из Хаоса в Космос. - М.: 1995 - с. 50-65
М.Е.Сандомирский,
В.В.Гуленко. Соционическая модель личности и возможности ее применения в
психотерапии. - В сб.: Этюды о новой психотерапии. - Минск: МАПН, 1995 - 192 с.
- С. 95 - 105
В.Л.Бианки
Механизмы парного мозга. - Л.: Наука, 1989 - 264 с.
Л.С.Выготский
Развитие высших психических функций. - М.: Изд. АПН, 1960.
Л.С.Выготский,
А.Р.Лурия. Этюды по истории поведения. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
А.А.Алексеев,
Л.А.Громова. Поймите меня правильно. - СПб.: "Экономическая школа",
1993 - 352 с.
Е.А.Климов.
Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств
нервной системы. - Казань: Изд. Казан. ун-та, 1969 - с. 49
Сандомирский
М.Е., Белогородский Л.С. Типология личности и периодизация психического
развития в социально-профессиональной адаптации. - В сб.: Некоторые вопросы
совершенствования профориентации учащейся молодежи в условиях перехода к
рыночной экономике.Уфа: Башкирский пед. институт, 1996 - 100 с. - С. 12-15
Сандомирский
М.Е., Хамитов Г.Х., Белогородский Л.С. Механизмы формирования девиантного
поведения подростков и возрастная периодизация психического развития. - В сб.:
Мониторинг общественного мнения молодежи по социально-экономическим и
политическим проблемам и управленческая деятельность по решению молодежных
проблем. Уфа: Башкирский университет, 1996 - 148 с. - С. 88-91
А.Н.Леонтьев.
Проблемы развития психики. М.:Изд. МГУ, 1981-584 c.
Г.Клаус.
Введение в дифференциальную психологию учения. - М.: Педагогика, 1987 - 176 с.
Сергиенко
Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. - М.: Наука, 1992.
Й.Раншбург.
Роль "сензитивного периода" в формировании социальных связей. - В
кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие
личности. - М.: Наука, 1989 - 183 с.- С. 79-95
Л.И.Божович.
Этапы формирования личности в онтогенезе. - В кн.: Возрастная и педагогическая
психология: Тексты.- М.: Изд. МГУ, 1992с. 190-229.
Д.А.Фарбер,
И.А.Корниенко, В.Д.Сонькин. Физиология школьника. М: Педагогика, 90 - 64
Ж.Годфруа.
Что такое психология:В 2-х т.-Т.2.-М.:Мир, 1992- 376 с.
А.Р.Лурия.
Мозг и психика.- В кн.: Хрестоматия по психологии/ Под ред. А.В.Петровского. -
М.: Просвещение, 1987 - 447 с. - С. 83-100
Б.М.Теплов.
Проблемы индивидуальных различий. М.:Просвещение,1961С. 479
В.Д.Небылицын.
К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы. - Вопр. психологии,
1968, N 4, с. 29-43
В.М.Русалов.
Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М.: Наука, 1979
- 352 с.
Н.Н.Данилова.
Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. - М.: Изд. МГУ, 1992
- 192 c.
Л.С.Белогородский,
М.Е.Сандомирский. От измененного состояния сознания к обыденному: интеграция
когнитивных и поведенческих изменений. - В сб.: Современные направления
психотерапии и их клиническое примененеие. Матер.конф. -М.: Ин-т психотерапии,
1996 с. 127
Л.С.Белогородский,
М.Е.Сандомирский. Возрастная регрессия и формирование искусственных сенситивных
периодов с точки зрения функциональной асимметрии полушарий. - Там же, с.
126-127
Д.Л.Спивак.
Язык при измененных состояниях сознания. - Л: Наука, 1989 - 88 с.
Э.М.Каструбин.
Трансовые состояния и "поле смысла". - М: "КСП", 1995 - 288
с.
S.Barton. Chaos, Self-Organization and Psychology. - American
Psychologist, Jan. 1994, Vol. 49, No 1. Pp. 5-14
М.Е.Сандомирский,
Д.А.Еникеев, Л.С.Белогородский. Повышение эффективности обучения на основе
формирования искусственных сенситивных периодов. - В сб.: Пути повышения
качества подготовки специалистов в высшей школе. - Уфа: Башкирский гос. мед.
университет, 1997 - 210 с. - С. 208-209
М.Эриксон,
Э.Росси. Человек из февраля. М, КЛАСС, 1995 - 230 с.
С.Роуз.
Устройство памяти. - М.: Мир, 1995 - 384 с.
П.В.Симонов.
Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987 - 270 с.
М.К.Ковалева,
Т.И.Карпова. Основные тенденции возрастной дифференциации ЭЭГ-системы. - В сб.:
Развивающийся мозг - Тезисы Всесоюзн. симпозиума. - Тбилиси: 1984, 272 с. - С.
103
|