Реферат: Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий мозга
Реферат: Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий мозга
М. Сандомирский, Л.
Белогородский, Д. Еникеев
Предметом
нашего рассмотрения будет являться рассмотрение взаимосвязи возрастной
периодизации развития психики (развития личности, интеллектуального и
социального аспектов развития) с этапностью развития в онтогенезе функциональной
асимметрии полушарий (ФАП), а также возрастная регрессия с возвратом к
онтогенетически более ранним формам организации ФАП (искусственные сенситивные
периоды). Индивидуально-типологическое личностное развитие описывается с точки
зрения типологического подхода К.Г.Юнга[1], интеллектуальное - применительно к
развитию когнитивных структур по Ж.Пиаже [2; 3], социальное развитие
представляется в рамках психодинамических концепций, применяемых в
психотерапии. Вначале необходимо рассмотреть общие закономерности психического
развития и его возрастной периодизации.
1. Общие принципы возрастного психического
развития. Сенситивные периоды.
В
развитии психики ребенка выделяется ряд возрастных периодов с характерными
особенностями формирования восприятия и мышления, других высших психических
функций (ВПФ), а также свойственной для каждого из них сенситивностью,
специфической восприимчивостью для развития определенных ВПФ, наиболее ярко
проявляющейся в развитии речевых функций (сенситивные периоды). Выделяются также
критические периоды, или кризисы развития (Л.С.Выготский [4]), через смену
которых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его
неравномерность. При этом переход от одного периода к другому может проявляться
в виде резкого изменения, "скачка" развития (А.Коссаковский [5]).
Физиологически критический период характеризуется "преобразованием одного
доминантного состояния, свойственного предыдущему возрастному периоду, в
существенно новое доминантное состояние, требующееся в последующем возрастном
периоде" (И.А.Аршавский [6]). Критичность развития ВПФ, приуроченного к
определенному периоду, проявляется в необратимом, как принято считать, угасании
возможностей эффективного развития соответствующих способностей после перехода
возрастных границ данного периода (Я.Л.Коломинский [7]). В этой связи понятия
сенситивных и критических периодов во многом близки и нередко объединяются
(И.С.Кон, 1979 [8]). Известно, что неравномерность психического развития
является его неотъемлемым, внутренне ему присущим свойством (Б.Г.Ананьев [9]).
При этом необходимо рассматривать ее не только во внешнем аспекте, как
неравномерность темпов развития психики в целом - чередование периодов
ускорения и замедления темпов развития, а в критические фазы возможность
кратковременного регресса - но и во внутреннем, структурном аспекте, как
асинхронность развития отдельных функциональных систем, либо различных
подсистем внутри одной системы (межсистемная и внутрисистемная гетерохрония, по
П.К.Анохину [10]). Гетерохрония, являясь отражением внутренней противоречивости
развития, может рассматриваться как его внутренний источник (Л.И.Анцыферова,
1988 [11]) Другим основополагающим принципом психического развития
представляется принцип эпигенеза, являющийся общим системным принципом прогрессивного
развития, формирования систем все более возрастающей сложности с переходом к
более высоким уровням организации путем интеграции прежних способов организации
с новыми с последующей их модификацией (Е.Ф.Рыбалко [12]). Индивидуальность
темпов развития, отсутствие единого унифицированного ритма развития для всех
детей (А.Валлон, цит. по [13]) при сохранении общих закономерностей развития -
перехода от одного периода к другому, наличия единого плана, или вернее,
последовательности стадий развития позволяет говорить лишь об ориентировочных
возрастных границах каждого периода, с выраженными индивидуальными вариациями.
Размах вариации с возрастом имеет тенденцию к росту при переходе от одного
периода к другому, соответственно возрастные границы периодов становятся более
размытыми. Это связано с известной закономерностью уменьшения с возрастом роли
генетических факторов развития с присущей им жесткой детерминированностью, и
возрастания влияния факторов социальных, более вариабельных. При этом более
значимую роль начинает играть индивидуальный опыт как фактор развития
(М.Тышкова, 1990 [14]). В частности, подобное снижение влияния генетических
факторов в период пубертатного созревания было показано Н.Г.Липовецкой с соавт.
(1975 [15]). По мнению М.С.Егоровой, В.В.Семенова (1988 [16]) с возрастом
уменьшается степень генетической обусловленности межиндивидуальной изменчивости
таких черт темперамента и личности, как активность, эмоциональность,
социабельность, экстраверсия и интроверсия, невротизм. Можно сослаться также на
эволюционногенетический принцип (Т.М.Марютина, 1988 [17]), согласно которому
филогенетически более молодые функции обладают большей индивидуальной
изменчивостью. Подобный принцип может быть применим к описанию не отдельных
ВПФ, а филогенетически различных функциональных подсистем, последовательно
входящих в целостную мозговую организацию соответствующих ВПФ на разных этапах
онтогенеза. Как будет рассматриваться далее, на ранних этапах (младенческий и
ранний детский периоды) это подсистемы, связанные в первую очередь с
проекционными зонами коры; на последующих этапах (дошкольный и школьный
периоды) - подсистемы, связанные с фронтальным неокортексом, филогенетически
более молодым образованием.
2. Психодинамическая периодизация
возрастного развития психики.
В
основе психодинамических концепций развития лежит выдвинутое еще З.Фрейдом
предположение о том, что основные характеристики личности, ее базовая структура
формируются в раннем детском возрасте, сохраняясь практически неизменными на
протяжении всей последующей жизни. При этом отношение к людям, окружающим
ребенка в первые годы жизни (в первую очередь родителям), впоследствии
проецируется, переносится на других людей, значимых для индивида (т.н.
трансфер), определяя тем самым его взаимодействия в социуме, семейные отношения
и пр. Развитием данного положения являются представления А.Адлера об
индивидуальном стиле жизни, связанном со стратегией самоутверждения, или
жизненном плане, описываемом им как "самодовлеющая
целенаправленность", из которой "проистекает целостность
личности" [18]. В современных психодинамических схемах эти фрейдовские
представления трансформировались в понятия о "жизненном сценарии"
(Э.Берн [19]) или "исходной потенциальной способности к установлению
отношений", образующей "незаполненную матрицу, в которую в ходе
дальнейшего развития будут вписываться все последующие системы отношений"
(Л. Шерток [20]). Известная фрейдовская периодизация личностного развития
делает основной акцент на развитии либидо [21], рассматривая его как важнейшую
движущую силу развития и описывая тем самым в основном развитие
психосексуальное. Она включает 4 этапа: оральный (первый год жизни), анальный
(приучение ребенка к регулированию физиологических отправлений, до 2-3 летнего
возраста), фаллический (промежуточный, латентный) и генитальный (приуроченный к
началу полового созревания). При этом, по мысли Фрейда, может происходить как
бы "застревание" на определенных этапах развития, приводящее к
формированию у взрослого индивида личностных черт, описываемых как
"оральный характер" или "анальный характер". Одной из
ведущих современных психодинамических концепций периодизации
личностно-социального развития является схема Э.Эриксона (Э.Эриксон [22; 23];
Д.Элкинд [24]), с точки зрения которой психическое развитие индивида,
формирование "идентичности" проходит через ряд психосоциальных
кризисов. На каждом из нормативных кризисных этапов происходит выбор
позитивного либо негативного варианта развития определенных личностных черт,
определяющих в дальнейшем жизненную позицию человека, его отношения в социуме.
Если внутренние конфликты, свойственные определенной стадии развития, остаются
неразрешенными (негативный вариант развития), то в зрелом возрасте они могут
проявляться в виде инфантилизма. При этом новые выборы накладываются,
наслаиваются на уже произведенные и закрепленные в структуре личности
(эпигенез). В контексте данной работы наибольший интерес представляют первые 4
этапа, являющиеся как бы развитием фрейдовской периодизации (см. табл. 1). Во
многом сходны с эриксоновской периодизацией и другие психодинамические схемы, в
которых прослеживается эпигенетический принцип. Сюда в первую очередь
необходимо отнести схему жизненных установок в трансактном анализе Э.Берна
[19], лежащую в основе т.н. "жизненного сценария": отношение к себе и
близким "Я+/-" и "Ты+/-", образующие в сочетании 4 базовые
позиции - "Успех", "Превосходство",
"Депрессивность", "Безнадежность"- дополняемые отношением к
социуму - "Они+/-"). Данная схема, которая также складывается в
первые годы жизни (Т.Харрис [25]), рассматривается М.Е.Литваком (1995 [26]) с
добавлением установки "Труд+/-" (отношение к предметной деятельности)
как "социоген" - стабильный личностный комплекс, формирующийся в
возрасте до 5 лет и определяющий социальные взаимодействия индивида, его
жизненный путь. В терминах психологии схема Э.Берна, являющаяся по сути
метафорической, условной (разработанная для прикладных целей практической
психотерапии, она далека от научной строгости) очевидно, непосредственно
связана с "Я-концепцией". Согласно И.Н.Калинаускасу [27],
"Я-концепция" тесно связана с типом личности и включает 3 основных
блока: "Я как Я", "Я как другой", "Я как Мы
(Они)", что перекликается с берновскими личностными установками
"Я/Ты/Они". По мнению автора данной модели, описываемый ей тип
личности складывается к 5-6-летнему возрасту, сохраняя в дальнейшем свою
стабильность, и характеризуется индивидуально-типическим способом обработки
информации. Последовательность же формирования этих личностных установок в
процессе возрастного развития, по-видимому, описывается формулой "Ты->
Я-> Они": "Через Ты человек становится Я" (М. Бубер [28]). Во
многом сходны с эриксоновской периодизацией и другие психодинамические схемы, в
которых прослеживается эпигенетический принцип. К психодинамическим моделям
развития личности, базирующимся на принципе эпигенеза, можно отнести и
3-этапную модель В.Шутса [29], представляющую собой не только периодизацию
возрастного развития, но и оригинальную метафорическую модель структуры
личности (Присоединение - Контроль - Открытость). Эта схема имеет очевидную
аналогию с известной в отечественной психологии концепцией трех компонентов
социального развития личности в онтогенезе по А.В.Петровскому [30], включающей
последовательно сменяющие друг друга процессы (1) адаптации, (2)
индивидуализации и (3) интеграции.
3. Личностно-типологический подход
К.Г.Юнга.
К
психоаналитическим взглядам на развитие т.н. "ядра личности"
примыкает и рассматриваемая в аналитической психологии К.Г.Юнга [1] концепция
личностных типов, которые формируются в детстве, начиная с самых ранних его
этапов. Юнговские психологические типы, или социотипы в терминологии
А.Аугустинавичуте (цит. по [31]), описываются далее согласно модели К.Бриггс и
И.Бриггс-Майерс [32], включающей 4 пары альтернативных типологических функций
(ТФ): экстраверсия/интроверсия, рациональность/иррациональность, логика/этика,
интуиция/сенсорика. При этом рациональность/иррациональность, или
рассудительность/импульсивность [33], в явном виде, как отдельная ТФ, была введена
ими в дополнение к юнговской модели. Сам же К.Г.Юнг рассматривал две первые ТФ
(экстраверсию и интроверсию) как личностные установки, одна из которых,
предпочитаемая индивидом, представляет собой т.н. типическую установку,
определяющую особенности данного индивидуального психотипа ("общий тип,
зависящий от установки"). Ее функционирование связывается с осознаваемыми
процессами, с мышлением. "Экстравертное мышление ориентировано на обьект,
интровертное - на самого субьекта" (Д.Шарп [34]). Соответственно другая,
вытесняемая, личностная установка функционирует на уровне подсознания. В числе
4-х последних среди перечисленных ТФ (типов ориентации) выделяются две группы.
Логика и этика относятся, по Юнгу, к рациональным ТФ, интуиция и сенсорика - к
иррациональным. Структура каждого индивидуального психотипа
("функциональный тип") представляет собой комбинацию описанных ТФ,
среди которых Юнгом выделяются:
первичная
(ведущая) ТФ;
полярная,
или парная первичной - подчиненная (вытесненная) ТФ;
две
вспомогательные ТФ.
Если
первичная ТФ большую часть времени представлена в сознании, то вытесненная ТФ
проявляется в основном на бессознательном уровне, лишь в краткие моменты
становясь доступной осознаванию. Вспомогательные же ТФ занимают промежуточное
положение. "Менее дифференцированные функции также и менее осознаны, resp.
частью бессознательны" (К.Г.Юнг [1]). Вместе с вытесненной ТФ они несут в
себе "инфантильные и примитивные черты" (Д.Шарп [34]), составляя т.н.
"тень" в юнговской структуре личности. Тем самым можно сказать, что
модель личности по Юнгу представляет собой индивидуально-типическое
распределение вероятностей активации/осознавания описанных ТФ, или характерную
для каждого личностного типа стратегию переработки информации (М.Е.Сандомирский
[35]; М.Е.Сандомирский, В.В.Гуленко [36]).
4. Этапы формирования ФАП и периодизация
возрастного развития психики.
Существующее
многообразие представлений о периодизации развития психики, очевидно, может
быть объединено на базе физиологического подхода. По нашему мнению, этапность
развития ФАП в онтогенезе является ведущим фактором, объясняющим закономерности
возрастной динамики психического развития. При этом целесообразно рассматривать
ФАП не только в аспекте межполушарных отношений (латеральная, качественная
асимметрия), но и внутриполушарных взаимодействий (интегральная,
количественно-топографическая асимметрия) в рамках синтетической доминантной
модели межполушарного взаимодействия (В.Л.Бианки, 1989 [37]). Созревание ФАП
представляется одним из узловых моментов изменения на разных этапах онтогенеза
межцентральных отношений, выступающего в роли ведущего механизма возрастного
развития психики (Л.С.Выготский [38]; Л.С.Выготский, А.Р.Лурия [39]).
Формирование ФАП имеет несомненную связь с возрастными особенностями восприятия
и мышления, лежащими в основе формирования типологических особенностей
личности, в т.ч. с развитием индивидуально-типического когнитивного стиля (как
предпочитаемых перцептивных стратегий, так и стратегий обработки информации), с
развитием интеллектуального стиля (А.А.Алексеев, Л.А.Громова [40]), а также
более широко - с формированием индивидуального стиля деятельности, тесно
связанного с типологическими свойствами нервной системы (Е.А.Климов [41]).
Объединяя перечисленные типологические деления различных ВПФ в рамках целостной
индивидуально-типологической ментальной стратегии, представляется возможным
связать ее формирование, параллельное развитию ФАП, с формированием юнговских
личностных типов [42; 43]. Аналогично ведущей деятельности, определяющей развитие
психики ребенка в каждый возрастной период (А.Н.Леонтьев [44]), в аспекте
формирования ФАП можно рассматривать ведущее в развитии на данный период
полушарие (М.Е.Сандомирский, Л.С.Белогородский, 1996 [42]).
4.1. Младенческий период.
Известно,
что в младенческом возрасте, до развития речи, восприятие является в
значительной мере целостным - синтетическим, полезависимым (слабая
дифференцированность поля восприятия, в терминологии H.A.Witkin); мышление -
предметно-наглядным. Так, по мнению Г.Клауса (1987 [45]), полезависимость
складывается у ребенка в раннем детстве, уже на 1-2 году жизни. Тем самым в
раннем, довербальном периоде развития психики ребенка, когда функции полушарий
весьма близки, когда собственно ФАП еще не сформирована, восприятие и мышление
в целом соответствуют правополушарному (ПП) способу организации. По сравнению с
более старшими возрастными периодами, мозг ребенка полностью функционирует на
данном этапе как бы в ПП-режиме [42]. Соответственно ПП-способ восприятия и
анализа информации является в его психическом развитии ведущим (опережающим, по
Е.А.Сергеенко [46]) - I период формирования ФАП (см. табл. 1). В отношении
развития интеллектуального, это - период сенсомотор ного развития (Ж.Пиаже
[3]), в котором происходит переход от врожденных рефлексов к произвольным
движениям со все более сложной организацией, выработка автоматизированных
двигательных навыков. В конце данного периода накопленный ребенком опыт
приводит к качественному скачку интеллектуального развития - способности к поиску
и изобретению новых средств для достижения целей. Начальный период охватывает
промежуток от новорожденности до одного - полутора лет (у Ж.Пиаже - до двух
лет). При этом особенно важными в плане личностно-социального развития,
социально-сензитивными являются первые 6 месяцев, рассматриваемые как этап
первичной социализации (J.P.Scott, цит. по Й.Раншбург [47]). Согласно
периодизации Э.Эриксона [22], на данном этапе на основе коммуникации с матерью
(или лицом, осуществляющим уход за ребенком) происходит формирование базового
чувства доверия к окружающим, к миру (позитивный вариант развития) либо
изначального недоверия, изолированности, сопровождающихся ощущением
"отлученности", "разделения", "брошенности"
(негативный вариант). Нерешенные внутренние конфликты данного периода могут
позднее, в зрелом возрасте приводить, по мнению Э.Эриксона [23], к аутизму,
депрессии, "депрессивным формам страха пустоты и покинутости" (т.н.
оральный характер). У В.Шутса [29] этот период и связанная с ним часть структуры
личности рассматривается как "Присоединение" (непосредственный
эмоциональный контакт с матерью, впоследствии же, в более старшем возрасте - с
окружающими). В этом возрасте происходит формирование жизненной установки по
отношению к родителям, входящей в состав жизненного сценария по Э.Берну, или
комплекса установок: "Ты (Вы) +/-". Данный процесс наглядно
связывается с формированием таких юнговских ТФ, как экстраверсия/интроверсия,
проявляющихся в процессе коммуникации как открытость человека или его замкнутость.
Как писал К.Г.Юнг [1], "иногда даже дети в первые годы жизни с точностью
обнаруживают типическую установку", т.е. экстравертированность или
интровертированность. Данные ТФ также определяют преимущественную
направленность психической деятельности индивида вовне (экстраверсия) или в
собственный внутренний мир (интроверсия). Соответственно самыми ранними
признаками экстраверсии Юнг считал быструю адаптацию ребенка к окружающей среде
и интенсивное внимание, уделяемое ребенком внешним объектам, манипуляции с
окружающими предметами. Напротив, интроверсия, согласно Юнгу, проявляется в
раннем возрасте как уединенная, рефлексивная манера поведения, сопровождающаяся
застенчивостью и страхом перед незнакомыми объектами. Данные ТФ, по нашему
мнению, коррелируют с различными типами восприятия по G.S.Klein: экстраверсия -
гибким, с быстрой сменой направленности внимания и типа сосредоточения
(детали/целое); интроверсия - коартированным, обладающим противоположными
характеристиками. На физиологическом уровне указанные ТФ связываются с
особенностями межполушарного взаимодействия - в частности, с интенсивностью
информационного обмена между соответствующими областями обоих полушарий,
сравнительно более высокой у экстравертов.
Страницы: 1, 2
|
|