Реферат: Организация экстренной медицинской помощи при радиационных катастрофах
Реферат: Организация экстренной медицинской помощи при радиационных катастрофах
ОРГАНИЗАЦИЯ
ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЯХ
Анализ
опыта ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий
свидетельствует о том, что независимо от происхождения чрезвычайных ситуаций и
их масштаба организация и оказание экстренной медицинской помощи (ЭМП)
пострадавшим должны осуществляться в первую очередь силами
лечебно-профилактических учреждений. максимально приближенных к местам
дислокации потенциально опасных объектов или к районам, где возможны катастрофы
природного происхождения.
Первичным
звеном службы экстренной медицинской помощи являются так называемые бригады
быстрого реагирования (ББР), которые должны быть созданы на базе
лечебно-профилактических учреждений. обслуживающих потенциально опасные
объекты, или центральных городских (районных) лечебно-профилактических учреждений
'в местах, где возможны стихийные бедствия. В состав ББР для оказания ЭМП
при радиационных авариях входят врач-радиолог (2).
врач-гематолог-лаборант (1). физик-дозиметрист (2), гигиенист-гематолог (1).
Организационное, кадровое, финансовое, материально-техническое их обеспечение
осуществляется учреждением, на базе которого созданы ББР.
Основная
задача бригад - оказание экстренной медицинской помощи пораженным.
госпитализация их в специализированные местные. региональные
или центральные лечебные учреждения. Если сил и средств местных органов
здравоохранения недостаточно, то в этом случае привлекаются ББР региональных и
центральных служб ЭМП.
Региональные центры организуются в крупных городах на
базе станций экстренной и планово-консультативной помощи республиканских (в
составе России), краевых и областных больниц. Их организационно-штатная
структура зависит от количества и характера радиационно. опасных объектов в
обслуживаемом районе с учетом экономических. климатических,
климатогеог-рафических, .экологических и других особенностей. Первичным
звеном службы ЭМП регионального центра являются ББР такого же состава и
структуры, что и на местах. Центры предназначены для поддержания в постоянной
готовности территориальных специализированных сил и средств службы ЭМП,
особенно когда масштабы радиационной аварии и число пораженных
превосходят возможности местных служб ЭМП.
На региональные центры возлагается:
I. В период аварийной готовности (до возникновения аварии) -
прогнозирование медико-экологических последствий возможных радиационных аварий
в регионе: взаимо-
действие с ведомственными медицинскими службами,
органами госсаннадзора, администрацией потенциально опасных объектов,
формированиями Гражданской обороны; установление связи и порядка оповещения о
возникновении чрезвычайных ситуаций; накопление запасов медицинского и другого
имущества из расчета работы ББР в течение 72 ч; определение путей эвакуации
пораженных и населения в случае поступления в окружающую среду значительных
количеств радиоактивных веществ; проверка готовности личного состава
ББР и специализированных лечебно-профилактических учреждений к эвакуации
пострадавших.
2. При возникновении чрезвычайных ситуаций - направление к
месту происшествия ответственных представителей регионального центра и ББР
(если же авария произошла на объекте, расположенном в одном из городов
региона, то к выезду готовится ББР);
обеспечение постоянной связи с объектом и представление
донесений в вышестоящие органы здравоохранения; организация и проведение при
необходимости санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Головным учреждением^ Российской Федерации
по вопросам организации и оказания ЭМП при чрезвычайных ситуациях, связанных с
радиационными поражениями, является Специализированный
научно-практический. центр экстренной медицинской помощи (СЦЭМП)
"Защита', который возложенные на него задачи, решает через региональные
центры. ББР и выездной автономный госпиталь (ВАГ) на пневмокаркасных •модулях.
В структуру центра наряду с практическими входят научные подразделения,
обеспечивающие разработку новых и совершенствование существующих методов и
средств оказания экстренной медицинской помощи при радиационных авариях, подготовку
нормативно-методических документов, определяющих порядок действия служб ЭМП,
обоснование системы медико-гигиенических мероприятий по предупреждению
таких катастроф и аварийной готовности служб ЭМП.
Для решения вопроса о привлечении дополнительных
сил и средств используется шкала критериев о степени участия СЦЭМП "Защита"
в оказании экстренной медико-санитарной помощи при радиационных авариях,
согласно которой выделяется пять уровней вмешательства.
В ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ
Основные критерии:
-
облучение персонала в дозах свыше 1 Гр:
- комбинированные травмы, ожоги и другие виды поражений,
опасные для жизни;
- выброс в окружающую среду радиоактивных материалов в
количествах, требующих чрезвычайных мер по "Защите населения;
- число пострадавших, нуждающихся в оказании экстренной
медицинской помощи, более 50 человек.
Тип аварии:
- аварии на ядерно-энергетических установках (ЯЭУ),
соответствующие 7-5-му уровням шкалы МАГАТЭ (INES)
радиационных аварий на АЭС;
- серьезные аварии при транспортировании
радиоактивных материалов (ядерное топливо, радиоактивные отходы);
- аварии на хранилищах высокоактивных отходов;
- серьезные аварии на судовых ЯЭУ при нахождении судна в
порту.
* Характер участия:
- частичное или полное развертывание ВАГ;
- усиление ВАГ дополнительно ББР СЦЭМП;
- привлечение ББР базовых центров и медико-санитарных частей
(МСЧ);
- привлечение специализированной клиники.
Основные функции:
-• оценка радиационной обстановки на аварийном объекте
и прилегающей территории;
- диагностика поражения и медицинская сортировка
пострадавших;
-
оказание неотложной и специализированной медицинской помощи;
-
организация эвакуации пострадавших для лечения в специализированном стационаре;
- участие в мероприятиях по обследованию персонала объекта и
населения;
- участие в санитарно-гигиенических мероприятиях;
- участие в мероприятиях по предупреждению дальнейшего
переоблучёния персонала и населения;
- сопровождение пострадавших в специализированный
стационар.
* ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ
* Основные критерии:
-
облучение персонала в дозах свыше 1 Гр;
- загрязнение помещений, поверхностей оборудования;
- возможность травматических и других повреждений, требующих
оказания неотложной медицинской помощи; •
- число пострадавших, требующих оказания специализированной
и других видов медицинской помощи, не превышает 50 человек.
*Тип аварии:
- аварии на ЯЭУ, соответствующие 5-4-му уровням шкалы
МАГАТЭ;
-
транспортные аварии:
- аварии на хранилищах радиоактивных отходов;
-
аварии на судовых-ЯЭУ;
- аварии на отдельных технологических участках производства и
в исследовательских лабораториях, связанных с производством или Использованием
радиоактивных материалов;
- разгерметизация и выход из-под контроля закрытых
радиоактивных источников, содержащих значительные количества того или иного
радиоактивного элемента (изотопа).
*Характер участия:
- частичное развертывание . отделений ВАГ (в основном
приемно-сортировочного отделения, санпропускника и амбулаторно-поликлинического
отделения);
-
участие ББР базового центра;
- при необходимости участие специализированной клиники. -
* Основные
функции:
- те же. что и при 5-м уровне вмешательства. но при
условии меньшего числа пострадавших:
- оказание неотложной и специализированной медицинской
помощи требуется в основном персоналу объекта;
- здоровье населения, как правило, находится вне опасности.
* ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ
* Основные критерии:
- облучение персонала в перерасчете на облучение всего
организма в дозах 0,5-1.0 Гр
и ниже;
- наличие или возможность высоких доз локального облучения;
-
наличие внутреннего облучения;
- высокие уровни загрязнения кожного покрова;
- радиоактивное загрязнение помещений и оборудования участка
производства, а также прилегающей к нему производственной территории;
- возможное число пострадавших, требующих медицинской
помощи, не более 15-20 человек.
* Тип
аварии:
"'- аварии и события на ЯЭУ,
соответствующие 3-му уровню и ниже шкалы МАГАТЭ:
- аварии на отдельных технологических участках производства,
промышленных и исследовательских лабораторий, связанных с обращением и
хранением радиоактивных материалов;
- аварии с радиоактивными источниками, связанные с их
разгерметизацией.
* Характер
участия:
- участие ББР -регионального, базового центра:
- привлечение к работам специалистов СЦЭМП и других
организаций;
- ограниченное участие специализированного стационара, в
основном для уточнения диагноза и проведения детальных исследований.'
* Основные функции:
- оценка характера аварии и радиационной
обстановки;
- проведение экспрессного дозиметрического обследования
людей, подвергшихся воздействию радиационного фактора;
- подготовка заключения о необходимости дальнейшего
обследования и лечения в условиях специализированного стационара;
- участие в организации и проведении санитарно-гигиенических
мероприятий по предупреждению дальнейшего возможного переоблучения персонала и
ликвидации последствий аварии.
*ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
*Основные критерии:
облучение ограниченного числа работников (менее 15 человек)
в дозах 0,25-0,5 Гр;
- радиоактивное загрязнение ограниченного числа помещений и
оборудования участка производства;
- выброс (сброс) в окружающую среду радионуклидов в
количествах, несколько превышающих значения соответствующих ПДВ (ПДС).
* Тип
аварии:
те же типы аварий, что приняты для 3-го уровня вмешательства
СЦЭМП.
* Характер
участия:
- возможное участие ББР и регионального базового
центра;
- привлечение к работам специалистов СЦЭМП.
Основные функции:
'- проведение в ограниченном объеме (или выборочных)
исследований по оценке радиационной обстановки и условий облучения;
- осуществление выборочных измерений на СИЧ для оценки
внутреннего загрязнения и доз облучения;
- участие в организации и проведении санитарно-гигиенических
мероприятий.
* ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
Основные критерии:
- единичные случаи облучения персонала в дозах,
превышающих ПДВ;
- загрязнение радиоактивными материалами участков
производства;
- обнаружение радиоактивных источников или локальных
участков загрязнения территории.
Тип аварии:
нарушение правил эксплуатации установок или других
устройств, связанных с выходом ионизирующих излучений;
- нарушение правил эксплуатации и хранения открытых и
закрытых радиоактивных источников.
Характер участия:
- участие специалистов СЦЭМП или базового центра в
расследовании по случаю аварии или инцидента;
-
проведение консультаций;
-
подготовка экспертных заключений.
Основные функции:
- участие в организации и
проведении расследования по случаю аварии или инцидента;
- анализ и оценка собранной информации;
- подготовка заключения и рекомендаций.
В реальных условиях влияние радиации
обычно сочетается с воздействием токсических и иных нерадиационных факторов
(ожог. травма, отравление угарным газом при пожаре, поступление окиси азота,
фтора, концентрированных кислот, щелочей и др.). Пораженным оказывают
экстренную довра-чебную и врачебную помощь. Затем осуществляют мероприятия
квалифицированной медицинской помощи в полном объеме в острый период;
динамическое медицинское наблюдение в отдаленные сроки; общие и специфические
лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия; рациональное
трудоустройство на основе экспертного заключения.
Доврачебную и врачебную медицинскую помощь оказывают при
остром отравлении радионуклидами и при однократном внешнем облучении в дозах,
превышающих 1 Гр, а также при локальном облучении (конечностей) в дозе 10 Гр.
Оказание экстренной доврачеб-ной помощи проводят силами предприятия
(учреждения, лаборатории), на котором возникла авария, с использованием
специализированных противорадиационных и общих аварийных аптечек, а врачебной
помощи -силами ББР на здравпункте, в центральной районной или городской
больнице, обслуживающей данный контингент. Пострадавших не позднее чем через 1
-Зч госпитализируют для медицинского обследования и специализированного
лечения в полном объеме.
Врачебную помощь при острых отравлениях радионуклидами
осуществляют в возможно короткие сроки с момента происшествия (минуты,
часы). Она включает проверку эффективности мер. принятых при оказании
доврачебной помощи, с корректировкой и восполнением недосмотров, допущенных на
предыдущем этапе. Экстренную медицинскую помощь при внешнем облучении в
дозах, прогнозирующих развитие острой лучевой болезни или радиационного
повреждения сегмента тела, оказывают в обычном стационаре либо в
специализированном учреждении в зависимости от предполагаемой тяжести и
клинических проявлений поражения. Таковы основные принципы организации
экстренной медицинской помощи при радиационных авариях.
О ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОМ САНИТАРНОМ НАДЗОРЕ ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И
СТРОИТЕЛЬСТВОМ РАДИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
Предупредительный
санитарный надзор за проектированием и строительством объектов представляет
собой наиболее важный этап в системе санитарного
(санитарно-эпидемиологического) надзора. Особенностью предупредительного
санитарного надзора за состоянием радиологических объектов - предназначенных
для работ с источниками ионизирующих излучений (ИИИ), транспортирования и
хранения радиоактивных веществ (РВ), а также захоронения радиоактивных отходов
- является контроль за выполнением требований по обеспечению радиационной
безопасности всех категорий облучаемых людей, а также по предупреждению
радиоактивного загрязнения окружающей среды. При его осуществлении, помимо
документов по предупредительному санитарному надзору общего характера,
необходимо руководствоваться специальными государственными (отраслевыми)
руководящими и нормативными документами, указаниями и рекомендациями Минздрава
и Госсанэпиднадзора Российской Федерации, распространяющимися на проектируемые
и строящиеся радиологические объекты, соответствующими приказами министра
обороны РФ (СССР), а также нормативными и техническими условиями по
монтажу источников.
Во всех случаях при
проведении предупредительного санитарного надзора за проектированием и
строительством радиологических объектов основополагающими документами,,
выполнение требований которых гарантирует реализацию главных задач радиационной
гигиены - предупреждение радиационных поражений и заболеваний. связанных с
облучением, максимальное снижение вредного воздействия
ионизирующих
излучений - являются Нормы радиационной безопасности НРБ-76/87. Основные
санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками
ионизирующих излучений ОСП-72/87, приказ министра обороны СССР 1983 г. N285.
Объекты,
на которых используются ИИИ, можно разделить на несколько групп (не считая
специфических объектов флота с ядерными энергетическими установками): объекты
химических войск, химической службы (стационарные и подвижные
ремонтно-гра-дуировочные мастерские, хранилища радиоактивных веществ);
объекты воинских частей, предприятий и строительных организаций, использующих
ИИИ в производственных целях (промышленная гамма-и рен-тгенодефектоскопия,
различного типа и предназначения радиоизотопные приборы);
объекты
лечебно-профилактических учреждений (рентгенодиагностические кабинеты и
отделения, отделения лучевой терапии. радиоизотопной диагностики,
радоноле-чебницы).
Медицинская
служба должна вести учет всех строящихся и реконструируемых в военном округе
(на флоте) радиологических объектов. В противном случае пострадают не только
планирование, но и вся последующая деятельность по предупредительному
санитарному надзору за этими объектами. Кроме того, следует помнить, что такие
объекты часто строятся (реконструируются, ремонтируются) хозяйственным способом
без предварительной разработки проектов, а если они и есть, то в большинстве
случаев не согласовываются со специалистами медицинской службы, имеют
значительные отклонения от действующих норм, в том числе
регламентирующих
вопросы защиты от ИИИ.
Очень
важно поэтому в системе предупредительного санитарного надзора предусмотреть
участие представителей медицинской службы в работе по выбору земельных
участков под строительство. При этом большое значение имеет взаимодействие
медицинской службы со строительными управлениями и проектными
организациями, своевременное получение от них информации о предстоящей работе.
Такое взаимодействие за последние годы в большинстве военных округов и флотов в
целом налажено. Однако специалистам военных округов, территории которых
подверглись радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС. при выборе
земельных участков под строительство объектов (в том числе и для работы с ИИИ)
трудно квалифицированно оценить радиационную обстановку.
Получить
необходимую информацию для использования при организации работ по радиационному
обследованию участков предполагаемого строительства помогут направленные в
военные округа, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. Методические
рекомендации по обследованию объектов Министерства обороны СССР. размещенных на
радиоактивно загрязненной территории (N 566/8/4330 от
6.08.1991 г.).
Активное
участие медицинской службы требуется в ходе приемки законченных
строительством (после реконструкции, капитального ремонта)
радиологических объектов. Следует отметить, что большинство из них, построенных
хозяйственным способом. принимают в эксплуатацию формально. без привлечения в
состав приемочных комиссий представителей санитарно-эпидемиологических
учреждений, осуществляющих санитарный надзор на данной территории. Их. как
правило, не включают в состав комиссии даже при вводе в эксплуатацию
рентгеновских кабинетов. Командование госпиталей вспоминает о них лишь при
оформлении санитарных паспортов.
Страницы: 1, 2
|