рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Организация экстренной медицинской помощи при радиационных катастрофах рефераты

Реферат: Организация экстренной медицинской помощи при радиационных катастрофах

ОРГАНИЗАЦИЯ

ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЯХ

Анализ опыта ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий свидетельствует о том, что независимо от происхождения чрезвычайных ситуаций и их масштаба организация и оказание экстренной медицинской помощи (ЭМП) пострадавшим должны осуществляться в первую очередь силами лечебно-профилактических учреж­дений. максимально приближенных к местам дислокации потенциально опасных объектов или к районам, где возможны катастрофы природного происхождения.

Первичным звеном службы экстренной медицинской помощи являются так называе­мые бригады быстрого реагирования (ББР), ко­торые должны быть созданы на базе лечебно-профилактических    учреждений. обслуживающих   потенциально опасные объекты, или центральных городских (район­ных) лечебно-профилактических   учреж­дений 'в местах, где возможны стихийные бедствия. В состав ББР для оказания ЭМП при радиационных   авариях    входят   врач-радиолог (2). врач-гематолог-лаборант (1). физик-дозиметрист (2), гигиенист-гематолог (1). Организационное, кадровое, финансо­вое, материально-техническое их обеспе­чение осуществляется учреждением, на базе которого созданы ББР.

Основная задача бригад - оказание экстрен­ной медицинской помощи пораженным.

госпитализация их в специализированные ме­стные. региональные или центральные лечеб­ные учреждения. Если сил и средств местных органов здравоохранения недостаточно, то в этом случае привлекаются ББР региональных и центральных служб ЭМП.

Региональные центры организуются в крупных городах на базе станций экстренной и планово-консультативной помощи рес­публиканских (в составе России), краевых и областных больниц. Их организационно-штат­ная структура зависит от количества и харак­тера радиационно. опасных объектов в обслуживаемом   районе с учетом эко­номических.  климатических, климатогеог-рафических,   .экологических  и  других особенностей. Первичным звеном службы ЭМП регионального центра являются ББР та­кого же состава и структуры, что и на местах. Центры предназначены для поддержания в постоянной готовности территориальных специализированных сил и средств службы ЭМП,    особенно    когда    масштабы радиационной аварии и число пораженных превосходят возможности местных служб ЭМП.

На региональные центры возлагается:

I. В период аварийной готовности (до возникновения аварии) - прогнозирование медико-экологических последствий возмож­ных радиационных аварий в регионе: взаимо-

действие с ведомственными медицинскими службами,     органами    госсаннадзора, администрацией   потенциально опасных объектов,  формированиями Гражданской обороны; установление связи и порядка опо­вещения о возникновении чрезвычайных ситуаций; накопление запасов медицинского и другого имущества из расчета работы ББР в течение 72 ч; определение путей эвакуации пораженных и населения в случае поступ­ления в окружающую среду значительных количеств радиоактивных веществ; проверка готовности   личного   состава   ББР   и специализированных  лечебно-профилакти­ческих учреждений к эвакуации постра­давших.

2. При возникновении чрезвычайных ситу­аций - направление к месту происшествия ответственных представителей регионально­го центра и ББР (если же авария произошла на объекте, расположенном в одном из горо­дов региона, то к выезду готовится ББР);

обеспечение постоянной связи с объектом и представление донесений в вышестоящие органы здравоохранения; организация и проведение при необходимости санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Головным учреждением^ Российской Фе­дерации по вопросам организации и ока­зания ЭМП при чрезвычайных ситуациях, связанных с радиационными поражениями, является Специализированный      научно-практический. центр экстренной     меди­цинской помощи (СЦЭМП) "Защита', который возложенные на него задачи, решает через региональные центры. ББР и выездной авто­номный госпиталь (ВАГ) на пневмокаркасных •модулях. В структуру центра наряду с практическими входят научные подразде­ления, обеспечивающие разработку новых и совершенствование существующих методов и средств оказания экстренной медицинской помощи при радиационных авариях, подго­товку нормативно-методических документов, определяющих порядок действия служб ЭМП,   обоснование   системы   медико-гигиенических мероприятий по предупреж­дению таких  катастроф и аварийной готовности служб ЭМП.

Для решения вопроса о привлечении до­полнительных сил и средств используется шкала критериев о степени участия СЦЭМП "Защита" в оказании экстренной медико-санитарной помощи при радиационных авариях, согласно которой выделяется пять уровней вмешательства.

В   ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ

Основные критерии:

- облучение персонала в дозах свыше 1 Гр:

- комбинированные травмы, ожоги и другие виды поражений, опасные для жизни;

- выброс в окружающую среду радиоак­тивных   материалов в количествах, требу­ющих чрезвычайных   мер по "Защите населения;

- число пострадавших, нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи, более 50 человек.

Тип аварии:

- аварии на ядерно-энергетических уста­новках (ЯЭУ), соответствующие 7-5-му уров­ням шкалы МАГАТЭ (INES) радиационных аварий на АЭС;

- серьезные   аварии    при   транс­портировании  радиоактивных материалов (ядерное топливо, радиоактивные отходы);

- аварии на хранилищах высокоактивных отходов;

- серьезные аварии на судовых ЯЭУ при нахождении судна в порту.

* Характер участия:

- частичное или полное развертывание ВАГ;

- усиление ВАГ дополнительно ББР СЦЭМП;

- привлечение ББР базовых центров и медико-санитарных частей (МСЧ);

- привлечение     специализированной клиники.

Основные функции:

-• оценка радиационной обстановки на аварийном объекте и  прилегающей тер­ритории;

- диагностика поражения и медицинская сортировка пострадавших;

- оказание неотложной и специализи­рованной медицинской помощи;

- организация эвакуации пострадавших для лечения в специализированном стациона­ре;

- участие в мероприятиях по обследо­ванию персонала объекта и населения;

- участие в санитарно-гигиенических ме­роприятиях;

- участие в мероприятиях по предупреж­дению дальнейшего переоблучёния персона­ла и населения;

- сопровождение    пострадавших   в специализированный стационар.

* ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ

* Основные критерии:

- облучение персонала в дозах свыше 1 Гр;

- загрязнение помещений, поверхностей оборудования;

- возможность травматических и других повреждений, требующих оказания неотлож­ной медицинской помощи; •

- число пострадавших, требующих ока­зания специализированной и других видов медицинской помощи, не превышает 50 чело­век.

*Тип аварии:

- аварии на ЯЭУ, соответствующие 5-4-му уровням шкалы МАГАТЭ;

- транспортные аварии:

- аварии на хранилищах радиоактивных отходов;

- аварии на судовых-ЯЭУ;

- аварии на отдельных технологических участках производства и в исследовательских лабораториях, связанных с производством или Использованием радиоактивных ма­териалов;

- разгерметизация и выход из-под контро­ля закрытых радиоактивных источников, со­держащих значительные количества того или иного радиоактивного элемента (изотопа).

*Характер участия:

- частичное развертывание . отделений ВАГ (в основном приемно-сортировочного отделения, санпропускника и амбулаторно-поликлинического отделения);

- участие ББР базового центра;

- при необходимости участие специали­зированной клиники. -

* Основные функции:

- те же. что и при 5-м уровне вмешательст­ва. но при условии меньшего числа постра­давших:

- оказание неотложной и специали­зированной медицинской помощи требуется в основном персоналу объекта;

- здоровье населения, как правило, на­ходится вне опасности.

* ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

* Основные критерии:

- облучение персонала в перерасчете на облучение всего организма в дозах 0,5-1.0 Гр

и ниже;

- наличие или возможность высоких доз локального облучения;

- наличие внутреннего облучения;

- высокие уровни загрязнения кожного покрова;

- радиоактивное загрязнение помещений и оборудования участка производства, а так­же прилегающей к нему производственной территории;

- возможное число пострадавших, требу­ющих медицинской помощи, не более 15-20 человек.

* Тип аварии:

"'- аварии и события на ЯЭУ, соответству­ющие 3-му уровню и ниже шкалы МАГАТЭ:

- аварии на отдельных технологических участках производства, промышленных и исследовательских лабораторий, связанных с обращением и хранением радиоактивных материалов;

- аварии с радиоактивными источниками, связанные с их разгерметизацией.

* Характер участия:

- участие ББР -регионального, базового центра:

- привлечение к работам специалистов СЦЭМП и других организаций;

- ограниченное участие специализирован­ного стационара, в основном для уточнения диагноза и проведения детальных исследо­ваний.'

* Основные функции:

- оценка характера аварии и       радиа­ционной обстановки;

- проведение экспрессного дозиметриче­ского обследования людей, подвергшихся воздействию радиационного фактора;

- подготовка   заключения  о  необ­ходимости дальнейшего обследования и ле­чения в условиях   специализированного стационара;

- участие в организации и проведении санитарно-гигиенических мероприятий по предупреждению дальнейшего возможного переоблучения персонала и ликвидации пос­ледствий аварии.

*ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

*Основные критерии:

 облучение ограниченного числа работ­ников (менее 15 человек) в дозах 0,25-0,5 Гр;

- радиоактивное загрязнение ограничен­ного числа помещений и оборудования уча­стка производства;

- выброс (сброс) в окружающую среду радионуклидов в количествах, несколько пре­вышающих значения соответствующих ПДВ (ПДС).

* Тип аварии:

те же типы аварий, что приняты для 3-го уровня вмешательства СЦЭМП.

* Характер участия:

- возможное участие ББР и регионально­го базового центра;

- привлечение к работам специалистов СЦЭМП.

Основные функции:

'- проведение в ограниченном объеме (или выборочных)   исследований по оценке радиационной обстановки и условий облу­чения;

- осуществление выборочных измерений на СИЧ для оценки внутреннего загрязнения и доз облучения;

- участие в организации и проведении санитарно-гигиенических мероприятий.

* ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Основные критерии:

- единичные случаи облучения персонала в дозах, превышающих ПДВ;

- загрязнение    радиоактивными   ма­териалами участков производства;

- обнаружение радиоактивных источников или   локальных  участков  загрязнения территории.

Тип аварии:

 нарушение правил эксплуатации устано­вок или других устройств, связанных с выхо­дом ионизирующих излучений;

- нарушение правил эксплуатации и хра­нения открытых и закрытых радиоактивных источников.

Характер участия:

- участие специалистов СЦЭМП или базо­вого центра в расследовании по случаю аварии или инцидента;

- проведение консультаций;

- подготовка экспертных заключений.

Основные функции:

- участие в организации и проведении рас­следования по случаю аварии или инцидента;

- анализ и оценка собранной информации;

- подготовка заключения и рекомендаций.

В реальных условиях влияние радиации обычно   сочетается   с   воздействием токсических и иных нерадиационных факто­ров (ожог. травма, отравление угарным газом при пожаре, поступление окиси азота, фтора, концентрированных кислот, щелочей и др.). Пораженным оказывают экстренную довра-чебную и врачебную помощь. Затем осущест­вляют    мероприятия квалифицированной медицинской помощи в полном объеме в ост­рый период; динамическое медицинское на­блюдение в отдаленные сроки; общие и специфические лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия; рациональ­ное трудоустройство на основе экспертного заключения.

Доврачебную и врачебную медицинскую помощь оказывают при остром отравлении радионуклидами и при однократном внешнем облучении в дозах, превышающих 1 Гр, а так­же при локальном облучении (конечностей) в дозе 10 Гр. Оказание экстренной доврачеб-ной помощи проводят силами предприятия (учреждения, лаборатории), на котором воз­никла авария, с использованием специализи­рованных противорадиационных и общих аварийных аптечек, а врачебной помощи -силами ББР на здравпункте, в центральной районной или городской больнице, обслужи­вающей данный контингент. Пострадавших не позднее чем через 1 -Зч госпитализируют для медицинского обследования и специализиро­ванного лечения в полном объеме.

Врачебную помощь при острых отрав­лениях радионуклидами осуществляют в воз­можно   короткие   сроки   с   момента происшествия (минуты, часы). Она включает проверку эффективности мер. принятых при оказании доврачебной помощи, с кор­ректировкой и восполнением недосмотров, допущенных на предыдущем этапе. Экстрен­ную медицинскую помощь при внешнем облу­чении в дозах, прогнозирующих развитие острой лучевой болезни или радиационного повреждения сегмента тела, оказывают в обычном стационаре либо в специализирован­ном учреждении в зависимости от предпола­гаемой тяжести и клинических проявлений поражения. Таковы основные принципы организации    экстренной   медицинской помощи при радиационных авариях.

О ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОМ САНИТАРНОМ НАДЗОРЕ ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ РАДИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Предупредительный санитарный над­зор за проектированием и строительством объектов представляет собой наиболее важ­ный этап в системе санитарного (санитарно-эпидемиологического) надзора. Особенно­стью предупредительного санитарного над­зора за состоянием радиологических объек­тов - предназначенных для работ с источниками ионизирующих излучений (ИИИ), транспортирования и хранения радиоактив­ных веществ (РВ), а также захоронения радиоактивных отходов - является контроль за выполнением требований по обеспечению радиационной безопасности всех категорий облучаемых людей, а также по предупреж­дению радиоактивного загрязнения окружа­ющей среды. При его осуществлении, помимо документов по предупредительному санитар­ному надзору общего характера, необходимо руководствоваться специальными государст­венными (отраслевыми) руководящими и нор­мативными документами,   указаниями и рекомендациями       Минздрава      и Госсанэпиднадзора Российской Федерации, распространяющимися на проектируемые и строящиеся радиологические объекты, соот­ветствующими приказами министра обороны РФ (СССР), а также нормативными и техническими  условиями   по   монтажу источников.

Во всех случаях при проведении предуп­редительного санитарного надзора за про­ектированием   и строительством радио­логических объектов основополагающими документами,, выполнение требований кото­рых гарантирует реализацию главных задач радиационной гигиены - предупреждение радиационных поражений и заболеваний. связанных  с облучением, максимальное снижение      вредного     воздействия

ионизирующих излучений - являются Нормы радиационной   безопасности НРБ-76/87. Основные санитарные правила работы с радиоактивными  веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/87, приказ министра обороны СССР 1983 г. N285.

Объекты, на которых используются ИИИ, можно разделить на несколько групп (не считая специфических объектов флота с ядер­ными энергетическими установками): объекты химических войск, химической   службы (стационарные и подвижные ремонтно-гра-дуировочные   мастерские,    хранилища радиоактивных веществ); объекты воинских частей,  предприятий   и  строительных организаций, использующих ИИИ в производ­ственных целях (промышленная гамма-и рен-тгенодефектоскопия, различного  типа и предназначения радиоизотопные приборы);

объекты лечебно-профилактических учреж­дений (рентгенодиагностические кабинеты и отделения, отделения лучевой  терапии. радиоизотопной диагностики,   радоноле-чебницы).

Медицинская служба должна вести учет всех строящихся и реконструируемых в воен­ном округе (на флоте) радиологических объектов. В противном случае пострадают не только планирование, но и вся последующая деятельность    по   предупредительному санитарному надзору за этими объектами. Кроме того, следует помнить, что такие объекты часто строятся (реконструируются, ремонтируются) хозяйственным способом без предварительной разработки проектов, а если они и есть, то в большинстве случаев не согласовываются со специалистами меди­цинской службы, имеют значительные откло­нения от действующих норм, в том числе

регламентирующих вопросы защиты от ИИИ.

Очень важно поэтому в системе предуп­редительного санитарного надзора предус­мотреть      участие      представителей медицинской службы в работе по выбору зе­мельных участков под строительство. При этом большое значение имеет взаимо­действие медицинской службы со строитель­ными   управлениями   и   проектными организациями, своевременное получение от них информации о предстоящей работе. Такое взаимодействие за последние годы в большинстве военных округов и флотов в це­лом налажено. Однако специалистам военных округов, территории которых подверглись радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС. при выборе земельных участ­ков под строительство объектов (в том числе и для работы с ИИИ) трудно квалифицирован­но оценить радиационную обстановку.

Получить необходимую информацию для использования при организации работ по радиационному обследованию участков пред­полагаемого строительства помогут направ­ленные в военные округа, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. Методические рекомендации по обследованию объектов Министерства обороны СССР. размещенных на радиоактивно загрязненной территории (N 566/8/4330 от 6.08.1991 г.).

Активное участие медицинской службы тре­буется  в ходе приемки законченных строительством   (после   реконструкции, капитального  ремонта)  радиологических объектов. Следует отметить, что большинство из них, построенных хозяйственным спосо­бом. принимают в эксплуатацию формально. без привлечения в состав приемочных комиссий    представителей    санитарно-эпидемиологических учреждений, осуществ­ляющих санитарный надзор на данной территории. Их. как правило, не включают в состав комиссии даже при вводе в эксплуа­тацию рентгеновских кабинетов. Командо­вание госпиталей вспоминает о них лишь при оформлении санитарных паспортов.

Страницы: 1, 2