Реферат: Общественная мысль 20 века
Философию Булгакова можно использовать в таких
темах
как : 1) Свобода
2)Мораль
3)Христианский социализм
6.Марксизм
Марксизм - теория,
разработанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в с 19 в. Пыталась доказать
неизбежную гибель капитализма, роль пролетариата как его могильщика, победу социалистической
революции, установление диктатуры пролетариата, строительство социализма и коммунизма.
За рубежом были созданы первые русские марксистские организации: русская секция
I Интернационала, затем группа "Освобождение труда". С выходом в свет
русского перевода "Капитала" (1872) марксизм стали изучать в рабочих
кружках. С 1883 марксистские организации появляются в России - студенческие интеллигентские,
рабочие. Крупным теоретиком марксизма стал Ленин В.И., под руководством
которого началось осуществление теории на практике. На идеологической основе
марксизма формируются "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" и
РСДРП. Часть увлекавшейся марксизмом интеллигенции в 1900-е эволюционирует
к либерализму и идеализму. Жизнь показала утопичность множества
положений марксизма, социализм рухнул в СССР и в др. странах.
Плеханов Георгий
Валентинович
- русский публицист и политический деятель. (1857- кончил курс юнкерского
училища, затем поступил в горный институт в Петербурге; там он познакомился с
бунтарями-народниками и начал пропаганду в кружках рабочих. Во время
демонстрации на площади перед Казанским собором в Петербурге 6 декабря 1876 г.
Плеханов произнес энергичную речь против правительства. После произнесения речи
он успел переменить шапку, закутаться в башлык и неузнанным скрыться с площади.
После этого Плеханов тотчас же перешел на нелегальное положение. Скоро он занял
выдающееся положение в партии Земли и Воли и стал членом редакции журнала
"Земля и Воля", в котором поместил, между прочим, статью:
"Законы экономического развития и задачи социализма в России",
излагавшую программу партии. Будучи тогда народником-бунтарем, то есть
сторонником крестьянского социализма, верящим, что крестьяне в России по
природе своей социалисты и вполне уже готовы к революции, Плеханов отличался от
других товарищей по партии, тем, что особенно дорожил пропагандой среди
рабочих, видя в них, впрочем, не представителей пролетариата, а именно
крестьян, поддерживающих тесные связи с деревней.
Знакомый с сочинениями Карла Маркса еще
в народнически -бунтарский свой период и уже тогда принимавший марксизм, но
толковавший его на народнический лад, Плеханов к этому времени сделался
ортодоксальным марксистом и пришел к выводу, что если в России возможна
революция, то только в тот момент, когда созреет пролетариат. В 1883 г. Плеханов,
вместе с Верой Засулич, Дейчем , Аксельродом и Игнатовым , основал группу
"Освобождение труда". Вполне социал-демократическая по своей
программе и задачам, она была скорее группой издательской, чем партийной.
Первым ее изданием была замечательная брошюра Плеханова "Социализм и
политическая борьба", в которой развиты основные принципы
социал-демократизма. В противоположность старым народникам и позднейшим
экономистам, признававшим только борьбу экономическую, Плеханов доказывал, что
борьба за освобождение рабочего класса, которое должно быть вместе с тем
освобождением человечества, возможна только на почве социал-демократического
учения и в форме борьбы политической. В следующем году та же группа издала
довольно объемистую книгу Плеханова "Наши разногласия".
Признавая заслуги народников и народовольцев в борьбе с деспотизмом, но
отрицательно относясь к их теориям, называя эти теории даже прямо реакционными,
Плеханов в своей книге еще раз и гораздо полнее обосновывает теорию марксизма в
его применении к России. Эта книга может считаться исходной точкой русского
социал-демократического движения. Несмотря на крайнюю резкость полемического
тона и иногда явную несправедливость выходок против тех или других лиц, она
обнаружила глубокое понимание момента и предвидение дальнейшего хода событий в
России. Развитие капитализма и появление рабочего движения были предсказаны в
ней чрезвычайно верно.
В 1895 г. появилась в свет в Петербурге
его книга "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю.
Ответ гг. Михайловскому, Карееву и К°", выпущенная под псевдонимом Н.
Бельтова. Вместе с книгой П. Струве "Критические
Заметки", вышедшей за год до нее, она явилась новым обоснованием
социал-демократизма. Ее легальная форма обеспечила ей распространение и
значение еще гораздо большее, чем полученное книгой "Наши разногласия".
Доктрина экономического материализма изложена в ней полнее и последовательнее,
чем в какой бы то ни было книге, появившейся на русском языке до нее, а,
пожалуй, и после нее; но этому изложению был придан характер резко
полемический, ослабляющий впечатление. В 1896 г. вышла книга Плеханова "Основания
народничества в трудах г. Воронцова (В. В.)", изданная под псевдонимом
А. Волгина. Начиная с 1890 г., Плеханов очень много писал по-немецки в "Neue
Zeit"; между прочим, он напечатал там ряд статей о Чернышевском,
вышедших позднее особой книгой по-немецки.
Значительная доля ошибок
социал-демократии в России объясняется, по его мнению, тем, что она не является
еще в полном смысле слова рабочей партией; по своему составу это по
преимуществу группа интеллигентская, что отражается как на ее миросозерцании,
так и на ее тактике. Плеханов настаивает на том, что революция одними силами
рабочего класса произведена быть в настоящее время не может, что революция
должна иметь характер буржуазный, что рабочему классу нужно только занять как
можно более выгодные позиции, не рассчитывая сразу получить все, и потому в
настоящее время для рабочего класса гораздо важнее борьба с самодержавием, хотя
бы в союзе с буржуазией, чем борьба с буржуазией; нужно уединить реакцию. Похвала
из либерального лагеря Плеханова не огорчает, тогда как похвала из лагеря
анархистов его бы огорчила. Ввиду всего этого Плеханов являлся безусловным и
решительным сторонником участия рабочего класса в выборах в Государственную
думу и безусловным противником бойкота, принятого громадным большинством
социал-демократической партии.
В 1905 - 1906 гг. вышли в Петербурге,
под псевдонимом Н. Бельтова, следующие книги Плеханова: "За двадцать лет.
Сборник статей литературных, экономических, философских и исторических",
"К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" ,
"Критика наших критиков", "Пролетариат" .
Идеи Плеханова можно
использовать в таких темах как:
1)
Марксизм
2)
Социал-демократия
3)
Государственное
управление
4)
Государство
ЛЕНИН, ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ
(1870–1924), профессиональный революционер, продолжатель идей Маркса,
основатель современного коммунистического движения и Советского государства.
Ленин поступил в Казанский университет и прекрасно учился, но в конце 1887 был
задержан за участие в революционной сходке студентов и политическом семинаре,
исключен из университета и сослан в деревню под надзор полиции. В 1891
экстерном сдал экзамены по праву в Петербургском университете.
Большое влияние на Ленина
оказали русские революционеры 19 в., в первую очередь публицист
Н.Г.Чернышевский; его глубоко заинтересовали западноевропейские
социалистические теории К.Маркса и Ф.Энгельса, которые популяризировал в России
прежде всего Г.В.Плеханов. Первым значительным марксистским произведением
молодого Ленина стал труд Развитие капитализма в России (1897), за ним
последовали многочисленные политические работы, выходившие в России и за
рубежом.
В 1898 Ленин, Плеханов и
другие марксисты организовали Российскую социал-демократическую партию (РСДРП)
для координации революционной деятельности. В 1901–1902 народники создали
соперничавшую с ней партию социалистов-революционеров (эсеров). Обе партии
вошли в состав Международной федерации, известной как Социалистический, или
Второй Интернационал. Ленин намеревался развернуть полемику против эсеров, но
вскоре у него возникли серьезные разногласия и с членами РСДРП. Ленин и другие
«искровцы» выступали за создание централизованной партии, которая должна была
мобилизовывать пролетариат на более активную экономическую и политическую
борьбу против всех форм угнетения и свержение царизма. Ленин популяризировал
такого рода идеи в работе Что делать? (1902). На втором съезде РСДРП,
проходившем в 1903 в Брюсселе и Лондоне, «искровцы» одержали победу, но затем
распались на две фракции – большевиков и меньшевиков. Причины этого раскола и
дальнейшие задачи большевиков были проанализированы Лениным в работе Шаг вперед
– два шага назад (1904). Большевики под руководством Ленина настаивали на
строжайшей партийной дисциплине, меньшевики, которых поддерживали Мартов и
Плеханов, выступали за более широкую коалицию. Кроме того, меньшевики выступали
в поддержку союза рабочих и крупной буржуазии с целью свержения царизма, в то
время как Ленин (например, в 1905 в полемическом труде Две тактики
социал-демократии в демократической революции) утверждал, что для успеха подлинно
демократической революции в России необходимы союз рабочих и крестьян и
создание в дальнейшем «демократической диктатуры пролетариата и крестьянства».
К 1898 он женился на одной
из своих ближайших соратниц Н.К. Крупской. Ленин и Крупская сыграли важную роль
в координации деятельности подпольной большевистской организации РСДРП,
содействуя печатанию и распространению газет «Вперед» и «Пролетарий».
Революционные события вскоре позволили им вернуться в Россию. В 1905
разразилась первая русская революция. Сотни стачек и крестьянских бунтов
заставили царский режим провести ряд важных реформ, включая предоставление
политических свобод и создание парламентского органа, именовавшегося Думой. Ленин
сначала выступал против участия большевиков в работе Думы, но в 1906 изменил
свою позицию. Он поддержал также работу в Советах рабочих депутатов, которые
руководили революционной деятельностью. Ленин активно поддерживал открытую
(легальную) деятельность РСДРП, особенно ее большевистского крыла, в ходе
массового наплыва рабочих в партию. В 1906–1907 обозначился спад революции.
Революционеры вынуждены были уйти в подполье или эмигрировать, а многие левые
интеллектуалы оказались деморализованными. Обострились и отношения между
большевиками и меньшевиками. Ленин вступил в конфликт даже с группой
большевиков, возглавляемой А.А.Богдановым, которые избегали работы в
профессиональных союзах и другой «приспособленческой» активности, а также
ставили под вопрос целесообразность участия большевиков в выборах и
представительство в Думе. Ленин настаивал на том, что работа в Думе даст
революционерам мощное средство легальной агитации и политического образования и
что борьба за реформы будет способствовать росту опыта и политической
сознательности рабочего класса. В работе Материализм и эмпириокритицизм (1909)
он доказывал наличие серьезной ревизии марксизма, предпринятой Богдановым и
другими теоретиками социал-демократической партии. В то же время Ленин
развернул борьбу против «ликвидаторов» – меньшевистского течения, стремившегося
заменить все формы революционной подпольной работы легальной реформистской
деятельностью. Ленин остро критиковал «примиренцев», подобных Троцкому,
пытавшихся сохранить единство РСДРП и не допустить раскола партии.
В 1912 Ленин с
единомышленниками организовали отдельную партию – большевистскую. Новая партия
издавала газету «Правда». Ее члены имели не только согласованную стратегию
действий, но и четкую политическую программу: 8-часовой рабочий день; земельная
реформа, демократическое учредительное собрание. Эти три требования подкрепляли
призывы о необходимости усиления союза рабочих и крестьян. Большевики имели
мощную и дисциплинированную организационную структуру, которая сочетала курс на
поддержку реформ с подпольной революционной работой. В 1912–1914
большевики-ленинцы заняли лидирующие позиции в русском революционном движении.
В период 1914–1917 Ленин
сосредоточил усилия на укреплении революционной социалистической оппозиции
войне. На конференциях в Циммервальде и Кинтале он объединил различные
антивоенные социалистические течения. Критикуя 2-й Интернационал, вожди
которого отреклись от антивоенных убеждений, он призвал к созданию нового
революционного 3-го Интернационала. Ленин написал также исследование
экономических причин Первой мировой войны – Империализм, как высшая стадия
капитализма (1916).
Отрицая призывы установить
немедленный мир и выступая с защитой идеи «социалистических Соединенных Штатов
Европы», он выдвинул крайний лозунг: «Превратить империалистическую войну в
гражданскую». Данный лозунг, хотя и был воспринят только ближайшими соратниками,
в частности Г.Е.Зиновьевым, был очень важен для Ленина: его выдвижение делало
невозможным любой компромисс с «центристскими» социал-демократами, которые к
1916 отказались от поддержки войны, но не могли открыто порвать с милитаристски
настроенным большинством своих партий.
В истощенной и озлобленной
военными неудачами России вновь нарастал революционный радикализм.
Ленин подчеркивал, что
Временное правительство не способно вывести Россию из войны, не может
гарантировать обеспечения рабочих продовольствием и не отдаст землю крестьянам.
Поэтому он считал, что рабочие и революционеры должны выступить с
самостоятельными лозунгами «вся власть Советам» и «Хлеб, мир и земля».
Демократическая революция, считал он, должна перерасти в революцию рабочего
класса при поддержке крестьянства, которая вызовет восстания рабочих в
Германии, Австро-Венгрии и Франции. «Апрельские тезисы» вначале вызвали
недоумение у многих ведущих большевиков, но вскоре Ленину удалось убедить
верхушку партии, равно как и бывших оппонентов, например Троцкого, в своей
правоте. К июлю 1917 большевики возглавили массовую демонстрацию против
Временного правительства, во главе которого стоял умеренный социалист
А.Ф.Керенский. Демонстрация вылилась в насильственные действия, что стало
причиной репрессий со стороны Временного правительства. Многие большевики были
арестованы, а Ленин бежал в Финляндию. Здесь он написал теоретический трактат
Государство и революция, в котором были представлены перспективы
социалистического будущего.
В августе 1917 начался правый
военный мятеж генерала Корнилова, направленный на свержение Временного
правительства и Советов. Временное правительство освободило всех революционных
активистов из заключения и не препятствовало созданию Красной гвардии.
25 октября 1917 Временное
правительство было низложено. Ленин стал председателем первого советского
правительства – Совета народных комиссаров (Совнаркома), созданного на базе
коалиции большевиков и левых эсеров. Чтобы обеспечить выход России из Первой
мировой войны, были начаты мирные переговоры с Германией. Правительство
Германии выдвинуло в качестве условий жесткие требования, касавшиеся прежде
всего территориальных уступок. Многие революционеры, включая левых эсеров и
даже левых коммунистов в самой партии Ленина, выступили против уступок и
призвали к революционной войне против германского империализма. 3 марта 1918 в
Брест-Литовске был подписан Брестский мирный договор.
Для свержения нового режима была образована широкая
коалиция из бывших промышленников, финансистов и сторонников восстановления
монархии. К движению подключились ряд иностранных правительств, особенно
Великобритании, Франции, США и Японии. 14 иностранных государств так или иначе
участвовали в разразившейся в России гражданской войне. В 1918 в ответ на
разрозненные террористические акты, в ходе которых Ленин был тяжело ранен,
развернулся красный террор – арестовывали и чаще всего расстреливали любого,
кто считался «врагом революции». Производила это Чрезвычайная Комиссия (ЧК),
учрежденная по инициативе Ленина и возглавлявшаяся Ф.Э.Дзержинским. В начале
1918 Совнарком разогнал Учредительное собрание. К 1919 от демократии не
осталось и следа.
Ленин и российские
коммунисты были убеждены, что распространение социалистической революции на
другие страны является существенной предпосылкой окончательной победы революции
в России. В 1919 они организовали Первый конгресс Коммунистического
Интернационала, поддерживая создание коммунистических партий во всех странах
мира. Предполагая, что эти новые партии могут склониться к «ультралевым»
ошибкам (таким, как попытки захватить власть без поддержки большинства рабочего
класса или отрицать борьбу за «простые» реформы), Ленин в 1920 написал работу Детская
болезнь «левизны » в коммунизме. На Втором и Третьем конгрессах Коминтерна
он выступил в поддержку тактики «единого фронта», с помощью которого коммунисты
должны были объединить силы с более умеренными социалистами, ничуть, однако, не
поступаясь принципами.
Военный коммунизм вызвал
разрыв экономических связей, что привело к упадку хозяйственной жизни. В 1921
начались крестьянские революции и восстание рабочих и матросов на
военно-морской базе в Кронштадте.
Ленин пытался найти более
реалистичный курс. В 1921 была введена новая экономическая политика (нэп),
допускавшая мелкое капиталистическое производство и приводившая в действие
рыночные механизмы в экономике в целом. Такие изменения – вместе с окончанием
гражданской войны и иностранной интервенции – привели к улучшению ситуации в
экономике. В то же время РКП(б) предприняла меры для усиления своей
политической монополии, запретив любые внутрипартийные раздоры.
Ленин с возраставшей
тревогой следил за «бюрократическим вырождением» Советской республики. Пережив
инсульт в мае 1922, он вернулся к работе к осени того же года, но в декабре с
ним случился второй инсульт. В первые месяцы 1923 он все свое внимание
сосредоточил на поиске способов преодоления засилья бюрократии, которая глубоко
внедрялась в большевистскую партию и Советское правительство, а также усиления
контроля рабочих и крестьян над государственным аппаратом. Ленин пытался
установить союз с Троцким и в своих последних заявлениях настаивал на
устранении Сталина с поста секретаря партии. Однако третий инсульт в марте 1923
полностью вывел его из строя. 21 января 1924 в загородном доме в селении Горки
под Москвой он скончался.
После его смерти партийная
диктатура стала одной из самых жестоких в мировой истории бюрократических
тираний. Сообразно политике Сталина ближайшие соратники Ленина были отстранены
от власти, а большая их часть в конце концов погибла в «чистках» 1930-х годов.
Десятки миллионов людей погибли в результате осуществления идеи насильственного
изменения хода истории и построения коммунистического рая на трупах тех, кто
имел смелость не соглашаться с чиновниками. То, что вначале казалось
стремлением к справедливости, обернулось массовой кровавой баней. Таким образом
Ленин оказался главным «архитектором» самой страшной из тоталитарных систем,
которые существовали в 20 столетии. Лени е считал, что общественная теория
должна быть ориентирована на решение конкретных практических задач, поэтому
марксизм не только теория, по и практика, которая является критерием истинности
теории.
Теорию Ленина можно использовать в таких темах как:
1)Государство
2)Государственное
управление
3)
Тоталитаризм
БОГДАНОВ
(МАЛИНОВСКИЙ) Александр Александрович (1873—1928) — философ, социолог,
культуролог, экономист, ученый-естествоиспытатель, прозаик, полит, деятель.
Родился в семье народного учителя. В 1892 окончил Тульскую классическую.
гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического
факультета Московского ун-та. Вел пропагандистскую работу в рабочих кружках, и
в 1896 пришел от народовольческих идей к социал-демократическим. Из лекций,
прочитанных рабочим, выросла первая книга “Краткий курс экономической
науки” (1897). Окончил медицинский ф-т Харьковского ун-та (1899),
специальностью избрал психиатрию. В 1899 издал первую философскую книгу “Основные
элементы исторического взгляда на природу”. По окончании ун-та снова был
арестован за революционную пропаганду и выслан в Калугу (1899—1900), где
близко сошелся с ссыльным Луначарским, затем в Вологду (1901—03), где
познакомился с Бердяевым, также отбывавшим ссылку.
Марксистское мировоззрение, по
мысли Б., нуждается в усовершенствовании и расширении, в обретении реального
“яркоцветия” и удалении от схематизма, что оказывается возможным лишь при опоре
на данные опыта современных наук, прежде всего естественных. Из новейших
философских направлений, наряду с энергетизмом В.Оствальда, особый интерес Б.
вызывает “критическая философия” Р.Авенариуса и Э.Маха, соединяющая
многообразие конкретно-научной эмпирики, философский релятивизм в истолковании
основных категорий реальности и строгий позитивизм познавательных и исследовательских
установок. Именно махизм кажется Б. призванным дополнить и развить марксизм с
его социально-критическим пафосом, обновив его и сделав современным
миросозерцанием. Реализуя свой творческий поиск, Б. публикует книги “Познание
с исторической точки зрения” (1901) и “Из психологии об-ва” , большой философский
трактат с обоснованием собственной философской системы — “Эмпириомонизм”
в 3-х кн. (1904-06).
Философия культуры — центр,
компонент всех филос., социальных, научно-техн. и полит, идей Б. — не могла
быть по достоинству оценена в той идейно-полит. и социальной среде, к-рая его
выдвинула как социального мыслителя и деятеля культуры
(профессионально-революционной, марксистской). Само вольное, творч. обращение с
марксизмом, утрачивавшим в трактовке Б. ореол сакральности, идейной
“неприкасаемости”, в глазах ортодоксальных ревнителей “чистоты” марксистского
учения 19 в. выглядело всего лишь кощунственным “ревизионизмом”, а не
оригинальной филос. системой 20 в. , впитавшей в себя достижения позитивизма (включая
Спенсера) и неопозитивизма, классич. филос. агностицизма Беркли, Канта, Юма,
конкр. наук — физики, биологии, психологии, социологии, математики и др. Уходя
от решения пресловутого “осн. вопроса философии”, т. е. от различения материи и
духа, бытия и сознания, физич. и психического (Б. считал обществ, бытие и
обществ, сознание тождественными) , он, как и многие мыслители эпохи модерна,
обращался к категории “чистого опыта”, или “чистого сознания”, представленного
в разл. феноменальных формах. Так, отношение познающего субъекта к опр.
явлениям или фактам зависит не только от их совокупности, но и от их состояния.
Поэтому реальность геом. фигуры и природного явления, истор. деятеля или
естеств. языка — различны по своей природе; для каждого вида реальности
существует своя форма индивидуальной и социальной организации опыта.
Отсюда неизбежная
релятивность человеч. познания, целиком зависящего от господствующих форм
организации опыта. По существу, богдановская философия и теория познания идейно
созвучны феноменологич. исканиям рубежа 19—20 вв. — Брентано, Гуссерля и др., —
с тем различием, что Б., как представитель рус. культуры и философии,
наследовавший филос. радикализму революц. демократов и народников и являвшийся
современником рус. символистов, делал упор не столько на освоение (и отражение)
изменчивой и затемненной превращенными идеол. формами реальности, сколько на ее
преобразование, творч. пересоздание средствами культуры.
Центр, смыслообразующим компонентом богдановской
философии культуры является понятие “организации опыта”. Вся история
человечества и его культуры — это история организационных форм, с помощью к-рых
происходит приспособление человека к окружающей его природной среде. Первичное
организационное приспособление человеч. об-ва определяется социальным
инстинктом, внешне объединяющим членов об-ва в нек-рое обществ, целое. Гораздо
более сложная задача стоит перед внутр. организацией общества — сделать
понимаемое и переживаемое каждым членом общества общим достоянием и для других
членов, сохранять и передавать коллективный опыт во времени и в пространстве.
Эту задачу выполняет вторично-организационное приспособление об-ва к окружающей
среде, каковым и является культура. Культура превращает об-во в качественную
целостность, в к-рой результат больше слагаемых, именно культура сохраняет,
оформляет, закрепляет и развивает данный тип организации об-ва. Опр. истор. тип
культуры представляет функциональное единство всех ее форм: взаимосвязанными
являются тип труда, тип поведения, тип мышления, тип чувствования, тип
личности, тип используемой об-вом техники, типы науки, искусства, религии,
морали, права, по-своему выполняющих разл. и в то же время взаимосвязанные
организационные функции в обществе. Получаемые в об-ве культурные продукты,
находящиеся в соответствии с его устройством, служат для него организационным
продуктом, т. е., будучи производными от коллективного опыта, они сами
организуют обществ. жизнь, сохраняя и воспроизводя модель опр. истор. типа об-ва.
Созданная Б. типология
культуры носит эволюционистский характер и представляет собой аккумуляцию: 1)
Марксовой теории формаций, 2) гегелевской триады (включающей тезис, антитезис и
синтез) и 3) классич. после Конта позитивистской теории “трех стадий”
(теологич., метафизич. и позитивной). Три идеальных истор. типа культуры, по
Б., — авторитарный, отвлеченный (индивидуалистический) и коллективистский,
развивающиеся последовательно, один из другого. Высший тип культуры —
коллективистский соответствует социалистич. об-ву; он призван синтезировать
первобытный, неразвитый коллективизм с чрезмерно развитым в условиях
капиталистич. обмена культурным индивидуализмом, эгоизмом; преодолеть мифол.
или ре-лиг. авторитаризм, стремящийся все обществ, явления связать с некоей
мистич. “первопричиной” и страдающий “натуральным фетишизмом”, как и
“отвлеченный фетишизм” бурж. об-ва, с его стихийно-хаотич. произволом
автономных личностей, разрушающим единство общества, атомизирующим его. В
коллективистском об-ве рутинный труд отомрет, рабочий станет не только
исполнителем, но и организатором трудового процесса, что сблизит его с
инженером; научная организация труда превратит индивидуальное творчество в
средство совершенствования обществ, целого, а коллективистские организационные
задачи определят цели и перспективы индивидуального труда. Исходной базой
коллективистского об-ва, по Б., является “пролетарская культура”, еще
несовершенная, искалеченная бурж. отношениями, но потенциально свободная от
“властных фетишей” любого рода и имманентно несущая в себе
организационно-коллективистское начало будущего об-ва, формирующая новый тип
труда и новые формы обществ, и производств, отношений.
Для торжества “пролетарской
культуры” в ближайшем будущем, по мнению Б., необходимо соблюдение неск.
условий: 1) достижение демократизации знания, переосмысление и систематизация
прошлого с т. зр. представлений о мире как органич. единстве практич. деятельности
и творчества; 2) освобождение от фетишизма в сознании (пережитков религ. или
религиопо-добного культа в науке, искусстве, морали, философии, политике), в т.
ч. всех разновидностей авторитаризма, вождизма, апологетики и т. п.; 3)
достижение коллективистского подхода во всех сферах жизни и культуры, включая
науку, искусство, мораль, быт, общественно-полит. жизнь. Практич. задача
интеллигенции в переходный от капитализма к социализму период — всемерно
поддерживать и развивать “пролетарскую культуру” со всеми присущими ей
атрибутами и ростками нового. Для этого необходимо создать новую Энциклопедию,
призванную сыграть такую же революц. роль в формировании мировоззрения и
мирооотношения нового человека, какую сыграла в 18 в. Франц. энциклопедия,
подготовившая Великую Франц. революцию. Этой же цели должны служить
организуемые по всей стране организации Пролеткульта, пробуждающие массы к
худож., научному и истор. творчеству; пролетарские унты, не только
ликвидирующие неграмотность, но и образующие универсально разностороннюю,
творч. личность, органически вписанную в коллективистское, научно
организованное об-во.
При этом Б. рассматривал “пролетарскую культуру”
как некий идеальный тип культуры, а не наличное состояние культуры
пролетариата, далекое от эталонных представлений. Наблюдая за процессами
культурной революции в Советской России, за многими тенденциями деятельности
созданного по замыслу самого Б. Пролеткульта, осмысляя культурную политику
большевистского руководства (при Ленине, а затем и Сталине), Б. с горечью
констатировал консервативный откат молодой советской культуры в
доиндивидуалистич., авторитарную эпоху — вместо прорыва в культуру
коллективистскую; возвращение к своего рода культурному феодализму — вместо
восхождения к культурному социализму. Стройная организационная теория Б.
оказалась красивой и умной утопией, апеллировавшей к саморазвивающейся человеч.
практике, но с текущей истор. практикой далеко и трагически разошедшейся.
Символично, что единств, творч. делом, оставшимся возможным и реальным для Б. —
ученого, стало переливание крови из одного организма в другой — модель
искусственного обновления старых, изношенных форм за счет привнесения в них
нового содержания. Теория “пролетарской культуры” была подобна во многих
отношениях этой модели: прививая традиц., а во многом и патриархальному об-ву
идеи и навыки высшего, научно организованного коллективизма, богдановская
философия культуры теоретически исходила из оптимистич. прогноза рез-тов
проводимого эксперимента по “переливанию культуры” и не учитывала меру практич.
риска, поскольку эталоном ей служила марксистская формула революц. насилия как
“повивальной бабки истории”. Опыт “переливания” оказался гибельным — и для
теоретика, и для практики.
Философию Богданова можно использовать в таких темах :
1)
Социализм
2)
Идеи марксизма
3)
Философия культуры
|