рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: НДС по обычным видам деятельности индивидуальных предпринимателей рефераты

3) передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом.

Рассмотренные выше два метода являются общими, и их положения, естественно, не могут учесть всех возможных ситуаций, возникающих в практике хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому в соответствующих пунктах ст.167 НК РФ рассмотрены некоторые нестандартные случаи. Так, в частности, в случае:

- прекращения встречного обязательства покупателя товаров (работ, услуг) по оплате этих товаров (работ, услуг) путем передачи покупателем-векселедателем собственного векселя оплатой указанных товаров (работ, услуг) признается оплата покупателем-векселедателем (либо иным лицом) указанного векселя или передача налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу;

- неисполнения покупателем до истечения срока исковой давности по праву требования исполнения встречного обязательства, связанного с поставкой товара (выполнением работ, оказанием услуг), датой оплаты товаров (работ, услуг) признается наиболее ранняя из следующих дат:

1) день истечения указанного срока исковой давности;

2) день списания дебиторской задолженности;

- реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе дата реализации товаров (работ, услуг) определяется как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

- реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, дата реализации указанных товаров определяется как день реализации складского свидетельства;

- реализации финансовым агентом услуг финансирования под уступку денежного требования, а также при реализации новым кредитором, получившим указанное требование, финансовых услуг момент определения налоговой базы определяется как день последующей уступки данного требования или исполнения должником данного требования;

- выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления дата определяется как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством;

- реализации товаров на экспорт и работ, услуг, непосредственно связанных с их производством и реализацией, а также транспортировкой до границы указанных товаров, момент определения налоговой базы определяется как последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст.165 НК РФ. В случае если полный пакет вышеуказанных документов не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с пп.1 п.1 ст.167 НК РФ, то есть по мере их отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что фискальные органы при трактовке ее пп.1 п.1 используют формальный подход. Напомним, что им установлено правило, что при учетной политике "по отгрузке" налоговая база определяется в момент отгрузки товаров.

Указывая, что ст.167 НК РФ устанавливает момент определения налоговой базы (то есть момент возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате НДС), а не дату реализации (то есть момент перехода права собственности на товары), они делают заключение, что по договорам на реализацию товаров момент определения налоговой базы по НДС уже не зависит от момента перехода права собственности, а зависит только от самого факта их отгрузки.

Например, если налогоплательщик ведет учетную политику для целей налогообложения "по отгрузке", а согласно условиям договора право собственности на товар переходит к покупателю после его оплаты, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость у продавца возникает в момент отгрузки (передачи). Однако, по мнению, большинства налоговых экспертов, такая трактовка данной налоговой нормы не имеет достаточных правовых оснований, так как в соответствии со ст.146 НК РФ объектом обложения НДС является именно реализация, то есть переход права собственности на товары (п.1 ст.39 НК РФ). Налоговая же база является лишь стоимостной характеристикой объекта налогообложения, которая не может его дополнять или устанавливать специальный порядок его определения (п.1 ст.53 НК РФ). Следовательно, требовать уплачивать налог до того момента, пока не возникло объекта налогообложения, неправомерно.

Ссылки на то, что п.2 ст.39 НК РФ допускает конкретизацию момента реализации частью второй НК РФ, также неправомерны. Во-первых, гл.21 уже не содержит таких положений, так как теперь ст.167 НК РФ определяет не дату реализации, а дату определения налоговой базы. Во-вторых, конкретизация даты реализации для целей налогообложения принципиально возможна только в рамках уже наступившего факта реализации. То есть дата реализации для целей исчисления конкретного налога по отношению к дате перехода права собственности может быть законодательно сдвинута только на более поздний срок, но никак не установлена ранее нее.

Одной из важнейших характеристик любого налога является налоговый период, так как он определяет те сроки, в которые налогоплательщик обязан исчислить и уплатить налог в бюджет. Для всех плательщиков НДС, а также лиц, исполняющих обязанности налоговых агентов, налоговый период в общем случае устанавливается равным календарному месяцу. Это предусмотрено п.1 ст.163 НК РФ. Однако те налогоплательщики, у которых суммы ежемесячной в течение квартала выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета самого налога не превышают 1 млн руб., могут избрать для себя более продолжительный налоговый период - квартал (п.2 ст.163 НК РФ и п.6 ст.174 НК РФ).

Налогоплательщики должны перечислять в бюджет НДС и представлять налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего учета по итогам каждого налогового периода. Сделать это надо в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Такой порядок установлен п.п.1 и 6 ст.174 НК РФ. Исключение - ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. В этом случае НДС уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

По существу, решение о выборе для себя налогового периода плательщики НДС принимают ежеквартально: по окончанию каждого первого месяца до 20-го числа второго месяца текущего квартала. Какого-либо требования об уведомлении налогового органа о конкретном выбранном налоговом периоде (месяце или квартале) НК РФ не предусматривает. Однако это не лишает права предпринимателей при желании уведомить об этом налоговиков.

Предпринимателям при выборе для себя налогового периода по НДС следует четко понимать, что возможность уплачивать налог по итогам квартала зависит не от суммы его выручки от реализации товаров (работ, услуг) за последний прошедший квартал (как это было ранее), а от выручки, которую он получит в текущем квартале. Таким образом, фактически выбор предпринимателем налогового периода зависит только от предполагаемой им суммы выручки.

При этом налоговый период зависит именно от ежемесячных в течение квартала сумм выручки налогоплательщика. Поэтому выбрать в качестве налогового периода по НДС квартал могут только те налогоплательщики, у которых в каждом месяце квартала сумма выручки не превышает 1 млн руб. В сумму выручки включается вся полученная налогоплательщиком выручка, в том числе от осуществления операций, не облагаемых НДС (по операциям, освобожденным от НДС, или местом реализации которых территория РФ не признается).

Таким образом, плательщик налога на добавленную стоимость, у которого в каком-либо месяце квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС превысила 1 млн руб., обязан сдавать декларацию в общем порядке. То есть ежемесячно в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Эта обязанность возникает в месяце, в котором произошло вышеуказанное превышение суммы выручки.

Плательщик НДС, у которого в каком-либо месяце квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета самого налога на добавленную стоимость превысила 1 млн руб., подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст.119 НК РФ, только если он не представил декларацию по НДС в срок до 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором сумма выручки от реализации превысила этот 1 млн руб. Например, в январе и феврале выручка налогоплательщика составила менее 1 млн руб., а в марте - более 1 млн руб. В срок до 20 апреля он представил в свою территориальную налоговую инспекцию три месячные декларации по НДС: за январь, февраль и март. Оснований для взыскания штрафа, предусмотренного ст.119 НК РФ, нет.

Ни штрафа, ни пеней не возникает, когда налогоплательщик не использовал право, предоставленное ему п.6 ст.174 НК РФ, и представил в налоговые органы декларацию по НДС за первый месяц отчетного квартала, хотя и не обязан был этого делать исходя из объемов своей выручки.

По мнению налоговиков, после принятия ежемесячной налоговой декларации инспектором налогового органа налогоплательщик в соответствии со ст.23 НК РФ должен уплатить налог на добавленную стоимость в общие сроки, установленные законодательством РФ, то есть до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Соответственно, при нарушении сроков подачи налоговых деклараций и уплаты НДС, то есть вместо представления в последующем не ежемесячных деклараций, а ежеквартальных, к ним должны применяться как меры ответственности в виде штрафа, так и меры обеспечения исполнения обязательства в виде пеней.

Вне зависимости от того, какой налоговый период (месяц или квартал) у налогоплательщика, форма представляемой им налоговой декларации по НДС является единой.

Документы, заполняемые налогоплательщиком по расчету налога.

Налоговый кодекс предъявляет к плательщикам НДС помимо самой обязанности уплаты данного налога целый ряд требований по составлению и оформлению документов, связанных с его исчислением. В соответствии с п.3 ст.169 НК РФ они обязаны составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении любых операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл.21 НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст.149 НК РФ.

Ряд основных правил по выставлению и оформлению счетов-фактур описаны в самой ст.169 НК РФ. Что касается остальных названных выше документов, то в ней содержится лишь отсылочная норма о том, что порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж должен устанавливаться Правительством РФ. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Правила). Последние изменения в Правила внесены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2004 N 84.

Форма счета-фактуры утверждена этим же Постановлением. Она является единой для всех плательщиков НДС, то есть для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако существуют некоторые различия в их оформлении данными лицами. Так, в строке 2 "Продавец" индивидуальный предприниматель записывает свою фамилию, имя, отчество, а в строке 2а "Адрес" указывается адрес места жительства индивидуального предпринимателя (по паспорту).

Кроме того, согласно п.6 ст.169 НК РФ при выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем он подписывает его и указывает реквизиты своего свидетельства о государственной регистрации.

Под реквизитами свидетельства о государственной регистрации следовало понимать данные, которые позволяют точно идентифицировать налогоплательщика. До 1 января 2004 г. следовало указывать регистрационный номер и дату выдачи свидетельства, наименование органа власти, выдавшего его, а также номер и дату решения о регистрации. Однако 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц". Поэтому с 1 января 2004 г. индивидуальных предпринимателей регистрируют налоговые органы.

Новый порядок регистрации для лиц, уже ведущих предпринимательскую деятельность, предусмотрел так называемый переходный период. Физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 г., обязано до 1 января 2005 г. представить в налоговый орган по месту жительства следующие документы:

- копию основного документа, удостоверяющего личность указанного лица как гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

- копию свидетельства о рождении или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения;

- документ, подтверждающий государственную регистрацию указанного лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Порядок представления указанных документов такой же, как и при представлении документов для регистрации. Фактически предприниматели должны пройти перерегистрацию. С 1 января 2005 г., если предприниматель не сдал эти документы, его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утратит силу.

Таким образом, в течение 2004 г. предприниматели, уже работавшие ранее, могут указывать и данные старого свидетельства о регистрации, а после получения от налогового органа нового документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр, - его реквизиты. Соответственно, после 1 января 2005 г. все категории предпринимателей могут указывать реквизиты только нового документа о регистрации.

Основным из документов, которые налогоплательщики должны составлять при расчетах по НДС, является счет-фактура. Именно он является тем документом, который служит основанием для принятия налогоплательщиками предъявленных им сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл.21 НК РФ (п.1 ст.169 НК РФ).

При реализации своих товаров (работ, услуг) каждый плательщик НДС обязан выставить счет-фактуру в срок не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Такая обязанность распространяется даже на тех налогоплательщиков, которые совершают операции, не облагаемые НДС в соответствии со ст.149 НК РФ, или пользуются освобождением от уплаты НДС по ст.145 НК РФ. Однако, выставляя счета-фактуры, они в них НДС не выделяют и, кроме того, делают на них соответствующую надпись или штамп "Без налога (НДС)" (п.5 ст.168 НК РФ). Исходя из изложенного, справедливо утверждать, что счета-фактуры налогоплательщики должны составлять и при совершении всех других операций, признаваемых объектами налогообложения и включаемыми в налоговую базу.

Счета-фактуры не составляют следующие категории лиц:

- лица, не являющиеся плательщиками НДС (переведенные на уплату ЕНВД или сельхозналога, а также применяющие упрощенную систему налогообложения);

- организации (индивидуальные предприниматели) розничной торговли и общественного питания, а также другие организации (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы и оказывающие платные услуги непосредственно населению за наличный расчет, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (бланк строгой отчетности). Данное положение применяется теми лицами, которым разрешено при работе с населением использовать вместо кассовых чеков утвержденные в установленном порядке бланки строгой отчетности;

- налогоплательщики по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), освобождаемых от налогообложения.

Чаще всего счета-фактуры составляются налогоплательщиками в двух экземплярах: один для себя и один для покупателя. Однако в ряде случаев счета-фактуры налогоплательщик-получатель средств выписывает в одном экземпляре для отражения в своей книге продаж и покупателю не передает (п.п.18 и 19 Правил). А именно при получении:

- авансов;

- штрафов;

- финансовой помощи;

- денег в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой товаров (выполнения работ, оказания услуг);

- процентов по векселям, процентов по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

- страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств).

Так как наличие счета-фактуры является обязательным условием для зачета (возмещения) НДС по приобретенным материальным ресурсам (работам, услугам), особое внимание следует уделять правильности его заполнения.

В соответствии с п.5 ст.169 НК РФ в счете-фактуре в обязательном порядке должны быть указаны следующие реквизиты:

- порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

- наименование, адрес и ИНН налогоплательщика и покупателя;

- наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

- номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

- наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

- количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);

- цена (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, - с учетом суммы налога;

- стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;

- сумма акциза по подакцизным товарам;

- налоговая ставка;

- сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

- стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;

- страна происхождения товара;

- номер грузовой таможенной декларации.

Как указано в п.6 ст.169 НК РФ, подписывать счет-фактуру должны руководитель и главный бухгалтер организации-поставщика. Могут это сделать и иные должностные лица, уполномоченные на то в соответствии с приказом по организации.

В случае с предпринимателями НК РФ указывает, что счет-фактуру должен подписать сам предприниматель с указанием реквизитов своей государственной регистрации. Поэтому передоверие права подписи счетов-фактур предпринимателем (по аналогии с юридическими лицами) другим гражданам, которые являются его наемными работниками, может вызвать споры с налоговиками. В любом случае использование факсимиле вместо оригинальной подписи должностных лиц или предпринимателя не допускается.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7