рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: НДС по обычным видам деятельности индивидуальных предпринимателей рефераты

При определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Если выручка (расходы) налогоплательщика выражены в иностранной валюте, то при определении налоговой базы они пересчитывается в рубли по курсу Центробанка РФ соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

Это лишь самые общие принципы определения налоговой базы по НДС, так как порядок определения налоговой базы существенно зависит от многих конкретных обстоятельств, в том числе от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). В частности, порядок ее определения может зависеть:

- от вида осуществляемой деятельности (ст.ст.156 и 157 НК РФ);

- от вида сделки (ст.155 НК РФ);

- от выбранного налогоплательщиком способа определения момента определения налоговой базы по НДС (ст.167 НК РФ);

- от формы оплаты, избранной сторонами по конкретной сделке (п.п.2 - 5 ст.167 НК РФ);

- других особенностей деятельности или хозяйственных операций (сделок), проводимых налогоплательщиком.

Сформулируем основные правила расчета налоговой базы в зависимости от объекта налогообложения.

Во-первых, при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется по правилам ст.ст.154 - 158 НК РФ с учетом особенностей включения в нее сумм, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), определенных правилами ст.162 НК РФ. Для большинства налогоплательщиков прежде всего следует руководствоваться нормами ст.154 НК РФ, описывающей порядок определения налоговой базы по НДС в наиболее типичных случаях реализации товаров (работ, услуг).

Во-вторых, при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, а также при выполнении строительно-монтажных работ для собственных нужд налоговая база определяется по правилам ст.159 НК РФ.

В-третьих, при ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется по правилам ст.160 НК РФ.

Рассмотрим порядок увеличения налоговой базы на суммы, непосредственно связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). На какие именно суммы следует производить такое увеличение, описано в ст.162 НК РФ.

В первую очередь это суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом следует отметить, что в случае возврата указанных средств покупателю уплаченный налог подлежит вычету.

Положение об обложении НДС авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, не применяется только в отношении поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0% (пп.1 и 5 п.1 ст.164 НК РФ), длительность производственного цикла изготовления которых свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством РФ).

Естественно, также не будут облагаться НДС авансовые платежи, получаемые налогоплательщиками в счет поставки товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, а также в счет поставки товаров (работ, услуг), местом реализации (оказания) которых будет не территория РФ.

Во-вторых, налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В-третьих, в их число включаются и суммы, полученные в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты реализованных товаров (работ, услуг) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента.

В-четвертых, увеличение налоговой базы производится на суммы полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со ст.146 НК РФ.

И в отношении авансов, и во всех остальных случаях указанные выше правила не применяются по операциям, связанным с реализацией товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также в отношении товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии со ст.ст.147 и 148 НК РФ не является территория Российской Федерации. Данное правило прямо предусмотрено п.2 ст.162 НК РФ.

Статья 162 НК РФ прямо не предусматривает необходимость увеличения налоговой базы на суммы получаемых налогоплательщиком от его контрагентов штрафов, пеней и неустоек за невыполнение договорных условий. Однако согласно разъяснениям налоговых органов денежные средства, полученные налогоплательщиком в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), все равно включаются в налогооблагаемую базу по НДС, если они связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) как суммы, иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (Речь идет о штрафах, получаемых продавцами от покупателей. В обратной ситуации, по мнению налоговиков, штрафы не облагаются НДС).

Однако у налогоплательщиков есть шанс и поспорить с налоговиками. Дело в том, что самая первая редакция данной статьи прямо предписывала увеличение налоговой базы на суммы штрафов, полученных от покупателей (заказчиков). Однако еще до вступления в силу гл.21 НК РФ данное положение было исключено из ст.162 НК РФ.

Сумма НДС по итогам каждого налогового периода, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиком как общая сумма налога, полученная от сложения величин НДС, исчисляемых по каждой налоговой базе отдельно с учетом применяемых налоговых ставок, и уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.171 и 172 НК РФ.

НК РФ установлены три основных налоговых ставки: 0, 10 и 18% (до 1 января 2004 г. - 20%). Кроме того, в определенных случаях, когда в налоговую базу уже включена сумма НДС, могут использоваться так называемые расчетные ставки, являющиеся производными от основных. В соответствии с правилами, установленными п.4 ст.164 НК РФ, они рассчитываются "как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п.2 или 3 настоящей статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки". Исходя из сказанного, расчетные ставки могут быть рассчитаны по следующим формулам:

Расчетная налоговая ставка = 18% : (100% + 18%) *100%

или

10% : (100% + 10%) * 100%.

Ранее, до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, в этих случаях просто использовались расчетные ставки 16,67 (в условиях применения общей ставки 20%) или 9,09%, которые являются округленными абсолютными показателями приведенных выше формул. Однако именно за счет использования округленных ставок раньше возникали погрешности при исчислении НДС, которые могли быть весьма значительны в абсолютном выражении при больших количественных значениях налоговой базы у использующего их налогоплательщика. Применение расчетного метода определения ставки налога позволяет избежать этого и исчислять НДС с абсолютной точностью.

Использование нулевой ставки налогообложения является новацией, внесенной в налоговый механизм, используемый при исчислении НДС, с 2001 г. Хотя по операциям, облагаемым по нулевой ставке, так же как и по операциям, освобождаемым от налогообложения, НДС не уплачивается, данные операции имеют принципиальные различия. По операциям, облагаемым по нулевой ставке, суммы "входящего" НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), подлежат вычету.

Это связано с тем, что по таким операциям все равно формируется налоговая база по НДС, просто при составлении счетов-фактур в графе "Ставка НДС" указывается "0%". По операциям же, освобождаемым от налогообложения, налоговая база не формируется в принципе (при составлении счетов-фактур в графе "Ставка НДС" указывается "Без налога (НДС)"), и поэтому суммы "входящего" НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), используемым для таких операций, не вычитаются, а в установленном порядке относятся на стоимость таких товаров (работ, услуг).

Исчерпывающий перечень операций, подлежащих налогообложению по нулевой ставке, установлен п.1 ст.164 НК РФ. Общим условием для ее применения является подтверждение соответствующего права на ее применение. Так, согласно ст.165 НК РФ при реализации товаров, указанных в пп.1 - 6 и пп.8 п.1 ст.164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в налоговые органы представляются предусмотренные документы.

Налоговая ставка 10% применяется при реализации:

- продовольственных товаров;

- товаров для детей;

- печатной и книжной продукции нерекламного и неэротического характера;

- медицинской продукции.

Перечень продовольственной продукции, детских товаров и медицинской продукции установлен непосредственно в п.2 ст.164 НК РФ. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Коды указанных видов продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ.

Что касается видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10%, следует руководствоваться Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 41. Указанное Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Согласно Федеральному закону от 31.12.2002 N 195-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в ст.ст.149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" абз.3 - 6 пп.3 п.2 ст.164 НК РФ, предусматривающие налогообложение по ставке 10% ряда вспомогательных операций, связанных с реализацией печатной и книжной продукции, утрачивают силу с 1 января 2005 г.

Налогообложение производится по налоговой ставке 18% в случаях, не указанных в п.п.1, 2 и 4 ст.164 НК РФ, то есть в отношении всех остальных операций, в которых не применяются налоговые ставки в 0, 10% и расчетные ставки, а применяется ставка 18%.

Общая ставка в размере 18% действует только с 1 января 2004 г. До этого была установлена ставка в размере 20%. Такое ее снижение ввел Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". Однако ни этот Закон, ни НК РФ не дают ответа на вопросы налогообложения операций по правоотношениям, которые возникли до 1 января 2004 г. и продолжаются после этой даты.

Налоговое ведомство рекомендует при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) независимо от поступления платы за указанные товары (работы, услуги) счета-фактуры выставлять покупателям с указанием соответствующей налоговой ставки, действующей на дату отгрузки. Такое разъяснение содержится, в частности, в Письме МНС России от 17.12.2003 N ОС-6-03/1316@ "Об особенностях исчисления и уплаты НДС в переходный период в связи с введением ставки 18 процентов".

Таким образом, если суммы авансовых платежей были получены плательщиками НДС до 31 декабря 2003 г. включительно, то они подлежат налогообложению этим налогом с учетом ставки НДС в размере 20%. При поставке товаров, подлежащих обложению НДС, начиная с 1 января 2004 г. этот налог исчисляется с учетом ставки НДС в размере 18%, а сумма налога, уплаченная в бюджет с авансовых платежей, полученных в счет выполнения таких поставок в 2003 г. с учетом ставки налога в размере 20%, подлежит зачету в общеустановленном порядке.

Налогоплательщикам, занимающимся экспортом, следует учитывать, что нулевая ставка налога может быть применена только в случае, если ими собран и представлен в налоговый орган полный пакет документов, подтверждающих факт экспорта. Список таких документов предусмотрен в ст.165 НК РФ.

Если за 180 дней с момента таможенного оформления предпринимателем-экспортером все необходимые документы не собраны, считается, что он не подтвердил реальность экспорта и должен уплатить НДС.

Однако с выбором ставки налога в такой ситуации возникают споры. Буквальное прочтение абз.2 п.9 ст.165 НК РФ говорит о том, что в данном случае указанные операции "подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10% или 18%". Однако существует и другая точка зрения, заключающаяся в том, что в рассматриваемых случаях следует применять расчетные ставки налога 10/110% и 18/118%. Формально в пользу последней позиции говорит и сама налоговая декларация для экспортеров. В ней по соответствующим строкам указаны именно расчетные ставки налога.

Тем не менее налоговые органы придерживаются первой точки зрения: НДС при неподтвержденном экспорте должен рассчитываться из стоимости контракта, умноженной на стандартные ставки налога. Поэтому, если предприниматель не хочет возникновения споров с налоговыми органами, он должен соблюдать их требования.

Момент определения налоговой базы при реализации (передачи) товаров (работ, услуг) является одним из важнейших вопросов обложения НДС. Его рассмотрению посвящена отдельная ст.167 гл.21 НК РФ. Именно в данной статье впервые в практике российского налогообложения введен новый термин - "учетная политика в целях налогообложения". Ранее, в том числе и при исчислении НДС, применялось более узкое понятие, а именно - "метод определения выручки в целях налогообложения".

Учетная политика в целях налогообложения - более широкое понятие. Она может определять уже не только момент исчисления налоговой базы при реализации, но и ряд других специальных учетных механизмов, позволяющих налогоплательщику правильно рассчитать налог в ситуациях, когда НК РФ предусматривает альтернативные варианты решения какого-либо вопроса или вообще не содержит четких указаний на механизм практической реализации той или иной содержащейся в нем налоговой нормы. В качестве наиболее типичного примера случаев, когда налогоплательщикам бывает необходимо закрепить те или иные используемые ими учетные принципы, можно привести требование раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

Соответственно налогоплательщик в своей учетной политике определяет не дату реализации товаров (работ, услуг) для целей гл.21 НК РФ, а только дату возникновения обязанности по уплате налога (дату включения реализации в налоговую базу для расчета суммы НДС, подлежащих уплате в бюджет).

В соответствии с положениями п.1 ст.167 НК РФ налогоплательщик в общем случае в зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения может использовать один из двух методов определения момента определения налоговой базы в целях исчисления НДС. Момент определения налоговой базы определяется:

1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Если по какой-либо причине налогоплательщик сам не определил, какой способ он будет использовать для целей исчисления и уплаты НДС, то он будет обязан применять способ определения налоговой базы по мере отгрузки. Такой порядок прямо предписан п.12 ст.167 НК РФ. В то же время общеизвестно, что на практике большинство налогоплательщиков-предпринимателей предпочитают использовать метод определения налоговых обязательств по НДС "по оплате", по аналогии с порядком учета своих доходов в целях исчисления НДФЛ.

В связи с этим вопросу правильного оформления документов, фиксирующих выбор налогоплательщиком того или иного момента исчисления налоговой базы по НДС, предпринимателям необходимо уделить повышенное внимание. К сожалению, до вступления в силу положений Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ предприниматели, являющиеся плательщиками НДС, не имели четко оговоренной в НК РФ обязанности сообщать о своем выборе налоговым органам. Это усиливало возможность негативных последствий применения норм п.12 ст.167 НК РФ. Поэтому многие налоговые эксперты и тогда уже рекомендовали предпринимателям оформлять свой выбор каким-либо документом произвольной формы и уведомлять об этом свою налоговую инспекцию.

В настоящее время в названном выше п.12 ст.167 НК РФ за индивидуальными предпринимателями уже прямо закреплена обязанность уведомить налоговые органы о выбранном ими способе определения налоговой базы. Сделать это нужно в срок до 20-го числа месяца, следующего за соответствующим календарным годом, то есть это является ежегодной обязанностью налогоплательщика. Однако официальная форма такого уведомления по-прежнему отсутствует, и, следовательно, предприниматель может его составить в произвольной форме.

Для правильного исчисления налоговой базы при применении принципа "по мере поступления денежных средств" ("по оплате") важное значение приобретает точное определение самого понятия "оплата". Именно поэтому понятие оплаты рассматривается в той же ст.167 НК РФ.

Оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг), за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем собственного векселя. В частности, оплатой товаров (работ, услуг) признаются:

1) поступление денежных средств на счета налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу налогоплательщика (комиссионера, поверенного или агента);

2) прекращение обязательства зачетом;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7