Реферат: Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности
Реферат: Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности
Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Краснодарский юридический институт
(Представительство в г. Армавире Краснодарского края)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Уголовное право»
Тема: «Нарушение авторских и смежных прав в
области интеллектуальной собственности»
Студента 4 курса
Группа ОЗО-3/2001
Анисимова Сергея Александровича
Преподаватель
кандидат юридических наук
Меликян Александр Максимович
Армавир 2002 г.
ПЛАН
Введение.
1.
Авторское право.
2.
Способы незаконного использования
объектов авторского права (аудио- видеопрограмм).
3.
Уголовно-правовая характеристика
преступлений, связанных с нарушением права интеллектуальной собственности.
4.
О крупном ущербе в уголовном праве
применительно к ч.1. ст. 146 УК РФ.
5.
Другие вопросы объективной стороны
преступления.
6.
Уголовно-правовая характеристика
диспозиции ч.2 ст. 146 УК РФ.
Заключение.
Введение
История видеобизнеса в нашей
стране сравнительно немолода. Время 70-х годов - эпохи нелегального и
запрещенного кино на видеокассетах сменилось торжеством дикого пиратского
рынка. С начала 80-х годов были заложены основы очередного специфического
российского кризиса: «пиратское» видео медленно, но уверенно «убивало»
кинопрокат. Третий, современный этап (середина 90-х годов) ознаменован началом
легального, лицензионного видео. Интересно, что инициатором перевода
пиратского видео рынка на легальный, стали сами видеопираты. В настоящее
время в нашей стране существует несколько десятков фирм и компаний, выпускающих
только лицензионную видеопродукцию.
Компания борьбы с видеопиратством под
условным лозунгом «Видео – территория закона», начавшаяся после принятия
Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года, нанесла
мощный удар по видеопиратству, вследствие чего с торговых точек исчезли 3-х
часовые видеокассеты с двумя фильмами. Однако отечественные видеопираты быстро
научились подделывать обложки легальных видеокассет.
Россия характеризуется высоким уровнем
распространения кинопиратской продукции – порядка 70%, по сравнению со средним
показателем 18% для большинства западных стран и 33% - стран Восточной Европы.
Пиратский видеобизнес в России приносит
большие убытки киноиндустрии зарубежных стран, отечественному кинематографу,
российским правообладателям.
Правонарушения в сфере видеобизнеса часто
носят организованный характер, совершая их «пираты» используют
транснациональные связи, контрабандным путем ввозя «пиратские» копии фильмов в
Россию.
Как
правило, следственные действия по ст. 146 УК РФ, связанные с фактами
видеопиратства в большинстве случаев прекращаются на основании малой социальной
значимости последних. Поэтому по сотням и даже тысячам выявленных
правонарушений выносятся лишь несколько обвинительных заключений. А приговоры
видеопиратам выносятся, как правило, не связанные с наказанием в виде лишения
свободы или с отсрочкой его применения. Так в ноябре 2001 года суд г. Армавира
Краснодарского края обвинил одного видеопирата в нарушении авторских прав по
ч.2 146 УК РФ и приговорил к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения
приговора.
Расследование же преступлений, связанных
с видеопиратством, сопряжено со значительными трудностями.
Это связано прежде всего, с тем, что
данный вид правонарушений сравнительно новый. У следователей нет не только
навыков расследования этой категории дел, но даже и соответствующего умения
правильной квалификации содеянного.
Следующая трудность заключается в том,
что российский видеобизнес имеет сложные разветвленные связи,
сконцентрированные в столице. Поэтому, если несколько крупных акций против
продавцов нелегальной видеопродукции, предпринятых в Москве
правоохранительными органами в сотрудничестве фирмами-правообладателями,
нанесли серьезный удар по «пиратам», то в провинции немногочисленные продавцы
легального видео либо свертывают свою деятельность, либо переключаются на
продажу пиратской продукции.
При расследовании таких преступлений
следователи должны использовать помощь сотрудников эксперто-криминалистических
подразделений. Других специалистов.
Столичные же фирмы-правообладатели не
имеют возможности в полном объеме обеспечить информацией и консультациями
сотрудников правоохранительных органов по фактам видеопиратства. Не зная
соответствующей методики нельзя отличить контрафактную видеопродукцию по
внешним признакам от подлинных видеокассет правообладателя.
Предпринимателям, в сфере видеобизнеса
кроме экономических законов – законов «рынка» необходимо знать основы права
интеллектуальной собственности, хотя бы с тем, чтобы не стать жертвами
мошенничества со стороны видеопиратов.
Адвокатам,
осуществляющим защиту обвиняемых, потерпевших по делам о видеопиратстве также
следует иметь представление об особенностях видеобизнеса в России и признаках
квалификации подобных преступлений.
Потребителям – любителям «важнейшего из
искусств», стремящимся приобрести видеофильм с хорошим звуком, идеальной
картинкой и приличным переводом, также необходимо уметь отличать лицензионное
видео от «пиратской» подделки.
Цель
данной курсовой работы помочь понять особенности видеобизнеса и видеопиратства
всем тем, кто обеспечивает охрану и защиту авторского права в данной сфере.
1. Авторское право
Российский
законодатель счел целесообразным включить норму, устанавливающую уголовную
ответственность за нарушения авторских и смежных прав (ст. 146) в главу 19 «Преступления
против конституционных прав и свобод человека и гражданина» УК РФ.
Необходимо
отметить, что отношения, возникающие в связи с созданием и использованием
произведений науки, литературы и искусства, образующих авторское право, а также
фонограмм, исполнений,
постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания,
составляющих смежные права, регулирует специальный Закон Российской Федерации
«Об авторском праве и смежных правах» 1993 г. (далее «Закон») Авторское право
распространяется:
1) на произведения, обнародованные либо необнародованные, находящиеся
в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо
от гражданства авторов и их правопреемников;
2) на произведения,
обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной
форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами — гражданами
Российской Федерации и их правопреемниками;
3) на произведения, обнародованные либо
необнародованные, но
находящиеся в какой-либо объективной форме за
пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками)
—
гражданами других государств в соответствии с
международными договорами Российской Федерации;
4) существующие в какой-либо объективной
форме:
- письменной (рукопись, машинопись, нотная
запись и т. д.);
- устной (публичное произнесение, публичное
исполнение и т. д.);
- звуко- или видеозаписи (механической,
магнитной, цифровой,
оптической и т. д.);
- изображения (рисунок, эскиз, картина, план,
чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т. д.);
- объемно-пространственной (скульптура,
модель, макет, сооружение и т. д.);
- в других формах.
Под охраной уголовного
закона в сфере видеобизнеса находятся также следующие имущественные права
автора (правообладателя): воспроизводить видеопрограммы, распространять
экземпляры видеопрограмм, публично демонстрировать фильмы в кинозалах и по кабельному
телевидению.
2.
Способы незаконного использования объектов авторского права (аудио-
видеопрограмм)
В рассматриваемой нами сфере
существует два наиболее распространенных способа незаконного использования
объектов авторского права.
Первый - закупка заведомо контрафактной продукции у тиражирующих фирм. Иногда
«пираты-продавцы» выискивают своих клиентов у прилавков магазинов или на расположенных
неподалеку остановках транспорта. В других случаях предпринимателям предлагают
готовые контрафактные кассеты
на их же торговых точках. Часто сам «пират» их туда и поставляет. Иногда студии, тиражирующие «пиратскую» продукцию, дают объявления в местных газетах. Так, в
октябре 1999 г. в г. Владивостоке
правоохранительными органами была пресечена деятельность такого
«подпольного» цеха, руководители которого несколько лет открыто через местные СМИ предлагали свои «пиратские» услуги.
Второй способ — изготовление контрафактных
видеокассет. Это связано с дополнительными расходами по приобретению1:
а) видеомагнитофонов;
б) «пиратских» обложек на видеокассеты (то есть,
необходим канал их поставок);
в) специального упаковочного материала
(термоусадочный целлофан), а также приспособлений для «закатки»
видеокассет (может быть использован и простой утюг!);
г) «балок» - чистых видеокассет различного метража;
д) оригиналов видеопрограмм (мастер - кассеты) для их
последующего тиражирования. Кроме того «бизнесмену» придется искать помещение
для тиражирования (используется собственная квартира или квартира
родственников) и нанимать рабочих (часто их роль выполняют родственники предпринимателя).
3. Уголовно-правовая характеристика преступлений,
связанных с нарушением права
интеллектуальной собственности
В
силу ст. 48 «Закона», за нарушение авторских и смежных прав наступает
гражданская, административная и уголовная ответственность. Последний вид
ответственности вытекает из диспозиции ст. 146 УК РФ: «Незаконное
использование объектов авторского права и смежных прав, а равно присвоение
авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб...».
Поскольку
каждый состав преступления представляет собой четыре элемента: объект,
объективная сторона, субъект и субъективная сторона, то и данное исследование
уголовно-правовой характеристики диспозиции ст. 146 УК РФ будет осуществляться
согласно этой классификации преступлений, установившейся в отечественной
уголовно-правовой доктрине.
Объект
преступления — авторские и смежные
права. Напомним, что к объектам авторских прав относят произведения науки,
литературы и искусства. К произведениям искусства относят и видеофильмы,
созданные творческим трудом автора (авторов) и (или) соавторов, с участием
исполнителей (артистов). В понятие «автор» входят и другие термины, упоминаемые
в «Законе»: «составитель», «переводчик», «режиссер-постановщик»,
«художник-постановщик» , причем автором по законодательству России может быть
только физическое, но не юридическое лицо. Разграничение авторских и смежных
прав дается и ст. 1 «Закона».
«Смежные
права» — фонограммы (аудиокассеты и компакт-диски), исполнения,
постановки, передачи эфирного или кабельного вещания (ст. I
«Закона»).
Мы
отметим два обстоятельства разграничения «авторских» и «смежных» прав.
Первое. Субъектом авторских прав является только физическое
лицо, именуемое словом «автор».
Второе. Субъектом смежных прав может быть физическое и
юридическое лицо. Однако для категории «смежных прав» не используется слово
«автор». Субъектами смежных прав признаются: исполнители, производители
фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.
Несмотря
на указанные различия «авторских» и «смежных» прав гражданско-правовом смысле,
ст. 146 УК РФ в одинаковой степени защищает права авторов (авторское право) и
права субъектов смежных прав (смежные права). Именно поэтому ст. 146 УК РФ и
имеет название «Нарушение авторских и смежных прав».
Объективная
сторона преступления, предусмотренная
ч. 1 ст. 146 УК РФ, включает и себя:
а) незаконное
использование объектов авторских и смежных прав;
б) присвоение
авторства;
но в том случае, если:
в) противоправное
деяние причинило крупный ущерб.
Как усматривается из
диспозиции ч. 1 ст. 146 УК РФ, законодатель дает лишь «общий перечень»
способов преступных посягательств на авторские (смежные) права, уходя при этом
от детального либо исчерпывающего перечисления таких способов. Это объясняется
тем, что в тексте закона, конечно, невозможно перечислить все те действия,
которые могут так или иначе привести к преступному нарушению авторских и смежных
прав. Оценку «незаконного использования объектов авторских (смежных) прав»,
«присвоение авторства», а также факт причинения «крупного ущерба» —
производит дознаватель и (или) следователь, а затем и суд.
В
силу ст. 73 УПК РФ, следствие (дознание) обязано доказать, помимо события
преступления, виновности обвиняемого и мотивов совершенного им преступления,
также и другие обстоятельства, влияющие на степень и характер его
ответственности, включая и обстоятельства, характеризующие его личность, в том
числе характер и размер ущерба, причиненного преступлением. Кроме того, органы
дознания и следствия обязаны выявить причины и условия, способствовавшие
преступлению.
Уяснение всех указанных
выше обстоятельств входит в уголовно-правовую характеристику данного
преступного деяния. Кроме того, дознаватель, следователь и прокурор,
осуществляющий надзор за следствием (дознанием), должны учитывать специфику ч.
1 ст. 146 УК РФ: знание четырех элементов состава преступления и, в особенности,
его объекта и объективной стороны. Это играет предопределяющую роль в
расследовании данного вида преступления.
Рассмотрим
первый признак объективной стороны: «незаконное использование объектов
авторских и смежных прав».
Под
незаконным использованием объектов авторского, права понимается их
использование без согласия автора: опубликование, воспроизведение и распространение
произведения; «переработка», внесение каких-либо изменений в само
произведение, в его название или обозначение имени автора; снабжение
произведения иллюстрациями, предисловиями, послесловиями или пояснениями;
использование произведения автора другими лицами, включая перевод на другой
язык; принудительное соавторство. Это также и незаконное распространение
чужого произведения, как-то: реализация, публичное исполнение, представление,
причем вопреки воле автора.
Применительно к
видеокассетам, авторство, то есть право авторов на имя, в некотором смысле
этого слова, как правило, не нарушается, ибо сами авторы, включая и
исполнителей ролей в видеофильмах, режиссеров-постановщиков и др. (видеоконцерты,
видеоклипы и т.д.), получили свое авторское вознаграждение по соответствующему
авторскому договору, передав на определенное время свои исключительные авторские
права видеокомпаниям, а последние передают права на распространение своим
полномочным представителям, например, таким, как: ТОО «Дрим», ЗАО «ВЕСТ-ВИДЕО»,
ЗАО «ВЕСТ», ЗАО «Премьер-Фильм», ООО «Премьер-Видео-Фильм» и многим другим.
Указанные общества либо организации (предприятия), охватываемые единым понятием
«юридические лица» именуются правообладателями.
Однако авторские права
(права авторов видеофильмов, видеоклипов т.д.) все-таки могут нарушаться и при
указанных выше обстоятельствах, исходя только из условий текста авторского
договора. Так, например, согласно авторскому договору, автор (авторы) передал
исключительные права на изготовление и тиражирование видеопроизведений на
условиях получения авторского вознаграждения за каждый единичный случай выпуска
такой видеокассеты в свет. В этом случае как раз автор и будет недополучать
вознаграждение за выпуск в свет каждого произведения. Ущерб при этом наносится,
естественно, и правообладателю.
В данном конкретном
случае, с учетом специфики создания видеопроизведений, под незаконным
использованием объектов авторского права понимается незаконное использование
физическим лицом, в т.ч. даже под эгидой любого юридического лица, права на
изготовление, тиражирование и распространение той или иной записи на
видеокассете, как видеопродукции, принадлежащей конкретному правообладателю.
Тиражирование указанной
видеопродукции или ее сбыт, а равно то и другое действие одновременно без
соответствующей лицензии либо без особой доверенности правообладателя означает
нарушение авторских прав. Сказанное подпадает под прямое понятие «нарушитель
авторских и смежных прав», изложенное в п. 2 ст. 48 «Закона». Так, физическое
или юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона «Об авторских и
смежных правах», является нарушителем авторских и смежных прав.
Итак,
лицо, изготавливающее (выпускающее, тиражирующее) и (или) распространяющее
видеопродукцию путем «перезаписи» (копирование с подлинника в копию) без
разрешения автора либо правообладателя, выпускает «контрафактную продукцию».
«Закон» (ст. 48, и. 4 ст. 49, ст. 50) не раскрывает понятия «контрафактная
продукция», а лишь указывает, что контрафактными являются экземпляры произведения
и фонограммы, изготовление или распространение
которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав (п. 3 ст. 48
«Закона»).
Под незаконным
«воспроизведением» либо «изготовлением» понимается изготовление с помощью имеющейся
записи «контрафактных» повторов этой записи, т.е. экземпляров (копий) записи
на материальных носителях.
Слово «контрафактная»,
«контрафактный» (contrefacon — фр.) означает нарушение прав интеллектуальной
собственности, и в правоприменительной практике России употребляется, как
«нарушающий авторские или смежные права». В последнее время под термином
«контрафактный» подразумевают «пиратский», как производное от английского
неологизма «piracu» — также нарушение прав интеллектуальной
собственности.
В то же время следует
иметь в виду, что «Закон» употребляет слово «контрафактный» лишь по отношению
к экземплярам произведений (и т.ч. видеокассетам) и фонограмм (аудиокассетам
и компакт-дискам, в т.ч. и грампластинкам), а также к экземплярам видеозаписей
исполнений и телевизионных передач. Следовательно, понятие «контрафактности» в
«Законе» находит несколько суженное применение2 .
Страницы: 1, 2, 3
|