Реферат: Национально - государственное устройство и особенности политической системы СССР
Реферат: Национально - государственное устройство и особенности политической системы СССР
ПЛАН:
I. Введение
II.
Национально - государственное устройство и особенности политической системы.
Решение национального вопроса в СССР
1)
Война в нерусских районах России
2)
Центробежные тенденции и
объединительные импульсы
3)
Столкновение между Лениным и
Сталиным
4)
Каким быть Союзу
5)
Политика в области культуры и
религии
6)
Образование Союза
Социалистических Республик
7)
Государственный флаг
8)
Государственный герб
III. Заключение
Список использованной литературы
|
3
4
4
10
12
19
21
25
26
27
28
29
|
I. Введение
В
20-х годах было испробовано много достаточно противоречивых подходов к
созданию «нового социума общей судьбы», который уничтожил бы местный
сепаратизм, нашел бы компромисс между коммунистическими планами всеобщего
объединения и национальными традициями, породил бы новую культуру — «пролетарскую
по содержанию и национальную по форме» (Сталин). Это предполагало укоренение и
вживание национальных коммунистических партий в местные условия; уничтожение
культурных традиций неславянского населения, все большее единообразие условий
жизни и социальных структур; предпочтение отдельных языков и культур в ущерб
другим, чтобы не допустить объединений вокруг национальных движений (например,
татар и казахов); последовательную интеграцию местной промышленности в
государственную.
В
1921—1922 гг. большинство национальных коммунистических партий были очищены от
«подозрительных элементов». В Туркестане местные партийные организации потеряли
75% коммунистов, в Грузии —38%, в Армении —27%. Русские составляли 55%
вступивших в компартию Украины в 1922 г. В 20-е годы поощрялось пополнение
политических кадров за счет местного населения. Результаты такой политики не
замедлили проявиться на Украине (в 1927 г. 72% руководителей были украинцами),
в Белоруссии, на Кавказе. В Средней Азии они ощущались меньше (в 1929 г.
местные жители составляли лишь 16% партийной администрации Узбекистана).
В то
же время, желая уничтожить традиции неславянского населения, центральные власти
начали активно бороться законодательно и на практике с «пережитками
феодального и первобытно-общинного строя». Ряд декретов устанавливал минимальный
возраст для вступления в брак, необходимость согласия жениха и невесты,
отменял калым, похищение невесты, многоженство, левират. В противовес
религиозным и светским судам создавались народные суды. Центральные власти
попытались — правда, без особого успеха — привлечь молодежь и женщин в
общественные организации (комсомол, женотделы), чтобы разорвать путы семьи и
обычаев. Что касается религии, то к мусульманам вначале относились с большей
терпимостью, чем к православным. В декабре 1917 г. правительство гарантировало
мусульманам, что их не будут преследовать как при царском режиме. Им
предоставлялась свобода веры и гарантировалась неприкосновенность культовых
сооружений и предметов, что подтверждалось республиканскими конституциями в
1922—1923 гг., по которым служители культа наделялись равными со всеми правами.
Однако в них ничего не говорилось об антирелигиозной пропаганде. Тем не менее
во второй половине 20-х годов власти изменили свою позицию: конфисковали
имущество, принадлежащее мечетям и медресе, в 1927—1928 гг. уничтожили
традиционные суды и своды законов обычного права, стали закрывать медресе.
Начав общее наступление на религию, культурные и социальные традиции,
унаследованные от прошлого, центральные власти провели настоящую «революцию в
письменности» (десятки тюркских языков перешли на латинский алфавит), расширили
сеть школ, способствовали распространению печатных органов на местных языках.
За всеми этими мероприятиями скрывалась и политическая подоплека: кроме
внедрения новой идеологии и пролетарской культуры, преследовалась цель
развития одних народностей (башкиров, каракалпаков, чей диалект получил статус
литературного языка, киргизов, административно отделившихся от казахов, хотя в
культурном отношении они составляли единое целое) за счет других (татар,
казахов, узбеков), чей стремительный рост вызывал опасения у центра.
Наконец,
союзное правительство осуществило важную сельскохозяйственную реформу (в
Узбекистане, например, 66 тыс. бедных семей получили 320 тыс. га земли). Была
введена уравнительная система распределения воды, организованы комитеты бедных
крестьян, которым надлежало вести классовую борьбу в деревне.
II. Национально – государственное устройство и особенности
политической системы. Решение национального вопроса в СССР
1)
Война в нерусских районах России
В
1921 —1922 гг. постепенно были потушены почти все очаги гражданской войны,
остававшиеся на окраинах страны. Борьба на нерусских территориях бывшей империи
имела и общие, и специфические черты. Мы уже видели некоторые из таких
характерных черт на примере западных районов, где вследствие превратностей
войны внутри самого советского лагеря возникли два национальных государства:
Украинская и Белорусская Советские Социалистические Республики. Обе они обрели
свои внешние границы в результате договора с Польшей.
Остается
рассмотреть ход событий на огромных просторах восточных регионов России, на
территориях, где жили народы, во многом отличающиеся от народов западных
окраин, менее развитые как в экономическом, так и в культурном отношении и,
следовательно, принадлежащие к Азии и колониальному миру — а не к Европе — не
только в силу своего географического положения. Регионы эти отличались
этнической неоднородностью, поскольку исконные жители вели кочевой образ жизни
и в результате тысячелетних миграций по равнинам и степям смешивались с
другими национальными группами.
Гражданская
война в этих регионах также характеризовалась переплетением классовых и
национальных мотивов; но их соотношение и формы менялись от одного района к
другому. Главные проблемы, возникавшие здесь, лишь отчасти могли быть сведены
— подобно тому как это сделал большевистский деятель Раковский на XII съезде
партии — к общему вопросу об отношениях с крестьянскими массами. Вставала и
собственно национальная проблема, хотя лишь у некоторых из этих народов — а
они, как правило, находились на докапиталистической стадии общественной
организации, если не на уровне кочевых или полукочевых племен, — начинало
пробуждаться национальное самосознание. Мировая война, а затем революция
способствовали его подъему. Большевикам, таким образом, повсюду пришлось иметь
дело с националистическими тенденциями, либо только что наметившимися, либо
более развитыми, но которым повсюду следовало противопоставить правильную
партийную политику. Чтобы лучше понять, как развивалась эта политика,
рассмотрим отдельно три главных региона: Кавказ, Среднюю Азию и обширные
пространства Заволжья. Начнем с последнего, послужившего также театром военных
действий, на котором развернулись некоторые решающие фазы гражданской войны.
Заволжье
было населено преимущественно тюркскими народами мусульманского
вероисповедания: татарами, башкирами, казахами (тогда ошибочно именовавшимися
киргизами), которые жили вперемешку с русскими. Все вместе они оказались на
линии одного из главных фронтов войны — борьбы с Колчаком. Большевики сталкивались
здесь с двумя проблемами. Одна, политическая, коренилась в сильном влиянии
ислама и местного мусульманского духовенства: сам нарождающийся национализм
выражался здесь через пантюркистские или панисламистские тенденции. Вторая
проблема носила социальный характер: это был конфликт между местным населением
и русскими крестьянами-колонистами, выступавшими в глазах местных жителей
узурпаторами земель и пастбищ. Свою политическую и организационную работу
среди этих народов коммунистическая партия развернула с помощью двух органов:
правительственного — Наркомата по делам национальностей под руководством
Сталина, и партийного — специальной секции, подчинявшейся практически ему же.
В
1918 г. в период «демократической контрреволюции» националистические группы,
вообще говоря, не пользовавшиеся большим влиянием в массах, как правило,
примкнули к антисоветским коалициям. Участь, постигшая их здесь, была еще
более тяжелой, чем участь промежуточных партий: в рядах белогвардейцев царил
махровый великорусский шовинизм. Поэтому часть националистов перешла к
большевикам (например, башкирская группа Валидова), в то время как другая
часть, например казахская организация "Алаш-орда", стала дробиться и
распадаться; остатки ее групп были смяты и рассеяны во время разгрома белых.
Не
просто обстояло дело и с представителями национальных меньшинств, выступившими
на стороне большевиков. На протяжении нескольких месяцев в 1918 г. существовала
Российская мусульманская коммунистическая партия (большевиков), вскоре
преобразованная в мусульманские организации РКП (б) во главе со своим Центральным
бюро. Наилучшие результаты были достигнуты среди татар. Куда более сложный и
даже трагический оборот приняли события в Башкирии. Здесь конфликты между
русскими крестьянами и башкирами, между башкирами и татарами приобрели крайне
ожесточенный характер и в 1920 г. даже вылились в кровавые столкновения.
Местные Советы в этой борьбе оказались преимущественно на стороне русских и
татар, а не башкир: группа Валидова порвала с большевиками и укрылась в
Туркестане. Напряженность возникала и в отношениях с казахами, хотя до крупных
столкновений дело не доходило.
В
1920 г., когда фронт продвинулся дальше на восток, началась работа по
формированию государственных структур для народностей Заволжья в рамках РСФСР.
Общей характеристики этих народов как тюркских или мусульманских было
недостаточно. Башкирская автономная республика сохранилась и после столкновения
между разными частями местного населения; она занимала юго-западный район
Урала. В районе слияния Волги и Камы была создана Татарская автономная
республика. На широких степных просторах между Уралом, Алтаем и Средней Азией,
там, где ныне раскинулся Казахстан, образовалась Киргизская автономная
республика. Принцип автономии, естественно, распространялся не только на эти
районы и эти народности. После изгнания Врангеля автономная республика была
создана в Крыму, с его сильным татарским меньшинством и конгломератом других
национальностей и народов. В Поволжье первыми (1918) автономию, правда не в
форме республики, а в форме коммуны, получили колонии немцев, поселившихся
здесь, на широте Саратова, еще со времен Екатерины II. Такая же форма была
использована и применительно к карелам на границе с Финляндией. Автономные области
были образованы для коми к северу от Волги, а также вниз по течению великой
реки для удмуртов, марийцев, чувашей и калмыков. Тем самым народности, по
имени которых получали названия эти автономные единицы, возвышались до уровня
наций. Коренное население соответствующих территорий составляло неодинаковый
процент, во всяком случае, оно далеко не всегда преобладало. Большая часть
этих областей, особенно Башкирия, Казахстан, Калмыкия, пострадали от засухи
1921 г., они еще долго испытывали на себе ее последствия.
В
Средней Азии большевики столкнулись с пантюркистскими и панисламистскими
тенденциями. Перипетии борьбы в Туркестане составляют особую главу в истории
гражданской войны. Власть здесь была взята Советами в 1917 г. благодаря
выступлениям русских рабочих, главным образом железнодорожников, и солдат, а
затем защищена в непрерывных боях, в частности, с помощью многочисленных
военнопленных, примкнувших к революции (половина всех иностранцев, сражавшихся
в рядах большевиков, находилась здесь). В январе 1918 г. силой оружия было
подавлено контрреволюционное сепаратистское выступление местной мусульманской
знати, пытавшейся создать «Кокандскую автономию». В апреле состоялось
провозглашение Туркестанской автономной республики и признание ее Москвой. Со
второй половины 1918 г. и на протяжении почти всего последующего года
республика была практически изолирована от центра России. В начале 1919 г.
некоторые из ее руководителей попытались осуществить государственный
переворот. Оккупировав восточный берег Каспийского моря, англичане,
традиционно проводившие здесь антирусскую политику, действовали через своих
агентов с целью установления местного правительства под эгидой эсеров.
Туркестанская республика развернула дипломатическую деятельность, установив
контакты с Афганистаном и приграничными провинциями Китая. Но не все соседи
отнеслись к ней благожелательно: и потому, что она была слишком русской, и
потому, что была революционной, в особенности это относилось к реакционным
феодальным правителям Бухары и Хивы, в прошлом подчинявшихся царской власти, но
сохранявших формальную независимость. Главная слабость республики была
обусловлена ее преимущественно русским характером и неумением ее руководителей
установить с местным населением «братские отношения», способные доказать всему
Востоку, как говорил Ленин, «искренность нашего желания искоренить все следы
империализма великорусского». Поэтому, как только сообщение было восстановлено,
из Москвы в Ташкент выехала специальная комиссия из влиятельных большевистских
деятелей (Турккомиссия) во главе с Фрунзе для исправления первоначальных
тенденций, направленных на сохранение превосходства русских. Комиссия сыграла
очень важную роль. В союзе с местными националистическими группами —
младобухарцев и младохи-винцев — она сумела, используя недовольство народных
масс, вызвать к жизни революционное движение в соседних эмиратах. И Бухара, и
Хива, которой возвратили историческое название Хорезм, были провозглашены
советскими народными республиками. Коммунисты теперь в значительно большей
степени, чем прежде, старались усилить классовую борьбу в среде местного
населения, поддерживая беднейших крестьян (дехкан) в их выступлениях не только
против местных правящих классов — мусульманского духовенства, баев, владельцев
земель и стад, но также против зажиточных русских колонистов — местных кулаков
(их поселение на землях, отнятых у кочевников-казахов, стало в 1916 г. причиной
народного восстания; после его жестокого подавления многие казахи вынуждены
были искать убежища в Китае). И все же отношения с местным населением
налаживались с трудом. Этому препятствовали различные факторы: пренебрежительное
отношение к местным жителям в начальный период, неуважение их традиций,
особенно религиозных, стремление форсировать революционный процесс (т. е.
осуществить Октябрь в условиях общества, по существу находившегося на
докапиталистической стадии развития), политика военного коммунизма, быстро
наступивший разрыв с националистическими партиями Бухары и Хорезма,
экспансионистские происки соседних государств, особенно Афганистана, не говоря
уже об интригах англичан.
В
результате большевики столкнулись с широким движением мятежников —
басмачеством. Басмачи, банды которых еще до революции действовали между
границей и Ферганской долиной, выступали под подчеркнуто
религиозно-политическими лозунгами. Сфера их действий распространялась на
обширную территорию. Внутри их собственного движения сталкивались и враждовали
противоположные течения: здесь имелись группы, воодушевленные идеей борьбы
мусульман против неверных, были и пантюркистские группы (одним из таких течений
руководил бывший турецкий сановник Энвер-паша, сначала придерживавшийся
прогерманской ориентации, потом сблизившийся с большевиками и, наконец,
выступивший против них в роли одного из главарей басмачества; то же можно
сказать и о Валидове, порвавшем с большевиками и с Башкирией). Подлинная сила
движения заключалась в его крестьянской базе. Переход к нэпу помог местным
коммунистам исправить их главные экстремистские ошибки. Наряду с советскими
учреждениями признание получили мусульманские школы и суды. Только что начатая
аграрная реформа была приостановлена и видоизменена так, чтобы не оказались
затронуты земли вакуфов, то есть религиозных общин, управляемых духовенством.
Тем самым были подорваны корни движения. Басмачи, которые в 1922 г. были еще
сильны, в 1923 г. потерпели тяжелые поражения. Тем не менее вооруженная борьба
за ликвидацию очагов их сопротивления затянулась вплоть до 1926 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|